Статьи

Возмутители спокойствия: Скандалы на мировых кинофестивалях

Самым обсуждаемым и популярным происшествием 64-го Берлинского фестиваля стала выходка Шайи ЛаБафа, появившегося на премьере фильма «Нимфоманка» с бумажным пакетом на голове. КиноПоиск вспомнил еще десять громких скандалов, разразившихся во время проведения крупных международных смотров.
Возмутители спокойствия: Скандалы на мировых кинофестивалях

Самым обсуждаемым и популярным происшествием 64-го Берлинского фестиваля стала выходка Шайи ЛаБафа. Остро переживая недавние обвинения в плагиате, актер сначала ушел с пресс-конференции «Нимфоманки» Ларса фон Триера, а после появился на премьере фильма с бумажным пакетом на голове, покрытым надписью «Я больше не знаменитость».

КиноПоиск вспомнил еще десять громких скандалов, разразившихся во время проведения крупных международных фестивалей. Ведь такие внушительные и массовые мероприятия кинематографистам всегда было удобно использовать для разного рода эскапад и манифестаций.

1) Политическая бравада Гэри Купера, Берлинский фестиваль 1953 года

1950-е для США были оплетены бременем антикоммунистической лихорадки, в немалой степени ударившей по национальной киноиндустрии. Среди звезд третьего Берлинского фестиваля (к слову, пережившего тогда внушительное сокращение бюджета) ярче всех блистал популярнейший голливудский актер Гэри Купер, несколькими годами ранее публично ратовавший в конгрессе за сохранение традиционных демократических ценностей. Вопреки прошлым идеалам, он неожиданно использовал смотр, чтобы выразить протест развернутой сенатором Джозефом Маккарти охоте на ведьм, призванной очистить американские ряды от «коммунистической заразы» (такой рискованный шаг для звезды первой величины мог повлечь нежелательные результаты). После завершения мероприятия Купер отправился в ГДР, где 17 июня лично наблюдал печально известную забастовку рабочих. Впрочем, мыслями актера уже плотно завладел новый «мерседес», над чьей переправкой в США он тщательно трудился в последующие дни.

2) Роберт Митчум и обнаженная натура, Каннский фестиваль 1954 года

Жаркой весной на Лазурный Берег ступила британка египетских кровей Симона Силва, сыгравшая в нескольких фильмах категории Б (среди них затесались два любопытных нуара — ленты «Риск третьей стороны» студии Hammer и «Улица теней» Ричарда Вернона). Пышная девушка привлекла внимание прессы и получила титул «Мисс фестиваль», но куда больший фурор (а с ним и место в истории форума) вызвала одна ее смелая выходка. Силва, любыми способами искавшая славы, попросила голливудскую звезду Роберта Митчума вместе попозировать перед фотографами. В тот момент, когда ничего не подозревавший актер, находившийся рядом с корпулентной красавицей, принимал псевдострастные позы, Симона резко скинула бретельки и прикрыла руками свои внушительные груди. Оторопевший Митчум резко отшатнулся от оголившейся женщины, но фотографам хватило и короткого мига, чтобы запечатлеть вспыхнувшую неловкость. Последующая известность выпровоженной из Канна скандалистки оказалась недолгой: лишний вес затормозил ее актерскую карьеру, новые фортели никого не интересовали, а проблемы с документами заранее отменили все американские предложения о съемках. В 1957 году, попытавшись сесть на жесткую диету, она умерла от инсульта.

3) «Виридиана» и другие одиозные премьеры, Каннский фестиваль 1961 года

Мало какой крупный смотр обходится без резонансных показов. В начале 1960-х особый интерес вызвала религиозно-инцестуальная драма Луиса Бунюэля «Виридиана», ставшая объектом остракизма в Ватикане и чуть было не запрещенная к прокату франкистским правительством. Жюри Канна во главе с французским романистом Жаном Жионо не стало поддаваться массовой истерии и высоко оценило художественные качества бунюэлевской работы, правда, поделив «Золотую пальмовую ветвь» между «Виридианой» и менее резкой картиной «Столь долгое отсутствие» Анри Кольпи. Впоследствии еще много лент регулярно производили бурное впечатление на фестивальную общественность. Возмущение зрителей сопровождало премьерные мероприятия таких знаковых фильмов, как «Любовники» Луи Маля, «Большая жратва» Марко Феррери, «Империя чувств» Нагисы Осимы, «Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга, «Бурый кролик» Винсента Галло, «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи, «Фаренгтейт 9/11» Майкла Мура и других.

Часто непростую реакцию вызывало решение жюри. Специальная награда Берлинале, врученная «Полуночному ковбою» Джона Шлезингера, привела к тому, что студия United Artists, разочарованная упущенным «Золотым медведем», объявила бойкот смотру на целое десятилетие вперед. 16 лет спустя гений кинематографического минимализма Робер Брессон принял награду за режиссуру фильма «Деньги» (тот же приз достался Андрею Тарковскому за «Ностальгию»), зато впоследствии с огромным удовольствием кидал ее на землю перед журналистской толпой, так как был настроен исключительно на главную статуэтку.

4) Майская революция «новой волны», Каннский фестиваль 1968 года

Редко мировое киносообщество имело такой политический вес, как в мае 1968-го — кипучем вихревороте студенческих демонстраций, в который примешались воззвания против отставки основателя Французской синематеки. Вдохновленные ревизионистскими настроениями, Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар настолько вошли во вкус, что не растеряли революционный пыл даже после того, как правительство вернуло Анри Ланглуа его должность. Следующей и самой грандиозной целью для них был Каннский кинофестиваль, который, как казалось нововолнистам, должен поддержать волнения и немедленно прекратить показы. Все могло развиваться по иному сценарию, если бы они не нашли поддержку в лице идейно близкого члена жюри Луи Маля, уговорившего сложить полномочия нескольких своих коллег. Радикалы от киноязыка стали вполне всамделишными революционерами и добились отмены мероприятия, чем изрядно взволновали прилетевших на фестиваль многочисленных продюсеров, вынужденных позднее в срочном порядке переносить все договоренности.

5) В Германии все не «О. К.», Берлинский фестиваль 1970 года

20-й Берлинский смотр проходил в обычном режиме: атмосфера всеобщего праздника, конкурсные ленты, важные звезды. Глубокая тишина повисла, когда на фестивале показали новый фильм немца Михаэля Ферхёвена «О. К.» — рассказ о четырех американских солдатах, изнасиловавших вьетнамскую девушку (источником вдохновения для этого гнетущего зрелища стал реальный случай 1966 года). Уникальность премьеры в том, что этические вопросы заместили эстетические.

Берлинале того года заранее преследовали неприятности, связанные с позицией франкистского правительства, отозвавшего фильм «Нора» Карлоса Сауры ради более приемлемого для себя «Странного случая доктора Фауста» Гонсало Суареса.

Организаторы не могли решить, уместно ли было показывать такое кино в дружественном американцам Западном Берлине, да еще и председателю жюри, маститому голливудскому ветерану Джорджу Стивенсу, воевавшему на полях Второй мировой. Возникшая ситуация привлекла внимание крупных политических чинов. В итоге руководство фестиваля во искупление пошло на радикальные меры и полностью отменило вручение призов. Примечательно, что 15 лет спустя ничего не мешало голливудским кинематографистам обращаться к тому же вьетнамскому сюжету, который лег в основу «Военных потерь» Брайана де Пальмы и частично повлиял на «Взвод» Оливера Стоуна.

6) Жан-Люк Годар попадает в немое кино, Каннский фестиваль 1985 года

10 мая 1985-го было довольно прохладным фестивальным днем, хотя совсем ледяной прием ждал очередной фильм Годара «Детектив», который классик представлял в рамках основного конкурса. В непростой для себя жизненный период (последние несколько лент мастера получили негативный прием у критиков) еще одну проблему идеолог «новой волны» буквально встретил лицом. После провальной премьеры фильма (по другой версии, бесчинство произошло до мероприятия) в Годара прилетел солидного размера торт, запущенный неким мужчиной средних лет, назвавшимся Жоржем — Ниспровергателем икон. Охрана достаточно быстро скрутила злоумышленника, но режиссер не стал злиться на метателя сладостей, расценив выходку незнакомца как исключительно удачную отсылку к немому кинематографу.

7) Маленькая неприятность Софи Марсо, Каннский фестиваль 2005 года

Только замешательство с Митчумом и Силвой перешагнуло пятидесятилетний юбилей, как нечто схожее случилось с французской звездой Софи Марсо. Во время ее шествия по красной дорожке лямка шелкового платья неожиданно соскользнула и тем самым выпростала левую грудь. Спохватившаяся актриса с юмором отнеслась к случившемуся, но в дальнейшем кадры с оконфузившейся Марсо обошли многие мировые издания. На этом ситуации с неожиданным оголением в Канне не исчерпываются. В 2011-м член жюри Ума Турман пришла на церемонию открытия фестиваля в белом платье с длинным разрезом впереди, но при этом не надела нижнего белья, что не ускользнуло от объективов особенно ловких фоторепортеров. Позднее журналисты шутили: «Вряд ли кто-то ожидал, что фильм „Бобер“ на фестивале покажут до его официальной премьеры».

8) Роман Полански покинул здание, Каннский фестиваль 2007 года

Ходячий человек-скандал Роман Полански заседал в жюри сорванного Каннского смотра 1968-го, но и в следующие десятилетия смущал экстравагантными выходками приехавшую на Лазурный Берег мировую прессу. Не так давно во время премьеры «Венеры в мехах» случайно задралось платье его супруги Эмманюэль Сенье, однако шестью годами ранее создатель «Ребенка Розмари» просто покинул пресс-конференцию, посвященную выходу амбициозного альманаха «У каждого свое кино»: «Я считаю, что это по-настоящему уникальный и редкий случай. Группа таких важных режиссеров в одном месте, сидящих здесь... И такие убогие вопросы от журналистов. Искренне верю, что это компьютер довел вас до такой деградации. А теперь пойдем и поедим», — маэстро разразился гневной тирадой и вышел из помещения.

9) Джордж Клуни и его слишком пылкий фанат, Венецианский фестиваль 2009 года

В Венеции Клуни с перебинтованной рукой представлял эксцентрическую комедию «Безумный спецназ», снятую его большим другом Грантом Хесловом и демонстрировавшуюся вне конкурса. На пресс-конференции некий журналист, задавая Клуни вопрос, неожиданно разошелся до страстных восторгов: «Джордж, я гей. Я люблю тебя. Один поцелуй, Джордж, всего лишь один поцелуй». Свое признание он усилил тем, что разделся до трусов, оставив на верхней половине тела лишь галстук. Актер довольно спокойно воспринял случившееся, а когда микрофон перешел в руки следующего репортера, пошутил, что тому теперь необходимо раздеться аналогичным образом, иначе Клуни не сможет ответить на спрошенное.

10) Фон Триер и симпатии к Гитлеру, Каннский фестиваль 2011 года

Запутавшийся в ответе Ларс фон Триер — главный фестивальный дебош последних лет. Сбивчивое выступление датчанина, в котором он пытался сформулировать свое отношение к нацизму, не выдержало груза волнения, в результате чего Триер начал захлебываться неловкостями. Одна неуместная реплика потянула за собой другую, и вот автор «Меланхолии» говорит, что «понимает Гитлера» (при этом не имелись в виду взгляды фюрера на мироустройство). Дабы замять назревающее безобразие организаторы быстро объявили Триера персоной нон грата (45 лет назад такой чести удостаивался Луи Маль), хотя, кажется, лишь подлили масла в огонь. Режиссер до сих пор отказывается общаться с журналистами и постоянно напоминает общественности о произошедшем. Например, представляя свою «Нимфоманку» на последнем Берлинале, он появился на фотоколле в футболке, возвещающей о том, что он нежелательный гость Каннского смотра.

Читайте также
Статьи Дело было в морге: 16 анекдотов о Бергмане Тур в Третий рейх, ночь в морге, потерявшееся письмо Звягинцеву и прочие истории из жизни шведского классика — сомнительные и достоверные.
Статьи Танцуем в темноте: Какие клипы снимают Линч и Триер 10 мастеров кино, которые направили камеру на поп-исполнителей.
Новости Новый мультик Бардина и «Гурвинек»: «Окно в Европу» объявило программу Фестиваль в Выборге в этом году выбрал своим символом сценариста Геннадия Шпаликова.
Комментарии (23)

Новый комментарий...

  • 69

    67889524 17 февраля 2014, 23:16 пожаловаться

    #

    Отличная статья, больше всего почему-то порадовал поступок Полански — думаю многие режиссеры и актеры, в разные периоды своей карьеры, хотели поступить так же как он!)

    ответить

  • val-killer 23 февраля 2014, 18:51 пожаловаться

    #

    Видимо плагиатом на Полански занялся Киркоров, когда объяснял женщине в розовом о подготовленности журналистов к пресс-конференциям со звездами. Вот только уйти забыл. И пакет на голову одевать не стал, будучи не уличенным в своем плагиате. :-))

    Согласен с Вами, скандал Полански лучший в этой подборке.

    ответить

  • 11

    nelegus 18 февраля 2014, 05:11 пожаловаться

    #

    Раньше, что бы стать персоной «персоной нон-грата» надо было, постараться снять очень хорошее кино. Сейчас же достаточно поговорить с геями, показать грудь и рассказать о своей любви к нацизму…

    ответить

  • 7

    kolyajoker 18 февраля 2014, 06:02 пожаловаться

    #

    Такие случаи бывают «редко но метко»! Фон Триер жжёт! За статью спасибо.

    ответить

  • 25

    alexnemec 18 февраля 2014, 08:07 пожаловаться

    #

    Как я понимаю Триера! У самого такое — бывает, хочешь сделать понравившейся девушке комплимент, а на выходе получается, мягко говоря, не то, что планировал… Судя по всему, поэтому до сих пор и не женат!…

    ответить

  • kennymustdye 23 февраля 2014, 00:57 пожаловаться

    #

    Понимаешь Триера? Рискуешь стать персоной нон-грата.

    ответить

  • alexnemec 23 февраля 2014, 18:56 пожаловаться

    #

    Сочту за честь!

    ответить

  • 3

    Alice Anderson 18 февраля 2014, 09:41 пожаловаться

    #

    Интересная статья, каких только казусов не случается на кинофестивалях.

    ответить

  • 10

    wember251 18 февраля 2014, 12:32 пожаловаться

    #

    Принцип Герострата и старухи Шапокляк — «Хорошими делами прославиться нельзя». К сожалению человечество действительно так устроено, что лучше запоминает плохое.

    ответить

  • 5

    Charlie Cappa 18 февраля 2014, 14:43 пожаловаться

    #

    Ждем статью о скандалах в истории отечественных киносмотров)

    ответить

  • 13

    Charlie Cappa 18 февраля 2014, 14:45 пожаловаться

    #

    Полански молодец. Не в бровь, а в глаз. О кино зачастую пишут люди, которые в нём не разбираются. Им интереснее внебрачные романы и прочая дребедень, а перечислить основную фильмографию того или иного деятеля ума нет при этом.

    ответить

  • 3

    orange18 18 февраля 2014, 17:24 пожаловаться

    #

    Хорошая статья! Про «Империю чувств», наверное, можно было подробнее написать.
    Ларс Триер, конечно, выпендрежник, но ведь главное, чтобы фильмы хорошие снимал.

    ответить

  • 5

    young_f 18 февраля 2014, 19:07 пожаловаться

    #

    «Вряд ли кто-то ожидал, что фильм «Бобер» на фестивале покажут до его официальной премьеры».
    )))

    ответить

  • NaruHinka 22 февраля 2014, 14:33 пожаловаться

    #

    тонкий американский юмор, что уж сказать хД

    ответить

  • 8

    Clark Choke 18 февраля 2014, 20:06 пожаловаться

    #

    Все любят хулиганов и глупцов. Подобные мероприятия — отличная возможность заявить о себе. Любыми способами.
    А материал на самом деле увлекательный.

    ответить

  • Бедная Софи Марсо! Так не удобно!
    Очень интересная и необычная статья!
    Огромное СПАСИБО!!!

    ответить

  • 10

    Professore X 19 февраля 2014, 01:01 пожаловаться Berlinale-1979

    #

    Вспомнилась история премьерного показа фильма «Охотник на оленей» Майкла Чимино на Берлинском МКФ. в 1979 году, когда советская делегация, до крайности возмущенная «однобоким изображением представителей русских общин в Америке и совсем уничижительного вьетнамцев» демонстративно покинула кинозал, и их примеру последовали делегации ряда других стран (преимущественно соцлагеря). Журнал «Советский экран» (да и не только), разумеется, не остался в стороне и выдал по горячим следам полную обличительного пафоса статью под названием «Расизм в личине пацифизма». На мой взгляд, этот случай наглядно демонстрирует, до какого идиотизма порой доходила конфронтация между США и СССР…
    К счастью, на судьбе картины это досадное обстоятельство не отразилось.
    Вот за державу, правда, немного обидно.

    Cannes-1991
    На Каннском МКФ. в 1991 году Ларс фон Триер был так раздосадован тем, что жюри прокатило его стилистически выверенную «Европу», что обозвал председателя жюри Романа Полански злобным карликом, а братьям Коэн без обиняков заявил, что «Моя „Европа“ лучше вашего „Бартона Финка“, на что те со свойственной им выдержкой ответили примерно следующее: «Мы вашей „Европы“ не видели, так что может вы и правы. Хотя в сущности, какая разница, кто победил, особенно после объявления победителей?»))

    А какой «скандал» бы был, если бы то, о чем Ларс поведал в своей новелле «Профессии» в альманахе «У каждого своё кино» случилась бы на самом деле! Разве пакет на голове у Шайи мог бы с этим конкурировать!?))

    ответить

  • 2

    Torino 19 февраля 2014, 04:09 пожаловаться

    #

    По поводу новеллы «Профессии». Это был бы не скандал. а ужас просто. Шайя конечно и с пакетом и с плагиатом и еще кучей всего, чего угодно, вместе взятого и близко бы не стоял!

    ответить

  • NaruHinka 22 февраля 2014, 14:34 пожаловаться

    #

    да Лабаф идиот, уже в который раз, не пойми чего добивается.
    если он «не звезда больше», чего вообще на дорожку вышел, шел бы домой

    ответить

  • 3

    Torino 19 февраля 2014, 04:10 пожаловаться

    #

    Полански молодец! Солидарна с ним! Журналисты действительо частенько тупят страшно, но далеко не каждый их на место ставит..

    ответить

  • 2

    another_irene 19 февраля 2014, 13:56 пожаловаться

    #

    Группа таких важных режиссеров в одном месте не смогла, почему-то, создать столь же важное и нетленное кинопроизведение. «У каждого свое кино» — претенциозная пустышка, совершенно не вызывающая желания задавать какие-либо вопросы, кроме, пожалуй, одного — «зачем?»

    ответить

  • Soleyl 22 февраля 2014, 01:14 пожаловаться

    #

    Интересная и познавательная статья, из тех, что читаются не по диагонали. Полански — молоток мужик, а Марсо — просто прелесть, стальной характер под шелковой оболочкой)

    ответить

  • kennymustdye 23 февраля 2014, 01:10 пожаловаться

    #

    Оторопевший Митчум резко отшатнулся от оголившейся женщины, но фотографам хватило и короткого мига, чтобы запечатлеть вспыхнувшую неловкость.

    Да какая там неловкость, загуглите остальные фото. Митчум себя чувствовал в своей стихии и не то что не отшатывался, а скорее льнул к прелестям этой дамы.

    ответить

 
Добавить комментарий...