всё о любом фильме:
Статьи

Мэрил Стрип и ее необыкновенная карьера: 10 знаковых ролей

Мэрил Стрип не только завоевала славу великой актрисы, но и сделала невозможное, доказав, что у женщин старше сорока может быть успешная карьера в Голливуде — с многомиллионными гонорарами и именем, которое гарантирует интерес большой аудитории. В преддверии релиза «Августа» КиноПоиск вспоминает знаковые роли актрисы.
Мэрил Стрип и ее необыкновенная карьера: 10 знаковых ролей

Мэрил Стрип не только завоевала славу великой актрисы, но и сделала невозможное, доказав собственным примером, что у женщин старше сорока может быть успешная карьера в Голливуде — с многомиллионными гонорарами и именем, которое гарантирует интерес большой аудитории. Издательство Phaidon недавно опубликовало книгу под названием «Анатомия актера: Мэрил Стрип», где кинокритик Карина Лонгворт подробно описывает феномен Стрип. Как когда-то сказал режиссер Майк Николс, напоминает Лонгворт, «она пробила стеклянный потолок женщины в возрасте и со статусом звезды, а такого никогда, никогда не случалось раньше».

Как ей это удалось? В той же книге указано несколько причин. Сама Стрип считает, что немалую роль в ее популярности сегодня играет тот факт, что среди топ-менеджеров студий, принимающих решения и дающих зеленый свет тем или иным картинам, сейчас гораздо больше женщин. К тому же актрисе кажется, что ее успех в солидном возрасте обусловлен еще и тем, что она никогда не была в амплуа просто хорошенькой девушки, которая прилагается к главному герою как аксессуар. У таких актрис быстро истекает срок годности, а Мэрил это не грозило. Наконец, с годами ее подход к работе менялся. «Со временем тебя уже просто тошнит от компромиссов, — говорила актриса. — Чем меньше времени тебе остается, тем больше хочется быть только самой собой, не облегчая никому жизнь».

30 января на российские экраны выходит драма «Август», в которой Мэрил Стрип играет Вайолет Уэстон — мать трех дочерей и эмоционально нестабильную и больную раком женщину, доводящую родственников до белого каления. Мэрил Стрип, как и Джулия Робертс, сыгравшая в картине одну из дочерей, уже получила номинацию на «Оскар», восемнадцатую в карьере. В преддверии релиза КиноПоиск вспоминает знаковые роли актрисы, которые полюбились зрителям, вызвали как восхищение, так и удивление критиков, а также остались навеки в истории кино.

Внимание: в тексте могут быть спойлеры!

Линда, «Охотник на оленей», 1978

Первая заметная роль на экране — и сразу же номинация на «Оскар» за лучшую роль второго плана. До «Охотника на оленей» Стрип блистала на нью-йоркских театральных подмостках и уже тогда заработала себе славу серьезной актрисы. Ее Линда — нежная и неприкаянная душа, с синяком на щеке от кулаков отца и тлеющей надеждой на счастье, которого никому из героев не суждено испытать.

Чимино увидел Стрип на Бродвее и сразу же взял на роль Линды, которая по сюжету является объектом романтического интереса со стороны двоих друзей, героев Уокена и Де Ниро. Мэрил Стрип вспоминала впоследствии, что роль Линды была фактически не прописана, никто не знал, что она должна говорить в той или иной сцене, и у нее была полная творческая свобода. В реальной жизни бойфрендом Стрип был еще один член съемочной группы — актер Джон Казале. «Я безумно радовалась роли в „Охотнике на оленей“, потому что тогда жила с Казале, и мы могли быть вместе на площадке, — говорила Стрип. — Актерам всегда тяжело, когда съемки разводят по разным городам, ужасно скучаешь по любимому». Казале был болен раком и ушел из жизни вскоре после окончания съемок.

Джоанна Крамер, «Крамер против Крамера», 1979

За роль в семейной драме Мэрил Стрип получает сразу ворох наград, увенчанный «Оскаром» за лучшую роль второго плана. Получает не просто заслуженно. Стрип не только добилась роли жены Крамера, хотя изначально прослушивалась на роль случайной подружки, но и значительно переписала роль, умудрившись уложить в ограниченное экранное время полноценный портрет современной женщины. Несмотря на то, что ее героиня оставляет мужа и ребенка, зрители не могут ее упрекнуть. Она несчастна в браке и хочет жить полноценной жизнью. К тому же молодая актриса завоевала уважение Дастина Хоффмана, которого поначалу жутко раздражали ее бесконечные идеи и предложения. «Я ненавидел ее до чертиков, но уважал ее, — говорил потом актер. — Я понял, что она старается не для себя, а для сцены».

Софи, «Выбор Софи», 1982

Софи кажется поначалу вполне счастливой девушкой, но зритель достаточно скоро замечает загадочный и явно трагический шлейф, который тянется за бывшей узницей концлагеря. Она не только не оправилась от пережитого во время войны и заключения в Аушвице, но и не замечает того, что происходит с ней и ее возлюбленным прямо сейчас. Для роли Стрип понадобилось изучить польский язык и говорить с акцентом.

«В те времена, когда моя память еще была хороша, я могла запомнить слова песни с первого раза. Это удобно. Мне не требовалось много времени, чтобы выучить, как звучит тот или иной язык», — говорила актриса в интервью. Ей еще не раз придется имитировать акценты, и каждый раз у нее это отлично получалось. «Выбор Софи» принес Стрип первый «Оскар» за главную женскую роль и окончательно утвердил ее в драматическом амплуа, что скоро станет большой проблемой.

«У нас нет HBO дома, но на экране периодически возникают их программы с жуткими помехами. Однажды ночью так возник „Выбор Софи“. Я могла его слышать, но не видеть. Я сидела и 20 минут смотрела на размытое, нечеткое, разорванное на кусочки изображение. Мы только что купили видеокамеру, чтобы записывать, как растут наши дети. Домашнее видео. И тут меня осенило, когда я увидела „Выбор Софи“ в сплошных помехах. Знаете, у меня есть свое домашнее видео. Это мои фильмы. Когда другие люди их смотрят, они видят сюжет, пейзаж, актеров. А я вижу что-то иное. Я смотрю другое кино. Я смотрю его и думаю о месте, где я жила, когда мы снимали, где мы обедали, как спорили о разных сценах. Вот о чем я подумала, увидев размытые кадры „Выбора Софи“. У меня есть домашнее видео, которое могут посмотреть все. Оно напоминает мне о том, чем я жила» (из интервью журналу Esquire, декабрь 1984).

Карен Силквуд, «Силквуд», 1983

С Мэрил Стрип вмиг сошла утонченность польской иммигрантки. Между съемками «Выбора Софи» и «Силквуд» прошло всего две с половиной недели. Дерзкая, сексуальная и неблагополучная Карен Силквуд работает на опасном производстве, ежедневно находясь под угрозой радиационного заражения. Ее дети остались с бывшим мужем, она же переехала в другой штат, где живет вместе с бойфрендом Дрю и приятельницей-лесбиянкой Долли. Карен вульгарна, проста, беззаботна, но, обнаружив нарушения на фабрике, вдруг вливается в профсоюзную работу и готова бороться за правду.

«Что мне понравилось в Карен, так это то, что она совсем не Жанна Д’Арк. Она в каком-то смысле даже отталкивает, хотя и совершает хорошие поступки, — говорила о своей героине Мэрил Стрип. — Мои волосы были осветлены после „Выбора Софи“. Майк Николс (режиссер фильма „Силквуд“ — Прим. КиноПоиска) позвал нас на ужин вместе с Шер и ее черными волосами. Майк сказал: „Все. Я вижу картину“. А я сделала в тот же вечер окрашивание волос и стала брюнеткой. Это было подтверждением гуманности Майка, поскольку он меня не убил, обнаружив на следующее утро совсем другого человека».

Карен Бликсен, «Из Африки», 1985

«Из Африки» стал большим хитом и получил семь «Оскаров», включая награду за лучший фильм, а вот для Мэрил Стрип началась череда бесплодных номинаций. Впрочем, это не умаляет важности Карен в ее карьере. Стрип идеально вписалась в образ эмансипированной датчанки, способной уехать в Африку, вырастить кофе там, где его никто никогда не выращивал, научить кикуйю английскому и справиться с любыми невзгодами, включая сифилис и невозможность иметь детей. И, конечно, актрисе вновь довелось говорить с очаровательным акцентом.

«У нее богатое воображение, отличная интуиция, она моментально понимает человеческое поведение, когда ненаблюдательные или нарциссические натуры его понять не могут. Она существует в мире, она любопытна. Она живет полной жизнью и испытывает то, что необходимо испытать: материнство, любовь, разочарование», — так отзывался о Стрип режиссер Сидни Поллак. Кстати, судьба «Из Африки» могла сложиться совершенно иначе. К проекту присматривался Николас Роуг и видел Джули Кристи в главной роли.

Мэдлин Эштон, «Смерть ей к лицу», 1992

После череды трагических образов, заставивших зрителей утирать слезы, никто и не представлял себе Стрип в комедии. Так получилось, что у нее не было шанса проявить свой комический талант, а когда вышел проект «Смерть ей к лицу», после серии не самых удачных работ многие приняли такой поворот в карьере за признак отчаяния. В 1989 году актрисе исполнилось 40 лет, она как раз переехала вместе с семьей из Нью-Йорка в Лос-Анджелес — город, где все озабочены своим внешним видом и бесконечно пытаются остановить время. Стрип вспоминала потом, что отношение к ней со стороны студий сразу изменилось. Ей пачками предлагали роли ведьм. Она же искала сценарий, который бы заставил ее смеяться. И нашла «Смерть ей к лицу» — «документальный фильм о фиксации Лос-Анджелеса на старении», как она сама его называла. За роль актрисы, которая сохраняет молодость весьма нетрадиционным способом, Стрип получила от критиков по полной, но сама невозмутимо отвечала на все нападки: «Этот фильм опередил свое время». Даже комедии Мэрил выбирала совершенно серьезно. И не прогадала. Именно они станут невероятно успешными в нулевые.

Франческа Джонсон, «Мосты округа Мэдисон», 1995

Простая женщина, покинувшая родную Италию, чтобы жить тихой и спокойной жизнью с американским мужем в Айове, случайно встречает путешествующего по миру фотографа и проживает с ним самые яркие дни своей жизни. За роль Франчески в экранизации бестселлера Джеймса Уоллера развернулась одна из самых жарких битв в Голливуде. На нее претендовали Джессика Лэнг, Изабелла Росселлини, Сьюзан Сарандон и Анжелика Хьюстон. В том, что Франческа досталась Мэрил Стрип, — заслуга Клинта Иствуда. Он, в отличие от первоначально назначенного режиссером Брюса Бересфорда, считал, что нужно брать не европейскую актрису, а американскую. Он сам дал Стрип прочитать сценарий, зная, что роман актрисе не понравился.

«В книге эта женщина была в джинсах и без бюстгальтера. Мне было сложно понять ее. У меня было свое очень яркое представление об этой героине, и я не хотела усложнять его первоначальным авторским замыслом. Честно говоря, я не дочитала роман. Я подумала, что лучше подожду сценария. В сценарии она действительно была женщиной», — рассказывала Стрип о своем знакомстве с Франческой. А разногласия между Иствудом и Бересфордом тем временем привели к тому, что Иствуд сам занял режиссерское кресло. Ее Франческа стала аккуратной, идеально одетой и причесанной домохозяйкой, экзотичное происхождение которой выдавали акцент и типично итальянские жесты. Она смирилась с тихой жизнью, но глубоко внутри бушует яркий темперамент ее корней. В «Мостах округа Мэдисон» Франческа говорила: «С возрастом страхи уходят». Это применимо и к творческому пути Мэрил. Она постепенно достигла того возраста и положения в киноиндустрии, которые позволили ей не бояться, что ее забудут, и вывести на первый план самое важное.

Сьюзэн Орлеан, «Адаптация», 2002

«Адаптация» Спайка Джонса по сценарию Чарли Кауфмана знаменует новую страницу в карьере Мэрил Стрип. Насколько свободным и оригинальным произведением является «Адаптация», несмотря на литературный источник в виде романа Сьюзэн Орлеан, настолько же свободными стали выбор актрисы, ее поведение на экране и за его пределами. Многие считают роль в «Адаптации» своеобразным триумфальным возвращением Стрип в кино. Не то что бы она не снималась, но именно образ Орлеан стал чем-то совершенно выдающимся по силе исполнения и раскрепощенности.

Наверное, многие перенесли образ самой Стрип на ее героиню. Сьюзэн Орлеан предстает сначала респектабельной и закрытой писательницей, однако на протяжении картины и благодаря встрече с Джоном Ларошем ее жизнь кардинально меняется. В ней появляются страстный секс, наркотики и настоящая опасность для жизни. Мэрил Стрип такой никогда раньше не видели, и, пожалуй, зрителям было приятно осознавать, что и за фасадом хорошо знакомой актрисы скрываются какие-то секреты, кипят запретные страсти. За «Адаптацию» Стрип получила «Золотой глобус» и тринадцатую по счету номинацию на «Оскар».

Джулия Чайлд, «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту», 2009

Нулевые обозначили новый виток в карьере Мэрил Стрип, которая свободнее выбирала роли и становилась локомотивом для комедий вроде «Мамма MIA!» и «Простые сложности». Ее фильмы собирали более 100 млн долларов в прокате. Благодаря Стрип образ женщины за 50 в кино совершенно изменился. Это привлекательная, успешная, довольная собой и сексуально активная дама. Лента «Джули и Джулия», где она играет кулинара Джулию Чайлд, добавляет очки в эту же копилку.

Американские зрители Джулию Чайлд представляют себе совершенно четко. Это женщина большого роста и с высоким голосом, ее сложно назвать красивой. Однако Стрип умудрилась показать известного персонажа без намека на карикатуру. «Если говорить о страсти, то Джулия Чайлд не просто страстно любила мужа и готовку, но она страстно любила жить, — говорила о своей героине актриса. — Она любила ощущать себя живой, и это вдохновляло само по себе».

Маргарет Тэтчер, «Железная леди», 2011

Свой третий «Оскар» Мэрил Стрип получила за воплощение на экране одной из самых противоречивых политических фигур XX века — Маргарет Тэтчер. Первая женщина, ставшая премьер-министром Великобритании, на склоне лет страдала слабоумием, разговаривала с умершим мужем и забывала, какой на дворе день. Мэрил Стрип удалось не только убедительно состариться на пару десятков лет при помощи пластического грима и виртуозной актерской игры, но и показать, что в этой одинокой старушке, которая живет лишь тревожными воспоминаниями о своей политической карьере и не слишком счастливой семейной жизни, еще есть стальной стержень. Наконец, если американка и могла сыграть главного британского политика, то это могла быть только Мэрил Стрип.

«Я до сих пор не согласна со многими из ее политических решений. Но я чувствую, что она верила в них, и они происходили из лучших побуждений. Она не была косметическим лидером, который менялся под стать веяниям. Она держалась своих убеждений, а это очень сложно. Людям хочется иметь дело с теми, кто готов искать решения. Я восхищаюсь тем, что она не подстраивалась, ей не было важно, любят ее или ненавидят, она стояла на своем. Это очень сложно, и сейчас так никто не делает», — говорила Стрип о Тэтчер. Сама актриса за время своей работы в кино была куда менее жесткой, особенно на заре карьеры. Перед глазами стоял пример Джейн Фонды, бурная общественная и политическая деятельность которой откровенно мешала сниматься и получать награды. Однако с годами, приобретя авторитет в киноиндустрии, Стрип стала куда чаще высказываться на политические темы. Одно из последних ее выступлений прозвучало на ужине Национального совета кинокритиков, когда она обвинила Уолта Диснея в расизме и сексизме.

«Август» выходит на российские экраны 30 января.

Читайте также
Новости Золушка споет в мюзикле «Mamma Mia 2» Лили Джеймс получила роль в сиквеле мюзикла «Mamma Mia!», где снимутся Мэрил Стрип, Аманда Сайфред, Пирс Броснан и Колин Фёрт.
Новости Кевин Костнер и Вуди Харрельсон начнут охоту за Бонни и Клайдом Актеры договариваются с Netflix о том, чтобы сыграть в проекте «Грабители», к которому когда-то присматривались Роберт Редфорд и Пол Ньюман.
Новости Звезда фильма «Эверест» может сыграть у режиссера «Ла-Ла Ленда» Джейсон Кларк ведет переговоры об участии в «Первом человеке» Дэмьена Шазелла.
Комментарии (33)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...