• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

Слезы из глаз: Комедийная одиссея Мэла Брукса

28 июня исполняется 86 лет великому американскому комику Мэлу Бруксу. В честь дня рождения мэтра КиноПоиск предлагает рассмотреть все его основные полнометражные режиссерские работы…
Слезы из глаз: Комедийная одиссея Мэла Брукса

Сын польско-украинских евреев Мэлвин Камински родился в Бруклине, но идишем овладел быстрее, чем английским, впоследствии свою национальную идентичность избрав одной из постоянных тем для шуток. Его первой стезей стала музыка, которую он, демобилизовавшись из армии, смог для себя преобразовать в способ заработка, играя джаз в еврейских кварталах Нью-Йорка (тогда он и взял псевдоним Брукс, а позднее сам писал песни для своих фильмов). В тех же клубах и кабаре начинающий музыкант переключился на церемониймейстерство, но в дальнейшем развлекательная дорожка привела Мэла к телевидению, где он быстро стал культовой фигурой (а кое-какие переживания того периода легли в основу ленты «Мой лучший год» Ричарда Бенджамина). Наработанные актерские и сценарные навыки Брукс будет использовать в собственных лентах, выступая одновременно постановщиком, актером и композитором, тонко чувствующим основные схемы эстрадной песни.

В конце 1960-х сюжетная задумка о героях, решивших поставить мюзикл о Гитлере, оформилась в сценарий, который будет лично поставлен Бруксом под названием «Продюсеры». Проект ждал успех, Мэлу достался «Оскар». Главные же достижения ждали 42-летнего дебютанта впереди, когда он буквально за пять лет превратился в крупнейшего комедиографа десятилетия. Брукс был тем, кто, сохранив классическую рецептуру буффонады, помог ей безболезненно перебраться в новую эпоху. Он как один сразу за всех братьев Маркс (не зря герой фильма «Страх высоты» в своем имени под инициалом Г. скрывает имя Гарпо), только более актуальный по манере, но также крепко связанный с традициями.

В 1990-х три бруксовские картины подряд постигает кассовый провал. После своей версии «Дракулы» оставив режиссуру (да и возраст мэтра уже перешагнул за 65 лет), легенда американской комедии снова переключается на театр, для которого адаптирует своих же «Продюсеров». Мюзикл ожидала не меньшая популярность, чем фильм (в 2005-м выходит его не самый удачный ремейк). При этом определенное подобие серьезности все же не всегда покидало Брукса, например, когда он лично искал деньги на «Человека-слона» Дэвида Линча и, чтобы не создавать легкомысленных ожиданий у зрителей, изъял свою фамилию из титров. Вместе с автором «Синего бархата» Мэл Брукс не так давно получил научную степень Американского киноинститута, а буквально на днях его нетленке «Космические яйца» исполнилось 25 лет. 28 июня режиссер празднует свое 86-летие.

Ко дню рождения великого комика КиноПоиск предлагает вспомнить все полнометражные ленты Мэла Брукса.

1) «ПРОДЮСЕРЫ» (1968)

Оскароносный дебют Брукса рассказывает о прогорающем бродвейском продюсере Максе (Зеро Мостел). При содействии своего бухгалтера Лео (Джин Уайлдер) он придумывает хитроумную схему того, как наконец заработать, превратив очередной провал в коммерческое предприятие. Для этого Макс обхаживает с десяток пожилых дам, каждой из которых в обмен на финансирование обещает огромный процент прибыли с будущего спектакля. Только по замыслу дуэта грядущая постановка «Весна для Гитлера» должна обернуться крупным провалом, для чего хитрецы намеренно собирают в одном спектакле, кажется, все самое худшее, что может предложить современный театр (не говоря о столь щекотливой теме). Вызывающий режиссер, крикливый и бездарный исполнитель центральной роли, вопиющее торжество дурного вкуса — такой набор непременно убьет любые зачатки успеха, но происходит неожиданное. На премьере публика воспринимает постановку как комедию и реагирует положительно, так что «Весна» теперь просто обречена на успех, в случае которого создатели просто не смогут расплатиться с инвесторами.

2) «12 СТУЛЬЕВ» (1970)

За важный роман Ильфа и Петрова Брукс взялся даже раньше советской стороны (экранизация Леонида Гайдая выйдет в 1971-м), правда, во благо короткого хронометража (чуть более полутора часов) основные события книги в его адаптации были жестко купированы. При этом некоторые фразы сохранились дословно. Впрочем, даже с таким подходом снимавшаяся в Югославии экранизация получилась симпатичной, хоть Фрэнк Лангелла и выглядит слишком плейбоистым для роли великого комбинатора. Сам Брукс сыграл дворника Тихона, чьи флешбэки о жизни в царской России выглядят предвестниками «Любви и смерти» Вуди Аллена.

3) «СВЕРКАЮЩИЕ СЕДЛА» (1973)

Одна из самых популярных комедий в истории американского кино (63 миллиона зрителей только в США). Здесь Брукс приблизился к своей традиционной юмористической манере, которая получит развитие в остальных его лентах 1970-х годов. «Сверкающие седла» — постмодернистская насмешка над стереотипами вестернов, но одновременно кино нисколько не злобное, а смешное и очаровательное, совершенно не требующее знания первоисточников, к которым временами апеллирует режиссер.

Крупная компания планирует прибрать к рукам небольшой городок на Диком Западе, чтобы по дешевке провести сквозь него железную дорогу. Губернатор подкуплен, но, чтобы все было чисто перед законом (пусть и формально), решено послать в город нового шерифа — недавнего чернокожего раба Барта, что, конечно, в поселении, где аболиционистские настроения не в ходу, вызывает неприязнь жителей. Недолго бы Барту наводить порядок в городке, если бы в тюремной камере он не обнаружил самого быстрого стрелка в истории — Малыша Вако (Джин Уайлдер), способного поразить несколько целей, не вытаскивая пистолета из кобуры.

4) «МОЛОДОЙ ФРАНКЕНШТЕЙН» (1975)

Второй крупный успех Брукса, фильм «Молодой Франкенштейн» — это в первую очередь блистательная стилизация, практически неотличимая по фактуре от классических хорроров студии Universal, ставших здесь объектом пародии. Брукс одновременно насмехается над штампами старых готических историй, но также и любовно воспроизводит некоторые сцены из них, например, заново разыгрывая встречу чудовища и слепого (здесь исполняемого Джином Хэкменом), выглядящую не хуже, чем оригинальный эпизод из «Невесты Франкенштейна».

По сюжету протагонистом истории выступает внук легендарного барона (Джин Уайлдер), открещивающийся от печального родства, но получивший в наследство имение предка и теперь вознамерившийся продолжить его эксперименты. Горбатого помощника Игоря здесь играет пучеглазый Марти Фелдман, один из самых нетривиальных комиков эпохи.

5) «НЕМОЕ КИНО» (1976)

За 35 лет до «Артиста» Мишеля Хазанавичуса Брукс стряхнул пыль с приемов ранней эры кинематографа в своем «Немом кино». Принципиальное различие (помимо визуальной стилизации — на ней классик концентрироваться не стал) двух лент в том, что автор «Молодого Франкенштейна» в своей картине тяготеет не к мелодраматическим историям, а слэпстик-комедиям с их непременным ужимками, падениями, акробатическими трюками, драками и прочими тактильными взаимодействиями. Сам Брукс играет режиссера Мэла Фанна. Очнувшись от запоя, некогда легендарный постановщик решает, что пора начать новый проект — снять немой фильм в середине 1970-х. У руководителя студии подобная идея отклика не находит, пока Фанн не подсказывает функционеру, что кино надо снять непременно с большим количеством звезд (их согласие герои и будут собирать оставшееся время). Если картина станет хитом, то режиссер спасет себя и студию, из последних сил пытающуюся устоять перед напором конкурентов. Если же нет — вернется обратно к бутылке.

6) «СТРАХ ВЫСОТЫ» (1977)

В «Страхе высоты» комик впервые для себя берется за практически детективный сюжет (пусть и предсказуемый, как пустой стакан). Пародийная основа ленты — шедевры Альфреда Хичкока, только конкретных шпилек в картинам мастера саспенса не столь много (из очевидных — «Головокружение», «Птицы», «Психо»), как может показаться изначально, а высмеиваются скорее общие ходы жанра.

В психиатрической клинике «для очень и очень нервных» гибнет главврач, а ему на замену приезжает доктор Торнхилл, само собой, обнаруживающий в больнице заговор. Временами Брукс использует один из своих любимых приемов — разлом «четвертой стены» между действием и зрителем. Так, в одном из эпизодов камера врезается в дверь, заставляя героев отвлечься от своего разговора и застыть в неловком молчании.

7) «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ» (1981)

Самая масштабная лента Брукса по своему тематическому охвату. Первая шутка уже в названии, ведь вторая часть ленты так и не вышла, хотя некоторые зрители, похоже, до сих пор ищут продолжение. Брукс в гротескной манере пересказывает различные исторические события: от зарождения человечества до Великой французской революции. Картина стала последним однозначным хитом комика, зато не последней его достойной работой.

8) «КОСМИЧЕСКИЕ ЯЙЦА» (1987)

В «Космических яйцах» комик открыто издевается над франшизой «Звездные войны» и прочими научно-фантастическими историями, смешивая их с эстетикой комедийных фильмов того времени. Главные герои здесь путешествуют на космическом фургоне, слушают хард-рок и стреляют банками с едой. Головной убор злодея Лорда Шлема (Рик Морэнис, олицетворяющий здесь потешную версию Дарта Вейдера) будто страдает гидроцефалическим синдромом, центральная женская героиня олицетворяет стереотип еврейско-американской принцессы, а Джабба Хатт превратился в Пиццу Хатта и выглядит соответственно своему имени. Пресловутые постмодернистские подколки тоже никуда не делись. Злодеи находят расположение хороших ребят при помощи видеокассеты, которую достают из стеллажа, наполненного, конечно же, фильмами самого Брукса. Кроме того, встречается Джон Хёрт, воспроизводящий свою роль из «Чужого».

9) «ЖИЗНЬ — ДЕРЬМО» (1991)

Впервые со времен «Продюсеров» постановщик решил выступить не в образе пересмешника, а в более традиционной юмористической форме. Однако «Жизнь — дерьмо» ждал коммерческий провал, и до сих пор лента чаще упоминается в связи со своей нестандартностью для фильмографии режиссера. В остальном же это довольно типичная комедийная лента рубежа десятилетий — в меру милая, в меру глупая.

Холеный лос-анджелесский богач Годдард Болт скупил половину босяцкого района, собираясь уже на следующий день прибрать к рукам оставшуюся собственность. Территория нужна для постройки технологичного центра имени магната. Зато второй владелец квартала с продажей земли не спешит из сентиментальных соображений: он вырос в этих трущобах и собирается в скором времени их преобразить к лучшему. Два толстосума заключают сделку о том, что Годдард проживет месяц в этом районе, не выходя за его пределы и без гроша в кармане. Само собой, множество проблем, переосмысление ценностей и приобретение моральной позиции герою обеспечены.

10) «РОБИН ГУД: МУЖЧИНЫ В ТРИКО» (1993)

Источником язвительных шуток для «Мужчин в трико» стала на тот момент страшно популярная лента Кевина Рейнольдса «Робин Гуд: Принц воров» с Кевином Костнером и Морганом Фриманом. Брукс смешивает стилистику этого хита с другой интерпретацией — классическими «Приключениями Робин Гуда», а также с поп-культурными атрибутами ранних 1990-х. Знаменитого героя тут воплощает Кэри Элвис. Его Робин из Локси томится в иерусалимском плену, откуда протагонисту помогает сбежать один из заключенных Асниз (Айзек Хейз). Вернувшись на родину, стрелок узнает, что принц Джон безудержно поднимает налоги, потому имение продано за долги и уже увозится в пользу власть имущих, а из оставшихся союзников присутствуют слепой слуга Мигала и сын того самого заключенного, Апчхи.

11) «ДРАКУЛА: МЕРТВЫЙ И ДОВОЛЬНЫЙ» (1995)

Заключительный фильм в карьере Мэла Брукса чаще принято рассматривать как неудачу (по крайней мере коммерческую), однако ничего такого катастрофического в нем нет. В этот раз комик решил обсмеять другой кассовый хит — «Дракулу» Фрэнсиса Форда Копполы. Мрачная и барочная экранизация Брэма Стокера в руках Брукса превратилась в незатейливое и, тем не менее, забавное зрелище. Вместо Гари Олдмана здесь румынского графа-кровопийцу играет Лесли Нильсен, у которого он получился, конечно, нелепым, а не пугающим: нормально гипнотизировать жертв вампиру удается не всегда, внушение для юриста Томаса Рейнфилда оказывается слишком сильным, а попытка влететь в комнату Люси в образе летучей мыши оборачивается для Дракулы ударом в оконное стекло.

Читайте также
Новости Продюсер фильмов о Гарри Поттере воскресит Вилли Вонку Еще один классический персонаж может получить кинофраншизу. Студия Warner взялась за похождения эксцентричного Вилли Вонки.
Новости Смерть Джина Уайлдера вернула «Вилли Вонку» в кинотеатры В память об ушедшем из жизни актере Джине Уайлдере Warner Bros. вернет в американские кинотеатры фильмы «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» и «Сверкающие седла».
Новости Ушел из жизни звезда «Вилли Вонки» Джин Уайлдер Комедийный актер Джин Уайлдер, известный по фильмам «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», «Продюсеры» и «Молодой Франкенштейн», скончался на 84-м году жизни.
Комментарии (38)

Новый комментарий...

  • 5

    Yuri_Burov 28 июня 2012, 18:53 пожаловаться

    #

    надо с парочкой фильмов будет на досуге ознакомится. Но поскольку видел только их и пересматривал много раз считаю лучшими Космические яйца и Роюин Гуд:Мужчины в трико

    ответить

  • Lafleur18 28 июня 2012, 18:56 пожаловаться

    #

    Великий режисер, я к сожалению смотрел только последние его два фильма, надо это исправить.

    ответить

  • 4

    Billy Backstain 28 июня 2012, 19:12 пожаловаться

    #

    «Хорошо быть королем!» (с)

    ответить

  • Один из немногих режиссёров, умудрившихся сделать пародии лучше самих фильмов
    Дракула Брукса так вообще лучше вышла чем унылая версия Копполы

    ответить

  • 1

    Quentin Rodrigues 1 июля 2012, 12:31 пожаловаться

    #

    Да, Встать вровень с Бруксом покамест удалось тока Вайансам… Наверно потомушо они негры))

    ответить

  • 1

    HiPartez 3 июля 2012, 07:56 пожаловаться

    #

    Сарказм?

    ответить

  • Не совсем

    ответить

  • 1

    HiPartez 3 июля 2012, 08:05 пожаловаться

    #

    :(

    ответить

  • 12

    Боб 28 июня 2012, 20:41 пожаловаться

    #

    Видел все его картины. Каждая — шедевр жанра. Может, поэтому он снял их так немного, доводя каждую работу до филигранности. Величайший комедиограф эпохи и очень серьезный человек с большим чувством юмора. Брукс с Вуди Алленом — как две стороны одной медали авторского кино — непримиримо противоречивые и во многом невероятно похожие. Обычно поклонники одного недолюбливают другого, а я в восторге от обоих мэтров. Гротескные находки Брукса — это классическая комедия в чистом виде, благодаря ему жанр пародии приобрел феноменальную популярность и ему же удались самые стилистически точные и изящные пародии в истории. а о «Продюсерах» я просто не говорю — это одна из лучших авантюрных комедий в истории. Вообще Брукс — своеобразное олицетворение идеального кинематографиста — человек добился абсолютной независимости в Голливуде, действовал так, как хотел, делал, что хотел, выступая во всех ипостасях кинопроизводства, познал феноменальный кассовый успех, который не покорился ни одному пока современному комедиографу, обрел любовь масс и даже критиков, вошел в историю и ушел на покой, не оставив возможности говорить о престарелом мэтре, снимающем очередную старую песню на новый лад. Без него действительно не представить развитие американской да и мировой комедии 60-80-х. Счастливейшая жизнь в искусстве. Мои аплодисменты!

    ответить

  • 1

    HiPartez 3 июля 2012, 08:09 пожаловаться

    #

    Ну, «Любовь и смерть» я готов пересматривать множество раз, как и «молодого Франкенштейна», а «Хватай деньги и беги» и «Бананы» нравятся не меньше, чем «Всемирная история» и «Страх высоты». Что Аллен, что Брукс — не понимаю, как кому-то могут не нравится их комедии)

    ответить

  • 4

    ZELMIRA 28 июня 2012, 21:52 пожаловаться

    #

    его очень не хватает в наше время, когда достойных высмеивания фильмов выходит ох как много)

    ответить

  • 1

    Quentin Rodrigues 1 июля 2012, 12:21 пожаловаться

    #

    Нам поможет только Чудо)))

    ответить

  • 1

    zed232 28 июня 2012, 23:45 пожаловаться

    #

    Мне больше всего его Космобольцы нравятся.

    ответить

  • 1

    Настя Харли 29 июня 2012, 04:38 пожаловаться

    #

    Смотрела все, кроме «Продюсеры, «Немое кино», «Страх высоты», «12 стульев». Стоило бы ознакомиться и с ними.
    Замечательный режиссёр. И юмор в его фильмах отличный.

    ответить

  • broflovski 29 июня 2012, 09:50 пожаловаться

    #

    «Всемирная история» шедевр навеки!

    ответить

  • Ога, и Гитлер на коньках)))

    ответить

  • HiPartez 3 июля 2012, 07:58 пожаловаться

    #

    Мне больше «Похороны викинга» понравились)

    ответить

  • 1

    Quentin Rodrigues 3 июля 2012, 10:24 пожаловаться

    #

    Я тут, кста, вспомнил что Мел Брукс снимался камео в другой весьма и весьма удачной пародии Эзио Греджио *Молчание Ветчины*))

    ответить

  • Quentin Rodrigues 1 июля 2012, 12:24 пожаловаться

    #

    Ненаю что там со сборами, но Жизнь Воняет-потрясный кин, светлый, одно из достоинств поп-культуры 80х-90х)))Сейчас такого уже не снимут, к сож…

    ответить

  • 4

    HiPartez 3 июля 2012, 08:12 пожаловаться

    #

    Просто обожаю его Продюссеров и Франкенштейна.

    -Werewolf!
    -Werewolf?
    -There!
    -What?
    -There — wolf. There — castle!

    -Whose brain was it?
    -Abi… someone…
    -Abi who?
    -Abi… Normal.
    -You took abnormal brain?!
    Классика непереводимых шуток)

    ответить

  • SergeySevas 4 апреля 2013, 16:18 пожаловаться

    #

    Лесли Нильсен в Дракула: Мертвый и довольный это конечно не страшно, а смешно. Люблю его роли, особенно те, где он играет юристов.

    ответить

  • Дима Приходько 13 августа 2013, 22:13 пожаловаться

    #

    «Мы одержали победу над кретинами Спарты. Простите, над спартанцами Крита»
    Фраза на века))

    ответить

  • Откровенно признаюсь как киноведу мне очень стыдно, что я его как личность кинематографа даже можно сказать практически не знаю) Единственное что я с ним посмотрел это комедию : Космические яйца) признаюсь сильно комедийный фильм и как режиссер Мэл брукс действительно сильно поиздевался над Звездными войнами. Обязательно наверстаю упущенное я много личность изучил, и такую личность как Мэл Брукс просто невозможно пропустить) Мэл Брукс человек оркестр) В Голливуде таких режиссеров практически нет ! Он уникальный режиссер и это надо ценить народ) 86 лет поздравляю от всей души ! Так и до 100 лет дотянет) Вообщем прими мои поздравления Мэл Брукс) Еще раз повторюсь обязательно узнаю тебя как актера, режиссера композитора, писателя, поэта и т. д
    С Прошедшим Днем Рождения !!!

    ответить

 
Добавить комментарий...