Баловень судьбы: К 80-летию Жан-Поля Бельмондо

Обсудить0

Плыть против течения, действовать наперекор судьбе, нарушать границы и ничего не бояться — это в его стиле, причем как на экране, так и в жизни. К 80-летию Жан-Поля Бельмондо КиноПоиск вспоминает фильмы, где бунтарский стиль актера проявился в полную силу.

Его имя знают все: усталые старики, молодежь, живущая реалиями Фейсбука, интеллигенты, рабочие, домохозяйки. Кто-то считает лучшей его работу в «Профессионале», другие обожают «Великолепного», «Труп моего врага» или «Аса из асов», третьи — его роли у Годара, Рене, Лелуша и Шаброля. Жан-Поль Бельмондо — символ целой эпохи французского кино, ее взбалмошное, но такое любимое дитя, вызывающее своей веселой и безрассудно смелой игрой очень разные эмоции.

Жан-Поль Бельмондо всегда был не таким, как все. Сын известного скульптора, он имел хорошие шансы пойти по стопам отца, но вместо этого решил стать клоуном, а потом боксером. В итоге выбрал актерскую профессию. Просто потому, что осознал: по-настоящему он счастлив только тогда, когда находится в центре внимания и с помощью слов, интонаций, жестов может перевоплотиться в кого угодно. Увы, поначалу его веру в себя разделяли только друзья и близкие. Когда он учился в театральном институте, преподаватели неоднократно советовали ему подумать над сменой факультета и считали чуть ли не оскорбительной его вольную манеру игры.

Это был вызов. Бельмондо его принял и вскоре доказал, как глубоко они заблуждались. На первых порах были сплошные неудачи, затем роли в театре — совсем скромные, но яркие. Потом были участие в телепостановках и, наконец, судьбоносная встреча с будущим классиком Жан-Люком Годаром. Роль в фильме «На последнем дыхании» сделала 26-летнего актера настоящей звездой, и предложения сниматься (да еще в каких лентах!) посыпались со всей Европы. Он сыграл в «Чочаре» с Софи Лорен, в фильме «Леон Морен, священник» с Эмманюэль Рива, в картине «Семь дней, семь ночей» с Жанной Моро. Уникальная пластичность, умение интуитивно чувствовать своих персонажей, великолепная физическая форма постепенно обеспечили Бельмондо небывалый коммерческий успех и богатейшую фильмографию, в которой на сегодняшний день числится более 95 работ.

Ему предлагали играть людей с непокорным, порой крутоватым, но веселым и отважным характером: гангстеров, авантюристов, героев, предпринимателей, полицейских. А он демонстрировал, что является таковым и в кино, и в реальности, проживая каждый день как последний: большую часть трюков выполнял сам, мог запросто подраться с режиссером и разорвать контракт во время съемок ключевой сцены, не боялся браться за ленты, куда не вписывался его имидж супергероя.

К 80-летию Жан-Поля Бельмондо КиноПоиск вспоминает фильмы, где бунтарский стиль Бельмондо проявился в полную силу.

На последнем дыхании

Режиссер Жан-Люк Годар, 1960

Шедевр молодого Годара, программный фильм французской «новой волны», гениально передающий скоротечность времени и вольный дух эпохи 1960-х. Как позже признается Бельмондо, он никогда не чувствовал такой свободы, как на съемках этой картины, что неудивительно: бюджет у фильма был мизерным, съемочной группе приходилось импровизировать практически в каждом кадре. Рваный ритм фильма, рассказывающего историю Мишеля Пуакара (Бельмондо), бесшабашного гангстера и бунтаря-одиночки, выразительно подчеркивает его характер. Вся его жизнь, которую он проживает поверхностно, второпях, — это, с одной стороны, вызов общепринятым правилам и нормам, а с другой — отражение перемен, предчувствие волнений, назревавших в среде французской молодежи того времени.

Обезьяна зимой

Режиссер Анри Верней, 1962

Годы спустя Бельмондо назовет этот фильм одним из важнейших в своей карьере. А все дело в том, что его партнером по съемочной площадке был великий Жан Габен, сыгравший отставного офицера, который пообещал жене завязать с выпивкой. Но алкоголь в фильме Анри Вернея — это символ свободы, возможности жить как хочется, вырваться из унылой повседневности. И шанс обрести эту свободу появляется вместе с молодым и своенравным персонажем, сыгранным Бельмондо. Герои Габена и Бельмондо — родственные души, которых тяготит размеренная жизнь. Их истинная сущность — веселый бунт, непонятный окружающим, но для них он единственный источник эмоций, которые им так необходимы.

Горит ли Париж?

Режиссер Рене Клеман, 1966

В этом фильме, повествующем о событиях Второй мировой войны, режиссер Рене Клеман собрал, возможно, самых талантливых французских и американских актеров того времени: Алена Делона, Жан-Луи Трентиньяна, Кирка Дугласа, Ива Монтана, Симону Синьоре, и, конечно, Жан-Поля Бельмондо. Не случайно так сложно ответить на вопрос: а кто же является главным героем в этой ленте? Вероятно, это весь Париж, представленный людьми, которые пытаются предотвратить выполнение безумного и варварского приказа Гитлера — взорвать городские памятники архитектуры. Местами напоминающий военно-историческую картину, этот фильм интересен как своей документальной точностью, так и блестящей игрой очень разноплановых актеров, волею режиссера оказавшихся на одной съемочной площадке.

Сирена „Миссисипи“

Режиссер Франсуа Трюффо, 1969

На что состоятельный, благовоспитанный мужчина готов ради любви к женщине? Да на что угодно. И это доказывает персонаж Бельмондо в фильме «Сирена „Миссисипи“». Лента Франсуа Трюффо — дань уважения творчеству Альфреда Хичкока, полная тонкого психологизма и неожиданных сюжетных поворотов. Герой, которого играет Бельмондо, одержим страстью к авантюристке, напоминающей прекрасную сирену (Катрин Денев). Эта любовь тоже является бунтом, пусть даже губительным и печальным, ведь только так он чувствует пульс жизни, ощущает каждое мгновение, вместо того чтобы спокойно и предсказуемо существовать в своем богатом и благополучном мире.

Борсалино

Режиссер Жак Дере, 1970

Популярность вестерна «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» натолкнула Алена Делона на мысль выступить продюсером французской ленты о двух гангстерах, где в одной из главных ролей снялся он сам, а на вторую пригласил Бельмондо. Зрелище по тем временам было просто феерическое: на экране бок о бок красовались два секс-символа французского кино, самые востребованные актеры страны. Несмотря на то, что Делон и Бельмондо считались актерами-соперниками, их творческий тандем получился весьма удачным, а персонажи вышли очень разными. Один — непринужденный весельчак, второй — замкнутый романтик, но оба они просто совершенство. Кстати, у героев «Борсалино» были реальные прототипы — Поль Карбон и Франсуа Спирито, марсельские бандиты 1930-х годов.

Великолепный

Режиссер Филипп де Брока, 1973

Блестящая комедия Филиппа де Брока про писателя шпионских романов (Бельмондо), живущего двойной жизнью — реальной и вымышленной. В мечтах он похож на своего персонажа, бесстрашного суперагента Боба Сен-Клера, разбивающего женские сердца, а в реальности он проводит дни за печатной машиной, стараясь успеть в срок с очередной книжкой и боясь не угодить издателю. Но, чтобы завоевать сердце любимой, приходится сделать смелый шаг — вернутся к себе настоящему.

Ставиский

Режиссер Ален Рене, 1974

Фильм Алена Рене, в основу которого легли реальные события — трагическая и захватывающая история жизни афериста, чье разоблачение в 1934 году вызвало попытку государственного переворота во Франции. Картина любопытна прежде всего тем, что в ней Бельмондо рискнул выйти из привычного ампула и сыграть очень сложную, противоречивую роль. Однако, несмотря на наличие в титрах громких имен, фильм не имел коммерческого успеха. Вероятно, причиной тому стало обилие мелких, сложных для восприятия биографических деталей.

Страх над городом

Режиссер Анри Верней, 1975

В фильме «Страх над городом» Бельмондо играет отважного инспектора Жана Летелье, ищущего маньяка-убийцу, который терроризирует Париж. Когда актер прочитал сценарий, то принял решение выполнять все трюки, коими насыщена лента, самостоятельно. Напрасно режиссер Анри Верней отговаривал его от этой рискованной затеи. Словно желая в очередной раз доказать себе и окружающим, что он на это способен, Бельмондо прыгает по крышам многоэтажек, бегает по движущимся вагонам парижского метро и даже летает на вертолетном тросе. Лихо закрученный детективный сюжет, музыка Эннио Морриконе, отчаянная смелость героя и актера, который его играет, — вот лишь несколько причин, почему этот фильм, вышедший на экраны в 1975 году, актуален и сегодня.

Чудовище

Режиссер Клод Зиди, 1977

Еще один фильм, который стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы оценить отвагу Жан-Поля Бельмондо, еще ни разу не заходившего так далеко в своих трюковых экспериментах. А заодно от души посмеяться. Ведь «Чудовище» — это классическая французская комедия режиссера Клода Зиди, где Бельмондо исполняет сразу две роли — знаменитого актера и каскадера с дурным характером. Смех смехом, а эта работа стоила Бельмондо многочисленных травм: он вывихнул лодыжку на ступенях Сакре-Кёр, получил проникающую рану, скатываясь с лестницы, и пожеванное ухо после схватки с тигром. Неслучайно страховые компании отказались страховать его авиатрюки. Но что до этого Бельмондо? Он хотел осуществить свою детскую мечту и сделал это — сумел постоять на крыле летящего самолета.

Профессионал

Режиссер Жорж Лотнер, 1981

Одна из лучших работ Бельмондо, история умного и отважного человека, мужчины с большой буквы, который не побоялся бросить вызов системе и пойти до конца. Им движет желание отомстить, настолько сильное, что ради его осуществления можно рискнуть всем, в том числе самой жизнью. Даже если вы ни разу не видели сам фильм, то уж точно слышали грустную и лиричную музыку Эннио Морриконе, которая словно предопределяет печальный финал.

Вне закона

Режиссер Жак Дере, 1983

Настоящее мужское кино. Погони, перестрелки, драки — все то, без чего не обходится ни один боевик, здесь показано, возможно, несколько сурово, но весьма реалистично. В этом фильме Бельмондо брутален и мрачен. Он играет комиссара полиции, чьи жесткие методы борьбы с преступностью находятся вне закона. Маргинал и бунтарь в полицейском мире, он говорит с бандитами на их языке, действуя согласно собственным понятиям о справедливости.

Баловень судьбы

Режиссер Клод Лелуш, 1988

Последний кассовый фильм в карьере Бельмондо, принесший актеру «Сезара». Однако тот отказался принять награду просто потому, что скульптор, создавший статуэтку, когда-то плохо отзывался о работах его отца. Бунт? Несомненно. Который при этом очень удачно пересекается с сюжетной линией фильма. «Баловень судьбы» — это история жизни Сэма Лиона, гениального предпринимателя, построившего свою бизнес-империю с нуля. Но, когда Сэм достигает пожилого возраста, он отправляется в одиночное плаванье на яхте и инсценирует свое самоубийство, оставив карьеру и всех, кого он любил, в прошлом. Этот побег от реальности и самого себя на самом деле не что иное, как попытка отстоять свое право на независимую жизнь, возможность начать все с чистого листа. Любопытный факт: несмотря на то что дети Бельмондо не пошли по стопам отца, выбрав другие профессии, его сын Поль сыграл одну из ролей в «Баловне судьбы».

Отверженные

Режиссер Клод Лелуш, 1998

Этот фильм Клода Лелуша, вдохновленный романом Виктора Гюго, получил множество премий, среди которых «Сезар» и «Золотой глобус». Действие «Отверженных» перенесено из Франции девятнадцатого века в начало двадцатого столетия. Жан-Поль Бельмондо играет в картине сразу две роли — отца и сына, которым предстоит стать свидетелями и участниками самых драматических событий своего времени. У Гюго отверженные — это каторжники, у Лелуша — евреи. Учитывая эпоху, в которой разворачивается действие фильма, несложно догадаться, за что приходится бороться героям Бельмондо.

Человек и его собака

Режиссер Франсис Юстер, 2008

Можно предположить, что для участия в этом фильме Бельмондо потребовалось не меньше отваги, чем та, которую он продемонстрировал, стоя на крыле летящего самолета. Актер, которому на тот момент было 74 года, вернулся на съемочную площадку после шестилетнего перерыва в карьере и перенесенного инсульта. Такого Бельмондо мир еще не видел. Весь в морщинах, с нарушенной мимикой, он играет одинокого пенсионера, никому не нужного, кроме собственной собаки. Для многих зрителей, привыкших к любимому актеру в амплуа супергероя, которому все нипочем, даже смерть, этот фильм стал шоком. Однако у самого Бельмондо остались совсем другие впечатления. «Хотя я снялся в 95 фильмах и сыграл 40 театральных ролей, на этих съемках я был счастлив как никогда», — сказал он в интервью журналу «Пари-Матч».

Смотрите также

«Нет ли лишнего билетика?»: Как смотрели кино в Советском Союзе

20 января 2018

Как это смотреть: Фильмы Жан-Люка Годара, «первого философа» кино

16 ноября 2017

Мужчины и женщины Клода Лелуша

30 октября 2012

Канн–2011: Фестиваль чествует Жан-Поля Бельмондо

17 мая 2011

Главное сегодня

Дуэйн Джонсон закончил съемки в боевике «Форсаж: Хоббс и Шоу»

Сегодня

Сценарист «Ультиматума Борна» перепишет 25-й фильм о Джеймсе Бонде

Сегодня

Фильм «Восьмой класс» стал обладателем премии Гильдии сценаристов

Сегодня

Итоги Берлинале-2019: Синонимы разного кино

Вчера

Джон Ландау — о глазах Алиты, уроках «Аватара» и 3D-любви в «Титанике»

Вчера

Как вам Быков? Мнение критиков и зрителей

Вчера

Берлинале-2019: «Синонимам» достался «Золотой медведь»

16 февраля
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт