Статьи

«Гиллиамески»: Автобиография в духе игры Grand Theft Auto

Вслед за своим коллегой из труппы «Монти Пайтон» Джоном Клизом, выпустившим мемуары в прошлом году, воспоминаниями разродился Терри Гиллиам, режиссер и единственный американец среди «Пайтонов». КиноПоиск предлагает вам ознакомиться с некоторыми фрагментами книги Гиллиама, выходящей на русском языке.
«Гиллиамески»: Автобиография в духе игры Grand Theft Auto

Вслед за своим коллегой из труппы «Монти Пайтон» Джоном Клизом, выпустившим мемуары в прошлом году, воспоминаниями разродился Терри Гиллиам, режиссер и единственный американец среди «Пайтонов». КиноПоиск предлагает вам ознакомиться с некоторыми фрагментами книги Гиллиама, выходящей на русском языке в издательстве Corpus.

О своих мемуарах

Эта книга получилась совсем не такой, как мы с моей дочкой Холли задумали. Мы планировали выпустить дорогущий, роскошный подарочный альбом большого формата с моими работами для ценителей изящного искусства. А для тех, кто умеет читать, там была бы подборка занимательных исторических фактов. Увы, стоило включить диктофон, как меня уже было не заткнуть, и в результате вышла автобиография в духе игры Grand Theft Auto: бешеная автомобильная погоня через всю мою жизнь, с заносами и авариями, так что лучшие мгновения со свистом проносятся мимо. В результате, чтобы хоть как-то упорядочить повествование, мне пришлось вставить в него написанные от руки или напечатанные фрагменты, извиниться за эгоцентрический характер моих воспоминаний, назвать тех, кого забыл, исправить вопиющие упущения и призвать своего внутреннего рассказчика к порядку. А ценителям изящного искусства придется приобрести для журнальных столиков что-нибудь другое.

О книгах

Я очень много читал. Больше всего я любил книги шотландского писателя Альберта Пейсона Терхуна, которого, кажется, сейчас в Великобритании почти не знают. Вероятно, потому, что хотя он написал массу замечательных историй о верных собаках, но самая известная, «Грейфрайерс Бобби», все же принадлежит перу другого автора. У нас дома всегда жили собаки, обычно сеттеры, хотя бывали и спаниели, так что мне, чтобы понять эти книги, не нужно было прикладывать гигантских интеллектуальных усилий. Самое приятное в чтении (в отличие от, скажем, игры Grand Theft Auto, которая мне тоже, в общем, нравится) — то, что оно подстегивает воображение и ты сам дорисовываешь всю картину. Как бы ярко автор ни описывал происходящее, все-таки заключительная стадия, на которой мысленный образ из двумерного превращается в трехмерный, целиком и полностью зависит от тебя.

О комиксах

До изобретения видеоигр пагубное влияние на американскую молодежь оказывали прежде всего комиксы. Причем в здешней культуре они имели куда большее значение, чем в британской. Дети росли на «Супермене» и «Бэтмене». В газетах комиксы занимали целый раздел: «Терри и пираты», «Матт и Джефф», «Дик Трейси», «Дэгвуд и Блонди» (старшее поколение зачитывалось «Сорванцами», «Динозавром Герти», «Маленьким Немо» и «Признаниями любителей гренок с сыром»). С самого раннего детства я любил не только читать комиксы, но и подражать их авторам — это было отдельное удовольствие. Стоит что-то нарисовать — и сразу же ясно, хорошо у тебя получилось или нет. В этом для меня и заключалась прелесть комиксов (впрочем, и по сей день я люблю их за это, хотя теперь мне нечасто случается взяться за карандаш) — мгновенная реакция публики. Это вам не фильм снимать и не роман писать, когда годами трудишься, а потом человеку надо пойти в кино или купить книгу, чтобы посмотреть, что у тебя получилось: комиксы сродни театральному представлению. Рисуешь — готово — ба-бах! И зритель сражен наповал, даже если оценил (или не оценил) твою работу только он.

Я всегда по умолчанию считал свое видение мира довольно заурядным и полагал, что другие круче, остроумнее и моднее меня.

Об Эйзенштейне

В Нью-Йорке я открыл для себя иностранное кино (будь то комедии лондонской студии Ealing, фильмы Куросавы или Бунюэля) и осознал, что актеры, стоящие перед камерой, вовсе не обязаны выглядеть как Рок Хадсон или Дорис Дэй (или Джерри Льюис и Дин Мартин, к примеру). И сам фильм необязательно должен быть цветным. Я с жадностью смотрел ретроспективу Чаплина, а с показов Эйзенштейна выходил в задумчивости: «Ничего себе ракурсы!» Видимо, тайная жизнь неудавшегося коммуниста — не путать с коммунистом-неудачником, как меня, скорее всего, обозвал бы сенатор Маккарти — и сделала старину Сергея таким привлекательным для меня. «Чувство кино» Эйзенштейна, пожалуй, единственная книга по киномастерству, которую я когда-либо прочел. Он объединил раскадровку с перемещением камеры — сведения, которые мне показались очень поучительными, хотя я уже тогда противился любым указаниям, даже исходившим от такого великого мастера. Помню, во мне вызвало бурный протест утверждение Эйзенштейна, что если сцена зрительно разворачивается слева направо, то и музыка тоже должна двигаться в том же направлении.

О британском подходе к комедии и начале работы с «Пайтонами»

На первый взгляд мои новые подельники казались солидными людьми: выпускники Оксбриджа в старомодных костюмах, и никаких вам жертв ЛСД в ярких шмотках. Внешность бывает обманчива, но ведь сатирик не обязан быть поклонником контркультуры. Суть британского подхода к комедии в том, что люди не боятся выглядеть смешно, и высокие соображения общественного блага тут ни при чем. Главное — заставить публику смеяться над всякими глупостями, а не пытаться решить ту или иную политическую задачу (хотя справедливости ради должен заметить, что если у вас есть чувство юмора, то вам куда труднее пытать жертву водой). Но они, как ни странно, не покушались на существующий строй, поскольку тогда им не над чем было бы смеяться.

В этом смысле я был менее консервативен, нежели остальные. Мои товарищи были подрывным элементом, но расшатывали систему исподволь, по-британски, пассивно-агрессивным способом, что было куда мягче грубого американского напора, к которому я привык, тогда как я со своими мессианскими устремлениями был бы счастлив, если бы старый мир рухнул с треском. Вполне возможно, что мои будущие коллеги по «Монти Пайтону» относились ко мне с опаской, я же — тогда мне не хотелось это признавать, впрочем, как и в последующие долгие годы — трепетал перед ними.

О «Джабервоки»

Хитрость Бармаглота была в том, что актер в костюме должен был стоять спиной вперед, чтобы лапы чудовища сгибались на манер птичьих. Мне хотелось скрыть, что внутри человек. Но больше всего возни было с лапами: они бессильно болтались. В конце концов мы их сняли в обратной перемотке: когда чудовище отрывало лапы от земли, в обратной перемотке казалось, будто оно тяжело топает, и выглядело это очень убедительно.

О реакции на «Житие Брайана»

Ни на одном другом пайтоновском фильме мы так не веселились, как на «Житии Брайана», и больше всего импровизировали. А когда он вышел и принес нам столько неприятностей, я был на седьмом небе от счастья. Самое приятное, что католики, протестанты и иудеи одновременно выступили против кощунственной трактовки важных религиозных тем. Объединить людей разных верований дорогого стоит, нам же это удалось влегкую — достаточно было задеть их чувства.

Нехватка сна, нехватка времени, нехватка денег и нехватка таланта — вот ключевые факторы, которые в сумме определяют творческий успех.

О «Бразилии»

Те, кто смотрит «Бразилию» с точки зрения XXI века, считают, что изображенный в фильме мир, в котором люди толком ничего не делают, только смотрят старые фильмы на крохотных экранах, дегустируют разные экстравагантные блюда да необдуманно ложатся под нож пластических хирургов, и все это в постоянном страхе террористической угрозы, получился в каком-то смысле пророческим. Как бы сильно мне ни хотелось (учитывая мои мессианские плотницкие корни) примерить мантию пророка, должен признать, что те, у кого есть глаза, могли заметить все это уже начиная с середины 1980-х. Так что в этом смысле «Бразилия» столько же документальный фильм, сколько антиутопия.

О пользе провала «Приключений барона Мюнхгаузена»

Даже четыре номинации «Приключений барона Мюнхгаузена» на «Оскар» не смогли исправить плохую финансовую карму, которую усугубила сперва паутина интриг, сплетенных студией и компанией-поручителем, а потом решение киностудии выпустить в американский прокат мизерное количество копий. Но были в моем новообретенном статусе голливудского изгоя и свои преимущества. Из-за трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться при запуске новых проектов, я снял куда меньше плохих фильмов, чем мог бы, если бы дела шли иначе. Будь у меня время и деньги, я бы наверняка состряпал какую-нибудь фигню, а так моя дурная слава спасла меня от меня же самого, так что, пожалуй, без ангела-хранителя тут явно не обошлось: просто он или она та еще ехидна.

О сценарии «Короля-рыбака»

Для Ричарда ЛаГравенеса это был первый сценарий, и написал он его на пробу, поэтому я поинтересовался, есть ли более ранние версии. Как я и думал, они оказались куда лучше той, что прислала мне студия, то есть на сценариста уже надавили и заставили пойти на компромисс. Но раз уж за дело взялся я, этот номер у студии не прошел. Я не только вернул прежние варианты многих ключевых сцен, но и старался как можно меньше вмешиваться в текст. Обычно режиссеры норовят пометить всю территорию сценария, чтобы показать, кто тут главный, я же решил не делать этого из уважения к автору, и это несвойственное мне самоотречение принесло плоды: единственный раз, когда я все же поддался искушению и внес собственное предложение, эпизод от этого только выиграл.

О «12 обезьянах»

Если хочешь обвести киностудию вокруг пальца и на голливудские деньги снимать европейский артхаус, жизненно важно привлекать к участию в проекте звезд такой величины, как Брюс Уиллис и Брэд Питт. Когда же приступаешь к монтажу, то думаешь уже не о Брюсе с Брэдом, а задаешься вопросом: «Будет ли это работать?»

О режиссуре

Меня регулярно называют режиссером, который снимает авторское кино (и очень многие упорно в это верят — кому же не хочется побыть богом?), я же отшучиваюсь, мол, я не автор, а фильтр — такая штука на конце сигареты, которая одни токсины пропускает, а другие нет. Начинается все с меня — пожалуй, замыслы большинства фильмов принадлежат мне, — но потом я собираю всех остальных, они подают идеи, и начинается творческая чехарда: кто кого обскачет. Моя задача — отбирать из этой массы стоящие предложения. Я не всегда принимаю правильные решения, но по крайней мере тот факт, что их принимаю именно я, должен придавать тому, что я изначально делать не собирался, отчетливую индивидуальность.

Издательство Corpus обещает, что «Гиллиамески» очень скоро окажутся на прилавках книжных магазинов.

Читайте также
Новости Терри Гиллиам устроил конкурс на лучший постер своего фильма В Facebook режиссера можно выбрать полюбившуюся афишу к картине «Человек, который убил Дон Кихота» из нескольких вариантов.
Статьи Глубокий вырез: Какие сцены убирали в СССР из зарубежных фильмов Что показывали советскому зрителю под видом «Конформиста» Бертолуччи и «Клеопатры» Манкевича? Удаленные сцены (строго 18+!) прилагаются.
Новости Apple выпустит сериал по мотивам «Бандитов во времени» Терри Гиллиама Герои приключенческой картины могут отправиться в новое путешествие во времени.
Комментарии (33)

Новый комментарий...

  • 7

    kinovrs 8 ноября 2015, 00:49 пожаловаться

    #

    … живая культовая личность — Терри Гиллиам.

    ответить

  • 3

    Sirius33 8 ноября 2015, 06:54 пожаловаться

    #

    Нужно срочно пересмотреть все фильмы Гиллиама! На первый взгляд, он кажется самокритичным и весёлым человеком, несмотря на различные трудности.

    ответить

  • 5

    El_principe 8 ноября 2015, 00:59 пожаловаться

    #

    мэтр!
    иначе про него не скажешь

    ответить

  • 6

    zumzoom_07 8 ноября 2015, 01:54 пожаловаться

    #

    Классный мужик, и фильмы его все офигенны.

    ответить

  • Не согласен. Только что с друзьями смотрели «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». При том, что зрители мы очень разные (любитель трешака, фанат аниме, и я, весь такой из себя сверхутонченный и гиперинтеллектуальный), спать хотели все. Темы Гиллиам вроде как заявил (война во Вьетнаме, попытка сбежать от действительности двух её участников, гротескное изображение глупой современной действительности), но ни хрена не развил. Как итог: наркотический трип длиной в 2 часа времени. Без сюжета, без движения, без, в конечном итоге, смысла. Зато куча кривляний, идиотских, мотивированных только кокаиновым и эфировым угаром поступков, и полное непонимание того, что за хрень я и мои друзья только что посмотрели.
    Короче, не все его фильмы офигенны. Но «Король рыбак» и «12 обезьян» — прекрасны, да. Как, может быть, и «Бразилия», и некоторые другие киношки.

    ответить

  • 1

    zumzoom_07 8 ноября 2015, 11:38 пожаловаться

    #

    Да, соглашусь про «Страх и ненависть..», я конечно переборщил)

    ответить

  • 1

    kolesandrej 8 ноября 2015, 13:05 пожаловаться

    #

    Вы наверное просто не в теме, для меня Страх и Ненависть один из самых смешных фильмов вообще, первый раз когда смотрел не понравился (нудным показался). Но так получилось что я познакомился с некоторыми препаратами из фильма, могу сказать что фильм почти документальный и очень смешной)))

    ответить

  • 5

    audiovideofil 8 ноября 2015, 14:09 пожаловаться

    #

    Без сюжета, без движения, без, в конечном итоге, смысла. Зато куча кривляний, идиотских, мотивированных только кокаиновым и эфировым угаром поступков, и полное непонимание того, что за хрень я и мои друзья только что посмотрели.
    Одним словом, офигели.

    ответить

  • Ну да, в самом негативном значении этого слова.

    ответить

  • 3

    Letterman 8 ноября 2015, 21:12 пожаловаться

    #

    Даже первая сцена не понравилась ? Не почувствовали драйв? А саунд, Депп тогда еще тортик был, монологи…

    ответить

  • Начало еще ничего, но потом… =(
    Как-то так, увы.

    ответить

  • 3

    kolesandrej 8 ноября 2015, 20:14 пожаловаться

    #

    Насчет кривляний вы не правы, отличная игра актеров — прекрасно осведомленных в этом деле.

    ответить

  • 1

    audiovideofil 8 ноября 2015, 20:21 пожаловаться

    #

    С этим ответом не ко мне. С этим ответом к пользователю НЕслучайный прохожий. :)

    ответить

  • 1

    gnomeo2517 9 ноября 2015, 00:32 пожаловаться

    #

    ознакомьтесь с деятельностью такого человека как Хантер С. Томпсон — может у вас измениться мнение о Страхе и Неависти или вы хотя бы посмотрите на него с другой стороны.

    ответить

  • 2

    bipolar 9 ноября 2015, 12:49 пожаловаться

    #

    Вам следует ознакомится с творчеством старины Томпсона, т. к. данная картина является экранизацией книги. В ней все гармонично.

    ответить

  • 3

    MMMOOVIE 8 ноября 2015, 03:45 пожаловаться

    #

    Гиллиам, конечно, режиссер интересный, но при чем здесь GTA?)

    ответить

  • emersy 8 ноября 2015, 04:09 пожаловаться

    #

    Это у него спрашивать надо
    в результате вышла автобиография в духе игры Grand Theft Auto: бешеная автомобильная погоня через всю мою жизнь, с заносами и авариями, так что лучшие мгновения со свистом проносятся мимо

    ответить

  • 5

    Alex Croft 8 ноября 2015, 09:09 пожаловаться

    #

    Гений. Не меньше.

    ответить

  • 3

    bianca41083 8 ноября 2015, 13:38 пожаловаться

    #

    Мне понравился«Воображариум доктора Парнаса»,на мой взгляд очень интересное кино.

    ответить

  • 1

    informant 8 ноября 2015, 14:01 пожаловаться

    #

    Прекрасный талантливейший режиссёр, долгие годы формировал вкус у зрителей всеобщую страстную любовь к кино, интересный выдающееся человек.

    ответить

  • 5

    Vison 8 ноября 2015, 15:58 пожаловаться

    #

    Не типичный для Америки режиссер, поработавший в многих странах. Большинство его фильмов будут актуальными еще долго.

    ответить

  • 3

    Still_K 8 ноября 2015, 20:52 пожаловаться

    #

    «12 обезьян» в списке любимых фильмов.

    ответить

  • onfol 8 ноября 2015, 21:25 пожаловаться

    #

    Причем тут Grand Theft Auto не понятно.

    ответить

  • 4

    nelegus 9 ноября 2015, 05:03 пожаловаться

    #

    Такой сумасшедший фильм как «12 обезьян», мог снять только сумасшедший… И огромное спасибо ему!

    ответить

  • 1

    asusa3a 9 ноября 2015, 09:40 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью!

    ответить

  • 3

    Stratos Devious 9 ноября 2015, 11:02 пожаловаться

    #

    Отрывок из книги. «Раньше меня называли „Безумный Терри“, но я завязал с криминальным прошлым. Но когда наркоторговцы похитили мою дочь Холли и перевезли в Бразилию, я отправился её спасать. И тут на меня как что-то нашло. Я начал воровать машини, стрелять по мирным жителям и домашним животным, совокупляться с проститутками, врезаться на вертолётах в небоскрёбы, давить экскалатором полицейские автомобили, прыгать с самолёта без парашута, затапливать дирижабли и каждый раз просыпался в своей кровати без единой царапины, вспоминая, что дочку-то искать надо. Но всё начиналось сначала.»

    ответить

  • 1

    Daniyar Dark Knight 9 ноября 2015, 14:14 пожаловаться

    #

    Великолепный режиссер со своим уникальным видением и авторским почерком. Всегда жду его новые картины.

    ответить

  • 1

    Alex Winter 12 ноября 2015, 20:08 пожаловаться

    #

    Когда начал интересоваться Пайтонами, оказалось, что с творчеством одного из них я уже хорошо знаком.

    ответить

 
Добавить комментарий...