Статьи

Что делать темными ночами? Смотреть кино, конечно!

КиноПоиск отправился в Таллинн, где в эти дни проходит международный кинофестиваль «Темные ночи». Когда-то здесь снимались «Сталкер», «Собака Баскервилей», «Лиля навсегда», а сейчас мы разглядываем полные залы зрителей, смотрим самый популярный фильм — про Северную Корею, находим Ромео и Джульетту в Брюсселе и заново открываем Индию.
Что делать темными ночами? Смотреть кино, конечно!

Зачем киноману ехать в Эстонию? Кто-то вспомнит, что там снимался «Гамлет» Козинцева, «Сталкер» Тарковского и множество других фильмов. Замок Эльсинор был построен как макет на обрыве Тюрисалу, у моря, в 30 километрах от Таллина. Это место до сих пор называют скалой Гамлета. Часть сцен снимали в городе, между башнями Нунне, Сауна и Кулдъялг. Вход в Зону снимался в заброшенном нефтехранилище в эстонской столице, большая часть других сцен «Сталкера» — в районе разрушенной электростанции на реке Ягале. Баскервиль-холл в «Собаке Баскервилей» изображали два таллинских замка.

Таллин играл в советском кино множество ролей, умело маскируясь с помощью художников. Он был и французским городом, и немецким, и даже румынской провинцией. Неудивительно, ведь в городе сохранилась и средневековая архитектура. Монастырь XIII века? Пожалуйста. Городская ратуша XV века в идеальном состоянии? Не вопрос. И дворцы времен Петра I. Уже в нулевых сюда приехал Лукас Мудиссон за депрессивными пейзажами спальных районов для «Лиля навсегда». Совсем недавно по улицам эстонской столицы прогуливались герои рассказов Довлатова под руководством Станислава Говорухина, снимавшего здесь «Конец прекрасной эпохи». Но КиноПоиск оказался в Таллине не на съемках, а на фестивале «Темные ночи», который ежегодно проводится во второй половине ноября.

Два любопытных факта: путеводитель Lonely Planet недавно назвал Эстонию одним из лучших бюджетных направлений для туризма, а в рейтинге свободы интернета от цензуры и политического давления маленькая прибалтийская страна находится на втором месте в мире после Исландии. Цензуру в эстонском интернете КиноПоиск не проверял, а вот в ценах разница с другими европейскими фестивальными столицами ощутимая. Почему это важно? Потому что международный фестиваль «Темные ночи» надеется не просто завлечь публику в кино, но и сделать поездку на смотр привлекательной для туристов. Цены на билеты — от 3,5 до 7 евро, а за 120 евро можно купить абонемент на 30 показов. Деньги — существенный фактор не только для туристов, но и для профессионалов индустрии, которые могут позволить себе приехать на фестиваль для презентации проектов и поиска партнеров.

Таллинский кинофестиваль в 2015 году проводится в 19-й раз. «В этом году приехало 800 гостей. Никогда раньше такого не было!» — говорит Кристина, встречающая в аэропорту прибывающих из других стран журналистов и гостей смотра. Все дело в том, что год назад Международная федерация ассоциаций продюсеров кино (FIAPF) включила «Темные ночи» в список аккредитованных неспециализированных международных конкурсных фестивалей, то есть дала ему тот же статус, которым обладают фестивали в Канне, Венеции, Берлине, Москве, Карловых Варах. Таллин стал пятнадцатым по счету фестивалем этой категории (их еще называют фестивалями класса А, хотя такой официальной формулировки нет). Этот статус — это и признание «Темных ночей» важным профессиональным событием в регионе, и одновременно новые требования к географии конкурсных фильмов. Если раньше основной конкурс фокусировался на европейских и азиатских фильмах, то теперь в нем могут участвовать картины со всего мира.

Когда в 2014 году фестиваль получил новый статус, его директор Тиина Локк сказала, что «Темные ночи» всегда ставили перед собой задачу показать зрителям фильмы высокого качества, с сильным авторским высказыванием, а изменения никак не повлияют на политику смотра. Цели привлечь в Таллин звезд мирового уровня и сделать мероприятие торжеством гламура не было и нет. Аккредитация уровня Каннского кинофестиваля предполагает освещение конкурсных программ ведущими индустриальными изданиями — в Screen и Variety можно найти рецензии на таллинские премьеры. Думается, звезды рано или поздно подтянутся, зато пока эстонские зрители получают возможность увидеть знаковые премьеры других фестивалей во внеконкурсной программе. В этом году в параллельных секциях среди прочих можно обнаружить «Девушку из Дании», «Бруклин», «Стива Джобса», «Трамбо» и «Франкофонию».

Таллинский фестиваль гордится статусом самого большого кинофестиваля северо-востока Европы. Даже даты проведения звучат внушительно — с 13 по 29 ноября, две недели. На самом деле во время «Темных ночей» проходит несколько мероприятий сразу. Например, подфестиваль Just Film показывает кино для детей и подростков, фестиваль Animated Dreams — анимацию, Sleepwalkers — короткометражные фильмы разных жанров. Время сеансов здесь сделано максимально удобным для зрителей: в будни фильмы для подростков стартуют после 14 часов, для взрослых — в 18—19 часов, последний сеанс обычно начинается не позже 21:30, а в выходные фильмы идут с утра. Это кажется несущественным, но именно так получается привлечь максимум зрителей. В прошлом году аудитория «Темных ночей» достигла цифры в 77,5 тысячи человек, что немало для города с населением в 400 тысяч. В этом году уже на старте фестиваля билеты на многие сеансы распроданы заранее.

«Моя тощая сестра»

«Моя тощая сестра»

КиноПоиск свое путешествие по фестивалю начал как раз с кинофестиваля Just Film. В Таллине показывали победителя детской секции Generation Берлинского кинофестиваля, шведскую драму «Моя тощая сестра». Небольшой зал многозального кинотеатра Solaris заполнен подростками целиком, кроме первых двух рядов («Мы не продаем туда билеты. Это неудобные места», — поясняет волонтер на входе). Кажется, школьники пришли сюда прямо после занятий, с рюкзаками.

Шумные подростки стихают, наблюдая за дилеммой, с которой приходится столкнуться полной рыжей девочке Стелле. Рассказать ли родителям, что старшая сестра Катя — умница, красавица и спортсменка — скрывает анорексию? Катя угрожает, что в ответ расскажет всем о влюбленности Стеллы в Джейкоба, тренера по фигурному катанию, и ее откровенных стихотворениях, адресованных взрослому мужчине. Стелла в замешательстве: она привыкла, что Катя — пример во всем, что ей нужно подражать, бегать, заниматься фигурным катанием, отказываться от еды. Но взрослые проблемы, которые девочке нужно решить в одиночку, не ожесточают ее, а наоборот. Стелла чем-то напоминает нескладную героиню «Маленькой мисс Счастье», и, хотя ей не хватает обаяния Эбигейл Бреслин, юная актриса легко переигрывает старшую сестру. Кстати, есть в программе Just Film и российский фильм. Это «14+» Андрея Зайцева.

В основном конкурсе «Темных ночей» тоже есть кино о подростках в лице Black, эдакого «14+» по-бельгийски  С фильмом Зайцева его роднит сюжетная линия под кодовым названием «Ромео и Джульетта в современном городе», вот только Мавела и Марван не просто из разных школ. Они из разных криминальных группировок и национальных общин. Мавела — из Black Bronx, члены которой продают наркотики на улицах Брюсселя, Марван — из 1018, что промышляет мелким воровством, обчищая горожан и туристов. Мавелу предупреждают, что она связалась с опасными ребятами, но она считает Black Bronx своей семьей. Скоро выяснится, что она горько ошибается.

«Black»

«Black»

В Black все по правде. Это не хулиганы с пивом и семечками у подъезда, это жестокие парни с пушками, боевыми псами и своим представлением о том, что круто. Круто, например, изнасиловать впятером девушку из конкурирующей группировки. Проучить за связь с чужаком можно тем же способом. Боли и отчаяния в Black больше, чем любви, но это искренние эмоции. Во многом благодаря убедительным, энергичным работам молодых актеров и такому же энергичному саундтреку. Бельгийский фильм открыто поднимает вопрос адаптации детей мигрантов в европейских странах: герои родились в Бельгии, но по инерции продолжают считать себя чужими только потому, что криминализированное сообщество это поощряет. Роман Мавелы и Марвана эти неписаные правила нарушает дважды, и получается трагический, весьма шекспировский финал.

Едва ли не самый популярный на фестивале «Темные ночи» фильм — документальное кино российского режиссера. Все билеты проданы, не попасть. Это фильм «В лучах солнца» Виталия Манского, участвующий в основном конкурсе. Картина рассказывает об образцовой девочке из Пхеньяна, которая живет в образцовой семье с образцовыми родителями и вступает в Детский союз (вроде пионерской организации). Точнее, такой ленту видели северокорейские власти, заранее написав сценарий, выбрав места съемок, неотступно следуя за российской группой и отсматривая весь снятый Манским материал. Но документалист вместо образцового кино смонтировал практически фильм о фильме. Спасла дополнительная карта памяти в камере, которую не отдавали на ревизию.

«В лучах солнца»

«В лучах солнца»

Вот семья ужинает и отец произносит речь о пользе квашеных овощей кимчи, а вот в комнату входит неприметный человек в темно-сером и начинает руководить: здесь улыбнитесь, ты сиди прямо, мама пусть поддакивает, а кимчи нужно есть не 100 граммов, а 200. Точно так же неприметный человек репетирует с работницами фабрики, где якобы работает отец девочки (на самом деле нет): радостнее, план перевыполнили на 150 %, нет, лучше на 200 %. «В лучах солнца» — кино про ложь и нарисованную на картонке образцовую жизнь, которая есть только в воображении неприметного человека в темно-сером. Масштаб этой лжи подчеркнут операторской работой Александры Ивановой, до этого снимавшей с Манским «Трубу». Это кино снято для большого экрана.

В основном конкурсе «Темных ночей» есть еще один российский фильм — «Инсайт» Александра Котта, а в конкурсе дебютных фильмов значится «Находка» Виктора Демента.

После показа индийской независимой гей-драмы «Лоув» (Loev — искаженное «love», то есть «любовь») зал поднялся, чтобы минутой молчания почтить память Дхрува Ганеша, ушедшего из жизни в начале этого года в возрасте 29 лет. На контрасте богатого Мумбаи и девственной индийской природы «Лоув» рассказывает о двух днях из жизни друзей, музыкального продюсера и бизнесмена. Ганеш исполнил главную роль в этой рискованной картине об отношениях двух мужчин.

Плакат фильма «Лоув»

Плакат фильма «Лоув»

Его партнером стал Шив Пандит, который рассказал после премьеры, что режиссер заманил его в фильм, взяв на слабо: «Я вообще-то в Болливуде снимаюсь в боевиках, комедиях, так что у индийских зрителей совершенно другое обо мне представление. Когда режиссер позвал меня на встречу, он, посмотрев на меня, сказал вдруг: нет, этот фильм не для тебя, прости, чувак, но в другой раз. Я, конечно, сразу заинтересовался». В Индии картину еще никто не видел, да и снимать ее пришлось в секретной обстановке. В стране, где чиновники требуют сократить количество поцелуев в „Спектре“, гомосексуальные отношения в жизни и на экране — табу.

В Таллине на прохожего со всех сторон, с плакатов и цифровых экранов, смотрят волки. Волк на фоне луны — главный символ фестиваля, проходящего темными, почти зимними ночами, а «Золотой волк» — главная награда смотра. Прохожих и зрителей эти взгляды не смущают. Впереди еще целая неделя кинопоказов.

Читайте также
Новости Александр Яценко сыграет в кино вслепую В Туле стартовали съемки драмы «Слепая любовь». В центре сюжета потерявший зрение мужчина, который буквально учится жить заново. Режиссер Александр Котт и продюсер Екатерина Филиппова рассказали КиноПоиску о необычном проекте и сложностях кастинга.
Комментарии (11)

Новый комментарий...

  • 14

    Tayrus 22 ноября 2015, 23:24 пожаловаться

    #

    Спасибо за интересный обзор и красивые фото.

    ответить

  • Dont Mess with Kat 23 ноября 2015, 15:03 пожаловаться

    #

    Ага, особенно последнее — бомба)))

    ответить

  • 5

    El_principe 23 ноября 2015, 12:36 пожаловаться

    #

    Спасибо.
    Материал интересный.

    ответить

  • 16

    dina7911 23 ноября 2015, 13:12 пожаловаться

    #

    Ого! Статус у фестиваля достойный! Думаю, что через время о нём будут знать, как, например, о Санденсе!

    Заинтересовали фильмы «Моя тощая сестра» и «В лучах солнца».

    А вот гей-картина для индусов — это действительно очень смело!

    ответить

  • 2

    Daniyar Dark Knight 23 ноября 2015, 13:31 пожаловаться

    #

    Много интересных фильмов отметил для себя. Познавательно.

    ответить

  • 2

    Oskar-Zmey 23 ноября 2015, 13:59 пожаловаться

    #

    Жалко, что в Эстонии постепенно убирают русские субтитры с кинотеатров, с другой стороны это суверенная страна, которая имеет право гнуть свою политику даже без учета мнения довольно приличной части населения и справедливо получать за это порцию критики. Вот и на кинофестивале «Темные ночи» с русскими субтитрами очень мало фильмов, хотя самые любопытные, слава богу имеют русский перевод. http://2015.poff.ee/…BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B

    ответить

  • 8

    A.G. 23 ноября 2015, 14:57 пожаловаться

    #

    Что-то я не замечаю у себя в Эстонии такой тенденции, чтобы в кинотеатрах убирали русские субтитры. Все фильмы идут у нас в оригинале, которые снабжаются русскими и эстонскими субтитрами (кроме анимационных фильмов для детей). Фестивальное кино всё-таки из другой категории. Если вы внимательно изучите расписание по вашей ссылке, то заметите, что не все фильмы идут даже с эстонскими субтитрами, а только с английскими.

    ответить

  • Oskar-Zmey 24 ноября 2015, 05:26 пожаловаться

    #

    В начале года изучал этот вопрос, местные СМИ писали, что в Таллине с этим все хуже и хуже, а вот в Нарве наоборот. Раз вы местный житель, вам конечно, виднее

    ответить

  • 9

    Морган Фриман 23 ноября 2015, 14:41 пожаловаться

    #

    Плохо только, что это происходит в Эстонии

    ответить

  • 7

    lamusic 23 ноября 2015, 17:22 пожаловаться

    #

    Таллинн — я люблю тебя!

    ответить

 
Добавить комментарий...