• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Статьи

Там, где живут знания: Фильмы про музеи и их работников

18 мая во всем мире отмечают День музеев. Возможно, кому-то кажется, что музейная жизнь скучна и некинематографична, но это вовсе не так. КиноПоиск опросил знакомых музейных работников и составил список фильмов, в которых фигурируют музеи и их сотрудники. Перечень получился внушительным.
Там, где живут знания: Фильмы про музеи и их работников
КиноПоиск

18 мая во всем мире отмечают День музеев. Возможно, кому-то кажется, что музейная жизнь скучна и некинематографична, но это вовсе не так. КиноПоиск опросил знакомых музейных работников и составил список фильмов, в которых фигурируют музеи и их сотрудники. Перечень получился внушительным.

1. Трилогия «Ночь в музее»

Как ни странно, эта франшиза, рассказывающая о тяжком труде ночного сторожа Музея естественной истории, не вызывает у музейщиков раздражения. Напротив, идея оживших экспонатов многим кажется увлекательной и напоминает детские фантазии об оживших игрушках.

2. «Два дня»

Мы не считали, но картину «Два дня» Авдотьи Смирновой наши респонденты точно вспоминали чаще остальных. Фильм рассказывает о том, как скучный и циничный московский чиновник влюбляется в сотрудницу провинциального музея. Да не просто влюбляется, а меняется под ее влиянием. Литературоведа играет Ксения Раппопорт, а чиновника — Федор Бондарчук, который, кстати, считает эту роль своей лучшей актерской работой.

«„Два дня“ — прекрасный фильм, — считает Анна Шибаева. — я работала в Серпуховском музее. Знаю, о чем говорю». «Я тоже голосую за „Два дня“, — говорит Елена Бекман из Rijksmuseum. — Сама я в подобном месте не работала, но как все узнаваемо! Очень жизненно».

3. «Кококо»

Чтобы не уходить далеко от Авдотьи Смирновой и ее музейных работниц, вспомним фильм «Кококо». Он рассказывает о дружбе сотрудницы музея этнографии Лизы, типичной питерской барышни и синего чулка, с веселой провинциалкой Викой, приехавшей в Северную столицу потусоваться.

4. «Тема»

«Тема» Глеба Панфилова получила главную награду Берлинского кинофестиваля в 1987 году, притом что картина была завершена в 1979-м. После первого показа фильм положили на полку, затем серьезно перекроили, изменив финал. Одна из героинь картины, Саша, работает экскурсоводом в провинциальном музее. Ее благосклонности пытается добиться популярный драматург, приехавший в Суздаль в поисках материала для новой пьесы. Но Саша влюблена в другого, писателя и ученого по кличке Бородатый, который собирается уехать в США.

5. «Юрьев день»

В «Юрьевом дне» Кирилла Серебренникова также фигурирует провинциальный музей. Оперная певица Любовь приезжает на малую родину, чтобы проститься с ней, но в итоге остается здесь насовсем, превращаясь в уборщицу Люсю.

6. «Как украсть миллион»

Фильмов о музейных кражах множество, но самым ярким остается «Как украсть миллион» с Одри Хепберн. Она играет дочь миллионера, который подделывает произведения искусства. Чтобы спасти отца, девушке приходится идти на преступление.

«Любимый мой музейный фильм — „Как украсть миллион“, — говорит кандидат искусствоведения Рашида Алитова. — Потому что Одри Хепберн — одна из любимых и обожаемых актрис. Потому что эту дурашливую комедию можно смотреть не один раз. Потому что мне нравятся костюмы Живанши».

7. «Охотники за сокровищами»

«Охотники за сокровищами» хоть и провалились в прокате, зато остались в сердцах профессионалов. Где еще можно найти такую звездную команду искусствоведов и музейных работников в лице Джорджа Клуни, Мэтта Дэймона, Билла Мюррея, Боба Бэлабана и Хью Бонневилля. И все готовы умереть за искусство.

8. «Музей восковых фигур»

Музеи вдохновляют не только на создание экзистенциальных драм и забавных комедий, но и на фильмы ужасов. Правда, в нашей подборке лишь один представитель жанра, лента «Музей восковых фигур». Группа школьников приходит на открытие музея, в котором собраны самые страшные мистические герои, такие как Дракула, Мумия, Чудовище Франкенштейна.

«Я думаю, что если делать праздничную подборку, то нужно иметь в виду и такой кинотреш. А то пойдет сплошняком пафос и духовность. Вот ужас будет! — комментирует свою рекомендацию старший научный сотрудник Российской книжной палаты Мария Порядина. — Если серьезно, то фильмы такого рода — это тоже показатель отношения общества (в широком смысле) к музеям, точнее, это наглядная иллюстрация к теме восприятия музея в массовом сознании. На одном полюсе музей как концентрированная духовность, на другом — музей как развлекаловка и щекотание нервишек».

9. «Серафим-полубес и другие жители Земли»

В «Серафиме» искусствоведу Никите Завьялову приходится ехать в провинцию, чтобы отобрать картины для выставки. Встреча с прекрасным (природой, картинами и девушкой Дашей) сильно влияет на Никиту.

«Интересен фильм тем, что музейный жук, профи, сноб и немного циник наконец-то встречается с реальностью низовой глухомани нашей родины, и она его меняет, — рассказывает бывший сотрудник Музея кино Максим Павлов. — Ну а для историков кино он интересен еще и тем, что там главную роль играет Эдуард Бочаров — замечательный режиссер, который довольно часто снимался в кино, что не так характерно для этой профессии, а здесь у него аж главная роль, то есть художника играет художник».

10. «Старики-разбойники»

В «Стариках-разбойниках» Рязанова потенциальные пенсионеры Воробьев и Мячиков похищают из музея полотно Рембрандта. По плану они должны похитить картину, потом найти ее и таким образом сохранить работу следователю Мячикову. Но пропажу картины никто не замечает, и похитителям приходится вернуть Рембрандта на место.

11. «Город Зеро»

Обычный инженер едет в совершено обычную командировку, а попадает в город Зеро, где все наполнено абсурдом, в том числе и краеведческий музей. В нем смешались все нации и эпохи — от троянцев и римлян до недавних генсеков, — а диковинным экспонатам может позавидовать любой музей мира.

«В „Городе Зеро“ показан недостижимый идеальный образ советского музея 1950—1970-х, — шутит Михаил Коробко, директор Музея детства Центрального детского магазина на Лубянке. — Дай волю советским музейщикам и деньги, они сваяли бы именно это. Образ бессмысленный и беспощадный, как вся советская власть!»

12. «Большая перемена»

В «Большой перемене» также есть сцена в музее. Нестор Петрович проводит очередное занятие не в классе, а в музее. На фоне стенда с татарским оружием он почему-то рассказывает ученикам и любопытствующим об императоре Нероне.

13. «Все работы Вермеера в Нью-Йорке»

Именно музей становится отправной точкой мелодрамы «Все работы Вермеера в Нью-Йорке». Главные герои знакомятся в зале художника Вермеера Нью-Йоркской художественной галереи. Выстроить нормальные романтические отношения у персонажей никак не получается, зато самому фильму удается взять главный приз фестиваля «Сандэнс».

14. «Афера Томаса Крауна»

Еще одна красивая история о музейных кражах и, конечно, о любви. Это ремейк картины 1968 года, только в оригинале главный герой грабил банк, а персонаж Пирса Броснана интересуется музейными экспонатами.

«Первым делом в Нью-Йорке пошла смотреть Метрополитен-музей, а фильм, оказывается, снимали не там! — рассказывает директор по коммуникациям Политехнического музея Мария Фомина.

«Элегантно и стильно раскрыта тема музейных краж в фильме „Афера Томаса Крауна“», — добавляет сотрудница Государственного исторического музея Надежда Николаева.

15. «Крылья»

В фильме Ларисы Шепитько главная героиня, бывшая летчица, никак не может привыкнуть жить в новой реальности. «Строго говоря, фильм не о музее, но сцены в музее невероятные! — объясняет свой выбор главный хранитель Музея имени Андрея Рублева Оксана Смирнова. — Главная героиня в музее видит на фотографиях лица своих однополчан, погибшего любимого. Там она среди своих. Музей для нее стал убежищем в мире, где ей никак не удается обрести равновесие. Она приходит в музей, чтобы почерпнуть силы, успокоиться».

16. «О любви»

Виктория Федорова играет реставратора в Царскосельском Екатерининском дворце. Любовь не выходит, потому что девушка любит не того, кто любит ее, и, похоже, сама не знает, чего именно хочет.

«Главная героиня — скульптор, очень серьезно и увлеченно относящаяся к своей профессии. Хотя фильм про любовь, показано много сцен творческих мучений скульптора-реставратора. А какая здесь красивая актриса!» — комментирует картину доцент отделения музееведения кафедры истории, истории культуры и музееведения МГИК Татьяна Якунина.

17. «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»

После окончания Гражданской войны Неуловимые получают новое задание — охранять музейные ценности. Но за самым ценным экспонатом, большой императорской короной, идет настоящая охота. Фильм снимался в тех же музейных декорациях, что «Старики-разбойники» и «Возвращение».

«Один из самых классных музейных фильмов — „Корона Российской империи“, — считает Александр Спивак, заведующий сектором краеведения ЦБС ЮЗАО. — Во-первых, копия короны, сделанная для фильма, — это само по себе ювелирное произведение. Во-вторых, сюжет построен вокруг музейной вещи. И кража ее как символа, и попытка опять вернуть музейную вещь в среду бытования (коронация). В-третьих, гениальная экскурсия по ветхозаветным сюжетам».

18. «Сицилианская защита»

В «Сицилианской защите» из музея крадут уникальную люстру, но преступник очень хитер, и его никак не удается поймать. С этой ролью прекрасно справился Александр Абдулов.

19. «Шествие золотых зверей»

В «Шествии золотых зверей» главный герой не преступник, а хранитель музея. Он расследует кражу золотого клада, найденного во время раскопок в Казахстане. Фильм стал вольной экранизацией романа «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского, впервые опубликованного во Франции.

20. «Русский ковчег»

Действие «Русского ковчега» Сокурова, созданного без использования монтажа, происходит в Эрмитаже. Два путешественника во времени скользят сквозь годы и века, через эпоху пышных балов к блокаде Ленинграда, обсуждая все, чему становятся свидетелями.

21. «31 июня»

В причудливой сказке, рассказывающей историю любви художника, живущего в XXI веке, и принцессы королевства Перадор, именно музей становится трансцендентным входом в другую реальность. Этот мюзикл впервые показали в 1978 году, после чего он семь лет пролежал на полке из-за скандала с Александром Годуновым, актером и танцовщиком, попросившим политического убежища в США.

22. «Белое солнце пустыни»

Конечно, в этом фильме музей не главное. И товарищ Сухов, Петруха, Абдула и Гюльчатай запоминаются лучше старого музейщика. Тем не менее образ создан довольно яркий. «В фильме создан как раз тот самый аутентичный образ музейщика начала XX века. Такие работали в музеях до начала сталинских репрессий и до войны», — объясняет Рашида Алитова.

23. «Мистер Бин»

Если отвлечься от российских драм, то можно вспомнить, что мистер Бин тоже сотрудник музея, а именно смотритель Королевской британской галереи. Правда, его главный навык — спать на рабочем месте. Но благодаря покровительству директора его не только не увольняют, но и отправляют в командировку в Лос-Анджелес.

23. «Храни меня, мой талисман»

Действие драмы Романа Балаяна также отчасти происходит в музее, и один из героев — директор музея. Сам же фильм рассказывает о любовном треугольнике — журналисте Алексее, его жене Татьяне и неком молодом человеке Климове, который вьется вокруг нее. Алексею ничего не остается, кроме как вызвать Климова на дуэль, чтобы защитить честь супруги.

24. «Ребро Адама»

Кинематограф подарил повести Курчаткина «Бабий дом» более благозвучное название, но суть от этого не поменялась. Это все еще история жизни женской семьи — больной бабушки, матери и двух дочерей. Вот как раз мать, которую играет Инна Чурикова, работает в музее.

25. «Акварель»

Список фильмов, в которых фигурируют музеи и музейные сотрудники, можно продолжать если не бесконечно, то еще очень долго. Музейщики вспомнили и «Возвращение „Святого Луки“» о похищении картины, и «Пять дней, пять ночей» о спасении Дрезденской галереи, и «Ларец Марии Медичи». Но мы завершим нашу подборку дебютной короткометражкой Иоселиани «Акварель». «Здесь музей — это убежище, музейный предмет — идеал, а музейный экскурсовод выражает собой морализаторскую модель — истина в последней инстанции или откровение для заблудших», — рассказывает Александр Спивак.

С Днем музеев всех профессионалов и любителей!

Читайте также
Новости Бен Стиллер и Шон Леви вновь возьмутся за «Ночь в музее» Актер Бен Стиллер и постановщик Шон Леви в третий раз обратятся к истории «Ночь в музее». Первые две части успешной франшизы в совокупности заработали в прокате около миллиарда долларов, и даже странно, что при таком раскладе триквел запускается в производство только теперь.
Новости Новый выпуск «КиноFail» КиноПоиск и Games-TV представляют новый выпуск иронической видеопередачи «КиноFail». На этот раз под пристальное внимание попал фильм «Ночь в музее» с Беном Стиллером в главной роли.
Комментарии (26)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...