• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

День сделать ночью: Все визуальные эффекты «Сталинграда»

Кого в «Сталинграде» создавали с помощью цифровых технологий? Почему пришлось менять номера танков? Как синие экраны и солнечные пейзажи Ленинградской области стали мрачными предрассветными берегами Волги? Сколько минут занимают сцены с компьютерной графикой? Ответы на эти и другие вопросы смотрите в видео и картинках.
День сделать ночью: Все визуальные эффекты «Сталинграда»
Fotodom.ru

В октябре на экраны вышла картина Федора Бондарчука «Сталинград», ставшая самым кассовым отечественным фильмом за современную историю российского кинопроката. Скоро станут известны номинанты на премию «Золотой орел», и можно ожидать, что на награды точно будут претендовать те, кто отвечал за визуальную составляющую фильма — оператор Максим Осадчий и художник-постановщик Сергей Иванов.

А вот усилия VFX-художников российские премии пока не отмечают, хотя именно эти специалисты внесли немалый вклад в то, какими зрители увидели разрушенный город и военные действия в картине Федора Бондарчука. Компьютерную графику для фильма делали в студии Main Road|Post под руководством супервайзера визуальных эффектов Армана Яхина. Main Road|Post поделилась с КиноПоиском видео и фотоматериалами о создании визуальных эффектов для «Сталинграда». Специалистам пришлось строить города, учиться работать с 3D, создавать виртуальную массовку, олдскульные взрывы и превращать дневные съемки в ночные.

Внимание: в статье содержатся спойлеры. Все иллюстрации можно внимательно рассмотреть, кликнув на картинку.

Всего для фильма было сделано 230 шотов с визуальными эффектами, многие из них были весьма продолжительными. В сумме получилось 30 минут экранного времени с участием компьютерной графики. Слово «шот» на языке специалистов — аналог кадра; из шотов собираются большие сцены.

Main Road|Post начала работать над проектом в 2009 году, когда появилась первая версия сценария картины. Концепт-художниками были созданы настроенческие эскизы, позволяющие понять атмосферу и стилистическое решение ряда сцен. Спустя два года, в 2011-м, когда проекту был дан зеленый свет, VFX-команда начала полномасштабную работу.

Сначала изучались многочисленные референсы. Несколько художников студии съездили на экскурсию в Волгоград (прежде всего в музей Сталинградской битвы). Там была отснята миниатюра города, место, где стоял дом Павлова, чтобы корректно воссоздать архитектурный стиль, особенности застройки и характер местности для общих планов города и видов из окон. Площадь, на которой разворачивается основное действие картины, изначально задумывалась как компиляция многих знаковых мест военного Сталинграда.

Параллельно шла разработка новых технологий для создания цифровых разрушений, симуляции дымов, огней, CG-массовки. Дело в том, что работа в стерео (то есть в 3D) накладывает существенные ограничения на использование подсъемки отдельных элементов кадра для последующего вклеивания в финальную картинку. Почти все добавляемые эффекты нужно было промоделировать на компьютере в честном 3D.

Помимо этого, необходимость обрабатывать материал для двух глаз сильно повышает требования к качеству работы. Незначительная погрешность, которая не будет заметна в 2D, в стерео может вызвать у зрителя значительный дискомфорт при просмотре. Артефакт размером в половину пикселя может дать на экране в IMAX дефект по стерео глубиной в два метра. Поэтому результаты работы многократно отсматривали и проверяли на мониторе, телевизоре и большом экране.

Основной объем работ VFX-специалистов пришелся на эпизод в Японии, сцену с переправой, падение бомбардировщика и финальную сцену с танковой атакой немцев. Во время переправы немцы взрывают нефтехранилище, и огонь заливает все: холм, воду и людей.

Сцена очень длинная и почти целиком состоит из кадров, в которых требовалось сильно обрабатывать съемочный материал.

Компьютерная графика затрагивала ключевые элементы всей сцены: цвет, контраст, атмосферу, внешний вид огня и дыма.

Кроме того, эти кадры снимались в солнечный день, а по сюжету здесь предрассветные сумерки.

CG-огонь на проекте «Сталинград» — это внутристудийная разработка, на исследования, создание и отладку которой сотрудники Main Road|Post потратили три месяца. Для ряда планов этой сцены потребовалось делать цифровую массовку, поскольку снимать каскадеров в непосредственной близости от взрывающихся баков было нельзя по технике безопасности.

Также цифровая массовка использовалась в кадрах с плотами и лодками.

Еще одной важной задачей для компьютерной графики было достроение декорации и создание общих планов города. Как можно заметить, декорация была построена практически в лесу, и деревья на фоне нужно было превратить в городские пейзажи. Разрушенный Сталинград был не просто средой обитания персонажей, он был одним из действующих лиц ленты, поэтому к нему подошли с особой тщательностью.

Например, для каждого дома было создано четыре варианта: целый, чуть сломанный, наполовину разрушенный и руины. Позже в студии научились автоматизировать разрушение моделей. По всему городу также были расставлены трамваи, разбитые машины, даже затонувшие корабли у пристани.

Всего в модели Сталинграда было более 13 тысяч домов и других объектов, в сумме состоящих из более чем 6 миллиардов полигонов. Слово «полигон» на языке специалистов — это многоугольники, базовые примитивы, из которых состоит 3D-модель.

На создание эффектной сцены с падающим немецким бомбардировщиком Heinkel He 111 ушло полгода. Модель самолета весила около 10 миллионов полигонов, частично даже его кабина была построена и обставлена изнутри приборами. Для самолета было создано около 40 текстур в разрешении 4000 пикселей. Для создания огненных, дымовых эффектов и разрушений для этой сцены потребовалось выполнить более 70 различных волюметрических и твердотельных симуляций.

Кульминационная сцена фильма начинается с окружения дома немецкими танками. На съемках присутствовало всего два танка, поэтому команде студии пришлось добавлять в общей сложности еще семь машин.

Расположение съемочных танков иногда менялось местами, и с этим тоже приходилось работать, менять у них номера соответственно их положению в шоте.

Финальной сценой фильма стали кадры разрушения дома, когда незримая русская артиллерия начинает бомбить по указанным координатам, разнося в пыль все, что находится на площади. Эта сцена для виртуальной пиротехники оказалась одной из самых сложных по крупности взрывов и заполняемости ими пространства кадра.

Пиротехнические взрывы из фильмов про Вторую мировую войну имеют свою специфику. Эти взрывы земляные, а не тротиловые, как в большинстве современных экшн-фильмов. Нужны вылетающие из толщи грунта комья земли, грязь, которая должна взаимодействовать с дымом, разбивать его стройные клубы.

Для повторения этого эффекта цифровую симуляцию взрыва разбили на несколько частей, первая из которых вступала в реакцию с комьями земли. Это камни, которые разбивают дым и вырывают его части, разрушают стройный рисунок клубов. Второй слой дыма тяжелый, он смотрится, точно это песок, который осыпается раньше, чем развеется дым. Нужного результата удалось добиться, когда было сделано 55 версий взрыва. Кроме взрывов, в этих планах также можно видеть и цифровых дублеров немецких солдат.

Подробное описание использованных в работе над «Сталинградом» визуальных эффектов со всеми техническими деталями можно найти на сайте polycloud.ru.

Читайте также
Статьи «Ненаучная фантастика»: Историки о сериалах «Демон революции» и «Троцкий» Насколько соответствуют реальным событиям два новых российских исторических сериала о революции 1917-го, поставленные Владимиром Хотиненко и Александром Коттом?
Новости Бондарчук и Серебренников записались в клуб анонимных кинематографистов Школа «Индустрия» выпустила ироничный короткий ролик с известными лицами российского кино.
Новости «Яндекс.Такси» будет снимать кино Федор Бондарчук, Данила Козловский и другие заметные деятели кино примут участие в создании пяти историй, действие которых будет происходить в такси.
Комментарии (70)

Новый комментарий...

  • 56

    lukyanov_d 13 декабря 2013, 11:18 пожаловаться провал

    #

    Эффекты эффектами, но фильм-то всё равно в итоге говно получился.

    ответить

  • 4

    wember251 13 декабря 2013, 11:22 пожаловаться

    #

    Пускай не совсем говно, но слабый.

    ответить

  • 33

    -bud- 13 декабря 2013, 13:42 пожаловаться

    #

    не оправдал ожиданий, поэтому многие и говорят что говно. На самом деле фильм средний. Все равно разок надо посмотреть. А эффекты классные. для нашего кино так вообще супер

    ответить

  • 4

    Борис9999 13 декабря 2013, 21:12 пожаловаться

    #

    Да, полностью согласен, из всех актеров понравился только один и то он американец. Сюжет не очень, много не стыковок, чисто показали что русские научились делать спецэффекты.

    ответить

  • 12

    snark29 13 декабря 2013, 23:04 пожаловаться

    #

    Кречман — немец

    ответить

  • 1

    Борис9999 14 декабря 2013, 00:39 пожаловаться

    #

    Ой, простите, перепутал))

    ответить

  • 4

    Mister white 14 декабря 2013, 08:54 пожаловаться

    #

    Вот лучше бы и отправили на оскар как лучшие визуальные эффекты а не иностранный фильм.

    ответить

  • 4

    Urfius 18 декабря 2013, 11:24 пожаловаться

    #

    почему? на мой взгляд, фильм должен быть глубже, чем демонстрация спецэффектов… А этот фильм меня тронул, если не сказать больше…

    ответить

  • 27

    iamDeni 13 декабря 2013, 11:24 пожаловаться

    #

    Не выйграл гонку, зато тачку круто обвесил.

    ответить

  • 24

    nomad22 13 декабря 2013, 11:28 пожаловаться

    #

    Речь в статье идет не про сюжет фильма, а про графику.
    Вместо того чтобы по дефолту хаить очередной фильм Бондарчука, вы бы лучше порадовались за тех специалистов, которые вышли на такой высокий уровень, по карйней мере в плане визуальных эффектов…

    ответить

  • 24

    vladfreedman 13 декабря 2013, 12:08 пожаловаться

    #

    На мой взгляд «высокий уровень визуальных эффектов» есть — непревзойденное ощущение реальности того, что на самом деле сделано на компьютере, не? Когда во время просмотра все выглядит настолько реально, что уровню изумления и коннекта зрителя с картиной нет предела, когда в фильме наблюдается сплошная «органика». Ведь именно в этом состоит вся суть и конечная цель создания VFX, CGI и тд…

    А вот при просмотре некоторых кадров Сталинграда меня не покидает мысль, что я играю в компьтерную игру… И это ощущение отнють не распологает к коннекту зрителя с происходящим на экране. Выходит, не такой уш и высокий уровень получается.

    ответить

  • 8

    MJ23.net 13 декабря 2013, 15:42 пожаловаться

    #

    А с чем вы сравниваете? Бюджет маленький. Для 30 миллионов выглядит вполне нормально. Это Weta может себе позволить снять за тридцатку Район 9, и то помойму нахаляву отработали)

    ответить

  • 6

    vladfreedman 13 декабря 2013, 19:50 пожаловаться

    #

    Кстати если память не изменяет как раз в Районе n9 афигеть какикие реалистичные инопланетяне?) я давно смотрел, но вроде там ваще как живые

    ответить

  • 1

    MJ23.net 14 декабря 2013, 12:38 пожаловаться

    #

    Ну я о чем и говорю, что там эффекты были шикарные. Но такое ощущение, что они ПиДжей там заставил Wetу работать нахаляву, дабы потом получить бонусы с проката) Ну я не верю что за 30ку можно было бы снять все это в целом. Помнится эффекты у того же ГП и кубок Огня обошлись студии в 150 лямов)

    ответить

  • 1

    FulloN 14 декабря 2013, 19:54 пожаловаться

    #

    если не ошибаюсь, то фильм снимался во время забастовки сценаристов и тогда многие остались без работы, может и по этому такой бюджет получился. ну и в ЮАР снимали все-таки и без звезд на гонорары.

    ответить

  • 8

    Хранитель Ада 13 декабря 2013, 22:47 пожаловаться

    #

    Ну просто на некоторое можно было бы не тратиться например

    «CG-огонь на проекте „Сталинград“ — это внутристудийная разработка, на исследования, создание и отладку которой сотрудники Main Road|Post потратили три месяца» — не проще было купить лицензию fume FX (плагин к 3д максу) ИМХО не хуже огонь бы получился.

    «Например, для каждого дома было создано четыре варианта: целый, чуть сломанный, наполовину разрушенный и руины. Позже в студии научились автоматизировать «разрушение» моделей.» — вот тут они походу уже поняли что плагины уже есть Ray Fire. Кстати с помощью него создавали 2012.

    Не понял момент с разрушениями, на мой взгляд моделить сложнее чем разрушать во много раз, а для них это была самая сложная сцена??? Чтобы разрушить объект, достаточно повозиться пару часиков, понимаю если бы были разрушения типа когда происходит деформация объекта, например робот бьёт чудище лайнером и он сминается, это сложно, ведь каждое смещение полигонов происходит вручную, а в Сталинграде разрушения в основном зданий, они делаются просто, покрутил шкалу, выбрал на какие куски и на какое количество здание развалится, задал физическую силу, добавил поток частиц, задал им материал горения и скорость, вот и все можно начинать рендер, звучит может быть сложно, но на деле это не сложнее чем сделать группу в контакте. Вот моделить сложно они должны радоваться что архитектуру делали, а не в браше монстров рисовали.

    Вы говорите по поводу бюджета? Фильм выглядит почти на эти деньги, хотя лично я больше хочу увидеть грим вия

    ответить

  • 6

    PTomchik91 13 декабря 2013, 11:34 пожаловаться

    #

    Информативно!

    ответить

  • 8

    City 17 13 декабря 2013, 13:30 пожаловаться

    #

    Это всё очень красиво. Согласен! Но при этом совершенно нет чувства реальности. Физического ощущения войны, её запаха, как было, например, в «Спасти рядового Райана». Получилось очень ГЛАМУРНО, как уже многие отмечали. Вообще, Фёдор Бондарчук единственный на моей памяти режиссёр, который сумел показать войну гламурной.

    ответить

  • 11

    ВНЧ 13 декабря 2013, 14:36 пожаловаться исключительно про эффекты

    #

    Столько трудов, качественных моделей, хорошей анимации… И всё насмарку. Фильм настолько тёмный, что разглядеть работу спецэффектчиков невозможно.

    ответить

  • 9

    Provod 13 декабря 2013, 15:08 пожаловаться

    #

    Молодцы наши тридэшники и композеры, рад за них; а сценарий и режиссура — это уже дело других специалистов…
    Всё хорошо получилось, просто после советских фильмов про войну, где всё было настоящее, конечно, цифровые спецэффекты будут уступать.

    И, кстати, нельзя так просто взять и назвать полигон примитивом. Всё-таки в моделлинге это разные понятия.

    ответить

  • 5

    Vergilian 13 декабря 2013, 17:48 пожаловаться

    #

    В визуальном плане фильм совершенно не уступал голивудским проектам, поэтому награда была бы вполне заслуженной. Чего не скажешь о режиссуре и постановке, которая уже в какой раз наглядно показывает бездарность Бондарчука, как режиссера. Здесь даже не проблема в сценарии, а в самой реализации, постановке, повествовании. Сама подача убогая и однообразная. Неуместное слоу-мо, в некоторых сценах. Вместо голоса старика, который прозвучал в начале вдруг начинает рассказывать историю Бондарчкук? WTF? Причем его тембр совершенно не подходит для таких вот печальных историй. Иногда даже музыка в некоторых кадрах звучит неуместно, хотя, если прислушаться саундтрек оказывается не таким уж и плохим. Бондарчук даже умудрился не раскрыть Томаса Кречмана, который в отличии от нашего глав героя играл гораздо лучше, поэтому и смотрелся более убедительно. Про «битвы„между глав героями с обеих сторон я промолчу. Не хочется писать даже драку или сцену, так как Бондарчук все и вся пытается превратить именно в «БИТВУ“ с большой буквы. И совершенно не понимает, что каждый фильм требует отдельного подхода к манере съемки и ее подачи.
    Яркий пример «Трилогия Борна», которую снимал один режиссер, а потом четвертый фильм под руководством совершенно другого.

    ответить

  • 1

    man2203 13 декабря 2013, 22:01 пожаловаться

    #

    Абсолютно с вами согласен. Что касается музыки, то она хороша, но действительно порой резала слух. Такое ощущение, что во время монтажа вклеили в кадр не ту звуковую дорожку))) Я думал, что мне одному музыка пришлась в некоторых моментах не по душе))

    ответить

  • 4

    Big MishGUN 13 декабря 2013, 18:46 пожаловаться

    #

    Жаль, очень жаль, что спецы по визуальным эффектам знают свой предмет на отлично, а постановщики (режиссёры и сценаристы) только на слабенькое «три с минусом».

    ответить

  • 6

    Golden Man 13 декабря 2013, 19:23 пожаловаться

    #

    Побольше надо таких статей про спецэффекты!

    ответить

  • 1

    Александр Гордеев 13 декабря 2013, 19:45 пожаловаться Зачем?

    #

    Посмотрел сегодня фильм, был разочарован.

    ответить

  • 7

    Ordinal Number 13 декабря 2013, 20:04 пожаловаться

    #

    Не люблю, когда из дня делают ночь. В кино это очень бросается мне в глаза. Хотите сделать сумеречный съемки, ладно, тонируйте, извращайтесь с изображением в After Effects и более тяжеловесном софте, но ночь снимайте ночью.

    Однако! Кинопоиску большое спасибо за статью, считаю, что одно из направлений развития сайта как раз должно включать в себя подобные статьи о процессе производства фильмов в тех или иных спецификациях.

    ответить

  • 4

    vladfreedman 13 декабря 2013, 20:10 пожаловаться

    #

    Полнлстью согласен. Кинопоиску спасибо

    ответить

  • 4

    qmz5kns 13 декабря 2013, 20:44 пожаловаться

    #

    Смотря правде в глаза, скажу, что смотря «Сталинград», я только и увидел, что красивую картинку, и не более того

    Как я не пытался оценить картину положительно, ещё по какому нибудь критерию, у меня это, увы, не получилось

    ответить

  • 4

    Spider@man 13 декабря 2013, 21:30 пожаловаться ХРЕНОТЕНЬ

    #

    Может и технологии неплохие, но фильм полная чушь от которой уже начинает бесит. Пока ещё у нас практически не умеют снимать фильмы и тем более лишь единицы делают в России.

    ответить

  • 2

    leb1308 13 декабря 2013, 22:59 пожаловаться

    #

    Эффекты неплохие, но, видимо, на них все деньги и ушли. В результате почти все действие картины происходит в 2-х домах. Как-то рациональнее бюджет распределять надо.

    ответить

  • 3

    NO[sfera]Tum 14 декабря 2013, 10:53 пожаловаться

    #

    Ну пусть хоть если не сюжетом берёт, то хотя бы неплохими спецэффектами. Для нашего кино — уже шажок вперёд. И в кое то веки гос. деньги, выделенные на кино, окупились!

    ответить

  • 1

    Фрэнк Дребин 19 декабря 2013, 20:02 пожаловаться

    #

    Окупились благодаря тому, что людей силком в кинотеатры загоняли.

    ответить

  • 1

    razdolbay 14 декабря 2013, 16:28 пожаловаться

    #

    А мне захотелось пересмотреть) ну действительно, визуально то просто красотень!

    ответить

  • _Django_ 14 декабря 2013, 18:49 пожаловаться

    #

    Нормальный фильм получился, по сравнению с Утомленными солнцем.

    ответить

  • 4

    Анти-Герой 15 декабря 2013, 12:16 пожаловаться

    #

    Такие вещи нужно говорить шепотом, а то Никитка побежит реванш брать какой-нибудь там Курской дугой)

    ответить

  • 3

    _Django_ 15 декабря 2013, 13:27 пожаловаться

    #

    Мне кажется, что военная тематика, это не его, пусть лучше на треш комедии переходит)

    ответить

  • 3

    Анти-Герой 15 декабря 2013, 12:16 пожаловаться

    #

    Художники молодцы, очень хороший опыт. Уж не знаю что там вышло на большом экране, но что касается работы с графикой, такой подход мне кажется самым лучшим — снимать на натуре, частью декорациями, частью дорисовывая, а не кривляться на фоне однотонного полотна.

    Осталось подождать пока результаты работы таких спецов будут применяться в проектах с вменяемым сценаристом и режиссером

    ответить

  • 3

    Alexandr Kinolove 16 декабря 2013, 09:34 пожаловаться

    #

    Визуал весьма неплох. Ну и что. Сейчас, этим каждый третий фильм может порадовать (не наш, естественно). Сам же сюжет, диалоги, характеры и типажи персонажей — явно хромают очень сильно. Фильм тянет не больше, чем на одноразовый проект дя домашнего, кстати, просмотра.

    ответить

  • 1

    pukjh 16 декабря 2013, 11:09 пожаловаться

    #

    Уж если рисовали танки на компьютере, так нарисовали бы действительно немецкие. Неуклюже замаскированные 44-ки уж сильно мозолят глаза.
    Вот в «Спасти рядового Райана» весьма реалистичные «Тигры» были. Всего в паре моментов мелькают катки советских танков, да и то если приглядеться.

    ответить

  • 1

    FlashBack2210 16 декабря 2013, 16:09 пожаловаться

    #

    Большое спасибо КиноПоиску за такую информацию. Процесс создания фильма меня всегда интересовал и интриговал. Я думаю, если сайт будет проявлять интерес к той теме и сотрудничать с создателями/прокатчиками фильмов, мы сможем увидеть гораздо больше, чем видео и кадры со съемок. И фильму реклама, и нам интересно.

    По поводу Сталинграда. Несомненно, это фильм-событие в российском кинематографе. В плане визуала идут сдвиги: Метро, теперь Сталинград. Не все потеряно!

    ответить

  • 2

    пакман 16 декабря 2013, 17:17 пожаловаться

    #

    Допы! Как я люблю допы, порой они интереснее самого фильма.

    ответить

  • 1

    Golden Tooth 17 декабря 2013, 13:52 пожаловаться

    #

    После просмотра «Сталинграда» появилась мыслишка: «Сталинград» — бюджет 30 лямов, в итоге — лютое говно, хотя и 66 млн. сборов; «Пианист» — бюджет 35 лямов, в итоге — отличное кино, пальмовая ветвь в Каннах, три оскара и 120 лямов сборов.

    ответить

  • 1

    LW9000 18 декабря 2013, 05:10 пожаловаться

    #

    Изначально даже хотел глянуть, но потом передумал. Судя по комментариям — фильм не стоит времени. Единственное, что хотелось сказать по поводу спора в начале на счет наших актеров, то, что среди них есть очень талантливые люди, к сожалению, чем моложе — тем хуже. Наверное действительно сейчас не та школа уже. В Штатах есть где набираться опыта, казалось бы у нас десятки сериалов и фильмов… Но сериалы настолько ужасны, что не понятно даже для кого их снимают и как с них получают навар. Что касается фильмов, то безусловно, только редкие драмы — комедии, это уже Гоша Куценко, а боевики, это уже либо Бондарчук мл., либо Сергей Селин и его разносторонняя игра. А у Американцев десяток новых шоу каждый год (большинство из которых интересно смотреть) и HBO с ShowTime которые уходят в эпик. Плюс у них рядом целая фабрика звезд — Канада. Если ты хорошо сыграл в канадской мыльной опере или сериале (есть очень даже нормальные), то тебя спокойно пригласят в штаты сниматься в шоу. В общем годами отработанная система, которая только усовершенствуется.

    ответить

  • 3

    kinetiks 18 декабря 2013, 11:20 пожаловаться

    #

    Нормальный фильм вы уже зажрались с пендосовскими фильмами, он конечно хуже советских фильмов о войне но по нынешним меркам шедеврален, сравните С Усами 2. Да и эффекты отличные смотрелось на ура.

    ответить

  • 2

    Ermakoff 21 декабря 2013, 01:18 пожаловаться

    #

    Какие эффекты!?всё картонное в фильме!и делали всё американцы, поэтому тут нельзя говорит что это наши постарались, а сюжет, это ПОЗОР!!!

    ответить

  • 2

    againstagainst 19 декабря 2013, 16:52 пожаловаться

    #

    А ведь можно было на этот бюджет сделать что-нибудь полезное. Например помочь тем же участникам сражений.

    ответить

  • 5

    Фрэнк Дребин 19 декабря 2013, 19:58 пожаловаться

    #

    Самолёт вообще убого выглядит. В компьютерных играх и то графика лучше!

    ответить

 
Добавить комментарий...