«Гиллиамески»: Автобиография в духе игры Grand Theft Auto

Обсудить0

Вслед за своим коллегой из труппы «Монти Пайтон» Джоном Клизом, выпустившим мемуары в прошлом году, воспоминаниями разродился Терри Гиллиам, режиссер и единственный американец среди «Пайтонов». КиноПоиск предлагает вам ознакомиться с некоторыми фрагментами книги Гиллиама, выходящей на русском языке.

Вслед за своим коллегой из труппы «Монти Пайтон» Джоном Клизом, выпустившим мемуары в прошлом году, воспоминаниями разродился Терри Гиллиам, режиссер и единственный американец среди «Пайтонов». КиноПоиск предлагает вам ознакомиться с некоторыми фрагментами книги Гиллиама, выходящей на русском языке в издательстве Corpus.

О своих мемуарах

Эта книга получилась совсем не такой, как мы с моей дочкой Холли задумали. Мы планировали выпустить дорогущий, роскошный подарочный альбом большого формата с моими работами для ценителей изящного искусства. А для тех, кто умеет читать, там была бы подборка занимательных исторических фактов. Увы, стоило включить диктофон, как меня уже было не заткнуть, и в результате вышла автобиография в духе игры Grand Theft Auto: бешеная автомобильная погоня через всю мою жизнь, с заносами и авариями, так что лучшие мгновения со свистом проносятся мимо. В результате, чтобы хоть как-то упорядочить повествование, мне пришлось вставить в него написанные от руки или напечатанные фрагменты, извиниться за эгоцентрический характер моих воспоминаний, назвать тех, кого забыл, исправить вопиющие упущения и призвать своего внутреннего рассказчика к порядку. А ценителям изящного искусства придется приобрести для журнальных столиков что-нибудь другое.

О книгах


Я очень много читал. Больше всего я любил книги шотландского писателя Альберта Пейсона Терхуна, которого, кажется, сейчас в Великобритании почти не знают. Вероятно, потому, что хотя он написал массу замечательных историй о верных собаках, но самая известная, «Грейфрайерс Бобби», все же принадлежит перу другого автора. У нас дома всегда жили собаки, обычно сеттеры, хотя бывали и спаниели, так что мне, чтобы понять эти книги, не нужно было прикладывать гигантских интеллектуальных усилий. Самое приятное в чтении (в отличие от, скажем, игры Grand Theft Auto, которая мне тоже, в общем, нравится) — то, что оно подстегивает воображение и ты сам дорисовываешь всю картину. Как бы ярко автор ни описывал происходящее, все-таки заключительная стадия, на которой мысленный образ из двумерного превращается в трехмерный, целиком и полностью зависит от тебя.

О комиксах


До изобретения видеоигр пагубное влияние на американскую молодежь оказывали прежде всего комиксы. Причем в здешней культуре они имели куда большее значение, чем в британской. Дети росли на «Супермене» и «Бэтмене». В газетах комиксы занимали целый раздел: «Терри и пираты», «Матт и Джефф», «Дик Трейси», «Дэгвуд и Блонди» (старшее поколение зачитывалось «Сорванцами», «Динозавром Герти», «Маленьким Немо» и «Признаниями любителей гренок с сыром»). С самого раннего детства я любил не только читать комиксы, но и подражать их авторам — это было отдельное удовольствие. Стоит что-то нарисовать — и сразу же ясно, хорошо у тебя получилось или нет. В этом для меня и заключалась прелесть комиксов (впрочем, и по сей день я люблю их за это, хотя теперь мне нечасто случается взяться за карандаш) — мгновенная реакция публики. Это вам не фильм снимать и не роман писать, когда годами трудишься, а потом человеку надо пойти в кино или купить книгу, чтобы посмотреть, что у тебя получилось: комиксы сродни театральному представлению. Рисуешь — готово — ба-бах! И зритель сражен наповал, даже если оценил (или не оценил) твою работу только он.

Я всегда по умолчанию считал свое видение мира довольно заурядным и полагал, что другие круче, остроумнее и моднее меня.

Об Эйзенштейне


В Нью-Йорке я открыл для себя иностранное кино (будь то комедии лондонской студии Ealing, фильмы Куросавы или Бунюэля) и осознал, что актеры, стоящие перед камерой, вовсе не обязаны выглядеть как Рок Хадсон или Дорис Дэй (или Джерри Льюис и Дин Мартин, к примеру). И сам фильм необязательно должен быть цветным. Я с жадностью смотрел ретроспективу Чаплина, а с показов Эйзенштейна выходил в задумчивости: «Ничего себе ракурсы!» Видимо, тайная жизнь неудавшегося коммуниста — не путать с коммунистом-неудачником, как меня, скорее всего, обозвал бы сенатор Маккарти — и сделала старину Сергея таким привлекательным для меня. «Чувство кино» Эйзенштейна, пожалуй, единственная книга по киномастерству, которую я когда-либо прочел. Он объединил раскадровку с перемещением камеры — сведения, которые мне показались очень поучительными, хотя я уже тогда противился любым указаниям, даже исходившим от такого великого мастера. Помню, во мне вызвало бурный протест утверждение Эйзенштейна, что если сцена зрительно разворачивается слева направо, то и музыка тоже должна двигаться в том же направлении.

О британском подходе к комедии и начале работы с «Пайтонами»

На первый взгляд мои новые подельники казались солидными людьми: выпускники Оксбриджа в старомодных костюмах, и никаких вам жертв ЛСД в ярких шмотках. Внешность бывает обманчива, но ведь сатирик не обязан быть поклонником контркультуры. Суть британского подхода к комедии в том, что люди не боятся выглядеть смешно, и высокие соображения общественного блага тут ни при чем. Главное — заставить публику смеяться над всякими глупостями, а не пытаться решить ту или иную политическую задачу (хотя справедливости ради должен заметить, что если у вас есть чувство юмора, то вам куда труднее пытать жертву водой). Но они, как ни странно, не покушались на существующий строй, поскольку тогда им не над чем было бы смеяться.

В этом смысле я был менее консервативен, нежели остальные. Мои товарищи были подрывным элементом, но расшатывали систему исподволь, по-британски, пассивно-агрессивным способом, что было куда мягче грубого американского напора, к которому я привык, тогда как я со своими мессианскими устремлениями был бы счастлив, если бы старый мир рухнул с треском. Вполне возможно, что мои будущие коллеги по «Монти Пайтону» относились ко мне с опаской, я же — тогда мне не хотелось это признавать, впрочем, как и в последующие долгие годы — трепетал перед ними.

О «Джабервоки»


Хитрость Бармаглота была в том, что актер в костюме должен был стоять спиной вперед, чтобы лапы чудовища сгибались на манер птичьих. Мне хотелось скрыть, что внутри человек. Но больше всего возни было с лапами: они бессильно болтались. В конце концов мы их сняли в обратной перемотке: когда чудовище отрывало лапы от земли, в обратной перемотке казалось, будто оно тяжело топает, и выглядело это очень убедительно.

О реакции на «Житие Брайана»


Ни на одном другом пайтоновском фильме мы так не веселились, как на «Житии Брайана», и больше всего импровизировали. А когда он вышел и принес нам столько неприятностей, я был на седьмом небе от счастья. Самое приятное, что католики, протестанты и иудеи одновременно выступили против кощунственной трактовки важных религиозных тем. Объединить людей разных верований дорогого стоит, нам же это удалось влегкую — достаточно было задеть их чувства.

Нехватка сна, нехватка времени, нехватка денег и нехватка таланта — вот ключевые факторы, которые в сумме определяют творческий успех.

О «Бразилии»


Те, кто смотрит «Бразилию» с точки зрения XXI века, считают, что изображенный в фильме мир, в котором люди толком ничего не делают, только смотрят старые фильмы на крохотных экранах, дегустируют разные экстравагантные блюда да необдуманно ложатся под нож пластических хирургов, и все это в постоянном страхе террористической угрозы, получился в каком-то смысле пророческим. Как бы сильно мне ни хотелось (учитывая мои мессианские плотницкие корни) примерить мантию пророка, должен признать, что те, у кого есть глаза, могли заметить все это уже начиная с середины 1980-х. Так что в этом смысле «Бразилия» столько же документальный фильм, сколько антиутопия.

О пользе провала «Приключений барона Мюнхгаузена»


Даже четыре номинации «Приключений барона Мюнхгаузена» на «Оскар» не смогли исправить плохую финансовую карму, которую усугубила сперва паутина интриг, сплетенных студией и компанией-поручителем, а потом решение киностудии выпустить в американский прокат мизерное количество копий. Но были в моем новообретенном статусе голливудского изгоя и свои преимущества. Из-за трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться при запуске новых проектов, я снял куда меньше плохих фильмов, чем мог бы, если бы дела шли иначе. Будь у меня время и деньги, я бы наверняка состряпал какую-нибудь фигню, а так моя дурная слава спасла меня от меня же самого, так что, пожалуй, без ангела-хранителя тут явно не обошлось: просто он или она та еще ехидна.

О сценарии «Короля-рыбака»


Для Ричарда ЛаГравенеса это был первый сценарий, и написал он его на пробу, поэтому я поинтересовался, есть ли более ранние версии. Как я и думал, они оказались куда лучше той, что прислала мне студия, то есть на сценариста уже надавили и заставили пойти на компромисс. Но раз уж за дело взялся я, этот номер у студии не прошел. Я не только вернул прежние варианты многих ключевых сцен, но и старался как можно меньше вмешиваться в текст. Обычно режиссеры норовят пометить всю территорию сценария, чтобы показать, кто тут главный, я же решил не делать этого из уважения к автору, и это несвойственное мне самоотречение принесло плоды: единственный раз, когда я все же поддался искушению и внес собственное предложение, эпизод от этого только выиграл.

О «12 обезьянах»


Если хочешь обвести киностудию вокруг пальца и на голливудские деньги снимать европейский артхаус, жизненно важно привлекать к участию в проекте звезд такой величины, как Брюс Уиллис и Брэд Питт. Когда же приступаешь к монтажу, то думаешь уже не о Брюсе с Брэдом, а задаешься вопросом: «Будет ли это работать?»

О режиссуре


Меня регулярно называют режиссером, который снимает авторское кино (и очень многие упорно в это верят — кому же не хочется побыть богом?), я же отшучиваюсь, мол, я не автор, а фильтр — такая штука на конце сигареты, которая одни токсины пропускает, а другие нет. Начинается все с меня — пожалуй, замыслы большинства фильмов принадлежат мне, — но потом я собираю всех остальных, они подают идеи, и начинается творческая чехарда: кто кого обскачет. Моя задача — отбирать из этой массы стоящие предложения. Я не всегда принимаю правильные решения, но по крайней мере тот факт, что их принимаю именно я, должен придавать тому, что я изначально делать не собирался, отчетливую индивидуальность.

Издательство Corpus обещает, что «Гиллиамески» очень скоро окажутся на прилавках книжных магазинов.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

21 февраля 20230
10 февраля 202311
30 ноября 20225
27 ноября 20223

Главное сегодня

Вчера21
Вчера10
23 апреля11
Вчера6
Вчера0
Вчера52
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации