15 ноября в прокат вышел фильм «Экипаж», где главный герой — пилот пассажирского самолета — выполняет сложную фигуру высшего пилотажа ради спасения жизней. КиноПоиск решил узнать, насколько реальна эта ситуация в жизни.
ОСТОРОЖНО! В СТАТЬЕ МОГУТ БЫТЬ СПОЙЛЕРЫ!
После одиннадцатилетнего перерыва в игровом кино Роберт Земекис снял картину «Экипаж» о летчике, который спасает пассажиров, выполняя головокружительный трюк на своем лайнере. При заходе на посадку Уип Вайтекер переворачивает самолет днищем вверх и таким образом выходит из пике. После этого все коллеги говорят пилоту, что он совершил невозможное.
События фильма
Командир объявляет посадку. И вдруг неожиданный толчок, а потом еще один. Самолет содрогается. Второй пилот кричит Вайтекеру, что отказали гидравлика и рули высоты. Машина начинает резко снижаться. Экипаж выпускает закрылки и шасси — не помогает. Тогда командир принимает рискованное решение. Стюардесса велит пассажирам склонить голову к коленям и накрыть ее руками. Второй пилот по команде убирает закрылки и шасси, предварительно выпустив топливо. Вайтекер ведет штурвал против часовой стрелки. Самолет переворачивается вверх днищем и перестает так резко терять высоту.
Когда до земли остается совсем немного, командир переворачивает самолет обратно. Отказывают двигатели, второй пилот их отключает. Машина начинает планировать и падает на большое поле. Жертвы минимальны. Вайтекер совершил чудо.
Строго говоря, тема авиации Земекису знакома: режиссер имеет лицензию пилота-любителя. Но реальна ли та ситуация, которую он показал в своем фильме? Точных аналогов ей нет.
Истории, когда экипажу удавалось вывести самолет из пике, авиации известны. В 1985 году пилоты Boeing 747 компании China Airlines сумели выровнять машину, пролетев в пике 9 километров. Тогда их спасла большая высота. Дело было над Тихим океаном, и падать они начали практически с 12 километров.
Попытка спасти самолет, перевернув его, была предпринята в 2000 году пилотами McDonnell Douglas MD-83, принадлежавшего Alaska Airlines. Машина продержалась в таком положении немного больше минуты, после чего все равно упала в Тихий океан.
В фильме к техническому фактору прибавляется еще и человеческий. Вайтекер страдает от алкогольной и кокаиновой зависимости, что отражается на его репутации. Эта ситуация тоже напоминает одну реальную историю. В 2001 году капитан Роберт Пише посадил Airbus 330 после отказа обоих двигателей. 306 пассажиров остались в живых, но пилот был объявлен изгоем, когда журналисты опубликовали статью о его криминальном прошлом.
Если ситуация в фильме — это выдумка сценаристов, то возникает вопрос: чисто теоретически рассуждая, можно ли и правда спасти самолет, заставив его лететь брюхом вверх, тем более при посадке?
КиноПоиск решил спросить об этом опытных летчиков и специалистов гражданской авиации.
Комментарии экспертов
Сергей Александрович, пилот с 40-летним стажем:
«Заход на посадку — это сложнейший элемент полета. Посадочная скорость составляет приблизительно 240-250 км/ч на пассажирском самолете. В этот момент самолет находится на границе режима сваливания. Режим сваливания заключается в том, что самолет резко поднимает нос, начинается дрожание всего фюзеляжа, после этого машина сваливается на крыло и летит до самой земли. Ее уже ничем не выведешь. Это не истребитель, у которого можно рули поставить нейтрально и попытаться его вывести. Пассажирский самолет так не реагирует, он очень тяжелый. У него полетный вес где-то приблизительно 80 тонн. У грузовых самолетов он достигает 200 тонн.
Так что герои должны были свалиться в отвесное пике. Когда пилот в фильме принимает решение о перевороте, высота составляет 21 000 футов. Это где-то в пределах 6 километров. Ситуация абсолютно нереальная. Переворачивание самолета с пассажирами — это неминуемая катастрофа. Самолет и так полностью теряет скорость, а при переворачивании они потеряют еще как минимум около 2,5-3 километров высоты. Они уже в земле.
Если попробовать сделать „бочку“ на пассажирском самолете — испытания такие проводились на Ил-18, — то машина при скорости где-то в 650 км/ч потеряет порядка трех километров высоты.
Чтобы выполнить такой маневр, нужно приподнять нос самолета, дать режим двигателям почти до взлетного и только после этого пытаться рулями дать такой крен больше 90 градусов. При этом крыло уходит на закритический угол атаки. Самолет сначала дрожит, а потом сваливается в плоский штопор.
Кроме всего прочего, в полете время очень спрессовывается. Экипаж не успел бы ничего придумать. Только если бы отрабатывал такую ситуацию много раз на тренажере. Но это невозможно. В тренажере такой сценарий не предусмотрен».
Для наглядности мы изобразили схемы полетов в инфографике.
Александр, инженер по авиационным электросистемам и пилотажно-навигационным комплексам:
«Вызывает сомнения фраза второго пилота «У нас отказала гидравлика». При отказе гидравлики никакие управляющие устройства — элероны, спойлеры, рули направления и рули высоты — не будут функционировать. Они застывают либо в том положении, при котором случился отказ, либо в нейтральном. А в фильме часть приборов волшебным образом работает так, как полагается! Хотя в реальности все действия экипажа должны были быть тщетными».
Пилот гражданской авиации, пожелавший остаться неизвестным, Мадрид, Испания:
«Самолет в фильме похож по модели на MD-80, на котором я летаю. Возможен ли тот трюк, который выполняет Вайтекер? Только если ты пьян или под кокаином! Это чистое сумасшествие. Теоретически, конечно, так можно перевернуть самолет. Но не в условиях рейса и, конечно, уж не с полным салоном пассажиров. Был случай, когда один пилот демонстрировал Boeing компании-покупателю и сделал на нем „бочку“. Его моментально уволили.
Что бывает за пьянство во время рейса? Лишение лицензии пилота. Либо отстранение от полетов на длительное время, но это если очень повезет».