Статьи

Сценаристы и продюсеры потренируются на современной литературе

Самоучки — всегда исключение. Сколько было в мире видеопрокатов, сколько из них выросло Квентинов Тарантино? Съемки фильма можно сравнить с земляными работами: вскопать грядку или вырыть небольшой колодец вы можете и лопатой, но, чтобы достичь действительно впечатляющей глубины, понадобится промышленный бур.
Сценаристы и продюсеры потренируются на современной литературе

10 октября на студии «Главкино» вручают грант им. Сергея Бондарчука-старшего — две стипендии для обучения на сценарном и продюсерском факультетах Нью-Йоркской академии киноискусства. Претендовать на грант мог любой желающий, победители же получат бесплатное образование по американским стандартам в крупной международной киношколе, а также возможность пройти стажировку на студии «Главкино». Студент попадет в съемочную группу большого проекта и сможет наблюдать работу над фильмом с самого начала до выпуска на экраны. Обещают и дать возможность научиться всем аспектам кинопроизводства.

В качестве задания организаторы предлагали будущим сценаристам и продюсерам разработать проект экранизации произведения современного российского писателя. Именно отечественную литературу решили выбрать, чтобы поставить конкурсантов в приблизительно равные стартовые условия. Из заявок отобрали 25 финалистов, которые будут соревноваться за стипендии на настоящем профессиональном питчинге. Им предстоит рассказать о своих проектах так, чтобы в них поверили профессионалы индустрии.

О том, зачем нужно вкладываться в чье-то развитие, КиноПоиску рассказали члены жюри грантовой программы — генеральный директор группы компаний «Главкино» Илья Бачурин, программный директор Нью-Йоркской академии киноискусства в Москве Татьяна Рукавицына и продюсер, режиссер и сценарист, художественный руководитель курса «Продюсирование телевизионных и художественных фильмов» Михаил Фатахов.

— С чего началась история гранта?

Илья Бачурин: — С системного кризиса российской киноиндустрии. Сегодня несложно найти деньги на хороший фильм. Проблема — собрать компетентную съемочную группу. В 1990-х, в начале 2000-х кино в стране фактически не снималось, инфраструктура ветшала, по коридорам киностудий гулял ветер. Поскольку в отрасли работы не было, специалисты ушли на телевидение, в рекламу, а новые так и не появились. В 2011 году мы c Федором Бондарчуком достроили комплекс «Главкино» и столкнулись с дефицитом квалифицированных режиссеров, операторов, осветителей, режиссеров озвучания, декораторов — всех, без кого невозможно сделать большую зрительскую картину.

Поэтому кинообразование стало для «Главкино» отдельным принципиальным направлением. Мы вкладываем время и ресурсы в подготовку новых кадров для рынка, а значит, и для себя. Мы поддерживаем Generation Campus и Сценарную лабораторию — проекты продюсера Анны Гудковой, которая уже несколько лет занимается питчингами и мастер-классами для молодых режиссеров и сценаристов. Совместно с Нью-Йоркской академией киноискусства мы учредили грант имени Сергея Бондарчука-старшего, и его объемы год от года растут. В 2011-м мы разыгрывали одну стипендию, в 2012-м — две, а в перспективе начнем финансировать обучение студентов в Нью-Йорке. В наших с Бондарчуком планах есть и другие крупные образовательные проекты.

Татьяна Рукавицына: — Однажды я узнала Федора Сергеевича Бондарчука с интересной стороны. Он иногда снимается у молодых режиссеров бесплатно и часто приглашает молодых постановщиков на стажировку на съемочную площадку. Я увидела в нем благородное намерение вкладывать в молодых ребят. Кроме этого, я очень уважаю Сергея Бондарчука, его талант, его работы, его мнение. Я была сильно впечатлена, когда прочитала его биографию, и поняла, что он был сильной личностью. Он сказал замечательные слова о том, что кино имеет сильное воздействие на людей и должно вдохновлять, а не разрушать. Я предложила Федору Сергеевичу учредить грант и очень рада, что он поддержал этот проект.

Сегодня несложно найти деньги на хороший фильм
— Отличается ли грант имени Сергея Бондарчука-старшего от других подобных программ более строгим отбором, особыми требованиями?

Михаил Фатахов: — Отбор, безусловно, строгий, но мы рассматриваем не только сами заявки. Мы также оцениваем и самих конкурсантов. Их желание работать в кино и умение представлять свой проект. Поэтому финал гранта проходит открыто, в присутствии всех, кто прошел предварительный отбор. Мы считаем, что открытое соревнование, проходящее в форме питчинга, гораздо более демократично, чем тайное голосование.

Илья Бачурин: — Отбор не строгий, а сверхстрогий. В 2011 году на грант претендовало более ста человек, то есть конкурс был выше, чем в большинстве киновузов. В 2012-м прием заявок еще не закончен, но уже ясно, что конкурс не снизился. Важных требований два. Во-первых, грант дается на обучение в международной киношколе, в составе преподавателей есть американские мастера, поэтому для соискателя принципиально знание английского языка. Во-вторых, продюсерам, кроме желания работать в кино и очевидного таланта к этому, необходима сильная деловая, практическая жилка.

В 2011 году собеседование соискателей гранта с жюри превратилось в почти что реалити-шоу. Абитуриенты защищали свои проекты, которые находились на разных стадиях готовности — от «а вот неплохо бы снять» до «люди собраны, финансирование найдено, готов к производству». Спорили с Федором о прокатных перспективах гипотетических фильмов, и выигрышно смотрелись те из них, кто досконально продумал, проработал, прожил проект, кто уже что-то предпринял для его появления. Хороший продюсер не может ждать, что его всему научат, пока все срастется и сложится, пока что-нибудь как-нибудь снимется. Он сам создает свой фильм.

Татьяна Рукавицына: — Я считаю, что в сфере кинематографии очень мало грантов. Грант имени Сергея Бондарчука уникален тем, что в процессе участия в конкурсе каждый чему-то учится. Неважно, получил ли он главный приз в виде гранта на обучение на курсах или нет. Процесс отправки заявки на конкурс аналогичен процессу отправки заявки сценаристом в реальной жизни. То же самое происходит, когда предоставляют продюсерские проекты. Общение с членами жюри в составе Михаила Фатахова, Ильи Бачурина и Федора Бондарчука, которые являются успешными людьми в киноиндустрии, — большая удача. Посещение современной киностудии «Главкино» и возможность презентовать проект жюри — очень ценный опыт, который оставляет у молодых кинематографистов яркие впечатления на долгое время. Каждый участник должен уметь хорошо говорить и быть физически и морально готовым к презентации своего проекта перед аудиторией своих соперников и жюри. Я могу сказать, что именно так и происходит на питчинге. Например, на том же «Кинотавре». Наши финалисты после участия в конкурсе на грант могут смело отправляться на профессиональные питчинги.

— Что должно привлечь вас в продюсерской заявке и в сценарном задании, чтобы вы отдали ему предпочтение? Профессионализм, свежая мысль, умение обойтись малым бюджетом?

Михаил Фатахов: — Совокупность всего сказанного. Иногда попадаются заявки на одном листе, которые вызывают восхищение.

Илья Бачурин: — Мы предложили соискателям гранта экранизировать роман современного российского писателя, потому что и сценаристу, и продюсеру необходимы большой кругозор и цайтгайст, то есть нужно чувствовать момент, быть адекватным времени и уметь угадать, что именно захватит зрителя.

В сфере кинематографии очень мало грантов
— Вы следите за судьбой грантополучателей? Можете привести примеры наиболее успешных выпускников программы?

Михаил Фатахов: — Да, следим. Общаемся. Например, Ольга Леснова, получившая грант на прошлом наборе, сейчас собирается делать большой проект.

— Если заявка кажется вам перспективной, будете ли вы принимать участие в судьбе ее автора и после обучения на курсах?

Илья Бачурин: — Безусловно. Нас заинтересовал ряд проектов, представленных соискателями гранта в 2011 году. Их производство еще не запущено, поэтому будет некорректно назвать имена. В этом году мы рассчитываем отобрать еще несколько сценарных заявок, предложений, идей. Не считая общекультурной задачи, у нас, конечно, есть и вполне прозаическая — найти и обучить людей, с которыми «Главкино» сможет сотрудничать в будущем.

Михаил Фатахов: — Не только будем. Мы принимаем. Перспективные заявки — редкость. Было бы глупо ими разбрасываться.

— Мы знаем Сергея Бондарчука как режиссера, актера и сценариста, но грант вручается на обучение продюсерскому делу (хотя и сценарному мастерству тоже). Почему? Это те две области, в которых качественных специалистов, на ваш взгляд, меньше?

Илья Бачурин: — Начав производство фильма «Август. Восьмого», мы обратились к Американской гильдии сценаристов и нашли блистательного Майкла Лернера. Именно он превратил синопсис в полноценный сценарий. Говоря о сценарном голоде в российском кино, обычно подразумевают не кризис идей (креатива хватает!), а неспособность многих наших сценаристов к системной работе. Написание сценария — это сложный, долгий, часто рутинный процесс, в котором приходится многократно оттачивать и перерабатывать материал, координироваться с режиссером, уметь выдерживать жанровые рамки. Это профессия, этому надо учиться. То же и с продюсированием. В советском кино была должность директора картины, но она подразумевала совсем другой уровень ответственности перед группой, понимания производственных процедур, погружения в проект. Продюсеров тоже нужно готовить, но до сих пор в России мало кто этим занимался.

Михаил Фатахов: — Хорошего всегда мало. И продюсеров тоже. У нас на курсе складываются творческие коллективы, которые продолжают сотрудничество и после окончания учебы. На наш взгляд, это очень хорошо, потому что выпускники киношкол после выпуска часто остаются один на один с киноиндустрией. В этом смысле продюсерский курс — первый и очень уверенный шаг к большому проекту. А сценарный курс потому, что хороший сценарий — это первая, вторая и третья главные составляющие успеха любого кинопроекта.

Татьяна Рукавицына: — Мы будем учреждать грант и по другим специальностям. Сейчас мы видим необходимость в воспитании профессиональных продюсеров и сценаристов.

— Какое качество вы считаете самым главным для молодого кинематографиста — продюсера, режиссера, сценариста?

Михаил Фатахов: — Трудоспособность. Умение и желание работать 24 часа в сутки. Кино — это не профессия, это образ жизни. Кино забирает вас без остатка, поэтому сто раз подумайте, стоит ли посвящать всю свою жизнь такому тяжелому и прекрасному виду деятельности.

Кино — это не профессия, это образ жизни
— Существует много дискуссий на тему того, нужно ли вообще образование, чтобы создавать кино. Технологии позволяют сейчас снять кино на фотоаппарат за небольшие деньги. Насколько профильное образование необходимо?

Илья Бачурин: Режиссер-самоучка — всегда исключение. Сколько было в мире видеопрокатов, сколько из них выросло Квентинов Тарантино? Недорогая бытовая камера — это отличное решение для начинающих или для авторской короткометражки, которую можно показать на фестивале или выложить в интернет. Но в этом смысле съемки фильма можно сравнить с земляными работами: вскопать грядку или вырыть небольшой колодец вы можете и лопатой, но, чтобы достичь действительно впечатляющей глубины, понадобится промышленный бур.

В большом, зрелищном, массовом кино технологии — это краски, которыми режиссер пишет картину. Профессиональная техника, свет, павильоны и эффекты расширяют творческие возможности. Без них вы не снимете фильм для большого экрана, потому что у него есть собственные технические и эстетические стандарты. А для работы с такой дорогой, сложной, узкоспециализированной съемочной техникой нужны опыт и компетенции, которыми, поверьте, никто с вами не поделится на YouTube. Придется долго и многому учиться.

Татьяна Рукавицына: — Любой сценарист, режиссер, оператор, монтажер — это прежде всего рассказчик истории. Любой человек может снять на видео все, что хочет, но, если он не снимет историю, никто не будет смотреть, так как это неинтересно. А снимать интересные и увлекательные истории нужно учиться. Я также думаю, что учиться нужно всем профессиям киноиндустрии в киношколе, потому что в процессе освоения какого-либо навыка человек нуждается в постоянном открытом диалоге с более опытным мастером и в его конструктивной обратной связи. Обязательно живое общение с единомышленниками, так как снять хорошее кино возможно только в отличной команде. Поэтому неэффективно учиться снимать кино только по книгам, прослушав мастер-классы в сети или получая не всегда честную оценку от друзей, которые вас любят. В New York Film Academy, например, создана модель киностудии, а Михаил Фатахов выполняет роль директора киностудии, который отвечает за качество выпускных работ. Во время работы над фильмами студенты звонят Михаилу круглосуточно, а Михаил отвечает на все вопросы и тем самым вселяет в них уверенность.

Читайте также
Новости Федор Бондарчук экранизирует «Человека-амфибию» Режиссер намерен переработать первоисточник Александра Беляева.
Новости Стартовали съемки фильма «Притяжение 2» Федора Бондарчука Работа проходит в обстановке строжайшей секретности.
Новости Бондарчук предложил зрителям стать сопродюсерами «Притяжения 2» Федор Бондарчук объявил о запуске блокчейн-платформы Cinemico для сопродюсирования фильмов зрителями.
Новости Федор Бондарчук разрабатывает фильм о японо-китайской войне Режиссер «Сталинграда» рассматривает возможность создания проекта совместно с китайскими кинематографистами.
Комментарии (8)

Новый комментарий...

  • 5

    Quentin Rodrigues 10 октября 2012, 15:16 пожаловаться

    #

    Однако, если не сложно, то чегож не снимают-то хорошее кино?

    ответить

  • 1

    KinoDark 11 октября 2012, 01:11 пожаловаться

    #

    Вы про деньги?

    ответить

  • Quentin Rodrigues 11 октября 2012, 12:24 пожаловаться

    #

    Я про то что сей чел сказал… Раз не снимают хорошее кино, а этот говорит что на хорошее кино деньги найти не сложно, то значит этот кадр пиз… ит…

    ответить

  • 1

    KinoDark 11 октября 2012, 16:54 пожаловаться

    #

    Вы либо не внимательно читали, или просто не поняли. Он сказал, что деньги найти не проблема, проблема — люди, квалифицированных людей, то бишь профессионалов своего дела у нас очень и очень мало, в чем он абсолютно прав. Вот и решением этой проблемой (и не только этой) и будет заниматься Главкино.

    ответить

  • 3

    Quentin Rodrigues 12 октября 2012, 11:32 пожаловаться

    #

    Малюков, команда Тарифа Новогоднего, КамедиКлаб-Охлобыс тин, Демчог, Кайков, Радзюкевич, в Даёшь Молодёжь тож хорошие актёры… Участники Смеха без Правил-Борисов, Белый, Махно, Пушкины… я перевыполнил план Главкино))

    ответить

  • 3

    TJ_Hannabar 10 октября 2012, 21:03 пожаловаться

    #

    Заставка «ГлавКино» очень напоминает заголовок первой «Мафии»

    ответить

  • 2

    Братец Валдай 10 октября 2012, 21:49 пожаловаться

    #

    Если гранд на обучение в Америке со всеми вытекающими отсюда возможностями, зачем нужна стажировка в Главкино.

    ответить

  • 1

    misha 95 12 октября 2012, 03:01 пожаловаться хихи)

    #

    Да и без денег можно снять кино, набрал команду да и снимай, делай шедевр, да на Youtube выкладывай соберешь 1000000 просмотров да и контракт с Google получишь))) вот тебе и гранд))) кто оценил мою потеху ставьте лайк))

    ответить

 
Добавить комментарий...