Хью Мюррей: «Сцена погони в „Скайфолле“ впечатляет больше всего»

Обсудить0

Где можно будет увидеть на 21 % больше «Бонда»? Каких усилий это потребовало от создателей нового фильма об агенте 007? Рассказывает Хью Мюррей, специалист по стереографии и старший вице-президент по кинопроизводству IMAX, за спиной которого, помимо прочего, работа над переводом в формат IMAX 3D последней части «Гарри Поттера».

Хью Мюррей — стереограф, специалист компании IMAX, стоявший у истоков создания 3D-фильмов нового поколения — не только занимался конвертацией в 3D больших голливудских проектов вроде последней части «Гарри Поттера», но и консультировал по поводу формата IMAX режиссера Сэма Мендеса и оператора Роджера Дикинса, когда те только начинали работу над новым фильмом бондианы. Благодаря решению о выпуске «007: Координаты „Скайфолл“» в формате IMAX, зрители смогут увидеть на 21 % больше изображения.

Хью Мюррей окончил факультет физики Университета в Глазго, после чего отправился в Канаду работать в исследовательском центре компании Xerox. В его обязанности входили исследования в сфере фотоэлектрической съемки и анализа изображений. После чего счастливый случай привел молодого физика в IMAX, и всегда любивший кино Мюррей получил возможность разрабатывать камеры, оптику и прочие штуки для производства 3D-фильмов. После долгих лет работы он стал старшим вице-президентом по кинопроизводству IMAX.

В преддверии выхода юбилейного фильма о Джеймсе Бонде КиноПоиск побеседовал с Хью Мюрреем о том, какие сцены из новой картины смотрятся зрелищнее всего в IMAX, откуда берется еще 21 % кадра и в каком направлении будут развиваться технологии в будущем.

В IMAX-релизе мы увидим на 21 % больше изображения. Что это будет, как это возможно?

Большинство цифровых камер снимают изображение, которое больше того, что вы видите на экранах кинотеатров. Кинотеатральный формат изображения называется синемаскопом. Это широкоформатное изображение, в котором ширина картинки гораздо больше высоты. А камера же снимает и то, что над этим кадром, и то, что под ним. В кинотеатрах IMAX аудитория находится ближе к экрану, и режиссеры в какой-то момент поняли, что, используя дополнительную высоту изображения, можно повысить у зрителей ощущение присутствия.

Что касается «007: Координаты „Скайфолл“», то тут мы предложили создателям на довольно ранней стадии рассмотреть возможность IMAX-релиза. Режиссер Сэм Мендес провел серию тестов, увидел, как изображение смотрится в зале IMAX, остался доволен и согласился создать фильм в специальном формате, чтобы у зрителей в IMAX была возможность того самого погружения.

Как это помогает самой истории?

Сюжет, конечно, не меняется, но в визуальном плане во время экшн-сцен это позволяет почувствовать себя более вовлеченным. Вы видите больше визуального ряда, а картинка в этом фильме просто потрясающая. Он прекрасно снят, отличная операторская работа, замечательные места съемок — всем этим зритель может насладиться в большем объеме.

Сцены в экзотических местах с красивыми пейзажами просто восхищают

Но ведь камеры IMAX при съемке, насколько я понимаю, не использовались?

Да, в этом фильме они не были использованы. Создатели фильма снимали на первоклассную цифровую камеру Alexa, которая дает прекрасный результат. И она как раз снимает в большом формате. Технически все происходит так: если бы авторы фильма решили сделать только обычный кинотеатральный вариант, то все визуальные эффекты, цветокоррекцию и прочее они бы делали только для границ кадра, соответствующих формату синемаскопа. В нашем же случае было задействовано все изображение, снятое камерой. Роджер Дикинс, оператор «007: Координаты „Скайфолл“» — один из лучших в своем деле, поэтому и та картинка, которую вы увидите в обычном кинотеатре, и та, что будет на большом экране IMAX, восхитительны.

Вы говорите, что про выпуск в формате IMAX решили сразу?

Да, еще на той стадии, когда Роджер Дикинс выбирал камеру, которой будет снимать. Так что довольно рано. Ведь между камерами существуют различия, поэтому Роджер и Сэм Мендес отсмотрели материал, снятый разными камерами, в одном из лондонских IMAX, чтобы понять, что будет лучше смотреться в большом формате. Это был очень удачный эксперимент.

Вы-то уже точно смотрели фильм в большом формате. Какая сцена смотрится лучше всего на экране IMAX?

Конечно, все экшн-сцены. Вы же знаете, каждый фильм про агента 007 начинается со сцены погони. И в новой картине эта сцена сама по себе разворачивается на нескольких уровнях, она очень впечатляет. Также и открывающие титры, которые включают в себя разные элементы фильма. Мне они показались очень красивыми, они великолепно проработаны и отлично смотрятся на большом экране. И, конечно, сцены в экзотических местах с красивыми пейзажами просто восхищают.

Сейчас много фильмов выходит в повторный прокат после ремастеринга. Возможно ли технически перевести старые фильмы про Джеймса Бонда в формат IMAX?

Да, есть определенная тенденция возвращения к классической библиотеке фильмов. Это действительно возможно технически. Мы, как вы, наверное, знаете, сделали специальную IMAX-версию фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Честно говоря, работы много. Очень много голливудских фильмов хотят выходить в IMAX. Так что наши кинотеатры не простаивают, но одновременно мы видим желание кинематографистов вернуться к классическим картинам и перевыпустить их в новом формате.

Есть ли какой-то классический фильм, который вы бы мечтали увидеть на экране IMAX?

Думаю, любой зрелищный и эпичный фильм с фантастическим визуальным рядом. «Инопланетянина» было бы интересно посмотреть на большом экране, первые фильмы «Звездных войн». Любой классический фильм с эпической визуальной составляющей.

Вы постоянно работаете с изображением на очень большом экране. А фильмы по телевизору или в небольшом кинотеатре вам не кажутся после IMAX менее впечатляющими?

О да, постоянно спрашивают, вовлечен ли я, если фильм не в формате IMAX. Я люблю все кино. В любом формате. Но, когда я впервые приехал в Канаду и увидел фильм в IMAX, я был совершенно поражен и сразу захотел работать с этим форматом, потому что он способен переносить зрителя практически в другую реальность. Но я люблю фильмы и в другом формате тоже. Это моя страсть, благодаря которой я работаю в этой сфере.

По профессии вы стереограф. Расскажите о том, как люди попадают в эту профессию, ведь она стала популярной относительно недавно, а технологии постоянно развиваются.

В молодости я приехал в Канаду в поисках приключений. Мне повезло, потому что по образованию я был не кинематографистом, а техническим специалистом, физиком, если быть точным. Когда я попал в IMAX, компания работала над самыми первыми 3D-системами и камерами, и мое техническое образование оказалось как нельзя кстати. Я помогал создать первую 3D-камеру, потом консультировал режиссеров, снимавших первые 3D-фильмы для IMAX с самого начала. Так вышло, что я сразу начал заниматься именно процессом создания кино, а не только оборудованием, что оказалось большой удачей.

Как профессионал индустрии 3D, какие вы можете дать прогнозы на будущее кино? Будет ли все больше фильмов в стереоформате, будут ли фильмы сниматься с частотой в 48 кадров в секунду?

Готовых прогнозов у меня, конечно, нет. Но очевидно, что наступила цифровая эра. Как в обычной фотографии, так и в кино. Пленка уходит в прошлое. Нас ждут новые возможности цифровых камер, будущее постоянно меняется с каждой новой разработкой. Те, кто раньше создавал обычные кинокамеры, теперь создают цифровую аппаратуру и пытаются наделить ее новыми способностями, которые только может представить наше воображение. 3D и 48 кадров в секунду тоже стали возможными именно благодаря цифре, ведь с пленкой процесс был очень затратным и сложным. Что касается того, примут ли формат 48 кадров, то все зависит от аудитории. Так было и с 3D: публика постепенно приняла этот формат, он продолжает развиваться, причем достаточно успешно.

Думаю, в будущем останутся разные форматы. Классический 2D не уйдет, но и развитие технологий не пройдет впустую. Каждая новая технология сначала преподносится как что-то уникальное, но вопрос в том, достаточно ли она будет хороша, чтобы заставить человека прийти из дома в кинотеатр. Мы, профессионалы индустрии, со своей стороны, конечно, будем исследовать различные пути и технологии съемки. Но в конечном итоге все решает зритель. От него зависит, что уйдет, а что останется.

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

2 ноября 202342
24 октября 202315
24 августа 20234
1 февраля 202249

Главное сегодня

Сегодня0
час назад0
Вчера8
Вчера0
26 марта22
26 марта3
26 марта2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Ходил на Бонда в IMAX. Это потрясающе, честно. Картинка завораживает - переплата за формат с лихвой окупается эмоциями от просмотра.

2