Статьи

Образование в кино: Чему учиться — ремеслу или реальной жизни?

Наступил сентябрь, киношколы проводят последние собеседования, а где-то уже стартовали занятия. Для тех, кто до сих пор не может определиться, нужно ли получать образование в сфере кино, мы решили вспомнить, как относятся к киношколам и процессу обучения различные кинематографисты — российские и зарубежные, молодые и маститые.
Образование в кино: Чему учиться — ремеслу или реальной жизни?

«Если бы я решил изучать искусство или остался бы на курсе антропологии, в итоге я бы все равно, скорее всего, оказался в кино. Я просто следовал своим внутренним ощущениям и желаниям, продолжал искать, пока не становилось теплее, тепло, наконец, горячо. У каждого есть какой-то талант. Нужно просто постоянно искать, пока не поймешь, в чем он состоит» (Джордж Лукас).

«Я зашел в класс, а преподаватель сказал: „Если здесь кто-то хочет писать сценарий „Терминатора 2“, лучше вам сразу выйти за дверь“. Я тогда подумал, что это не очень-то хорошее начало. А что если я правда хочу написать „Терминатора 2“? Или мой сосед по парте хочет? Он как будто сказал: „Мы тут серьезными фильмами занимаемся“. „Терминатор 2“ — это вообще-то отличное кино. Кстати, если забрать документы из киношколы достаточно быстро, то можно получить оплату обучения назад. Мое обучение кинорежиссуре состояло в том, что я смотрел фильмы, которые нравились моим любимым режиссерам. А технические моменты я изучал по книжкам и журналам, а теперь ведь можно еще и смотреть целые фильмы с аудиокомментариями режиссера. Из аудиокомментария Джона Стёрджеса к „Плохому дню в Блэк Роке“ можно узнать больше, чем за 20 лет в киношколе» (Пол Томас Андерсон).

«Режиссеру нужно обладать многими качествами. Но самое главное — это умение постоянно учиться. Режиссер — это не что-то законченное. Я снял 15 картин, и все равно мне есть чему учиться. Все время что-то новое для себя открываешь. Во ВГИКе у меня был очень хороший мастер — Игорь Таланкин, который мне очень много дал, в первую очередь понимание каких-то базовых вещей, которые мне потом очень помогали. Когда я пришел на „Мосфильм“ работать ассистентом, для меня открылся совершенно другой мир. Сделать кино (хоть и очень простое) — это сложный процесс. Даже если зритель посмотрит все программы про кино, он не сможет это понять. Это не может понять человек, который не находится внутри. Когда работаешь — сначала ассистентом, потом делаешь первые свои картины, — для тебя открываются совершенно необычные вещи» (Карен Шахназаров).

«Сотни человек говорили мне в мои 17 лет, что я никогда и ни за что не сниму фильм. Меня это не остановило и не сломало. Любому начинающему предстоит нелегкий путь, особенно в нашей индустрии. И если вы не можете пойти вопреки мнению профессора или друзей, которые долго и нудно будут вам говорить, что вы не имеете права на авторство, на свое личное видение, то ничего и не выйдет. Это процесс естественного отбора. Я уверен, что многие ребята в университетах будут поддакивать профессорам со словами: „Да-да, конечно-конечно, у нас ничего не получится!“ А потом... покажут средний палец» (Люк Бессон).

«Меня не взяли в актерскую школу. Но если бы я туда поступил, то я бы не был сейчас здесь, потому что школа бы высушила меня, превратив в просто еще одного актера. Я учился, совершая ошибки, и это помогло мне стать актером другого рода, ведь мне приходилось самому искать решение, как что-то сыграть» (Питер Капальди).

«Процесс обучения кинорежиссуре, мне кажется, не должен сильно отличаться от процесса создания фильма. Я никогда не читал учебники по режиссуре, а читал интервью с режиссерами и киноведческую литературу. Все книжки, которые посвящены работе режиссера, а их, кстати, немного, в отличие от сценарного или операторского мастерства, начинаются с того, что режиссуре научить нельзя. Ей можно только научиться. Это правда. Если вдруг в книжке написано, что это не так, не верьте этой книжке. Если ты хочешь снимать кино и стать режиссером, в 2014 году стыдно еще не начать это делать. Возьми телефон, сними что-нибудь. У тебя буквально, извините, в штанах есть камера. Знаю, есть люди, которые говорят, что им не хватает чего-то, чтобы начать снимать — денег, камеры, опыта, знаний. Ничего подобного» (Алексей Попогребский).

«Я никогда не учился в колледже. Всегда сожалел об этом и завидовал тем, кому удалось получить образование» (Сидни Поллак).

«Лучший совет в моей жизни — честно говоря, он изменил мою жизнь — мне дал дядя, который сказал, чтобы я поступала в актерскую школу, а не шла работать. Работа никуда не денется, говорил он» (Элизабет Бэнкс).

«Хочется быть преподавателем душевным, но я понимаю, что это неперспективный путь преподавания. Я работал несколько лет в Германии, в маленькой школе типа аспирантуры при Гамбургском университете. Она была очень успешной по выпускникам. Так вот, там нужно было работать жестко, ремесленно четко. Я там усвоил этот европейский тип преподавания, который радикально отличается от нашего. Мы привыкли, что нами занимались мастера, которые вкладывали в нас душу. Это называется монологический принцип обучения, когда один мастер тебя опекает. И действительно, Михаил Ромм был как отец родной для нас. Он преподавал, а потом мы ехали к нему обедать, сидели, обсуждали что-то до вечера. Так же вели себя с учениками Герасимов, Довженко. Для России это нормальный, естественный принцип. Но западное обучение несоизмеримо более эффективно. Школа дает человеку профессиональную основу, с разных сторон знаний тебя атакует. Ты изучаешь разные аспекты ремесла, сам выбираешь, что тебе нужно. И на выходе получается профессионал. Выпускники западных школ гораздо более профессиональны. За год-два учебы они получают гораздо больше. Сегодня эта система гораздо более эффективна, чем та, что осталась у нас с советских времен. Это тогда нужно было, чтобы тебя мастер оберегал от внешнего мира, а теперь, наоборот, человек должен на ветру стоять. Сейчас есть возможность снимать, поэтому нужно снимать, снимать и снимать, обсуждать и делать выводы» (Александр Митта).

«Я полагаю, как и многие мои коллеги, что научить человека быть продюсером, как и режиссером, невозможно. Человек либо станет им, либо нет. Можно лишь дать в руки некие инструменты, умения, ремесло. И я верю, что в некоторых кинематографических профессиях, в частности в режиссуре и продюсировании, нужно обучать уже зрелых людей. Я бы не брал на такие факультеты студентов сразу после школы. Говорю как человек, поступивший после школы на режиссуру» (Александр Роднянский).

«Одна из лучших вещей, которые случились со мной, — это то, что я не ходил в киношколу. Я ходил в университетскую библиотеку и читал все подряд, копировал целые книги. Я составил собственную библиотеку докторских диссертаций по проекционной печати. Я вдавался во все технические подробности, но изучение кинематографической эстетики казалось мне слишком солипсистским. Это ведь просто изучение других фильмов. Необходимо тренироваться, нужен хороший наставник. И нужен жизненный опыт. Но, главное, взять камеру и делать фильм. Это самое главное» (Джеймс Кэмерон).

«Множество фильмов сейчас делает упор на визуальную составляющую, а не на игру актеров. Мне кажется, всем режиссерам хорошо бы самим пройти актерскую школу» (Ева Грин).

«Актерская школа не может сделать из вас блестящего актера, зато три года вы будете что-то делать без страха, что вас уволят. Нужно просто действительно все это делать, даже то, что вам кажется бредом» (Юэн МакГрегор).

«Я не учился в киношколе. Я изучал философию, а это обычно редко связано с реальным рынком труда. Тому, как снимать кино, я учился с помощью просмотра фильмов, и, таким образом, моими наставниками были Тарковский, Пеннебейкер и братья Мэйзлс. Что круто в съемках документального кино методом наблюдения, так это то, что учиться приходится очень быстро. Все происходит в процессе, ты бесконечно пробуешь и ошибаешься. Еще мне нравится, что я сам контролирую процесс. У меня нет команды, которая определяет то, как мне снимать, я могу экспериментировать и импровизировать» (Захари Хейнзерлинг).

«Я был великолепным барменом и прекрасным официантом. В каком-то смысле это и была моя актерская школа» (Ник Фрост).

«Я училась сценарному мастерству в киношколе в университете UCLA. Благодаря учебе у меня был повод переехать в Лос-Анджелес, и именно там я встретила нескольких отличных друзей, включая Алекса О’Флинна, который теперь работает со мной в качестве монтажера. К тому же за два года учебы я написала пять полнометражных сценариев. Но я никогда не ждала, что киношкола научит меня снимать кино или рассказывать истории. Я верю, что этому научить нельзя. Киношкола — это просто инструмент, а инструмент сам по себе бесполезен. Чтобы появилось творческое произведение, нужно много чего еще, одного инструмента недостаточно. Нужно смотреть кино, читать сценарии любимых фильмов, смотреть дополнительные материалы со съемок, взять в руки камеру и попробовать снять самому, нужно путешествовать по миру, читать книги, слушать музыку. Использовать все что можно, чтобы прийти к тому состоянию, когда тебе хочется творить и ты с удовольствием это делаешь. Кино — это о том, как мы проживаем свою жизнь. А это происходит совсем не в киношколе» (Ана Лили Амирпур).

«Думаю, самое важное — понимать, что все мы разные. Я никогда не любил теоретический подход к актерской игре. Я не учился актерскому мастерству, так что у меня не было ситуации, когда кто-нибудь ограничивал бы меня словами: „Ты должен играть вот так“» (Иэн МакКелен).

«В киношколе, которую я основал, я говорю — и не в качестве провокации, — что предпочитаю видеть среди учеников вышибал стриптиз-клубов или уборщиков сумасшедшего дома. Ты должен прожить жизнь во всех ее самых простых формах. Мексиканцы говорят: жизнь в чистом виде. Это именно то, что дает молодым людям больше качеств режиссера, чем образование. Подавать заявку на обучение стоит только после того, как ты прошел один и пешком, например от Мадрида до Киева, примерно 2000 миль. Записывай все свои впечатления в пути, потом дай мне почитать свои записи, и я сразу смогу сказать, действительно ли ты прошел это расстояние. За время своего пути ты узнаешь больше о кинорежиссуре, чем за пять лет в киношколе. Твой опыт будет прямо противоположен тому, чему учат в университетах, а университеты — это смерть для кино. Боксер из африканской глубинки лучше подготовлен к профессии режиссера, чем выпускник самой лучшей киношколы в мире. Реальная жизнь — единственное, что имеет значение» (Вернер Херцог).

«А вот Гай Ричи считает, что учиться в актерской школе — худшая идея на свете» (Джейсон Стэйтэм).

«Забавно, что ты поступаешь в актерскую школу, думая, что тебя научат изображать других людей, но на самом деле я скорее научилась быть самой собой. Потому что, только познав самого себя, ты можешь примерить на себя обстоятельства и опыт другого человека» (Лупита Нионго ).

«Своим детям (мы-то с мужем надеялись, что, может, удастся вырастить из кого-то молекулярного биолога, но с нашими генами вышли только актеры и художники) я говорю то же самое, что говорю всем молодым актерам. Определитесь, каким актером вы хотите быть. Есть миллион способов прийти в эту профессию, в шоу-бизнесе много очень разных сфер. Поэтому важно понять, каким актером вы хотите стать, и учиться именно этому. Есть те, кто развлекает публику, есть те, кто придумывает новые виды шоу, есть много чего еще. Я всегда была убеждена, что мне нужно учиться всему, кроме актерского ремесла. Узнавать больше о мире, обо всем, что за пределами актерской профессии. Изучать состояние человека. Именно такой актрисой я хочу быть. Я интересуюсь всем и всеми, не ограничивая себя каким-то одним методом. Я всегда старалась понять, как живут люди — все вообще, а не только те, что родом, как и я, из Нью-Джерси» (Мэрил Стрип).

«Я был не из тех, кому еще в актерской школе прочат успех, но с упорством концентрировался на актерском мастерстве, а не на правильных тусовках или поисках правильного агента. В конце концов спустя десять лет это дало свои плоды» (Эдди Марсан).

Читайте также
Видео и фото Видео: Новый Голливуд за 23 минуты В новом видео изучаем эпоху, которая подарила нам фильмы Фрэнсиса Форда Копполы, Мартина Скорсезе, Денниса Хоппера и других героев бунтарских 1970-х.
Статьи Танцуем в темноте: Какие клипы снимают Линч и Триер 10 мастеров кино, которые направили камеру на поп-исполнителей.
Новости Слух дня: Lucasfilm привлекла Джорджа Лукаса к работе над девятым эпизодом Согласно новой информации, создатель «Звездных войн» призван помочь с продолжением фантастической саги.
Статьи Вступи в меня: Как секты показывали в фильмах И какие актеры оказались в сектах. К выходу хоррора «Паранормальное» о верящих в скорый конец света разбираем причудливые взаимоотношения культов и кинокультуры.
Комментарии (29)

Новый комментарий...

  • 16

    giesel 15 сентября 2015, 12:11 пожаловаться Джейсон Стэйтхем

    #

    И тут выделился своими красноречивыми цитатами (или КП в тренде соц юмора)

    ответить

  • 4

    Alyone 15 сентября 2015, 12:12 пожаловаться

    #

    очень интересная статья!
    а посоветуйте, пожалуйста, какую-нибудь киноведческую литературу или дельные книжки о истрии кино, кто знает?

    ответить

  • Егор Коновалов 15 сентября 2015, 18:03 пожаловаться

    #

    А что интересно? Жанры, эпоха, направление?

    ответить

  • 1

    Alyone 15 сентября 2015, 18:33 пожаловаться

    #

    всё вышеперечисленное)
    или вообще что-нибудь такое, что должен прочитать каждый киноман!

    ответить

  • 7

    Егор Коновалов 15 сентября 2015, 22:04 пожаловаться

    #

    Киноманы разные бывают)
    Кого-то интересует техническая часть кино, кто-то упивается самой драматургией и с увлечение проглатывает сценарии, а кому-то подавай биографии именитых творцов и лицедеев.
    По мне так во всём этом можно найти что-то полезное или просто интересное.
    Если из лёгкого чтива, на стыке перечисленных вариантов, я бы посоветовал серию книг «Профессия: ***» (***-сценарист, режиссёр, режиссёр-киномонтажа, и т. д) Эти книжки представляют собой набор интервью (режиссёров или сценаристов — зависимости от названия естественно) именитых и не очень. + экскурс в историю (золотой фонд).
    Если сценарная часть интересна, то стоит обязательно почитать Роберта Макки или (кому больше нравится) Александра Митту. Для более глубокого анализа приёмов Линду Сегер.
    Если интересна актёрская часть, то смело ищите актёрские книги. Естественно Станиславский и Михаил Чехов. Раньше выходила серия книг с таким названием «Актерская книга», так вот там было полно интересных биографий (Де Ниро, Миронов, Робертс, Уилис…)
    Ну, а для «профи» есть куча учебной литературы. (Гинзбург, Кракауэр, Тарковский и др.)

    ответить

  • Alyone 15 сентября 2015, 23:32 пожаловаться

    #

    спасибо за такой подробный ответ :)

    ответить

  • kashmar_k 15 сентября 2015, 21:24 пожаловаться

    #

    Бешенный Бык, Беспечные Ездоки — отличная книга о кино 70х.

    ответить

  • Alyone 15 сентября 2015, 23:32 пожаловаться

    #

    спасибо!

    ответить

  • 11

    Lich6 15 сентября 2015, 19:10 пожаловаться

    #

    «А вот Гай Ричи считает, что учиться в актерской школе — худшая идея на свете» (Джейсон Стэйтэм).
    Великие цитатки Стэтхэма

    ответить

  • 7

    dalecooper 15 сентября 2015, 19:27 пожаловаться

    #

    Лучше всех об учениках киношкол сказал Финчер — «Господи, какое же дерьмо они снимают!»

    ответить

  • Mister white 15 сентября 2015, 19:53 пожаловаться

    #

    Я бы кстати никогда бы не подумал что Финчер был клипмейкером, хотя визуально почти все его фильмы были хороши.

    ответить

  • 2

    Егор Коновалов 15 сентября 2015, 21:46 пожаловаться

    #

    Он в первую очередь преданный поклонник кино, как и любой другой «самородок»)

    ответить

  • 2

    67889524 16 сентября 2015, 14:22 пожаловаться

    #

    Побольше бы таких статей)
    На мой взгляд, главное чему можно именно научить, так это форме, умению структурировать — речь сейчас идет, не обязательно о шаблонных трех актах, а о том, чтобы из всего этого «жизненного опыта» и «творческого потенциала», можно было собрать интересную историю — а она, на мой взгляд, ключевой компонент, по-настоящему хорошего фильма. Яркие персонажи, отличные диалоги, режиссерские и операторские находки тоже безусловно важны, но именно хорошо рассказанная история, это то, за чем мы ходим в кинотеатры, разве нет? (хотя, если исходить из кассовых сборов, многим куда важней взрывы и нарисованные на компьютере летающие авианосцы)

    ответить

  • Егор Коновалов 19 сентября 2015, 14:21 пожаловаться

    #

    из всего этого «жизненного опыта» и «творческого потенциала», можно было собрать интересную историю
    хорошо рассказанная история, это то, за чем мы ходим в кинотеатры

    «Мы не киноманы и не так уж много знаем о кино… Мы просто любим разные истории, а кино — это всего лишь способ их рассказывать.»(с) Братья Коэны

    Мне кажется, что этому нельзя научить, но можно научиться;)
    Хорошо рассказанная история — не значит хороший фильм!

    ответить

  • 2

    Dullahan 16 сентября 2015, 22:07 пожаловаться

    #

    Чему учиться — ремеслу или реальной жизни?
    вообще-то, и тому, и другому. по большей части, реальной жизни. о ремесле можно из книг многое узнать, и на практике потом дополнить. и, главное, из хороших примеров (фильмов) усвоить урок.
    а то некоторые только и смотрят на производство: что да как надо делать, как одеть, как поставить, что на стены повесить… и совсем забывают о том, как всё это должно выглядеть в итоге.

    а чего нет цитат тарантино?)

    ответить

  • 3

    Егор Коновалов 18 сентября 2015, 14:53 пожаловаться

    #

    «Я никогда не учился в колледже. Для меня колледжем был видеопрокат. Не в смысле, что я всему научился там… Я не знаю, как и чему учат в колледже. Скорее это накопление жизненного опыта. Проведя там четыре года, ты формально должен начинать взрослую жизнь — но на деле ты пытаешься удержаться в этой свободной зоне. Для меня Видеоархив был этой самой свободной зоной. И в конце концов мои амбиции начали выталкивать меня оттуда.»
    (с)Квентин

    ответить

  • 2

    Dullahan 18 сентября 2015, 22:57 пожаловаться

    #

    спасибо :)

    ответить

  • 5

    Mr J 18 сентября 2015, 17:19 пожаловаться

    #

    «Я самоучка: не ходил в киношколу и формально никогда не учил кинопроизводство. Я начал снимать, когда мне было семь лет: я брал отцовскую камеру Super 8 и свои игрушки, а потом делал своеобразную stopmotion — анимацию. Когда я вырос, я просто продолжил снимать. Со временем фильмы стали больше, надеюсь, лучше и сложнее, но ни разу в своей жизни я не бросал съемки» — один малоизвестный англо-американский режиссер Кристофер

    ответить

  • С одной стороны, забавно, а с другой — совершенно закономерно и понятно, что Мерил Стрип говорит.. то, что она говорит. «Я всегда была убеждена, что мне нужно учиться всему, кроме актерского ремесла. Узнавать больше о мире, обо всем, что за пределами актерской профессии. Изучать состояние человека» — но только при этом она окончила колледж «Вассар» и Йельскую школу драмы, престижнейшие актёрские ВУЗы Штатов. И ещё некоторое время обучалась актёрскому Искусству в Дармутском колледже. В каждом из этих учебных заведений она изучала именно «драматическое мастерство» — то есть, актёрское Искусство.

    И, могу сказать, что совершенно ожидаемы и закономерны её слова. Потому что, с чего вообще люди взяли, что обучаться в актёрской студии (школе, ВУЗе, не суть — всё названия одного и того же), значит слушать, как тебе говорят, как играть. Абсолютно нет. Там даётся направление, там даются новые и, порой, неожиданные ходы (техники, профессиональные стилистики, принципы подхода к профессии), наконец (самое, по-моему, ценное), там даются многочисленные и разнообразные тренинги, «прокачивающие» необходимые артисту технические навыки (с собственно, «игрой», «проживанием» или «изображением другого человека» чаще всего связанные очень опосредованно). Но там точно никто не будет учить тебя, «как надо» — наоборот, сейчас вообще в тренде сотворчество, соответственно, как никогда актуально стало пробуждение творческой свободы в возможном будущем артисте. Ну и, наконец, каждый преподаватель хотя бы по разу в год, но упоминает там легендарную максиму о том, что актёром нельзя научить быть, можно только лишь научиться. И всегда там делается упор именно на то, что росту в этой профессии способствует лишь глубочайшее познание себя и жизни за пределами себя и постоянное приращение опыта, постоянные пробы и ошибки (и победы), опыт и труд-труд-труд; что только из окружающего мира (ну и из себя) мы и черпаем то, что по-настоящему в работе необходимо.

    ответить

  • _Римлянин_ 21 сентября 2015, 20:27 пожаловаться

    #

    Спасибо за толковый пост.

    ответить

  • DikCinema 6 октября 2015, 18:29 пожаловаться

    #

    Спасибо за замечательную подборку. Да, этот вопрос конечно никогда не устареет, хотя ответ на него у большинства все же одинаков, судя по цитатам и интервью — школы могут дать лишь некоторые технические знания, но видение, навык и талант — это нужно развивать самому, и только самому, при помощи книг, фильмов, воображения и прочего. И я с этим полностью согласен!

    ответить

 
Добавить комментарий...