Статьи

Кевин Спейси: «В первый день съемок я чувствую себя школьником»

КиноПоиск встретился с двукратным обладателем премии «Оскар», актером и продюсером Кевином Спейси и начинающим режиссером Иваном Петуховым, победителем конкурса Jameson First Shot. Спейси рассказал о причинах, побудивших его взяться за короткометражный формат, о принципах своей работы, опыте сотрудничества с русскими и своей точке зрения на экономику кинопроизводства и будущее кинопоказа.
Кевин Спейси: «В первый день съемок я чувствую себя школьником»

26 июля в Лос-Анджелесе прошла премьера трех новых короткометражек конкурса Jameson First Shot — фильмов начинающих режиссеров из России, США и ЮАР, которые продюсирует компания Кевина Спейси Trigger Street Productions. Сценарии отбирались на конкурсной основе. В главной роли во всех трех работах снялась Ума Турман. Утром в день премьеры Кевин Спейси вместе с победителем российского этапа Иваном Петуховым встретился с КиноПоиском, чтобы рассказать о причинах, побудивших его взяться за этот проект, и о том, как шла работа.

Отель «Шато Мармон», 10:20. Кевин Спейси только что дал два телевизионных интервью и выглядит слегка уставшим. Мы здороваемся с ним и с Иваном Петуховым, режиссером фильма «Подарок». Кевин просит выключить осветительные приборы. В помещении рабочий гул. «Все заткнитесь!» — громко командует звезда, и мгновенно наступает тишина.

— Сэр, обычно карьера в киноиндустрии начинается с короткометражных фильмов наподобие того, что сделал Иван. В случае успеха дальше следуют сериалы и полнометражные фильмы. Вы же стали заниматься коротким метром уже после того, как достигли успеха в большом кино и на ТВ как актер и продюсер. Что вас заинтересовало, почему вы решили снимать короткометражки?

Кевин Спейси: Мне нравится эта форма. Я всегда любил короткий метр. Я участвовал в студенческих фильмах и раньше, и это, несомненно, помогало начинающим кинематографистам. Я думаю, это замечательный формат. Он очень дисциплинирует, учит рассказывать историю в ограниченном отрезке времени. Это отличное упражнение, позволяющее понять, на что человек способен. Сколько твой фильм идет?

Иван Петухов: 7 минут.

Кевин Спейси: Вот! Что ты можешь сделать за 7 минут, за 10, за 15 минут? Мы делаем похожий проект и в театре. Это спектакли длиной 12—15 минут. Это упражнение не только для режиссера, но и для актеров, и для персонала. Надо собраться и найти решение для истории за очень и очень короткое время. Мы вам даем два дня на съемку.

Иван Петухов: Да, в моем случае этого было достаточно, потому что у меня все происходит на одном объекте.

Кевин Спейси: В первый год нашей работы с Jameson, когда мы делали фильм Алексея (объектов в том фильме много), он поразительно сумел все успеть. И, кстати, я ему все еще больше усложнил, потому что на второй съемочный день я опоздал на два с половиной часа.

Иван Петухов: Серьезно?

Кевин Спейси: Да, я проспал.

Иван Петухов: Могу только представить себе, как он нервничал.

Кевин Спейси: Да, но он нашел способ продолжать съемку, а когда я добрался туда, мы нагнали. Уже к обеду восполнили все те два с половиной часа. Это было очень непрофессионально с моей стороны.

— Помимо более короткого съемочного периода и в целом другого масштаба, для вас есть какие-то значительные отличия между работой над короткометражками и вашими большими фильмами? Как для вас отличается творческий процесс?

Кевин Спейси: На самом деле не думаю, что тут есть какая-то разница. Я смотрю на это так: ты ощущаешь, сколько времени у тебя есть. Если у тебя есть 75 дней, чтобы сделать фильм, ты используешь все 75. Есть 35, то снимешь за 35. Я сделал один фильм за 16 дней, другой — за 17. И за 18 — такой опыт у меня был, когда ты очень-очень эффективен. Мы считаем, если ты можешь достичь результата за два дня… Я хочу сказать, что значение имеет нехватка времени. Иван подтвердит.

Иван Петухов: Конечно.

Кевин Спейси

Кевин Спейси

Кевин Спейси: Если это подстегивает режиссера и всех остальных к принятию решений, заставляет творчески подходить к решению таких проблем, как отсутствие денег или времени. А не так: «А может, снимем эту сцену в следующий четверг? А то и мы не можем, и актеров нет». Нет, надо найти способ решить проблему. Я думаю, это подстегивает творчество, а это очень ценно. В истории кино масса таких счастливых случайностей. Взять, к примеру, мой любимый фильм «В порту». Вот они снимают эту знаменитую сцену в такси с Родом Стайгером и Марлоном Брандо. Приезжают в павильон, а продюсер, который должен был купить материал для рир-проекции, чтобы такси ехало по Нью-Йорку, этого не сделал, и у них нет фона для съемки. Тогда кто-то из членов съемочной группы говорит: «На прошлой неделе я ехал на такси, и там на заднем стекле висели жалюзи». И вот они сделали жалюзи, повесили их на заднее стекло, закрыли и использовали только осветительные приборы. В результате получилась одна из самых откровенных и потрясающих сцен в истории кино. А что бы было, если бы жалюзи отсутствовали, был бы виден Нью-Йорк, всякие отвлекающие детали? Они решали эту проблему ни при помощи денег, ни при помощи времени, и идея поступила от члена съемочной группы.

— Вопрос к Ивану. Что ты чувствовал в первый съемочный день, боялся или был счастлив?

Иван Петухов: Да, я был напуган до чертиков. Я пришел на площадку, и там каждый был занят своим делом, а я был единственный, кто не знал, что делать. Я нашел балкон в углу, сел там, чтобы меня никто не видел, а я видел всех, открыл ноутбук и стал делать какие-то пометки в сценарии. Через пару часов, когда все были готовы, я понял, что меня уже давно заметили, и сказал: мы готовы, давайте все обсудим. Все были готовы, кроме меня.

Кевин Спейси: Я слышал это множество раз от самых разных режиссеров — известных, с блестящими работами, которые думали о том же в первый день на своем первом фильме, а часто и на любом другом фильме. У меня то же самое. Приезжаю в первый день на площадку и чувствую себя школьником, застигнутым врасплох.

Иван Петухов: «Я должен что-то сделать, но не знаю что».

— У вас, не считая этого проекта, есть сериал и полнометражные картины. Как вы распределяете свое время, есть ли у вас какой-то способ тайм-менеджмента?

Кевин Спейси: Да, есть. У меня потрясающая команда. Когда у меня много тарелок крутится в воздухе, я задаю себе три вопроса: успеваю ли я вовремя, подготовился ли я, относительно счастлив ли я. Если на каждый вопрос ответ положительный, значит, все делают свою работу. Но у меня так всю жизнь. Я всегда умел организовать дело так, что тарелки почти не бились. Думаю, эта многозадачность у меня от мамы. В школе я делал утреннюю радиопередачу, играл в школьной постановке, был режиссером на шекспировском фестивале, играл в фестивале драмы, был в дискуссионном клубе и кружке риторики и так далее. Так что сейчас у меня есть театр, продюсерская компания, Jameson First Shot, «Карточный домик» — то же самое, что в школе, только в другом масштабе. Мне нравится бороться. Я не из тех, кто хочет сидеть у изогнутого бассейна в Беверли-Хиллз и получать отчисления от старых работ. Это меня не интересует. Меня интересует, чтобы было интересно. Вот что интересно, так это давать восходящим кинематографистам шанс вроде того, что я сам когда-то получил от людей, поверивших в меня.

Постер фильма Ивана Петухова «Подарок»

Постер фильма Ивана Петухова «Подарок»

— Вы снимались в «Конверте» и были креативным продюсером всех остальных фильмов Jameson First Shot. В чем заключается ваша работа?

Кевин Спейси: Я начал переговоры с Jameson примерно пять лет назад, предложив им не просто поддерживать фестиваль, что они уже прекрасно делали, а именно продюсировать и поддерживать кинематографистов. Для них как для организации это был шаг. И, очевидно, надо было разобраться с тем, как мы это будем делать, во сколько это обойдется, сколько времени получит каждый режиссер. Потом, конечно, чтение сценариев, обсуждение с нашей командой, выявление режиссеров с потенциалом. Иван говорил с нашей производственной командой, с Умой. Сделав же свою работу, я всегда делаю шаг в сторону и даю остальным сделать свою. Один из лучших уроков, который я получил как продюсер, состоит в следующем: если все идет хорошо, вынь свои долбаные пальцы из пирога. Это работает. Так что я тут даже не присутствовал, снимал «Карточный домик». Когда я нанимаю режиссера на постановку, я доверяю этому человеку.

Иван Петухов: Да, я очень боялся, что люди здесь будут делать мою работу за меня, но этого не происходило. Все спрашивали указания, и я был счастлив. Это была очень крутая и профессиональная команда, а я чувствовал себя настоящим режиссером.

— Вы делаете сериал, который можно считать революционным…

Кевин Спейси: Да, это большой телевизионный хит, который не показывали по телевизору.

— …а теперь делаете короткометражки, которые в основном распространяются через интернет. Теперь интернет — главное средство доставки контента и огромный рынок. Когда-то ничего подобного не было. Кино, даже короткий метр, можно было увидеть только в кинотеатре. Вы ходите в кино? Как вы считаете, выживет ли кинотеатр? Должны ли измениться кинотеатры или фильмы?

Кевин Спейси: Я был в кино позавчера вечером. Обожаю ходить в кино. Всегда был этот похоронный звон по кино и кинотеатрам: «Кинотеатр умирает! Фильмы умирают!» Это бред сивой кобылы. Это говорили, когда появилось радио, говорили с появлением телевидения. Поскольку людям нравится делиться впечатлениями, они любят ходить в кино, потому что это коллективный опыт. Люди ходят на свидания, и это не закончится. В мире всегда будет достаточно народу. Кто-то хочет смотреть дома, кто-то — в кинотеатре, кто-то — на айпаде. Я давно это говорю: если людям дать то, что они хотят, в той форме, в которой они хотят, и по разумной цене, то есть шанс, что они это купят, а не украдут.

— В этом проекте вы работали с подающими надежды режиссерами со всего мира. Есть ли что-то, что отличает русских от всех остальных, в чем их сильная сторона? Может, они лучше других знают систему Станиславского?

Кевин Спейси: Ты знаешь систему Станиславского?

Иван Петухов: Вряд ли я знаю систему Станиславского лучше остальных.

Кевин Спейси: Есть нечто цепляющее в русских сценариях, которые мы читали. Они пытаются что-то открыть. Иногда что-то серьезное. Что нам понравилось в этом сценарии, так это мелодраматизм и одновременно наличие юмора. Но в конечном счете точки зрения, языки — это все неважно, если есть хорошая история. Люди идут на фильм, и их не волнует, откуда родом режиссер, если эта история хорошо рассказана.

Иван Петухов

Иван Петухов

— Используете ли вы налоговые вычеты и стимулы? Как продюсер, оптимизируете ли вы расходы таким образом?

Кевин Спейси: Да, однозначно. Я могу говорить о налоговых вычетах по всей стране, а не только в Калифорнии, которой следует делать больше, чем у нее получалось в последние годы. Огромное количество продюсерских компаний покинули Калифорнию. Мы снимаем «Карточный домик» в штате Мэриленд по ряду причин. Там потрясающие условия в плане налоговых возвратов. Это позволяет нам делать сериал намного дешевле. В то же время они получают от нас работу для тысяч людей. Мы заселяемся в отели, арендуем автомобили, питаемся. Мы делаем существенный вклад в экономику штата. Также нам это удобно, потому что Балтимор похож на Вашингтон и находится в 40 минутах езды, так что ездить туда снимать натуру нам проще, чем если бы мы снимали где-нибудь в Атланте, откуда пришлось бы летать на самолете за гораздо большие деньги. Чем больше штатов осознает, что налоговое стимулирование нужно не просто для того, чтобы привлекать к себе кинопроизводство, а для экономики и создания новых рабочих мест, тем будет лучше. Я считаю, это фантастическая возможность.

— Делаете ли вы это и на короткометражных фильмах?

Кевин Спейси: В данном случае такой короткий съемочный период, всего два дня на фильм. Не знаю, подавали ли мы документы на возврат налогов, но вполне могли. Я выясню.

Читайте также
Статьи После чистки: Как живется в «Карточном домике» без Кевина Спейси В финальном сезоне политического сериала Netflix новый президент Клэр Андервуд осталась в Белом доме одна. Стал ли «Карточный домик» от этого менее драматичным и остросюжетным?
Новости «Клуб миллиардеров» с Кевином Спейси собрал в прокате 288 долларов Криминальный триллер станет самым неудачным проектом в его актерской карьере.
Новости Пылающие Кевин Спейси, Оса и Муравей: Главные премьеры июля Блокбастер студии Marvel, фильм по рассказу Мураками, одна из последних работ Спейси, новая часть франшизы с Томом Крузом и другие новинки середины лета.
Статьи За того парня: Как Олдман пел Сида Вишеса, а Килмер — Джима Моррисона И еще шесть экранных каверов на рок- и поп-хиты, прозвучавших лучше оригинала.
Комментарии (10)

Новый комментарий...

  • 11

    kinovrs 31 июля 2014, 19:23 пожаловаться

    #

    … побольше бы таких хороших кино-конкурсов!

    ответить

  • 16

    Коронер 31 июля 2014, 20:51 пожаловаться

    #

    В Карточном домике Спейси очень убедительно сыграл. С нетерпением жду третий сезон.

    ответить

  • 2

    Mister white 3 августа 2014, 18:34 пожаловаться

    #

    Ответье мне пожалуйста, стоит ли смотреть 2-ой сезон Карточного домика, лучше ли он первого ?

    ответить

  • Коронер 3 августа 2014, 19:14 пожаловаться

    #

    Определенно лучше. Крайне рекомендую, так как в конце будет подведена некая черта и логическое завершение, если можно так выразиться.

    ответить

  • Mister white 3 августа 2014, 19:33 пожаловаться

    #

    Тогда пока я жду 3-ий сезон Ганнибала, посмотрю второй сезон Карточного домика.

    ответить

  • 19

    BCubbins 31 июля 2014, 23:00 пожаловаться

    #

    Спейси отличный актёр и мастер своего дела
    Спасибо за интервью!

    ответить

  • 10

    adalove 31 июля 2014, 23:05 пожаловаться

    #

    Чертовски хороший актер.

    ответить

  • 7

    IRONMYN 1 августа 2014, 15:25 пожаловаться

    #

    Конкурс прекрасен! Как после этого не зауважать Спейси ещё больше

    ответить

  • 4

    The Tourist 2 августа 2014, 11:37 пожаловаться

    #

    Кевин еще и в свой День рождения раздавал интервью! Парень просто живет на работе))

    ответить

  • 2

    gurur 4 августа 2014, 08:42 пожаловаться

    #

    «Чем больше штатов осознает, что налоговое стимулирование нужно не просто для того, чтобы привлекать к себе кинопроизводство, а для экономики и создания новых рабочих мест, тем будет лучше. Я считаю, это фантастическая возможность.»
    Почему у нас в России это не понимают, ведь в нашей стране есть регионы с любым климатом и природными условиями?!

    ответить

 
Добавить комментарий...