Ренат Давлетьяров: «Зритель не хочет травм, он хочет хеппи-энда»

Обсудить0

Одно дело, когда снимаешь картину с большим бюджетом, масштабной рекламной кампанией, она должна обязательно окупиться. А «Стальная бабочка» недорогая, она копейки стоит. И я счастлив уже оттого, что мы вообще выходим в прокат.

Ренат Давлетьяров известен в первую очередь как продюсер самых успешных российских комедий из серии «Любовь-морковь». Хотя в его послужном списке есть и должность директора Московского международного кинофестиваля, и создание фестиваля артхаусного кино «2-in-1», и пост президента Гильдии продюсеров России. Начинал будущий продюсер на киностудии «Мосфильм» — ставил декорации, потом был заместителем директора картины, а в дальнейшем и директором картины. Сейчас продюсер Давлетьяров стал еще и режиссером — по воле различных случаев. 1 ноября выходит его «Стальная бабочка», а в будущем году на экранах должен оказаться фильм «Однажды», о котором КиноПоиск уже рассказывал.

КиноПоиск встретился в Ренатом Давлетьяровым в сентябре в Астрахани, где проходили съемки «Однажды». У съемочной группы был выходной, а у постановщика — время на общение с журналистами. Давлетьяров рассказал, как оказался в режиссерском кресле «Стальной бабочки», почему нельзя работать в кино с холодным носом и как он собирается этот самый нос утереть Даррену Аронофски. Также он признался, какие фильмы больше никогда не будет снимать.

У «Стальной бабочки» сложная судьба: менялись режиссеры, потом вы сами заняли режиссерское кресло. Чем эта история вообще вас заинтересовала?

У меня есть друг и партнер Саша Котелевский. Он принес мне синопсис. Я почитал: сериал про ментов. Говорю, снимать не будем. Обычно разговор на этом заканчивается, но тут он что-то почувствовал. И еще раз завел разговор, но я ответил, что мы это снимать не будем. Хочешь — сам снимай. Потом пришел автор сценария Юрий Коротков и вкратце, то есть за час (быстрее он не умеет разговаривать), рассказал мне историю. Когда мне Юрик рассказал ее, я уже понял и сказал «да». Но сам я, конечно, снимать ничего не собирался.

Еще до появления режиссера мы стали искать главную героиню, потому что поняли, что девочка — это все. Нашли Дашу. Я ее не узнал на пробах, честно говоря. Я не смотрю ситкомы, но что-то ведь мелькает по телевизору постоянно. Пришла девочка в шапочке, в курточке, что-то почитала. Вроде бы понравилась. Потом мне через три месяца кастинг-директора приносят список из десяти финалисток, где ее нет. Я спрашиваю: а где та, в шапочке? Мне говорят, что не надо мне ее смотреть, она ситкомовская. Это правда, я не очень люблю ситкомы. Но тут я же ее не узнал, так что попросил вызвать еще раз. Сделали пробу, показали мне, и я сразу понял, что она будет сниматься.

Мы пригласили молодого и талантливого режиссера. Тому сначала не понравилась Даша. Потом, после того как я ему сказал сделать с ней пробы, вроде он ее кандидатуру принял. Потом он спросил, может ли он что-то изменить в сценарии. И вернулся через 25 дней с полностью переписанным сценарием. Бедному Короткову, когда он прочитал его текст, чуть реанимацию не вызвали. Так появились расследования, доследования. Но я сразу решил: такого не будет. До последнего пытались найти компромисс, но в итоге пришлось сказать, что он уволен. Потому что сценарий для меня важнее режиссера.

Я не очень люблю ситкомы

Тогда вы сели в режиссерское кресло сами?

Нет, сначала появилось второе молодое дарование, которому все нравилось, дебютант. Были опасения, конечно, насчет него, но мы надеялись, что все получится. На первые съемочные дни я обычно не приезжаю, поэтому я уехал с Говорухиным в Минск изучать проблемы демократии. (Смеется.) Там я получил по почте первый отснятый материал и немедленно поездку прервал, чтобы вернуться в Москву. Приехал, приняли решение, что я побуду на площадке, а потом и что займу режиссерское кресло, иначе просто все будет загублено. Не в первый раз такое у меня на студии случается, и каждый раз это очень выгодно, потому что я снимаю без гонорара. (Смеется.) Вопрос стоял в том, чтобы проект просто не провалился.

Но, честно говоря, когда мы картину сняли, я подумал, что ее не возьмут в прокат. В России не смотрят такое кино, оно сложновато для зрителя. Когда «Любовь-морковь» мы снимали, все было понятно. Здесь картина немного другая. Люди не хотят травмироваться и правильно делают. Им хочется хеппи-энда. Я всегда говорю, что если проследить дальнейшую судьбу героев «Москва слезам не верит», то Гоша мог бы запить и избить героиню Алентовой. Но кино — это некая религия. Оно закончилось — все плачут, все счастливы, и это навсегда.

1 ноября выходит еще несколько российских фильмов. Как зрителю выбирать среди такого количества отечественных картин?

Мы не особенно конкурируем на самом деле. Одно дело, когда снимаешь картину с большим бюджетом, масштабной рекламной кампанией, она должна обязательно окупиться. А наша лента недорогая, она копейки стоит. И я счастлив уже оттого, что мы вообще выходим в прокат. Я думал, она выйдет десятью копиями, очень ограниченно, но компания «Каро» решила выпускать 350 копиями, что для этого фильма много. Кинотеатры берут.

Критики и зрители после показа на «Кинотавре» упрекали «Стальную бабочку» в жанровой обманке: начинается как детектив, а заканчивается как мелодрама.

В тот момент, когда мне захочется понравиться российским кинокритикам, я попрошу вызвать скорую помощь и отправить меня в Кащенко. Про «Кинотавр» много чего говорили. Было много слухов, что я там чуть ли не придушил всех, чтобы мою картину взяли фильмом закрытия. Хотя на самом деле ее хотели брать в конкурс, но я решил, что не стоит его туда отправлять. Потом писали, что картина никому не понравилась, все вышли из зала и так далее. Хотя за всю свою работу в кино столько моих друзей и, что важно, совсем не друзей не поздравляли меня с фильмом, а битком забитый зал в напряжении смотрел картину до титров. А потом аплодировал.

Все кино — обман

Что касается обманки, то да, конечно, это обманка. Все кино — обман. Есть фон преступления, через который мы заходим в историю. Именно с него начинается история Чумы и Ханина, с того, что существует эта проблема. Ведь криминальная линия основана на реальных событиях. А как еще можно было свести этих двух героев? Такой сюжет. Начинается и заканчивается экшном, но само кино не про это. Мне совершенно было неинтересно снимать про маньяка и следователя. Мы затягиваем зрителя в историю, а затем события развиваются неожиданно. Кстати, когда на экране в первый раз появляется Чума, зритель видит хроникальный кадр. Там есть сцена, где беспризорники сидят в засаде в парке. Так вот мы их туда посадили, сделали им заменитель пива, сигареты и просто снимали, как мимо проходят обычные сытые горожане. Мы стояли с камерой час, и никто из прохожих даже не подошел, не возмутился тем, что маленькие дети сидят с пивом и сигаретами. Вообще никто не прореагировал. Мне кажется, на экране видно, что это хроника. И зритель уже съеживается, ожидая, что сейчас его затянут в нудную бытовую историю, а она поворачивается другой стороной.

Дарью Мельникову вы сняли в роли Чумы и теперь снимаете в своем новом фильме «Однажды». Как с ней сложилось такое продолжительное сотрудничество?

Я увидел в ней нереальные актерские способности. У нее есть счастливое свойство: ее обожает камера. Когда она в кадре, что-то происходит. Что-то меняется. Это очень редкое свойство, ему нельзя научиться в театральном училище, с ним надо родиться. Когда я уже смонтировал «Бабочку», я сказал ей: готовься, будешь в следующем году сниматься. Кроме того, я ее снял в эпизодической роли в «Невидимках». Честно говоря, мы придумали еще одну картину с Дашей. Она ведь с детства занималась танцами и балетом. Мы сейчас с тем же Юрием Коротковым работаем над сценарием о балете.

То есть Даша будет играть балерину?

Да, она должна будет с весны перестать жрать.

Тяжелое испытание!

Но она очень хочет. Попробуем утереть нос Аронофски с его «Черным лебедем»! Для читателей без чувства юмора напишите, что это шутка, а то ведь не поймут. (Смеется.) Классный мужик — Аронофски!

С актерами я часто работаю не один раз

У вас уже сложилась определенная команда, с которой вы работаете не над первым проектом: сценарист Юрий Коротков, оператор Семен Яковлев, художник по костюмам Александр Осипов. Как образовался такой постоянный коллектив?

Вообще говоря, ходит слух, что со мной работать невозможно. До меня такие слухи доходили. Что я тиран, сатрап и так далее. Но я оглянулся назад и понимаю, что у меня есть компания с 1997 года. За 15 лет, по сути, уволился один человек. А что касается съемочной группы, то со вторым режиссером я работаю уже пятую картину, с оператором — вторую, с рабочими, механиками, осветителями — уже седьмую или восьмую. Ротации практически нет. Я ничего специально для этого не делаю. Просто человеку интересно или нет. В кино нельзя работать с холодным носом. И это заметно на съемочной площадке: когда появляется кадр на мониторе, воцаряется такая гробовая тишина, и ты понимаешь, что благодаря вот этим семидесяти «несчастным и эксплуатируемым» мною людям все и получается. С актерами я часто работаю не один раз. Сейчас у меня в «Однажды» снимается Андрей Мерзликин, с которым мы сработались на площадке другого фильма — ленты «Невидимки». Она сейчас в монтаже находится. Я в первый раз тогда с ним работал и так влюбился в Андрюху, что позвал его сниматься снова. Роль маленькая, но он с радостью отозвался.

Сейчас у вас на площадке фильма «Однажды» много подростков, фактически дебютантов в кино. С ними сложнее или проще работать, чем с опытными артистами?

В чем-то сложнее, в чем-то проще. Сложнее их отобрать. Мы подсчитали, что, дабы отобрать главного героя, мы отсмотрели 1500 человек. Поиск начался осенью, пацаны отбирались очень сложно. С Дашей-то было все понятно. Мы отсмотрели все театральные вузы, причем не только в Москве, но и в Питере, и в Ярославле, и в Нижнем Новгороде. За месяц до начала съемок героя не было. У меня была уже депрессия: если не найдем, придется снимать того, кто не нравится.

Юрия Дейнекина, который играет сейчас у нас главную роль, ассистент по актерам Катя нашла вообще где-то на страницах «Вконтакте». Просто по лицу. Он учится в технологическом вузе, но в школе занимался в каком-то театральном кружке. Мне этого не сказали, и я думал, что он студент театрального. Вроде смотрим его с оператором: ничего такой. Начали с ним работать, а он какой-то растерянный. Ну я и начал на него орать: кто, мол, у тебя мастер? Он совсем потерялся. Какой мастер? Тогда я посмотрел на кастинг-директора: она кивает, мол, не из театрального.

Мы весь фильм прорепетировали в Москве

Как вы готовили его к роли?

Мы весь фильм прорепетировали в Москве, все сцены. Плюс я ему нанял серьезного педагога, который занимался с ним три недели каждый день. Я уже было думал, что все, провал, приедем на съемки и встанем, все пропало. Но Юра оказался каким-то феноменальным человеком, который способен учиться и двигаться вперед огромными рывками. Честно говоря, сейчас я почти с ним не работаю. Он помнит все, что нужно делать. А остальных набрали по театральным вузам, школам, театрам.

Я вообще столкнулся с такой ситуацией, что театральные педагоги ставят перед студентом ультиматум. Ты должен решить: кино или театр? Я считаю, ставить перед таким выбором — это свинство. Ведь те же педагоги понимают, что человек, снимающийся в кино в главных ролях, находит работу в том же театре гораздо быстрее, чем другие. У меня есть своя на этот счет версия: раньше даже великие театральные артисты не так много снимались в кино, а зарплаты у них были огромные, им было плевать на кино. Вот они и придумали такую легенду, которую втюхивают студентам: театр — это особое искусство, которое нельзя совмещать с кино.

Это ерунда полная. Самый популярный театр «Ленком» — там сплошь киноартисты. И в театр не попасть. От того, что студент не будет участвовать в трех репетициях спектакля про Колобка, что-то изменится? Вспомните Михалкова, которого на втором курсе «Щуки» позвали сниматься в «Я шагаю по Москве». Ему сказали: «Нет. Или съемки, или учеба». И выгнали его. И где теперь те прилежные ученики, которые играли Колобка в то время, пока Михалков снимался в бессмертном фильме Данелии?

Так получилось, что вы вдруг стали снимать именно как режиссер сразу несколько фильмов подряд. Не слишком большая нагрузка?

Я за один календарный год снял три с половиной картины как режиссер. В прошлом году я снимал «Стальную бабочку», одновременно озвучивал и монтировал «Мою безумную семью», потом я работал очень рядом с режиссурой над картиной «Невидимки» и еще снял «Американку». Вообще не понимаю, как я все успел. Нормально вообще-то снимать одну картину раз в два года. Но так уж вышло. Посмотрим, что получится.

Вообще не понимаю, как я все успел

У вас к себе как к режиссеру есть претензии как у продюсера? И собираетесь ли вы продолжать работать режиссером?

Претензии всегда есть. И чувство досады по поводу того, что бы я не снял. Большинство режиссеров не любят пересматривать свои фильмы. И потом картины надоедают во время постпродакшна, когда ты смотришь ленту бесконечное число раз. Под конец тебя уже тошнит от нее. Каждый раз, когда я снимаю картину как режиссер, я себе говорю, что это случайно, что я больше снимать не буду. Только с «Однажды» не произошло случайно.

Кино — это на 90 % производство и на 10 % творчество. У меня есть, кстати, одна теория. Любой кадр всегда снимается тяжело. У меня почему-то никогда не было такого, что просто поставил камеру и снял. Моя теория вот в чем: есть мироздание, сотворил Бог мир. И, когда ты снимаешь фильм, ты пытаешься тоже создать свой мир. Нет этих домов, этой одежды, этих ситуаций, этой судьбы, этой погоды, в конце концов. Тебе нужен дождь — ты его делаешь. И, когда ты свой мир начинаешь втюхивать в мир реальный, реальность, естественно, сопротивляется. Поэтому каждый кадр дается тяжело.

Вообще же хочется уже побыть продюсером и сидеть в кабинете, только периодически звонить режиссеру и строго спрашивать, как у него дела. Но зарекаться не буду. Одно знаю точно: как режиссер комедии больше снимать не буду. Это нереально сложно.

Смотрите также

Олег Меньшиков вернется к «Покровским воротам» на сцене

12 мая 2017

Создатели «Притяжения» вошли в состав экспертов Фонда кино

28 апреля 2017

Ренат Давлетьяров: «Я ненавижу русский артхаус»

14 июня 2016

Молодые актеры о платформах, клешах, ВИА и других явлениях 70-х

20 мая 2015

Главное сегодня

«Лучший документальный фильм»: Альпинисты и террористы в борьбе за «Оскар»

Сегодня

Подкаст «В предыдущих сериях»: Сериал «Жизни матрешки» или Russian Doll

Сегодня

Борис Хлебников снял новый сериал про полицейских

Сегодня

Стало известно рабочее название 25-го фильма о Джеймсе Бонде

Сегодня

Трейлер мультфильма «Angry Birds в кино 2»: Отмороженный сиквел

Сегодня

Семья Майкла Джексона предъявила HBO иск на 100 млн долларов

Сегодня

Трейлер «Сумеречной зоны»: За гранью реальности с Джорданом Пилом

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт