Статьи

Марина и Сергей Дяченко: «Темный мир от нас за тонкой гранью»

Каждый человек время от времени попадает в ситуации, когда вокруг него происходит что-то странное, и он не может понять, почему ему не везет, почему он плохо себя чувствует, почему все пошло наперекосяк. Наше предположение в фильме «Темный мир: Равновесие» состоит в том, что из него высасывает жизненную энергию и тепло некое потустороннее злобное существо, и есть команда, которая спасет его от погружения в этот кошмар.
Марина и Сергей Дяченко: «Темный мир от нас за тонкой гранью»

В начале декабря на российские экраны выходит фантастический экшн «Темный мир: Равновесие», а в книжных магазинах уже появился одноименный роман, который известные писатели Марина и Сергей Дяченко написали на основе собственного сценария. На телевидении же вскорости появится 12-серийная версия. Главная героиня Даша Лебедева (первая большая роль Марии Пироговой) в детстве чудом выжила во время аварии, а теперь приехала в Москву и поступила на филфак в Университете, который очень напоминает МГУ. В наследство от отца девушке достался необычный амулет, и именно в столице девушка обнаруживает, что это не бесполезная побрякушка. Он позволяет ей видеть тени — существ из параллельного мира, которые питаются чувствами, эмоциями и даже жизнями простых москвичей и гостей столицы.

О том, что теперь ей предстоит не только сдавать экзамены, но и спасать несчастных сокурсников от теней, девушке сообщает загадочный инструктор и коллеги по службе доставки, как и она, посвященные. Каждый из них обладает каким-то особым навыком, позволяющим бороться с потусторонними гостями. Гости, кстати, появляются именно рядом с Университетом неспроста. Под сталинской высоткой еще во время строительства случайно вскрыли портал в Темный мир, потом его быстро заморозили, но он, как кран, иногда протекает, и пробравшиеся в Москву тени нужно доставить обратно, пока никто не пострадал.

«Работа над „Равновесием“ велась несколько лет, и мы смотрели этот фильм у себя в голове во многих причудливых вариациях, — рассказывает соавтор сценария Марина Дяченко. — Изначально речь шла о сиквеле предыдущего фильма (фильм Антона Мегердичева 2010 года под названием „Темный мир“ — Прим. КиноПоиска), но потом по совершенно земным, материальным и не зависящим от нас обстоятельствам родилась совершенно другая идея, которая ушла от первого „Темного мира“ достаточно далеко».

«Это самостоятельное произведение. Так считает и Олег Асадулин, наш режиссер, Наталия Клибанова, наш продюсер, и я с ними полностью согласен, — добавляет второй автор Сергей Дяченко. — Там не только появились новые герои, там появилась иная интонация, совсем другие этические проблемы». Между прочим, «Темный мир: Равновесие» стал самостоятельным именно благодаря фантазии писателей Дяченко, которым продюсер компании «Централ Партнершип» Наталия Клибанова без колебаний доверила написание сценария.

Сложно представить себе более подходящие кандидатуры. Супруги Дяченко написали не только десятки романов, повестей и рассказов, но и успешно адаптировали для кино и ТВ масштабные литературные произведения — «Обитаемый остров» Стругацких (совместно с Эдуардом Володарским) и «Белую гвардию» Булгакова. Сергей Дяченко, по первой профессии врач-психиатр, в начале 1980-х окончил сценарный факультет ВГИКа, как кинодраматург писал сценарии документальных и художественных фильмов. Когда в начале 1990-х он познакомился с молодой актрисой Мариной, киноиндустрия стала делом крайне ненадежным. Марина же познакомила Сергея с миром фантастики, в 1993 году они поженились и стали плодотворными соавторами, удостоенными в 2005 году титула «Лучшие фантасты Европы». В какой-то момент Марина и Сергей уехали из родного Киева в Москву, поближе к работе, а сейчас они в длительной рабочей поездке в далеком Лос-Анджелесе.

Глубинные психиатрические вещи — это уже другой жанр, хотя отзвук остался
Когда «Централ Партнершип» предложили писателям написать сценарий сериала-приквела к «Темному миру», Марина и Сергей придумали совершенно новую городскую и молодежную историю. «Мне было интересно придумать правила игры, в которые молодежи было бы интересно мысленно играть, — рассказывает Марина Дяченко. — Каждый человек время от времени попадает в ситуации, когда вокруг него происходит что-то странное, и он не может понять, почему ему не везет, почему он плохо себя чувствует, почему все пошло наперекосяк. Наше предположение состоит в том, что из него высасывает жизненную энергию и тепло некое потустороннее злобное существо, и есть команда, которая спасет его от погружения в этот кошмар. Это то, что было близко мне». «Существа, живущие в Темном мире, высасывают у нас энергию, радость жизни, способность к любви. Это вроде бы абстрактные вещи, но когда человек их лишается, то они становятся вполне конкретными и ощущаются как страдание, депрессия, тот же невроз», — добавляет Сергей.

Любому человеку, живущему в мегаполисе и особенно в Москве, знакомы подобные состояния, а злобными существами чаще всего оказываются соседи по переполненным вагонам метро или душным пробкам. Почему-то в наличие теней в российской столице верится особенно легко, но Марина и Сергей уверяют, что образ города им видится совсем другим. «Многим людям — и моим знакомым, и близким — кажется, что этот город вампирит. О Москве такое говорят, но, вступаясь за нее, скажу, что мне так никогда не казалось», — говорит Марина. «Тоже хочу вступиться за Москву! — присоединяется Сергей. — Это прекрасный, во многом сказочный город. О вампиризме говорят в основном люди, которые сюда приезжают, а не те, кто вырос здесь с пеленок. Потому что ритм Москвы настолько насыщенный, что он сшибает с ног человека, приехавшего, скажем, из Киева. Многие наши друзья-киевляне, посещавшие Москву, удивлялись: что это за спешка, что это у вас за лихорадка?»

Легенда о портале в Темный мир под зданием Университета появилась в сюжете не просто так. Она не давала покоя Сергею Дяченко несколько десятилетий. «У нас была экскурсия в Москву в 10-м или 11-м классе, — рассказывает писатель. — Это где-то 1962 год. Можете себе представить, как это было давно? Город меня тогда очаровал, совершенно потряс своими красотами. Тогда не было ни пробок, ни остервеневшей нервозности, ни невротичности у всех. Но больше всего меня поразили не красоты Кремля, не Красная площадь и не Новодевичий монастырь, а здание университета на Воробьевых горах. А главное, предание, которое нам рассказал экскурсовод. Он утверждал, что под университетом есть здание, которое превосходит МГУ по размерам, что там какие-то совершенно немыслимые лабиринты, что во время войны там был штаб, что там есть свое метро и чуть ли не целый город под землей. А еще то, что там существует что-то мистическое, потустороннее, о чем никто не знает. Это мне запало в душу и стало прообразом нашего портала в Темный мир, который скрывается под каким-то университетом. Если в первом фильме люди столкнулись с чудом и тайной во время фольклорной экспедиции в дебри лесов, то здесь у нас именно городское фэнтези. Действие происходит в университете, в общежитии и под этим университетом. Думаю, что под этими зданиями действительно находится что-то такое, куда сейчас даже сталкеры не могут проникнуть».

«На самом деле это архетипическая структура. Во множестве мифологий прослеживается, что повседневную жизнь человека отделяет от другой, нерациональной среды и от смерти лишь тоненькая пленочка, — объясняет Марина. — И эту пленочку все время с двух сторон царапают. Одни хотят узнать, что там, за гранью, другие хотят прийти сюда и поживиться за счет чужого тепла. Эту тему можно проследить даже в древнейших мифах, но она возвращается вновь и вновь в каком-то другом одеянии».

Помимо Университета и портала под ним, не обошли писатели вниманием и другие сталинские высотки. Все они, по предположению Дяченко, держат на себе энергетический купол, защищающий город от проникновения темных сил. «Все совпадения случайны, и на нас при случае нападения инопланетян или прорыва портала из-под земли не ссылайтесь! — смеется Марина. — Москва — место легенд, оно со своей мифологией и энергетикой и со своим защитным куполом. Первоначально он опирался на башни Кремля, но потом Москва стала большая, маленького купола перестало хватать, он разросся и оперся на высотки, таким образом защищая Москву и закрывая ее, консервируя с другой стороны. Естественно, никаких инженерных документов о постройке этого купола мы предоставить не можем, так что мы вынуждены основываться на массиве легенд». «Мы просто пока их еще не смогли достать», — серьезно уточняет Сергей. Впрочем, вопрос о том, как же защищены те москвичи, которые обитают вдали от высоток, в спальных районах, остается открытым.

Новый тип героя — это люди с исходно имморальной позицией
Продюсеры сразу поверили, что история о команде борцов с Темным миром может стать не только телефильмом, но и полнометражным кино. Справедливости ради надо заметить, качество кино от этого не пострадало, но чувствуется, что авторам дороже длинная версия. Там, в отличие от кинотеатрального варианта, куда интереснее и сложнее отношения между персонажами. КиноПоиску из всех героев проекта «Темный мир: Равновесие» больше других понравился Пипл в исполнении Владислава Абашина. Этот персонаж буквально чует тени при помощи обоняния, ведет себя странно, непосредственно и совершенно нетипично для обладателя суперсилы.

«В кино есть законы, важен экшн, динамика. Сериал — другой ритм и другое дыхание этой истории, — интригует Сергей. — Вы увидите иную Дашу и Пипла. Кстати, нам этот персонаж тоже очень нравится. Искусство кино вообще ушло в сериалы. Кинотеатры — зрелище для подростков, где важны спецэффекты, динамика, графика, необходимость огромного бюджета. Нет бюджета — нет спецэффектов. В сериалах есть драма, философия, этика, то, чего кинотеатры избегают как черт ладана. Зрителю будет интересно сравнить фильм и сериал, что их отличает». О сериалах Сергей вообще готов говорить бесконечно («Я просто не знаю, кому пожаловаться. „Во все тяжкие“ лишил меня сна и покоя, я не мог его не смотреть, а там пять сезонов!»), и жене приходится возвращать его к теме беседы.

„Во все тяжкие“ лишил меня сна и покоя, я не мог его не смотреть
Одним из первых студентов, спасенных Дашей от злого влияния теней, становится добрый и простодушный Миша с мехмата. Тень настолько овладевает его сознанием, что за два дня здоровый парень доходит до того, что оказывается на карнизе главного здания Университета и готовится прыгнуть с огромной высоты. Нет ли тут отголосков первой работы Сергея Дяченко? Ведь когда-то, будучи психиатром, он изучал именно самоубийц. «Общежитие МГУ обросло и мрачной аурой, связанной со случаями прыжков из окон, — берет слово Марина. — Мы в какой-то момент отказались от использования этих легенд именно потому, что это мрачно, темно и не соответствует настрою нашего фильма. Потому что фильм должен быть светлой сказкой, легкой историей о любви, о молодости, о романтике. А глубинные психиатрические вещи — это уже другой жанр. Хотя отзвук остался».

«Мы с Мариной 20 лет вместе, и она тяжелой рукой закрывает всю мою психиатрию, — вздыхает Сергей. — Наверное, она права. Я действительно знаком с этой трагической стороной жизни. Я прочел много предсмертных записок, и меня потрясало, что на последний шаг людей толкает какая-то мелочь, совсем обыденная ситуация. В суицидологии есть два возрастных пика. Второй — это уже зрелый возраст, кризис осознания себя, а первый — это как раз студенческий, 19—20 лет, когда чаще всего страдают от безответной любви. Эти страсти, переживания очень часто приводят к таким последствиям. Переживи человек этот момент, он бы впоследствии вспоминал его со светлой ностальгией. Какую роль играет в этом Темный мир? Это гипотеза, конечно, но мы считаем, что играет».

Чтобы экранизировать фантастику, необходимо быть ее фанатом, не раз говорили в интервью Марина и Сергей. Оказался ли таким фанатом режиссер ленты «Темный мир: Равновесие» Олег Асадулин? «С Олегом мы действительно нашли взаимопонимание. Он прочел много наших повестей и романов, — рассказывает Сергей Дяченко. — Он даже сделал бук-трейлер к нашему роману „Ведьмин век“ и мечтает его снять. Это история любви ведьмы и инквизитора, действие происходит в современном городе. Олег это видит в очень интересных подробностях. Конечно, это пока проект, потому что бюджет подобного фильма огромен, найти его довольно сложно. Олег нам приносил книги других авторов, мировую классику. С ним было очень интересно общаться. Надо сказать, что подарком судьбы была и встреча с продюсером Наталией Клибановой. И книга, и сериал, и фильм обязаны своим появлением ее таланту, работоспособности, вере».

Что же является для авторов фантастики и фэнтези эталоном экранизации в этом жанре? «Для меня это „Игра престолов, — моментально отвечает Сергей. — Тут я не буду оригинальным. Это новая ступень натуральности, жесткости и жестокости на экране. Это меня потрясало в первоисточнике, когда я читал Мартина, и это перенеслось на экран. Сейчас это воспринимается как данность, никто этому не удивляется, но еще 10-20 лет назад подобная натуралистичность была бы за гранью возможного. Сейчас появляется тип героя, и в „Игре престолов“ такие есть. Это люди не просто с намешанными свойствами добра и зла, где не различить, но люди с исходно имморальной позицией. Они стоят вне привычных нам представлений о морали и этике. Такой герой — к нему изначально испытываешь настороженность. Как к герою того же сериала „Во все тяжкие“ — учителю-неудачнику, который в конце концов становится наркобароном. Он же абсолютно не симпатичный, к нему нет поначалу ни сочувствия, ни понимания. Происходит с ним такое, ну и ладно. Противненький он. Но когда раскатывается весь клубок причин его поведения (почему он стал учителем, а не ученым, почему его преследуют неудачи, какие у него отношения с женой и друзьями), то мы узнаем его все глубже как человека. Да, он личность противоречивая, но не тривиальная, и он покоряет тебя в конце концов».

Сергей продолжает говорить о Декстере и докторе Хаусе, пока его не останавливает Марина. «Сережа может вечно рассказывать о своих любимых сериалах! Это то, куда следует стремиться, но, возвращаясь к вопросу об экранизации фантастики, я бы вернулась к Питеру Джексону с его „Властелином колец“ и „Хоббитом, — говорит она. — Потому что хоть эти все имморальные герои собирают зрителей и кассу, но представления о добре и зле должны оставаться. Для меня это идеальная экранизация фэнтези». «Мы в своих книгах тоже стараемся проставлять эти оценки и видеть свет в конце тоннеля, — соглашается Сергей. — Какая-то добрая интонация должна быть — не сказочная, не басенная, как это происходит в современных фильмах для подростков. Там боятся углубленной психологичности, любви, проблем любви, драмы. Для них достаточно условных изображений и отношений».

Сейчас Марина и Сергей уже работают над продолжением истории о Даше и ее соратниках по борьбе с темными силами. О том, какие конкретно американские проекты заставили их переехать в Лос-Анджелес, писатели не говорят, хотя как минимум об одном информация уже была. Это ремейк «Подкидыша», который будет снят на английском языке. «Очень сложно подобрать режиссера, — говорит Сергей Дяченко. — Главная героиня — девочка пяти лет, и найти и девочку, и режиссера, который сможет работать с этим материалом, непросто. Но проект развивается».

В Штатах уже вышли четыре романа Дяченко на английском языке — как в электронном, так и в бумажном виде. Параллельно идет работа с Тимуром Бекмамбетовым, который взялся сразу за два романа фантастов — «Ритуал» и Vita Nostra. «Мы счастливы работой с Тимуром и его командой. Это исключительно креативные и талантливые люди. Так получилось, что первым снимать хотят „Ритуал“, — объясняет Сергей. — Там уже была проведена огромная работа художников, креативщиков. Это роман о любви принцессы и дракона-человека, и проект требует необычных художественных образов и большого массива компьютерной графики. Для передачи мира Института специальных технологий из романа Vita Nostra тоже требуется много графики. Сейчас идет работа над созданием этих образов».

Уже и мне, и Сергею снятся какие-то обрывки романов
Но литературную деятельность, несмотря на переезд в столицу мирового кинематографа, Дяченко оставлять не собираются. «Мы все равно будем продолжать заниматься кино- и телесценариями, хотя это отнимает не только время, но и очень много сил. 24 часа это происходит у тебя в голове, мучительно высасывая энергию, — признается Марина. — Мы очень любим работать с кино, но уже и мне, и Сергею снятся какие-то обрывки романов, которые наверняка выльются в новые книги. Судя по нашему опыту, самые лучшие произведения — это те, что вырастают из сновидений. У нас сейчас несколько планов и проектов, и мы не знаем, за какой браться первым! Но скоро мы это решим и напишем новый роман, потому что соскучились по своей основной работе».

«Почему основной? — удивляется Сергей. — У птицы два крыла. Вот у нас одно — литература, второе — сценарии. Не знаю, какое крыло лучше, но с одним крылом наша птица летать не будет!»

«Темный мир: Равновесие» выходит в российский прокат 5 декабря.

Читайте также
Статьи «Он — дракон»: Интервью с Мариной и Сергеем Дяченко 3 декабря на российские экраны выходит фэнтези «Он — дракон» по роману Марины и Сергея Дяченко «Ритуал». Авторы книги рассказывают о своих впечатлениях от первого просмотра картины, о знакомстве с Тимуром Бекмамбетовым и о том, как работа сценариста отличается от работы писателя.
Статьи Современная княжна: Мария Поезжаева совмещает фэнтези и театр КиноПоиск решил получше узнать молодых актеров, которым достались главные роли в новом фэнтези по мотивам романа «Ритуал» Сергея и Марины Дяченко. Сначала познакомимся с исполнительницей роли княжны Мирославы Марией Поезжаевой.
Новости Бекмамбетов продюсирует фэнтези о драконах по повести Дяченко Компания «Базелевс» Тимура Бекмамбетова приступила к съемкам экранизации повести «Ритуал» Сергея и Марины Дяченко. Дракона Армана играет супермодель Матвей Лыков, а принцессу Мирославу — воспитанница Кирилла Серебренникова Мария Поезжаева. КиноПоиск узнал подробности проекта у режиссера.
Статьи Кино как комикс, комикс как кино: Иллюстрации-загадки В преддверии выхода на экраны городского фэнтези «Темный мир: Равновесие» КиноПоиску достались красочные комиксы, рассказывающие о персонажах и мифологии картины. Кто такие тени? Как их распознать? Где находится портал, кто его стережет? Ответы на все эти вопросы есть в понятных комиксах. КиноПоиск вдохновился этим примером, чтобы лишний раз проверить своих читателей. Узнают ли они зашифрованные в наших комиксах фильмы?
Комментарии (10)

Новый комментарий...

  • 6

    samir_ady 15 ноября 2013, 18:36 пожаловаться

    #

    «… а в книжных магазинах уже появился одноименный роман..».
    А потом два продолжения, три сериала, и так далее, пока не надоест. Где фантазия?

    ответить

  • 3

    Ti-Monsor 17 ноября 2013, 05:35 пожаловаться

    #

    обвинять дяченко в отсутствии фантазии — это клево. Прямо не в бровь, а в глаз. Едва наскребли на 2-3 книги, да?
    Это выведение айпи во франшизу, причем тут фантазия?

    ответить

  • Idai 17 мая 2014, 06:32 пожаловаться

    #

    В фильмах и текстах, само собой, ну не в комментариях же!

    ответить

  • 2

    Lik Bashni 15 ноября 2013, 21:01 пожаловаться

    #

    Вот, оказывается, кто виноват в бедах москвичей :) Навели тень на плетень :))

    ответить

  • 2

    Mary Anna 15 ноября 2013, 22:41 пожаловаться

    #

    Потрясающие писатели. Очень близко мне их творчество.
    Раз уж речь зашла об экранизациях, не думаю, что «Ритуал» сравнится с книгой. Но посмотреть в любом случае было бы интересно.
    P.S. Ещё бы «Скрута» экранизировали, вообще бы радости предела не было бы :)

    ответить

  • 1

    Idai 17 мая 2014, 06:31 пожаловаться

    #

    Чем может быть близко их творчество? Так же пишешь, так же думаешь?

    ответить

  • 1

    Brakus82 19 ноября 2013, 13:24 пожаловаться

    #

    Посмотрел трейлер. Ну и сразу могу сказать что фильм повторит судьбу остальных отечественных фэнтезийных фильмов (ну пожалуй кроме Дозоров) Потому что невозможно снять качественное фэнтази за смешной бюджет. К сожалению наши режиссёры и продюсеры этого не понимают и продолжают снимать низкопробный шлак за копейку в надежде зарабтать большие деньги.

    ответить

  • 2

    heerdalich 19 ноября 2013, 13:24 пожаловаться

    #

    Россияне тоже хотят свою прибыльную подростковую франшизу. Что для этого нужно? Берём сценарий «Ночного дозора», каких-нибудь фэнтези-писателей, чтобы его немножко переделать, щедро и мрачно (главное, чтобы не слишком дорого) насыпаем сверху CGI и ждём успеха.

    ответить

  • 1

    Farjot 20 ноября 2013, 17:51 пожаловаться

    #

    > Он позволяет ей видеть тени — существ из параллельного мира, которые питаются чувствами, эмоциями и даже жизнями простых москвичей и гостей столицы.
    Господи, это что, смесь «В финале Джон умрёт», «Ночного дозора» и «Москвы 2017»?

    > КиноПоиску из всех героев проекта «Темный мир: Равновесие» больше других понравился Пипл в исполнении Владислава Абашина.
    Пипл — это потому что хавает много? :)

    ответить

  • 4

    GGrey 21 ноября 2013, 01:07 пожаловаться

    #

    > «Темный мир: Равновесие» выходит в российский прокат 5 декабря.

    … падает на колени, вскидывая руки к небу, и срывающимся голосом кричит «за чтооО?!!1»

    ответить

 
Добавить комментарий...