всё о любом фильме:
Статьи

Как Англия стала родиной кинематографа

Изобретателем кино был француз из английского Лидса по имени Луи Лепренс, а вовсе не братья Люмьер и уж точно не негодяй Эдисон. Именно такую теорию убедительно рассказывает Дэвид Уилкинсон в своей картине «Первый фильм», попутно пытаясь раскрыть загадочное исчезновение Лепренса в 1890 году.
Как Англия стала родиной кинематографа

Изобретателем кино был француз из английского Лидса по имени Луи Лепренс, а вовсе не братья Люмьер и уж точно не негодяй Эдисон. Именно такую теорию убедительно рассказывает Дэвид Уилкинсон в своей картине «Первый фильм», попутно пытаясь раскрыть загадочное исчезновение Лепренса в 1890 году.

«Первый фильм» в России был показан в рамках фестиваля «Новое британское кино». Представить картину приехал сам режиссер. Дэвид Уилкинсон, актер, продюсер и дистрибьютор независимого кино с 45-летним стажем, но «Первый фильм» стал его дебютом в качестве режиссера. Все прозаично: историю, волновавшую Уилкинсона на протяжении более 30 лет, он не смог доверить другому постановщику, хотя честно неделю попробовал поработать с нанятым режиссером.

Уилкинсон взял на себя и роль ведущего. «Первый фильм» — своего рода детектив, в котором постоянно открываются все новые и новые факты. Почему имя Луи Лепренса, снимавшего кино до Эдисона и братьев Люмьер, неизвестно даже профессионалам от кино? Могли ли его идеи украсть? Был ли он не просто изобретателем кинокамеры, а настоящим режиссером? Почему исчез его архив? Наконец, куда он пропал 16 сентября 1890 года, сев в поезд Дижон — Париж, и почему не менее загадочно погиб его сын, отстаивавший в судах патенты отца?

«Первый фильм» не был бы снят, если бы Уилкинсон не издал книгу о Йоркшире и его роли в кино. Там была упомянута известная ему еще со школы история: именно английский промышленный город стал местом изобретения кинематографа. Это даже отмечено памятной табличкой на одном из домов: «Здесь в 1888 году Луи Лепренс с помощью запатентованной им камеры снял вид моста Лидс, который, возможно, является первым успешным опытом создания киноизображения».

Редакторы журналов, куда книгу отправили на рецензию, возмутились: «Что за бред? Всем известно, что кино изобрели братья Люмьер! Мы не будем писать об этой книге!» Тогда Уилкинсон понял, что обязан снять кино и доказать свою точку зрения. Хотя к недоверию ему не привыкать. Он уже пытался найти деньги на документальный фильм в 1980-е и 1990-е, но интернета тогда не было, а информацию из городских архивов никто не хотел считать достоверным источником. Известно, что пионеров кино было несколько, среди них и англичанин Уильям Фриз-Грин, но о Лепренсе же не было никаких упоминаний.

«Люмьеры и Эдисон потратили огромное количество средств, чтобы доказать, что первенство в создании кино принадлежит им. Именно поэтому они были вписаны в историю. Думаю ли я, что моя картина может это изменить? Она уже меняет. Когда мой фильм вышел в прокат в Великобритании в июле этого года, меня позвали в главную новостную телепрограмму страны. Пять национальных газет из десяти опубликовали полноценные статьи о фильме. Я рассказывал о фильме и на американских телеканалах — от восточного до западного побережья. Если бы я изначально снимал фильм для телевидения, как мне советовали многие друзья, он бы никогда не получил такого резонанса», — поделился Уилкинсон своим мнением с московскими зрителями. И действительно, теперь первые фильмы Лепренса и его биографию найти проще простого, достаточно зайти в «Википедию».

Луи Лепренс

Луи Лепренс

В поисках ответов на свои вопросы Уилкинсон вместе со своим напарником, исследователем и соавтором сценария Ифаном Ша погружается в архивы, подробно изучает биографию изобретателя, расспрашивает музейных работников и киноведов. Они отправляются во французский Мец, где родился Лепренс, и в США, куда Лепренс, очевидно, планировал эмигрировать и где теперь живут его потомки, а одно из главных открытий происходит на кладбище, где Уилкинсон разыскивает могилу тещи режиссера, запечатленной Луи на пленку. Все ради того, чтобы выяснить, когда были созданы три сохранившихся фильма Лепренса и были ли другие кинокартины. Уилкинсон не случайно нанял Ша. Он хотел вместе со зрителями узнавать информацию по мере ее поступления, чтобы не разыгрывать удивление, а действительно совершать открытия прямо в кадре. Правда, есть в картине и постановочный момент, достаточно очевидный.

«Честно говоря, я думал, конец у моего фильма будет печальный: я обнаружу, что все это действительно выдумка, неправда, поэтому никто и не верил в историю Лепренса. Но оказалось, что все совсем наоборот. До сих пор не понимаю, почему за эту историю никто не брался до меня!» — удивляется Уилкинсон.

Уилкинсон не просто искал доказательства первенства Лепренса перед Эдисоном, в лаборатории которого в 1889—1891 годах тоже создавался первый съемочный киноаппарат, но и пытался понять, был ли Лепренс просто инженером или мыслил как режиссер. На эту мысль его навело такое наблюдение: в фильме Лепренса, снятом в саду дома Раундхэй, люди словно играют на камеру, одна из женщин идет задом наперед.

В пользу такого предположения говорит и сохранившийся у праправнучки Лепренса небольшой клочок бумаги, на котором можно обнаружить целый список того, что Лепренс собирался снять. Более того, Уилкинсон уверен, что три сохранившихся фильма (вид моста в Лидсе, сценка в саду Раундхэй и портрет аккордеониста) — это далеко не все, что снял пионер кино. «Вряд ли он остановился в 1888 году. Скорее всего, он продолжал снимать последующие два года. Просто его потомки сохранили только первые три», — считает Уилкинсон. Дэвид выяснил, что в 1890 году Лепренс собирался поехать в Нью-Йорк, чтобы продемонстрировать свои кинокартины, и тогда он публично опередил бы и Эдисона, и братьев Люмьер. Но после поездки во Францию к брату Лепренса никто не видел, и в 1897 году его признали умершим.

Почему же не сохранилось никаких записей? Неужели такой энергичный человек, как Лепренс, не вел никаких записей? Тем более что одним из немногих документальных источников о пионере кино являются мемуары его жены Лиззи. Почему же ее записи сохранились, а его — нет? «Действительно, нет никаких дневников или записей, — с сожалением говорит Уилкинсон. — Его родственники уничтожили весь его архив. Дело в том, что миссис Лепренс, Лиззи, постоянно говорила о пропавшем муже до конца своих дней, а умерла она спустя 36 лет после его исчезновения, и ее дети к тому моменту уже слышать о нем не могли. На дворе был 1926 год. Кино уже на подъеме, о Луи никто не знал, и у них не было никакого желания что-то хранить. Правда, хватило ума сохранить две камеры, несколько кусочков пленки и какие-то документы, но все, что не казалось им важным, просто сожгли. Единственное, что они передали в музей науки в 1930 году, — это три фильма на фотобумаге. История кино к тому моменту уже была написана, и имени Лепренса в ней не было. Я предполагаю, что они сожгли в том числе несколько камер и все фильмы, которые он снимал после 1888 года. Можно догадываться, какой большой костер это был! Знаю по себе, потому что, когда мы продавали дом моей матери в Лидсе (она умерла 10 лет назад), чтобы получить деньги на завершение фильма, мы точно так же сожгли все, что для нас ничего не значило».

Кадр из «Первого фильма»

Кадр из «Первого фильма»

По поводу исчезновения Лепренса в фильме рассматриваются три основные версии: самоубийство из-за долгов, заказное убийство из-за патентов или убийство братом на почве ссоры из-за наследства. У каждой версии есть свои аргументы за и против, и после титров Уилкинсон коварно заигрывает со зрителем. Он начинает было говорить, что сам думает о таинственном исчезновении, и тут пленка засвечивается и обрывается, как сама история Лепренса.

Интересно, что после того, как информация о «Первом фильме» появилась на британском радио, с режиссером связался некий исследователь, утверждающий, что Лепренса могла ликвидировать французская тайная полиция, опасавшаяся новой революции и уничтожавшая потенциальных зачинщиков. Луи, как предположил этот человек, мог вызвать подозрения: он жил в Англии, имел гражданство США, к тому же у него был странный аппарат для записи изображений. Сам Уилкинсон склоняется к версии, что Лепренса убил его брат, но, скорее всего, ненамеренно. Сумма наследства, которое должны были поделить братья, была внушительной, к тому же он был последним, кто видел Луи, и эти последние минуты пребывания Лепренса в Дижоне были сверхподробно описаны в письме его племянницей, еще маленькой девочкой, что вызывает подозрения

Дэвид Уилкинсон

Дэвид Уилкинсон

Где можно увидеть «Первый фильм»? Уилкинсон пока не решил, как распространять свою картину. «Конечно, рано или поздно мой фильм кто-нибудь украдет, и он появится на торрентах. Я слышал, у вас здесь с этим все хорошо», — смеется режиссер. Остается надеяться, что для популяризации истории Лепренса Уилкинсон придумает, как легально показать его большой онлайн-аудитории.

Комментарии (24)

Новый комментарий...

  • 21

    Reynaud 11 ноября 2015, 17:06 пожаловаться

    #

    На самом деле, нет одного «изобретателя кино» — было много людей, сделавших определенный вклад в развитие этого искусства, в результате чего оно и появилось. Луи Лепренс, конечно, незаслуженно забыт, но сдается мне, что режиссер придерживается такой точкой зрения чисто из-за патриотизма. Во многих странах придерживаются своих удобных точек зрения («Братья Складановские» в Германии, например), но мне такие споры кажутся бессмысленными.

    ответить

  • 3

    Langolyer 11 ноября 2015, 18:14 пожаловаться

    #

    Иосиф Тимченко!

    ответить

  • Та самая ботва и с радио и лампочкой.

    ответить

  • 11

    Фицкарральдо 11 ноября 2015, 22:16 пожаловаться

    #

    Можно еще спорить по поводу того что считать первым фильмом. Просто Люмьеры, помимо всего прочего, первыми создали и воплотили в жизнь процесс съемки-создания-позитивов-проецирования который стал стандартом для пленочной кинематографии. У того же Лепренса была куча технических проблем и вряд ли он смог бы повторить успех братьев Люмьер.

    ответить

  • Мне кажется, что это его далеко не первый фильм.

    ответить

  • 18

    Calvin_ Candy 11 ноября 2015, 17:14 пожаловаться

    #

    Весьма интересно, но правды мы естественно никогда не узнаем… И наверное как и многие, слышу о Лепренсе впервые, спасибо за материал!

    ответить

  • 6

    feline 11 ноября 2015, 17:40 пожаловаться

    #

    очень интересный материал
    британцы, как обычно, в своем репертуаре

    ответить

  • 3

    El_principe 11 ноября 2015, 17:52 пожаловаться

    #

    +1 реально в духе англичан.
    а как оно было на само деле неизвестно…
    Плюс, думаю там не один автор был.

    ответить

  • 4

    Langolyer 11 ноября 2015, 18:20 пожаловаться

    #

    Любой человек, серьезно интересующийся историей кинематографа, без проблем всегда мог изучить хронологию и объем вклада каждого конкретного «изобретателя кино» в общее дело. Благо к нашему времени на эту тему написано множество великолепных трудов. Но подобные фильмы все равно полезны, так как расширяют горизонты более насыщенной прослойки «обычных» любителей кино. Что очень хорошо.

    ответить

  • Stratos Devious 11 ноября 2015, 18:58 пожаловаться

    #

    Не слишком глупая теория. Шотландия — телевизор, Великобритания — кино. При всём скептицизме британские фильмы действительно очень ярко демонстрируют настоящее мастерство, стиль и идею, особенно независимое кино. Вполне возможно.

    ответить

  • 1

    shady8108 11 ноября 2015, 19:24 пожаловаться

    #

    Думаю все упомянутые в первом предложении являются его создателями в той или иной степени, а уж кто в какой, мы вряд ли точно узнаем

    ответить

  • 6

    covarrubias 11 ноября 2015, 19:41 пожаловаться

    #

    «негодяй Эдисон» :D

    ответить

  • 1

    Daniyar Dark Knight 11 ноября 2015, 19:52 пожаловаться

    #

    Отличная статья, очень познавательно.

    ответить

  • 2

    Нарт88 11 ноября 2015, 21:29 пожаловаться

    #

    Лепренс не был из Лидса, он родился и вырос во Франции, гражданство тоже у него французское было, просто в Англии и США он разработал свое изобретение

    ответить

  • 1

    kinovrs 11 ноября 2015, 21:46 пожаловаться

    #

    … ох, и как уже надоели эти «британские ученые»; и о, как же я ненавижу этих высокомерных «коренных» англичан)

    ответить

  • 8

    KsUsHa8772 11 ноября 2015, 23:10 пожаловаться

    #

    Товарищи, мне посчастливилось работать в этом проекте, а моё участие в нём началось с банального вопроса, кто действительно изобрёл кино, так как имевшиеся на руках книги из разных стран имели свою теорию на такой казалось бы простой вопрос.

    Дело в том, что Дэвид в каком-то смысле патриотичен. Более 30 лет никто, работавший тем или иным образом в кино не верил в его историю о том, что он родился и вырос в том месте, где был снят первый в мире фильм. Дэвид не обделил вниманием всех 15 пионеров кино и всех их рассматривал как равных соперников в гонке за первенство в его создании, более того, исследовал и тестировал все сохранившиеся камеры тех времен.

    Что Дэвид действительно доказал, так это то, что тот фильм, который снял Лепренс был самым старым, и смог доказать это на все 100%, задействовав различных экспертов. И все эти выводы основаны не на чьих-то словах, а на твердых фактах.

    Короче говоря, для настоящего любителя истории кино, я уверена, фильм станет сокровищем, для дилетантов — ещё очередным фильмом для критики.

    Кстати, если Вы хотите лично пообщаться или поспорить с Дэвидом по данному вопросу, то просто найдите его на Фейсбуке — David Nicholas Wilkinson.

    Всем хорошего вечера! :-)

    ответить

  • 1

    Jet7 11 ноября 2015, 23:36 пожаловаться

    #

    Интересно. Всегда звал его Ле Принцом, и даже не знал, что великий мастер был французом :o
    О Уильяме Фрайс-Грини, каюсь, и вовсе слышу впервые. Он работал в том же году… Сильно! А 1889ом 4ёх+ минутное монтажное кино. Офонареть!!! Действительно на удивление много людей снимали в те первые годы.

    ответить

  • 2

    Sisley1991 12 ноября 2015, 07:57 пожаловаться

    #

    «запатентированной»… Может всё-таки запатентованной?;)

    ответить

  • 1

    Vadyan 12 ноября 2015, 11:11 пожаловаться

    #

    Братья Люмьер точно не первые были. Вообще непонятно откуда этот миф утвердился — к 1895 году уже было куча изобретателей-самоучек с камерой и снятыми видео по всему миру.
    Одессит Иосиф Тимченко, украинец по национальности, летом 1893 года, за 2 года до Люмьеров, сам сконструировал кинокамеру, заснял и осуществил публичный коммерчерский показ (!) картин (именно такое слово тогда применили) «Метатель копья» и «Кавалеристы».

    ответить

  • 1

    Queen_Anna_R 12 ноября 2015, 20:06 пожаловаться

    #

    Убеждена, что часто время стимулирует научные открытия. И Братья Люмьер, и Луи Лепренс и наш Иосиф Тимченко жил в одно время, во время, когда идея «носилась в воздухе». И каждый из них своим путем по-своему дошел до открытий. Не думаю, что кто-то у кого-то «сплагиатил» идею. Ведь даже изобретенные киноаппараты у всех разные. Просто есть научные открытия как результат таланта и труда гениальных людей, а есть понятие «патент», что больше из области «кто успел». И далеко не всегда человек, получивший патент — первый и единственных изобретатель, он первый, кто «подсуетился». Братья Люмьер как раз из этой категории, они просто самые «распиаренные», поэтому официальная история сделала их «создателями кинематографа».

    ответить

  • 1

    lehmr 15 ноября 2015, 12:46 пожаловаться

    #

    Та ситуация, в которой ты не первый год юзаешь КП и потому подобные шокирующие откровения выглядят баянами.

    Жаль ребят, которые с приходом «бета-версии» будут лишены возможности что-то подобное узнать с помощью этого сайта.

    Кстати, если заглянуть в «профиль» Лепренса, то можно заметить, что недавно отыскалось и нечто более раннее, чем 1888.

    ответить

  • DikCinema 20 ноября 2015, 16:42 пожаловаться

    #

    А вот я убежден, что кино изобрели Братья Люмьер, и родина кино — Франция. Уилкинсон в своей картине пытается протолкнуть какую-то уж совсем невнятную историю, которой вряд ли кто-то всерьез поверит (и это говорю я, любитель всевозможных теорий заговоров).

    ответить

  • Huntelaar19 24 ноября 2015, 15:11 пожаловаться

    #

    Главное же, что братья Люмьер первыми устроили публичный сеанс. Одно дело снимать «в стол», а другое — показывать это публике. Не нашёл информации, чтобы Лепренс показывал свои фильмы. Насколько я понимаю в этом первенство братьев, а не в изобретении кинокамеры или съёмках.

    ответить

 
Добавить комментарий...