Статьи

Заходи в сеть: Кино под влиянием интернета

Роман с операционной системой, жизнь после смерти благодаря социальным сетям и скайп-терроризм — в честь выхода в российский прокат десктоп-хоррора «Убрать из друзей» КиноПоиск не только побеседовал с режиссером Лео Габриадзе, но и разобрался в том, как социальные сети и виртуальное пространство становятся полноправными персонажами в современном кино.
Заходи в сеть: Кино под влиянием интернета

Роман с операционной системой? Пожалуйста. Скайп-терроризм, пусть и сверхъестественного толка? Не вопрос. Жизнь после смерти благодаря информации из социальных сетей? И это возможно. Кинематограф прочно обосновался на территории виртуальных коммуникаций, черпая вдохновение в том, как меняется образ жизни людей благодаря повсюду проникающим гаджетам. Часто это уже не научная фантастика, а вполне себе узнаваемое настоящее.

9 июля в российский прокат вышел десктоп-хоррор «Убрать из друзей». КиноПоиск побеседовал с режиссером Лео Габриадзе и узнал, как социальные сети и виртуальное пространство становятся полноправными персонажами в современном кино.

Как выглядит онлайн-любовь в кино

Недавно в российский прокат вышла камерная независимая драма испанца Карлоса Маркуса-Марсета «10 000 км: Любовь на расстоянии». Ее герои — молодая супружеская пара, которой предстоит долгая разлука. Она получила грант на годичный фотопроект в Лос-Анджелесе, он не может оставить работу учителем в Барселоне. Впрочем, что такое год, когда можно ежедневно общаться (и даже заниматься виртуальным сексом) с помощью онлайн-видеосвязи?

«Когда я уехал учиться в США, я общался с большинством своих друзей из Барселоны по скайпу, и меня всегда поражало, что мы, получается, коммуницируем при помощи инструментов кино — камеры и экрана. Тогда я впервые задумался об истории, которая бы включала в себя это. Сначала я решил, что невозможно построить сюжет всего лишь с двумя героями и видеосвязью. Добавил много дополнительных героев, но ничего не выходило. Тогда я вернулся к первой версии. Оказалось, что самые сильные сцены — это именно процесс общения двух любящих людей и их драма», — говорит режиссер Карлос Маркус-Марсет.

Для его героев скайп-отношения становятся настоящим испытанием: нечеткая и пропадающая картинка, помехи связи точно блекнущие воспоминания друг о друге, постепенный разрыв реальной связи между людьми. Способ коммуникации становится частично и способом съемки. Карлос посадил актеров в разные квартиры, записывая их по очереди на обычную камеру и постоянно на веб-камеры. Актеры, как и герои фильма, видели друг друга на экране ноутбука.

«Меня это ужасно бесило, но удивительным образом помогало войти в роль. Потому что связь действительно постоянно прерывалась, пока мы снимали в Барселоне, и мы постоянно кричали на технику. Играть, глядя в компьютер, временами было сложно, но ты просто учишься обращать эти эмоции в то, что нужно для персонажа», — вспоминает актриса Наталия Тена.

«Порой мы были удивлены, как красиво выглядит изображение с веб-камеры. Черт возьми, неужели так красиво можно снять просто с помощью ноутбука? А иногда картинка, конечно, была ужасной. Хуже всех было нашему оператору. Он ужасно переживал, ведь он совершенно не мог контролировать изображение, которое дает веб-камера, автоматически подстраиваясь под меняющееся освещение», — говорит режиссер.

Почему нас трогают истории из виртуальной жизни

«Я верю в драму. Драма возникает в общении людей. Чем больше мы общаемся через телефон, скайп, а потом и какие-нибудь голограммы, тем больше мы переносим туда свои отношения, а значит, и драму. Тем больше интересных историй появляется именно там. Кинематографисты просто не могут пройти мимо сюжетов, разворачивающихся не вживую, а в сети. Думаю, этот процесс не остановим», — считает Лео Габриадзе, режиссер хоррора «Убрать из друзей», действие которого происходит целиком на экране ноутбука старшеклассницы Блэр.

Ему вторит Тимур Бекмамбетов, которому принадлежит сама идея снимать десктоп-кино. «Я думаю, пока люди проводят много времени в сети, такое кино будет продолжать жить. Наши радости, страдания, страхи все больше связаны с этим миром», — говорит продюсер, после успеха «Убрать из друзей» выпускающий целую линейку подобных фильмов в разных жанрах.

«

Наши компьютеры знают про нас больше, чем наши родители»

Но «Убрать из друзей» все равно останется в истории как пионер нового формата. В интернете возражают: мол, была короткометражка «Ной», тоже не выходящая за пределы экрана компьютера подростка. Однако в «Ное», вышедшем, когда «Убрать из друзей» уже находился в процессе монтажа, есть технологические приемы, не позволяющие забыть, что это кино (наезды, панорамы, звуковые эффекты и так далее). Компьютер остается средством рассказа истории, а не пугающе реальным местом действия.

«Убрать из друзей» подкупает тем, что это действительно на протяжении всех 83 минут экран ноутбука, который зритель моментально начинает воспринимать как свой собственный. Особенно хорошо этот эффект работает при просмотре дома на собственном компьютере, но и в кинотеатре рука начинает машинально искать мышку, а взгляд привычно скользит по окнам. От невозможности поменять их расположение, что-то подвинуть или закрыть буквально чешутся ладони.

«Мы переживаем это каждый день. Нам тревожно, когда мы забываем пароли, вводим их не так, не можем нажать какую-то кнопку. В нашем фильме это и есть экшн. Вместо того чтобы бегать по улицам, стрелять, мы переносим экшн на десктоп», — комментирует Лео Габриадзе.

Как десктоп-кино выворачивает героев наизнанку

Снимать хоррор Габриадзе позвал Тимур Бекмамбетов, и тот согласился без промедления. «Тимур об этой идее говорил уже десять лет или больше, с тех самых пор, как появился скайп. У него был такой случай. Он говорил с партнером по скайпу, тот включил функцию screen share, чтобы показать свой рабочий стол и что-то объяснить на фотографии, а потом забыл ее выключить. Разговор продолжался, а Тимур стал замечать, что партнер начал делать параллельно какие-то другие дела, вести личную переписку, что-то еще открывать. И Тимур понял, что ему интересно наблюдать за рабочим столом другого человека. Это как окно в его сознание. Наверное, это и есть самое интересное в нашем фильме — возможность заглянуть туда. Раньше приходилось верить или не верить тому, что сыграл актер, а теперь мы можем увидеть, что он говорит одно, пишет другое, а делает на самом деле что-то третье. Мы получаем доступ в очень интимное пространство, ведь наши компьютеры знают про нас больше, чем наши родители», — рассказывает Лео Габриадзе.

Почему же российские продюсер и режиссер решили снимать подобную историю в США? «Во-первых, сценарий изначально был англоязычный, — отвечает Габриадзе. — Потом все-таки массовые видеочаты — это очень американская тема. Они порой делают видеовечеринки на 20—30 человек. Есть такая программа OOVOO, аналог Skype. Она очень популярна у американских подростков именно для массового общения. К тому же хоррору в России сложнее найти своего зрителя. В Советском Союзе же не было фильмов ужасов, так что у нас этой традиции нет. Есть своя аудитория, которая любит этот жанр, но это узкий сегмент».

«

Дублей короче 20—30 минут мы обычно не делали»

В теории идея звучит достаточно дико: заставить зрителя почти полтора часа наблюдать за экраном компьютера, не давая передохнуть и не обращаясь к классическим общим и средним планам. Разрабатывая проект, создатели полагались на интуицию. «Мы начали с того, что Тимур был уверен в том, что это будет интересно. Когда он в чем-то стопроцентно уверен, заряжаешься его уверенностью, и никаких сомнений уже нет. Главное, поймать внимание зрителя и не отпускать его, чтобы человек забыл о том, что он в кинотеатре, и полностью бы погрузился в реальность фильма», — говорит Габриадзе.

Как устроена актерская игра в фильме про виртуальное общение

Имя главной героини — Блэр — наверняка напомнит любителям хорроров другой проект, ставший в свое время новым словом в жанре. Картина «Ведьма из Блэр» 1999 года познакомила зрителей с феноменом найденной пленки (found footage), и Тимур Бекмамбетов решил, что «Убрать из друзей» должен равняться именно на этот формат, а значит, все должно выглядеть максимально реальным: диалоги — неотполированными, живыми, актеры — по-настоящему напуганными. Тут не получилось обойтись реальной связью по скайпу, и пришлось пойти на многие ухищрения как технические, так и творческие.

«У нас очень сложный сет-ап, и простой скайп по беспроводной сети с таким просто не справился бы, — объясняет Лео Габридзе. — Адам — наш продюсер и выпускник Массачусетского технологического института, самой крутой инженерной школы в мире — построил нам внутреннюю сеть и сделал так, чтобы актеры могли видеть друг друга, видеть нас и наш десктоп. Камеры были закреплены на компьютерах, сигнал с них шел в video village и оттуда распределялся уже по сети актерам. Отдельно записывался звук». Вся съемочная площадка располагалась в одном коттедже, в разных комнатах которого были построены декорации комнат героев фильма.

«Технически это было похоже на спектакль, — комментирует Габриадзе. — Иногда мы проигрывали весь сценарий полностью, но не каждый раз. Но дублей короче 20—30 минут мы обычно не делали. Актера нужно разогнать, чтобы он вошел в роль, тем более у нас все развивается в реальном времени, и, если часто резать, ощущения реального течения времени просто не будет. Один из последних эпизодов в фильме, в котором Блэр кричит „Митч!“, — это действительно конец 85-минутного дубля, и наша актриса Шелли на самом деле физически измотана. Она прожила всю эту историю целиком».

«

Каждый кадр — ручной сборки, с десятками видеодорожек»

Для того чтобы речь актеров была живой, а не написанной, съемкам предшествовали тщательный кастинг и месяц репетиций. Актеры должны были, несмотря на юный возраст, быть крепкими профессионалами. Весь фильм их герои на крупном плане, никакой возможности скрыть что-то восьмерками, выкрутиться в случае плохого дубля, вставить перебивку.

«Сначала мы просто встречались с актерами, потом начали проводить кастинги в скайпе, чтобы понять, кто хорошо с кем смотрится, как они взаимодействуют друг с другом, — вспоминает Габриадзе. — Важно, что наши герои по сюжету являются одноклассниками, а значит, они должны понимать друг друга с полуслова, узнавать шутку по одной фразе. Это совершенно другая динамика общения, которую почти невозможно сымитировать. Мы около месяца репетировали. Они запомнили сюжет, поняли историю, познакомились друг с другом, притерлись к персонажам. Помогли юмор и совместные вечеринки. Двое из наших актеров — стендап-комики, и они на репетициях всех разболтали, расшевелили. После этого уже достаточно было небольшого наушника, с помощью которого мы, как суфлеры, напоминали им, что у нас дальше по плану. Но историю они помнили и уже импровизировали диалоги, опираясь на сюжет».

Как чувствует себя скайп-фильм на реальных киноэкранах

После месяца съемок на руках у монтажеров оказался крайне необычный материал — длинные сцены и несколько героев, которых нужно соединить на одном экране вместе с окнами браузера, мессенджеров и различных программ, которые открывает Блэр. «Монтажерам нужно было отсмотреть не обычные минутные дубли, а куски по 40 минут, запомнить, что оттуда выбрать, а потом совместить это в несколько слоев со всеми персонажами и дополнительными окнами. Все окна — это компьютерная графика, каждый кадр — ручной сборки, с десятками видеодорожек, на каждую из которых записан отдельный элемент экрана. Для того чтобы облегчить процесс перевода для релиза в разных странах, был заранее создан шаблон фильма с пустыми полями, без надписей, чтобы можно было вводить текст на других языках», — объясняет режиссер.

Уже во время монтажа добавлялись и различные эффекты: картинка, как это и бывает во время видеосвязи, то тормозит, то распадается на пиксели, качество изображения постоянно меняется. Так как съемки велись на обычные камеры, все эти элементы стали дополнительными штрихами, которые добавляют красок самой истории, но с ними нужно было обращаться аккуратно. «Мы старались не очень стараться, чтобы картинка и все ее помехи выглядели естественно. Пытались раскидать эффекты так, чтобы не было ощущения, что они вставлены специально, что вот сейчас застывшее изображение означает, что в следующем кадре что-то случится», — говорит Лео.

По словам Габриадзе, продюсеры думали, что этот фильм никогда не выпустят в прокат, потому что упоминающиеся в картине реальные бренды — Facebook, Skype, YouTube и другие — никогда не разрешат это сделать. «В нашем жанре found footage нельзя было использовать „шмугл“ вместо гугла, как это обычно делают в кино. Так что мы нахулиганили и взяли реальные названия. Думали, что, если не получится с прокатом, просто выложим на видеохостинги в открытый доступ», — говорит Габриадзе.

«Мы воспользовались известным принципом: лучше просить прощения, чем разрешения. Когда большая студия стала заниматься выпуском фильма, подключились юристы, и, к нашему удивлению, выяснилось, что ничего противозаконного в этом нет, просто всех пугают. Все, что вы видите на экране, — реальные бренды, но они находятся в публичном доступе, поэтому не охраняются», — рассказал Бекмамбетов во время мастер-класса на фестивале «Кинотавр», где состоялась российская премьера «Убрать из друзей». Фильм произвел на гостей смотра неизгладимое впечатление и удостоился бурных аплодисментов.

«Если мы не будем сейчас снимать про это кино, то мы упустим огромную часть жизни людей, драму, которая происходит в сети, и эти истории просто не будут рассказаны, — повторяет Лео Габриадзе. — Нужно привыкать к тому, что все больше и больше фильмов будут использовать какие-то десктоп-элементы. Я удивлен, что люди это не снимают сами. Это же просто, это самый демократичный способ кинопроизводства: договорился с друзьями, позвонил им по скайпу, разыграл что-то — фильм готов».

Читайте также
Новости Обзор бокс-офиса США, 24—26 апреля Пока во всем мире бушуют «Мстители: Эра Альтрона», бокс-офиса США четвертую неделю подряд возглавляет «Форсаж 7». «Век Адалин» на третьей строчке с 13,2 млн, а фильм ужасов «Убрать из друзей» на четвертой позиции с 6,2 млн.
Новости Премьеры США — 17 апреля Пока в мире по-прежнему всех будоражит седьмой «Форсаж», готовящийся уступить место вторым «Мстителям», в США ожидается, что новинки здешнего проката покажут умеренно низкие сборы. Но если в случае с комедией «Толстяк против всех» такой расклад близок к провалу, то для малобюджетного хоррора Тимура Бекмамбетова «Убрать из друзей» даже небольшие цифры будут отменным результатом.
Интервью Тимур Бекмамбетов: «В интернете есть следы ваших преступлений» Хоррор Cybernatural вызвал огромный ажиотаж на фестивале Fantasia в Канаде. Хорошие рецензии и благосклонные отклики зрителей привели к тому, что организаторам пришлось устраивать дополнительный показ. Продюсер фильма Тимур Бекмамбетов специально для КиноПоиска рассказал, чем опасен кибертерроризм и как снять фильм на экране компьютера.
Комментарии (27)

Новый комментарий...

  • 6

    Resenzitor 10 июля 2015, 13:49 пожаловаться

    #

    Фильм не из новых, но на один раз стоит того!

    ответить

  • 6

    Jukol 10 июля 2015, 15:03 пожаловаться

    #

    Весь фильм — экран ноутбука? Вообще-то мы это уже видели в Открытых окнах с Элайджей Вудом и Сашей Грей, так что с реализацией чуть опоздали. Да и «Убрать из друзей» отталкивает своим постером с идиотским диалогом. Если в фильме они такие же, то и время просмотр жалко тратить.

    ответить

  • 4

    Laurel-Ann 10 июля 2015, 15:23 пожаловаться

    #

    А ещё раньше видели в The Den 2013-го года. Также можно вспомнить Cyber-bully, вышедший ранее в этом году. Выходит, что «Убрать из друзей» — трижды вторичный фильм, но почему-то именно ему уделяется какое-то неприличное количество внимания.

    ответить

  • 9

    Jukol 10 июля 2015, 15:31 пожаловаться

    #

    Потому что продюссер Бекмамбетов.
    У нас все эти фильмы малоизвестны, что позволяет российским киноделам пользоваться неведением публики и выдавать свои «творения» за нечто оригинальное и современное

    ответить

  • 9

    Andrew 89 10 июля 2015, 15:42 пожаловаться

    #

    Ну 40 миллионов фильм собрал не у нас а в Америке. Там тоже публика неведущая?

    ответить

  • 10

    audiovideofil 10 июля 2015, 15:55 пожаловаться

    #

    Наша «всеведущая» и всекритикующая «публика» иначе не умеет. :)

    ответить

  • 8

    Jukol 10 июля 2015, 15:59 пожаловаться

    #

    А по-твоему люди ходят только на оригинальные фильмы?
    Во-первых, сборы — не показатель качества фильма. Во-вторых, я лишь говорю, чтона западе преподнести этот фильм как «пионера нового формата» не удастся, потому что там все это уже видели. А у нас пользуются тем, что о подобных фильмах никто не знает, и заявляют «Вот, смотрите, какие мы молодцы! Это мы придумали! МЫ!»

    ответить

  • 3

    audiovideofil 10 июля 2015, 15:04 пожаловаться Убить друзей

    #

    Социальные сети отравляют людей. Дважды.

    ответить

  • 2

    audiovideofil 10 июля 2015, 18:28 пожаловаться

    #

    «Chatter».

    ответить

  • 5

    audiovideofil 10 июля 2015, 15:19 пожаловаться ???

    #

    никакой возможности скрыть что-то «восьмерками»
    Что такое «восьмёрки»?

    ответить

  • 5

    Infinity-Man 10 июля 2015, 16:16 пожаловаться

    #

    «Восьмёрка» — стандартный способ съёмки диалога в кино; состоит из последовательности кадров, снятых через плечо или реверсом.

    ответить

  • 4

    audiovideofil 10 июля 2015, 17:20 пожаловаться

    #

    И Вам спасибо!

    ответить

  • 3

    deadarctic 10 июля 2015, 19:13 пожаловаться

    #

    что-то не радует совсем мода на кино в «окне монитора». сейчас большинство ужастиков штампуется так шаблонно и скучно, что даже не знаю чего ждать от этого фильма. трейлер заинтересовал, но идти на него в кинотеатр желания нет.

    ответить

  • 1

    Vova_Logan 11 июля 2015, 13:47 пожаловаться

    #

    Жалко время тратить на этот шлак

    ответить

  • 4

    NicKeLas 13 июля 2015, 09:26 пожаловаться

    #

    В теории идея звучит достаточно дико: заставить зрителя почти полтора часа наблюдать за экраном компьютера, не давая передохнуть и не обращаясь к классическим общим и средним планам.

    Пфф, да ничего дикого, многие что на работе, что дома непрерывно пялятся в монитор, и далеко не по полтора часа.
    Фильм можно посмотреть, чисто чтобы оценить такой приём съёмки. А можно подождать череду подобных проектов и посмотреть сразу тот из них, о котором лучше всего будут отзываться. Потому как, видимо, кто-то открыл очередную шкатулку Пандоры, из которой вместо трясущейся камеры выползают десктоп-хорроры.

    ответить

 
Добавить комментарий...