Бенедикт Камбербэтч: «Абрамс выбрал меня благодаря „Холмсу“»

Обсудить0

Мой персонаж в «Стартреке» может использовать свое сознание как оружие. Он воин, владеющий психологией и способный повлиять на другого человека, чтобы использовать его в своих целях. У него довольно любопытный набор тактических приемов, которые он применяет, чтобы разорвать связи изнутри «Энтерпрайза».

Бенедикт Камбербэтч появился на горизонте сравнительно недавно (первая значительная роль — в фильме «Хокинг» в 2004 году), но занял довольно прочное место в наших сердцах и умах. У каждого, разумеется, свое представление о том, каким должен быть талантливый актер, но в случае с Бенедиктом, я думаю, сомнений ни у кого не возникает. Этот сдержанный и полный достоинства британец (каким мы его видим на многочисленных фотографиях) является носителем несомненного таланта перевоплощения. Британский сериал о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе, которого блестяще воплотил для нас Бенедикт Камбербэтч, никого не оставил равнодушным. Актер много снимается на телевидении и в кино, но именно Шерлок Холмс принес ему известность как у широкого зрителя, так и в узких профессиональных кругах. В прокат выходит новый фильм Джей Джея Абрамса «Стартрек: Возмездие», куда на роль главного злодея был приглашен именно этот британский актер.

Надо сказать, что КиноПоиску очень повезло с пресс-мероприятиями по этой картине. Мы получили возможность встретиться с актерами и в Лос-Анджелесе, и в Лондоне, и в Москве. В Лос-Анджелесе я встретилась с Бенедиктом для индивидуального интервью, а также за круглым столом, из которого я взяла несколько наиболее интересных вопросов и ответов, чтобы дать вам возможность узнать побольше об актере.

Наше интервью проходило в почти домашнем интерьере привычного уже отеля Four Seasons, что в Беверли Хиллз. Бенедикт прошел все круглые столы и был в довольно приподнятом настроении. По-видимому, он вполне смирился с ролью звезды на допросе с пристрастием и на каждый вопрос старался дать максимально полный и интересный ответ. Бенедикт словоохотлив и делает все возможное, чтобы быть понятым правильно. Речь его грамотна, и ее довольно легко интерпретировать на русский язык, несмотря на количество специфических для британцев фразеологизмов. Все-таки наличие академического образования дает о себе знать. Мы мало говорили собственно о фильме, так как на тот момент его еще не показывали журналистам. В видеоматериалах, которые мы записали для вас из Лондона, Москвы и Лос-Анджелеса, вы узнаете немного больше о работе актера в картине и сможете убедиться в его личном обаянии и харизме. Он исключительно доброжелателен к журналистам, и это всегда большая поддержка.

Поскольку я еще не видела фильм, расскажи немного, чего ожидать от твоего героя?

На мой взгляд, он террорист. Он подобен человеку с невероятно серьезными намерениями, причем довольно благородными, но его поступки в этом направлении вызывают по меньшей мере сомнения, я бы сказал. Все это он делает не без причины. Его уверенность в себе безгранична, он воин сверхъестественной силы. Причем, когда я говорю «сверхъестественной», я не употребляю это слово в буквальном значении. Он просто невероятно силен. Он вполне способен и к рукопашной схватке с оружием. Он может использовать свое сознание как оружие. Он воин, владеющий психологией и способный повлиять на другого человека, чтобы использовать его в своих целях. У него довольно любопытный набор тактических приемов, которые он применяет, чтобы разорвать связи изнутри «Энтерпрайза», в семьях экипажа, между людьми. Он проделывает все это, используя свои манипуляции с сознанием. Такой вот непростой парень. (Смеется.)

Как тебе понравилось работать с зеленым экраном, возникли какие-то сложности?

Это скорее доставило мне удовольствие, чем привнесло какие-то сложности. Я впервые столкнулся с этим и был очень доволен этим опытом. Это было нечто, конечно. Совершенно новые впечатления — захватывающие и в чем-то девственные. Я не знал, чего ожидать, и просто отдался процессу. Ты просто даешь волю своему воображению в том пространстве, которое они (кинематографисты) создают вокруг, и все это вместе станет готовым продуктом. И, Боже, увидеть это на экране в IMAX! А я ведь никогда не видел ничего прежде в IMAX, да еще и в 3D! Поразительно! Поразительно, сколько было создано уникальных декораций вокруг того, что мы пытались себе вообразить, такой невероятный и колоссальный труд вложен был в это. Уму непостижимо. Я должен сразу заметить до того момента, как мы углубимся в детали: когда ты увидишь фильм полностью, то заметишь, что не так уж и много там на самом деле этого зеленого экрана; в картине очень много настоящего экшна, снятого в самой реальной местности, на самых настоящих построенных площадках, в декорациях. По-моему, в фильме очень здоровая смесь CGI и реальности. Но если говорить о рабочих днях в этой картине, то я наслаждался каждым из них.

В фильме очень здоровая смесь CGI и реальности

А о работе в «Хоббите» можешь в двух словах рассказать?

Да, я с большим удовольствием прошел и через опыт motion capture в «Хоббите», где играл дракона Смауга. Для меня это было совершенно новым явлением. Самым странным впечатлением от всего этого, наверное, было то, что, проведя один лишь день на площадке «Стартрека», я уехал на две недели съемок «Хоббита» в Новую Зеландию и опять вернулся сюда заканчивать этот фильм. (Улыбается.) Это было любопытное совмещение. И во многом просто фантастичное по своей необычайности. Интересно то, что и тот опыт, и другой несли в себе освобождающий и раскрепощающий эффект. Ты играешь, используя только собственное воображение. Особенно в «Хоббите», где я должен был играть в этом особенном костюме для motion capture, сделанном из этой очень соблазнительной серой лайкры с белыми горошинами, раскиданными по нему, и аборигенной раскраской на лице. Ты просто должен с этим смириться, согласиться и получить удовольствие. И я чувствовал себя полностью и абсолютно свободным в игре. В «Стартреке» единственное, что меня стесняло, затрудняло движение, так это мои костюмы, которые создавались, чтобы выполнять свои функции в определенных сценах. Трудность заключалась в том, что они были сделаны из жестких, прочных и порой довольно тяжелых материалов. В этом, пожалуй, заключалась некоторая сложность, но в целом все это было исключительным удовольствием. Я наслаждался.

Ты упомянул, что серый костюм для CGI дал тебе ощущение раскрепощения. Не мог бы ты уточнить, какое значение вкладываешь в это понятие?

Ты будто снова ребенок. (Улыбается.) Ты играешь с такой же легкостью, как в детстве, когда ничто тебя не ограничивает и тебе не нужны даже игрушки, ты просто даешь волю воображению. И дело даже не в сером костюме, а скорее в отсутствии реквизита. Ты находишься в обычной комнате с серым ковровым покрытием на полу, со стенами с деревянными панелями, где только ты и эти поразительные высокотехнологичные инструменты, инфракрасная камера, фиксирующая каждое мое движение. Поразительнее всего то, что меня окружают все эти талантливые люди из MIT (Massachusetts Institute of Technology — самая престижная школа точных наук в США), собирающие весь этот материал и создающие в итоге нечто совершенно удивительное. Знаешь, когда вокруг тебя самые лучшие в мире специалисты в своем деле, которые умеют делать все эти экстраординарные вещи, тебе ничего другого не остается, как только получать удовольствие от процесса, находясь в этом странном пространстве. Тебя не ограничивает правдоподобие некоей реальности, у тебя даже нет костюма, надев который ты начинаешь играть. В твоем распоряжении буквально только твое воображение и… Питер Джексон. (Смеется.) Без него не обойтись, конечно.

Не мог бы ты немного подробнее остановиться на опыте работы с motion capture?

Я не уверен, что вполне понимаю твой вопрос. Что ты хочешь узнать? Я, как ты видишь, простой двуногий млекопитающий, не огнедышащая рептилия. (Смеется.) Но я работал изо всех сил, пытаясь представить себя настоящим драконом. Я думаю, что результат этих усилий ты сможешь увидеть на экране. Как и я, впрочем. Может быть, когда фильм выйдет на DVD, там будут дополнительные материалы, где покажут и мой скромный вклад. Рассказать об этом сложно, но увидеть будет, наверное, интересно. Там было еще четыре камеры, кроме инфракрасной, и они снимали живьем все, что происходило. Они наснимали тонны материала, показывающего, как проходил процесс создания Смауга.

Я имела в виду опыт в целом .Что ты думаешь, например, об актерах, которые привлекаются к подобной работе?

О, я понимаю… Да, я думаю, что однажды нам удастся увидеть, как все это происходило. Я бы тоже не против пережить этот опыт еще раз. И даже не столько ради собственного удовольствия, сколько для того, чтобы показать зрителям этот сложный процесс, это «нелюбимое дитя» — motion capture. На мой взгляд, Энди Серкис должен быть хотя бы номинирован на высшую награду киноакадемии США за его работу в «Восстании планеты обезьян». Его работа над ролью антропоморфного героя Цезаря — блестящее актерское достижение. Он внес столько человечности в облик животного, да еще и в процессе постепенного взросления! Младенец, подросток, юноша, взрослый — это же уникальнейшая работа! Или его Голлум! Мне посчастливилось увидеть. Питер показал мне, как Энди работал над сценой с загадками в Туманной горе. Это просто экстраординарная работа! Я видел всю сцену целиком, но еще без CGI, необработанную. Энди был в своем сером костюме, но после пяти секунд ты забываешь, что это Энди, ты видишь только Голлума, правда, симпатичнее, конечно, не такого тощего и скользкого. (Смеется.) Но, Боже мой, движения, манеры, повадки, скорость движения, голос — это же просто волшебство какое-то! Как он реагирует, меняется! Мгновенно! Я был просто ошеломлен. Мне хочется надеяться, что когда-нибудь истинным любителям кино повезет увидеть работу Энди без спецэффектов, а так как это выглядело на площадке. Я вам гарантирую: вы потеряете дар речи от восхищения мастерством этого актера. А возьмите Зои Салдану в «Аватаре»! Это же ведь тоже совершенно уникальная актерская работа! Я уверен, что ты со мной согласишься. Даже без CGI. Я видел несколько дополнительных материалов к «Аватару». Она совершенно прекрасна и абсолютно убедительна в этой роли. По-моему, такая работа должна быть отмечена и зрителями, и профессионалами. Как и многие мои коллеги, я хотел бы официально заявить, что работа Энди Серкиса должна быть оценена по достоинству гильдией актеров и киноакадемией. Знаю, что сам Энди никогда не жаловался, но, как мне кажется, это важно для всех нас. Энди, по-моему, занимает абсолютно особенное место в истории кино. Я страшно горжусь тем, что могу называть его моим другом.

Джей Джей Абрамс сказал, что ты один из величайших актеров в мире. Говорил ли он тебе об этом?

(Смеется.) Вот же хитрец! Теперь я должен сказать, что он величайший режиссер в мире! Ну, конечно, это такая игра, которую мы придумали. О нет, я шучу, разумеется. Да, я знаю, что он говорит обо мне множество бесстыдно приятных вещей, что меня очень смущает. Я уверен, что он все-таки преувеличивает. Хотя он раздает комплименты всем нам с большим удовольствием.

Мне приятно получать предложения роли без дополнительных проб, но я терпеть не могу, что при этом тебе нужно оправдать чужие ожидания

Всем известно, что британцы — самые лучшие злодеи в мире кино. И мы знаем, что ты очень осторожен в выборе ролей…

(Смеется.) О, я прекрасно знаю, что существует определенное представление о британских актерах, и эта странная культурологическая неловкость между нами и представителями других культур… «Эти британцы — они играют в театре… Какое бы место им отвести в мире кино? Хм…» (Смеется.)

Ну, несмотря на факт, что ты британский актер, тебя все равно вынудили пройти через пробы.

О, отлично замечено! Как они посмели?! Я знаю, что Джей Джей Абрамс выбрал меня благодаря «Холмсу» и хотел предложить мне роль сразу, без проб. Но я считаю, что он должен был провести меня через пробы, хотя бы для того, чтобы показать сам процесс, понимаешь? Есть правила. Эти пробы в итоге стали для нас как бы разминкой перед работой и ничему не противоречили. Джей Джей рассказал мне всю роль, какой он ее видит в фильме, и ему не нужны были пробы. На самом деле мне, конечно, приятно и даже лестно получать предложения роли без дополнительных проб, но я терпеть не могу, что при этом возникает как бы предположение, что ты именно тот, кто им нужен, а тебе нужно оправдать эти ожидания. Если я не получил роль в процессе отбора, сравнения с другими, то я ее не выиграл, понимаешь? У меня нет возможности показать, что я могу справиться с ролью. Так что подобное доверие со стороны режиссера скорее пугает, чем радует, хотя это лестно, разумеется. В итоге Джей Джей дал мне эти пробы, и я получил первую порцию адреналина. Все обошлось и получилось, хочется надеяться.

Если вернуться к истокам твоей карьеры, то что побудило тебя стать актером? Пример родителей?

Да, они оба актеры, но они пытались отговорить меня от этого, разубедить в правильности выбора. И с совершенно определенной и понятной целью. Они мне дали образование, которое позволило бы мне выбрать все что угодно, кроме актерства. И мне очень повезло получить такую возможность. Это привилегия, которую я, фигурально выражаясь, швырнул им в лицо, став актером. (Смеется.) На то, чтобы принять этот факт, у них ушло какое-то время. Но однажды мой отец сказал мне такую вещь, которую нечасто услышишь. Это было после того, как я сыграл Сальери в «Амадее» в постановке университетского театра. Он сказал мне, что я лучше, чем он когда-либо был и когда-либо будет. Он сказал, что я должен продолжать работать в этом направлении, что у меня сложится действительно отличная карьера и что я получу огромное удовольствие от всего этого. Его слова тогда заставили меня прослезиться, и я подумал, что этого признания вполне достаточно, чтобы расценить его как зеленый свет. И так я стал профессиональным актером.

Твой отец был для тебя примером?

Наверное, в какой-то степени. Не знаю. Мой отец читал мне «Хоббита», когда мне было где-то лет семь. Может быть, и меньше. Меня отправили в школу-интернат, когда мне было восемь, значит, до этого… Мой отец мне читал, конечно, и другие книжки, и я сам читал всяких «Винни-Пухов» и другие детские произведения, но вот «Хоббита» я запомнил особенно хорошо, потому что отец мне читал его, играя голосом. Особенно мне нравился Голлум. Я просил папу снова и снова говорить голосом Голлума, и он говорил снова и снова. И получалось у него замечательно, иначе, чем у Энди, но тоже хорошо. И еще я помню, каким он представлял Смауга. Таким тщеславным, пугающим и волшебным был этот дракон! И поразительно, как этот круг замкнулся для меня! Магически.

Сейчас-то родители вполне довольны твоим выбором?

Да, вполне. Ты знаешь, все это замечательно, конечно, но я понимаю, почему они сопротивлялись моему выбору в самом начале, будучи в этой профессии всю жизнь. Если ты актер, ты принадлежишь только себе и работаешь практически только на себя, у тебя нет постоянного места работы и устойчивой зарплаты. Ты никогда не знаешь, когда в следующий раз получишь чек. Актерская профессия всегда сопряжена с финансовым риском. Это с одной стороны, с другой — твоя жизнь в обществе. Ты не можешь организовать свою социальную жизнь как-то более или менее определенно. Ты всегда зависишь от телефонного звонка, когда твой агент звонит и сообщает, что ты должен завтра быть на каких-то пробах. Ты не можешь ничего планировать загодя, не будучи уверенным, что сможешь выполнить свои обещания где-то быть и что-то делать. И мои родители прекрасно знали о природе профессии актера, всегда зависящей от обстоятельств. И сейчас они живут моими достижениями, ощущая все прелести и тяготы известности косвенно, через меня. Нет, ты не подумай, они оба по-прежнему заняты своими карьерами, оба работают до сих пор, но оба они просто безмерно счастливы за меня. Для меня это своего рода движущая сила, которая поднимает меня утром из постели и отправляет заниматься тем, что доставляет радость не только мне, но и моей семье. А мне важно, чтобы они могли мной гордиться.

Но как вообще появилась мысль стать актером, что ей предшествовало?

Для меня этот выбор был вполне закономерным, а путь к нему — вполне последовательным. Хотя мне кажется, что первым, кто открыл во мне эту склонность, был мой учитель, точнее, учителя в моем интернате. У меня всегда была склонность к паясничанью, мне нравилось смешить одноклассников, рассказывать истории, разыгрывать сценки, подражать голосом… Часто это мешало нормальному течению урока. Я умудрялся отвлечь всех от работы. Поэтому меня стали привлекать к разного рода мероприятиям, где мои таланты могли бы найти достойное применение, никого не отвлекая, но развлекая. То есть моя склонность к творчеству стала продуктивной, а не разрушительной. (Смеется.) И уже к более зрелому возрасту, мое желание сделать это профессией созрело как-то само собою, было совершенно осознанным. Я выбрал университетский курс драмы (Университет Манчестера), чтобы профессионально изучать английское драматическое искусство. У меня было ощущение, что академическое представление будущей профессии было бы правильным выбором в моем случае. Мне нравится процесс учебы.

В „Стартреке“ единственное, что меня стесняло, так это мои костюмы

Заработать степень в специализации «английская драма» совсем не означало, что я должен пройти через простой курс профессиональной подготовки. Две трети этого образования — академическая нагрузка. Это значит, что я должен писать эссе, пьесы, рецензии и так далее. Я должен был пройти все предлагаемые дисциплины по курсу драмы и кино, а также литературу, историю, практические занятия по актерскому мастерству, режиссуре и так далее. Это серьезное образование, и я был абсолютно счастлив в это время. Столько талантливейших людей, столько интереснейшей информации! Я получил представление о драматическом искусстве в самом полном объеме. У меня словно открылись глаза на неизвестный для меня мир. До этого я знал немного только о театре, а школа дала мне представление еще и о художественном языке кинематографа, его эволюции в мире искусства и внутри себя. Я научился понимать принципы монтажа, построения мизансцены, движение камеры, запись звука. Все эти волны в развитии киноязыка, начиная с русского предреволюционного Эйзенштейна и Пудовкина и заканчивая итальянским неореализмом, французской «новой волной». Это все просто невероятно интересно и познавательно. Три восхитительных года и степень бакалавра по британскому классическому театру. Я не добрался до степени магистра, потому что на тот момент это было для меня слишком дорого, но я провел один год в Лондоне, в LAMDA (Лондонская академия музыкального и драматического искусства).

Многие считают, что английских актеров привлекают в американские фильмы именно благодаря их классическому образованию, но американские актеры часто говорят, что в профессиональном образовании нет необходимости, потому что опыт ничто не может заменить. Какая у тебя позиция в этом вопросе?

Я понимаю их точку зрения, так как провел только один год в LAMDA. Мои родители не хотели, чтобы у меня был какой-то профессиональный опыт до того, как я закончу с моим образованием. Но дело даже не в этом. Я провел очень много времени на подмостках студенческого театра, пока учился в университете в Манчестере, и у меня абсолютно не было желания заниматься актерством в мое свободное время. Поэтому я не собирался поступать в Национальный молодежный театр музыки и драмы. Но я согласился на несколько спектаклей в Эдинбурге, чтобы поработать с друзьями. Там я познакомился с моим первым профессиональным агентом. Но на самом деле все это не входило в мое представление о том, как проводить время, свободное от университетских занятий. Мне хотелось настоящих каникул и жизненного опыта, который получают американские молодые люди, как ты упомянула, чтобы научиться чему-то у мастеров своего дела через практику. Ты знаешь, по-моему, в том, что говорят молодые американские актеры о преимуществе опыта, есть смысл. Ты не можешь не согласиться с тем, что есть актеры, прошедшие практическую школу бизнеса с детских лет и достигшие серьезных высот в профессии. Таких примеров множество, разве нет? Я не могу противопоставить образование практике, зная, что в каждом конкретном случае работает то, что необходимо. Я думаю, что инструментарий, приобретенный через академическое образование, не дает тебе лучшую возможность стать хорошим актером или быть лучше, чем другой актер, у которого нет такого образования. Лично я ценю мое образование за то, что оно дало мне более широкий взгляд на мир, научило дисциплине и выработало интеллектуальный фокус.

По-моему, самое сложное в классическом британском драматическом образовании — комедия. Если ты знаешь, как играть в классической комедии, ты сможешь играть и в классической трагедии. Это приводит тебя к современной драме. Играть что-то из другой эры, покрытое тайной времени, — тут есть определенная сложность, да, но это те самые трудности, которые позволяют тебе раздвинуть границы твоих профессиональных возможностей. Все это значительно облегчает для тебя работу в современной драме. Ты с легкостью можешь скользнуть в то, что несет в себе время, в котором ты живешь и которое прекрасно знаешь. Я знаю, что образование, вне всяких сомнений, дает тебе возможность использовать свое воображение там, где у тебя нет практического опыта, то есть в другом времени. Но я очень хотел вырваться из круга, где учился у людей, посвятивших преподаванию большую часть своей жизни, знающих многое из того, чему учат, по своему собственному опыту, при всей ценности которого я желал найти все-таки мой путь в профессию и поучиться чему-то у шестнадцатилетних. Я с удовольствием присоединюсь к мнению молодых американских актеров, что ничто не может заменить опыт общения и работы с мастерами своего дела. Иногда меня спрашивают, почему я не закончил курс в LAMDA, почему не взял студенческий кредит. Но дело даже не в деньгах было! Дело было в том, что я хотел покончить со всем этим уже и начать учиться на практике, используя все мои знания с полной профессиональной нагрузкой. Мне до смерти хотелось начать работать профессионально и получить тот опыт, о котором говорят мои американские коллеги. И я их прекрасно понимаю. Возможность работать в окружении маститых профессионалов, легендарных мастеров своего дела, видеть, как они работают, работать вместе с ними, — это тот самый опыт, которой дорогого стоит и большая редкость в жизни.

Занятно, что Джо Райт в нашем последнем интервью сказал мне, что он все-таки предпочитает работать с актерами, получившими классическое и профессиональное образование, за редким исключением, наверное, имея в виду Киру Найтли.

Образование расширяет границы твоего видения мира, учит тебя учиться, если хочешь, дисциплинирует тебя. Возможно, Джо Райт имел в виду все эти аспекты, говоря о преимуществе образования. К тому же актеры с образованием имеют определенный набор навыков и знаний, которые новичку приходится нарабатывать в течение времени. Ты затеяла долгий и серьезный разговор, нам с тобой времени не хватит обсудить все возможные аспекты за и против. Да и противопоставлять образование опыту, наверное, все-таки не очень этично по большому счету. Я вижу, ты хочешь возразить. Давай в другой раз поговорим об этом, когда будет больше времени. Это тема для долгой и интересной беседы на скучной вечеринке, а не для интервью. (Смеется.) Кира, кстати, замечательный пример такого исключения. При ее дислексии добиться таких феноменальных успехов профессионально! Но у нее огромный опыт, да. Интересная тема, ты права.

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

21 февраля9
12 декабря 2023113
10 сентября 20231
31 августа 20230

Главное сегодня

Вчера8
Вчера5
Вчера1
Вчера5
17 апреля18
17 апреля3
17 апреля11
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Мне нравятся такие злодеи как Джокер, которые имеют хороший план, пока не смотрел Стартрек, но думаю злодей из Бенедикта Камбербэтча вышел очень крутым)

3