Мой персонаж в «Стартреке» может использовать свое сознание как оружие. Он воин, владеющий психологией и способный повлиять на другого человека, чтобы использовать его в своих целях. У него довольно любопытный набор тактических приемов, которые он применяет, чтобы разорвать связи изнутри «Энтерпрайза».
Бенедикт Камбербэтч появился на горизонте сравнительно недавно (первая значительная роль — в фильме «Хокинг» в 2004 году), но занял довольно прочное место в наших сердцах и умах. У каждого, разумеется, свое представление о том, каким должен быть талантливый актер, но в случае с Бенедиктом, я думаю, сомнений ни у кого не возникает. Этот сдержанный и полный достоинства британец (каким мы его видим на многочисленных фотографиях) является носителем несомненного таланта перевоплощения. Британский сериал о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе, которого блестяще воплотил для нас Бенедикт Камбербэтч, никого не оставил равнодушным. Актер много снимается на телевидении и в кино, но именно Шерлок Холмс принес ему известность как у широкого зрителя, так и в узких профессиональных кругах. В прокат выходит новый фильм Джей Джея Абрамса «Стартрек: Возмездие», куда на роль главного злодея был приглашен именно этот британский актер.
Надо сказать, что КиноПоиску очень повезло с пресс-мероприятиями по этой картине. Мы получили возможность встретиться с актерами и в
Наше интервью проходило в почти домашнем интерьере привычного уже отеля Four Seasons, что в Беверли Хиллз. Бенедикт прошел все круглые столы и был в довольно приподнятом настроении.
Поскольку я еще не видела фильм, расскажи немного, чего ожидать от твоего героя?
На мой взгляд, он террорист. Он подобен человеку с невероятно серьезными намерениями, причем довольно благородными, но его поступки в этом направлении вызывают по меньшей мере сомнения, я бы сказал. Все это он делает не без причины. Его уверенность в себе безгранична, он воин сверхъестественной силы. Причем, когда я говорю «сверхъестественной», я не употребляю это слово в буквальном значении. Он просто невероятно силен. Он вполне способен и к рукопашной схватке с оружием. Он может использовать свое сознание как оружие. Он воин, владеющий психологией и способный повлиять на другого человека, чтобы использовать его в своих целях. У него довольно любопытный набор тактических приемов, которые он применяет, чтобы разорвать связи изнутри «Энтерпрайза», в семьях экипажа, между людьми. Он проделывает все это, используя свои манипуляции с сознанием. Такой вот непростой парень. (Смеется.)
Как тебе понравилось работать с зеленым экраном, возникли
Это скорее доставило мне удовольствие, чем привнесло
В фильме очень здоровая смесь CGI и реальности
А о работе в «Хоббите» можешь в двух словах рассказать?
Да, я с большим удовольствием прошел и через опыт motion capture в «Хоббите», где играл дракона Смауга. Для меня это было совершенно новым явлением. Самым странным впечатлением от всего этого, наверное, было то, что, проведя один лишь день на площадке «Стартрека», я уехал на две недели съемок «Хоббита» в Новую Зеландию и опять вернулся сюда заканчивать этот фильм. (Улыбается.) Это было любопытное совмещение. И во многом просто фантастичное по своей необычайности. Интересно то, что и тот опыт, и другой несли в себе освобождающий и раскрепощающий эффект. Ты играешь, используя только собственное воображение. Особенно в «Хоббите», где я должен был играть в этом особенном костюме для motion capture, сделанном из этой очень соблазнительной серой лайкры с белыми горошинами, раскиданными по нему, и аборигенной раскраской на лице. Ты просто должен с этим смириться, согласиться и получить удовольствие. И я чувствовал себя полностью и абсолютно свободным в игре. В «Стартреке» единственное, что меня стесняло, затрудняло движение, так это мои костюмы, которые создавались, чтобы выполнять свои функции в определенных сценах. Трудность заключалась в том, что они были сделаны из жестких, прочных и порой довольно тяжелых материалов. В этом, пожалуй, заключалась некоторая сложность, но в целом все это было исключительным удовольствием. Я наслаждался.
Ты упомянул, что серый костюм для CGI дал тебе ощущение раскрепощения. Не мог бы ты уточнить, какое значение вкладываешь в это понятие?
Ты будто снова ребенок. (Улыбается.) Ты играешь с такой же легкостью, как в детстве, когда ничто тебя не ограничивает и тебе не нужны даже игрушки, ты просто даешь волю воображению. И дело даже не в сером костюме, а скорее в отсутствии реквизита. Ты находишься в обычной комнате с серым ковровым покрытием на полу, со стенами с деревянными панелями, где только ты и эти поразительные высокотехнологичные инструменты, инфракрасная камера, фиксирующая каждое мое движение. Поразительнее всего то, что меня окружают все эти талантливые люди из MIT (Massachusetts Institute of Technology — самая престижная школа точных наук в США), собирающие весь этот материал и создающие в итоге нечто совершенно удивительное. Знаешь, когда вокруг тебя самые лучшие в мире специалисты в своем деле, которые умеют делать все эти экстраординарные вещи, тебе ничего другого не остается, как только получать удовольствие от процесса, находясь в этом странном пространстве. Тебя не ограничивает правдоподобие некоей реальности, у тебя даже нет костюма, надев который ты начинаешь играть. В твоем распоряжении буквально только твое воображение и… Питер Джексон. (Смеется.) Без него не обойтись, конечно.
Не мог бы ты немного подробнее остановиться на опыте работы с motion capture?
Я не уверен, что вполне понимаю твой вопрос. Что ты хочешь узнать? Я, как ты видишь, простой двуногий млекопитающий, не огнедышащая рептилия. (Смеется.) Но я работал изо всех сил, пытаясь представить себя настоящим драконом. Я думаю, что результат этих усилий ты сможешь увидеть на экране. Как и я, впрочем. Может быть, когда фильм выйдет на DVD, там будут дополнительные материалы, где покажут и мой скромный вклад. Рассказать об этом сложно, но увидеть будет, наверное, интересно. Там было еще четыре камеры, кроме инфракрасной, и они снимали живьем все, что происходило. Они наснимали тонны материала, показывающего, как проходил процесс создания Смауга.
Я имела в виду опыт в целом .Что ты думаешь, например, об актерах, которые привлекаются к подобной работе?
О, я понимаю… Да, я думаю, что однажды нам удастся увидеть, как все это происходило. Я бы тоже не против пережить этот опыт еще раз. И даже не столько ради собственного удовольствия, сколько для того, чтобы показать зрителям этот сложный процесс, это «нелюбимое дитя» — motion capture. На мой взгляд, Энди Серкис должен быть хотя бы номинирован на высшую награду киноакадемии США за его работу в «Восстании планеты обезьян». Его работа над ролью антропоморфного героя Цезаря — блестящее актерское достижение. Он внес столько человечности в облик животного, да еще и в процессе постепенного взросления! Младенец, подросток, юноша, взрослый — это же уникальнейшая работа! Или его Голлум! Мне посчастливилось увидеть. Питер показал мне, как Энди работал над сценой с загадками в Туманной горе. Это просто экстраординарная работа! Я видел всю сцену целиком, но еще без CGI, необработанную. Энди был в своем сером костюме, но после пяти секунд ты забываешь, что это Энди, ты видишь только Голлума, правда, симпатичнее, конечно, не такого тощего и скользкого. (Смеется.) Но, Боже мой, движения, манеры, повадки, скорость движения, голос — это же просто волшебство
Джей Джей Абрамс сказал, что ты один из величайших актеров в мире. Говорил ли он тебе об этом?
(Смеется.) Вот же хитрец! Теперь я должен сказать, что он величайший режиссер в мире! Ну, конечно, это такая игра, которую мы придумали. О нет, я шучу, разумеется. Да, я знаю, что он говорит обо мне множество бесстыдно приятных вещей, что меня очень смущает. Я уверен, что он все-таки преувеличивает. Хотя он раздает комплименты всем нам с большим удовольствием.
Мне приятно получать предложения роли без дополнительных проб, но я терпеть не могу, что при этом тебе нужно оправдать чужие ожидания
Всем известно, что британцы — самые лучшие злодеи в мире кино. И мы знаем, что ты очень осторожен в выборе ролей…
(Смеется.) О, я прекрасно знаю, что существует определенное представление о британских актерах, и эта странная культурологическая неловкость между нами и представителями других культур… «Эти британцы — они играют в театре… Какое бы место им отвести в мире кино? Хм…» (Смеется.)
Ну, несмотря на факт, что ты британский актер, тебя все равно вынудили пройти через пробы.
О, отлично замечено! Как они посмели?! Я знаю, что Джей Джей Абрамс выбрал меня благодаря «Холмсу» и хотел предложить мне роль сразу, без проб. Но я считаю, что он должен был провести меня через пробы, хотя бы для того, чтобы показать сам процесс, понимаешь? Есть правила. Эти пробы в итоге стали для нас как бы разминкой перед работой и ничему не противоречили. Джей Джей рассказал мне всю роль, какой он ее видит в фильме, и ему не нужны были пробы. На самом деле мне, конечно, приятно и даже лестно получать предложения роли без дополнительных проб, но я терпеть не могу, что при этом возникает как бы предположение, что ты именно тот, кто им нужен, а тебе нужно оправдать эти ожидания. Если я не получил роль в процессе отбора, сравнения с другими, то я ее не выиграл, понимаешь? У меня нет возможности показать, что я могу справиться с ролью. Так что подобное доверие со стороны режиссера скорее пугает, чем радует, хотя это лестно, разумеется. В итоге Джей Джей дал мне эти пробы, и я получил первую порцию адреналина. Все обошлось и получилось, хочется надеяться.
Если вернуться к истокам твоей карьеры, то что побудило тебя стать актером? Пример родителей?
Да, они оба актеры, но они пытались отговорить меня от этого, разубедить в правильности выбора. И с совершенно определенной и понятной целью. Они мне дали образование, которое позволило бы мне выбрать все что угодно, кроме актерства. И мне очень повезло получить такую возможность. Это привилегия, которую я, фигурально выражаясь, швырнул им в лицо, став актером. (Смеется.) На то, чтобы принять этот факт, у них ушло
Твой отец был для тебя примером?
Наверное, в
Сейчас-то родители вполне довольны твоим выбором?
Да, вполне. Ты знаешь, все это замечательно, конечно, но я понимаю, почему они сопротивлялись моему выбору в самом начале, будучи в этой профессии всю жизнь. Если ты актер, ты принадлежишь только себе и работаешь практически только на себя, у тебя нет постоянного места работы и устойчивой зарплаты. Ты никогда не знаешь, когда в следующий раз получишь чек. Актерская профессия всегда сопряжена с финансовым риском. Это с одной стороны, с другой — твоя жизнь в обществе. Ты не можешь организовать свою социальную жизнь
Но как вообще появилась мысль стать актером, что ей предшествовало?
Для меня этот выбор был вполне закономерным, а путь к нему — вполне последовательным. Хотя мне кажется, что первым, кто открыл во мне эту склонность, был мой учитель, точнее, учителя в моем интернате. У меня всегда была склонность к паясничанью, мне нравилось смешить одноклассников, рассказывать истории, разыгрывать сценки, подражать голосом… Часто это мешало нормальному течению урока. Я умудрялся отвлечь всех от работы. Поэтому меня стали привлекать к разного рода мероприятиям, где мои таланты могли бы найти достойное применение, никого не отвлекая, но развлекая. То есть моя склонность к творчеству стала продуктивной, а не разрушительной. (Смеется.) И уже к более зрелому возрасту, мое желание сделать это профессией созрело
В „Стартреке“ единственное, что меня стесняло, так это мои костюмы
Заработать степень в специализации «английская драма» совсем не означало, что я должен пройти через простой курс профессиональной подготовки. Две трети этого образования — академическая нагрузка. Это значит, что я должен писать эссе, пьесы, рецензии и так далее. Я должен был пройти все предлагаемые дисциплины по курсу драмы и кино, а также литературу, историю, практические занятия по актерскому мастерству, режиссуре и так далее. Это серьезное образование, и я был абсолютно счастлив в это время. Столько талантливейших людей, столько интереснейшей информации! Я получил представление о драматическом искусстве в самом полном объеме. У меня словно открылись глаза на неизвестный для меня мир. До этого я знал немного только о театре, а школа дала мне представление еще и о художественном языке кинематографа, его эволюции в мире искусства и внутри себя. Я научился понимать принципы монтажа, построения мизансцены, движение камеры, запись звука. Все эти волны в развитии киноязыка, начиная с русского предреволюционного Эйзенштейна и Пудовкина и заканчивая итальянским неореализмом, французской «новой волной». Это все просто невероятно интересно и познавательно. Три восхитительных года и степень бакалавра по британскому классическому театру. Я не добрался до степени магистра, потому что на тот момент это было для меня слишком дорого, но я провел один год в Лондоне, в LAMDA (Лондонская академия музыкального и драматического искусства).
Многие считают, что английских актеров привлекают в американские фильмы именно благодаря их классическому образованию, но американские актеры часто говорят, что в профессиональном образовании нет необходимости, потому что опыт ничто не может заменить. Какая у тебя позиция в этом вопросе?
Я понимаю их точку зрения, так как провел только один год в LAMDA. Мои родители не хотели, чтобы у меня был
Занятно, что Джо Райт в нашем последнем интервью сказал мне, что он
Образование расширяет границы твоего видения мира, учит тебя учиться, если хочешь, дисциплинирует тебя. Возможно, Джо Райт имел в виду все эти аспекты, говоря о преимуществе образования. К тому же актеры с образованием имеют определенный набор навыков и знаний, которые новичку приходится нарабатывать в течение времени. Ты затеяла долгий и серьезный разговор, нам с тобой времени не хватит обсудить все возможные аспекты за и против. Да и противопоставлять образование опыту, наверное,
Мне нравятся такие злодеи как Джокер, которые имеют хороший план, пока не смотрел Стартрек, но думаю злодей из Бенедикта Камбербэтча вышел очень крутым)