К 75-летию Ридли Скотта

Обсудить0

30 ноября исполняется 75 лет сэру Ридли Скотту — одному из самых важных режиссеров нынешнего Голливуда, создавшему такие ленты, как «Чужой», «Бегущий по лезвию» и «Гладиатор». В честь юбилея КиноПоиск вспоминает, как создавалась его первая полнометражная картина «Дуэлянты», заложившая фундамент для всей последующей карьеры британского постановщика.

Сэр Ридли Скотт за свою карьеру перепробовал себя в самых разных жанровых историях, которые он предпочитает рассказывать в сдержанной манере, делающей его картины убедительными, но не преуменьшающей их увлекательность. Неочевидных фильмов у него, пожалуй, нет. Названия большинства из них давно превратились в подобие нарицательных. Но как раз многие критики ценят самую первую ленту, обозначившую старт столь разнообразной и продолжительной карьеры. «Дуэлянты», снятые в 1977 году, были для Скотта пробой пера в полном метре (до того у него уже была короткометражка «Парень и велосипед», не говоря о другом профессиональном опыте, о котором чуть ниже) и, по словам британского режиссера, подготовили плацдарм для его вторжения на голливудскую территорию. Это немного другой Ридли Скотт, еще не жанровый профессионал, но уже самодостаточный и невероятно талантливый постановщик, обладающий изумительным визуальным чутьем, помогающим ему даже из минимума средств извлечь нечто обаятельное и вдохновляющее. Мэтр всегда охотно говорит об этом фильме, а об обстоятельном и длительном процессе съемок исторической драмы отзывается с исключительной теплотой.

В честь 75-летия маститого режиссера КиноПоиск предлагает вспомнить, как создавался дебютный фильм Скотта, вышедший на экраны 35 лет назад.

В отличие от большинства своих коллег, Ридли Скотт подошел к полнометражному дебюту изрядно подготовленным. Пятнадцать лет жизни он отдал съемкам рекламных роликов, которых за все время работы сделал больше тысячи. Оказавшись в конце 1970-х у кромки пятого десятка, будучи учредителем фирмы, успешно занимающейся съемками рекламы, он понял, что знает о Голливуде все, но как раз Голливуд не знает о нем ничего. Три раза Ридли пытался запустить собственную полнометражную картину. Среди так и не осуществленных проектов значатся «Замок Икс» (Castle X), запланированный для группы Bee Gees, фильм-ограбление «Ронни и Лео» (Ronnie and Leo), а также историческая лента «Пороховой заговор» (The Gunpowder Plot), посвященная Гаю Фоксу.

Сценарий для последней картины писал Джералд Вон-Хьюз, однако попытки продвинуть кино в производство обернулись провалом. Тем не менее Скотт был настолько доволен текстом, что решил продолжить сотрудничество с Воном-Хьюзом (о сценарии «Порохового заговора» он вспоминал долгие годы спустя и даже думал вернуться к этому забытому проекту). Так как у режиссера-дебютанта больших денег на покупку прав на экранизацию не было, Ридли решил искать материал среди рассказов писателей-классиков, чье творчество признано общественным достоянием. Однажды он наткнулся на произведение Джозефа Конрада «Дуэль». По прочтении Скотт понял, что именно эта новелла идеально подойдет для адаптации. Он отправил ее Вону-Хьюзу, тот разделил восторг и согласился поработать над текстом для фильма. Примечательно, что ровно в то же время другую адаптацию конрадовской прозы — романа «Сердце тьмы» — снимал американец Фрэнсис Форд Коппола. Картина называлась «Апокалипсис сегодня».

Действие «Дуэлянтов» происходит во времена наполеоновской кампании. Бонапарт не приветствует потасовок между своими подчиненными, так что дуэль является серьезным проступком, достойным риска лишь в исключительных случаях. Лейтенант д’Юбер (Кит Кэрредин) выполняет поручения гарнизонного генерала и не любит марать руки в неприятных историях, при первой возможности избегая подобных случаев. Не столь щепетилен отъявленный смутьян Феро (Харви Кейтель). Первому приказывают арестовать второго за дуэль, во время которой серьезно пострадал племянник страсбургского мэра. Д’Юбер выискивает Феро в салоне местной мадам и тактично разъясняет ему сложившуюся ситуацию. Меж тем в дальнейшем дебошир воспринимает случившееся как крупнейшее оскорбление, пытаясь вывести посланника на дуэль. Это их первая стычка из еще нескольких, перерывы между коими составят целые годы и вехи, лишь отдаляющие неотвратимую развязку. Герои похожи на дуалистическую конструкцию. Внешне столь разные, они представляют собой две крайности единого целого — метафору войны. И д’Юбер, и Феро столь одержимы своей враждой, что с течением времени сама причина искажается, а вспомнить ее, похоже, не суждено никому. Даже в военное время их жизни скучны и предсказуемы друг без друга.

Студия Paramount согласилась выдать на экранизацию рассказа Конрада 900 тысяч долларов — сумма даже по тем временам не слишком большая, а уж для исторической ленты и вовсе смехотворная. На две главные роли режиссер хотел взять звезд серии фильмов Ричарда Лестера о мушкетерах — Майкла Йорка и Оливера Рида. Но студия отказала ему, предпочтя выдвинуть кандидатуры четырех актеров. Двое из них подходили по типажу. Ими были Харви Кейтель (сорвавшийся со съемок упомянутого «Апокалипсиса», где его заменил Мартин Шин) и Кит Кэрредин. Ридли Скотт немного погодя отправился в Голливуд, чтобы лично уговорить американцев сняться в его фильме.

Переговоры, отнявшие два с половиной месяца, вылились в обещания режиссера дать своим актерам вкусную еду и отсутствие скуки на площадке, что и поманило звезд в Англию. Правда, Кэрредин чуть было не отказался от съемок. Его песня из фильма «Нэшвилл» в тот год выиграла «Золотой глобус» и «Оскар», что дало ему весомый кредит доверия у музыкального лейбла Asylum Records и предложение турне, в итоге не состоявшегося. Вон-Хьюз добавил дополнительных сцен в свою версию сюжета. Дабы более подробно раскрыть характеры основных героев, он ввел в сценарий героиню Дайаны Куик — гарнизонную жену, живущую с героем Кэрредина. Позднее Куик помогла Скотту найти еще одного актера. Им стал ее тогдашний ухажер Альберт Финни, сыгравший небольшую, хотя и заметную роль герцога Жозефа Фуше. Ридли старался экономить на всем, поэтому платой крупной звезде британского кино стал ящик хорошего шампанского.

В операторы Скотт взял Фрэнка Тайди. В тандеме они сняли около двух сотен роликов, но «Дуэлянты» стали их единственным совместным полнометражным фильмом. Костюмы для проекта шил Том Рэнд. Повседневные платья героев были изготовлены в Англии, военная униформа заказывалась у итальянской фирмы Peruzzi. Одежда двух центральных звезд обошлась в 19 тысяч долларов.

Перед стартом съемочного процесса все отговаривали Скотта от этой затеи. Казалось, все шло к тому, что фильм пройдет через производственный ад. Погода ухудшалась, темнело рано — неутешительные предпосылки для ленты, большую часть которой из экономии средств нужно было снимать на натуре. «Есть 900 тысяч причин, чтобы не снять картину, но единственной причиной, чтобы ее снять, должны быть вы сами», — сказал позднее Скотт.

Дальше отступать было некуда. Вместе с продюсером Айвором Пауэллом Скотт долго перебирал различные французские провинции, пока не утвердил для съемок департамент Дордонь (чье название он толком не мог выговорить). Съемки шли 80 дней попеременно в нескольких городах: французском Сарла-ла-Канеда (он выдавался за Страсбург), отлично сохранившем антураж прошлых веков, в шотландском Авиморе и Лондоне. Благодаря мэру Сарла-ла-Канеда Ридли сделал удивительное открытие: оказалось, что выбранная кинематографистами локация когда-то послужила местом действия реальной истории, вдохновившей Джозефа Конрада на рассказ (который он позиционировал как заготовку для будущего романа). Ее участниками были офицеры Пьер-Антуан Дюпон де л'Этан и Франсуа Фурнье-Сарловез (несдержанный прототип Феро), на протяжении 19 лет участвовавшие в 30 совместных дуэлях.

Аутентичность вообще в числе сильнейших сторон картины. Сабли в руках актеров — настоящие, не прикрытые наконечниками (их было видно на экране), но, несмотря на затупленное острие, клинки все же сохраняли опасность и запросто могли нанести серьезную травму. Для вступительной же дуэли кинематографисты использовали насаженные на рукоятки автомобильные антенны. Мушкеты также были реальными, а стоимость каждого из этих антикварных орудий составляла 17 тысяч фунтов, так что в сцене, где Харви Кейтель в досаде бросает пистолет в сторону, оружие приземлялось на специально заготовленный матрас. Экономия была столь жесткой, что для съемок одной из российских сцен Скотт позаимствовал фрагмент из своего рекламного ролика, снятого пятью годами ранее. Самоотдача режиссера дошла до того, что за фильм он не взял гонорар, вложив его в съемки.

В первый (и дождливый) съемочный день сентября 1976 года создавалась сцена, ставшая вступительной. Это дуэль, отсутствовавшая в оригинальном рассказе, но прекрасно задававшая тон экранизации. Снятый в очень нервной манере, эпизод демонстрирует хладнокровность героя Кейтеля, ловко парирующего нервному и метущемуся противнику (сыгранному сыном Алека Гиннесса, Мэттью, за спиной которого возле дерева стоят сыновья самого Скотта, Джейк и Люк). Удивительно, что звезда «Таксиста» до того никогда не держала в руках шпагу, обучаясь владению оружием две предсъемочные недели и показав отличные результаты. Строптивый артист к тому же игнорировал указания постановщика боев Билла Хобса (с 1970-х годов участвовавшего чуть ли не в каждом масштабном фильме, где требовалось фехтование) и в пылу драк старался не идти по специальным ножным меткам. Здание, возле которого происходит вводный бой, реальное, как и многие другие строения в фильме. Настолько был низок бюджет, не позволявший возводить декорации.

Впрочем, именно сдержанность в тратах и многие неотлаженные моменты придали сюжету живости. То лошадь уносила Харви Кейтеля слишком далеко (из-за чего приходилось смещать границу кадра, что лучше отразилось на его композиции), то актриса Кристина Рейнес, играющая будущую супругу героя Кита Кэрредина (на тот момент она была его реальной подругой), в сцене предложения неожиданно начала нервно хихикать, увидев, что конь актера стал себя вести похотливо, оттого не мог стоять на месте и норовил запрыгнуть на находившуюся рядом кобылу. Утомительные курьезы продолжались все время. Для съемки эпизода дуэли на лошадях Ридли Скотт с коллегами перепутал место и после вынужден был потратить три часа, чтобы присоединиться к остальной группе. Обходясь без травм весь процесс съемок, Кит Кэрредин в последний рабочий день неожиданно был сброшен лошадью и провел какое-то время в больнице.

Панорамные виды природы добавили немало хлопот. Солнце начинало потихоньку садиться уже в четыре, а самый лучший вид был где-то около трех. У съемочной группы для подобных сцен было меньше часа, чтобы отснять нужный материал. Так, 45 минут понадобилось, чтобы снять третью дуэль, чье действие происходит в амбаре дома. Вон-Хьюз расписал в сценарии, что поединок происходит под сенью вязов. Скотт же перенес действие в помещение, куда сквозь окна, минуя спины зевак, бьют потоки света, пока два непримиримых врага кружатся в каком-то уж причудливом танце, а со спины д'Юбера свисают кровавые лохмотья рубашки. Чтобы высечь искры из ударов клинков о стены, техники подвели к кирпичам электричество, установленное для качественного визуального эффекта на необходимую мощность, неожиданно позволившую бить током и по самим актерам.

Самой изумительной сценой «Дуэлянтов» является эпизод с Харви Кейтелем, подымающимся на вершину холма и обозревающим оттуда реку Дордонь (высота составляла 200 метров, что заставляло актера понервничать). Простой наезд камеры не устраивал Скотта, а прокладывать рельсы к холму или везти кран не было возможности. Оператор снимал сцены с тележки, которую просто раз за разом ставили в определенные места (поднимали эту тяжесть по холму главный рабочий-постановщик Дэвид Кадволладер и его подчиненные), фиксируя подъем Кейтеля наклонными ракурсами. Кинематографисты спешили снять эпизод до того момента, как взойдет солнце и откроется феноменально живописный вид, ставший невыразимо точной кульминацией картины. Сцена была навеяна портретом Наполеона Бонапарта, как-то увиденным Скоттом в каком-то альбоме. Правда, точное название он вспомнить не может, но два варианта напрашиваются сами собой: либо это картина Франсуа-Жозефа Сандманна, либо творение его британского коллеги Бенджамина Роберта Хейдона.

Кое-какие важные творческие ходы обнаружили себя уже на поздней стадии. Во время монтажа Ридли Скотт решил, что сцена дуэли на конях в определенном моменте несколько медлительна. В фильме персонаж Кита Кэрредина ждет решающего выпада противника, а попутно в его сознании на какие-то доли секунды вспыхивают уже произошедшие события. Все эти прерывистые флешбэки в духе картин Николаса Роуга Скотт вставил уже при монтаже. Хотя сначала прием вызвал сомнения коллег, но спустя годы окончательно ясно, что такое решение смотрится довольно уместно и даже захватывающе.

Премьера ленты состоялась на Каннском фестивале, где она получила приз за лучший дебют («Золотая пальмовая ветвь» ушла к буколической драме братьев Тавиани «Отец мой, пастырь мой»). Уже тогда было понятно, что значение дебютного фильма Ридли Скотта вряд ли обусловлено коммерческими достижениями, которых у него, в сущности, не было. «Кинобизнес для меня тогда был новой территорией. Я снял „Дуэлянтов“ и „Чужого“. „Дуэлянты“ не имели коммерческого потенциала, но все важные студийные люди, которые видели фильм, полюбили его всей душой. По-моему, они напечатали семь копий для американского проката. Я подумал: „Ого!“ Мне казалось, что это нормальный объем релиза, нелепо по сравнению-то с нынешними тремя тысячами копий. Но фильм провалился. Они до сих пор говорят, что деньги им так и не вернулись в полной мере», — рассказывал Скотт в интервью журналу Empire в 2002 году.

The New Yorker назвал «Дуэлянтов» одним из самых впечатляющих режиссерских дебютов в истории британского кино. Картина Ридли Скотта важна для своего создателя тем, что уже на столь раннем этапе его творчества (впрочем, в большое кино он пришел в достаточно зрелом возрасте и с немалым художественным багажом) задала вектор всем дальнейшим работам. Не говоря о том, что многие приемы, использованные здесь (применение ручной камеры, кропотливая работа с цветовыми фильтрами), будут воспроизведены и в том же «Чужом», ставшем первым шагом в карьере этого постановщика как одного из важнейших, плодовитых и уникальных мастеров современного Голливуда.

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

22 января17
18 января1
22 декабря 202317
8 декабря 202360

Главное сегодня

Вчера3
3 часа назад2
Сегодня0
Сегодня3
Сегодня0
Сегодня10
Сегодня10
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

уважаю и поздравляю! прекрасный режиссер, который хорош в любом жанре!

4