Порочные роли Изабель Юппер

Обсудить0

Стервы с покореженными судьбами, проститутки, убийцы, садомазохистки, фетишистки, лесбиянки — с этими героинями Изабель Юппер знакома не понаслышке. К 60-летию французской актрисы вспоминаем ее самые неоднозначные образы.

Она не берется за легкие роли. Образы, создаваемые ею на экране, всегда спорны, сложны, многогранны. Ее героини — это не какие-нибудь пай-девочки или гламурные глупышки с плоским характером. Это стервы с покореженными судьбами, проститутки, убийцы, садомазохистки, фетишистки, лесбиянки. Муза Клода Шаброля, Михаэля Ханеке, Бертрана Тавернье и многих других режиссеров, имена которых принято снабжать эпитетом «культовый», она сама уже давно заслужила титул королевы французского артхауса. Ее фильмография насчитывает почти 70 ролей, и их даже больше числа лет, которые на данный момент прожила актриса. В честь 60-летия Изабель Юппер КиноПоиск вспоминает самые неоднозначные образы, воплощенные ею на экране.

Изабель Юппер начала сниматься в кино, не будучи профессиональной актрисой. Дочь крупного промышленника, младший ребенок в семье, она окончила славянское отделение Парижского университета и Высшую национальную консерваторию драматического искусства, а в свободное от учебы время испытывала судьбу на съемочной площадке. Сыграв множество ролей девушек-подростков, она смогла засветиться в весьма качественных лентах, в том числе в провокационном фильме Бертрана Блие «Вальсирующие».

Первой большой актерской удачей стала для нее картина Бертрана Тавернье «Судья и убийца», где партнерами молодой Юппер стали такие маститые французские звезды, как Филипп Нуаре и Мишель Галабрю. Однако переломный момент в ее карьере наступил после съемок в фильме Клода Шаброля «Виолетта Нозьер», в котором Изабель Юппер сыграла молоденькую девушку, зарабатывающую на жизнь проституцией и отравившую в итоге собственного отца. Эта роль стала неким творческим клеймом, определившим дальнейший путь актрисы: отныне режиссеры будут наперебой предлагать ей героинь, которые обладают какими угодно достоинствами, но только не добродетелью.

«Виолетта Нозьер»

Режиссер Клод Шаброль, 1978

Фильм Клода Шаброля, основанный на реальной истории, которая произошла во Франции в 1930-х годах, пропитан ощущением безысходности. Главная героиня — 18-летняя Виолетта Нозьер (именно ее играет Изабель Юппер), вызывающая противоречивые чувства — и жалость, и отвращение одновременно. Но жалость, несмотря на все поступки Виолетты, все же больше. Дочь властных родителей, которые считают, что молодой девушке не полагается носить никаких украшений, даже самых скромных, ведет двойную жизнь. Дома она примерная девочка, а за его стенами — вульгарная женщина, красящая губы в ярко-красный цвет и занимающаяся проституцией. Впереди ее ждет венерическая болезнь, несчастная любовь и яд, который она подсыплет родителям под видом лекарства. А за кадром останется главный вопрос, ответ на который нужно найти зрителю самостоятельно: была ли Виолетта безжалостной преступницей или несчастным ребенком, совращенным собственным отцом?

«Подлинная история дамы с камелиями»

Режиссер Мауро Болоньини, 1980

«Даму с камелиями» Александра Дюма-сына экранизировали бесчисленное количество раз, не говоря уже о театральных постановках. И, когда итальянский режиссер Мауро Болоньини пригласил на главную роль Изабель Юппер, ей было на кого равняться. Скажем, на Грету Гарбо, сыгравшую Маргариту Готье в фильме Джорджа Кьюкора в 1936 году. Однако итальянский кинематографист продемонстрировал довольно вольный подход к французской классике, изменив имя героини и введя в действие самого Дюма-сына, чтобы подчеркнуть подлинность истории. В результате Изабель Юппер прожила на экране целую жизнь в образе легендарной куртизанки. Вначале невинная девочка, проданная собственным отцом богатому соседу, она быстро усвоила правила игры и к концу фильма стала прожженной профессионалкой, хорошо знающей свою цену, и при этом глубоко несчастной в душе женщиной. Как бы ни старался Мауро Болоньини перекроить старую историю на новый лад, классический финал, трагичный и неизбежный, никуда не делся. «Подлинная история дамы с камелиями» завершится, как и положено, печально, под звуки бессмертной «Травиаты».

«Форель»

Режиссер Джозеф Лоузи, 1982

Раз выйдя на панель на экране, Изабель Юппер из фильма в фильм стала делать это с все возрастающим мастерством. «Форель» — это еще одна история куртизанки, сыгранной Юппер, только на этот раз современной. Героиня Юппер — Федерика, деревенская девушка, которой наскучила сельская жизнь, рыбная ферма и муж-зануда. Она решает перебраться в город, чтобы сделать большую карьеру. Но в мире, где оказывается Федерика, все продается, даже любовь (а может, особенно любовь?), а путь к роскошному будущему лежит через постель. Выращивать форель гораздо проще, а главное, честнее. Форель — это не только источник дохода семьи героини, это символ чистоты и нормальной жизни, пусть не самой шикарной, зато хорошей. Федерике предстоит сделать непростой выбор, а Изабель Юппер — блестяще сыграть все душевные страдания, которые испытывает девушка.

«Любовь с первого взгляда»

Режиссер Дайан Кюри, 1983

В этом фильме, который относят к мейнстриму лесбийского кинематографа, режиссер Дайан Кюри описывает историю своей матери. Несмотря на то, что в ленте нет чересчур откровенных сцен и происходящее между героинями можно вполне списать на невинную дружбу и родство душ, подтекст очевиден. Две женщины — Лена (Изабель Юппер) и Мадлен (Миу-Миу) — знакомятся во время войны, а через несколько лет случайно встречаются вновь, чтобы стать неразлучными подругами. Похожие, как сестры-близняшки, с одинаковыми прическами (одна — светлая, другая — темная), они находят друг в друге то, чего не могут найти в своих мужьях: и понимание, и поддержку, и нежность, и, конечно же, любовь. Французское название фильма — Coup de foudre — можно перевести на русский и как «Любовь с первого взгляда», и как «Удар молнии» — то, что поражает внезапно, оставляет след на всю жизнь или даже убивает. Связь двух женщин убьет, разрушит их семьи, чтобы дать им свободу — необходимую, как воздух.

«Мадам Бовари»

Режиссер Клод Шаброль, 1991

Экранизация романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» была задумана Шабролем специально для Изабель Юппер. Логика мэтра понятна: похожие роли актриса играла уже не раз и не два. Роль Эммы Бовари — жены врача, живущей не по средствам и заводящей внебрачные связи, надеясь избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни — далась Юппер легко. Очаровательная и несчастная, она повинна в чем угодно, только не в том, в чем ее обвиняют. Как можно считать порочной и грязной женщину, которая всего лишь оказалась не в том месте и не в то время? Разве можно держать столь страстную и романтичную натуру в строгих рамках? Если бы действие происходило сегодня, мадам Бовари просто подала бы на развод, никакой драмы бы не было. Но классик Шаброль подошел весьма прямолинейно к экранизации произведения классика Флобера. Фильм получился настолько хрестоматийным, что его легко можно изучать в школе.

«Церемония преступления»

Режиссер Клод Шаброль, 1995

И вновь Шаброль. И вновь, как в самом начале карьеры, Юппер перевоплощается в женщину, которая со стороны кажется немыслимой злодейкой, но, если хорошенько разобраться, вызывает сочувствие. В этом фильме ее напарницей стала Сандрин Боннэр, сыгравшая главную роль — служанку в доме провинциальных буржуа. Героиня Юппер работает на почте, заплетает нелепые косички и является, как и служанка, представительницей низшего сословия, по идее завидующего сытой и благополучной жизни состоятельных соседей. Случайно встретившись в самом начале фильма, эти две женщины постепенно станут близкими подругами. И вот уже послушная служанка носит такие же смешные косички, как и сотрудница почты, и готова насолить надоевшим хозяевам. Расплата будет жестокой, финал — грустным, а сама роль принесет Юппер «Кубок Вольпи» в Венеции (который она разделит вместе с Боннэр), премию «Люмьер» и долгожданный «Сезар».

«Пианистка»

Режиссер Михаэль Ханеке, 2001

Самая яркая, тяжелая и трагическая роль в карьере Изабель Юппер. Роман Эльфриды Елинек, получивший новую жизнь в гениальной экранизации Михаэля Ханеке, сам по себе является событием, скандалом, тонким исследованием тех сторон человеческой души, о коих порой сложно даже подумать без отвращения. Изабель Юппер играет профессора Венской консерватории, знаменитую пианистку, которую иначе как стервой не назовешь. Холодная и высокомерная со своими учениками, свои главные грехи и пороки она прячет глубоко внутри. Здесь даже хорошему психиатру работы хватило бы на годы: пианистка грезит садомазохизмом, фетишизмом, страдает Эдиповым комплексом, обладает прогрессирующей склонностью к саморазрушению, смиренно делит жилплощадь с деспотичной матерью. И при этом является нежной и романтической натурой. Безумие, в которое постепенно погружается героиня Юппер, раскрывает все новые грани ее страдающей, болезненной и чрезвычайно несчастной личности, которой нужно-то немногое — всего лишь капелька любви. Любви к самой себе.

«Моя маленькая принцесса»

Режиссер Ева Ионеско, 2011

В этом фильме режиссер Ева Ионеско рассказывает о своем детстве, которого у нее, в общем-то говоря, и не было. Собственная мать, богемная художница (ее играет Изабель Юппер), сделала из девочки скандальную фотомодель. Когда ей было 11 лет, она появилась полностью обнаженной на страницах «Плейбоя» и снялась в эротическом фильме «Распутное детство», который вызвал скандал. Героиня «Маленькой принцессы» одевалась как взрослая, носила броский макияж, проводила время с мужчинами, а мечтала о самых простых вещах — играх с ровесниками и материнской ласке. Вечное противостояние матери и дочери в этом фильме вызывает особенно болезненную реакцию у зрителя, ведь речь идет не о художественном вымысле, а о реальной жизни — сломанной и изувеченной.

Смотрите также

Реабилитация «Романовых»: Почему сериал о царской семье все же удался

24 октября 2018

«Король вне закона»: Игры престолов с храбрым сердцем

8 сентября 2018

Изабель Юппер: «Мне никогда не было тяжело»

9 марта 2018

«Насекомые» и миссис Хайд: 15 фильмов Роттердамского кинофестиваля

6 февраля 2018

Главное сегодня

«Любовь, смерть и роботы»: Антология, которую нельзя пропустить

Вчера

Видео: За что мы любим «Вечное сияние чистого разума»

Вчера

Новый Тарантино: Первый трейлер «Однажды в Голливуде»

Вчера

Все против «Гурвинека»: Почему кинотеатры бунтовали против российского кино

Вчера

«Мы больше не дети»: Трейлер третьего сезона «Очень странных дел»

Вчера

Роберт Паттинсон сыграет у Кристофера Нолана

Вчера

Ким Ки Дук возглавит жюри Московского кинофестиваля

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт