Статьи

Русские на «Оскаре»: Как наши фильмы покоряли Голливуд

Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет.
Русские на «Оскаре»: Как наши фильмы покоряли Голливуд

Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет.

Все слышали о победах фильмов «Утомленные солнцем» и «Москва слезам не верит», но не все знают, что номинация на «Оскар» не такая уж и редкость для нашего кинематографа. Список отечественных фильмов-номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке» выглядит так (победители выделены жирным шрифтом):

Вспомним любопытные факты и развеем некоторые мифы, сопровождающие отечественные ленты на их пути к наградам.

Мифический «Оскар» «Радуги»

В Советском Союзе ходили легенды о том, что якобы военная драма «Радуга», основанная на повести Ванды Василевской о проявившей невероятную отвагу в тяжелые годы Великой Отечественной войны партизанке, завоевала «Оскар» и получила признание зарубежных зрителей. На самом же деле Американская киноакадемия начала вручать статуэтки в категории «Лучший фильм на иностранном языке» лишь в 1948-м, спустя три года после релиза картины Марка Донского. Но фильм действительно выходил в американский прокат и был отмечен престижными наградами, в том числе от Ассоциации кинокритиков США. Поговаривают, что лента произвела впечатление и на Франклина Рузвельта.

Первая победа СССР на «Оскаре»: Война и тяжелый путь к миру

Все, конечно же, знают о триумфе «Войны и мира» Сергея Бондарчука на «Оскаре», но не стоит забывать, что награда Американской киноакадемии у советских кинематографистов к тому времени уже была в категории «Лучший документальный фильм». В 1943-м золотую статуэтку получила лента «Разгром немецких войск под Москвой» — хроника переломной битвы за Москву, снятая фронтовыми операторами. Для американского проката, правда, картина была переозвучена и перемонтирована, а ее название изменили на бойкое Moscow Strikes Back («Москва наносит ответный удар»).

Баллада, влюбившая в себя весь мир

Военная драма Григория Чухрая «Баллада о солдате» успешно прошла в международном прокате, завоевала награды Каннского кинофестиваля, Международного кинофестиваля в Лондоне и Британской киноакадемии, а также принесла нам единственную номинацию на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий». Поразительно, но о том, что ленту высоко оценили американские киноакадемики, Чухрай узнал лишь спустя годы: советская власть прохладно приняла эту работу и ни о чем не сообщила постановщику.

Толстой и Достоевский покоряют киноакадемиков

Классиков русской литературы за рубежом ценят не только книголюбы, но и киноманы. Любопытный факт: именно экранизации романов Толстого и Достоевского принесли нам первые номинации на премию Американской киноакадемии в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Но если «Войне и миру» Сергея Бондарчука покорились и «Золотой глобус», и «Оскар», то «Братья Карамазовы» Кирилла Лаврова, Ивана Пырьева и Михаила Ульянова остались с пустыми руками, уступив алжирскому триллеру «Дзета».

Как Акира Куросава помог нам с «Оскаром»

...Или как мы помогли Акире Куросаве с первой наградой киноакадемии (как вам больше нравится). Удивительно, но именно выдающийся японский постановщик принес советскому кинематографу второй художественный «Оскар». Куросава положил глаз на историю известного исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева и его проводника и, конечно же, на российскую тайгу. Роль Дерсу Узалы должен был исполнять Тосиро Мифунэ, звезда «Семи самураев», «Расёмона» и «Телохранителя», но, когда он вынужденно отказался от участия, Акира Куросава настоял на приглашении советского актера. Эта лента так и осталась единственной в фильмографии Куросавы, снятой не на родном языке.

Победа фильма «Москва слезам не верит» как первоапрельская шутка

Когда легендарная мелодрама Владимира Меньшова завоевала третий для СССР «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», награду получил представитель советского посольства в США. Сам режиссер был невыездным и не мог присутствовать на церемонии. А когда ему сообщили о победе, в Москве уже наступило 1 апреля, и Меньшов воспринял все как забавный розыгрыш. Только увидев выпуск новостей, он убедился в своем успехе.

Марчелло Мастроянни дарит номинацию СССР

В 1988-м Марчелло Мастроянни был номинирован на «Оскар» за роль в советско-итальянской мелодраме «Очи черные» Никиты Михалкова, и эту номинацию тоже можно и хочется считать нашей, хоть на «Золотой глобус» картина была выдвинута именно от Италии. Взять «Оскар» Мастроянни так и не удалось, зато чуть ранее роль в ленте Михалкова принесла ему приз Каннского кинофестиваля.

Рекорды Никиты Михалкова

Именно на счету у Никиты Сергеевича максимальное количество номинаций среди отечественных режиссеров. В пятерку претендентов на «Оскар» входили его ленты «Урга: Территория любви» и «12», а «Утомленные солнцем» принесли Михалкову заветную статуэтку. Также в копилке постановщика награды Каннского, Венецианского и других кинофестивалей.

«Сибирский цирюльник» и таинственный прокат

В 1998 году кто-то очень хотел, чтобы Россию на «Оскаре» представлял «Сибирский цирюльник» Михалкова. Действительно, даже математически шансы на успех у ленты с Олегом Меньшиковым, Алексеем Петренко и зарубежными звездами были наиболее высоки. Ее значительная часть была снята на английском, а значит, претендовать она могла на победу и в других категориях. Но в итоге не претендовала ни на одну. По правилам киноакадемии, чтобы получить номинацию, фильм должен выйти в прокат и идти как минимум неделю. В одном из московских кинотеатров действительно устроили показы «Цирюльника», но до сих пор не понятно, кто присутствовал на сеансах, да и демонстрировалась ли там незаконченная версия, что нарушает еще один пункт правил.

Скорее Запад, чем Восток

Российские актеры, российские продюсеры и российский роман в основе сценария — драма «Восток-Запад» с Олегом Меньшиковым, Сергеем Бодровым-мл. и Катрин Денёв представляла на «Оскаре» в 1999-м Францию, хотя ее в определенном смысле можно назвать нашей. В производстве также участвовали Украина, Болгария и Испания, и на «Золотой Глобус» картина выдвигалась уже ото всех стран, но в обоих случаях уступила работе Педро Альмодовара «Все о моей матери».

Первый анимационный

Все мы прекрасно знаем и любим отечественные мультфильмы. И, конечно же, гордимся ими. Вот только первый анимационный «Оскар» нам пришлось ждать аж до 2000 года. Награду в короткометражной категории получил ярославский художник Александр Петров за невероятной красоты ленту «Старик и море» по мотивам одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, причем для Петрова это была уже третья номинация после его «Коровы» и «Русалки». Не столь давняя «Моя любовь» также попала в поле зрения Американской киноакадемии, но уступила «Пете и волку» Сьюзи Темплтон, кстати, по русской сказке Сергея Прокофьева.

«Левиафан» — первый за 20 лет?

Драма Андрея Звягинцева уже завоевала «Золотой глобус» и может принести первый за 20 лет «Оскар» для нашей страны в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Вместе с «Идой» Павла Павликовского «Левиафан» считается главным фаворитом на премию, и итог их борьбы мы узнаем уже совсем скоро.

Принесет ли «Левиафан» золотую статуэтку России? Выиграет ли Майкл Китон свой первый «Оскар»? И кому все же достанется награда за лучший фильм? Делайте свои ставки в нашей традиционной игре «Угадай победителей „Оскара“».

Читайте также
Статьи «Михалков — русский Спилберг»: Иностранцы о наших лауреатах «Оскара» Что писали за рубежом об отечественных фильмах, получивших «Оскар», — лентах «Утомленные солнцем», «Москва слезам не верит», «Война и мир» и о других.
Статьи «Красочно, живо, но неглубоко»: Что писали о кино в советских дневниках Показ фильма «Москва слезам не верит» во время войны в Афганистане, впечатления от плавания Ихтиандра и слезы после «Чапаева» — в подборке личных воспоминаний о советских хитах.
Статьи «Нет ли лишнего билетика?»: Как смотрели кино в Советском Союзе Из новой книги «Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе» можно узнать, какие зарубежные фильмы любили москвичи и какого американского актера обожал Брежнев.
Комментарии (49)

Новый комментарий...

  • 1

    white power flower 21 февраля 2015, 14:15 пожаловаться

    #

    Ида!

    ответить

  • 7

    rfkzvfvf 21 февраля 2015, 14:54 пожаловаться

    #

    Болею за ЛЕВИАФАН, но фильм если честно — не очень!

    ответить

  • 19

    n0iek 21 февраля 2015, 18:39 пожаловаться

    #

    Левиафан не самый плохой фильм, но без какой-то глубокой мысли и кульминации.
    2 часа ешь негатив, а смысла — ноль.

    ответить

  • 3

    mybluewhale 21 февраля 2015, 18:41 пожаловаться

    #

    вопрос: из российской/советской анимации никого больше не номинировали?

    ответить

  • 3

    AL GOR 21 февраля 2015, 23:00 пожаловаться

    #

    Уборная история — любовная история и Моя любовь — первое что вспомнилось

    ответить

  • 2

    white power flower 21 февраля 2015, 18:52 пожаловаться

    #

    молодой де ниро на фото, чтоли?)

    ответить

  • 7

    Хромка 21 февраля 2015, 20:28 пожаловаться

    #

    Спасибо за очень интересную статью! :)

    ответить

  • 2

    mokao 21 февраля 2015, 23:14 пожаловаться

    #

    Мне Ида понравилась, но болею за Левиафан. Глубокий, многослойный, красивый. Горжусь!

    ответить

  • 2

    Леди Интегра 22 февраля 2015, 01:45 пожаловаться

    #

    Очень интересная статья)

    ответить

  • 8

    LeatherRebel90 22 февраля 2015, 14:29 пожаловаться

    #

    А еще неплохо бы вспомнить «Монгола» Сергея Бодрова. Он номинирован от Казахстана в один год в «12».

    ответить

  • 5

    white power flower 22 февраля 2015, 15:48 пожаловаться

    #

    Хочу общественного мнения. Как Вы думаете, повлияет ли ситуация в Россие-Украине на голосующих гильдий по отношению к Левиафану?

    ответить

  • 2

    Sirius33 22 февраля 2015, 23:20 пожаловаться

    #

    Книгу «Дерсу Узала» читал — потрясающая книга! И даже не знал, что есть фильм по книге, да ещё получивший Оскар.

    ответить

  • 8

    politik2010 24 февраля 2015, 17:12 пожаловаться

    #

    А какое отношение имеет Россия к советским фильмам?

    ответить

  • 3

    Araucan 24 февраля 2015, 19:56 пожаловаться

    #

    Как правопреемница СССР.

    ответить

  • 8

    politik2010 24 февраля 2015, 22:41 пожаловаться

    #

    Полностью несогласен. Также правоприемники: Беларусь, Казахстан и т. д.. ..

    ответить

  • 10

    LYzzER 26 февраля 2015, 22:22 пожаловаться

    #

    Учите историю, «политик». Правопреемник только один — Россия. Это зафиксировано в официальных документах. Все обязательства, долги СССР и место в Собвезе ООН на себя взяла Россия. Так что Белоруссия, Казахстан и прочие тут совсем не при чем. Да и, честно говоря, вряд ли тот же Казахстан играл важную роль в съемках «Утомленных солнцем» или «Москва слезам не верит».

    ответить

  • 1

    oscar75 5 марта 2015, 00:39 пожаловаться

    #

    Цитирую: «не стоит забывать, что награда Американской киноакадемии у советских кинематографистов к тому времени уже была в категории «Лучший документальный фильм». В 1943-м золотую статуэтку получила лента «Разгром немецких войск под Москвой»…»

    И автору статьи абсолютно пофиг, что статуэтка досталась Американскому дистрибьютору Арткино, перемонтировавшему, переозвучившему и пустившему в прокат сей фильм.

    ответить

 
Добавить комментарий...