всё о любом фильме:
Статьи

Бедствие по-русски: Отечественные фильмы-катастрофы

Чем сильны советские и российские остросюжетные картины? Необычными историями, реализмом, харизматичными актерами? К выходу картины «Метро» КиноПоиск вспоминает примечательные фильмы-катастрофы отечественного производства.
Бедствие по-русски: Отечественные фильмы-катастрофы

При слове «фильм-катастрофа» на ум сразу приходят яркие голливудские картины с обильными взрывами, пожарами, отважным главным героем и неизбежным хеппи-эндом. Однако в истории отечественного кинематографа вполне можно найти представителей этого жанра. Может, не таких красочных и насыщенных спецэффектами, зато заряженных идеями гуманизма и при всей наивности довольно реалистичных.

К выходу на экраны фильма «Метро» КиноПоиск вспомнил отечественные фильмы, в которых что-то неизбежно разрушается или выходит из под контроля.

«713-й просит посадку»

Режиссер Григорий Никулин, 1962

Один из первых советских фильмов-катастроф, сделанный при этом на международную тематику. Экипажу самолета, в котором должна была лететь советская делегация, в кофе подсыпают снотворное, и самолет остается в полном распоряжении пассажиров. Им очень везет, ведь среди них есть немецкий врач, скрывающийся от властей из-за антифашистских взглядов. В этом фильме, возможно, не так много действия и непосредственной катастрофы, зато есть много диалогов о терроризме, войне и гуманизме.

«День ангела»

Режиссер Станислав Говорухин, 1968

Когда в трюме парохода возникает пожар, капитан отдает распоряжение ничего не говорить пассажирам, командует строить плоты, так как шлюпок на всех не хватит, а своего молодого помощника отправляет развлекать публику, чтобы никто ни о чем не догадался. Картина Станислава Говорухина — своеобразный российский вариант «Титаника», но с той разницей, что благодаря находчивости капитана и трудолюбию его матросов удалось спасти почти всех пассажиров. У этого фильма много достоинств, главное из которых — харизматичная фигура капитана, человека жесткого и хладнокровного, чьи слова «Оденьтесь, причешитесь, успокойтесь» взбодрят кого угодно.

«Экипаж»

Режиссер Александр Митта, 1979

Наверное, главный советский фильм-катастрофа, даже положивший начало своеобразной моде на зрелищное кино. А заодно «Экипаж» Митты познакомил зрителей СССР с эротическими сценами и закрепил за Леонидом Филатовым звание всесоюзного секс-символа, хотя амплуа плейбоя давалось актеру с трудом. Вся страна с замиранием сердца наблюдала за тем, как экипаж спасает пассажиров и справляется с поломками. Кстати, сцены катастрофы в аэропорту, которые снимались с помощью макетов, и сейчас выглядят довольно впечатляюще.

«34-й скорый»

Режиссер Андрей Малюков, 1981

«Не оставляйте непогашенные сигареты!» — как бы напоминает основанный на реальных событиях фильм Андрея Малюкова. Именно от забытого нерадивым пассажиром окурка в одном из купе загорается занавеска, и пожар быстро охватывает целый вагон. Съемки фильма, между прочим, оказались для актеров не менее опасными, чем описанные в сюжете события: из-за возгорания декорации Льву Дурову и Олегу Голубицкому пришлось по-настоящему выбираться через окно из горящего вагона. Совсем как героям фильма.

«Поезд вне расписания»

Режиссер Александр Гришин, 1985

Под забавную музыку, которая навсегда осталась в 1980-х (и хорошо, что осталась), по рельсам несется неуправляемый поезд. Машинист без сознания, а кроме него, в двух вагонах только четверо молодых людей, которые на протяжении половины фильма даже не подозревают о том, что едут навстречу верной гибели. Хотя в том, что касается напряженности действия и атмосферы, этому фильму сложно тягаться со схожими по тематике «Поездом-беглецом» и «Неуправляемым». Есть и в нем свое очарование.

«Опасно для жизни!»

Режиссер Леонид Гайдай, 1985

На волне моды на остросюжетные картины даже Леонид Гайдай взялся за этот не очень свойственный ему жанр. Правда, катастрофой становится всего лишь оголенный провод, зато сколько бед он приносит и обнаружившему его Молодцову, и его коллегам по управлению, и товарищу Кипиани! А эпизод с грозой и шаровой молнией достоин войти в историю.

«Прорыв»

Режиссер Дмитрий Светозаров, 1986

Сюжет прорыва очень похож на завязку фильма «Метро», но, в отличие от последнего, основан на реальных событиях. Правда, со стихией приходится справляться не пассажирам метрополитена, а инженерам и строителям, которые прокладывали в 1974 году новый тоннель ленинградского метро. Воды подземной реки затопляют тоннель и вызывают значительные разрушения на поверхности. Что удивительно, лента и сейчас смотрится достаточно современно: надежды на авось и попытки заделать пробоины паклей все так же встречаются на каждом шагу.

«Распад»

Режиссер Михаил Беликов, 1990

Сделанный по горячим следам катастрофы на Чернобыльской АЭС, этот фильм начала 1990-х представляет собой пазл, каждый из кусочков которого заставляет содрогнуться. Чего стоит один только мальчик, вернувшийся после эвакуации в город энергетиков, чтобы дождаться маму, и живущий на лестничной площадке вместе с облезлым котом. Правда, фильм вторит своему названию и распадается: части пазла не всегда стыкуются и складываются в общую картину. Но фильму, похоже, это и не нужно.


«Метро»

Режиссер Антон Мегердичев, 2013

Обычный утренний час пик в метро, переполненные вагоны, недовольные граждане... И стена воды, вдруг преграждающая путь одному из поездов. Семеро пассажиров не поддаются панике и пытаются выбраться из полузатопленного тоннеля собственным путем, не подозревая, что могут оказаться в ловушке. Среди них оказываются муж Ирины и ее любовник, вынужденные помогать друг другу, чтобы спастись, несмотря на эмоции. «Метро» существенно отличается от большинства своих отечественных предшественников. В нем есть качественная компьютерная графика и спецэффекты, впечатляющие сцены катастрофы и в то же время очень камерная, помещенная в замкнутое пространство история отношений между людьми.

Читайте также
Новости «Метро» едет в Канн На Каннском кинорынке в очередной раз будет организован стенд «Кино России», который объединит 18 отечественных компаний и организаций. Впервые международным байерам покажут картину «Метро», сделки по которой уже закрыты по нескольким ключевым территориям. Второй российский стенд — «Роскино» — представит еще 25 дистрибьюторских и продюсерских компаний.
Статьи «Метро»: Фильм о фильме КиноПоиск представляет специальный материал о фильме-катастрофе «Метро». В нем создатели картины рассказывают о том, как воссоздавались тоннели метро, с какими объемами воды приходилось иметь дело, и показывают многое из того, что осталось за кадром.
Интервью Анатолий Белый: «Мне хватает экстрима в реальной жизни» Во время съемок «Метро» мы проводили в бассейне полную рабочую смену. Это в среднем 12 часов в гидрокостюме с перерывом на обед. Очень забавные ощущения, когда ты ешь, а у тебя все внутри хлюпает.
Комментарии (47)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...