Через тернии к звездам: Стиль в научной фантастике

Обсудить0

16 мая в российском прокате стартует новая часть эпопеи «Звездный путь» — «Стартрек: Возмездие» Джей Джей Абрамса. В честь этого события КиноПоиск вспоминает фильмы, сформировавшие стиль научной фантастики в кино.

Технологии создания спецэффектов из года в год совершенствуются, но, увы, трудно сказать, что это пошло на пользу кинофантастике. На экранах кинотеатров то и дело появляются новые представители жанра, чаще всего довольно неплохие ленты, способные поднять настроение, но не претендующие на то, чтобы получить гордое звание культовых. В преддверии скорой премьеры фантастического боевика «Стартрек: Возмездие» Джей Джей Абрамса КиноПоиск вспоминает антураж картин, давших толчок развитию жанра, и также выдающихся новичков, обративших на себя внимание в последнее десятилетие.

«2001 год: Космическая одиссея», режиссер Стэнли Кубрик, 1968

Фильм-веха, с гордостью носящий название главного фантастического творения прошлого столетия. «Космическая одиссея» стала первой в своем роде картиной, показавшей вселенную не как фон для демонстрации эскапад штампованных ученых и пришельцев, а как вполне реалистичную сущность. О цельности стиля здесь речь не идет — в кадре показаны разные эпохи и пространства. Отдельного упоминания, правда, заслуживает дизайн будущего, который передавался посредством вещей 1960-х, когда кино и снималось. Кресла «Джинн» в космическом отеле «Хилтон» работы французского дизайнера Оливье Морга, белоснежные космические корабли с отсеками, отделанными желтым пластиком, и прочие футуристические атрибуты — заслуга компаний, которым Кубрик гарантировал продакт-плейсмент. Среди них, например, NASA, General Electric и IBM.

«Матрица», режиссеры Энди и Лана Вачовски, 1999

Этот научно-фантастический и киберпанковский боевик появился почти на рубеже тысячелетий и сразу же обрел культовый статус. Стиль главного героя Нео в исполнении Киану Ривза, после своеобразной инициации облаченного в длинный черный плащ и не расстающегося с темными очками, по сей день считается эталоном готичности, приправленной щепоткой техногенности. В процессе работы над фильмом художник по костюмам Ким Бэрретт экспериментировала с тремя видами ткани для каждого костюма. Так, например, родилась идея текстуры костюма Тринити, который отливает ртутью и маслом. Интерьер корабля «Навуходоносор» в противопоставление «Звездному пути» с его стерильным «Энтерпрайзом» был сделан неряшливым, с торчащими отовсюду проводами.

«Пятый элемент», режиссер Люк Бессон, 1997

Для создания футуристической атмосферы в своем фильме Люк Бессон пригласил французского автора комиксов Жан-Поля Мезьера, которого назначил концептуальным художником, а производственные конструкции доверил еще и Мёбиусу (Жану Жиро). 954 костюма для съемок придумал знаменитый кутюрье и модный новатор Жан-Поль Готье. Среди самых запоминающихся его вещей значится созданный для главной героини Лилу необычный наряд из полосок белой ткани, который даже не описать словами. Что-то похожее носила героиня Нуми Рапас в «Прометее» Ридли Скотта, из чего можно сделать немудреный вывод: влияние «Пятого элемента» до сих пор велико.

«Гаттака», режиссер Эндрю Никкол, 1997

Фантастическая драма о генетических технологиях и их влиянии на свободу выбора ознаменовала приход в большое кино Эндрю Никкола, который потом еще обращался к вымышленной реальности, достаточно вспомнить его «Время». Визуальную стилистику «Гаттаки» впору трактовать как технонуар: футуристическая атмосфера переплетается здесь с нуаром 1950-х, о чем свидетельствуют одежда героев и архитектура. Машины будущего восходят к таким моделям, популярным уже в 1960-е, как Rover P6, Citroën DS19 и Studebaker Avanti. Еще одна небольшая деталь: астронавты в этом фильме одеваются так, как сейчас принято ходить в офис, то есть носят строгие деловые костюмы с галстуками.

«Эквилибриум», режиссер Курт Уиммер, 2002

В антиутопическом произведении Курта Уиммера поднимается привычная уже для такого жанра тема свободы выбора. Так как действие происходит после вымышленной Третьей мировой войны, а методы, коими аскетичные и застегнутые на все пуговицы Клерики Грамматона расправляются с теми, кто смеет проявлять хоть какие-то эмоции, напоминают фашистские, Уиммер счел нужным снимать «Эквилибриум» в Берлине на фоне фашистской архитектуры, которая, по словам супервайзера по визуальным эффектам Тима Макговерна, призвана заставить отдельного человека почувствовать себя ничтожеством и представить правящую силу в выгодном свете. Действие фильма происходит в альтернативной реальности. Так Уиммер подстраховался от демонстрации технологий будущего, способных устареть в мгновение ока.

«Звездные войны», режиссер Джордж Лукас

Об этой саге можно говорить нестерпимо долго, ведь в пока что шести частях создатели фильма показали столько разных уголков одной далекой-далекой галактики, что в рамках одного обзора упомянуть каждый, конечно, невозможно. Хотя, пожалуй, можно отметить то, что в трех первых фильмах на костюмах героев акцент не делался, они были довольно простыми и скромными, так как дела в Империи шли неважно, а цветов было три — белый, черный и золотой. В трех новых фильмах Империю показывают во времена ее расцвета, а потому здесь радуют глаз пышные женские наряды и общая обстановка благополучия. Дизайнер по костюмам новой трилогии Триш Биггар рассказала о своем опыте работы над «Звездными войнами» в книге «Одевая галактику: костюмы из „Звездных войн“» (Dressing a Galaxy: costumes of Star Wars), опубликованной в 2009 году. Самую обширную коллекцию одежды создали для принцессы Падме Амидалы (ее роль играла Натали Портман). В разных сценах героиню можно увидеть как в халатах в японском стиле и монолитных массивных платьях, напоминающих о Викторианской эпохе, так и в почти спортивной одежде в сценах сражений (в основном в «Атаке клонов»). В некоторых эпизодах ее образ не обошелся без намека на знаменитую прическу принцессы Леи (Кэрри Фишер), когда волосы стянуты в два пучка, симметрично расположенных по бокам головы.

«Звездный путь», режиссер Джей Джей Абрамс, 2009

Дизайн полнометражного фильма, которым Джей Джей Абрамс возродил интерес к знаменитому сериалу, был призван существенно обновить окружающую героев обстановку в сторону пущей реалистичности. При создании интерьеров «Энтерпрайза» использовались особые шарнирные опоры (карданов подвес), чтобы атака космического судна выглядела на экране по-настоящему. Также по-новому посмотрел дизайнер костюмов Майкл Каплан на облик героев. Он почти следовал букве сериала, взяв цвета униформы служащих Звездного флота из старой истории, но под руководством Джей Джей Абрамса разработал особый цветовой код для каждого подразделения «Энтерпрайза»: темно-серые брюки и нижние рубашки контрастировали с синими, красными и желтыми верхними свитерами, показывая принадлежность героев к когорте исследователей, инженеров или медицинских работников.

«Дюна», режиссер Дэвид Линч, 1984

Несмотря на оглушительный кассовый провал и обвинения в вольной интерпретации идей фантаста Фрэнка Герберта, этот фильм Дэвида Линча все же нашел своих поклонников и продемонстрировал обстоятельный подход к созданию экранной атмосферы. По сюжету «Дюны» земляне недавно покинули свою планету, и Линч хотел, чтобы это отразилось на обстановке. Здесь присутствуют стили разных эпох: викторианский, египетский, венецианский. Для декорирования помещений концептуальные художники использовали натуральные материалы — кожу и дерево. Для актеров, занятых на съемках, было изготовлено около четырех тысяч костюмов. Одеяния также имели разные стили, ссылающиеся на Тюдоров, восточную и даже российскую культуру. Самым сложным было техническое исполнение стилсюта — скафандра, на обезвоженной планете превращающего все выделения тела в пригодную для питья воду. Для каждого такого костюма сначала делали отливку тела актера, который его наденет, потом отливали копию тела в оргстекле, а уже после этого цепляли трубки и накладывали слой латекса. С созданием костюмов навигаторов связана малоприятная история. Их шили из найденных на одной пожарной станции в Мексике, где проходили съемки, использованных мешков для трупов, однако актерам о страшном происхождении их облачения тогда решили не говорить.

«Трон: Наследие», режиссер Джозеф Косински, 2011

Оригинальный фильм «Трон» Стивена Лисбергера 1982 года стал серьезным прорывом в кинематографе и оброс большим количеством фанатов. Спустя почти 30 лет появилось продолжение «Трон: Наследие», где визуальная часть была доведена практически до идеала. Знаменитые световые мотоциклы, придуманные художником «Бегущего по лезвию» Сидом Мидом, обрели здесь более отчетливые контуры. Вселенную нового «Трона» Косински создавал все с той же немеркнущей мыслью о реальности, поэтому для отделки съемочных интерьеров он, как и Линч, использовал настоящие материалы: бетон, стекло, сталь. В итоге виртуальный мир получился впечатляющим, хотя и не особенно разнообразным. Главное, что интерьер выдержан в хай-тековской стилистике с подсветкой, декоративными панелями и футуристической мебелью. Костюмы из латекса и спандекса отсылали к первому фильму. Для их подсветки использовались настоящие электролюминесцентные лампы, вживленные в узоры на одежде. Совсем недавно, в феврале этого года, известный косплеер Виктория Шмидт представила свою версию светящегося киберплатья для вечеринки или выпускного бала, взяв за образец имидж героини Оливии Уайлд и почти скопировав ее прическу.

«Луна 2112», режиссер Дункан Джонс, 2009

Эта герметичная sci-fi-драма могла бы стать однодневкой, если бы не размеренный, но постепенно захватывающий умный сюжет. Почти все действие происходит в одном пространстве — на лунной базе с довольно минималистичным убранством. Фильм стал отличным примером того, как всего за 5 миллионов долларов можно сделать настоящую научную фантастику. Особую пикантность картине придает тот факт, что многие объекты создавались не на компьютере — это настоящие макеты.

«Солярис», режиссер Андрей Тарковский, 1972

Как известно, польский фантаст Станислав Лем невзлюбил эту экранизацию своего романа и часто ссорился с Тарковским. Так или иначе, это не помешало фильму войти в копилку легендарной кинофантастики. Интерьер в кадре довольно прост. Прежде чем приступить к работе над ним, художник Михаил Ромадин просмотрел большое количество рисунков, датированных XIX веком, на которых были изображены и крылатые люди, и дома на колесах, и запряженные орлами воздушные шары. В итоге художник не ходил далеко, а сделав вывод, что ведь и тогда, в 1970-е, старинные особняки спокойно соседствовали с новостройками, дом одного из героев нарисовал как обычную подмосковную дачу. Что касается интерьера орбитальной станции, на которой разворачивается основное действие ленты, то его Ромадин начинил гораздо большим количеством различных приборов, чем требуется для реального полета. Но зато авиационный инженер, который видел эти эскизы, одобрил их, добавив, что станция с такой обстановкой вполне могла бы существовать. Особое внимание в фильме уделяется символической библиотеке с бессистемно расставленными книгами.

«Обливион», режиссер Джозеф Косински, 2013

В центре сюжета «Обливиона», снятого Джозефом Косински по его же собственной одноименной графической новелле, находятся загадочная незнакомка в разбитом корабле, романтика, путешествия и поиск человечности в суровом постапокалиптическом мире. По словам Косински, этот фильм — дань фантастике 1970-х. Здесь будет и инопланетное вторжение, и политика, и космос. Мир, где происходит действие «Обливиона», вовсе не такой мрачный, как могло показаться на первый взгляд. В нем есть и живые цвета. Именно этим Косински и подкупил продюсеров: концептуальный дизайн был уникальным, они такого прежде не видели. Работать над костюмами пригласили Марту Стюарт. Ее творения можно увидеть в таких фильмах, как «Терминатор 2: Судный день», «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» и «Солдаты неудачи». Решено было использовать градацию серого цвета, но в реальности Марте Стюарт пришлось работать всего с несколькими оттенками. Скафандр главного героя, Джека в исполнении Тома Круза, не похож на костюм супергероя, но зато приспособлен к условиям, в которых ему приходится выживать. Так как актер выполнял все трюки сам, перед Стюарт стояла задача сделать скафандр удобным для движения. Для его создания использовалась кожа, полиуретан, эластичные и гигроскопичные материалы. На протяжении съемок Том Круз переодевался 26 раз — именно столько копий скафандра было подготовлено.

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

21 февраля8
13 февраля3
17 января28
14 октября 20232

Главное сегодня

Вчера3
Сегодня, 11:002
Сегодня2
Сегодня4
Сегодня0
Сегодня10
Сегодня10
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

тащился от образа Нео тогда-тащусь и сейчас.. Очень нравится стиль главного героя в Матрице и Эквилибриуме...

26