всё о любом фильме:
Статьи

Оскар-2012: «Полночь в Париже»

Вуди Аллен признается, что у него есть склонность к романтизации Парижа. Как оказалось, немного романтики еще никому не мешало. „Полночь в Париже“ номинируется на четыре премии «Оскар», а мы пытаемся понять, откуда у режиссера такая любовь к столице Франции.
Оскар-2012: «Полночь в Париже»

Вуди Аллен второй год подряд привозил в Канн свои новые фильмы. Но если в 2010-м его «Ты встретишь высокого незнакомца» не получил должного признания, то «Полночь в Париже», открывавшая Канн-2011, моментально подкупила большинство критиков.

Сценарист Гил Пендер (Оуэн Уилсон) приезжает в Париж вместе со своей невестой Иньес (Рэйчел МакАдамс) и ее родителями. Гил пишет книгу, влюбляется в город и уговаривает невесту переехать. Иньес не собирается менять солнечную Калифорнию на дождливый Париж, так любимый Гилом, и ищет светского общения в компании со случайно встреченным всезнайкой Полом (Майкл Шин). Гил плутает по ночному городу и случайно садится в проезжающий мимо кабриолет с веселой компанией французов. Молодые люди высаживаются возле бара, где играет музыка Кола Портера, внутри расхаживают дамы в одежде 20-х годов, а первый же англоговорящий мужчина (Том Хиддлстон) представляется Фицджеральдом. Через несколько минут Гил осознает, что сбылась его мечта оказаться в самом удивительном времени и месте — в Париже 20-х годов. Он познакомится с Хемингуэем, Пикассо, Дали, Бунюэлем и даже покажет рукопись своего романа Гертруде Стайн. А главное, Гил встретит красотку Адриану (Марион Котийяр), благодаря которой поймет много важных для себя вещей.

I love Paris in the springtime

Первые кадры, в которых Вуди три минуты показывает самый что ни на есть туристический Париж, несколько смутили журналистов. Режиссера попросили пояснить, чем обусловлен такой выбор банальностей, как Эйфелева башня, Триумфальная арка или Лувр. «Мое знакомство с Парижем проходило посредством американских фильмов, в которых его показывали, — пояснил режиссер причину чрезмерного глянца. — Голливуд влюблен в Париж, так что всякий раз, когда вы видите его в американских фильмах, вы смотрите на город романтики, музыки, вина и красивых отелей. Вы точно так же знаете Манхэттен таким, каким его вам показывал я. Мне хотелось показать Париж эмоционально, своими глазами».

Своими глазами Вуди впервые увидел Париж в 1964 году, когда продал свой первый киносценарий и тот уже превращался в фильм «Что нового, кошечка?» с Питером Селлерсом и Питером О’Тулом. «Я заранее влюбился в Париж, а потом приехал в город и понял, что он полностью оправдывает все мои ожидания. Он был настолько красивым, обаятельным и романтичным, что сразу становится понятно, почему все туристы так в него влюбляются».

Аллен жил в Париже восемь месяцев, на протяжении всей работы над фильмом. Он переписывал сценарий, мелькал в кадре, сочинял новые шутки. «С одной стороны, было здорово жить в прекрасном Париже на халяву, а с другой стороны, было страшно смотреть на то, во что превращается мой фильм». Когда съемки «Что нового, кошечка?» подходили к концу, два художника картины, с которыми Аллен успел подружиться, заявили, что остаются в Париже. «Я тоже обожал этот город, но боялся остаться, — говорит Вуди Аллен в интервью LA Weekly. — Я не мог бросить Нью-Йорк, где у меня друзья, и вот так просто вырвать себя из жизни в Америке. И я вернулся в Нью-Йорк. И до сих пор жалею об этом решении».

I love Paris in the fall

Снять кино о Париже Вуди хотел еще пять лет назад, но тогда у него банально не было денег. В 2007-м он получал пинки от критиков за драму «Мечта Кассандры» и задумал свой цикл фильмов-открыток, начатый комедией «Вики Кристина Барселона». Французские продюсеры предложили режиссеру сделать фильм о Париже, но Аллен понятия не имел, о чем будет это кино.

«И тогда я спросил себя: что ты представляешь, когда думаешь о Париже? Совершенно точно, что историю любви. Я же не стану снимать в Париже политический триллер. Снимай я кино про Берлин, мне бы пришло в голову что-нибудь другое». Так Вуди додумался до названия. «Полночь в Париже». И носился с этим названием еще несколько месяцев. «Что же произошло в Париже в полночь? Я понятия не имел! Кто-то встретился и влюбился? У кого-то началась интрижка? А что если герой идет по городу, в полночь рядом с ним тормозит машина, он садится в нее и едет на вечеринку, где знакомится с француженкой. Но он собирается жениться! И тут мне почему-то подумалось: а что если на этой вечеринке будут Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Коул Портер? И вот тут я понял, о чем этот фильм».

Решение перенести героя во времени раскрыло перед Алленом множество вариантов развития событий. Направив своего Гила в Париж 20-х годов, населенный знаменитыми писателями и художниками, Вуди решил сделать его сценаристом: «Он ведь наверняка захотел бы показать кому-нибудь из знаменитостей свою работу!»

Продюсер фильмов Аллена Летти Аронсон, по совместительству младшая сестра режиссера, закончила читать «Полночь в Париже» и первым делом задала брату вопрос: «Кто будет смотреть этот фильм? Думаешь, современный зритель знает, кто такая Гертруда Стайн и уж тем более кто такой Ман Рэй? Это фильм для очень узкой аудитории». Вряд ли Летти подозревала, что перед ней сценарий самого кассового фильма Вуди Аллена за всю историю его деятельности.

I love Paris in the winter when it drizzles

Взять на главную роль Оуэна Уилсона Аллену порекомендовала Джульетт Тэйлор, которая уже давно занимается подбором актеров к фильмам режиссера. Уроженец Техаса, Уилсон стал отклонением от привычной для Вуди схемы комедии, где главный герой — городской невротик. Рекомендации своего директора по кастингу режиссер принял положительно и даже несколько переписал сценарий под актера.

«Мне очень повезло с Оуэном Уилсоном. Он моя полная противоположность, — скромничает режиссер. — Ему удалось придать своему персонажу совершенно новое измерение». Вместе со сценарием «Полночи в Париже» Аллен прислал Уилсону письмо, в котором объяснял, что кино обещает быть очень романтичным, и он видит Оуэна в главной роли. Актер озадачился. Он не очень представлял, как будут показаны перемещения во времени. Да и кого можно представить в роли Фицджеральда? Или Хемингуэя? «Мне показалось все это несколько притянутым за уши», — признается Уилсон. Но при этом от проекта он не отказался и решил посмотреть, что будет дальше.

А дальше Аллен позвонил Марион Котийяр. Есть у режиссера такая привычка звонить звездам напрямую. Он объяснил актрисе, что, хоть они и ни разу не встречались, у него есть для нее роль. Женщина, очаровывающая не только американского сценариста, но и Пикассо, и Хемингуэя, должна быть особенной. Котийяр слушает, кивает головой, вешает трубку и радостно кричит: «Мне только что звонил Вуди Аллен!»

Невестой Гила, расчетливой и манипулятивной стервой Иньес, стала Рэйчел МакАдамс. Американские зрители привыкли видеть ее в ролях милых барышень, но Аллен решил попробовать актрису в новом амплуа. «Он сказал мне: „Ты же не хочешь всю свою жизнь играть однотипных красавиц“, — говорит Рэйчел. — И вообще, ты, мол, гораздо смешнее, когда злая!»

Наведавшись в нью-йоркский театр, где в спектакле «Вид с моста» играла его хорошая подруга Скарлетт Йоханссон, Вуди Аллен нашел своего Хемингуэя. Кори Столл вспоминает: «Он всучил мне пару страниц с диалогами и попросил почитать за Хемингуэя. Бумага жгла мои пальцы. Я с диким удовольствием зачитал диалоги, хотя понятия не имел, для чего это нужно».

В роли занудного всезнайки Пола оказался англичанин Майкл Шин. «Я знал, что Вуди ищет актеров в свой новый фильм. Я также знал, что он обычно всегда встречается лично с актерами, если не был знаком с ними до этого, — говорит Шин. — Короче, я пошел с ним знакомиться. Я тогда как раз был в Нью-Йорке, снимался в „Студии 30“. Нагло завалился к нему — и получил роль. Потом Вуди прислал мне открытку со словами: „Твой герой — редкостный наглец. Думаю, тебе понравится“. К сожалению, мне не пришлось глубоко копаться в себе, чтобы отрыть Пола».

Чету Фицджеральдов сыграли Том Хиддлстон и Элисон Пилл. Несмотря на их недолгое появление в фильме, Аллен тщательно выбирал актеров на эти роли. Когда-то он хотел снимать «Великого Гэтсби» и с тех пор очень любит женщин а-ля Зельда Фицджеральд. «В ней было много саморазрушения, но вместе с тем искорка безумия, — говорит Вуди. — Меня вечно тянуло к таким женщинам, но с ними ничего хорошего не выходило. Так что я всегда сочинял их для своих фильмов».

Всего несколько минут занимает появление Эдриана Броуди в «Полночи в Париже», зато его Дали запоминается каждому зрителю. Эксцентричный художник впервые посетил Париж в 1926 году и именно там отрастил свои усы, ставшие его визитной карточкой.

Но главной новостной сенсацией стало утверждение на небольшую роль супруги премьер-министра Франции и бывшей модели Карлы Бруни-Саркози. Как и в случае с остальными актерами, Аллен просто позвонил Бруни и предложил сниматься в его фильме.

I love Paris in the summer when it sizzles

«Полночь в Париже» стала вторым фильмом, который Аллен снимал с оператором «Семи» и «Комнаты страха» Дариусом Хонджи. «С самого начала я знал, что мне для этого фильма понадобится очень хороший оператор, — говорит Вуди. — Я 10 лет работал с Гордоном Уиллисом, работал со Свеном Нюквистом (оператор Бергмана) и прекрасным китайским оператором Чжао Фэем. Несколько лет назад я снял фильм с Дариусом Хонджи и собираюсь снимать с ним свой следующий проект. Он один из лучших операторов. Мне нужен человек, который сможет перенести все, что у меня в голове, на экран. Считанные единицы могут это сделать».

Хонджи предложил Вуди снять все сцены в Париже 20-х на черно-белую пленку. Но в итоге было принято полностью противоположное решение: Париж двадцатых приобрел дополнительные краски и стал теплее себя самого из нулевых. «Как правило, Вуди любит очень теплую картинку, практически красного цвета, — признается Дариус Хонджи. — А я очень люблю золотистый оттенок. Так что мы расцвечивали картинку прямо во время съемок. Я сгущал свет и работал со старыми объективами, когда снимал сцены в старом Париже».

Аллен поясняет слова Хонджи: «Я люблю очень теплую картинку. Но при этом я ненавижу солнечные дни. Мне нравится серое небо и осенние цвета — желтый, коричневый, бежевый, золотистый. И очень важно, чтобы цветокоррекция была очень-очень теплой. Когда я начал работать со Свеном Нюквистом, он сказал мне: „Твои актеры похожи на помидоры“. Но потом ему это понравилось».

I love Paris every moment of the year

Журналисты постоянно спрашивают Вуди, в какой эпохе он хотел бы оказаться, явно не ожидая прагматичного ответа от постановщика столь романтичной картины.

«Путешествия во времени — хитрая штука, — начинает Вуди, загадочно улыбаясь. — Вы представляете себе в любой эпохе только самое хорошее. А если по-настоящему откатиться назад, то выяснится, что женщины умирают при рождении, куча людей гибнет от туберкулеза, а поход к стоматологу может убить вас из-за болевого шока. Не так уж весело было! Но вы же не думаете об этом! Вы представляете себе красиво одетых дам с зонтиками, кареты, шампанское, ресторан „Максим“ и газовые фонари. Это же так романтично! Я бы хотел отправиться в прошлое на один день. Вот как раз то, что мне нужно! Пообедал бы в Париже прекрасной эпохи, куда так стремится героиня Марион, а потом домой».

Главная идея фильма Вуди — везде хорошо, где нас нет. Гил Пендер мечтает жить в Париже двадцатых, но на самом деле его место в настоящем. «Ностальгия — это отрицание», — говорит герой Майкла Шина. Вуди Аллен соглашается с ним: «Ностальгия — это ловушка, без вопросов. В ее основе идея о том, что все происходящее сегодня с нами ужасно. Нам вечно кажется, что вот тогда, в прошлом, было гораздо лучше. Но это не так».

Для самого Вуди настоящее оказалось очень удачным. Он продолжает работать в Европе — заканчивает кино о Риме и перемещается в Германию. «Полночь в Париже», снятая всего за 17 миллионов долларов, заработала в мировом прокате свыше 148 миллионов, став самым кассовым фильмом маэстро на родине.

После премьеры на Каннском фестивале фильм получил немало положительных рецензий. Так, Майкл Филлипс из Chicago Tribune отметил: «Может, Аллен и не изобретает колесо, но у него все еще есть запал». Роджер Эберт написал: «Наверное, Вуди Аллен отлично провел время, пока сочинял сценарий». Даже снобы из New Yorker остались довольны: «Может быть, идея встречи героя со звездами литературы и кажется слабой, но исполнение желаний — часть очарования фильма».

«Полночь в Париже» номинируется на четыре премии «Оскар» и проходит в категориях «Лучший фильм», «Режиссер», «Сценарий» и «Декорации».

Читайте также
Новости Джуд Лоу, Диего Луна и Лив Шрайбер сыграют в грядущем фильме Вуди Аллена Пока безымянный проект выдающегося режиссера пополнился новыми именами.
Новости Американская киноакадемия избрала нового президента Шерил Бун Айзекс на этом посту сменит лауреат Каннского кинофестиваля.
Новости Эль Фаннинг и Селена Гомес присоединились к новому фильму Вуди Аллена Вместе с ними в картине сыграет Тимоти Чаламет из «Интерстеллара».
Комментарии (30)

Новый комментарий...

  • 43

    Vladimir R 12 февраля 2012, 16:05 пожаловаться

    #

    Картина мне очень понравилась. Вуди как всегда молодец. Болею за «Париж» во всех номинациях.

    ответить

  • 8

    alek_sandr 12 февраля 2012, 17:01 пожаловаться

    #

    Ну, Глобус Вуди получил, так что можно надеяться. И болеть. ..

    ответить

  • 13

    Danse avec le diable 12 февраля 2012, 18:45 пожаловаться

    #

    Да, пожалуй это один из лучших фильмов Аллена. Смотрел дважды, и уверен что посмотрю еще — настолько фильм органичный, нескучный и пропитанный ностальгией. Вуди отдал настоящую дань кинематографу — за это достоин наград!

    ответить

  • 5

    swimmer-yar 13 февраля 2012, 13:41 пожаловаться

    #

    Кто-нибудь знает когда фильм на ДВД выйдет? а то очень посмотреть хочется

    ответить

  • 8

    Alexander Penteleciuc 14 февраля 2012, 16:50 пожаловаться

    #

    Он уже довно вышел, вот только перевод одноголосный)

    ответить

  • 2

    Jaer 15 февраля 2012, 10:13 пожаловаться

    #

    Не выходил он, и точной даты выхода нет

    ответить

  • 1

    na8el 15 февраля 2012, 16:49 пожаловаться

    #

    авторский одноголосный, к тому же это Сербин!

    ответить

  • 14

    Hayden_Ani 12 февраля 2012, 16:34 пожаловаться

    #

    Вуди всегда удивляет меня своими фильмами. В них всегда есть что-то теплое, доброе, странное, мрачное, в общем, можно найти все грани жизни. «Полночь в Париже» снова показывает нам талант романтичного мечтателя и трезвого прагматика в одном лице.

    ответить

  • 31

    Torryman 12 февраля 2012, 16:38 пожаловаться

    #

    Помню тот день когда я посмотрел «Полночь в Париже». Я вдохновленный шел домой под фонарями по ночному Екатеринбургу и понимал, что жизнь прекрасна :)

    ответить

  • 9

    Danse avec le diable 12 февраля 2012, 18:46 пожаловаться

    #

    Я кстати тоже шел под ночными фонарями Екатеринбурга! А в голове все еще звучал великолепный саундтрек, который я прослушал наверное раз 20!

    ответить

  • 5

    GiovaniNet 13 февраля 2012, 23:19 пожаловаться

    #

    А в моем городе нет фонарей.

    ответить

  • 3

    mickyy 12 февраля 2012, 17:09 пожаловаться

    #

    Фильм мне понравился, и конечно идея, сюжет очень интересные.
    Хотелось бы чтобы за сценарий получил статуэтку этот фильм)

    ответить

  • 9

    North Carolina 15 12 февраля 2012, 17:37 пожаловаться

    #

    У Вуди Аллена с его европейскими «фильмами-открытками» просто началась вторая молодость!
    «Я не мог бросить Нью-Йорк, где у меня друзья и вот так просто вырвать себя из жизни в Америке. И я вернулся в Нью-Йорк. И до сих пор жалею об этом решении». Как хорошо, когда можно воплотить давние мечты, хотя бы в кино!
    Когда я пошла смотреть «Полночь в Париже», я думала, что увижу просто забавную комедию о своём любимом городе. Но я никак не ожидала, что этот фильм мне поможет. Я тоже вечно ныла: «Ах, если бы я родилась в другую эпоху, в другом городе!» А здесь я увидела, что можно найти свободу, любовь, счастье, воплотить свои мечты здесь и сейчас.
    И, хотя, я смеялась практически весь фильм (настолько он был смешной), в финале я еле могла сдержать слёзы. И не потому что он был грустный, а он был счастливый, он был свободный, этот ночной Париж и пара, которая гуляла под дождём. Актёры просто изумительные! Даже те, у кого было небольшое экранное время, создали просто незабываемые образы. Одни только шутки Майкла Шина чего стоят!

    ответить

  • 9

    Teo Torriatte 12 февраля 2012, 18:08 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью, очень интересно и познавательно. И то, что Вуди поехал по городам старой Европы — отличная новость.

    Фильм великолепен. Смотреть в оригинале.

    ответить

  • 2

    FunDasha 12 февраля 2012, 19:47 пожаловаться

    #

    Замечательное творение Вуди! Желаю ему победы. Из всех фильмов-номинантов, которые я видела, именно «Полночь» зацепил больше всего.

    ответить

  • 1

    LitterArt 13 февраля 2012, 07:10 пожаловаться

    #

    Замечательный фильм, который прекрасно передал дух и атмосферу того времени. Однако я сомневаюсь, что он возьмет Оскар в номинации «Лучший фильм».

    ответить

  • 2

    Beatrix Kiddo 13 февраля 2012, 09:37 пожаловаться

    #

    Это ПРЕКРАСНЫЙ фильм. По-моему, это слово характеризует его лучше всего.
    Он такой красивый, такой милый, вдохновляющий и очень атмосферный.. прямо-таки изумительный.
    Очень надеюсь, что он выиграет максимум статуэток!
    Болею за него!:)

    ответить

  • caballero_andante 13 февраля 2012, 09:54 пожаловаться

    #

    Статья очень понравилась!

    ответить

  • caballero_andante 13 февраля 2012, 18:40 пожаловаться

    #

    Всё так подробно! И про Париж /два художника картины, с которыми Аллен успел подружиться, заявили, что остаются в Париже — вот так вот… вот это решение!/ и про выбор актеров /это самое забавное!))/ и даже про цветокоррекцию!)), причем очень увлекательно.
    Я раз 5 перечитывал «Фиесту», а это же как раз 20-е, хоть и не всё время в Париже… Надо посмотреть фильм.

    ответить

  • 3

    Barbidokskaya 13 февраля 2012, 10:57 пожаловаться

    #

    Автору спасибо за интересный материал!
    А киношным богам — за то, что подарили нашему миру Вуди Аллена)

    ответить

  • 3

    SpringBook 13 февраля 2012, 13:46 пожаловаться

    #

    Прекрасный фильм. Легкий, атмосферный, просветляющий… И крайне приятный визуально. Сомневаюсь, что он возьмет Оскар — просто не тот стиль — но от этого менее чудесным он не становится. Спасибо за интересную статью!

    ответить

  • 2

    felix169 13 февраля 2012, 19:09 пожаловаться

    #

    у меня были попытки посмотреть несколько его работ, но неудачно. Можно сказать, что его фильмы мне не нравятся.
    «Полночь в Париже» — исключение. Я сам удивлён, но фильм очень хорош. Лёгкий, атмосферный, забавный. Один из лучших фильмов за прошлый год.

    ответить

  • GaletValet 14 февраля 2012, 13:14 пожаловаться

    #

    Фильм очень понравился!Очень хорошая работа!Но на минировать на лучший фильм я бы не стал.

    ответить

  • 3

    Меландра 14 февраля 2012, 13:18 пожаловаться

    #

    Фильм по-своему, конечно интересен своей необычностью, но как-то «не зацепил». Получилась рядовая лента. Не лучшая работа Вуди. Думаю, Оскара ему не видать…

    ответить

  • 2

    shinsengumi 14 февраля 2012, 23:25 пожаловаться

    #

    Лучший фильм прошлого года! Такой романтичный и вдохновляющий! Желаю ему всех Оскаров!

    ответить

  • 2

    Вайо 15 февраля 2012, 11:50 пожаловаться

    #

    я бы сказала один из лучших фильмов прошлого года. меня очень зацепил. Вуди Аллену всяческих удач и восхищение за необычайную трудоспособность — в год по фильму это титанический труд

    ответить

  • 1

    morose_witness 16 февраля 2012, 01:37 пожаловаться

    #

    хорошо подмечено, что, хотя Броуди появляется на несколько минут «его Дали запоминается каждому зрителю» Этот эпизод один из моих самых любимых) Харизма актера — это нечто. Как он произносит «Дали!..» Цитата:
    Ман Рэй: «Мужчина влюблен в женщину из другой эпохи? Я вижу фотографию»
    Луис Бунюэль: «Я вижу фильм»
    Гил: «Я вижу неразрешимую проблему»
    Сальвадор Дали: «Я вижу -пауза- носорогов!»

    смотреть здесь http://www.youtube.c…p&v=ecYvVTfVCPk&NR=1

    ответить

  • 1

    lover of movies 2 апреля 2012, 18:24 пожаловаться

    #

    Бесподобный фильм! Самое главное, что удалось создать Аллену, чего нет во многих других современных фильмах — это атмосфера! Этот фильм навсегда запомнится.

    ответить

  • 1

    MyDearSixsmith 12 апреля 2012, 00:03 пожаловаться

    #

    я просто влюбился в этот фильм, он прекрасен.
    атмосфера завораживает, актерский состав чудесен, Вуди Аллен — гений.

    ответить

 
Добавить комментарий...