Роман Коппола: «Мы обречены встретить свою любовь»

Обсудить0

Перед выходом фильма «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» мы поговорили с режиссером Романом Копполой о любви, Чарли Шине, костюмах, русской водке и работе с Уэсом Андерсоном.

Роман Коппола, сын Того Самого Копполы — настоящий мастер на все руки. Он впервые оказался на съемочной площадке в начале 1970-х, появившись в эпизодических ролях в «Крестном отце» и продолжении этой знаменитой гангстерской драмы. Учился в киношколе при Нью-Йоркском университете, помогал отцу со спецэффектами в «Дракуле», снимал видеоклипы для Daft Punk, Моби, Green Day и Fatboy Slim. Является совладельцем компании American Zoetrope вместе с сестрой Софией Копполой, чьи фильмы он продюсирует.

В режиссуре Роман дебютировал стильным фильмом «Агент „Стрекоза“» — элегантным оммажем шпионской фантастике 1960-х. Премьера фильма состоялась в 2001 году на Каннском кинофестивале. Прием был скорее теплый. Однако со вторым фильмом Коппола не торопился. За последние десять лет сотрудничал с Уэсом Андерсоном, писал с ним сценарии фильмов «Поезд на Дарджилинг» и «Королевство полной луны», причем за последний он номинировался на премию «Оскар».

Второй фильм Романа повествует о дизайнере Чарльзе Своне-третьем, от которого уходит девушка. Чарльз собирает все туфли подруги и выбрасывает их куда подальше. Так начинается его путешествие к новой жизни, попытка прийти в себя и понять, что он делает не так. Поможет ему друг (Джейсон Шварцман) и агент (Билл Мюррей), которые будут сопровождать героя даже в его фантазиях.

Роман — представительный мужчина в темных очках; кажется, родился в костюме и галстуке. Он как будто копирует своего легендарного отца, но разве что внешне. В душе Роман Коппола, скорее всего, совсем другой, но достучаться до него за 15 минут довольно трудно. Мы разговариваем с ним в Санкт-Петербурге, куда он приехал представлять «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» в рамках трехлетия проекта «Кино со вкусом».

Коппола только что час общался с журналистами на пресс-конференции и жаждет выпить чашку чая. «Ты не против, если я буду пить во время разговора? Мне очень неудобно, но я ужасно хочу пить!» Он отвечает на вопросы размеренно, с легким снобизмом, как это может показаться, но на самом деле он тщательно следует образу сына Того Самого Копполы.

«Чарльз Свон» — очень личный фильм. Наверное, требуется много смелости, чтобы рассказывать о таких вещах, как расставание с любимыми?

Для меня смелость заключается не в том, чтобы рассказать такую историю. Скорее, она нужна была для того, чтобы начать ее рассказывать. Я знал, что хочу снять чумовой фильм и хочу, чтобы зрители почувствовали себя в нем. Это необычный фильм, немного безрассудный, но я отдаю себе отчет в том, что зритель может немного запутаться. Так что смелость потребовалась, чтобы все просчитать, осознать и с головой броситься в работу. Главное в моем фильме — история парня, который расстается с девушкой. Мне подумалось, что это очень универсальная тема, поэтому зрители хорошо поймут, какие чувства переживает мой герой. Многих бросали любимые, как это ни печально.

Что для тебя любовь?

Знаешь, по-моему, существует много вариаций любви. Когда я дал почитать сценарий своему другу, он сказал: «Ты написал историю о человеке, который находится в переходном состоянии. Как раз следующая его девушка будет той, которая ему и нужна». И я подумал: ух ты, да мы же фактически обречены встретить свою любовь! «Обречены», конечно, может, слишком сильное слово для этого, но нам необходимо пройти через стадию нездоровых отношений — с криками, спорами, истериками, — чтобы наконец-то найти правильного для себя человека. С мужской точки зрения — не знаю, может, женщины меня тоже поддержат — существует период, когда ты встречаешься с девушками, например в колледже, и понимаешь, что эти отношения недолговечные. Ты знаешь, что вы все равно расстанетесь. Например, я лично в какой-то момент осознал, что хочу семью, детей, и встретил свою будущую жену. Но для этого ты должен быть готов! Черт, я, кажется, совсем не про то тебе рассказываю!

Нет-нет, все очень интересно! Я кое-что поняла про героя наконец!

Отлично!

Чарльз — дизайнер по профессии, занимается разработкой самых разных обложек. Говорят, тебе очень нравится обложка пластинки Dr. Buzzard’s Original Savannah Band?

Верно!

Потому что было ощущение, что она как бы задает тон дизайну фильма.

Очень приятно, что ты это заметила. К слову, пластинка сама по себе отличная!

Да, я ее слышала.

Стиль действительно получился похожий. В 1970-х очень любили ар-деко, практически заново открывали этот стиль, придавая ему гламура. Я в своем фильме использую много фонов в стиле ар-деко, шрифты, элементы костюмов. Или вот в конце фильма у меня вечеринка в стиле 1930-х. Здорово, что это заметно, я очень рад!

Почему тебя так привлекают 1970-е?

Меня часто об этом спрашивают, и я всегда отвечаю, что воспоминания об этих годах у меня очень яркие. Я же рос в то время, поэтому поп-культура 1970-х, особенно ее проявления в Калифорнии, точнее в Лос-Анджелесе, сильно повлияли на меня. Меня завораживали магазины сети Tower Records, увешанные здоровыми обложками пластинок, граффити на стенах, журналы того времени, потрясающие рекламные билборды на бульваре Сансет-Стрип. Очень, знаешь ли, было богатое время для дизайна.

Кто придумал статуэтку для Bullshit Award?

Ой, это вообще забавная история! Человек, который занимался бутафорией, — мой старый друг. Мы знакомы с детства, но не виделись много лет. Правда, я всегда знал, что он работает с бутафорией, так что обратился к нему, когда начал работать над фильмом. Встреча стала настоящим событием. Ну, знаешь, мы вот такими пацанами были, когда познакомились. (Роман показывает рукой что-то вроде полуметра от пола.) Начали обсуждать, что мне от него нужно, и я говорю: «Все можешь делать так, как знаешь, но вот Bullshit Award должна быть настоящей!» Мне не хотелось делать какую-то дурацкую фигурку. Я хотел, чтобы награда была в форме очень сексуальной девчонки. Короче, я ему весь мозг проел с этой статуэткой, потому что для меня она была очень важна. Он меня успокоил. Не волнуйся, говорит, все сделаем в лучшем виде. Потом зовет меня, показывает несколько эскизов. Я выбрал тот, что с женскими ногами. Отлили ее в бронзе, и мне статуэтка так понравилась, что после съемок я забрал ее к себе в офис! Друг мой этим очень гордится, ну а у меня теперь есть Bullshit Award.

Я очень уважаю кинобизнес и уважаю профессию режиссера. Поэтому всегда на съемки прихожу в костюме и галстуке

В фильме есть забавный момент с русским таксистом, который дарит герою Чарли Шина бутылку водки. Как думаешь, русская водка самая лучшая?

С детства запомнил водку «Столичная». Потом были все эти «Абсолюты», «Бельведеры», но я все равно выбрал «Столи», потому что она у меня с детством связана как-то, что ли. Но снобы наверняка скажут, что это ужасная водка, приведут в пример с десяток марок получше. Но русская водка по идее должна быть из России, так? Мне не хотелось снимать шведскую.

Чарли Шин и Чарльз Свон похожи друг на друга?

О, это совершенно разные люди. Я знаком с обоими. Настоящий Чарли Шин — очень спокойный чувак. Любит смотреть спортивные передачи по телику, тусоваться с друзьями. Очень такой ненапряжный американский парень, очень дружелюбный. Бывают, конечно, разные истории, но он же человек. Мой герой — эстет, любит красивые вещи, носит красивые шмотки, водит выпендрежную машину. Чарли совсем не такой! Есть, правда, кое-что общее у них. Чарльз Свон продвигается по жизни благодаря своему шарму, своему юмору. Бывают такие парни, которым все дается с легкостью: знакомства, девушки, общение. Не то чтоб Чарли был таким один в один, но он хорошо зарабатывает, симпатичный, веселый, умеет сглаживать углы. Что же касается проблем, с которыми он регулярно сталкивается, то он предпочитает отстраняться от них. При таком подходе ничего, конечно, не решить. Его герой тоже вляпывается в кучу неприятностей, которые растут, как снежный ком, но он уходит от решения. Когда Чарльз решает, мол, гори все синим пламенем, садится в тачку и едет куда глаза глядят — это очень по-человечески. А Чарли Шин... Слушай, вот у нас бытует мнение, что русские зимой пьют много водки. Я приехал сюда и этого не заметил. И то же самое с Чарли. Если он играет пьющего человека, это не значит, что он по жизни такой же. Например, он совершенно не умеет говорить по-испански, не танцует и одевается иначе. Он совсем другой.

Ты работаешь с Уэсом Андерсоном. Расскажи, пожалуйста, как отличается сочинение сценариев с ним и без него?

Очень сильно отличается! Уэс — лидер. Он же режиссер, будет ставить фильм по сценарию, поэтому последнее слово всегда за ним. Мы, конечно, многое обсуждаем вместе, но только он решает, в какую сторону пойдет та или иная идея. Вообще я много проработал вторым режиссером на площадке, где в твои задачи входит исключительно работа на главного режиссера. Конечно, все остальные тоже этим занимаются, но тут важно отбросить все свои амбиции и работать на режиссера. То же самое и со сценариями. Мы вроде бы пишем вместе, но я работаю на Уэса. Когда я один, то все иначе. Кстати, знаешь, когда за тебя принимает решения другой человек, в чем-то проще. Когда пишешь сценарий один, то вся ответственность исключительно на тебе. Разумеется, тебе гораздо приятнее осознавать, что это целиком и полностью твоя работа, но в то же время становится чуточку страшно. Временами вообще чувствуешь себя беспомощным, руки опускаются. Работать в команде во многом проще.

И какой из фильмов Уэса ты любишь больше всего?

(Роман задумывается.) Слушай, я очень не люблю выбирать любимое. Когда журналисты просят назвать что-то любимое, всегда теряюсь. Пожалуй, первым делом в голову приходит «Академия Рашмор». Там у Джейсона (Шварцмана) большая роль, он один из моих самых любимых актеров, приятно видеть его в такой блестящей роли. Да ну, я люблю все фильмы Уэса, они прекрасные!

В конце фильма мы видим съемочный процесс: актеры представляются, ты сидишь рядом с оператором. Скажи, ты всегда носишь костюм на площадке?

Я стараюсь, да.

Очень здорово смотрится.

Спасибо! Я очень уважаю кинобизнес и уважаю профессию режиссера. Поэтому всегда на съемки прихожу в костюме и галстуке. Члены съемочной группы, которые со мной не работали, поначалу слегка обалдевали. Со временем, конечно, все привыкают. Я режиссер, я вроде как командую этими людьми. От меня ожидают поведения лидера, и внешние признаки тут тоже важны. В итоге я начал получать кучу комплиментов от съемочной группы.

У тебя много профессий. Ты и режиссер, и сценарист, и продюсер, и актер, и оператор, и видеоклипы снимаешь, и даже знаешь, как готовить соус для спагетти.

Какая деятельность тебе больше нравится?

Хм, хороший вопрос. Я люблю импровизировать с тем, что у меня под рукой. Ну, например, если я снимаю фильм и у меня есть вот это кресло и вот этот человек, то это как бы ингредиенты, их нужно использовать в лучшем виде. При этом я не буду долго и мучительно раздумывать. Очень похоже на процесс приготовления пищи: у тебя есть одно, другое, пятое, десятое, гости придут в семь, нужно успеть накрыть на стол. И неважно, чем я занят — снимаю ли кино, готовлю ли, — мне важно само ощущение. То есть, понимаешь, я осознаю, что у меня в итоге что-то получится, и вот это мне очень нравится!

Вот вопрос, которого тебе точно не задавали. Твое имя Роман на русском означает одновременно и литературное произведение, и любовную интрижку. Какое значение тебе больше нравится?

Такое у меня впервые спрашивают! Любовь — это, конечно, романтично, но роман — это эпично, с размахом. Пожалуй, выберу оба!

Фильм Романа Копполы «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» уже в российском прокате.

Смотрите также

Я, снова я и Чарли Шин

17 марта 2013

Премьеры России — 14 марта

14 марта 2013

Игра престолов: Династия Коппола

14 марта 2013

Хоакин Феникс и Пол Томас Андерсон могут приехать в Россию

28 ноября 2012

Главное сегодня

Как Вонг Кар-Вай пишет кино светом

Сегодня

Любовники, детективы и подводники: Что смотреть дома в выходные

Вчера

Тест: Какая вы личность в фильме «Стекло»?

Вчера

Сериал «Половое воспитание» посмотрели 40 млн пользователей Netflix

Вчера

Эпизод «Маши и Медведя» внесли в Книгу рекордов Гиннесса

Вчера

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

Вчера

Трейлеры недели: Черная Земля, вдова и код «Красный»

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт