Статьи

Время лечит: Пять нетипичных лент Барри Левинсона

6 апреля исполнилось 70 лет легендарному Барри Левинсону — выдающемуся автору голливудских драм, снявшему такие ленты, как «Человек дождя» и «Спящие». КиноПоиск вспоминает пять не самых очевидных картин заслуженного режиссера…
Время лечит: Пять нетипичных лент Барри Левинсона

Создатель «Человека дождя», «Разоблачения» и «Плутовства» Барри Левинсон прекрасно вхож в голливудский мейнстрим, но при этом выделяется на его фоне, причем не какой-то острой режиссерской манерой, а как раз ее отсутствием. Он умудряется уже 30 лет снимать очень легкие и личные ретродрамы — интеллигентные, изящные, где практически всегда интрига оказывается ложной, а реальным центром притяжения служат характеры героев, почти всегда прозябающих в невзгодах, влезающих в долги или идущих наперекор общественному мнению.

Главным местом действия многих фильмов Левинсона служит его родной Балтимор, всегда какой-то ускользающий, но отчетливо ностальгический. Прямая иллюстрация строк про «город детства, тихий, как сон». Примечательно, что для таких личных историй их автор берет типично литературные структуры: семейный роман («Авалон»), роман воспитания («Высоты свободы»), биографическое полотно («Самородок», правда, отношения к Балтимору не имеющий), куда эти пассеистические повести укладываются достаточно органично. В честь юбилея режиссера КиноПоиск предлагает вспомнить пять нетипичных ностальгических картин Барри Левинсона.

1) «ЗАБЕГАЛОВКА» (1982)

Фактически своим дебютом Левинсон сделал собственные «Американские граффити». «Забегаловка» — это также очень искренняя ретрокартина о нескольких друзьях, проводящих вместе время и попадающих в передряги. Только если у Лукаса действовали вчерашние школьники, здесь же вступает в игру поколение постарше — неудачливые студенты, умные бунтари, игроки и женатики. История крутится попеременно возле нескольких героев, которых воплощают пока еще только набирающие популярность Микки Рурк, Стив Гуттенберг, Дэниел Стерн, Кевин Бейкон, Тим Дейли, Пол Райзер и Эллен Баркин. Помимо прочего, картина получила четыре номинации на «Оскар», вдохновив продюсеров на телевизионный пилот, где Рурка заменил Майкл Мэдсен (позже еще сыгравший у Левинсона).

Камера длинным планом обозревает коридоры школы, где в спортзале вовсю идут рок-н-ролльные пляски. Рассорившийся с семьей умник Тим (Кевин Бейкон) в припадке бессилия бьет окна в раздевалке, пока его не успокаивает Буги Шефтелл (Микки Рурк) — местный дамский угодник, парикмахер в салоне красоты, а еще заядлый азартный игрок, продувший крупную сумму, которую нужно отдать в ближайшее время, иначе не избежать разборки с местным букмекером. Их общие друзья Эдди Симмонс (Гуттенберг), разгильдяй, решившийся жениться, а также Билли Ховард (Дейли). Последний приезжает на отдых из колледжа, чтобы побывать на свадьбе у первого и повидать старых друзей, а также прояснить кое-что в отношениях с давней подругой. Еще один участник этой компашки — Лоурэнс (Стерн). Он единственный, кто состоит в браке, правда, его семейная жизнь трещит по швам, поскольку жена не знает, кто такой Чарли Паркер и в какую секцию пластинок в домашней коллекции винила его ставить. Все вместе персонажи собираются в местной закусочной, где обсуждают проблемы и делают ставки. И это, похоже, единственное место, где они по-настоящему счастливы и забывают о постоянно вьющихся вокруг проблемах.

2) «САМОРОДОК» (1984)

Второй после «Забегаловки» крупный успех Левинсона, номинировавшаяся на четыре «Оскара» лента «Самородок» — архетипичная бейсбольная история, которая постоянно фигурирует в различных подборках лучших спортивных фильмов. 19-летний Рой Хоббс (Роберт Редфорд) — явно спортсмен от Бога. Играя на задворках отцовской фермы, среди колышущихся колосьев пшеницы, он показывает удивительное мастерство питчера. Из дерева расколотого дуба он мастерит себе биту, которой попытается проложить путь к успеху. Рой находит наставника и уже едет в поезде на важное собеседование в Нью-Йорк. Острая встреча с двумя именитыми бейсболистами, не поверившими в способности юного дарования, ярко показывает прирожденный талант героя, развитие которого вскорости должно прерваться. В вагоне-ресторане он знакомится с Харриет Бёрд (Барбара Херши), проявляющей симпатию к молодому джентльмену. В гостинице между ними произойдет гипнотическая сцена, когда без всякой очевидной цели девушка выстрелит в Хоббса, этой трагедией вытолкнув вундеркинда из спорта. Вернется он туда только через 16 лет, причем в третьесортную команду, демонстрирующую одно поражение за другим, да и никто там не рад застарелому игроку, прозябавшему непонятно где долгие годы, а теперь явно неуместному среди более молодых бейсболистов. Но первая же тренировка, добытая Хоббсом путем наглого неповиновения начальству, доказывает всей команде, что среди них затесался крайне одаренный спортсмен.

Режиссер хитовой драмы «Человек, который изменил всё» Беннетт Миллер указывал влияние «Самородка» на свою картину, да и, в сущности, оба фильма рассказывают о схожих вещах, даже если сделать скидку на бейсбольную тематику. Это история о том, кто пошел против командных устоев. В случае фильма Миллера она о герое, решившемся на непривычные методы формирования команды, у Левинсона — о персонаже, перешедшем уместный для активной игры в бейсбол возраст.

3) «АЛЮМИНИЕВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» (1987)

Балтимор 1963 года. Пока довольно нервозный Билл «Би Би» Бабовски (Ричард Дрейфусс) покупает синий «Кадиллак», ссорящийся с женой Эрнест Тилли (Дэнни Де Вито) садится в свою аналогичную, но канареечного цвета машину, чтобы отправиться на работу. Раздосадованный, он довольно небрежно следит за дорогой, в результате чего сталкивается с выезжавшим в только что купленном автомобиле Бабовски. Взвинченное состояние обоих приводит к скандалу. Уже позже Эрнест выяснит, что новый враг является его коллегой — жестянщиком, занимающимся заключением контрактов на облицовку домов алюминием. Безусловно, дальнейшие случайные встречи доказывают, что война двух хитроумных продавцов лишь только началась.

При таком, казалось бы, удобном крючке, как эскалация конфликта между этими жестянщиками, картина Левинсона не перерастает в комедию положений, оставаясь довольно минорной драмой, где оба героя (один успешный, а второй — нет) по-своему приходят к неутешительному выводу о том, что нынешняя жизнь их полностью исчерпала себя, скатившись в формализм и уныние.

4) «АВАЛОН» (1990)

Левинсон написал и поставил этот чисто семейный роман, напоминающий о работах Бернарда Шоу или Томаса Манна, но основанный на биографии самого режиссера, также являющегося выходцем из среды польских еврейских эмигрантов. В целом понятный, хотя и непросто структурированный сюжет прослеживает историю еврейского семейства Качинских, приехавших в Америку ради лучшей доли. Сначала один из старшин фамилии, Сэм (Армин Мюллер-Шталь), в подробностях вспоминает, как он прибыл в страну, еще и удачно попав на празднование Дня независимости с сопутствующими ему фейерверками и всеобщим ликованием. Потом его история на краткий миг смешивается с семейной легендой о приезде в США патриарха дома, а герои прямо на ходу пытаются восстановить, в какое время года произошло это знаменательное для них событие. Таким образом, в ходе общего бесстрастного рассказа в канву истории «Авалона» часто вплетаются мысли других представителей семьи, например, ее молодого лидера (Эйдан Куинн) и одного из самых младших отпрысков (Элайджа Вуд). После «Забегаловки» и «Самородка» в карьере режиссера фильм «Авалон» стал еще одним крупным оскаровским номинантом, впрочем, не получившим ни одной награды, что скрашивалось успехом его предыдущей ленты «Человек дождя», принесшей Левинсону режиссерскую статуэтку. Кроме того, на примере «Авалона» ярко видна связь с другими ностальгическими картинами постановщика, чье действие происходит в Балтиморе, так как герои пересекают одни и те же места, где присутствовали персонажи «Забегаловки» и «Алюминиевых человечков».

5) «ВЫСОТЫ СВОБОДЫ» (1999)

В своей заключительной балтиморской ленте Левинсон касается темы расизма, актуальной в середине 1950-х, когда и происходит действие картины. Юный Бен Курцман (Бен Фостер) живет в районе Либерти Хайтс и постигает реальность через призму своего еврейства. В детстве он узнает о гоях только посредством похода в гости, где ему дают некошерную пищу. Выросший Бен понимает, что быть евреем в 1950-е — это не самое чудесное занятие, учитывая, что на различных запрещающих табличках их приравнивают к чернокожим и собакам. Но первые ростки, пробивающие брешь расовой сегрегации, уже очевидны, когда чернокожих начинают пускать в общие классы. Туда, где учится Бен, как раз приходит прелестная Сильвия (Ребека Джонсон), к которой парень сразу начинает испытывать симпатию, в то время как окружающие способны только на неприязнь.

Примерно как и в случае с «Забегаловкой», в «Высотах свободы» засветилось множество тогда еще многообещающих актеров, с годами ярче раскрывших свой талант. Помимо Фостера и уже тогда зарекомендовавшего себя Эдриана Броуди, это Дэвид Крамхолц, Джастин Чэмберс и Кевин Суссман (Стюарт из «Теории большого взрыва»).

Читайте также
Новости Микки Рурк снимется в антологии «Берлин, я люблю тебя» В проекте также примут участие Софи Тернер, Орландо Блум и Джаред Лето.
Статьи И о погоде: Как в кино имитируют дождь, жару и прочие ненастья Соль, мука, куриные перья, пластик, мраморная крошка, молоко, авиадвигатели и другие материалы и вещи, которые помогают кинематографистам делать погоду.
Новости Барри Левинсон и HBO помогут снять старый проект с Аль Пачино Картина о выдающемся футбольном тренере Джо Патерно наконец получила шанс добраться до зрителя.
Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • Я у него и «типичных» особо не вспомню, разноплановый режиссер

    ответить

  • Harry Angel 9 апреля 2012, 22:03 пожаловаться

    #

    У меня есть претензии к «Спящим». В основе картины лежит основанный на реальных событиях роман, некоего Лоренцо Каркатерра, о гомосексуальном насилии над подростками в тюрьме. После финальных кадров экранизации нам выдают следующее: специальное расследование ничего не нашло, Каркатерра настаивает, что все так и было, а Левинсон не принимает ничью точку зрения, оставаясь в стороне. Зачем тогда снимал если сам толком не знаешь: было или нет? Ты сознательный режиссер ответственно подходящий к материалу своего фильма или хитрый пиарщик, решивший привлечь внимание зрителей скандальной историей? Если второе, то имхо лучше вообще уйти из режиссуры и знаться деятельностью более соответствующей твоим наклонностям.

    P.S таковы не все его фильмы, некоторые мне нравятся

    ответить

  • 2

    cyberlaw 6 августа 2013, 23:31 пожаловаться

    #

    Под «типичными» вероятно имеют ввиду «Багси», «Сферу», «Плутовство», «Разоблачение».
    Но к «атипичным» нужно отнести и Молодого Шерлока Холмса, и Джимми-Голливуд.

    ответить

 
Добавить комментарий...