Кто вы, мистер Супермен: Эволюция главного супергероя

Обсудить0

Основные этапы большого пути: Супермен и его самые разные способности, первые экранизации и трудности на пути к зрителю.

Если спросить простого человека о том, кто был самым первым супергероем, то большинство сразу ответит: Супермен. После этого можно долго спорить, откуда пошло значение слова «супергерой», поминать людей, облаченных в маски и плащи и сражающихся с преступностью на грязных улицах, или даже одного демонического британского попрыгунчика по имени Джек. Но никто не станет отрицать явное: Супермен давно уже стал синонимом героизма.

О создании героя говорилось много и часто. Спорили о том, что значат цвета его трико, разбирали его происхождение, физику и физиологию, пытались понять, почему он так одинок. За долгие семьдесят пять лет Супермен плотно сросся с нашей жизнью, стал ее частью, хотели мы того или нет. Кажется, невозможно найти человека, который не знает историю происхождения Супермена. Выходец с далекой планеты Криптон, последний из своего рода (правда, как показала долгая история, это не совсем так), наделенный огромной силой, сверхзвуковой скоростью и острым умом, в ракете-колыбели он прибывает на Землю, где лучи желтой звезды заряжают его энергией. Надежда на светлое будущее в глазах одних, угроза в глазах других. Спрятавшись среди людей под именем Кларка Кента, скромного журналиста крупной газеты, Супермен неузнаваем в простой одежде и очках.

С момента его прибытия на голубой шарик история хорошенько потрепала нашего героя. Он умирал, избороздил весь космос, был в будущем и прошлом, сражался с богами и демонами, приобретал и терял способности. У него был целый зоопарк суперживотных и целая семья самых разных родственников. Мы постараемся рассказать вам о самых интересных моментах из жизни Человека из стали и провести экскурсию по самым занятным местам.

Способности

Базовый набор способностей уроженца Криптона общеизвестен: суперскорость, неуязвимость, рентгеновское зрение, лазер из глаз, супердыхание и, конечно, умение летать. Правда, в первых выпусках комиксов Супермен не летал, а просто очень высоко прыгал, но, как показывает история, изначально многие персонажи мало похожи на то, к чему мы привыкли сегодня. Например, Бэтмен поначалу не гнушался оружием, а оригинальный Зеленый Фонарь черпал силы из магического тибетского кольца и очень боялся всего деревянного.

Супермена зачастую считают очень скучным типом, ведь, кроме куска родной планеты, криптонита (придуманного в радиопостановках по комиксам), мало что может навредить ему (например, его отдубасит какой-нибудь злодей-силач вроде Зода). Но даже такой внушительный набор способностей не останавливал попытки создателей комиксов и фильмов добавлять персонажу что-то свое, чтобы продвинуть историю чуть дальше.

Когда на Землю напали лысые, ушастые и бледные пришельцы, Супермен неожиданно обнаружил у себя возможности к телепатии и, что самое прекрасное, способность к изменению внешности. Неожиданностью это стало в первую очередь для читателей, но не для самого героя. Воспользовавшись суперконтролем над мышцами, Супермен спрятал волосы, побледнел, то есть полностью мимикрировал под своих соперников.

В связи с этим невольно задаешься вопросом: почему бы тогда не придумать себе более достойный образ, нежели Кларк Кент, и не заставлять миллионы людей ломать головы над тем, почему никто не узнает его очках?

В дополнение к внезапной (и, что немаловажно, сразу забытой) телепатии в 1980-х Супермен обзавелся телекинезом, благодаря которому летал и отражал пули перекачанной грудью. Но и про это вскоре забыли, и очередные способности уроженца Криптона оказались на полке. Впрочем, о них вспомнили создатели второго фильма о Супермене, придав некое подобие телекинеза генералу Зоду.

Когда в одном из выпусков супердруг (да, во вселенной Супермена приставка «супер» употребляется часто) Джимми Олсен выяснил правду об истинной жизни своего обычного друга Кларка Кента, Супермену ничего не осталось, как воспользоваться супергипнозом и заставить Джимми все забыть. Тебе хочется спать, Джимми, ты засыпаешь.

Интересно, что способность вычищать людям память у нашего героя осталась. Так, в фильме «Супермен 2» с помощью суперпоцелуя Кларк заставил Лоис Лейн забыть их отношения, сильно озадачив зрителей. В той же части Супермен использовал способность срывать с груди красную букву «с» и использовать ее как пластиковую ловушку для своих врагов. Как, откуда, почему и зачем — на это никто так и не смог дать внятный ответ.

И раз уж мы вспомнили о фильмах, то в части «Супермен: В поисках мира», известной своей дешевизной (бюджет составил всего 17 миллионов долларов, что в три раза меньше, чем каждая из предыдущих серий), герой использовал одну из своих, пожалуй, самых захватывающих способностей. Одним взглядом он отстроил кусок Великой Китайской стены. Просто потому, что у создателей не было денег показать, как он делает это на суперскорости. Пожалуй, эту способность мы назовем суперстроительством взглядом.

Но вернемся к веселью в комиксах.

Как не раз заявлялось, Супермен не очень нуждается в нашей человеческой еде, поскольку все нужные вещества он получает из лучей солнца. Ест он в основном по привычке, что, правда, не мешало ему в паре выпусков наедаться бургерами от пуза. Но это все мелочи. Одной из способностей, которая вроде как и есть, но в то же самое время про нее обычно не вспоминают, стало суперчревовещание, то есть создание иллюзии, что голос исходит не от него. Казалось бы, этому трюку может научиться и обычный человек, но не все так просто! Вы забыли приставку «супер»! Супермен мог говорить из-за стен, на большом расстоянии и даже другими голосами. Не пытайтесь повторить дома! Особенно с гамбургерами.

Еще одной внезапной способностью Супермена стало самокопирование. Да, в одном из выпусков, чтобы спасти двух людей в разных местах, Супермен не придумал ничего лучше, как клонировать себя. Самое простое решение проблемы. Правда, потом он про это никогда не вспоминал, не иначе как практиковал самогипноз. Другим случаем стало столкновение с инопланетной летающей тарелкой, давшее Супермену способность — только не смейтесь! — выстреливать из пальца миниатюрной версией самого себя со всеми суперспособностями. Мы дадим вам минутку, чтобы данная информация немного улеглась в голове.

Несмотря на все эти причуды, у Супермена всегда оставалась одна способность — добавлять приставку «супер» к любому обычному делу и получать таким образом новую способность. Так, за свою жизнь Кларк Кент побывал суперткачом, суперлюбовником, суперландшафтным дизайнером, не говоря уже об обычном супержурналисте.

Альтернативные версии

Как правило, мало какой герой популярных комиксов обходится без той или иной альтернативной версии. У Человека-паука есть версия, живущая в аниме-вселенной со всеми вытекающими последствиями (большие глаза, ниндзя и дядя Бен как сэнсэй). По одной из версий, Фантастическая четверка была из Советского Союза и служила у Сталина. Бэтмен бывал пиратским капитаном, а Железный человек — испанцем XVII века и назывался Железным лордом. Так что неудивительно, что и Человек из стали не раз и не два рождался не там, приземлялся в другом месте и вообще был не тем, к кому мы привыкли.

Самой известной альтернативной версией Супермена был Бизарро — неудачный клон, созданный Лексом Лютером, позже получивший свою собственную вселенную с кубической Землей. Бизарро — это почти Супермен наоборот. Вместо «привет» он говорит «пока», вместо лазерного взгляда у него ледяной. Однако есть и сходства. Он по-прежнему летает так, как Супермен, и такой же сильный, как Супермен. Бизарро за время своего существования успел побывать как злодеем, так и клоуном, которого легко обвести вокруг пальца и забыть.

Если Бизарро — это самый привычный альтернативный образ Супермена, то самым привычным приемом альтернативной реальности стало приземление в другом районе. Самым недавним можно назвать Flashpoint — глобальное событие во вселенной комиксов DC, когда вместо тихого Канзаса ракета с младенцем приземлилась посреди Метрополиса, сильно подрезав население. Так пришелец быстро попал в руки правительства и большую часть жизни провел в бункере, где он никогда не видел солнца.

По другой версии, к которой приложил руку участник труппы Monty Python Джон Клиз, приземление состоялось посреди зеленых полей Англии. Будучи названным Колином Кентом, мальчик вырос истинным англичанином, тихим, немного неловким и говорящим с акцентом. Впрочем, этот выпуск носит больше шутовской характер, как и всё, к чему прикасались «Пайтоны».

Иногда ситуация складывалась кардинально иным образом. Вместо Земли малыш попадал на Апокалипс, планету настоящего зла. Кстати о зле. В одном из альтернативных миров Супермен становится оружием в руках Адольфа Гитлера (здесь его чаще всего зовут Overman, что в принципе тоже значит «сверхчеловек»), приземлившись посреди оккупированной нацистами Европы во время Второй мировой.

Но, пожалуй, одной из самых известных альтернативных супервселенных является рассказанная в комиксе «Красный сын» история Марка Миллара (того самого, что сочинил «Пипец»). Нашим, то есть русским, есть чем гордиться, ведь в «Красном сыне» Супермен был верным защитником Советской России от посягательств капиталистического Запада. Простите, но мы не можем умолчать о Бэтмене в ушанке!

Кстати о Бэтмене. Был и такой случай, когда приземлился малыш в Готэме и был усыновлен четой Уэйн. Когда на его глазах убивают родителей, он становится Супер-Бэтменом! (на самом деле просто Бэтменом с суперспособностями, но так эффектнее звучит). Впоследствии он, правда, все равно становится Суперменом. А однажды из-за гвоздя в шин, Джонатан и Марта Кент и вовсе не доехали до места встречи со своей судьбой, и на свет появился персонаж, которого фанаты любовно называют Супер-Амишем. По сравнению со своим классическим вариантом этот парень был спокоен, как дохлый лев. Вы тоже будете спокойны, если будете расти вне цивилизации.

Самой радикально отличающейся от канона версией можно назвать Ультрамена. Уроженец Земли и астронавт, в результате аварии он подвергается эксперименту пришельцев. Не успев получить контроль над новым могущественным оружием, пришельцы гибнут от рук собственного творения, Ультрамена. Вместе с другими суперлюдьми планеты он становится во главе Криминального синдиката и начинает тиранить Землю. Когда герои превращаются в злодеев, нашим злодеям ничего не остается, кроме как превращаться в героев, так что Джокер и Лекс Лютер в этих историях выглядят нормальными и законопослушными парнями.

И да, есть версия, где все персонажи противоположного пола. В ней по небу летает Суперженщина.

Костюмы

Образ Супермена давно стал одним из самых узнаваемых в истории комиксов. Синее трико, красные трусы, красный плащ с красными же ботинками и буква «с» на груди — вот и весь образ. Но даже он не стоял на месте, меняясь то совсем чуть-чуть, то практически полностью, меняя идею, но в конце концов возвращаясь к канону.

Первым человеком, надевшим на себя красно-синее трико, был Рэй Миддлтон. 3 июля 1940 года он появился в образе супергероя комиксов на всемирной выставке в Нью-Йорке. Для лучшей узнаваемости к букве «s» на груди приписали имя Супермен: в мире о существовании популярного героя комиксов еще не знали.

Первоначальный образ Супермена довольно близок к привычному, лишь сапоги покороче и «с» на груди выполнена больше в виде полицейского значка. Какое-то время художники рисовали «s» на плаще, но это тоже прошло. Можно сказать, что классический образ Супермен унаследовал еще с 30-х годов прошлого столетия, ведь известную фразу «Работает — не трогай!» еще никто не отменял. Например, в конце 1990-х на свет появился костюм, в честь которого героя нарекли Электрическим Суперменом. После долгих и запутанных комикс-историй, в которые мы не будем вдаваться, Супермен решил перейти с энергии солнца на энергию электричества. Трико сменило цвет на нежно-голубое с вкраплениями белого. Супермен перестал летать и стал телепортироваться. Как и следовало ожидать, костюм не прижился, и уже через год его спрятали в глубины DC и вспоминают, только чтобы посмеяться.

Фактически на протяжении времени костюм менял материал, иногда оттенок, но кардинально не менялся до 2011 года, когда DC перезапустило линейку комиксов, назвав ее New 52, лишив большинство супергероев трусов. То есть трусы, мы надеемся, остались, но они больше не носятся поверх трико.

Экранизации

Первым делом Супермен появился в анимационной форме (где, к слову, «s» рисовали на черном фоне) еще в 1941 году. Стоит помнить, что в то время мультфильмы являлись штучным товаром и отрисовывались вручную. Заказ на серию анимационных короткометражек получила студия братьев Фляйшер, но те совершенно не хотели возиться с супергероем. Макс и Дэйв привыкли работать с менее реалистичными персонажами и более упрощенной анимацией. Желая припугнуть студию Paramount, Фляйшеры заявили, что производство каждой десятиминутной серии обойдется в 100 000 долларов (примерно 1,6 млн долларов с учетом инфляции). Короткометражки студии Disney стоили в четыре раза дешевле, а они считались самыми дорогими в то время! Степень нежелания Фляйшеров связываться с Суперменом была настолько высока.

Однако популярность супергероя среди американских мальчишек была гораздо выше. Поэтому Paramount согласилась платить по 50 000 долларов за серию, и студия братьев Фляйшер принялась за работу. Было выпущено девять короткометражек, причем первая из них, выпущенная 26 сентября 1941 года, номинировалась на премию «Оскар».

Первые Супермены большого и малого экранов

В игровом кино Супермен появился не сразу. Первая попытка студии Republic Pictures, специализировавшейся на разного рода героических фильмах и «бэхах», выкупить права у National Comics, как раньше называлось DC, провалилась, а вторая, предпринятая в 1941 году, оказалась омрачена желанием издателей полностью контролировать производственный процесс и проданные студии Paramount права на анимационный сериал. В конце концов Republic решила, что история про летающего супергероя никому не будет интересна, и отказалась от идеи.

В 1947 году продюсер Сэм Кацман сумел уговорить студию Columbia запустить в производство игровой сериал. Интересно, что в рекламной кампании студия заявила, что наняла самого Супермена играть главную роль, а актер по имени Кирк Элин просто исполняет роль Кларка Кента. Трико для Супермена сшили из серой и коричневой материи. Эти цвета лучше смотрелись на черно-белых экранах.

Летать экранный Супермен научился тоже не сразу, как и его предшественник из комиксов. Беднягу Элина подвешивали на тросы на фоне движущихся облаков, но Кацман остался настолько недоволен результатом, что уволил всю «летную группу» и для пущей достоверности заказал все полеты в анимационном виде.

Кирк Элин отработал Суперменом на протяжении 15 серий общим хронометражем в 244 минуты. Но из-за коварного трюка студии его имя редко вспоминается в связи со знаменитым супергероем.

Джордж Ривз, снимавшийся в сериале «Приключения Супермена» с 1951 по 1958 год, стал первым телевизионным Человеком из стали. Ривз дебютировал в этом образе на большом экране в фильме «Супермен и люди-кроты», ставшем первой полнометражной версией приключений нашего героя (хотя 58 минут фильма сложно выдать за привычный нам полный метр).

После «Людей-кротов» Супермен переместился на телевидение и через два сезона впервые показал свои истинные цвета — шоу перестало быть черно-белым. Надо сказать, что в то время мало сериалов снималось в цвете, так что решение продюсеров и по сей день считается смелым. Цветные телевизоры стали доступны широкой американской публике только в 1953 году, так что у большинства зрителей были обычные черно-белые приемники. Снимать «Супермена» в цвете начали в конце 1954 года.

По прошествии двух сезонов Джордж Ривз решил оставить сериал, ссылаясь на одномерную роль и низкую зарплату. Актеру к тому моменту было уже 40 лет, он хотел развивать карьеру в другом направлении. Продюсеры обратились к Кирку Элину, получили отказ и были вынуждены поднять гонорар Ривзу. Но 16 июня 1959 года Джордж Ривз был найден мертвым в спальне своего дома. Убийство до сих пор не раскрыто и является одной из голливудских тайн. Подробнее об этом можно узнать из фильма «Смерть Супермена», где на несколько секунд можно увидеть Бена Аффлека в образе супергероя.

Главный Супермен

Фильм Ричарда Доннера 1978 года до сих пор является эталоном не только истории Супермена, но и экранизации комиксов. Новую полнометражку о Супермене в конце 1973 года задумал снять молодой продюсер Илья Салкинд, купивший вместе с отцом Александром права на экранизацию. У издательства DC был список актеров, которые могли бы сыграть знаменитого героя. Аль Пачино, Роберт Редфорд, Пол Ньюман, Джеймс Каан, Стив МакКуин, Клинт Иствуд, Дастин Хоффман, Мухаммед Али — сейчас трудно представить, что кто-то из них мог бы сыграть Супермена. Но без звезды в то время уже было трудно, поэтому на самом начальном этапе Салкинды наняли автора «Крестного отца» Марио Пьюзо сочинять сценарий. Писатель сдал работу объемом в 500 страниц (зато сразу для двух фильмов) в июле 1975-го и получил за это 600 000 долларов. Тогда же продюсеры разорились на главную звезду фильма, заплатив 3,7 миллиона долларов Марлону Брандо за роль отца Супермена. Легенде кинематографа полагалось еще и 11,75 % от сборов. Зарплата актера в итоге составила 19 миллионов, причем на работу Брандо отводилось всего 12 съемочных дней.

Режиссерское кресло могли занять самые разные люди — от Сэма Пекинпы до Джорджа Лукаса. После того как продюсеры увидели ленту «Омен», было решено взять ее постановщика Ричарда Доннера. Режиссеру заплатили 1 миллион долларов за два фильма о Супермене. Правда, сценарий Пьюзо пришлось полностью переписать по причине излишней кэмповости.

Поиски исполнителя главной роли порой доходили до абсурда. Кроме вышеуказанных вариантов, пробовались Ник Нолти, Чарльз Бронсон и Крис Кристофферсон. «У нас были прекрасные качки, которые не умели играть, или великолепные актеры, которые ничем не напоминали внешне Супермена», — вспоминал Том Манкевич, переписывавший за Пьюзо сценарий. Продюсеры были в отчаянии. Одну из проб записали со стоматологом жены Ильи Салкинда, но все понапрасну.

В феврале 1977 года директор по кастингу уговорила Доннера и продюсеров еще раз посмотреть молодого актера Кристофера Рива, поначалу забракованного из-за худобы. Чтобы набрать нужную мышечную массу Риву пришлось заниматься под руководством бодибилдера Дэвида Прауса, также мечтавшего играть Супермена. Праусу отказали, поскольку требовался американец, но спортсмен все-таки занял свое место в истории кино, снявшись в роли Дарта Вейдера в «Звездных войнах».

Кристофер Рив стал идеальным воплощением как Супермена, так и Кларка Кента. Красавец брюнет под два метра ростом, он обладал не только выдающейся челюстью, но и прирожденной скромностью, присущей по комиксу уроженцу Криптона, воспитанному в Канзасе. Яркий костюм нашел человека, рожденного его носить. В первой части «Супермена» Ричарда Доннера зрители впервые увидели, что человек действительно может летать, и сверхчеловек в сине-красном трико на долгие годы прописался на большом экране.

Мертвые Супермены

Рив еще трижды играл Супермена, после чего для супергероев наступили трудные времена: начались 1990-е. Издательства пытались угнаться за быстрорастущей с 1980-х молодежной культурой. Подражали течениям, создавали дурацких персонажей. Так, в комиксе «Возвращение Супермена», последовавшем за «Смертью Супермена», привычный герой представал в не самом привычном образе: весь в черном трико, с волосами до плеч, со знаком «с», выполненным в хроме. Многих читателей этот образ оттолкнул. Потом, конечно, герой вернулся к стандартному костюму, а черный с серебром спрятали на полку, доставая по особым случаям вроде Супермена из будущего или злого Супермена.

Возможно, именно этот образ засел в головах чиновников Warner, которые пытались призвать для возрождения франшизы о Супермене Тима Бёртона, приправившего своим фирменным макабром и готичностью другого популярного супергероя DC — Бэтмена. В его версии Кларка Кента должен был сыграть Николас Кейдж, который мог выглядеть вот так:

Порадуемся, что проект так и не сдвинулся дальше.

В 2002 году родилась идея для другого мертвого проекта — «Супермен: Пролет». Сценарий писал тогда еще малоизвестный широкой публике Джей Джей Абрамс, а выбранный на режисерский пост Бретт Рэтнер столкнулся с неожиданной проблемой. Голливудские звезды отказывались играть Супермена из-за необходимости подписывать контракт на несколько фильмов. Джошу Хартнетту предлагали 100 миллионов долларов за три фильма, но он отказался, почти как братья Фляйшер в начале 1940-х. Кристофер Рив предлагал взять Тома Уэллинга из «Тайн Смолвиля», студия пробовала Пола Уокера, Эштона Кутчера и Джеймса Марсдена.

Со временем Рэтнер вышел из игры, и его место занял МакДжи. Из-за своей боязни перелетов режиссер так и не смог вылететь в Австралию, где Warner собиралась снимать фильм. Джей Джей Абрамс выразил робкое желание поставить картину по собственному сценарию, но студия отвергла его кандидатуру, приведя в итоге Брайана Сингера. Режиссер «Людей Икс» нашел практически двойника Кристофера Рива, но Брэндон Рут, к сожалению, так и не удержался в образе человека из стали: фильм Сингера с бюджетом в 270 миллионов и сборами в 390 миллионов и по сей день считается одним из крупнейших провалов в истории экранизаций комиксов.


Судя по всему, фильм Зака Снайдера ждет более успешная коммерческая судьба, но остается немало вопросов. Как заинтересовать современного зрителя персонажем, чей костюм не менялся уже 75 лет, со времени первого выпуска комиксов? Как заставить сопереживать богоподобному и практически неуязвимому герою? Не устарел ли девиз «Истина, справедливость и американский образ жизни», под которым с самого начала сражался Супермен? Как увлечь женскую аудиторию суперположительным героем при существовании Тони Старка и Локи в качестве объектов обожания? Может, сыну Криптона пора повесить плащ и удалиться на покой? Или студиям пора прекратить снимать фильмы о становлении героя и перейти к Лиге справедливости? В конце концов, Супермен отлично показывал себя в компании коллег в мультсериале.

В фильме Снайдера очередную икону американской культуры на экране воплощает британский актер. Может быть, Генри Кавилл сумеет перевести Супермена на новый уровень, как это сделал Кристиан Бэйл? Время покажет.

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

8 октября 201648
21 марта 2016121
5 октября 2017177
7 июля 20232

Главное сегодня

Вчера3
Сегодня, 11:002
Сегодня2
Сегодня4
Сегодня0
Сегодня10
Сегодня10
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Жаль, что не взяли Тома Уэллинга из Тайн смолвиля. Вместе с Эрикой Дьюранс

3

Хорошо , что не взяли .

14
wayineMister Justice

согласен

2

Одна из хороших черт Снайдера, что число узнаваемых лиц сводится к минимуму и это делает фильмы, как мне кажется, чуть свежее.

12
kendoriALX92

Зачем? Кавил намного реалистичнее сыграл роль одного из самых престижных супергероев! В него действительно веришь - когда видишь его на экране.

7

Потому-что они оба никакие. Ну ладно, из нее еще может быть и вышел бы толк, но Уэллинг абсолютная бездарность.

-11

Тома можно было. Никогда не понимал, что на него все так набросились) 10 сезонов ТС прошли на ура.

8