Статьи

У страха глаза велики: Ключевые фильмы студии Hammer

15 марта в российском прокате стартует лента «Женщина в черном» — новый проект заслуженной и влиятельной студии Hammer, кузницы знаковых фильмов ужасов прошлого столетия. КиноПоиск предлагает вспомнить десять замечательных картин, составляющих наследие легендарной кинокомпании.
У страха глаза велики: Ключевые фильмы студии Hammer

Hammer Film Productions основана еще в 1934 году и первые 20 лет своей жизни в основном занималась неприхотливыми жанровыми лентами. Перелом наступил в 1950-е. Сначала студия обратились к научной фантастике, где и снискала первый широкий успех с картиной «Эксперимент Куотермасса» — киношной версией мини-сериала канала BBС. До настоящего прорыва оставалось всего два года — тогда в прокат вышло «Проклятие Франкенштейна», чьи сборы превысили бюджет в сотню раз. Один кассовый хит гремел за другим, а «Хаммеры» зарекомендовали себя всемирно известной кинематографической маркой.

Уже под конец 1970-х, так и не нащупав новую эстетику и пытаясь выезжать за счет старых заслуг, владельцы вынуждены были объявить о банкротстве фирмы, возродившей британские хоррор-традиции и десять лет задававшей моду в жанре. Работы Hammer превратились в культ. Влияние компании на массовый кинематограф тоже оказалось весомым: в любви к ее продукции признаются постановщики уровня Тима Бёртона, немало почерпнувшего у студии для собственного творчества, взять хотя бы «Сонную лощину».

И сейчас хаммеровские ленты, пусть они часто совсем не пугают, являются эталоном британского стиля, виртуозной технической проработки (фильмы создавали настоящие мастера, например, оператор Дуглас Слоком позже снимал три фильма об Индиане Джонсе) и невыразимо точно ухваченной готической атмосферы, до сих пор излучая неповторимое обаяние. Иконический статус приобрели два ведущих актера компании — Кристофер Ли и Питер Кушинг, причем первый, несмотря на преклонный возраст, до сих пор снимается в кино.

В новом веке контора, казалось бы, неспособная к адаптации к изменившимся условиям, как это было в 1970-х, неожиданно зажила в полную силу. Был запущен интернет-сериал, сняты кое-какие второразрядные ленты вроде «Ловушки», но действительным обретением крови стал ремейк шведской ленты «Впусти меня». Подтвердила возвращение бренда «Женщина в черном» — очередная киноверсия романа Сьюзан Хилл с Дэниэлом Рэдклиффом в главной роли.

КиноПоиск предлагает рассмотреть десять лучших фильмов из классического наследия заслуженных хоррормейкеров.

1) «ПРОКЛЯТИЕ ФРАНКЕНШТЕЙНА» (1957)

Первый успех «Хаммеров» на международной арене, превзошедший коммерческие достижения «Эксперимента Куотермасса» и обозначивший новое направление в их художественных поисках. Теперь студия сосредоточится на барочных хоррорах, действие которых неизменно развивается в английских графствах, где сама обстановка выглядит неплохим плацдармом для готических событий: вечный полумрак днем и беспробудная темень за окнами ночью, густые леса, легкий туман, безлюдные поля и обязательные заброшенные замки. Добавим к этому очень красочную, немного картинную истманколоровскую палитру, заставлявшую выглядеть работы студии почти как ожившие иллюстрации к классике готической литературы.

В «Проклятии Франкенштейна», снятом главным автором Hammer Film Productions Теренсом Фишером, компания начала осмысливать хоррор-каталог студии Universal, впоследствии перебрав всех ее главных героев. Среди них также значатся Дракула, Мумия и Человек-волк. В «Проклятии» повествование ведется от лица барона Фракенштейна, рассказывающего историю из тюремной камеры. В пять лет у него умер отец, так что способный мальчик унаследовал все деньги покойного и содержал свою кузину и ее мать. Немного повзрослевший Виктор (Питер Кушинг) решает нанять себе достойного преподавателя Пола Кремпе (Роберт Эркарт). Вместе они годами будут постигать науку и отыщут способ оживления мертвых, сначала испытав его на собаке. Но Франкенштейну настолько пришлась по нраву роль демиурга, что он решает создать собственного человека, для чего вместе с наставником крадет тело повешенного. В дальнейшем смирный и приятный Виктор, крутящий роман с гувернанткой, превращается в жестокого и коварного злодея, идущего на крайние меры, чтобы его эксперимент завершился удачно. Так что тут даже и не понять, кто главное чудовище — покрытый струпьями кадавр (густо загримированный и все же узнаваемый Кристофер Ли) либо его создатель

2) «ДРАКУЛА» (1958)

Дракула, воплощенный Кристофером Ли, законно пребывает в числе наиболее узнаваемых вампирских образов. Другая звезда студии Питер Кушинг играет доктора Ван Хельсинга. Свои роли оба актера потом воспроизводили не раз. Серия картин про неистребимого кровососа растянулась на девять лент, а заключительная картина «Легенда о семи золотых вампирах» даже пыталась смешивать эту тематику с кунг-фу, тем лишь подтвердив агонию конторы.

Представительный мужчина Джонатан Харкер приезжает в отдаленный замок на работу библиотекарем к графу Дракуле. Ночью его кусает одна из так называемых «невест» загадочного дворянина. Поверив в присутствие вампиров в особняке, Харкер убивает девушку колом, но гибнет от руки ее хозяина. Через несколько дней в ту же местность заявляется известный исследователь сверхъестественного Ван Хельсинг. Однако Дракула уже решил нанести визит к суженой покойного Люси. Если, конечно, Ван Хельсинг не успеет упредить опасность.

3) «МУМИЯ» (1959)

Еще одна важная переработка англичанами классического голливудского наследия. В роли мумии — все тот же Кристофер Ли, за положительную сторону, конечно, отвечает Кушинг. Он воплощает образ археолога, в момент раскопки египетской гробницы подвернувшего ногу, поэтому идти в усыпальницу пришлось его отцу, решившему не внимать предупреждениям внезапно объявившегося там местного жителя, который обещал проклятье тем, кто потревожит покой мертвых. Внутри пещеры происходит нечто такое, что погружает родителя в психоз на три года. За это время сын окончательно охромел, а в Лондон — как раз к моменту возвращения вменяемости старого археолога — приезжает тот самый египетский резонер. Он привозит в страну гроб с реликвиями, на деле оборачивающимися мумией жреца, которую приезжий не преминет вызвать к жизни и натравит на археологов.

4) «ВКУС СТРАХА» (1961)

Сет Холт успел поработать на главных британских студиях прошлого— Ealing, Woodfall (как монтажер ленты «В субботу вечером, в воскресенье утром» Карла Рейша) и собственно Hammer. Для последней он поставил «Вкус страха», текст к которому по традиции компании писал Джимми Сэнгстер, в этот раз создавший неглупый и сюжетно увертливый триллер.

История вроде бы в рамках жанра довольно стандартная. Во Франции утопла женщина. Ее подруга Пенни, являющаяся инвалидом-колясочником, возвращается к богатому отцу после десяти лет разлуки. В родительском доме всем заправляет мачеха, папочка же отсутствует, а замещает его фотография, любезно снятая женой для того, чтобы падчерица освежила внешность отца в своем сознании после стольких лет расставания. В первую же ночь героиня видит мертвого родителя в одной из кладовых комнат. Конечно же, после его тело нигде не обнаруживается. Девушка начинает подозревать что-то неладное, хотя с той же вероятностью может быть и то, что вследствие болезни у нее просто помутился рассудок. Либо кто-то, убив ее отца и скрывая его смерть, пытается свести с ума дочь богача, чтобы заполучить наследство, главной обладательницей которого она состоит. В эту версию никто не верит: ни родственники, ни местный доктор Жерар (Кристофер Ли). Пенни может рассчитывать на помощь лишь одного человека — подопечного ее отца. Только реальная схема происходящего куда изощреннее, чем может показаться.

5) «ПРОКЛЯТЫЕ» (1963)

Из-за симпатий к коммунистической партии став в США персоной нон грата, режиссер Джозеф Лоузи вынужден был переехать в Англию, где поначалу занимался жанровой поденщиной, пока в 1963 году не снял одну из определяющих драм британского кинематографа — ленту «Слуга». Незадолго до нее на экраны вышел единственный его совместный опыт работы с Hammer (причем посотрудничать со студией он мог на несколько лет раньше) — «Проклятые», экранизация новеллы Х. Л. Лоуренса «Дети света». И это, возможно, один из самых странных фильмов, спустившихся с данного студийного конвейера. Не то фантастика, не то социальная драма. Двойственная, подобно многим другим проектам этого постановщика, и вместе с тем невыразимо изящная. Лидер банды Кинг (Оливер Рид, двумя годами раньше игравший в хаммеровском «Проклятии оборотня», восстанавливавшем историю о Человеке-волке) с какой-то болезненной ревностью печется о своей сестре Джоанне (Ширли Энн Филд). Та назло ему сбегает с американским туристом Саймоном (МакДональд Кэри). Уже после вся троица оказывается на отдаленной военной базе, где происходит нечто странное: там содержатся дети, очень умные и довольно милые, но какие-то холодные и рассказывающие о том, что после встречи с ними все гибнут.

6) «НЯНЯ» (1965)

Второй фильм Сета Холта, снятый для студии «Хаммер» и даже более изобретательный, чем «Вкус страха». Причем выполнена «Няня» совсем не в духе привычных работ компании, а скорее в реалистической традиции, и чаще она напоминает девиантную семейную драму, нежели напряженный триллер. Бетт Дэвис играет излишне преданную прислугу в семье дипкурьера. Домой после двухлетнего отсутствия возвращается старший отпрыск Джоуи. За время житья в специнтернате характер у мальчика изменился только к худшему. Попал он в учреждение за то, что якобы оказался повинен в смерти младшей сестры. Сам юнец утверждает, что малютку убила няня, услужливая до подозрительности и пожертвовавшая всем ради того, чтобы регулярно приглядывать за хозяевами.

7) «ВЕДЬМЫ» (1966)

Автор классической британской комедии «Школа для негодяев» и номинант Каннского фестиваля Сирил Франкель помимо ленты «Никогда не бери сладости у незнакомых» сделал для Hammer в меру интригующий триллер «Ведьмы». Гвен (легенда Голливуда Джоан Фонтейн) работала в Африке, где подверглась нападению местных оккультистов. Происшествие оставило на психике женщины мощную травму. Гвен предлагают место учительницы в провинциальном и очень тихом городке. Все вроде идет благостно, но иногда случаются неприятные мелочи, а в довершение ко всему женщина получает на уроке записку о том, что бабушка одной из учениц проявляет жестокость по отношению к внучке. Мальчик, сообщивший эту новость учительнице, вскоре впадает в кому. Тут женщина понимает, что за чудесным открыточным фасадом городка скрывается гнилая сердцевина, а взрослые явно предпочитают замалчивать реальную подоплеку происходящих странностей.

8) «ЧУМА ЗОМБИ» (1966)

Одну из своих самых заметных работ на Hammer Film Productions режиссер Джон Джиллинг снимал спина к спине с лентой «Рептилия». Завязка исключительно традиционна и далеко не раз использовалась в других картинах «Хаммеров». Доктор Джеймс Форбс (еще один постоянный актер студии Андре Морелл) получает письмо, где сообщается, что в одной тихой деревеньке происходят страшные вещи: буквально на глазах чахнут здоровые молодые люди. Население немножко нервничает и даже агрессивно настроено к не так давно приехавшему местному врачу (он же является автором письма, впрочем, не надеявшимся на прибытие наставника). Выясняется, что виной всему давно развившийся в поселении культ, практикующий вудуистские методы и превращающий молодежь в живых мертвецов, способных восстать из могил.

9) «КУОТЕРМАСС И КОЛОДЕЦ» (1967)

Благодаря мини-сериалам канала BBC и лентам Hammer профессор Куотермасс укрепился в ряду известных фигур британской фантастики. Когда-то первый фильм серии «Эксперимент Куотермасса» вывел студию на новую орбиту коммерческого успеха, но общепризнанно лучшей считается третья картина.

Ее постановкой занимался Рой Уорд Бейкер, много снимавший на обеих главных британских хоррор-студиях — и на Hammer, и на Amicus Productions. «Куотермасс и колодец», как и его два предшественника, основан на одноименном мини-сериале BBC. Адаптацией материала для кинопочвы занимался автор оригинала Найджел Нил. Кстати, именно он числится сценаристом первой экранизации «Женщины в черном» от Герберта Уайза.

В первых кадрах из темноты рывками проступает череп, который после обнаруживают работники лондонской подземки. Под слоем глины находятся еще скелеты, а также какой-то объект. Его военные пытаются подписать под неопознанное боевое устройство времен Второй мировой. На самом деле реликвия есть не что иное, как космический корабль.

10) «ВЫХОД ДЬЯВОЛА» (1967)

Встреча двух старых друзей — Николаса (Кристофер Ли) и Рекса (Леон Грин) — обходится, тем не менее, без приятельских посиделок. Героям нужно понять, что происходит с Саймоном, отпрыском их покойного друга. Тот ввязался в какую-то секту, которая не похожа на сообщество ряженых и участники которой настроены очень даже серьезно. По приезде к Саймону тандем обнаруживает, что все вроде чинно и мирно, сын друга просто принимает гостей. Под маской приличия скрывается ужасная тайна: собравшиеся планируют вызвать дьявола, и ритуал запланирован на ближайшее время. Успев вмешаться, Николас и Рекс вызволяют из культа Саймона и девушку Таниту. Битва далеко не окончена, ведь жив глава секты — демонический Мокато (Чарльз Грей), а запершихся в доме друзей всю ночь будут одолевать его приспешники.

Экранизация классического романа Дэнниса Уитли, «Выход дьявола» стоит в числе лучших лент студии. Это динамичная мистическая история, где не столько пугают, сколько интригуют, а в лучшей части фильма герои напрямую противостоят сверхъестественным силам в очерченном круге (получается такая своеобразная пародия на гоголевский «Вий»), что лишь добавляет происходящему напряжения. Главный вопрос состоит в том, кто сдюжит — Кристофер Ли со товарищи или демонические силы, раз за разом увеличивающие накал агрессии.

Уже в 1970-е студия пыталась сменить курс на общую раскрепощенность, так как везде позиции завоевывали либо более реалистичные ленты, либо эксплуатационная хоррор-эротика. Три фильма, поставленные по мотивам романа Джозефа Шеридана Ле Фаню «Камилла», были последним глотком уже начинавшей задыхаться студии. Не выстрелил в прокате «Капитан Кронос: Охотник на вампиров». Вряд ли можно назвать особо удачной и хаммеровскую версию «Экзорциста» — «Дочь для дьявола» по роману того же Уитли. Безповоротно утянула бренд на дно неудачная версия хичкоковского шедевра «Леди исчезает». Впоследствии студия напоминала о себе лишь немногочисленными телевизионными проектами. Все же, как показывает история, иногда они возвращаются снова.

«Женщина в черном» в российских кинотеатрах с 15 марта.

Читайте также
Статьи Позвони мне, позвони: 20 лет фильму Хидэо Накаты «Звонок» Проклятие, которое распространяется как вирус, девушка-призрак с длинными волосами и другие составляющие канона японского фильма ужасов, придуманные авторами «Звонка».
Статьи Лучшие сериалы 2017 года: Выбор редакции КиноПоиска Дракон-зомби и огурчик-убийца, кровожадные боги, пропадающие дети, две Элизабет Мосс и три агента Купера — чем нам запомнился прошедший год.
Статьи 9 лучших сериалов весны: Выбор редакции КиноПоиска Боги с большой дороги, кинодивы на тропе войны, Юэн МакГрегор в ролях близнецов и Дэвид Духовны в роли трансвестита — что мы смотрели последние три месяца.
Комментарии (22)

Новый комментарий...

  • 21

    Danse avec le diable 16 марта 2012, 12:38 пожаловаться

    #

    Подборка как минимум интересная — спасибо!

    ответить

  • 13

    vitasha 16 марта 2012, 12:46 пожаловаться

    #

    Очень рад возрождению студии.

    ответить

  • 5

    superdima 16 марта 2012, 13:27 пожаловаться

    #

    Познавательная статья. Видел только 3 из 10. Заманчивая подборка-есть, на что глянуть. Восполнить пробелы, так сказать.))

    ответить

  • 1

    qmz5kns 16 марта 2012, 15:00 пожаловаться

    #

    Да !!! Это вам не Гарри Поттер !!!

    ответить

  • 8

    Yuri_Burov 16 марта 2012, 16:48 пожаловаться

    #

    Три ха-ха Да, только благодаря актеру из Гарри Поттера к студии возник интерес заново у зрителя. Как будто перекрывшие в несколько раз бюджет сборы обеспечены уровнем фильма. Да все идут только из-за Рэдклифа. Полюбому процентов 80 зрителей фанаты ГП как я)

    ответить

  • 17

    superdima 16 марта 2012, 17:43 пожаловаться

    #

    Гарри Поттер и женщина в черном.)))

    ответить

  • Jack Napie 17 марта 2012, 22:30 пожаловаться

    #

    Тогда уж скорее Гарри Поттер и Студия «Хаммер».

    ответить

  • 6

    Golden Man 16 марта 2012, 15:11 пожаловаться

    #

    Ни одного фильма не видел-признаюсь!Но несколько заинтересовали!

    ответить

  • 4

    felix169 16 марта 2012, 15:56 пожаловаться

    #

    аналогично

    ответить

  • Очень хорошая, годная статья))
    Смотрел только самые первые из списка, про большую часть вообще впервые слышу.

    ответить

  • Lik Bashni 16 марта 2012, 18:40 пожаловаться

    #

    Забавно, что большинство хитов студии «Hammer» были с участием актеров Кристофера Ли и Питера Кашинга. Это наводит на размышление… Но все равно интересно. Спасибо за статью

    ответить

  • 2

    Айрат 16 марта 2012, 18:44 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью, может даже и ознакомлюсь с данными картинами

    ответить

  • 10

    Zmey-Aspid 17 марта 2012, 00:37 пожаловаться

    #

    На волне собирания фильмов с Кристофером Ли смотрел несколько хаммеровских «Дракул», ещё «Горгону» (где у него, однако, положительная роль), «Мумию». По-моему, ещё был весьма клюквенный фильм про Распутина…
    Фильмы студии «Хаммер» сейчас больше умиляют, чем пугают, но зато можно посмотреть как за считанные тысячи фунтов создавали то, на что сейчас уходят спецэффектные миллионы.

    ответить

  • FeNiKs48 18 марта 2012, 13:40 пожаловаться

    #

    Мне впусти меня очень понравился

    ответить

  • John922 19 марта 2012, 00:06 пожаловаться

    #

    Про «Собаку Баскервилей» с Кристофером Ли и Питером Кушингом забыли, а ведь очень неплохая экранизация была…

    ответить

  • Обожаю эту студию и рад возрождению. Хочу Войну миров от Хаммер, которая будет ближе к книге.

    ответить

  • 4

    Torryman 20 марта 2012, 23:11 пожаловаться

    #

    Хм. Не знал про студию и фильмы не видел. Даже не слышал о таких(

    ответить

  • 3

    Quentin Rodrigues 24 марта 2012, 15:41 пожаловаться

    #

    Да, если По придумал литературный ужастик, то Хаммер-киношный))Весьма рад за них, а то кроме Остин и Джеймса от Англии, в последнее время, ничё нет… А ведь были времена Живой Силы))

    ответить

  • 6

    ДжиМэн 25 марта 2012, 20:34 пожаловаться

    #

    Да уж, у «Хаммера» по-крайней мере был свой стиль. Я бы еще добавил «Миллион лет до нашей эры».

    ответить

  • sweden80 11 апреля 2012, 09:19 пожаловаться

    #

    Оказывается Куотермас и колодец я видел в глубоком детстве, признаюсь, тогда фильм на меня произвел впечатление непредсказуемостью. Началось все военного детектива, а закочнилось едва ли не апокалипсисом.
    Интересно пересмотреть сейчас. Может эта непредсказуемость будет больше похожа на План 9 Эда Вуда

    ответить

  • 9

    Mr NS 7 мая 2018, 11:11 пожаловаться

    #

    Интересный список, кое-что видел, остальное себе записал. Только что посмотрел «Няню» (1965) — очень хорошее кино. Отдельно отмечу упомянутого здесь «Слугу» (1963) — отличный фильм!

    ответить

 
Добавить комментарий...