Алексей Айги: «В киномузыку часто идут какие-то прохиндеи»

Обсудить0

К «Орлеану» пока написана только пара музыкальных фрагментов. Как и в «Орде», сценарий Арабова и режиссура Прошкина дают композитору место развернуться. Первая композиция написана для сцены, где в цирке карлики играют музыку на пилах. Так что теперь у меня дома есть еще и музыкальная пила, хотя басовый моринхур со съемок «Орды» некуда поставить.

В конце апреля на экраны вышел фильм о Марине Цветаевой «Зеркала». На прошлой неделе на Первом канале с успехом был показан «Переводчик» Андрея Прошкина, а в конце мая на телеэкранах появится сериал «Бесы» Владимира Хотиненко. Объединяет эти разные проекты одно имя — композитор Алексей Айги.

Меломанам и тем, кто следит за отечественным кино, он наверняка знаком. Скрипач, который собрал успешный ансамбль 4’33″ и вот уже 20 лет выступает и записывает с ним саундтреки к фильмам, собирая полные залы и увесистые кинонаграды. Синефилы могут вспомнить, что несколько лет назад Айги написал новую музыку к классическим немым фильмам, среди которых «Дом на Трубной», «Метрополис» и «Девушка с коробкой». Как кинокомпозитора Айги наверняка помнят по музыке к «Стране глухих», «Дикому полю» и «Орде».

С некоторых пор композитор и исполнитель живет на два дома: один — в Москве, другой — во Франции, где Айги тоже периодически приглашают работать в кино. Его дебютом во французском кинематографе стал фильм «Я думаю о вас» Паскаля Боницера.

Сейчас Алексей Айги записывает новый альбом и готовится к концертам. В честь двадцатилетнего юбилея ансамбля 4’33″ 19 июня состоится концерт в Московском доме музыки. А чуть раньше, 16 июня, исполнится 60 лет со дня рождения Сергея Курехина. Айги обещает, что вместе с ансамблем исполнит в Санкт-Петербурге и, возможно, в Москве программу его музыки к фильмам. Несмотря на занятость, он согласился рассказать КиноПоиску о том, как работают композиторы в кино и почему их сейчас так мало.

Как вы выбираете кинопроекты, с которыми готовы работать? Что важнее — сценарий или фигура режиссера?

Сложно точно ответить. Существует масса вариантов. Заинтересовать могут и сценарий, и режиссер, и что-то другое. Также работает увлеченность предлагающего своим проектом. Был случай, когда мне изначально идея не понравилась, но режиссер меня просто преследовал и заставил-таки написать музыку, о чем я, кстати, не жалею. Но не скажу, что передо мной стоит очередь из желающих, что я отказываю направо и налево. Бывали годы, когда я сам был готов предложиться на что угодно. Если же я отказываю, то это обычно материал, который мне активно не нравится. Или в проекте совсем нет бюджета на музыку. Все-таки за свои собственные деньги я работать пока не готов.

Как обычно строится работа режиссера с композитором? Вы начинаете сотрудничать еще на этапе сценария или пишете музыку уже к пусть черновой, но монтажной сборке?

Вариантов бывает много. Обычно я начинаю работать, если не нужна музыка для съемок, когда уже есть черновой монтаж. Бывает, просят основную тему до съемок.

Для меня изображение, игра актеров, монтаж — самое главное

Что касается проекта «Зеркала», то чем он вас привлек? Получилась, как мне показалось, тревожная, даже нервная музыкальная тема. Личность Цветаевой, ее поэзия как-то повлияли на вашу работу?

Сейчас уже сложно вспомнить мои первые впечатления от материала. Все-таки фильм выходит в прокат больше чем через год после записи музыки. Но помню, что мне понравилась работа Вики Исаковой. Работать с Мигуновой было непросто. Ей хотелось некоторой парадоксальности музыки. Первоначальные наброски были изменены на почти противоположные. Признаюсь, стихи Цветаевой во время работы я не читал, а ориентировался на картинку. Для меня изображение, игра актеров, монтаж — это самое главное.

«Зеркала» были номинированы за музыку на главные кинопремии России. Вы ранее становились лауреатом множества наград. Какой вес имеют для вас эти премии? Или признание музыкального сообщества важнее?

Вес награды имеют. И не маленький. Я помню, приз «Кинотавра» из Сочи еле довез до дома — он весит килограммов восемь. «Ника» похожа на ледоруб, ей убить можно. «Орел» тоже не пушинка. Конечно, приятно получать награды. И глупо говорить, что это неважно. Особенно тогда, когда сам работой доволен. И обидно не получать, когда думаешь, что твоя работа интереснее других. А оценка со стороны профессионалов тоже важна, так же как и оценка зрителей. Просто она не всегда выражается в премиях. Ну а в музыкальных кругах киномузыка считается в основном прикладной работой. Но к этому я отношусь спокойно. Мы уже 20 лет с ансамблем 4’33″ выступаем и записываем диски безо всякой оглядки на какие-либо круги.

Вы не раз говорили, что в России кризис в том, что касается кинокомпозиторов (и, видимо, не только в кино). Нет молодого поколения. В чем причина, как вам кажется?

Мне не очень интересно разбираться, отчего в России кризис в кинокомпозиторстве. Мне кажется, что в киномузыку часто идут какие-то прохиндеи, у которых нет собственных музыкальных идей и которые идут в кино, где, как им кажется, можно тупо заработать, делая поделки и подделки под чужую музыку. Научить же писать киномузыку, как и научить писать музыку или стихи, — это та еще задача.

В музыкальных кругах киномузыка считается прикладной работой

Следите ли вы за работой коллег в российском кино? Отмечали ли для себя интересные решения в том, что касается саундтрека в отечественных фильмах последних лет?

Волей-неволей приходится следить, если сидишь в кинотеатре или включаешь телевизор. Обычно музыка в российском кино либо бесит, либо удручает. Но интересные саундтреки попадаются, только сложно взять и вспомнить, что понравилось из последнего.

Вы живете на две страны, Россию и Францию, работали во французском кино. Насколько подход к работе отличается в зависимости от страны?

В общем-то я там продолжаю работать. Сейчас должен начать новый проект на Гаити с Раулем Пеком. Уже в четвертый раз буду работать с этим режиссером. Различий особых нет. Подход к работе с композитором больше зависит от типа режиссера, чем от специфики страны.

Вы записывали недавно музыку к «Бесам» Хотиненко и сейчас работаете с Прошкиным над «Орлеаном». С этими режиссерами вы уже работали прежде. Насколько важны отношения с режиссером для композитора?

Лучше всего иметь человеческий контакт, а в идеале дружить. Кстати, как раз с Прошкиным и Хотиненко (с обоими это уже третий по счету проект) у меня своеобразный тандем и сложился. Но работают с музыкой они совсем по-разному. Хотиненко, когда его устраивает общая стилистика, оставляет довольно большой простор для вариаций, Прошкин же до самого конца вносит изменения, вторгается в каждый такт музыки. И, конечно, и с тем, и с другим я бы с удовольствием работал бы дальше.

Прошкин вторгается в каждый такт музыки

Если есть возможность, расскажите, пожалуйста, о том, какой будет музыка в этих проектах.

«Бесы» выйдут уже 25 мая, музыка вся записана. Ее в фильме довольно много. Есть огромные, по пять минут, симфонические фрагменты, в том числе с солирующим сопрано. Описывать же стилистику мне довольно сложно. Могу сказать только, что веселые мотивчики там не наблюдаются. К «Орлеану» пока написана только пара фрагментов для сцены, где в кадре звучит музыка. Как и в «Орде», сценарий Арабова и режиссура Прошкина дают композитору место развернуться. Первая композиция написана для сцены, где в цирке карлики играют музыку на пилах. Так что теперь у меня дома есть еще и музыкальная пила, хотя басовый моринхур со съемок «Орды» некуда поставить.

Какому проекту вы сейчас посвящаете свое время?

Мы с ансамблем 4’33″ начали работу над новым диском, ну и есть уже новая киноработа, но я пока не готов о ней говорить.

Смотрите также

Объявлены номинанты на российскую кинопремию «Ника»

11 марта 2016

«Левиафан» и «Орлеан»: Что мы знаем о Елене Лядовой

21 сентября 2015

Премьера трейлера картины «Орлеан»

30 июля 2015

Игорь Мишин: «Наш арт-мейнстрим готово смотреть 2 миллиона зрителей»

27 июня 2015

Главное сегодня

Кантемир Балагов получил в Каннах приз за режиссуру фильма «Дылда»

Вчера

«Соблазн» Жюстин Трие: Женщина на грани нервного срыва

Вчера

12 лучших трейлеров недели: Терминатор, Пикар и мир глазами Энцо

Вчера

Экранизация «Акиры» Тайки Вайтити выйдет весной 2021 года

Вчера

Тест: Как хорошо вы разбираетесь в клюкве?

Вчера
В предыдущих сериях

Подкаст «В предыдущих сериях»: Обсуждаем финальный эпизод «Игры престолов»

22 мая

Питбуль из «Однажды… в Голливуде» взял приз в Каннах

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт