Оскар-2012: «Человек, который изменил всё»

Обсудить0

Если вы думаете, что у Бенджамина Баттона была загадочная история, то подождите, пока не ознакомитесь с историей создания фильма, в котором Брэд Питт сыграл, возможно, свою лучшую роль за всю карьеру…

Менеджер бейсбольной команды «Окленд Атлетикс» Билли Бин расстроен: его подопечные проиграли «Нью-Йорк Янкиз» в плей-офф сезона 2001 года. Кроме того, трое игроков, на которых можно было рассчитывать, собираются уйти. Бину необходимо представить новую стратегию игры, но бюджет команды не позволяет ему развернуться. Встреча с недавним студентом-экономистом полностью меняет стратегию Билли. Питер Брэнд, как зовут парня, предлагает набрать команду исходя не из физических данных атлетов, а следуя математическим выкладкам. В итоге новый состав «Окленд Атлетикс» являет собой сплошных лузеров от бейсбола. Но если теория Питера верна, эти лузеры еще себя покажут.

Трус не играет в бейсбол!

Когда русский человек слышит слово «бейсбол», ему в голову сразу приходят следующие образы: бита, перчатка, мячик, летящий с безумной скоростью, и странные-престранные знаки, подаваемые одним игроком другому. Поэтому когда на экраны вышел фильм, рассказывающий, как в этом странном спорте произошли радикальные изменения, аналитики кинобизнеса в нем, мягко говоря, сомневались. Спортивные драмы — это вообще очень опасный жанр. Есть шанс, что не найдется достаточного количества зрителей, готовых сидеть в кинотеатре и смотреть кино о том, как некий спортсмен мечтает выиграть последнюю игру и пробиться в большую лигу. Только фильм «Человек, который изменил всё» пошел по другому пути.

Бейсбол (самый близкий аналог — наша лапта) — игра, которая старается держаться традиций. По сей день игра ведется практически по тем же правилам, что в 1845 году составил житель Нью-Йорка Александр Картрайт. До этого люди играли в разные вариации той же игры (по мнению историков, она родом из Англии или Ирландии). Спустя год по правилам Картрайта прошла первая игра, а через некоторое время появилась и своя собственная профессиональная лига. С тех пор менялась форма игроков, качество мячей, количество нулей на чеках, которые получали игроки, строились новые и новые стадионы, каждый год финальный матч (World Series) собирал воедино почти всю Америку. А правила игры (как на поле, так и среди управленческого состава), для разъяснения которых нам понадобится отдельная статья, так особенно и не менялись.

Тут на сцену выходит Билли Бин — бейсболист с ярким стартом, чья карьера на поле из-за травмы закончилась в кабинете менеджера команды. «Окленд Атлетикс» были не самой дорогой командой в бейсбольной лиге. Когда «Нью-Йорк Янкиз» тратили на игроков 125 миллионов долларов, Бину приходилось обходиться всего лишь 41 миллионом. Несложно догадаться, что при таком раскладе Бин не мог позволить себе качественных дорогих игроков. Тогда появился Пол ДеПодеста, который предложил новую систему для набора спортсменов. Она была основана на их статистике, в отличие от далеко не самых точных данных бейсбольных скаутов, полагавшихся только на свой наметанный глаз и опыт. История Бина вдохновила бывшего финансового журналиста Майкла Льюиса на написание книги «Деньгобол: Искусство побеждать в нечестной игре».

Автора! Автора!

Майкл Льюис, автор с мировым именем, специализируется на документальной прозе и финансовой журналистике. Его книги фокусируются на самых разных темах — он писал и про кредитную историю страны, и про собственную работу на рынке ценных бумаг. Его книга «Невидимая сторона» про американский футбол превратилась в драму с Сандрой Буллок в главной роли (и принесла актрисе ее первый «Оскар»).

Заинтересовавшись тем, как команда неудачников, получающая небольшие гонорары, умудряется выигрывать так много матчей, Льюис провел с «Атлетикс» целый год. «Все дело в том, чтобы правильно оценить способности и повесить на них правильные ценники, — рассказывает Билли Бин. — Тридцать лет назад брокеры покупали акции исключительно интуитивно. Скажем, любой игрок со счетом в пенсионном фонде имеет право на выбор. Они могут выбирать себе бухгалтера, доверяющего собственному чутью, или выбрать мастера, который анализирует, разбирается в статистике и видит все цифры. Я вот знаю, кого выбрать». «Билли принял идею о возможности введения изменений в существующие правила, — говорит Льюис. — Он понял, что бейсбол можно исследовать и делать очень любопытные выводы. И у него получилась команда, которая существовала исключительно благодаря его мудрости».

Вышедшая в 2003 году книга по статистике в бейсболе собрала огромное количество информации о том, как работает игра изнутри. Однако Льюис не ожидал, какое воздействие его «Деньгобол» произведет на саму игру. В профессиональном бейсболе началась легкая паника. Термин «деньгобол», придуманный писателем, прижился и вошел в спортивный лексикон. Он применяется к командам, которые при работе с игроками ценили концепцию саберметрики. «Моя книга стала угрожать людям потерей рабочих мест,— поясняет причины недовольства бейсболистов Майкл Льюис. — В культуре спорта наметились перемены. Спортивный менеджмент сильно прибавил в интеллекте и стал сложнее. В офисах стали появляться совсем другие люди, управленцы иного склада ума».

Книга, которая изменила бейсбол? Голливуд не мог пройти мимо!

Загадочная история киноверсии «Деньгобола»

Кино про бейсбол, к тому же с акцентом на статистических данных? Не самый приятный материал, чтобы попытаться заманить много зрителей, но это не остановило Sony. В 2004 году студия купила права на книгу и наняла Стэна Червина для написания первого варианта сценария. Червин недолго продержался в проекте, но зато к нему проявил интерес Брэд Питт, став продюсером ленты. И с этого момента фильм постепенно превращался в один из главных голливудских долгостроев.

Сценарий Червина изначально был заточен на отношения Бина с его дочерью. После появления в проекте Питта сценарий отдали Стивену Зеллиану, на счету которого, между прочим, такие фильмы, как «Список Шиндлера», «Банды Нью-Йорка» и «Гангстер». В 2009 году у руля встал сам Стивен Содерберг. На прямой вопрос о том, как режиссер собирается справиться со столь сложным материалом, Стивен ответил: «Я думаю, мы нашли способ сделать так, чтобы было и красиво, и смешно. Я хочу, чтобы кино развлекало, а вы во время просмотра не понимали, сколько информации на вас вываливают, потому что вам весело. У нас была пара задумок, как переработать идею так, чтобы знание пробралась к вам немного исподтишка».

За неделю до начала съемок Содерберг сдал свою версию сценария. Согласно слухам, режиссер добивался одобрения бейсбольной лиги (MLB), которая осталась недовольна достаточно вольным обращением Зеллиана с фактами. Одобрение было необходимо для легального использования торговых марок, ведь в фильме фигурировали настоящие команды.

Но, когда Содерберг принес свой сценарий, одобренный MLB, оказалось, что Sony все-таки видит разницу между исторической точностью и документальностью. Решение режиссера включить в фильм интервью с бейсболистами прибавляло ощущения отнюдь не художественной картины. А документальный фильм за 60 миллионов долларов Sony был не нужен. Кроме того, Содерберг вырезал практически все комедийные моменты, которые прописал Зеллиан, поскольку в реальности ничего подобного не было.

Кроме настоящих игроков из лиги, Содерберг также планировал ввести в фильме анимированного персонажа-рассказчика на основе известного статистика Билла Джеймса. Другими словами, Содерберг подошел к проекту с размахом, но студия начала сомневаться, что на фильм пойдет хоть кто-нибудь, кроме фанатов бейсбола и, может, немного фанатов статистики, чтобы увидеть анимированную версию своего кумира.

В конце июня 2009 года работа над фильмом была остановлена. За три месяца Содерберг успел записать интервью со многими игроками в бейсбол, набрать съемочную группу, найти места для съемок — все было готово. Однако Эми Паскаль из Columbia Pictures, принадлежащей Sony, осталась недовольна работой режиссера. «В том виде, в котором Стивен хотел снимать ленту, она была бы лишена эмоций», — считает Эми.

Спустя месяц после увольнения Содерберга студия привлекла к новой версии сценария Аарона Соркина. Прежде чем принять свое назначение, Соркин позвонил Зеллиану, когда тот отдыхал в Риме. «Я стоял на улице, за углом как раз был Пантеон, когда раздался звонок, — вспоминает Зеллиан. — Аарон спрашивал у меня разрешения, может ли он переписать несколько сцен из сценария. Я сказал, что так лучше, чем полностью переписывать сценарий. Но что особенно отчетливо отложилось в памяти, это когда я поинтересовался его действиями на моем месте. Без малейшего замешательства он сказал: „Я бы сжег студию“».

Второе дыхание

Важную роль в создании фильма сыграл и мастер сценарного дела Аарон Соркин. Уроженец Нью-Йорка, Соркин, будучи большим фанатом бейсбола, в конце девяностых даже создал «Ночь спорта» — телесериал про вымышленный спортивный канал. Поэтому Соркин знал, что делает. Начал он писать еще в номере своего отеля в Бостоне, когда Дэвид Финчер вовсю снимал «Социальную сеть» по его же сценарию. По возвращении в Лос-Анджелес работа не закончилась. Поначалу его наняли всего лишь на три недели, потом прибавились еще три, а под конец все это вылилось в полтора года.

Брэд Питт регулярно навещал Соркина дома, уворачиваясь от стай папарацци на своем мотоцикле. И Питт все говорил и говорил, пока Аарон слушал. В основном он говорил о своей любви к фильмам семидесятых, когда история строилась вокруг главного героя, герой был главной движущей силой сюжета. Питт давно был фанатом книги Льюиса, но персонаж Червина в первом варианте сценария не вызывал у него доверия. Питт не был уверен, что именно такого героя он хочет сыграть. Актера и продюсера больше волновали глубокие мысли, заложенные в основе, нежели попытки сделать кино коммерчески привлекательным и смешным.

Осенью 2009-го «Деньгобол» снова вернулся в седло. На сей раз управлял проектом Беннетт Миллер, постановщик биографической драмы «Капоте». Имя режиссера вызвало неодобрительное хмыканье в кинематографических и бейсбольных кругах, но за Миллера вступился сам Брэд Питт. «Беннету Миллеру удалось по-настоящему вскрыть задумку, — сказал актер и продюсер. — Это не самая обычная история, и, чтобы сохранить ее дух, Беннетт не хотел снимать традиционный фильм. Мы все очень болели за проект, но именно желание Беннетта и его идеи до конца сформулировали тот фильм, что вы увидите на экранах. Поначалу я расстроился из-за решения студии заменить Стивена. Мы очень хотели снять этот фильм вместе, но потом мы сели с Беннеттом и просто поговорили. Как оказалось, мы разговаривали на одном языке. Мы оба влюблены в кино семидесятых».

Сам Миллер рос большим фанатом «Нью-Йорк Янкиз», но с возрастом успел охладеть к этому виду спорта. «Человек, который изменил всё» возродил в Миллере любовь к бейсболу. Именно Беннетт предложил Питту сделать кино не по правилам жанра. Не обычный спортивный фильм — он хотел все перевернуть с ног на голову. «Мне было не очень интересно снимать спортивный фильм — заново рассказывать все ту же историю, топтаться на месте, — говорит Миллер. — Я был бы простым наемником для студии, не более. Но вопрос был в том, как нам всего этого избежать. Брэд очень точно назвал наш подход троянским конем. Мы преподнесем им вроде бы обычный голливудский фильм с Брэдом Питтом в главной роли, весь из себя развлекательный. А внутри будет спрятан „груз“, который не вписывается в стандартную схему. То, чего зрители не ожидают».

«Проблема» — его второе имя

Как только все вопросы с идеей и сценарием были улажены, встал новый вопрос. Пока фильм начинался и замораживался, в него было вложено уже порядка десяти миллионов. Теперь нужен был новый бюджет. Удалось выбить пятьдесят миллионов с учетом вложенных десяти, притом что десять из них составил гонорар самого Питта. Художнику-постановщику Джессу Гончору, до этого часто работавшему с братьями Коэн, предстояло много работы. Приходилось снимать на стадионе «Колизей Окленд Олимпикс» ночью, так как днем стадион использовала команда для тренировок и матчей. В подсобных помещениях в срочном порядке были выстроены кабинеты менеджеров, раздевалка, тренировочный зал. Комната Питера Брэнда, где он просматривает игры, была сделана прямо за студией звукозаписи Sony.

С актерами все было немного легче. Филип Сеймур Хоффман, исполнивший роль тренера команды Арта Хоу, сам предложил свою кандидатуру, как только у него появилось время. До этого он снимался у Миллера в «Капоте», играя знаменитого писателя. На роль Питера Брэнда, прототипом которого стал Пол ДеПодеста, был выбран Джона Хилл, который уже некоторое время стремился вырваться из образа вечного комического парня и был хорошим другом режиссера. После долгих просмотров больше двух десятков разных юных актрис на роль дочери Билли Бина утвердили Кэррис Дорси, которая покорила режиссера своим пением.

Спустя полтора месяца съемок перед режиссером встала еще одна проблема: нужно было засесть в монтажной, чтобы соединить воедино отснятый материал и мили архивных кадров. Когда Sony поставила срок в 12 недель для подготовки фильма, Миллер только рассмеялся. Ему понадобилось 36 недель, при этом даже в это время дорабатывались мелкие детали сценария вместе с продюсерами и сценаристами. Питт помогал как мог, но старался не вмешиваться в процесс слишком сильно, чтобы не нарушать повествование и замысел Беннета.

Когда настал момент показывать конечный вариант, Миллер не на шутку нервничал. Режиссеру казалось, что ему так и не удалось создать задуманный голливудский блеск, а кино получилось слишком длинным и независимым по духу. Как оказалось, страхи его были напрасны. Продюсер Майкл Де Лука, работавший вместе с Соркиным на «Социальной сети», позже вспоминал: «Как только в зале снова загорелся свет, все сразу поняли: все получилось как надо. Этот фильм заслуживает своего шанса на поле». Показы для фокус-групп только подтвердили: фильм удался.

Последний тайм

В конце концов, несмотря на все проблемы, с которыми столкнулась экранизация книги Льюиса, фильм пришелся по вкусу и зрителям, и критикам. У «Человека, который изменил всё» очень высокий рейтинг на сайте RottenTomatoes — 94 %. Критики разливались соловьем. «Один из самых проникновенных фильмов о бейсболе», — писали снобы из New Yorker. Им вторит Washington Post: «Как глоток холодного пива под лазурными небесами, как безупречно прямое шоссе в теплый летний день — таково удовольствие от фильма». «Брэд Питт в своей лучшей звездной форме. Фильм впечатляет и удивляет», — признается Los Angeles Times. Сдается даже безжалостная к мейнстриму Манола Даргис из New York Times: «Как и „Социальная сеть“, тоже написанная мистером Соркиным, „Человек, который изменил всё“ рассказывает о существенном культурном сдвиге и о восхождении информационно подкованной элиты».

Картина Миллера собрала в мировом прокате 108 миллионов долларов. Она окупилась уже в кинопрокате, а ведь дальше фильм ждет жизнь на телевидении и на домашнем видео. Так что афера под названием «Деньгобол» в итоге оправдалась.

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

18 ноября 20224
6 сентября 20223
2 сентября 20224
30 августа 20226

Главное сегодня

Вчера5
Вчера11
Вчера2
Вчера4
Вчера2
27 марта0
27 марта10
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Фильм великолепный!самое главное что в нем есть это - душа!я посмотрела множество разных фильмов,но далеко не многие отличаются этим качеством!Питт действительно чудо как сыграл и вообще мне очень нравится то что он делает в последние годы!но оскара ему еще долго не видать,а жаль!посмотрите на пример Гари Олдмана!

3