Статьи

Лев, богиня и золотой глобус

Пальмовая ветвь, медведь, рыцарь, маска с закрытым глазом, девушка с атомом в руках — что между ними общего? Их всех вручают за достижения в кинематографе. Но почему именно их? И кто такие Оскар и Эмми на самом деле? КиноПоиск рассказывает вам истории самых необычных премий-статуэток.
Лев, богиня и золотой глобус

Накануне вручения премии «Оскар» КиноПоиск всерьез задался вопросом: а кем все-таки был этот Оскар, если был вообще? Статуэтки, которыми награждают работников киноиндустрии, часто характеризуются самым необычным дизайном. Так кто же все-таки их придумывает?

«Оскар»

Статуэтку, которую вручает Американская киноакадемия, придумал в 1928 году художественный директор Metro-Goldwyn-Mayer Седрик Гиббонс. Он решил, что это будет рыцарь с мечом, стоящий на катушке с пленкой, которая поделена на пять секторов, посвященных актерам, режиссерам, продюсерам, сценаристам и техникам. Будущая жена познакомила его с мексиканским актером и режиссером Эмилио «Эль Индио» Фернандесом, который после долгих уговоров согласился позировать Гиббонсу обнаженным. По его эскизам скульптор Джордж Стэнли создал фигуру из глины, а Сачин Смит отлил ее из сплава олова и меди и покрыл позолотой.

А вот автор имени Оскар точно неизвестен. Существует несколько версий. По одной из них, скульптура напомнила актрисе Бетт Дэвис ее первого мужа. По другой — исполнительный секретарь академии Маргарет Херрик опознала в ней своего кузена по прозвищу Дядюшка Оскар. Есть еще несколько легенд, но, как бы то ни было на самом деле, статуэтку в 1939 году официально назвали Оскаром.

«Золотой глобус»

Статуэтку для премии придумала в 1945 году Марина Систернас, которая возглавляла в то время Голливудскую ассоциацию иностранной прессы. Журналистам был нужен символ, который бы воплощал идею интернациональности: в ассоциацию входят люди со всего света. Тогда Систернас предложила вручать статуэтку в виде глобуса, опоясанного кинолентой и установленного на мраморном пьедестале. До этого на самой первой церемонии награждения в 1944 году победители получали памятные грамоты.

«Глобусы» отливают из цинка и покрывают 24-каратным золотом. В 2009 году был представлен обновленный дизайн статуэтки — усовершенствовались ее внешний вид и методика изготовления.

BAFTA

В самом начале Британская киноакадемия вручала победителям своей премии статуэтки в виде сидящей женщины работы Генри Мура. Золотую маску, которая в ходу и поныне, в 1955 году создала американская художница и скульптор Мици Кунлифф. Ее произведение — это не просто традиционная театральная трагикомедийная маска. Один глаз у нее открыт, а вокруг него с обратной стороны маски нарисован квадрат. Все вместе это символизирует объектив кинокамеры. С обратной стороны закрытого глаза изображен символ электрона.

«Сезар»

Премия французской Академии кинематографических искусств и техник названа в честь скульптора Сезара Балдаччини, который и создал эскиз вручаемых статуэток. Он был другом продюсера и первого президента киноакадемии Жоржа Кравенна, придумавшего французский «Оскар». Что именно символизирует статуэтка, сказать сложно: Балдаччини был постмодернистом, а от них однозначных толкований работ ждать не приходится.

«Ника»

Статуэтку, которую вручает Российская академия кинематографических искусств, сначала в шутку хотели назвать «Крыльями Советов». Ее придумал скульптор Сергей Микульский. В итоге девушка с крыльями была названа в честь главной героини фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Все статуэтки делаются вручную из бронзы, потом покрываются позолотой.

«Гойя»

Приз Испанской академии кинематографических искусств и наук представляет собой бюст Франсиско Гойи. Учредители решили, что художественная концепция знаменитого художника была близка к кинематографу. Для первой церемонии награждения в 1987 году статуэтки создавал Мигель Беррокаль. Начиная с четвертой церемонии, вручаются призы работы Хосе Луиса Фернандеса. Поначалу бронзовый приз «Гойя» весил целых 15 килограммов, что делало вручение несколько затруднительным. Зато был оснащен затейливым механизмом — из головы художника появлялась маленькая кинокамера. Усовершенствованная статуэтка стала весить 3 килограмма.

Каннская «Пальмовая ветвь»

До 1954 года победителям Каннского кинофестиваля вручалась награда под названием «Гран-при». Она представляла собой работу одного из современных художников моды, каждый раз разную. Потом совет директоров решил, что главным призом фестиваля станет пальмовая ветвь, изображенная на гербе Канн, и объявил конкурс среди художников-ювелиров. Победил проект Люсьена Лазона, однако в 1964 году возникли проблемы с авторскими правами на приз, и на 10 лет опять вернулся «Гран-при». Современная «Пальмовая ветвь» выполнена из 24-каратного золота и помещается в футляр из синего сафьяна вместе с цельным куском кристалла.

Берлинский «Медведь»

Берлинские «Медведи» своим возникновением тоже обязаны геральдической традиции немецкой столицы. Статуэтки выполнены по проекту художницы Рене Синтенис, причем создала она его еще в 1932 году, а премия впервые вручалась в 1951-м. «Медведи» бывают серебряными и золотыми. Золотого получает лучший фильм, серебряных — лучшие режиссер, актер и актриса, автор саундтрека и лауреат премии «За выдающийся актерский вклад в развитие кино».

Венецианский «Лев»

Венеция тоже вручает зверя со своего герба — льва. До него главным призом фестиваля был «Кубок Муссолини» (1934—1942). После войны и разгрома фашизма стали вручать фигурки в виде львов, известные поначалу как «Львы святого Марка». В 1969—1979 годах Мостра была внеконкурсной, поэтому «Львы» не вручались вообще. Примечательно, что «Кубки Вольпи» в ходу остались, хотя Джузеппе Вольпи — один из основателей фестиваля, в честь которого они названы — был членом Национальной фашистской партии.

«Эмми»

Премия телевизионного аналога «Оскара» представляет собой крылатую девушку, держащую модель атома. Она символизирует союз искусства, науки и технологий, весит чуть больше 3 килограммов и изготавливается из сплава меди, никеля, серебра и золота. Проект статуэтки разработал в 1948 году телевизионный инженер Луи Макманус. Моделью ему служила его собственная жена. Перед тем как одобрить проект Макмануса, Телевизионная академия отклонила 47 предложений. Выбор имени для премии стал не менее сложной задачей. Остановились на «Эмми» — производном от «immy» (так называлась катодная трубка в первых телевизионных камерах).

«Золотая малина»

Премии вручаются не только за признанные достижения в кинематографе. За сомнительные тоже можно получить статуэтку. В 1980 году писатель Джон Уилсон учредил премию «Золотая малина». Ее название происходит от выражения «to blow a raspberry» («презрительно фыркать»). Лауреаты награждаются композицией из малины размером с шарик для гольфа, лежащей на катушке с пленкой. Статуэтка покрашена золотой краской и в общей сложности оценивается приблизительно в 5 долларов.

«Премия Европейской киноакадемии «Феликс»»

Премия получила свое название в честь маленького каннского кафе, где несколько европейских режиссеров придумали ее в пику американскому «Оскару». Вручаемый приз представлял собой смешную фигурку из бронзы на латунном постаменте, на котором изображалась эмблема в виде лестницы из четырех ступеней. В середине 1990-х дизайн статуэтки изменился, стал менее эксцентричным.

Комментарии (46)

Новый комментарий...

  • 32

    Danse avec le diable 21 февраля 2013, 14:32 пожаловаться

    #

    Интересный материал, особенно интересно почитать в преддверии «Оскара».

    ответить

  • 3

    olia_1995 21 февраля 2013, 16:09 пожаловаться

    #

    Обидно наверное получать «Золотую малину»… Зачем вообще эта премия? А статья очень интересная! Огромное спасибо! :))

    ответить

  • 31

    The Extractor 21 февраля 2013, 17:01 пожаловаться

    #

    Что бы люди, делающие отвратительное кино, задумались, и работали над собой. Хотя, стоит признать, нередко ею награждают незаслуженно!

    ответить

  • 2

    Pavlyukhin 21 февраля 2013, 18:08 пожаловаться

    #

    например

    ответить

  • 5

    The Extractor 21 февраля 2013, 18:34 пожаловаться

    #

    Ну например, в прошлом году наградили Аль Пачино. А вообще это больше относится к номинациям на «Малину», а не к наградам. Я это имел ввиду, просто не так выразился. Извиняюсь.

    ответить

  • 7

    audiovideofil 22 февраля 2013, 02:12 пожаловаться

    #

    К слову…
    Впервые в истории премии «Золотая малина» режиссёр фильма «Showgirls» Пол Верховен лично посетил церемонию, чтобы получить награды в категории «Худший режиссёр» и «Худший фильм».

    ответить

  • 9

    sadem2 22 февраля 2013, 10:15 пожаловаться

    #

    Худший актер второго плана: Аль Пачино («Такие разные близнецы»)
    В 2010 году впервые за всю историю вручения премий «Золотая малина» и «Оскар» одна и та же актриса получила обе статуэтки. Сандра Буллок (Sandra Bullock) была признана худшей лицедейкой по версии премии «Золотая малина» за участие в фильме «Всё о Стиве», а на следующей день ей досталась статуэтка «Оскар» за лучшую женскую роль в картине «Невидимая сторона».

    ответить

  • 1

    remnant_str 23 февраля 2013, 18:58 пожаловаться

    #

    Хорошо, что хоть в разных фильмах!! Ха-ха!!

    ответить

  • 3

    The Extractor 24 февраля 2013, 23:54 пожаловаться

    #

    Победители Золотой Малины частенько совпадают с победителями премии MTV. Вот где ха-ха!

    ответить

  • 3

    sadem2 22 февраля 2013, 10:22 пожаловаться

    #

    9 января 2013 года был представлен список номинантов на «Золотою малину». Абсолютным лидером по числу номинаций стал фильм «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2». Картина претендовала на 10 наград в десяти категориях.
    А вот это будет заслуженно!

    ответить

  • 1

    The Extractor 22 февраля 2013, 17:56 пожаловаться

    #

    Вот с этим как раз и не поспоришь!

    ответить

  • 3

    shady8108 22 февраля 2013, 18:19 пожаловаться

    #

    Смотря на сборы и оценки этого «Сумерок», становится ясно, что этот фильм далеко не самый «худший», а эта премия лишь жалкое днище, которая номинирует популярные фильмы лишь бы на нее обратили внимание.

    ответить

  • 4

    frau-miaow 22 февраля 2013, 19:13 пожаловаться

    #

    если фильм популярный, это вовсе не означает, что он хороший. большинство людей ходит в кино расслабиться и попкорн погрызть, отсюда и сборы

    ответить

  • 4

    shady8108 22 февраля 2013, 19:17 пожаловаться

    #

    По вашему посту можно подумать, что у каждого второго фильма такие сборы. Да и не только сборы, оценки и отзывы тоже выше среднего

    ответить

  • 1

    сашаDR 23 февраля 2013, 02:15 пожаловаться

    #

    Люди сначала идут в кино, купив билет, а уж после просмотра составляют о нём своё мнение, хорошее или плохое. Логично, не так ли?)) И часто Вы лично требуете деньги назад, когда фильм Вам не понравился?)) Вот и другие так не делают. Потому кассовые сборы реальное положение вещей в искусстве не отражают.

    ответить

  • 3

    shady8108 23 февраля 2013, 10:23 пожаловаться

    #

    А то что один фильм собирает $10млн. а другой $800млн., это так, случайность?

    ответить

  • 3

    sadem2 22 февраля 2013, 19:20 пожаловаться

    #

    Фанаты негодуют XD

    ответить

  • 2

    shady8108 22 февраля 2013, 19:22 пожаловаться

    #

    Не фанаты, а адекватные люди, я бы сказал. А вот то что хейтеры в восторге это точно.
    А эта премия настолько убога и не влиятельна, что не обижает даже самых ярых фанатиков.

    ответить

  • 1

    NiNrous 24 февраля 2013, 23:22 пожаловаться

    #

    Хотя, стоит признать, нередко ею награждают незаслуженно!

    Полностью согласен. Всё не могу забыть как номинировали (хорошо хоть не выиграл) Стэнли Кубрика (!!!) как худшего режиссёра за фильм «Сияние».

    Хотя зачастую те, кто дают номинации в этой премии руководствуются не тем, что выполнил человек, а то как он это делал. К примеру, того же Кубрика номинировали за «Сияние» скорее всего из-за того, что он снимал этот фильм очень долго (около года) да и ещё при этом наиболее сложные дубли ОЧЕНЬ много раз переснимал.

    ответить

  • The Extractor 24 февраля 2013, 23:48 пожаловаться

    #

    Если так, то Терренса Малика с его стилем работы должны были номинировать на Малину за каждый его фильм… Хотя кто знает.

    ответить

  • 7

    Keks Keksova 21 февраля 2013, 17:35 пожаловаться

    #

    интересная статья, спасибо! всегда хотела узнать почему же золотая малина все-таки малина а не какая-нибудь черника или вишня)

    ответить

  • 1

    staplesnout 21 февраля 2013, 18:29 пожаловаться

    #

    Внешне мне больше всего нравятся Бафта и Медведь.

    ответить

  • 8

    ВНЧ 21 февраля 2013, 18:53 пожаловаться «Оскар» уже на пороге

    #

    Жаль, что нет фотки «Феликса» и рассказа про MTVшный «Поп-корн».

    ответить

  • 7

    iskatel_ 21 февраля 2013, 20:05 пожаловаться

    #

    и рассказа про MTVшный «Поп-корн»
    С ним-то как раз все понятно, как никогда…)

    ответить

  • 9

    ВНЧ 21 февраля 2013, 20:14 пожаловаться

    #

    :) Хотел бы узнать, из чего он сделан. Видимо, тяжёлый, потому что частенько его роняют. В какой-то год его уронили аж 2 раза, Ума Турман и ещё кто-то, не помню. Елы-палы, 25-е сделали рабочим днём. Опять «Оскар» до конца не досмотрю. :(

    ответить

  • 7

    iskatel_ 21 февраля 2013, 20:50 пожаловаться

    #

    Увы, конечно, но нам не привыкать…)

    ответить

  • 6

    audiovideofil 22 февраля 2013, 02:13 пожаловаться

    #

    Елы-палы, 25-е сделали рабочим днём.
    10 мая — разгрузочный день.

    ответить

  • 5

    ВНЧ 22 февраля 2013, 07:40 пожаловаться

    #

    Прибавить выходной ко Дню Победы — одобряю.

    ответить

  • 1

    Renesmee Carlie Cullen 21 февраля 2013, 19:20 пожаловаться

    #

    Очень интересно)) Чтож, до Оскара всего пару дней))

    ответить

  • 1

    msinception 21 февраля 2013, 19:33 пожаловаться

    #

    Давно было интересно прочитать про историю возникновения самих статуэток.
    Спасибо!

    ответить

  • 1

    trefovaia_dama 21 февраля 2013, 19:38 пожаловаться

    #

    наконец-то история)) так здорово все это прочитать) запомнить бы

    ответить

  • 2

    novchare 21 февраля 2013, 22:43 пожаловаться

    #

    Было очень интересно прочитать про Бафту и Сезар)
    Спасибо большое)

    ответить

  • 1

    Mister Justice 21 февраля 2013, 23:00 пожаловаться

    #

    Очень интересная статья, узнал некоторые интересные вещи относительно наград :).

    ответить

  • 2

    Дикий Пушистик 21 февраля 2013, 23:54 пожаловаться

    #

    Душевнейшая статья, читалось с удовольствием. :-)
    спасибо!

    ответить

  • 1

    Pink Panther 22 февраля 2013, 02:06 пожаловаться

    #

    Шикарная статья. По больше бы таких

    ответить

  • 3

    jumper1 22 февраля 2013, 03:23 пожаловаться

    #

    Визуально мне больше всего понравился Золотой лев, потом Золотой медведь и Пальмовая ветвь.

    ответить

  • 1

    orange18 22 февраля 2013, 13:30 пожаловаться

    #

    не совсем в тему, но когда уже на КП появится нормальная обновляемая ежегодная аналитика премии «Оскар»

    ответить

  • 3

    feline 22 февраля 2013, 17:15 пожаловаться

    #

    круто, спасибо
    я и не знала, как выглядит Сезар)))

    ответить

  • 1

    Dreamer07 22 февраля 2013, 22:57 пожаловаться

    #

    Отличная статья, больше всего понравился символизм Глобуса.

    ответить

  • Насчет некоторых наград историю я знал, а вот что касается «Льва». .. было интересно почитать.

    ответить

  • 1

    сашаDR 23 февраля 2013, 02:10 пожаловаться

    #

    Что-то я впервые слышу о версии от Бетт Девис про Оскар. Гораздо чаще говорили о секретаре киноакадемии, что было занесено во все мировые энциклопедии по кино.

    ответить

  • 1

    Михаил Гуревич 24 февраля 2013, 03:21 пожаловаться

    #

    А я был на кинофестивале в Бангкоке — и там главный приз «Золотая Киннари» — полуженщина-полуптица из тайской мифологии.

    ответить

  • wember251 6 марта 2015, 03:47 пожаловаться

    #

    «Сезар» и «Оскар» в плане дизайна круче всех, солиднее прочих смотрятся, а вот «Пальмовая Ветка» вообще никогда не нравилась — безвкусица редкостная(как впрочем и «Малина», но там дизайн подстать награде так что может считаться удачным).

    ответить

 
Добавить комментарий...