• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

Linoleum: Что такое актуальная анимация?

КиноПоиск узнал у известных российских и зарубежных аниматоров, участников фестиваля Linoleum, что такое современная актуальная анимация, куда она движется, а также имена каких художников стоит выучить и знать.
Linoleum: Что такое актуальная анимация?

КиноПоиск узнал у известных российских и зарубежных аниматоров, участников фестиваля Linoleum, что такое современная актуальная анимация, куда она движется, а также имена каких художников стоит выучить и знать.

В наше поле зрения попали совсем разные люди. Экспериментатор из Голландии Ариэн Брентжес когда-то писал картины, а потом ушел с головой в видеоарт, кино и анимацию. Его сюрреалистичный фильм «Жил-был однажды художник» смешивает различные техники, стили и жанры. Француз Бастьен Дюбуа тоже поразительно рисует, и его скетчбуки с зарисовками из путешествий по всему миру, по России в том числе, оживают буквально на глазах. Кажется, что картон можно потрогать, а карандашную линию растушевать пальцем. Неудивительно, что его предыдущий фильм номинировали на «Оскар».

Режиссер из Чехии Михаэла Павлатова тоже боролась за «Оскар», а для наград всех других фестивалей у нее, наверное, дома есть отдельный склад. Фильмы Павлатовой (а она, кстати, снимает не только анимационное, но и игровое кино) всегда отличаются фирменным юмором. А вот в новой работе известного российского аниматора Ивана Максимова юмора немного. Это философская история под грустную музыку.

Всех этих авторов объединяет фестиваль актуальной анимации и медиаискусства Linoleum, который проходит в Москве в эти дни.

Работы участников

«Трамвай» Павлатовой

«Жил-был однажды художник»

Трейлер фильма Portraits de voyages Japon Бастьена Дюбуа

Мультфильм Ивана Максимова

Linoleum — фестиваль актуальной анимации и медиаискусства. Что для вас актуальная анимация?

Бастьен Дюбуа

«Я думаю, мой стиль анимации не назовешь трендовым или актуальным. Я не использую модные цвета, формы, шрифты, которые сейчас актуальны в графике. Но у меня есть своя специфика. Это использование 3D, которое выглядит как 2D. Вы могли заметить, что такой прием за последние четыре-пять лет встречается в анимации все чаще и чаще. Например, у The Pearce Sisters. Это произошло потому, что люди уже привыкли видеть трехмерные, объемные фигуры, а технология уже не производит должного впечатления на публику. Теперь 3D — это скорее инструмент, чем цель, и мне это очень нравится!»

Михаэла Павлатова

«Я не дружу с трендами. Все эти тенденции приходят и уходят. Хотя интересно видеть новые техники, хороший анимационный фильм (впрочем, любой фильм) можно снять и самыми старыми и простыми средствами, и при этом он все равно может быть инновационным, необычным, мощным и смотреться совершенно по-новому».

Ариэн Брентжес

Некоторые из моих работ действительно подходят под определение „актуальная анимация“, но это, скорее всего, лишь побочный результат. Я работаю в сфере медиаискусства, чаще всего снимаю короткометражки, в которых экспериментирую с формой. Я всегда стараюсь найти новые пути создания объектов искусства. По крайней мере новые для меня. Чаще всего мои фильмы созданы под воздействием событий в мире, изменений в коммуникации и технологиях. Анимация — это лишь один из языков, которые я использую, чтобы создавать эти фильмы».

Иван Максимов

«Для меня слово „актуальная“ означает что-то сиюминутное, суетное, модное, временное, как некая пена. Поэтому я это слово не люблю. Актуальное искусство — это не искусство на самом деле, а пена на искусстве, которая в данный момент популярна, любопытна, а к вечности не имеет никакого отношения. Это мое отношение к слову „актуальный“. Это не значит, что я критикую фестиваль.

А что касается анимации, я специализируюсь на анимационном искусстве, то есть на авторской анимации, которая не для продажи делается, а для красоты, для радости. И желательно, чтобы она была такого качества, чтобы она была вечной, вошла в историю анимации, как и лучшие ее образцы. На каждом фестивале такие образцы бывают, и слава Богу, что есть авторы, которые делают что-то не на потребу, а занимаются искусствомю.

Технологический прогресс сильно повлиял на то, как выглядят сейчас большие голливудские высокобюджетные мультфильмы. А как развитие технологий сказалось на короткометражной авторской анимации?

Бастьен Дюбуа

«Если ты, будучи аниматором, заинтересован в достижении каких-то технических целей, то, наверное, это позитивные изменения. Но я не уверен, что фильмы выигрывают от количества графики. Чаще всего как раз наоборот! Лично мне интереснее фильмы, которые сняты без применения большого количества новых технологий».

Михаэла Павлатова

«Конечно, новые технологии повлияли на художников-аниматоров и позволили создавать очень реалистичные фильмы. Но реализм и яркие текстуры — это еще не формула успеха хорошего фильма (хотя, возможно, это работает в рекламе). Я вижу две тенденции. С одной стороны, есть идеальная, красиво сделанная компьютерная анимация. С другой — мы видим мультфильмы, сделанные вручную, в которых чувствуется рука автора, как, например, это бывает в кукольной или традиционной рисованной анимации. Это как действие и противодействие. Когда вокруг сплошные технологии, что-то простое и реальное дает глоток свежего воздуха».

Ариэн Брентжес

«Как раз развитие программного обеспечения для создания видео и те возможности, которые оно открыло, и заставили меня в 2008-м сменить род деятельности и от живописи уйти в видеоарт. Я стараюсь оставаться в курсе последних программных новинок, но не могу сказать, что я в них разбираюсь как эксперт. Я хочу знать о тех возможностях, которые они дают, если мне понадобится что-то новое для реализации одного из проектов. Для меня важно оставаться максимально независимым во время создания фильмов, как можно меньше полагаться на других людей, и технологии порой дают такую возможность».

Иван Максимов

«Самое главное преимущество состоит в том, что человек может сделать все сам дома. И есть такие люди, которые делают шедевры, не имея никаких студий. Например, есть такой Александр Словицкий, который давно начал и делает в одиночку очень классные фильмы. Без посторонней помощи, даже без денег поначалу. Компьютерные технологии дают многим возможность. Любой человек, если у него есть определенный творческий потенциал и желание, немного научится и может делать все самостоятельно. Тогда, когда все снимали на пленку, это было очень трудно».

Как государство поддерживает авторскую анимацию в вашей стране?

Бастьен Дюбуа

«Во Франции существует серьезная государственная поддержка. Главная организация — это CNC (Национальный центр кинематографии). К ней поступают налоговые сборы со всей аудиовизуальной продукции, а она уже распределяет эти средства. Это позволяет создавать некоммерческие фильмы. Получается хороший замкнутый круг: когда ты покупаешь билет в кино, часть денег идет непосредственно на создание нового творческого продукта.

Конечно, нельзя сказать, что получить поддержку просто, но, думаю, во Франции это гораздо проще, чем где бы то ни было еще. По формату французская модель очень похожа на Национальный совет по кино в Канаде, который тоже отлично справляется со своими задачами. Часть средств поступает от телеканалов, которые покупают фильмы, а еще есть финансирование от отдельных регионов. Частные инвестиции идут обычно только на полнометражное кино. И, конечно, развивается система краудфандинга. Таких примеров все больше».

Михаэла Павлатова

«В Чехии, где я живу, государственный фонд поддержки кино может дать до 50 % от бюджета фильма. Но вам нужно найти другие 50 %, а это довольно непросто, особенно для начинающих режиссеров. Государственное телевидение тоже иногда участвует в производстве фильмов, но короткометражная анимация — а это мой любимый формат — его практически не интересует. Чаще всего самое сложное — убедить продюсеров, ведь короткометражные мультфильмы далеко не самый продаваемый продукт. Продюсерам можно пообещать только славу и почет, когда проект завоюет награды на фестивалях. Но их все равно больше интересуют сериалы для детей или полнометражные анимационные фильмы для всей семьи».

Ариэн Брентжес

«Когда я писал картины, я знал, как получить государственную поддержку. Сейчас, когда мои интересы лежат в сфере медиаискусства и кино, я стараюсь найти средства у тех, кто не будет пытаться принять участие в творческом процессе. Мне хочется иметь возможность на полпути повернуть проект в совершенно противоположном направлении относительно изначальной идеи. А если послушать, что говорят мои коллеги, чьи проекты получили субсидии, то в случае получения от кого-то финансовой поддержки это довольно сложно сделать.

Так что в каждом проекте мне приходится рассчитывать на свои собственные силы. Чаще всего это означает, что приходится обходиться минимальным бюджетом и снимать за свои деньги, которые я зарабатываю благодаря унылым корпоративным видео для голландских компаний. Но, например, сейчас я завершаю работу над проектом, который я профинансировал благодаря денежному призу, полученному мной на испанском кинофестивале. Я получил его как раз за фильм, который показывают на Linoleum, в категории „Лучший зарубежный короткометражный фильм“».

Иван Максимов

«Вся анимация в России — авторская и не авторская — делается на деньги Министерства культуры. Даже то, что продается, изначально сделано на деньги Министерства культуры. Но кто-то при этом делает из этого бизнес, а кто-то снимает просто авторское кино, которое не может быть другим, кроме как сделанным на государственные деньги. Просто меценатов у нас нет, а искусство — оно никогда не продается, оно не окупается и не продается. Поэтому оно должно финансироваться либо меценатом, либо государством, что, собственно, и делается во всех странах. Ни в каком государстве нет никаких фондов, везде государство финансирует. Практически все фильмы авторские сделаны за счет государственных структур. В Европе обычно это государственные телеканалы. Channel 4, „Седьмой канал“ — все названия не помню, но они заказывают авторам фильмы, а потом сами их показывают. У нас проблема в том, что никто их не показывает».

Что должны помнить и знать молодые люди, собирающиеся стать художниками-аниматорами?

Бастьен Дюбуа

«Если бы я проводил мастер-класс перед студентами, я бы прежде всего объяснил свою технику, потому что она необычная, и людям нравится разбираться, как это сделано. Больше всего я люблю рассказывать о монтаже, драматургии и операторской работе. Работа с музыкой тоже имеет для меня огромное значение, я бы рассказал об этом».

Михаэла Павлатова

«Я пытаюсь развивать в своих студентах креативность и энтузиазм. И стараюсь помочь им узнать и понять основные принципы анимационного фильма, ведь они отличаются от законов игрового кино. Пытаюсь развивать в них киномышление».

Ариэн Брентжес

«Я бы сфокусировал внимание молодых художников на том, что техника исполнения — это лишь необходимый инструмент, но это никак не фактор, который определяет, можно ли назвать ваш фильм произведением искусства. Конечно, любительски, непрофессионально сделанные фильмы могут раздражать, и отсутствие профессионализма испортит впечатление зрителю. Но если будет наоборот, то есть история будет ужасной, фильм будет кишеть заплесневелыми клише, то не спасут даже месяцы кропотливой работы над анимацией».

Иван Максимов

«У меня есть такой принцип: классически сильный язык. Никакого постмодернизма. Ничего актуального. За фильмом должна чувствоваться любовь. Фильм должен быть красивый по картинке. Фильм должен быть такой, чтоб за него автора благодарили зрители. Пожалуй, это все. Все зависит от особенностей личности автора, от каких-то предпочтений вкусовых».

Что вдохновило вас на фильм, который участвует в фестивале Linoleum?

Бастьен Дюбуа

«Моя первая короткометражка, которую я снял как профессиональный аниматор, называлась „Мадагаскар, путевой дневник“. В основе были мои скетчи, которые я заносил в блокнот, путешествуя. Когда я снял фильм, многие (да и я сам!) задавали вопрос: а какой будет следующая страна? Поэтому идея снять своеобразный телесериал про разные страны была довольно логичной. Но я два года создавал „Мадагаскар“, поэтому я совершенно не понимал, как сделать что-то подобное, да еще и несколько раз. Так что я забыл об этом и начал работу над другим короткометражным мультфильмом Cargo Cult, для создания которого я использовал технологию захвата движения. Когда я открыл для себя потенциал этой технологии, я сразу же подумал, что могу сделать для сериала про дневник путешествий. Я как раз начал писать сценарий для этого проекта, как телеканал ARTE (это франко-немецкий телеканал) предложил мне сделать для них такую телепрограмму. Так что я взял перерыв в работе над Cargo Cult и снял эту часовую программу (20 эпизодов по 3 минуты), а уже затем завершил работу над своей короткометражкой. Уф! Кстати, там есть и Москва тоже. Я был у вас в 2010 году на фестивале „Крок“, посещал разные места, и это есть в моем фильме. Большая часть эпизодов — это разговоры с людьми, которых я встречал во время своих путешествий».

Михаэла Павлатова

«„Трамвай“ — это своего рода заказная работа. Мои французские продюсеры — компания Sacrebleu — попросили меня поучаствовать в их проекте по созданию анимационных короткометражек о женской сексуальности. Я постаралась сделать фильм как можно более провокационным. А вдохновением для меня послужила музыка, которую вы слышите в мультфильме».

Ариэн Брентжес

«Мой фильм о том, о чем я говорил ранее, то есть о борьбе за свободу творческого самовыражения в мире, которым правит бизнес. Я стараюсь быть настолько независимым от экономических процессов, насколько это возможно, но этим от них не избавиться. Мир искусства претерпевает серьезные изменения, и я не могу на это влиять. Как и на другие механизмы, которые становятся все глобальнее.

Может быть, даже важнее не содержание этой работы, а ее экспериментальный стиль, метод, который я выбрал, чтобы рассказать эту историю. В ней нет диалогов, и зритель сам конструирует сюжет, читая язык различных стилей, слова, появляющиеся на зданиях. Поэтому у зрителя может быть совсем иное представление об истории, отличное от того, что закладывал туда я. Это-то и интересно. Если быть честным, и для меня смысл этой истории продолжает меняться. Я завершил работу над ней, когда понял, что содержание меня устраивает. Не укладывается в традиционное понимание законченной истории, а именно интуитивно мне кажется завершенным. Мое нутро просто подсказало: „Все, вот так готово“».

Иван Максимов

«Притча, как правило, традиционна как жанр, рассказывает об отношении ценностей. И моя притча ничем от этого не отличается. Она рассматривает, что для человека дороже, а что менее важно».

Имена каких современных художников-аниматоров необходимо знать?

Бастьен Дюбуа

«Мне нравятся Адриен Мериго, коллектив CRCR, 4C° Studio и Жереми Клапен, с которым я как раз сейчас работаю».

Михаэла Павлатова

Из тех режиссеров, чьи короткометражки я вижу на фестивалях, я могу назвать Дэвида О’Райли, Криса Ландрета, Блу, Андреаса Хукаде. Еще я люблю независимые японские короткометражки, но не аниме. Аниме я не люблю. Однако сейчас у анимации гораздо больше лиц. Это не только мультфильмы для кино или ТВ. Анимация становится частью самых различных проектов, таких как видеоинсталляции, театральные перформансы и так далее. Это меня невероятно радует и вдохновляет».

Ариэн Брентжес

«Я только что вернулся с Венецианской биеннале. В австрийском павильоне я видел очень интересную работу Матиаса Поледны — анимационную короткометражку под названием „Имитация жизни“. Она сделана полностью в таком ретродиснеевском стиле, с нарисованными от руки кадрами, большим оркестром и так далее. От оригинальных старых мультфильмов он отличается лишь немногим. Но если внимательно его посмотреть, то обнаружишь множество потаенных слоев и смыслов».

Иван Максимов

»Я давно не смотрел зарубежной анимации, и поэтому лучшее из того, что я видел, — это наши отечественные фильмы, снятые моими бывшими студентами. Но я не могу сказать, что они меня поразили потому, что это мои студенты. Я считаю, что из того, что я видел в последние два года, все лучшее сделано ими. Это выпускники школы-студии «Шар». А зарубежные фильмы я буду смотреть с 1 по 10 сентября на фестивале „Крок“, где я обычно смотрю все зарубежное, чтоб потом не смотреть его по второму разу. Просто лучше один раз все отсмотреть и не волноваться по поводу того, что что-то пропустил. Как правило, 90 % самого лучшего попадает на фестиваль „Крок“».

Над чем вы сейчас работаете?

Бастьен Дюбуа

«У меня в работе два музыкальных клипа, еще я помогаю Жереми Клапену в создании его нового режиссерского проекта. Также я начал писать сценарий полнометражного анимационного мультфильма. В сентябре собираюсь на Украину на две недели. Снова поеду на фестиваль „Крок“».

Михаэла Павлатова

«Я готовлюсь к съемкам игрового полнометражного фильма и параллельно снимаю анимационную короткометражку. Но я предпочитаю говорить о работе, когда она уже сделана, поэтому не раскрою никаких секретов».

Ариэн Брентжес

«Сейчас я заканчиваю работу над звуком для моего нового фильма Glass. На этот раз никакой анимации. Только живые актеры. Но, как это обычно у меня бывает, на экране будут происходить необычные вещи. Правда, есть большая вероятность, что в своем следующем проекте я снова буду использовать много анимации!»

Иван Максимов

«Сейчас у меня перерыв, я ни над чем не работаю. В ближайшее время постараюсь придумать новые проекты. Мы как раз набрали новых студентов в Питере и Москве. Поэтому сосредоточусь на преподавании».

Читайте также
Новости Манхэттенский фестиваль начал свое шествие по городам России На этой неделе в отечественных кинотеатрах одновременно с десятками городов мира стартовала серия конкурсных показов Манхэттенского фестиваля — одного из самых популярных на планете смотров короткометражных фильмов.
Статьи Linoleum: Победители и непроигравшие Международный фестиваль анимации Linoleum объявляет призеров, а КиноПоиск представляет вашему вниманию три полных мультфильма из его программы: чешскую ленту с сексуальным подтекстом «Трамвай», летопись жизни французской натурщицы, певицы и актрисы «Кики с Монпарнаса», а также трогательную пластилиновую историю любви «Движение в гору».
Комментарии (2)

Новый комментарий...

  • 6

    Lik Bashni 2 сентября 2013, 10:58 пожаловаться

    #

    Большое спасибо за интервью! Было интересно почитать, чем сейчас живет анимация, что волнует ее авторов. Жаль, что из всего этого большого разнообразия необыкновенных мультфильмов так мало можно увидеть. В особенности, в современной русской анимации. Получается, что кроме, Смешариков, Фиксиков, мультов про похождения сказочных богатырей, и смотреть-то нечего. Никто ведь не показывает, как верно подметил Иван Максимов

    ответить

  • Fenixkolte 6 сентября 2013, 12:53 пожаловаться

    #

    Про «трамвай» кто нибудь знает что за весёлая композиция играет?

    ответить

 
Добавить комментарий...