Брэд Бёрд: «Мы растеряли позитивное видение будущего»

Обсудить0

На этой неделе состоялся цифровой релиз фильма Брэда Бёрда «Земля будущего». Мы говорим с режиссером, который только что вернулся из Торонто, где представлял специздание «Стального гиганта».

На этой неделе состоялся цифровой релиз фильма Брэда Бёрда «Земля будущего». Мы говорим с режиссером, который только что вернулся из Торонто, где представлял специздание «Стального гиганта».

Первый мультфильм Брэд Бёрд начал снимать в 11 лет, когда заболел анимацией после экскурсии на студию Disney. Свою короткометражку юный режиссер отослал на студию, и она понравилась сотрудникам. Так 14-летний Бёрд оказался под крылом Милта Кэла, одного из «девяти старцев» — классиков анимации, составлявших костяк студии еще при Уолте.

В 1981-м Брэд покинул Disney и ушел в сценарную работу. Он приложил руку к «Удивительным историям» Стивена Спилберга и написал сценарий к фильму «Батарейки не прилагаются». В 1989 году он помог разработать сериал «Симпсоны», а в конце 1996-го начал разработку своего полнометражного анимационного дебюта «Стальной гигант». Пусть картина не получила должного успеха в прокате, она стала культовой и в этом году будет перевыпущена на Западе с двумя добавленными сценами.

Брэд Бёрд и герой его «Стального гиганта» в Торонто / Getty ImagesБрэд Бёрд и герой его «Стального гиганта» в Торонто / Getty Images

У Брэда Бёрда две премии «Оскар» за «Суперсемейку» и «Рататуй», которые он снимал для студии Pixar. «Земля будущего» возвращает режиссера на студию Disney, определившую его будущее более 40 лет назад.

Впервые интервью с Бёрдом я делала четыре года назад, когда он приезжал в Москву со своей первой художественной лентой «Миссия невыполнима: Протокол „Фантом“». Тогда он был полон энергии, а сейчас его голос по телефону звучит довольно устало. Возможно, сказывается джетлаг, а может, он ожидает неприятных вопросов, связанных с «Землей будущего». Все-таки у картины была довольно нелегкая судьба в прокате. Но у меня нет ни малейшего желания портить нам обоим настроение, ведь Брэд — отличный рассказчик, он всегда умеет ответить развернуто и интересно. К сожалению, наших десяти минут хватило только на шесть вопросов из двенадцати подготовленных, но зато к финалу мы успели поговорить о его следующей работе — сиквеле мультфильма «Суперсемейка».

Брэд, «Земля будущего» начинается на выставке изобретателей. Какое изобретение в фильмах, на твой взгляд, является самым важным?

О, я даже не знаю! Можно вспомнить что-нибудь сексуальное типа автомобиля «Астон Мартин» в «Голдфингере», а можно вспомнить что-нибудь полезное.

Давай вспомним что-нибудь полезное!

Ну, тогда, пожалуй, назову устройство для перемещения между измерениями. Его можно использовать для совершенно потрясающих вещей, но, как и любое великое изобретение, попав в руки злодея, оно может быть использовано ужасно.

В Торонто сейчас много говорили про работу с NASA в связи с фильмом «Марсианин». А ты можешь поделиться своими впечатлениями от работы с ними?

В NASA очень помогли нам. Сначала отнеслись слегка подозрительно, поскольку не представляли, как мы покажем их в фильме. А потом поняли, что я хочу показать, как грустно, что мы так редко летаем в космос и не так, как прежде, относимся к исследованию космоса. Поняли и поддержали. Думаю, движение навстречу покорению планет является гораздо более обнадеживающим действием для нашего коллективного разума, нежели создание новых путей уничтожения друг друга. Многие люди, сознательно думающие об этом, очень эмоционально относятся к NASA, потому что это было мирное предприятие, задуманное для выхода человека в космос и для попытки узнать о существовании иного разума.

У тебя в фильме показан очень крутой магазин. Есть ли у него прототип в реальности, откуда ты черпал вдохновение для будущего, показанного в фильме?

Скажем так, мы черпали вдохновение из надежды, которую выражал сам Уолт Дисней, разрабатывая проект EPCOT. Это было последнее, что он успел сделать перед смертью. Жаль, что он не успел осуществить задуманное. У нас есть только заготовки его замысла, фильм, снятый перед его смертью. Конечно, концепт будущего радикально изменился с того времени, когда его задумывал Уолт. Но если взять на себя задачу собрать самые динамично развивающиеся компании мира и пригласить художников и мечтателей, то можно попытаться представить город будущего, рабочий город. Это потрясающая идея. Такая у нас была основа.

К тому же каждый раз, когда на экране появляется город будущего, он остается в нашем воображении. Например, Фриц Ланг создал великолепный город в «Метрополисе». Потрясающий город был показан в фильме «Облик грядущего». Образы будущего бывают разными. Например, мрачные, как в «Бегущем по лезвию». В общем, мы брали отовсюду понемногу.

EPCOT — тематический парк, являющийся частью центра отдыха Уолта Диснея. Название — акроним от Experimental Prototype Community of Tomorrow, «Экспериментального прототипа сообщества будущего». Утопический город, по словам Диснея, берет истоки от новых идей и новых технологий, которые появляются в творческих центрах американской индустрии. «Это будет сообщество будущего, незавершенное, постоянно представляющее и внедряющее новые материалы и системы. EPCOT всегда будет выставкой изобретательности и воображения американских предприятий», — об этом он рассказывает в документальном фильме, который упоминает Брэд.

Современный мир — довольно мрачное место. Как должен дальше вести себя кинематограф — отражать реальность или напротив, уводить зрителя от нее?

Думаю, и то и другое хорошо. Кино — это зеркало, направленное в разные стороны. Оно может отражать темные уголки, а может быть зеркалом с изюминкой. Только кажется, что оно показывает темноту, но стоит подсветить его с другой стороны, тогда получится окно. Мне кажется, что по большому счету кино отражает наши тревоги. И время сейчас довольно тревожное. Как-то по ходу дела мы растеряли позитивное видение будущего. Мы с Дэймоном Линделофом пытались задаваться вопросом: куда подевалось это видение? Почему его в последнее время так трудно показывать в кино? На «Землю будущего» была странная реакция, люди разделились на два лагеря. Кто-то понял картину и принял ее, а кто-то разозлился. Как будто мы критикуем кого-то за любовь к фильмам с безысходным будущим. Хотя, честно говоря, среди любимых фильмов как у меня, так и у Дэймона есть ленты с мрачным постапокалиптическим будущим вроде все того же «Бегущего по лезвию» или «Терминатора 2» и «Безумного Макса 2». Просто мы считаем, что это не единственное видение будущего, которое имеет право на существование.

В фильмах, где есть роботы, я почему-то больше переживаю за них, нежели за людей. Что нужно сделать, чтобы зритель симпатизировал роботам, этим, казалось бы, бездушным созданиям?

У Деймона и Джеффа Дженсена было несколько идей касательно роботов, но когда я подключился к проекту, то вдохновлялся вот чем. Во-первых, моим любимым мультфильмом Уолта Диснея «Пиноккио». Взять неживой объект, вдохнуть в него жизнь и следить, как он взаимодействует с окружающим миром. Одна из моих любимых сцен в «Пиноккио» — это когда он выходит на сцену и не знает, радоваться ему или бояться. Потом его выхватывает луч прожектора, и он первым делом съеживается, но после ему это начинает нравиться. Зрители аплодируют ему, и Пиноккио поначалу хочет отпрыгнуть — ему страшно, звук аплодисментов ему незнаком. Но он очень быстро понимает, что это хороший звук. Мы видим все глазами новорожденного — персонажа, который впервые сталкивается с миром и удивляется увиденному.

Второй источник вдохновения для очеловечивания робота — скрипка Страдивари. Это инструмент из совершенно другой эпохи, но он был сделан великолепно, с любовью, бережно. И скрипка давала человеку возможность для самовыражения. Многие не могли понять, почему именно этот инструмент издает столь прекрасные звуки. И вот я подумал: что если кто-то смастерит робота, который будет знать, что его миссия — находить мечтателей, и тогда придется вложить в него всю душу? Робот не бездушный предмет, он сосредоточен на важном деле. И если он сделан с такой любовью, то разве не будет в нем частички этой любви? У него же могу появиться чувства, хоть он и не будет знать, что с ними делать. В Афине сочетается мудрость пожилого человека и оптимизм и любознательность ребенка. Она компьютерная скрипка Страдивари.

И последний вопрос. Ты готовишься снимать «Суперсемейку 2». Как изменились персонажи за это время, что с ними будет?

Ну, знаешь, они все такие же невероятные! У меня есть собрание историй, которые мне хотелось поместить в первый фильм, но тогда у нас не хватило времени для них. Или же сюжет свернул в иную сторону, а те истории уже не годились. Но я ждал, когда придет мысль, которая сможет натолкнуть меня на сценарий сиквела — менее серьезный, даже фривольный. Кажется, я кое-что придумал. Теперь осталось взяться за персонажей и встроить их в эту историю.

«Земля будущего» уже доступна в онлайн-кинотеатрах и в iTunes.

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

24 июля 201825
15 июня 201835
14 июня 201811
15 июня 2015116

Главное сегодня

Вчера8
Вчера5
Вчера1
Вчера5
17 апреля18
17 апреля3
17 апреля11
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Вся проблема в том, что большую часть кинозрителей и даже кинокритиков составляет быдло. Все упомянутые картины очень хорошего качества, но быдло не понимает, и они проваливаются в прокате. А Стальной Гигант вообще гениальный мультфильм, но тоже провалился в прокате. Хорошо, что сейчас можно иметь свою собственную видеотеку дома и не зависеть от быдла.

4