• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

«Бочка» на пассажирском самолете: Это фантастика?

15 ноября в прокат вышел фильм «Экипаж», где главный герой — пилот пассажирского самолета — выполняет сложную фигуру высшего пилотажа ради спасения жизней. КиноПоиск решил узнать, насколько реальна эта ситуация в жизни.
«Бочка» на пассажирском самолете: Это фантастика?

ОСТОРОЖНО! В СТАТЬЕ МОГУТ БЫТЬ СПОЙЛЕРЫ!

После одиннадцатилетнего перерыва в игровом кино Роберт Земекис снял картину «Экипаж» о летчике, который спасает пассажиров, выполняя головокружительный трюк на своем лайнере. При заходе на посадку Уип Вайтекер переворачивает самолет днищем вверх и таким образом выходит из пике. После этого все коллеги говорят пилоту, что он совершил невозможное.

События фильма

Командир объявляет посадку. И вдруг неожиданный толчок, а потом еще один. Самолет содрогается. Второй пилот кричит Вайтекеру, что отказали гидравлика и рули высоты. Машина начинает резко снижаться. Экипаж выпускает закрылки и шасси — не помогает. Тогда командир принимает рискованное решение. Стюардесса велит пассажирам склонить голову к коленям и накрыть ее руками. Второй пилот по команде убирает закрылки и шасси, предварительно выпустив топливо. Вайтекер ведет штурвал против часовой стрелки. Самолет переворачивается вверх днищем и перестает так резко терять высоту.

Когда до земли остается совсем немного, командир переворачивает самолет обратно. Отказывают двигатели, второй пилот их отключает. Машина начинает планировать и падает на большое поле. Жертвы минимальны. Вайтекер совершил чудо.

Строго говоря, тема авиации Земекису знакома: режиссер имеет лицензию пилота-любителя. Но реальна ли та ситуация, которую он показал в своем фильме? Точных аналогов ей нет.

Истории, когда экипажу удавалось вывести самолет из пике, авиации известны. В 1985 году пилоты Boeing 747 компании China Airlines сумели выровнять машину, пролетев в пике 9 километров. Тогда их спасла большая высота. Дело было над Тихим океаном, и падать они начали практически с 12 километров.

Попытка спасти самолет, перевернув его, была предпринята в 2000 году пилотами McDonnell Douglas MD-83, принадлежавшего Alaska Airlines. Машина продержалась в таком положении немного больше минуты, после чего все равно упала в Тихий океан.

В фильме к техническому фактору прибавляется еще и человеческий. Вайтекер страдает от алкогольной и кокаиновой зависимости, что отражается на его репутации. Эта ситуация тоже напоминает одну реальную историю. В 2001 году капитан Роберт Пише посадил Airbus 330 после отказа обоих двигателей. 306 пассажиров остались в живых, но пилот был объявлен изгоем, когда журналисты опубликовали статью о его криминальном прошлом.

Если ситуация в фильме — это выдумка сценаристов, то возникает вопрос: чисто теоретически рассуждая, можно ли и правда спасти самолет, заставив его лететь брюхом вверх, тем более при посадке?

КиноПоиск решил спросить об этом опытных летчиков и специалистов гражданской авиации.

Комментарии экспертов

Сергей Александрович, пилот с 40-летним стажем:

«Заход на посадку — это сложнейший элемент полета. Посадочная скорость составляет приблизительно 240-250 км/ч на пассажирском самолете. В этот момент самолет находится на границе режима сваливания. Режим сваливания заключается в том, что самолет резко поднимает нос, начинается дрожание всего фюзеляжа, после этого машина сваливается на крыло и летит до самой земли. Ее уже ничем не выведешь. Это не истребитель, у которого можно рули поставить нейтрально и попытаться его вывести. Пассажирский самолет так не реагирует, он очень тяжелый. У него полетный вес где-то приблизительно 80 тонн. У грузовых самолетов он достигает 200 тонн.

Так что герои должны были свалиться в отвесное пике. Когда пилот в фильме принимает решение о перевороте, высота составляет 21 000 футов. Это где-то в пределах 6 километров. Ситуация абсолютно нереальная. Переворачивание самолета с пассажирами — это неминуемая катастрофа. Самолет и так полностью теряет скорость, а при переворачивании они потеряют еще как минимум около 2,5-3 километров высоты. Они уже в земле.

Если попробовать сделать „бочку“ на пассажирском самолете — испытания такие проводились на Ил-18, — то машина при скорости где-то в 650 км/ч потеряет порядка трех километров высоты.

Чтобы выполнить такой маневр, нужно приподнять нос самолета, дать режим двигателям почти до взлетного и только после этого пытаться рулями дать такой крен больше 90 градусов. При этом крыло уходит на закритический угол атаки. Самолет сначала дрожит, а потом сваливается в плоский штопор.

Кроме всего прочего, в полете время очень спрессовывается. Экипаж не успел бы ничего придумать. Только если бы отрабатывал такую ситуацию много раз на тренажере. Но это невозможно. В тренажере такой сценарий не предусмотрен».

Для наглядности мы изобразили схемы полетов в инфографике.

Александр, инженер по авиационным электросистемам и пилотажно-навигационным комплексам:

«Вызывает сомнения фраза второго пилота «У нас отказала гидравлика». При отказе гидравлики никакие управляющие устройства — элероны, спойлеры, рули направления и рули высоты — не будут функционировать. Они застывают либо в том положении, при котором случился отказ, либо в нейтральном. А в фильме часть приборов волшебным образом работает так, как полагается! Хотя в реальности все действия экипажа должны были быть тщетными».

Пилот гражданской авиации, пожелавший остаться неизвестным, Мадрид, Испания:

«Самолет в фильме похож по модели на MD-80, на котором я летаю. Возможен ли тот трюк, который выполняет Вайтекер? Только если ты пьян или под кокаином! Это чистое сумасшествие. Теоретически, конечно, так можно перевернуть самолет. Но не в условиях рейса и, конечно, уж не с полным салоном пассажиров. Был случай, когда один пилот демонстрировал Boeing компании-покупателю и сделал на нем „бочку“. Его моментально уволили. Что бывает за пьянство во время рейса? Лишение лицензии пилота. Либо отстранение от полетов на длительное время, но это если очень повезет».

Читайте также
Новости Том Хэнкс присоединился к фантастике от режиссера «Игры престолов» Фильм под названием Bios снимет постановщик «Битвы бастардов» Мигель Сапочник.
Статьи «Доктору Кто всегда нужен рычаг»: Эволюция машин времени в кино и сериалах Машины времени — самый популярный транспорт этого сериального сезона. КиноПоиск вспомнил, как странные агрегаты менялись за последние десятилетия в кино и сериалах.
Статьи Вопрос из зала: Куда пропал соавтор трилогии «Назад в будущее» Боб Гейл? Что стало с талантливым сценаристом после успеха «Назад в будущее», почему он больше не принимает участия в крупных голливудских проектах и не работает с Робертом Земекисом?
Комментарии (59)

Новый комментарий...

  • 18

    Golden Man 10 декабря 2012, 17:35 пожаловаться

    #

    Случай один на миллиард!И не стоит так сильно придираться, это же все-таки кино!

    ответить

  • Мы не придираемся, а разбираем факты.

    ответить

  • 11

    Maverno 10 декабря 2012, 17:55 пожаловаться

    #

    По сути фильм вообще не об этом.

    ответить

  • По сути, статья не совсем о фильме.

    ответить

  • 30

    linn1024 10 декабря 2012, 19:42 пожаловаться

    #

    Отличная статья! Всегда интересно узнать, как бы в реальной жизни произошла та или иная ситуация.

    ответить

  • 22

    annngie 10 декабря 2012, 20:33 пожаловаться

    #

    Нужно учесть факт, что в самом фильм упомянулось-10 пилотов, пытавщихся в ходе расследования повторить маневр, не справлялись и разбивали самолеты. В этом и суть. Вопреки всем законам и понятиям самолет всё же перевернулся. Пояэтому-то его и назвали чудом. Будьте проще.

    ответить

  • Поэтому это и кино. Будьте проще.

    ответить

  • 1

    felice777 28 февраля 2013, 05:17 пожаловаться

    #

    обязательно со всеми спорить! хоть бы раз согласился для разнообразия…

    ответить

  • 1

    Dima Solovyev 10 декабря 2012, 20:39 пожаловаться

    #

    Статья еще более поверхностна, чем описание случая в фильме. В руководстве к «Боингам» при возникновении сильного крена рекомендуют «докрутить» штурвал в сторону, куда ближе — т. е. сделать ту самую бочку, в случае чего :-) А упомянутый 747-й, летящий на высоте 14 км — это вообще область фантастики) В том случае он был на стандартном эшелоне 12500.

    ответить

  • 1

    blackangely 10 декабря 2012, 23:01 пожаловаться

    #

    высота полета Боинга — 13700 м максимальная, вы при том полете лично присутствовали?))

    ответить

  • 21

    alexronin 10 декабря 2012, 22:59 пожаловаться

    #

    И всё-таки переворот самолета и планирование куда реальнее и вероятнее нежели вылечивание перелома позвоночника в пещерных условиях.

    ответить

  • 1

    staplesnout 11 декабря 2012, 02:59 пожаловаться

    #

    А в каком фильме лечили позвоночник? :)

    Авторам спасибо за статью. Всегда интересно узнавать что-то интересное таким вот случайным образом, без целенаправленного поиска.

    ответить

  • 4

    staplesnout 11 декабря 2012, 03:03 пожаловаться

    #

    -интересно узнавать что-то интересное-

    Чорд, я опять в своём репертуаре. Перед клавиатурой просто тупею, дайте мне бумагу с ручкий. Или введите возможность редактирования собственной писанины :)

    ответить

  • 3

    staplesnout 11 декабря 2012, 03:09 пожаловаться

    #

    -с ручкий-

    Нет, в пилоты меня бы точно не взяли %)

    ответить

  • 2

    audiovideofil 11 декабря 2012, 11:09 пожаловаться

    #

    Или введите возможность редактирования собственной писанины :)
    Вы два поста подряд тупо прикалываетесь или действительно не видите, что она есть у каждого, кто пишет?

    ответить

  • 1

    staplesnout 11 декабря 2012, 18:49 пожаловаться

    #

    По крайней мере сейчас я эту кнопку не вижу, честно-честно!

    ответить

  • audiovideofil 11 декабря 2012, 18:53 пожаловаться

    #

    Дайте пруфпик, можно в личку.

    ответить

  • 3

    staplesnout 11 декабря 2012, 19:05 пожаловаться

    #

    Кажется, понял. Эта кнопка есть только у тех сообщений, которые являются последними в своей ветке. Значит, действительно не заметил, потому что искал именно формулировку «редактировать». Спасибо за вправление мозгов. Стремления тупо прикалываться у меня не было.

    ответить

  • 2

    audiovideofil 11 декабря 2012, 19:09 пожаловаться

    #

    Всё верно, только у последних.
    Увы, но удалить все комментарии возможно лишь по общей договорённости с собеседником — придётся поочерёдно с ним удалять все свои посты.

    ответить

  • 6

    Vladimir88 11 декабря 2012, 13:44 пожаловаться

    #

    Позвоночник лечили в последнем Бэтмене!

    ответить

  • 1

    staplesnout 11 декабря 2012, 18:50 пожаловаться

    #

    Спасибо, еще не смотрел.

    ответить

  • 21

    audiovideofil 10 декабря 2012, 23:05 пожаловаться 24 августа 2001 года — Air Transat Airbus A330-243

    #

    После отказа обоих двигателей пилот совершил самое долгое планирование. Стал изгоем после того, как журналисты опубликовали статью о его криминальном прошлом.
    Вот ублюдки! Человек целых 18 минут оттягивал массовую гибель пассажиров и экипажа, но они предпочли обнародовать, что Пиче в 2000 году вышел из тюрьмы — он отбывал срок в США за перевозку наркотиков. Это куда важнее, чем тот факт, что за несколько дней до аварии техники авиакомпании заменили правый двигатель на такой же, но другой модификации, и неправильно соединили топливные шланги, что вызвало утечку топлива из правого двигателя. Самолёт пролетал после этого ещё 60 часов… Желтушники!

    ответить

  • 1

    DirOff 11 декабря 2012, 15:19 пожаловаться

    #

    Ну так фильм же как раз про это, Уитакер совершил невозможно и спас людей, но все равно был обвинен.

    ответить

  • 3

    audiovideofil 11 декабря 2012, 15:26 пожаловаться

    #

    Это замечательно, но я комментировал краткую историческую справку в инфографике.

    ответить

  • 14

    xirtam 11 декабря 2012, 10:58 пожаловаться отличная инициатива — поддерживаю!)

    #

    КП, молодцы — побольше таких статей. Разноплановость никому еще не вредила. Спасибо за труд!
    а по поводу ситуации: если уж экипажу на Аляске удалось таки однажды сделать бочку на пассажирском самолете (с пассажирами внутри) и пролететь таким образом чуть более минуты, то я не понимаю, чего это все эти профессионалы вот так вот заявляют, что это абсолютная фантастика? ну да тот рейс разбился… но бочку то сделали! и даже пролетели какое-то время вверх брюхом…
    не знаю… я реалист, но и в чудеса я верю! а кино — оно на то и кино — вселяет веру и надежду (ну, в большинстве случаев).

    ответить

  • 1

    Медвежатник 11 декабря 2012, 14:44 пожаловаться

    #

    пилот был объявлен изгоем, когда журналисты опубликовали статью о его криминальном прошлом

    Можно узнать откуда вы взяли эту информацию? Пилота наградили и он продолжал работать, долгое время, в этой же авиакомпании, о нем написали книгу, сняли фильм — что-то не тянет он на изгоя

    ответить

  • 1

    audiovideofil 11 декабря 2012, 15:29 пожаловаться

    #

    Почитайте здесь.
    © источник

    ответить

  • 1

    Медвежатник 11 декабря 2012, 18:33 пожаловаться

    #

    В этом «источнике» так же нет ни слова о том, что он стал изгоем.
    Меня интересует откуда авторы статьи взяли эту информацию. Я не утверждаю что они не правы, просто я не нашел такой же информации. Но думаю что авторы просто ошиблись, тем более в тексте написано одно: «пилот был объявлен изгоем», а на картинке другое: «едва не стал изгоем».

    Что-то определенно нужно подправить, т. к. выглядит желтовато

    ответить

  • 3

    audiovideofil 11 декабря 2012, 18:50 пожаловаться

    #

    Но думаю что авторы просто ошиблись, тем более в тексте написано одно: «пилот был объявлен изгоем», а на картинке другое: «едва не стал изгоем».
    Разные авторы, как вариант.
    А почему нельзя предположить, что после того, как о тебе сообщают что-то криминальное из никому неизвестного прошлого, то тебе проще стать изгоем. Особенно в той ситуации, когда после такого «полёта» все новости, передачи и т. д. только о тебе.

    ответить

  • Он именно что едва им не стал, после того как журналисты вытащили его грязное белье и стали мусолить. Но общество — вернее, те его члены, от которых зависела будущая судьба пилота — по счастью, оказалось сильнее.

    ответить

  • 3

    audiovideofil 11 декабря 2012, 19:29 пожаловаться

    #

    Наверное, среди них были те самые пассажиры, которых он благополучно приземлил.

    ответить

  • kurdalex 11 декабря 2012, 15:23 пожаловаться

    #

    А я вот чего понять не могу.
    Самолёт свалился в пике после того, как руль заклинило в направлении вниз. Из-за чего пилот на интуиции переворачивает самолёт, благодаря чему выводит его из пике. Но почему после повторного разворота самолёт начинает планировать, а не сваливается снова в пике?

    ответить

  • 1

    maxito_83 15 декабря 2012, 12:10 пожаловаться

    #

    мне кажется когда самолет из положения брюхом к верху вернулся в обычное положение, то нос самолета до этого тянущийся вверх по инерции не успел задраться опять вниз как самолет уже сел :)

    ответить

  • 5

    soap maker 11 декабря 2012, 19:40 пожаловаться

    #

    меня гораздо больше интересует правдоподобность такого факта, как бухой и вмазаный летчик попал за штурвал, ловко минуя медкомиссию

    ответить

  • 2

    T4 12 декабря 2012, 05:56 пожаловаться

    #

    Таки да, это же не в России происходит, где подобное рядовой случай.

    ответить

  • robcavalli 12 декабря 2012, 18:54 пожаловаться

    #

    В России одна из самых строгих авиационных медкомиссий

    ответить

  • T4 14 декабря 2012, 05:10 пожаловаться

    #

    O RLY?

    ответить

  • maxito_83 15 декабря 2012, 12:15 пожаловаться

    #

    была статья как украинские летчики поймались пьяными, или вот про английских и американских летчиков http://turist.rbc.ru/article/10/11/2010/220021

    ответить

  • maxito_83 15 декабря 2012, 12:16 пожаловаться

    #

    была статья как украинские летчики поймались пьяными, или вот про английских и американских летчиков http://turist.rbc.ru/article/10/11/2010/220021

    ответить

  • 1

    Arti_1 11 декабря 2012, 20:09 пожаловаться

    #

    картинку в большем размере залейте а то ничего не видно

    ответить

  • 4

    audiovideofil 12 декабря 2012, 00:14 пожаловаться

    #

    А Вы пробовали на неё нажимать левой кнопкой мыши?

    ответить

  • gregox 17 февраля 2013, 07:35 пожаловаться

    #

    ВНЕЗАПНО — у моего телефона нет правой кнопки мыши, как и мыши вообще

    ответить

  • 2

    audiovideofil 17 февраля 2013, 15:01 пожаловаться

    #

    Выбросьте телефон и купите мышь…
    Я говорил про левую кнопку, но если серьёзно, то как Вы нажимаете на ссылки?

    ответить

  • 3

    Whesley 12 декабря 2012, 08:49 пожаловаться

    #

    По всем законам вероятности экипаж Apollo 13 должен был погибнуть, но благодаря слаженой работе и не в последнюю очередь «удаче» — таки выжил. В жизни такое может случиться, что и нарочно не придумаешь.

    ответить

  • sfajrat 12 декабря 2012, 16:02 пожаловаться

    #

    спасибо, интересно

    ответить

  • 1

    Вавилен 12 декабря 2012, 18:41 пожаловаться Просьба к автору

    #

    Проверьте также насколько реалистично был снят полет в фильме «Опасный рейс» 2012 года.

    ответить

  • 1

    The_GodFather 12 декабря 2012, 20:46 пожаловаться РЭМБО

    #

    надо написать статью на тему фильма «РЭМБО» и узнать насколько он реален =)))

    ответить

  • maxito_83 15 декабря 2012, 12:21 пожаловаться про кино

    #

    Мне кажется в 90% авиакатастрофах от пилотов ничего не зависит, в смысле все они знают что делать, но не смогут помочь, если суждено упасть, могут даже птицы залететь «случайно» в двигатель и капец.

    ответить

  • maxito_83 15 декабря 2012, 12:30 пожаловаться реально!

    #

    наберите на ютубе загадка хитроу-расследование авиакатастроф или иранский пилот посадил боинг, и посмотрите, думаете пилоты спасли их? они делали что могли, какова была вероятность того что самолеты могли взорваться и все могли погибнуть? судьба только судьба знает кому умирать а кому жить.

    ответить

  • Дикий Пушистик 16 декабря 2012, 21:03 пожаловаться

    #

    как написали на одном авиафоруме — и супертанкер, и портовый буксир — суда. Но переплывёт ли буксир через океан?
    в теории может и можно сделать что-то этакое на авиалайнере… Но только один раз, скорее всего…

    ответить

  • Саусеп 17 декабря 2012, 16:39 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью!
    (Блин, меня раздражают комментарии из серии «чего вы к кино придираетесь» Это не разоблачающая статья, а познавательная. Вот неужели люди напрочь лишены любопытства по отношению к реальности и не хотят узнать, что в жизни возможно, а что нет и почему?)

    ответить

  • icy 18 декабря 2012, 14:01 пожаловаться

    #

    не совсем ясен смысл этой статьи. если не разоблачить, не постебаться… зачем тогда? ведь вы поймите, эта ситуация внештатная. а в таких ситуациях человек тоже действует сугубо индивидуально. а если учесть что он скушал перед вылетом, сколько пилоту лет, погода за иллюминатором, плотность воздуха, маршрут…

    ответить

  • icy 18 декабря 2012, 14:04 пожаловаться

    #

    ведь всё равно в итоге мы прийдём к тому факту что это кино и придиратся не стоит. ведь даже моя бабушка понимает что у боевого истребителя мавнёвренность выше чем у пассажирского лайнера.

    ответить

  • Кирей 21 января 2013, 17:39 пожаловаться

    #

    но теоритически все-таки возможно, а как на самомм деле не известно… фильм зачет. Дэнзелу оскар!

    ответить

  • 2

    Иви Вальмонт 2 февраля 2013, 01:12 пожаловаться

    #

    Помнится, в фильме также говорили, что способ посадки, которым воспользовался Уитакер, уникальный в своем роде, и никому не удалось успешно его продублировать. Не удивительно, что профи, к комментариям которых обращались в статье, в один голос отметили невозможность такого приземления.
    А по большому счету во время просмотра фильма мне, человеку даже близко не подходившему к кабине пилота, было абсолютно все равно: реально это или нет. Самолет вверх тормашками смотрелся завораживающе. Вот так-то.

    ответить

  • Денис Антонцев 18 декабря 2016, 02:32 пожаловаться

    #

    И Кочемасов (aka letchikleha) и Окань (aka denokan) оба утверждают, что пассажирский самолёт может сделать бочку.
    Вот что говорит Кочемасов об этом: кстати, в QRH (книга в которой описаны все отказы и действия по их устранению) Боинга написано, что в случае необходимости можно (и нужно) выполнить бочку, для выхода в нормальный полет.

    ответить

 
Добавить комментарий...