Глава Pixar о динозаврах, вакансиях и отсутствии тест-просмотров

Обсудить0

В начале ноября Москву посетил президент Pixar Джим Моррис. Он привез с собой новые материалы из грядущих релизов студии, в том числе душераздирающую сцену из «Хорошего динозавра», и рассказал КиноПоиску несколько секретов фирмы. Спойлер: лучшие продюсеры — женщины.

В начале ноября Москву посетил президент Pixar Джим Моррис. Он привез с собой новые материалы из грядущих релизов студии, в том числе душераздирающую сцену из «Хорошего динозавра», и рассказал КиноПоиску несколько секретов фирмы. Спойлер: лучшие продюсеры — женщины.

В российской столице у Морриса была насыщенная программа: несколько мастер-классов, в том числе перед студентами-аниматорами и художниками компьютерной графики в рамках Большого фестиваля мультфильмов, презентация новых проектов Pixar для журналистов и партнеров, множество интервью. КиноПоиск встретился с президентом Pixar вскоре после презентации, где Моррис рассказывал о «Хорошем динозавре», «В поисках Дори», «Тачках 3», совсем свежем «Коко» и «Истории игрушек 4». Первым делом делимся впечатлениями от фрагмента из «Хорошего динозавра», рассказывая Моррису, что показанная им сцена беседы юного динозавра Арло и мальчугана Спота на лунном пляже буквально вынула душу. «Вы прослезились? Тогда я доволен», — подмигивает Моррис.

«Хорошего динозавра» Моррис называет едва ли не противоположностью «Головоломки», каламбуря с оригинальным названием: «Это скорее не Inside Out, а Outside in». То есть не изнутри наружу, а совсем наоборот. Если действие «Головоломки» практически целиком происходило в голове у девочки Райли, то «Хороший динозавр» помещен в фотореалистичные пейзажи, а его героям Арло и Споту предстоит большое путешествие по открытым и часто весьма опасным природным пространствам. Динозавру-подростку предстоит увидеть мир и понять, что в нем есть место не только страхам, но и невероятным красотам.

«Хороший динозавр»«Хороший динозавр»

Режиссером «Динозавра» стал Питер Сон, которого поклонники Pixar могут легко представить себе, вспомнив пухлого бойскаута Рассела из мультфильма «Вверх». Вдохновением для этого персонажа был именно он. Сону выпало заменить на режиссерском посту Боба Питерсона. О смене постановщиков и непростой судьбе «Динозавра» КиноПоиск писал совсем недавно.

Почему в Pixar такие истории не редкость? «О да. Такое у нас постоянно случается! — с иронией говорит президент студии. — Думаю, в этом отличие подхода Pixar, и за это нужно поблагодарить Эда Катмулла, Стива Джобса и Джона Лассетера. В первую очередь нам важно сделать свою работу самым лучшим образом. Стив Джобс говорил: нужно постоянно наращивать капитал своего бренда, а не тратить его, не брать в долг. Поэтому если у нас есть проект, который кажется нам не очень удачным, то мы стараемся найти время, чтобы исправить ситуацию. Пусть даже мы затратили на него много усилий. Да, мы могли бы принять проект таким, какой он есть, завершить его и выпустить в срок, но в долгосрочном периоде это выйдет нам боком, аудитория это запомнит. А значит, компания потеряет больше, чем сэкономит на производстве».

Питер Сон, участвовавший в разработке «Хорошего динозавра» с самого начала, занял режиссерское кресло за два года до финальной даты релиза и серьезно переписал историю Арло и его семьи. Учитывая, что создание каждого мультфильма занимает несколько лет, задумываешься: как можно всего за два года полностью переделать фильм? Ведь это работа десятков художников и других специалистов. «Мы уже проходили это с „Рататуем“, где была практически та же ситуация и тот же объем изменений, и с „Историей игрушек 2“, — рассказывает Моррис. — Дело в том, что на первом этапе разработки, когда принимаются ключевые решения, закрывается множество дверей, мы решаем, чего мы точно не хотим делать. Звучит как негативное утверждение, но это не так. На самом деле это просто путь к правильным решениям от обратного. Команда, которая пришла переделывать „Динозавра“, стояла на фундаменте, построенном предыдущей командой. Да, та не смогла довести проект до конца, но уже проделала большую работу и приняла огромное количество верных решений. Поэтому изменения можно было внести за довольно короткий срок».

«Хороший динозавр»«Хороший динозавр»

Семья Арло в «Хорошем динозавре» получилась крайне обаятельной: добрый папа, заботливая мама, слегка брутальный старший брат с массивной челюстью, задиристая курносая сестра — все как у людей, у каждого свой характер. Арло, младший из детей, очень привязан к семье и редко уходил далеко от родной фермы. Поэтому, когда он оказывается вдали от дома, его путь к родным становится настоящим испытанием на прочность, тем более что окружает его не только девственная природа, но и другие, порой весьма кровожадные сородичи-динозавры. Вспоминая «Корпорацию монстров», в которой у каждого члена съемочной группы было по персональному монстру, интересуемся у Джима Морриса, нет ли чего-то подобного в новом фильме. «Персонального динозавра у меня точно нет, но пасхальные яйца уже разложены. Кстати, может, я просто не в курсе, а какой-нибудь динозавр окажется пародией на меня! Даже страшновато думать о таком», — смеется Джим.

Следом за «Хорошим динозавром» Pixar выпустит на экраны, точнее, в океан, забывчивую рыбку Дори. У Дори проблемы с долгосрочной памятью, но она часто разговаривает во сне. Благодаря Немо и его отцу Дори вспоминает отрывки из своего прошлого, понимая, что должна отыскать родителей. Может показаться, что Дори и Арло в чем-то похожи: оба героя отправляются на поиски родных. Однако это обманчивое впечатление. «„Хороший динозавр“ — история о взрослении, тогда как „В поисках Дори“ — кино о том, как почувствовать себя комфортно в своей собственной шкуре, — объясняет Моррис. — Во втором случае наша героиня уже взрослая, сформировавшаяся личность, которой нужно как-то ужиться со своими причудами, страхами, научиться принимать их и оставаться в гармонии с собой». В поисках семьи Дори оказывается в стенах Института изучения морской жизни в Северной Калифорнии и встречает множество странных и забавных персонажей, например осьминога Хэнка с семью ногами и кита-белугу Бэйли.

«В поисках Дори»«В поисках Дори»

В 2017 году у Pixar снова выходят сразу две картины — продолжение «Тачек», в котором Молния МакКуин опять появится на экране вместе со старыми и новыми героями, и мультфильм «Коко» по оригинальному сценарию от создателей «Истории игрушек 3». «Коко» — история мальчика по имени Мигель, который растет в большой семье и вынужден отправиться в подземный мир мертвых, чтобы разгадать древнюю семейную легенду. Все это происходит на фоне празднования Дня мертвых в Мексике. Как в Pixar принимают решения о запуске оригинальных проектов? Известно, что в компании существует своеобразный художественный совет, который рассматривает предложения от потенциальных режиссеров внутри студии. Важно, чтобы идея была авторской и чтобы за ней стояло желание рассказать хорошую историю.

«Наш подход совершенно другой. Мы не проводим никаких исследований аудитории, — уточняет Моррис. — Мы показываем фильм фокус-группам, когда он уже почти готов, чтобы понять, есть ли какие-то моменты, которые непонятны аудитории (хотя нам они могут казаться очевидными), или чтобы отследить какие-то неожиданные для нас реакции. Обычно мы это делаем в тот момент, когда серьезные изменения вносить уже нет времени. Исследования — хитрая штука, ведь они предполагают, что зрители знают, чего хотят. Мы верим, что это не так или не всегда так. Когда делаешь что-то новое, аудитория просто не знает, что ей это может понравиться. Мы ни в коем случае не относимся к зрителям со снобизмом. Зрители — это наше все. Но мы остаемся верны своему видению и стараемся создавать то кино, которое хотим увидеть сами, не пытаясь угадать, что может понравиться кому-то еще. Это вообще проигрышная стратегия. Чрезмерные усилия по завоеванию аудитории обычно оборачиваются провалом. Не знаю, правы ли мы, но мы так чувствуем».

Не принимает Pixar и сценарии со стороны. С этим моментом были связаны многие вопросы от российских студентов, пришедших на мастер-класс Морриса в Московскую школу кино. Как предложить вам идею? «Мы разрабатываем проекты, рожденные внутри студии. Нам важно, чтобы режиссер горел желанием рассказать свою историю, чтобы в основе были его личные эмоции и переживания. „В поисках Немо“ родился благодаря тому, что Эндрю Стэнтон стал отцом и пытался справиться с новой для себя ролью. „Головоломка“ появилась в результате наблюдения Питом Доктером за своей дочерью-подростком. Мы уверены, что именно персональная вовлеченность режиссера позволяет создать историю, которая затронет чувства зрителей», — качает головой президент Pixar.

Джим Моррис в Москве / фото: Элен НелидоваДжим Моррис в Москве / фото: Элен Нелидова

«Хорошо, а как тогда попасть к вам на работу? — не унимались российские студенты. — На сайте очень сложно увидеть открытые вакансии. За три года ни разу не было открытой позиции!» «Ну, дело в том, что из Pixar люди увольняются редко, — улыбается Моррис. — На самом деле за последние десять лет штат Pixar вырос с 800 до 1200 человек. То есть иногда мы все-таки набираем людей. Есть программа стажировок для студентов 2—3 курсов различных специальностей. Каждый год у нас около 200 стажеров. Потом, когда у нас открываются вакансии, мы часто берем именно их. Кстати, у нас есть русские сотрудники!»

Во время презентации Моррисом новых проектов Pixar в глаза бросался любопытный факт: у всех грядущих фильмов студии режиссеры — мужчины, а продюсеры — женщины. Денис Рим, Линдси Коллинз, Дарла К. Андерсон — на их продюсерских плечах лежат грядущие пиксаровские релизы. «Действительно, женщины у нас больше преобладают в производстве и менеджменте, занимая лидерские позиции, а среди режиссеров их не так много. У нас есть один проект в разработке режиссером-женщиной, есть еще одна режиссер-женщина помимо этого. Так что в режиссерском цехе у нас с женщинами туговато. Среди претендентов на работу, которых мы рассматриваем, девушек тоже не так много. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы соотношение было более сбалансированным. Мы над этим работаем. Мое персональное наблюдение: лучшие продюсеры — женщины. Я работал много лет с Кэтлин Кеннеди. Сейчас она возглавляет LucasFilm. Она выдающийся продюсер. Честно говоря, не знаю, почему именно так происходит. Можно, наверное, строить всевозможные психологические теории».

До прихода в Pixar в 2005 году Джим Моррис проработал много лет в Industrial Light and Magic у Джорджа Лукаса. Его имя в качестве продюсера или супервайзера визуальных эффектов значится в титрах полусотни фильмов — от «Бездны» до «Халка» и «Людей в черном 2». Так что Моррис наблюдал за развитием цифровых технологий буквально в прямом эфире. Чего ему по-прежнему не хватает в работе над проектами Pixar? «Сейчас можно создать практически любое изображение, но процесс, увы, по-прежнему может быть долгим и обременительным, — говорит Джим Моррис. — Мы работаем над развитием инструментов, которые позволят художникам создавать изображения в режиме реального времени и более интерактивно. Тогда художники смогут быть более гибкими, предлагать больше вариантов и делать это быстрее. Будет чудесно, если мы сможем снимать фильмы быстрее и дешевле, но мой опыт в кино подсказывает, что так не бывает. Поэтому остается искать возможности для художников. Это как с драфтами сценария: чем больше версий вы напишете, тем выше шанс, что у вас получится более крепкая история».

«Головоломка»«Головоломка»

Карьера Морриса выглядит образцовой. А что президент Pixar считает своей самой серьезной ошибкой? «От этого промаха я уже избавился. Но много лет назад, когда я работал ассистентом режиссера в телевизионной рекламе, я старался все-все контролировать, каждую микроскопическую деталь, из-за чего на площадке превращался в настоящее чудовище. Мне повезло, что режиссеры, с которыми я работал, помогли мне от этого избавиться. Наверное, это была самая большая моя ошибка — не давать людям делать свою работу».

Напоследок КиноПоиск попросил президента Pixar дать совет будущим кинематографистам, мечтающим работать в сфере анимации и компьютерной графики. «Мой первый совет — не сдаваться, — говорит Моррис. — Все, кто увлеченно работал и горел желанием заниматься анимацией или визуальными эффектами, нашли способ пробиться в индустрии. Второй важный совет — получите образование. Часто говорят, что это не главное, в киношколу ходить необязательно, нужно просто начать работать в индустрии и познавать все на практике. Это хорошо для старта карьеры, но если вы собираетесь в дальнейшем снимать свое кино и хотите создавать волнующие истории, то без школы, без университета никуда. Изучайте не только кино. Пусть это будет антропология, литература, театр. Приходите в индустрию не только с желанием, но и с тем, что хотите сказать».

Смотрите также

Стали известны лауреаты премии VES за визуальные эффекты

3 февраля 2016

Обзор бокс-офиса США (27.11—29.11)

30 ноября 2015

Динозавр, который выжил: О новом мультфильме студии Pixar

16 ноября 2015

Оскар-2016: Лонг-лист анимационных фильмов

6 ноября 2015

Главное сегодня

Блог команды: Мы снова показываем «Оскар»! Теперь и на английском языке

Сегодня

Вигго Мортенсен: «„Зеленая книга“ делает людей счастливыми»

Сегодня

У Фонда кино появится новый критерий для отбора проектов

Сегодня

Кристиан Бэйл намерен прекратить радикально менять вес ради роли

Сегодня

Эдгар Райт снимет психологический триллер о Лондоне

Сегодня

«Мстители: Финал»: Фото игрушек раскрыли новые костюмы героев

Вчера

Объявлены номинанты премии «Золотая малина — 2019»

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт