всё о любом фильме:
Статьи

У вас нос отклеился: Грим в биографических фильмах

На экраны вышел один из самых противоречивых биографических фильмов последних лет — картина «Диана: История любви» Оливера Хиршбигеля. Для роли народной принцессы Наоми Уоттс пришлось носить накладной нос, который делал облик актрисы чуть ближе к реальному персонажу. КиноПоиск решил вспомнить, как менялись лица известных актеров в угоду портретному сходству.
У вас нос отклеился: Грим в биографических фильмах

На российские экраны вышел один из самых противоречивых биографических фильмов последних лет — картина «Диана: История любви» Оливера Хиршбигеля. Для роли народной принцессы Наоми Уоттс пришлось носить едва заметный накладной нос, который, хотя и не был точной копией носа Дианы, все же делал облик актрисы чуть ближе к реальному персонажу.

В последние годы с развитием технологий и появлением новых материалов делать актеров похожими на исторических личностей стало гораздо проще: пластический грим способен изменить лицо человека до неузнаваемости. Все помнят, как имя одного артиста даже скрывали от зрителей, чтобы подогреть интерес к фильму. А в Голливуде давно ходит полушутливое поверье: чем сильнее внешние изменения, тем выше шансы на «Оскар». Полушутливое оно потому, что иногда это действительно срабатывает. И кажется, что награду актеры получают не столько за актерскую игру, сколько за кусочек силикона на носу. Впрочем, есть и другие примеры. Никто не будет говорить, что Шарлиз Терон премию за «Монстра» получила незаслуженно, хотя гримеры тоже внесли свою лепту в создание пугающе реалистичного образа серийной убийцы Эйлин Уорнос.

КиноПоиск решил вспомнить, как менялись лица известных актеров в угоду портретному сходству, насколько успешными были эти трансформации и какие неудобства доставили артистам.

Джон Хёрт в роли Джона Меррика, «Человек-слон», режиссер Дэвид Линч, 1980

Несмотря на то, что фильму Дэвида Линча уже больше 30 лет, он продолжает оставаться примером невероятных достижений в области пластического грима. Узнать Джона Хёрта в образе пораженного неизвестным недугом Джона Меррика, конечно же, невозможно. Сам Хёрт рассказывал в интервью, что, соглашаясь на роль, думал, будто грим будет занимать часа три, и был готов к этому. Однако он не рассчитывал, что нанесение всех шестнадцати частей этого грима займет не три, а восемь часов! Сложнейшие деформации головы и тела Джона Меррика (в реальности имя человека-слона — Джозеф) не позволяли ему спать в обычном для человека положении, и то же самое пришлось испытать на съемках самому Хёрту. Более того, после того как работа гримеров была закончена, с полудня и до окончания съемок поздним вечером актер не мог есть, а только пить, да и то через трубочку.

Энтони Хопкинс в роли Джона Харви Келлогга, «Дорога на Вэлвилл», режиссер Алан Паркер, 1994

Возможно, не самая примечательная картина в фильмографии Энтони Хопкинса, но уж точно самый комичный его образ. Во многом это благодаря огромным зубам, круглым очкам и забавной бородке. Кстати, увеличенных зубов, если судить по сохранившимся фотографиям Келлогга, у реального прототипа не было, так что можно списать их на фантазию гримеров. Находку можно признать удачной, а роль Келлогга в исполнении Хопкинса — сильно недооцененной.

Мартин Ландау в роли Белы Лугоши, «Эд Вуд», режиссер Тим Бёртон, 1994

Рик Бэйкер заслуженно получил третий «Оскар» в своей карьере, превратив Мартина Ландау в эксцентричного актера Лугоши. Бэйкер сам является большим фанатом жанра фильмов ужасов и всегда восхищался Борисом Карлоффом и Белой Лугоши, поэтому, как только он узнал, что Тим Бёртон снимает фильм «Эд Вуд», он сказал себе, что обязан над ним работать хоть бесплатно, и тут же написал Бёртону письмо. Чтобы добиться сходства Ландау с Лугоши, Бэйкер сделал лицо Мартина круглее, изменил уши, верхнюю губу, нос и подборок (на нем у Лугоши была заметная ямочка). Кстати, из-за того, что фильм Бёртона был черно-белым, грим должен был быть более театральным, заметным.

Джуди Денч в роли Елизаветы I, «Влюбленный Шекспир», режиссер Джон Мэдден, 1998

Милый нос пуговкой, как у дамы Джуди Денч, совершенно не подходит аристократичному и властному образу королевы-девственницы, решила художник по гриму Вероника МакАлир и с помощью пластического грима трансформировала внешность британской актрисы. Сама МакАлир получила номинацию на «Оскар», а вот Денч удостоилась статуэтки за лучшую женскую роль второго плана. Хочется верить, что за воплощение другого реального персонажа, Филомены из одноименного фильма, актриса получит еще одну награду, несмотря на отсутствие накладного носа. Пуговка оказалась в самый раз для Филомены. Кстати, Вероника МакАлир потом создала и образ Джеффри Раша для фильма «Жизнь и смерть Питера Селлерса», о котором речь пойдет дальше.

Николь Кидман в роли Вирджинии Вулф, «Часы», режиссер Стивен Долдри, 2002

Рассказывают, что продюсер Харви Вайнштейн был против накладного носа для Кидман, но режиссер Долдри настоял на своем. Так это было или нет, но нос актрисы стал самой обсуждаемой темой в преддверии выхода фильма, занимая почетное место в рецензиях, интервью и статьях желтой прессы. Большинству критиков нос решительно не понравился, а вот киноакадемики оценили жертвы актрисы и наградили ее «Оскаром» за смелое изменение собственной внешности. Кстати, на писательницу Вирджинию Вулф Кидман действительно стала похожа.

Джейми Фокс в роли Рэя Чарльза, «Рэй», режиссер Тейлор Хэкфорд, 2004

Джейми Фоксу и так не занимать сходства с великим музыкантом, однако актер использовал каждую возможность, чтобы вжиться в роль, не ограничиваясь изучением материала и общением с прототипом. Для съемок Фоксу на зрачки наносили специальный грим, делавший актера по-настоящему слепым. Сначала гримеры пытались буквально склеить ему глаза, потом перепробовали множество разных средств, пока не нашли наконец идеальный способ доведения актера до слепоты. Фокс признавался, что ощущал себя словно погребенным заживо, не имея возможности видеть. Академия старания актера оценила, наградив его «Оскаром».

Джеффри Раш в роли Питера Селлерса, «Жизнь и смерть Питера Селлерса», режиссер Стивен Хопкинс, 2004

Играть комика далеко не всегда весело, да и сами актеры, веселые и обаятельные на экране и на сцене, могут доставлять немало хлопот своим близким в реальной жизни. Ну а Джеффри Рашу немало хлопот доставил пластический грим. Актеру изменили форму носа, поэтому во время сцен с поцелуями ему приходилось быть предельно аккуратным, чтобы не испортить грим. «К тому же Питер Селлерс был очень волосатым мужчиной, чего нельзя сказать обо мне, так что гримерам пришлось приклеить ко мне кучу волос, — вспоминал потом со смехом актер. — Во время сцены нашего страстного и дикого секса с героиней Шарлиз Терон я большую часть времени следил за тем, чтобы волосы с моей груди не отклеились и не остались на груди Шарлиз».

Сергей Безруков в роли Владимира Высоцкого, «Высоцкий. Спасибо, что живой», режиссер Петр Буслов, 2011

Безруков или не Безруков? Кто скрывается за маской Владимира Высоцкого? Продюсеры намеренно скрывали имя актера, сыгравшего легендарную личность, а грим, который создал Петр Горшенин, не позволял зрителю понять, кто же перед ним. Впрочем, публика по-разному отнеслась к первому в истории российского кино столь радикальному перевоплощению. Одни называли лицо Высоцкого в фильме безжизненной маской, другие восхищались невероятным сходством.

Мэрил Стрип в роли Маргарет Тэтчер, «Железная леди», режиссер Филлида Ллойд, 2011

Над образом Маргарет Тэтчер и лицом Мэрил Стрип колдовал художник по гриму Марк Куйлер, работавший над «Мумией», «Звездными войнами» и «Гарри Поттером». Для того чтобы сделать актрису похожей на Железную леди, он использовал достаточно тонкую силиконовую маску, которая позволяла изменить черты актрисы без ущерба для мимики и актерской игры. По его словам, хотя многие актеры крайне негативно относятся к пластическому гриму, Мэрил Стрип относилась к необходимости носить маску спокойно. Главным же достижением гримеров в «Железной леди» является образ уже пожилой Тэтчер. Они так искусно состарили Мэрил Стрип, что ту было практически не отличить от реального прототипа, особенно удались щеки и морщины на шее. Можно только похвалить и актрису, и команду гримеров — всем достались «Оскары».

Леонардо ДиКаприо в роли Джона Эдгара Гувера, «Дж. Эдгар», режиссер Клинт Иствуд, 2011

Похоже, поверье про зависимость между «Оскаром» и внешними изменениями для роли работает для кого угодно, но не для Леонардо ДиКаприо. Впрочем, шутить на тему отсутствия у актера «Оскара» — это уже моветон. Для фильма «Дж. Эдгар» гримерам пришлось состарить актера, ведь картина охватывала практически всю жизнь противоречивого политика — от двадцатилетнего молодого человека до семидесятилетнего седого мужчины. Морщины, форма носа и рта, двойной подбородок — все эти элементы образа создавались при помощи специальных накладок, что занимало целые часы перед съемками.

Энтони Хопкинс в роли Альфреда Хичкока, «Хичкок», режиссер Саша Джерваси, 2012

Сэру Энтони Хопкинсу не привыкать к ролям известных личностей. Кого он только не играл в своей обширной фильмографии — от Гитлера до Пикассо, от Птолемея до Никсона. Для того чтобы актер был похож на «короля саспенса», гримеры ежедневно колдовали над ним в течение полутора часов, нанося специальную маску в форме подковы, покрывающую шею, подбородок и щеки. Два ассистента по гриму работали одновременно, а стоила эта подкова около 50 000 фунтов, и все равно усилия оказались недостаточными. Хопкинс обладает удивительным свойством быть похожим исключительно на самого себя, уж очень узнаваемы его глаза и пронзительный взгляд.

Идрис Эльба и Наоми Харрис в ролях Нельсона Манделы и его жены, «Долгая дорога к свободе», режиссер Джастин Чадвик, 2013

Говорят, что сам Нельсон Мандела, увидев кадры из фильма, спросил: «Это ведь я?» Режиссер объяснил, что Идриса Эльбу состарили с помощью пластического грима. Тогда Мандела рассмеялся: он-то подумал, что это реальная хроника. Работал над гримом тот же Куйлер, что старил Мэрил Стрип для «Железной леди», а помогали ему южноафриканские специалисты по гриму. На финальном этапе нанесение пластического грима занимало четыре часа, а актеры должны были очутиться перед зеркалом в полчетвертого утра, чтобы успеть к началу съемок. Иногда для работы над одним персонажем требовалось до двенадцати человек. Самым сложным, по словам самих гримеров, было создание морщин на лице Наоми Харрис, поскольку у нее безупречная кожа. Кстати, проект фильма о Манделе появился около 16 лет назад, но тогда, уверяют художники по гриму, убедительно состарить актера было невозможно, сейчас же технологии достигли таких высот, что легко поверить, что перед нами не актер в гриме, а 75-летний Мандела.

Зои Салдана в роли Нины Симон, «Нина», режиссер Синтия Морт, 2013

Зои Салдану в образе Нины Симон мы пока видели лишь на фотографиях, поэтому судить о том, как грим будет смотреться на экране, рано. Уже на этапе кастинга кандидатура худосочной Салданы вызывала вопросы у поклонников джазовой певицы: как хрупкая девушка с такой фигурой и такими чертами лица сможет стать Ниной? Проблему, конечно, решили с помощью грима и силиконовых накладок на все возможные места. Насколько хорошо это удалось, сможем оценить уже в следующем году.

Читайте также
Новости Звезды «Твин Пикс» вспомнили звонки Дэвида Линча Сам Линч в Сан-Диего не приехал, но записал забавное видео.
Статьи Стивен Кинг и Владимир Путин: Сериалы июня Тильда Суинтон и Джейк Джилленхол, женские бои, автомобили-людоеды, свинья-гигант, а также возвращение «Проповедника», «Полдарка» и «Оранжевый — хит сезона» в числе главных телепроектов месяца.
Новости Агент Купер и президент Андервуд: Сериалы мая Брэд Питт, Роберт Де Ниро, сестры Вачовски, создатель Бэтмена, полицейские с Рублевки и говорящие собаки — что приготовлено для домашнего просмотра в этом месяце.
Комментарии (58)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...