Смех по правилам и без: Ранние и кассовые роли Адама Сэндлера

Обсудить0

К выходу «Одноклассников 2», очередного кассового хита Адама Сэндлера (и по совместительству первого сиквела в карьере артиста), КиноПоиск решил вспомнить, с чего когда-то начинался путь этого востребованного американского комика и какие его ленты пользовались в мировом прокате наибольшим успехом.

Как и большинство популярных голливудских комиков, Адам Сэндлер начинал свой путь со стендап-подмостков, которым отдал дань в «Приколистах» Джадда Апатоу. Уже с первых лент его стезей стал раскованный и порой грубый юмор, замешанный на зашкаливающей глупости персонажей, их подчас нестандартной физиологии и немалом количестве абсурда (что, впрочем, не мешает ему время от времени играть в стоящих независимых проектах, как «Любовь, сбивающая с ног» или «Опустевший город»).

Для зрителей все это было бы не так увлекательно (а критикам не давало бы столь внушительного простора для остроумия), если не способность Сэндлера оборачивать упомянутую смесь в сентиментальную обертку и каждый раз давать неуклюжие ответы на достаточно очевидные, но в то же время важные вопросы о семейных ценностях. На выходе получается лишенная грации осовремененная версия добросердечных повестей Фрэнка Капры (к творчеству которого Сэндлер даже обращался напрямую в «Миллионере поневоле», ремейке классики «Мистер Дидс приезжает в город»), будто наложенных на эксцентричный юмор братьев Маркс.

Хотя в последнее время чувство меры стало сильно изменять комику, отчего создается впечатление, что он за короткий срок погрузился в какое-то священное безумие: количество невменяемых подколок выросло в геометрической прогрессии, а из физиологических подробностей Сэндлер уже, кажется, не гнушается ничем (например, «Одноклассники» и «Папа-досвидос» бьют рекорды по геронтофильским шуткам).

Такая безудержность смутила даже самых стойких зрителей. В результате две недавние картины юмориста провалились во всегда поддерживавшем его американском прокате (хорошо же прошел мультфильм «Монстры на каникулах», однако там Сэндлер был актером озвучания, не участвовавшим в разработке). Положение выправил лишь первый в карьере юмориста сиквел, продолжающий сюжет «Одноклассников».

К старту фильма «Одноклассники 2» в России КиноПоиск вспоминает, с чего его ведущий артист когда-то начинал (роли до первых значительных хитов «Билли Мэдисон» и «Счастливчик Гилмор», который установил длительное сотрудничество актера с режиссером Деннисом Дуганом), а также то, на каких лентах достиг наибольшего кассового успеха (уже с компанией Happy Maddison, сконцентрированной на производстве фильмов с Сэндлером и его протеже).

ПЯТЬ РАННИХ РОЛЕЙ АДАМА СЭНДЛЕРА

«ВСЕХ ЗА БОРТ» (1989)

Дебют Сэндлера, снятый Валери Брейман (на счету актрисы также постановка вполне пристойного ромкома «Любовь и секс» с Джоном Фавро и Фамке Янссен). По меркам его будущей фильмографии кино выглядит чуть ли не авангардным, так как связность повествования тут просто игнорируется. Картина начинается с того, что генерал Норьега (Берт Янг) перебирает кассеты с порнографией и останавливает свой выбор на комедии «Непотопляемый Шекки Московиц». Главный герой просматриваемой им ленты — еврейский паренек, который планирует стать комиком, но вынужден подрабатывать официантом в летнем круизе, где вовсю хочет заменить судового юмориста. Постоянно обращаясь к зрителю напрямую, герой сразу заявляет, что кино совсем малобюджетное, а некоторые персонажи присутствуют просто так («Видите этих двух парней? Не знаю, зачем они тут, мы их добавили ради разнообразия!»). На изображении виден отчетливый налет любительской съемки (оператор картины вынужден был снимать на имеющемся оборудовании вместо нужных линз, забытых на берегу), а местом действия служит реальный лайнер с королевами красоты (интервью с ними регулярно врезаются в ход сюжета), двигавшийся из Нового Орлеана в Канкун на конкурс «Мисс Вселенная». В наличии имеются сюрреалистические сны, нарративное безумие (в какой-то момент обладательница титула «Мисс Австралия» в своем интервью начинает говорить гадости про генерала Норьегу, отчего тот посылает двух террористов, чтобы убить девушку, увиденную им на кассете) и такая не щадящая зрителя инертность происходящего, что досмотреть «Всех за борт» смогут только наиболее терпеливые.

«КЛОУН ШЕЙКС» (1992)

Странный продукт независимого кино 1990-х — желчная сатира на стендап-индустрию, поставленная Бобкетом Голдтуэйтом, знакомым большинству по роли гопника Зеда из «Полицейской академии» (он же верховодит актерским составом в своем режиссерском дебюте).

Типичное утро клоуна Шейкса начинается с тяжкого похмельного озноба, оглушающей головной боли и дезориентации в пространстве. Его алкоголизм перешел в крайнюю стадию, и без глотка спиртного он не может нормально работать на детских утренниках, являющихся единственным источником дохода (примечательно, что отца на первой вечеринке играет коллега Голдтуэйта по «Академии» Тим Казурински, с которым в этой франшизе они составляли своеобразный комический дуэт). Каждый вечер для Шейкса завершается в баре, где собираются остальные клоуны, работающие на добродушного мистера Чиза: малахольный Динк (Сэндлер), мужественный Стенчи (в будущем постоянный соактер Сэндлера Блейк Кларк), стареющий Пеппи (звезда фильма «Пролетая над гнездом кукушки» Сидни Лэссик) и манерный кокаинист Бинки (Том Кенни). Последний в порыве наркотического угара насмерть забивает кеглей мистера Чиза, решив всю вину спихнуть на ненавистного ему Шейкса.

Хотя критик Бетси Шерман иронично назвала картину «„Гражданином Кейном“ от фильмов про клоунов-алкоголиков», более-менее собранной и местами жестокой здесь выглядит только первая половина, тогда как во второй части лента быстро сбрасывает сатирические латы, чтобы превратиться в довольно условную сказку о победе над пагубным недугом. В дальнейшем Голдтуэйт продолжит снимать обобщающие мизантропические высказывания, а его недавняя едкая картина «Боже, благослови Америку!» ярко демонстрирует, что саркастичный комик нисколько не подобрел.

«ЯЙЦЕГОЛОВЫЕ» (1993)

«Яйцеголовые» стали очередной попыткой Дэна Эйкройда сделать полнометражную версию его же скетчей из шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (предыдущей были «Братья Блюз»). В этой наивной и предсказуемой, хотя и по-своему обаятельной семейной комедии высмеиваются стереотипы научной фантастики и традиционный американский уклад жизни (от взаимодействия с социальными службами до среднего класса как такового и показной толерантности), в который не без труда вписываются случайно залетевшие на Землю инопланетяне с планеты Рэмьюлак. Приключения героев превращаются в типичные проблемы нелегальных эмигрантов (кстати, явную планетарную нездешность семьи Яйцеголовых никто из второстепенных персонажей просто не замечает), поэтому им становится необходимо озаботиться фальшивыми удостоверениями. Сэндлер играет мимолетную роль человека, достающего нужные документы, зато куда больше экранного времени у его друзей Криса Фарли и Дэвида Спейда. Пути Эйкройда и Сэндлера тоже впоследствии пересекутся неоднократно. В последний раз это произошло в комедии «Чак и Ларри: Пожарная свадьба».

«ПУСТОГОЛОВЫЕ» (1994)

Ныне регулярно включаемая в различные подборки недооцененных комедий из 1990-х (хотя и не сказать, что являющаяся таким уж обязательным зрелищем), лента «Пустоголовые» впервые свела на одной съемочной площадке Адама Сэндлера и Стива Бушеми. Актеры настолько спелись, что Бушеми впоследствии почти регулярно появлялся в камео в сэндлеровских лентах. В фильме Майкла Леманна (автора «Гудзонского ястреба» и продюсера «Эда Вуда», ныне подвизавшегося на ниве успешных сериалов) Сэндлер, Бушеми и Брендан Фрейзер составляют костяк неудачливой металлической группы с оксюморонным названием «Одинокие странники». По причине врожденного скудоумия и лени главного певца их сил хватило на запись лишь одной песни. Пытаясь пробиться на аудиенцию к местному рок-диджею (Джо Мантенья), ребята случайно осуществляют захват работников станции, включая генерального директора (Майкл МакКин). Пусть им грозит тюремный срок, но музыканты (и отшивший героя Фрейзера продюсер в исполнении Джадда Нельсона) довольно быстро понимают, что сложившуюся криминальную ситуацию можно обратить в свою пользу. В камео здесь задействованы иконы американской металлической тусовки Лемми, Роб Зомби и даже Бивис и Баттхед, звонящие в прямо эфир, дабы сообщить героям, что те отстой.

«СОВЕРШЕННО ЧОКНУТЫЙ» (1994)

После успеха «Неспящих в Сиэтле» Нора Эфрон снова сотрудничает с оператором Бергмана Свеном Нюквистом на этом ремейке знаковой черной комедии «Дед Мороз — отморозок» Жан-Мари Пуаэрэ. Проект Эфрон с треском провалился, не найдя понимания у американских обозревателей, которые посчитали, что «Совершенно чокнутый» недостаточно эксцентричен и глуп для соответствия статусу едкой черной комедии, но в то же время слишком сумасброден, чтобы восприниматься как лиричное предрождественское послание. Адаму Сэндлеру здесь досталась, пожалуй, наиболее странная и во многом бессмысленная роль почти не выпускающего из рук гавайскую гитару Луи Кэпшоу, рисующего надписи на футболках и живущего на первом этаже в доме арендодателя, которому также принадлежит квартира, где располагается служба психологической поддержки. Штат Майами лишил эту контору госфинансирования, так что уже с первого дня наступающего нового года коллективу, в который входят идеалист Филип (Стив Мартин), кроткая Кэтрин (Рита Уилсон) и чопорная Бланш (муза Мэла Брукса Мэдлин Кан), предстоит покинуть здание. В канун Рождества в их офисе, помимо Сэндлера, случайным образом соберутся местный бездельник в костюме Санты (Энтони ЛаПалья), его нахальная беременная подруга (Джульетт Льюис) и местный трансвестит (Лив Шрайбер). Кроме того, где-то снаружи бродит местный серийный убийца, держащий в страхе все побережье.

ПЯТЬ САМЫХ КАССОВЫХ ФИЛЬМОВ АДАМА СЭНДЛЕРА

«ОДНОКЛАССНИКИ» (2010); сборы — 271 430 189 долларов

Решивший вспомнить все, Сэндлер вместе со сценаристом Фрэдом Вулфом придумал сюжет о воссоединении старых друзей ради похорон чтимого ими баскетбольного тренера (впрочем, на самом деле он позаимствовал идею из знаковой драмы Лоуренса Кэздана «Большое разочарование», что не смогло ускользнуть от внимания американских критиков). На съемочной площадке собрались все ведущие партнеры звезды «Билли Мэдисона» по кузнице юмористических кадров «Субботним вечером в прямом эфире», обеспечившей Голливуд талантливыми комедиантами на долгие десятилетия вперед. Здесь присутствуют Дэвид Спейд, Крис Рок, Роб Шнайдер, а также не столь давний соратник Сэндлера Кевин Джеймс, тоже начинавший со стендапа и телевидения, но прославившийся в сериале «Король Квинса» конкурентного канала CBS. Не хватает разве что Криса Фарли, делившего с упомянутыми актерами многие скетчи и фильмы, но ушедшего из жизни еще в 1997-м, как и его кумир Джон Белуши, не придя в сознание после фатальной дозы спидбола. Оуэн Глейберман из Entertainment Weekly весьма емко описал происходящее в фильме Денниса Дугана как «инфантильную анархию» (что вообще крайне точно характеризует творческий метод Сэндлера).

«КЛИК: С ПУЛЬТОМ ПО ЖИЗНИ» (2006); сборы — 237 681 299 долларов

С «Кликом», повествующим о замученном рутиной архитекторе, в чьих руках оказался волшебный пульт, преобразующий время и пространство, Сэндлер перешел от относительно приземленных историй к жанрово более разнообразным лентам (до того из всей череды выделялся лишь провальный «Никки, дьявол-младший»). Также он снова поработал с Фрэнком Корачи (автором двух его ранних хитов «Певец на свадьбе» и «Маменькин сыночек»), тем самым поспособствовав реабилитации постановщика после коммерческого фиаско с масштабной комедией «Вокруг света за 80 дней». Поначалу «Клик: С пультом по жизни» интонационно почти близок фильмам Джадда Апатоу, позднее он превращается в типичную сэндлеровскую бравурную комедию, чтобы в дальнейшем перерасти в чуть ли не классический по структуре научно-фантастический сюжет.

«БОЛЬШОЙ ПАПА» (1999); сборы — 234 801 895 долларов

В саундтреке данной картины Сэндлер неожиданно разнообразил так чтимый им американский классический рок (среди мелькавших в его фильмах исполнителей есть Chicago, Styx, Питер Фрэмптон) актуальными хитами конца 1990-х (Limp Bizkit, Garbage, The Pharcyde), за что фильм получил премию организации Broadcast Music, Inc., ведающей авторскими правами многих востребованных артистов. «Большой папа» до сих пор находится в числе самых популярных работ комика, и, возможно, это единственный его неподдельно умильный фильм, чему способствует отличное взаимодействие Сэндлера и малолетних близнецов Спроус. Из-за ограничений трудового законодательства последние вдвоем попеременно воплощают пятилетнего Джулиана, чей отец (Джон Стюарт) узнает о сыне прямо в аэропорту перед поездкой в Китай. Вызывается присмотреть за ребенком кидалт Санни (Сэндлер), который решает опробовать на нем собственные воспитательные техники, заключающиеся в том, что он просто потакает мальцу во всем.

«ПРИТВОРИСЬ МОЕЙ ЖЕНОЙ» (2011); сборы — 214 945 591 доллар

Как и в случае с «Миллионером поневоле», для «Притворись моей женой» Сэндлер обратился к классике американской комедии. Источником вдохновения послужил «Цветок кактуса» Джина Сэкса, где Уолтер Мэттау увиливал от серьезных отношений с юной хиппушкой, сыгранной Голди Хоун (основой же той ленты была бродвейская версия французской пьесы Пьера Барийе и Жан-Пьера Греди, ныне затасканной российскими антрепризами). К толстоносому голливудскому ветерану Мэттау отсылает громадный шнобель Дэнни (Сэндлер), которому лицевое несовершенство (и стервозность невесты) разбивает намечавшийся брак. Но случайно парень находит способ, как извлечь выгоду из личной трагедии, демонстрируя девушкам кольцо и вешая им на уши лапшу про затянувшееся несчастливое супружество. Эта всегда срабатывающая байка случайно выходит боком, когда уже состоявший пластический хирург Дэнни без всяких уловок умудряется завоевать симпатии сексапильной учительницы математики Палмер (Бруклин Декер), после бурно проведенной ночи нашарившей в его штанах злополучное кольцо. Толком не сумев объяснить присутствие украшения, герой вынужден выдать напоказ фиктивную жену, чью роль придется исполнить его ассистентке Кэтрин (Дженнифер Энистон). Подобно комедиям братьев Маркс, почти все второстепенные актеры у Сэндлера всегда ведут себя условно и вовсю подыгрывают ведущей звезде, витая возле нее, как планеты вокруг Солнца. Энистон в «Притворись моей женой» — редкое исключение, которое способно не затеряться в тени самовлюбленного комика и во многом открыто его превзойти.

«СКАЗКИ НА НОЧЬ» (2008); сборы — 212 874 442 доллара

«Сказки на ночь» — чуть ли не самый осторожный проект Сэндлера, созданный усилиями не только Happy Maddison, но и Disney. Постановщиком в кои-то веки выступил не традиционный для него Дуган или Корачи, а бывший хореограф Адам Шенкман, что явно отразилось на чуть более изобретательной, чем обычно у Сэндлера, визуальной форме. Когда-то бизнесмен Барри Ноттингем (Ричард Гриффитс) выкупил у добродушного, но прогоревшего Марти Бронсона (Джонатан Прайс) мотель, являвшийся домом для детей владельца. Взамен Ноттингем предложил не только деньги, а также и управляющую должность для сына Бронсона, Скитера (Сэндлер). Постепенно превратившись в подобие Говарда Хьюза, Барри обещание, конечно же, не сдержал, сделав Скитера простым разнорабочим. Шанс изменить судьбу герой неожиданно находит в рассказываемых племянникам сказках на ночь, которые вдруг начинают коррелировать с реальными изменениями в жизни ремонтника.

Смотрите также

Джейсон Момоа крадет подружек у фанатов и на промо SNL

7 декабря 2018

У «Аватара» изменился шрифт

30 октября 2018

Говори как Йоханссон: Актеры дубляжа — о речи своих героев

23 октября 2018

Адам Сэндлер и Дженнифер Энистон снимутся в комедии «Загадочное убийство»

30 марта 2018

Главное сегодня

Спроси меня как: Половое воспитание в кино на 13 примерах

Сегодня

Против Брайана Сингера выдвинули новые обвинения в растлении малолетних

Сегодня

«Оскар-2019»: Номинации — сюрпризы и цифры

Сегодня

Посетители Гётеборгского кинофестиваля посмотрят кино в гробах

Сегодня

Блог команды: Мы снова показываем «Оскар»! Теперь и на английском языке

Вчера

Netflix вступил в Американскую ассоциацию кинокомпаний

Сегодня

Холли Берри приручила овчарок на съемках «Джона Уика 3»

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт