Терри Гиллиам: «Люди разучились жить настоящим»

Обсудить0

Признаюсь, я фанат сериала «Во все тяжкие». Думаю, это лучшее, что я видел за долгое время. Уж точно лучше всех фильмов прошлого года. Нельзя отрицать, что люди сейчас смотрят кино и ТВ совсем по-другому, и у киноиндустрии вообще-то серьезные проблемы.

Терри Гиллиам, неутомимый режиссер с искорками и хитрецой во взгляде, привез в Москву свою новую картину «Теорема Зеро». Ее герой Коэн Лет (лысый и иногда голый Кристоф Вальц) работает на некую корпорацию, возглавляемую таинственным менеджментом (мимикрирующий под окружающую обстановку Мэтт Дэймон), где день за днем выполняет рутинную работу по решению компьютерных задач на чем-то, что напоминает игровой автомат.

Он живет в старой церкви и не умеет общаться с людьми. Безмерно оптимистичный начальник, постоянно путающий имя Коэна (Дэвид Тьюлис), его напрягает, а единственное, чего ему хочется, так это покоя, работать из дома и наконец-то дождаться телефонного звонка, который раскроет ему смысл существования. Но в этот момент в его жизни появляется полувиртуальная девушка по вызову (Мелани Тьерри), менеджмент просит разгадать невыполнимую теорему Зеро, а подросток-вундеркинд Боб (Лукас Хеджес) помогает ему понять, что такое дружба. Взрывоопасный коктейль круто меняет Коэна.

КиноПоиск встретился с Терри Гиллиамом, чтобы узнать, как нам жить в эпоху виртуального общения, что режиссер изменил в «Человеке, который убил Дон Кихота» и почему он считает авторов телеадаптации «12 обезьян» невежливыми.

«Теорема Зеро» рассказывает о том, как изменилась коммуникация в век социальных сетей и вездесущих гаджетов. Что же нам делать? Удалить аккаунты на «Фейсбуке»?

Не хочу давать ответов. Мне интереснее задавать вопросы. А каждый уж пусть решает сам для себя. Но если не задавать вопросов о мире, в котором ты живешь, то никогда и не найдешь интересных ответов. Нужно либо принять мир таким, каков он есть, и наслаждаться им, либо искать альтернативный путь выживания. Я просто удручен тем фактом, что люди разучились жить моментом. Они могут только комментировать его. На рок-концерте они бесконечно твитят! Да заткнитесь уже, послушайте музыку, наслаждайтесь ей, обсудите потом! Каждый стал критиком. Я иногда думаю, что если бы Рене Декарт жил сегодня, то он бы сказал: «Je tweet donc je suis». То есть: «Я пишу твиты, а следовательно, я существую». Это какая-то зависимость. Люди перестали думать самостоятельно и волнуются лишь о том, что о них подумают другие. Мы всегда это делали, но сейчас это достигло каких-то невероятных масштабов. Нужно бороться!

А вы за собой замечали подобную зависимость?

Я старался оградить себя от этого, поэтому, например, у меня долго не было мобильного телефона. Я не хотел зависеть от телефона, который указывал бы мне, что нужно делать. Все это очень сильно поменяло нашу жизнь. Если теперь моя жена едет во Францию, я могу отправить ей эсэмэс: «Ты добралась? Все окей?» Раньше ведь такого не было. Она бы позвонила только в случае, если что-то пошло не так. А теперь постоянная коммуникация делает тебя невротиком. Тебе необходимо знать, кто, что и где делает в данный момент, вместо того чтобы жить своей жизнью и испытывать то, что происходит именно с тобой и именно сейчас.

«Теорему Зеро» снимали с крайне скромным для футуристического фильма бюджетом. Как вам удалось сделать так, что он выглядит на сотню миллионов?

Для этого нужно было снимать в Бухаресте при помощи множества трудолюбивых румын, которые еще и работают за совсем небольшую плату. Мы просто очень разумно все распланировали, каждый работал не покладая рук, создавая впечатление, что все это стоит куда больше, чем на самом деле. Наш художник по костюмам Карло Поджиоли шил наряды из скатертей-клеенок и шторок для ванной, и выглядят они совершенно уникально. Иногда ограниченные возможности и маленький бюджет приводят тебя к более оригинальным решениям, которые ты бы вряд ли принял, будь у тебя необходимые средства.

Мы шили костюмы из шторок для ванной

Критики упорно объединяют «Теорему Зеро» в трилогию с лентами «Бразилия» и «12 обезьян», но вы не согласны?

Люди всегда стремятся найти какой-то порядок в этом мире, что я могу еще сказать? Никакого порядка нет, никогда не было. «Теорема Зеро» — это не часть трилогии, и она никогда не должна была ей быть. Критикам и зрителям просто хочется разложить все по полочкам, по коробочкам, придать всему смысл и значение, которых на самом деле нет.

Фото: Элен НелидоваФото: Элен Нелидова

Телеканал SyFy, кстати, собирается сделать из «12 обезьян» сериал. Как вы отнеслись к этой новости?

Никто мне об этом не сказал. Я сам прочитал эту новость в Variety. Мой хороший друг и продюсер Чарльз Ровен даже ни разу не упомянул об этом. Я не особо заморачиваюсь, но, по-моему, это было невежливо.

Вы сами не хотели обратиться к телеформату?

Да, все сейчас говорят о телевидении. Мы несколько лет назад написали сценарий «Благие знамения» по книге Нила Геймана и Терри Пратчетта. Он мог бы стать телесериалом, но я предпочитаю все-таки заниматься кино, где я могу рассказать историю за непрерывные два с половиной часа. Правда, признаюсь, я фанат «Во все тяжкие». Думаю, это лучшее, что я видел за долгое время, точно лучше всех фильмов прошлого года. Нельзя отрицать, что люди сейчас смотрят кино и ТВ совсем по-другому, и у киноиндустрии вообще-то серьезные проблемы. Но посмотрим, как все повернется. Вообще говоря, главный секрет в том, чтобы снять пилот, поставить свое имя над проектом, а дальше слиться и оставить всю работу кому-то другому, лишь получая деньги на счет. (Смеется.) Вот в чем вся фишка! Но я пока не решился запрыгнуть в этот поезд.

Адаптация «12 обезьян» — еще один пример переработки старых и чуть позабытых проектов.

Вы видели людей, которые занимают высокие посты в студиях и принимают решения? Достаточно на них посмотреть, чтобы понять, почему оригинальностью в Голливуде и не пахнет. Они бюрократы, которые боятся потерять свою высокооплачиваемую работу. А все оригинальное жутко опасно! Ведь если идея провалится, то они провалятся вместе с ней. Вся система строится на страхе и стремлении выбрать наиболее безопасный путь. Поэтому интересно то, что происходит с Netflix и HBO. Это совсем другие люди, в них больше авантюризма. К тому же подписчики платят им заранее, а это очень удобно — иметь деньги зрителей авансом.

Люди перестали думать самостоятельно

Честно говоря, не знаю, как все повернется. Выживет ли кино? Глядя на современные блокбастеры, сложно сделать прогноз. Что меня удивляет в телевидении, так это то, как люди хотят вернуться к любимым персонажам, ждут целую неделю встречи с ними, готовы следить за новыми приключениями уже знакомых героев. Мне кажется, это показатель того, что зрители чувствуют себя беззащитными. Им хочется привязаться к чему-то одному, чему-то повторяющемуся неделя за неделей. Думаю, это кое-что говорит о нашем обществе.

Вы вновь приступаете к работе над «Человеком, который убил Дон Кихота». Проект изменился за те годы, что прошли с момента первой попытки его снять?

Да, он поменялся, причем значительно. Когда я работал с Джонни Деппом, история была совсем другой. Многие сцены остались в том же виде, но сюжет изменился. Его герой оказывался в XVII веке, а теперь главный герой снял очень успешный фильм, когда был молод, и потом сделал себе имя в рекламе. И вот спустя много лет он возвращается в деревню, где снял тот фильм, чтобы увидеть его героев и поностальгировать о времени своей молодости, но обнаруживает, что все жители его ненавидят. Тот небольшой фильм разрушил их жизни!

Фото: Элен НелидоваФото: Элен Нелидова

Напоследок наш традиционный вопрос. Если бы у вас была возможность снять документальное кино о какой-то проблеме, которая вас волнует, что бы это была за тема?

Вопрос с подвохом, да? О чем же он может быть? О России? Об Англии? О Крыме? Думаю, фильм был бы о том, что миром сейчас правят глобальные корпорации, а не политики. В этом вся проблема. Если какой-то политик говорит, что управляет своей страной, то это неправда. Есть куда более важные шишки, и это они командуют парадом. Так-то.

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

26 октября 20236
27 ноября 20223
23 декабря 201926
5 мая 201914

Главное сегодня

Вчера3
Вчера0
Вчера3
Вчера4
19 апреля1
Вчера0
20 апреля9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Побольше бы таких режиссеров как Терри

7