Статьи

Мифическая «Орда»: От эскиза к воплощению

Как перенести на экран мир, о котором толком ничего не известно? Как создать впечатляющую картинку, сколько для этого нужно людей и метров ткани? Как зарождается идея декораций? КиноПоиск нашел ответы в картинках и рассказах художника-постановщика фильма «Орда» Сергея Февралева.
Мифическая «Орда»: От эскиза к воплощению

20 сентября на экраны выходит одна из самых масштабных российских картин этой осени — «Орда» Андрея Прошкина. Фильм переносит зрителя в середину XIV века и рассказывает историю исцеления ханши Тайдулы от глазного недуга, для чего в Орду вызвали митрополита Московского Алексия. Эти события описаны в летописях, и, согласно записям, именно в память о чудесном исцелении Алексием был основан Чудов монастырь, до 1929 года стоявший в восточной части Московского кремля. Ханша Тайдула сама по себе является легендарной личностью. Она пережила всех своих сыновей и внука Бердибека, но была убита в результате одного из переворотов, череда которых захлестнула к тому времени Орду. Действие фильма Прошкина происходит в нескольких местах: столице Орды, Сарае, во дворце хана, юртовом городке ханши Тайдулы, а также на Руси.

КиноПоиск посмотрел ленту на фестивале в Выборге и остался в восторге от совершенно голливудского размаха в кадре: декорации и костюмы моментально увлекают зрителя в мир, смутно знакомый по пыльному учебнику истории и вдруг становящийся физически осязаемым. Причем за исторической достоверностью создатели не гнались. Во-первых, как рассказывает художник-постановщик «Орды» Сергей Февралев, до наших дней не дошло ни одного визуального источника, запечатлевшего Сарай. Во-вторых, у режиссера Андрея Прошкина изначально была установка, что снимать нужно миф — не конкретное время (а именно 1357 год), а «нечто, что можно было условно назвать XIV веком».

Работа над визуальным решением началась с эскизов. Их Февралев выполнил в необычной технике, которая отражает идею режиссера и художника создать что-то вроде города из песка.

«Историческим кино искренне занимаются только те, кто верит в цикличность истории и пытается в историческом опыте разглядеть ответы на вопросы, возникающие сегодня. Например, столица Золотой Орды была построена с нуля на месте, где до этого ничего не было, буквально в чистом поле. У нее была славная и интересная история. Об этом говорит один только факт, что за 50 лет своего существования она выросла до крупнейшего города своего времени, насчитывая более ста тысяч населения и включая в себя жителей почти всех этносов и культур того периода Евразии, — рассказывает Сергей Февралев. — Но по странному стечению обстоятельств этот город через 150 лет своего существования был стерт с лица земли. Отсюда и возникло желание создать что-то, что было бы похоже на город из песка, который смоет волна времени. Однако основной вопрос, который мы этим художественным образом хотим задать зрителям, состоит в том, что же ордынцы сделали не так, что их великий город, как и их великую цивилизацию, смыла это волна, а главное, что не нужно делать нам сегодня, чтобы и нас не постигла такая участь. В этом и заключается основной посыл этой декорации».


Сергею Февралеву не было известно, как выглядел город Сарай, а ведь столица Орды была в свое время одним из самых крупных городов мира, в ней жило более ста тысяч человек, и она занимала площадь семь на три километра. Все дело в том, что основной религией в Орде стал ислам, согласно канонам которого изобразительное искусство запрещено. По сути, задачей было заново создать этот мир, руководствуясь письменными источниками, например письмами путешественников.

«Основным источником, на который мы опирались, были воспоминания итальянских и арабских путешественников, посетивших города и земли Орды. Это письменные источники без изобразительного ряда, а памятуя о том, что почти все путешественники следующих веков дополняли свои тексты гравюрами, отображающими увиденное, мне и захотелось дополнить мое ощущение от прочитанного рисунками в своей стилистике, напоминающими гравюры», — раскрывает художник-постановщик «Орды» ход своих мыслей.

«С другой стороны, сознание путешественника того времени было еще средневековым, он в своей голове рисовал себе людей, живущих за линией горизонта, как „людей с собачьими головами“. Это искажение сознания присуще нам и сейчас, когда мы пытаемся осознать чей-то чужой и наверняка глубоко порочный мир. Сон разума рождает чудовищ. Это название одного из офортов Гойи. Стилистика этого автора тоже повлияла на стиль эскизов. Собственно говоря, мне показалось, что благодаря выбранной манере мне будет легче общаться с режиссером и возможным последующим зрителем моих эскизов», — добавляет Февралев.

На сбор материала и подготовку чертежей ушло около трех-четырех месяцев, на строительство декораций — еще три месяца. Сергей Февралев создал на бумаге целый город: центральную улицу с водяным колесом, несколько дворов, крепостную стену, здания высотой до 15 метров. Вся декорация Сарая заняла 8000 квадратных метров и разместилась там же, где больше шести столетий назад стояла реальная столица Орды.


К каждой сцене художник-постановщик создал эскиз. Например, это эскиз площади для сцены скитания митрополита Алексия. «Мне показалось интересным показать на этом эскизе систему подачи воды. Вообще в то время столица Золотой Орды была высоко цивилизованным городом. Раскопаны общественные бани, общественные уличные туалеты, керамические трубы водопровода, во многих домах (даже малообеспеченных) были отапливаемые полы и многое другое», — говорит Сергей Февралев.

«Также археологи нашли и кувшины, лежащие по кругу, — продолжает Февралев. — Ученые сошлись, что это нория. Колесо с амфорами, которое подает, благодаря вращению и правильному расположению и наклону сосудов, воду с одного уровня на другой, называется нория. А дальше вода по открытым желобам (акведукам) или по закрытым трубопроводам самотеком доставлялась в дома, к водоемам или до следующей нории».



А это эскиз ворот во дворец хана для сцены встречи Алексия и Федьки. «По легенде, перед входом во дворец стояли два коня из чистого золота и в натуральную величину, — делится источником вдохновения Сергей Февралев. — Впоследствии эти кони были закопаны при погребении одного из золотоордынских ханов. Этот миф до сих пор тешит археологов и черных копателей, так как до сегодняшнего момента эти кони так и не найдены. Мы хотели отобразить легенду и придумали этих коней, основываясь на технологиях и стилистике прикладного искусства того времени, но впоследствии от этого отказались».


Юртовый городок ханши Тайдулы отличается от «урбанистичного» Сарая. Все дело в том, что теплое время года монголы предпочитали проводить в юртах, несмотря на наличие городских построек. Это было чем-то вроде дачи. Звучит необычно, но это доказанный исторический факт.

«В нашем фильме очень важно рассмотреть характер хозяйки этого городка, Тайдулы, — объясняет значение этого объекта Сергей Февралев. — Она ретроградка, истинная чингизидка. Ей странны стремления ее сыновей к оседлости. И поэтому ее исконно монгольский образ жизни противопоставлен этому большому городу, его богатству».


«Это сцена скитания Алексия, в которой я изобразил пекарни, странную архитектуру, позаимствованную в северной Африке, с тандырами для приготовления хлеба, — комментирует еще один эскиз художник. — Впоследствии, уже во время съемок, мы в этом объекте разместили затянувшееся пристанище итальянцев как образ тех диких условий, в которых им пришлось ожидать милости хана либо прохожего».

«Шипы, торчащие из куполов и стен в столице Золотой Орды, — это технологическая необходимость, — объясняет Февралев необычный для современного глаза вид домов в Сарае. — Вот прохудилась у вас крыша, вы замешиваете глину с соломой и либо лезете по этим торчунам так, либо кидаете на них доску, как мосток, приставляете лестницу и чините крышу или треснутую стену».


Это эскиз бань — одного из самых красочных и волнующих объектов в фильме. «Так как мы старались разговаривать со зрителем на мифологическом языке, то возникает вопрос, куда мог бы попасть Алексий после того ада, который ему пришлось пережить. Ну, конечно же, в рай. Баня — место очищения, с цветочными орнаментами на стенах, со светильниками в виде райских птиц, с рыбами, которых можно коснуться рукой. Форма бани взята из раскопок городов Орды», — рассказывает Сергей Февралев.

«Да и подсобили описания путешественников, в одном из которых было написано, что французские послы подарили одному из ордынских ханов фонтан из драгоценного металла, фонтан был в виде дерева, которое оплетали змеи, из ртов коих текло вино. Этим мы и не преминули воспользоваться, придумав и поместив этот фонтан в центр нашего сада, словно это райское древо».


Дворец хана является одним из главных объектов для фильма. Власть сменяется именно там, самые красочные сцены с представлениями магов и колдунов тоже проходят в этом зале.


«Сохранились арабские миниатюры, отражающие быт монгольских правителей. И оттуда мы взяли и странные металлические люстры, и эти бочонки-подсвечники, и традицию пированья на помостах», — раскрывает процесс создания дворца Февралев.

«Вся посуда была изготовлена на заказ по сохранившимся в музеях и фондах подлинникам. А сам зал был придуман как переходный этап от привычки жить в юрте к капитальным сооружениям. Если внимательно приглядеться, это просто огромная кирпичная юрта с богатой орнаментовкой резьбой, мозаикой и росписями».


Это один из любимых объектов художника-постановщика — интерьер Успенского собора Московского кремля. «Консультировал нас в этом вопросе Владимир Дмитриевич Сарабьянов, ведущий специалист по русской живописи домонгольского и монгольского периода, — объясняет Февралев. — Я объездил почти все церкви, в которых сохранились фрески нашего времени. То, что у нас получилось, — это, конечно, собирательный образ всей церковной живописи того периода».

«За основу мы попытались взять росписи Снетогорского монастыря под Псковом, но там есть сюжеты и из Мирожского монастыря, и из церкви Спаса на Нередице, и церкви Федора Стратилата, и церкви Рождества на Красном поле, и многих других».


Для съемок было специально изготовлено свыше 3000 предметов реквизита и свыше 4000 предметов одежды (на создание последних пошло около 4000 метров ткани). Резьба по дереву — одна из тех деталей, которая может быть не заметна на общих планах, но создает на экране ощущение подлинности мира Орды.

«Вся резьба по дереву действительно делалась вручную, и у нас работали потрясающие резчики по дереву, — комментирует Сергей Февралев. — А орнаментовка взята из остатков предметов, найденных в раскопках, и из традиций, многие из которых дошли до наших дней».


А это уже эскиз к финальной сцене кинокартины. Любой зритель, посмотревший «Орду», заметит необычные высокие стулья-троны, на которые забираются ханы во время пиршеств и представлений.

«В описаниях одного из путешественников есть упоминание о том, как монголы пировали, сидя на стульях-башнях, а больше не сказано ничего. Также нет ни одного отображения этого предмета мебели. И нам пришлось придумать эту мебель, основываясь на методах и технологиях того времени, — говорит Февралев. — Весь этот путь — от сидения на помостах и постепенного возвеличивания себя через кресло-трон до башен, на которых пируют монголы, — нам удалось отобразить в картине. К тому же еще в эскизной работе я заметил, что эти кресла складываются в настоящий амфитеатр — такой точный для финальной сцены смены власти».

Читайте также
Статьи «Кинематографическое животное»: Российские режиссеры — о Квентине Тарантино Пежемский, Константинопольский, Грымов, Мурзенко и другие — о фильмах Квентина Тарантино, которому 27 марта исполнилось 55 лет.
Новости Затонувшие сокровища, «Доктор Хаус», Олег Меньшиков и пришельцы Олег Меньшиков встретился с пришельцами в «Притяжении». Андрей Прошкин приступил к съемкам ремейка «Доктора Хауса». Режиссер «Битвы за Севастополь» отправляется на поиски затонувших сокровищ. Уильям Форсайт готовится к «Движению вверх». Детали производства новых отечественных проектов — в дайджесте КиноПоиска.
Статьи Андрей Прошкин: «Абсурдистский треш — очень сегодняшняя штука» На российские экраны вот-вот выйдет «Орлеан. Фантасмагория греха» Андрея Прошкина — причудливая и нетипичная для российского кино гротескная, китчевая трагикомедия по сценарию Юрия Арабова. Незадолго до премьеры КиноПоиск поговорил с режиссером о его новой картине.
Новости Российские сериалы: Чего ждать в следующем году? 2013 год подарил нам «Оттепель» Валерия Тодоровского, которую обсуждали до хрипоты, «Шерлока Холмса» Андрея Кавуна, которого больше ругали, чем хвалили, а также «Крик совы» Олега Погодина и «Пепел» Вадима Перельмана. Чего ждать от 2014-го? КиноПоиск выбрал тринадцать самых разных отечественных телепроектов, которые должны появиться в новом году.
Комментарии (18)

Новый комментарий...

  • 9

    ZELMIRA 20 сентября 2012, 17:24 пожаловаться

    #

    во-первых, поднятая тема нравится, тем более что знание истории нашей страны столь древнего периода будет неполным без знания истории наших соседей (осколки монгольской империи, литовское княжество, скандинавские королевства, османская империя).
    во-вторых, картинка тоже очень даже ничего-реализм просматривается хоть какой-то.
    так что фильм возможно посмотрю)

    ответить

  • 1

    Quentin Rodrigues 25 сентября 2012, 12:48 пожаловаться

    #

    Тогда следует сказать что тюрки и русы одного роду-племени… И тогда следует снять фильм про предшественников Орды-гуннов…

    ответить

  • 12

    Лемберг 20 сентября 2012, 17:32 пожаловаться

    #

    Я жду фильм «Орда», но когда смотрю на страну, которая его делала мне становится боязно. Я жду хорошей картины, надеюсь, хоть здесь русский кинематограф не упадет лицом в грязь, но зная их опыт, подготавливаешь себя к худшему.

    ответить

  • 5

    staplesnout 21 сентября 2012, 00:02 пожаловаться

    #

    Очень интересно было прочесть эту статью. Подход создателей показался мне весьма вдумчивым, так что посмотрю фильм.

    ответить

  • 8

    4elobemba 21 сентября 2012, 07:23 пожаловаться

    #

    Ходил вчера на Орду, непередоваемые ощущения!!! отличнейший фильм, один из лучших фильмов этого года, и не только из Российских. Так фелигранно передана атмосфера что все 2 часа держит в напряжении, а постановка просто конфетка. Спасибо и низкий поклон создателям!

    ответить

  • 4

    Добрый парень 21 сентября 2012, 07:50 пожаловаться

    #

    Насколько все-таки велика наша история!

    ответить

  • 2

    Quentin Rodrigues 25 сентября 2012, 12:48 пожаловаться

    #

    30 тысяч лет…

    ответить

  • 3

    usually_life 21 сентября 2012, 09:56 пожаловаться

    #

    Атмосфера в фильме отличная, декорации, образы, но сценарий оставляет ощущение недоделанности.

    ответить

  • 4

    ForgetMeNot 21 сентября 2012, 11:51 пожаловаться

    #

    Пока все, что вижу, касательно «Орды», очень нравится. История интересна, плюс размах и проработанность декораций впечатляют, так что обязательно посмотрю)

    ответить

  • 2

    iSKANDAR 21 сентября 2012, 20:35 пожаловаться

    #

    Смотрел сегодня. Очень понравился фильм. Как содержанием (смыслом), так и постановкой и операторской работой. Актёры молодцы. Вобщем рекомендую всем.

    ответить

  • 1

    Gritz_Ko 21 сентября 2012, 23:54 пожаловаться

    #

    такую страну просрали!

    ответить

  • Дикий Пушистик 23 сентября 2012, 00:00 пожаловаться

    #

    причём не один раз. как минимум из опыта недавней относительно истории можно вспомнить февраль 1917 и август 1991…
    а так… Святая Русь будет жить пока будет дышать хоть один русский человек…
    и не оставит Господь вовек Россию.

    ответить

  • Quentin Rodrigues 25 сентября 2012, 12:50 пожаловаться

    #

    Закат Рюриковичей, Киевская Русь, а если копнуть ещё глубже, то Троя…

    ответить

  • 1

    Lena Ivanyk 22 сентября 2012, 00:16 пожаловаться

    #

    Классный фильм!Советую посмотреть!

    ответить

  • 3

    Дикий Пушистик 22 сентября 2012, 13:59 пожаловаться

    #

    Статья отличная! А вот фильм очень неоднозначный. но посмотреть его стоит.
    и я бы ещё порекомендовал прочитать замечательный исторический роман «Ветер времени» Дмитрия Балашова. книга как раз про эпоху владыки Алексия… Степной пролог к грядущей битве на Куликовом поле…

    ответить

  • 2

    Allseng 23 сентября 2012, 11:46 пожаловаться Орда

    #

    Фильм выглядит интересным, наверное, я его посмотрю. Главное — избежать типичных проблем наших фильмов в виде непроработанного сценария и непрофессионализма съёмки. Но будем надеяться, что этого не произойдёт, давно нас не радовали отечественные кинематографисты.

    ответить

  • Квинта 26 октября 2012, 05:27 пожаловаться посмотрели

    #

    Увидели вчера в продаже спецвыпуск двд и устроили в домашнем кинотеатре вечерний семейный киносеанс. Потрясяюще. Так и не смогли вспомнить никаких аналогов, чтобы где-то что-то на кого-то было похоже. От игры Панина в начале фильма — дрожь в коленках. Жаль, что у него так мало времени на экране. Максим Суханов в роли Алексия… первый раз за много-много-много фильмов «на автомате» не ждали рекламную паузу, чтобы сгонять на кухню за чайком. Виталий Хаев — князь Иван — за пару эпизодов создал образ, от которого ни отнять, ни прибавить. Роза Хайруллина — Тайдула- награда была по адресу, мновенным жестом высказать то, что может быть описано листах так на четырех-пяти убористого текста, это, безусловно, несравненный талант. И так по каждому герою, включая массовку. Ни одного надуманного, натянутого, фальшивого образа. Спасибо. Создателям фильма хочу поцеловать руки.

    ответить

  • SergeySevas 12 апреля 2013, 18:43 пожаловаться

    #

    На мой взгляд сильный фильм! Андрея Панина действительно к сожалению маловато. Очень достоверно показаны интерьеры жилищ кочевников, обилие ковров и практически полное отсутствие мебели. Действительно голливудский размах по костюмам и декорациям.

    ответить

 
Добавить комментарий...