10 января в российский прокат выходит экранизация романа Льва Толстого «Анна Каренина» с Кирой Найтли в главной роли. КиноПоиск изнутри подглядел, что творилось на съемочной площадке фильма, как проходил кастинг и какие типажи для массовки искал режиссер Джо Райт.
Совсем недавно наш друг Дмитрий Дроздов рассказывал о том, как он участвовал в кастинге для фильма «Анна Каренина». Теперь пора поведать и о том, как проходили сами съемки. Мотор!
Выдержав конкурс в почти десять человек на место, я попал в роман Льва Толстого «Анна Каренина», напичканный визажистами, кинокамерами и многочисленными актерами массовки. Фильм, о котором говорил весь русский Лондон, снимает известный британский режиссер Джо Райт, а в главных ролях заняты Кира Найтли (Анна Каренина), Джуд Лоу (Каренин) и Аарон Тейлор-Джонсон (Вронский). Дорога к славе, как оказалось, очень терниста и требует сил и отречения от многих радостей жизни.
Через тернии в кино
Съемочный день вырисовался на горизонте совершенно неожиданно. После удачного кастинга в одной из церквей на западе Лондона я получил электронное письмо, извещающее меня о том, что «я прошел отбор», но затем наступила долгая тишина. Настолько долгая, что я решил сбрить отращиваемую по заказу съемочной группы бороду и подумал, что я не подошел. «Завтра примерка, а съемки в начале ноября!» — тараторила в трубку Эшли из актерского агентства. Я не мог поверить своей удаче и сразу же взял отгулы на означенные дни.
Больше всего на съемках меня поразило внимание к деталям и мелочам — от костюма и реквизита до надписей, вывесок и атмосферы. На примерке вершилось главное — определялась моя роль, мой образ в данной сцене фильма. С легкой руки костюмеров я был выряжен в синий костюм военного с неопределенным чином. После этого другой мастер подобрал мне парик и бакенбарды. Законченный образ сфотографировали, все вещи сложили в отдельный пакет, надписали моим именем и прикрепили фотографию, чтобы потом в точности все воссоздать.
Ох, рано встают актеры
И вот настал день съемок. На площадке в студии Shepperton на юго-западе Лондона нужно было быть в 06:30. Поезда так рано еще не ходили, поэтому были организованы автобусы от станции Чаринг-Кросс. Для того чтобы попасть туда к 05:15, пришлось проснуться в 4 часа! Убеждая себя в том, что искусство требует жертв, и заправляясь кофе, мы доехали до студии, попутно знакомясь с другими актерами. Как и на кастинге, это были самые разные люди: русские, украинцы, поляки, словаки, румыны, даже англичане. Многие снимаются в массовке уже давно, параллельно работая над разными фильмами. Впрочем, таких новичков, как я, тоже хватало. На студии нас первым делом покормили завтраком, а затем отправили перевоплощаться. Час спустя разношерстная масса невзрачно одетых людей превратилась в аристократов во фраках, гусаров, музыкантов, военных разных родов войск, танцовщиц кабаре и многих других.
К 9 часов утра нас пригласили в съемочный павильон, который находился неподалеку. В тот день снимали сцену «Французский театр». По представлению режиссера в то время это было нечто среднее между ночным питейным заведением, кабаре и публичным домом. Словом, злачное место. В огромном ангаре был выстроен настоящий камерный театр с дощатой сценой, кулисами, барной стойкой, столиками и элегантными креслами. По углам высились старинные масляные лампы, лежали кружевные дамские зонтики, пузатый самовар, поднос с обрывком настоящей русской газеты XIX века и еще много-много антикварных вещей. Искусственный дым, нагоняемый специальным вентилятором, создавал атмосферу накуренного помещения. На барной стойке толпились хрустальные графины и бокалы с вином (как позже выяснилось, это был сок и подкрашенная вода). Рядом, на мраморной доске, высился огромный кусок льда, который барменши кололи и накладывали в бокалы.
Как я стал курильщиком
К 09:30 появился режиссер Джо Райт — в кепке и цветастой душегрейке. Он поздоровался и пожал руки нескольким актерам, хотя многих видел впервые. После этого каждому была разъяснена его роль: кто-то стал порядочным отцом семейства, случайно забредшим в это греховное место, кто-то должен был изображать еле стоящего на ногах дворянина, кто-то — угощать гостей вишней. Меня спросили, курю ли я, и предложили пройти через площадку с сигаретой, а на середине выдохнуть дым. Я решил, что это мой шанс быть замеченным на экране, и сразу же согласился. После того как мне выдали мундштук и сигареты, выяснилось, что те были не настоящие, а травяные, без табака.
Я судорожно пытался расслабиться и вспомнить ощущения и поведение пьяного человека. Прозвенел звонок — точно такой же, как когда-то в школе. Режиссер выкрикнул заветное слово «Action!». Заиграл оркестр, на сцене начали исполнять канкан, официантки наливали вино, а на барной стойке сидела настоящая обезьянка. Я с бокалом «вина» в одной руке и сигаретой в другой прошел через сцену, выдохнул на ее середине клуб дыма и ушел на другую сторону. «Еще раз!» — потребовал режиссер. «Еще!» — послышалось через несколько минут. Джо Райту хотелось снять побольше дублей с разных ракурсов, со звуком и без, а я все курил и курил. На шестой сигарете я пожалел о том, что согласился стать курильщиком. Утешением был виноградный сок, который я пил после каждой сигареты, чтобы избавиться от кислого привкуса.
Впрочем, вскоре пришла другая беда: из-за такого количества выпитого сока, я вдруг заинтересовался, где находится ближайшая уборная. Страшным откровением стало то, что в павильоне ее нет. Да и вообще отлучиться можно будет только в обед. Время шло мучительно медленно, хотелось спать, есть, хотелось на свежий воздух, в туалет — в общем, всего сразу. Ощущение было такое, как в детстве, когда идешь с мамой в магазин и не понимаешь, что она выбирает и когда она закончит.
В конце концов прозвучала заветная команда «Cut!» («Снято!»). Прозвенело два звонка, и все потянулись на выход. На обед актеров массовки ждал царский или, скорее, императорский обед — огромный выбор салатов, сыров, супа, мясного, сладкого. Нам раздали смешные целлофановые фартучки, чтобы не заляпать костюмы. После обеда началось фотографирование в костюмах.
Пять минут славы
После обеда нас выстроили в ряд, а помощники режиссера проходили вдоль ряда и выбирали нас в разные группы возле сцены. «Я чувствую себя представителем древнейшей профессии», — в шутку пожаловался мне коллега. В этот момент я почувствовал на себе жгучий взгляд режиссера и услышал: «Ты». Я был выбран на роль (18-го плана) друга Махотина — офицера, которого Вронский вызывает на дуэль. Это значит, что вероятность моего попадания на экран сильно повышалась. Я должен был сидеть рядом с Махотиным и гоготать над шутками клоуна, а также засвидетельствовать вызов на дуэль. В момент, когда Вронский в белоснежном мундире шлепает по лицу Махотина, тот падает мне на колени, а я его должен поддерживать. Включая репетиции, актер, исполняющий роль Махотина, упал мне на колени, наверное, раз пятнадцать. После этого ему и мне предстояло долго, минут десять, смеяться на выходками клоуна. Часто клоуна заменял обычный работник съемочной группы, делавший вид, что он что-то изображает, так что выдавливать из себя смех по 10 минут было непросто. Каждые 5—10 минут подходили стилисты, поправляли макияж, парик и бакенбарды.
После того как все закончилось, я поймал на себе восхищенные взгляды других массовиков: «Поздравляю!», «Ну вот ты и попал в кино». Атмосфера на съемках была очень демократичной. И Аарон Джонсон, и Кира Найтли, и Джуд Лоу были очень вежливы и милы. Но их сосредоточенность на роли оберегала от пустых разговоров и праздных вопросов.
К концу рабочего дня четырехчасовая ночь, волнение и, видимо, курение дали о себе знать — я почувствовал себя смертельно уставшим. А тем временем съемки задерживались на два часа — закончили мы только в 20:30. Меня поразило, что все это время, с 09:30 до 20:30, режиссер наравне со всеми был на съемках! После последней за этот день команды «Снято!» аристократы, военные, официантки, барменши, танцовщицы и даже индийский принц стали разоблачаться. Было грустно видеть, как импозантная публика переодевалась в джинсы и футболки, превращаясь в серую уличную массу. Сказка закончилась.
здорово, спасибо за статью, очень интересно!)) Меня поразило, что все это время, с 09:30 до 20:30, режиссер наравне со всеми был на съемках! всегда удивляюсь откуда у таких людей силы берутся!)