Оскар-2012: «Жутко громко и запредельно близко»

Обсудить0

КиноПоиск начинает подробно рассматривать девять фильмов-номинантов на главный „Оскар“. Наименьшее количество номинаций — две — у драмы „Жутко громко и запредельно близко“. С нее и начнем...

Внимание! В статье возможны небольшие спойлеры!

Из девяти картин-номинантов шесть являются адаптациями книг. Пожалуй, «Жутко громко и запредельно близко» Джонатана Сафрана Фоера — главный бестселлер из всей компании. Роман, вышедший в 2005 году, успел оказаться в самых разных похвальных списках — от публичной библиотеки Нью-Йорка до шорт-листа Дублинской литературной премии.

Что-то не так с Оскаром

Оскару Шеллу 9 лет. Он очень умный, любознательный и чувствительный мальчик, как будто шагнувший из романов Сэлинджера, но при этом подцепивший вирус современных героев детских книг, чей неугомонный дух и уверенность в себе вовлекает их в странные ситуации, пока родители заняты своими делами. Но у Оскара с некоторых пор нет отца. Он погибает во время теракта 11 сентября 2001 года, находясь в одном из злополучных небоскребов. На первых страницах романа Оскар задается самыми разными вопросами. В одном из них явно чувствуется горечь потери.

«Что если придумать небоскребы для покойников и строить их вглубь? Они могли бы располагаться прямо под небоскребами для живых, которые строят ввысь. Людей можно было бы хоронить на ста этажах под землей, и мир мертвых оказался бы прямо под миром живых. Иногда я думаю, было бы прикольно, если бы небоскребы сами ездили вверх и вниз, а лифты стояли бы на месте. Хотите, допустим, подняться на девяносто пятый этаж, нажимаете на кнопку 95, и к вам подъезжает девяносто пятый этаж. Это может жутко пригодиться, потому что если вы на девяносто пятом этаже, а самолет врезался ниже, здание само опустит вас на землю, и никто не пострадает, даже если спасательный жилет из птичьего корма вы забыли в тот день дома». (Перевод Василия Арканова)

Томас — полная противоположность Оскара. В его жизни не было никаких потерь, он рос счастливым ребенком

На первой странице романа Фоера — снимок замочной скважины. Это неспроста. Дело в том, что после смерти отца Оскар находит в его шкафу загадочный ключ и задается целью отыскать скважину, для которой он предназначен. Он считает, что ключ специально оставил ему отец, и ищет разгадку, чтобы не терять связи с ним. Практически тем же занимается герой «Хранителя времени» Мартина Скорсезе, но в его фильме Хьюго Кабре ищет ключ. Такого рода пересечений в фильмах-номинантах в этом году немало. Например, в «Хранителе времени» и в «Артисте» есть собаки, в «Древе жизни» и «Человеке, который изменил всё» — Брэд Питт, в «Прислуге» и «Древе жизни» — Джессика Честейн... Но мы что-то отвлеклись.

К слову, Оскар сам постоянно отвлекается. Его увлечения разнообразны. Да вы сами посмотрите, что написано на его визитке: «Оскар Шелл. Изобретатель, дизайнер ювелирных изделий, фабрикатор бриллиантов, энтомолог-любитель, франкофил, веган, оригамист, пацифист, перкуссионист, астроном-любитель, компьютерный консультант, археолог-любитель, коллекционер старинных монет, бабочек, умерших естественной смертью, миниатюрных кактусов, всего, что связано с „Битлз“, полудрагоценных камней и других вещей».

От книги к сценарию

Это был второй роман Джонатана Сафрана Фоера. Его «Полная иллюминация» стала режиссерским дебютом Лива Шрайбера и в российском прокате называлась «Свет вокруг». Наверное, стоит отметить, что ту книгу критики принимали лучше. В сторону «Жутко громко» сыпались обвинения в излишней сентиментальности и затянутости. Писатель Джон Апдайк, рецензируя второй роман Фоера, заявил, что «за визуальной гиперактивностью книги скрывается пустота и монотонность словесной составляющей». Знаменитый писатель советовал своему молодому коллеге «чуть больше тишины», чтобы книга нашла отклик в сердцах читателей.

Читателей необычное повествование романа не останавливало. «Жутко громко и запредельно близко» раскупался с дикими скоростями, что, разумеется, не могло оставить в стороне Голливуд. Права на экранизацию купил один из главных поставщиков фильмов для премии «Оскар» Скотт Рудин. Продюсер практически сразу отдал роман Эрику Роту, сценаристу «Форреста Гампа» и «Бенджамина Баттона», на адаптацию.

О своей работе с Фоером Рот вспоминает с теплотой: «Он, безусловно, отличный писатель. У нас с Джонатаном сложились очень хорошие отношения. Пожалуй, ничего подобного не получалось с другими авторами. Обычно писатели занимают оборонительную позицию, когда их книги переносятся на экран. В таких случаях я рекомендую автору вообще не связываться с кино, потому что их работа в любом случае будет переделана». Сценарист старался максимально сохранить структуру романа и его тональность. «В книге Оскар Шелл кажется более ироничным, нежели на экране. В фильме актер, который играет его, практически изображает больного синдромом Аспергера, а люди с этим заболеванием, как правило, не различают иронию».

Фильм долгое время находился в разработке. Оно и понятно, ведь написать сценарий по книге Фоера оказалось непростым занятием для Рота. Сценарист написал две версии, обе продюсер Скотт Рудин отправил Стивену Долдри, британскому режиссеру, снявшему «Билли Эллиота», «Часы» и «Чтеца». «Я прочитал обе версии за день, перезвонил Скотту и сказал, что берусь за фильм», — говорит Долдри.

Сценарий менялся на протяжении всего съемочного периода, длившегося семь месяцев. В какой-то момент съемки прервались на месяц, чтобы внести изменения в сценарий. Говорит юная звезда фильма Томас Хорн: «Оригинальный сценарий на прослушивании был белым. Потом стали появляться измененные страницы, помеченные желтым, зеленым, розовым и синим. Ближе к концу оригинальных белых страниц не осталось — сценарий был цвета радуги. А в самом финале у нас вообще не было сценария, мы просто снимали день за днем».

Режиссер, который не любит кричать «Мотор!»

На режиссерский пост Стивен официально заступил в апреле 2010-го. Интересно, что некоторое время его имя фигурировало среди возможных постановщиков очередного фильма «сумеречного» цикла. Среди всех кандидатов его имя смотрелось обособленно: после номинированного на «Оскар» «Чтеца» кино про вампиров? Впрочем, имя Долдри всего лишь упоминалось в списке желаемых режиссеров, так что до «сумеречной» зоны режиссер так и не дошел.

Стивен Долдри с детства любил театр и уже в 16 лет ставил свои первые пьесы. Он учился на актера и даже провел год, путешествуя по Италии в качестве помощника клоуна. Но в итоге Стивен склонился к работе постановщика. Большую часть 90-х Долдри провел в лондонском театре «Ройал-Корт», который газета The New York Times как-то назвала «самым важным театром Европы».

В конце 90-х его друг Ли Холл принес Долдри свой сценарий фильма про мальчика, который хотел танцевать в балете. Тогда-то Стивен и решил попробовать себя в качестве кинорежиссера. Дебют оказался отличным: четыре премии British Independent Film Awards, включая «Лучший фильм», три премии BAFTA, в том числе и за лучший британский фильм года, номинация на «Золотой глобус» и три номинации на «Оскар», включая категорию «Лучший режиссер».

Долдри продолжал оттачивать свое мастерство уже на экранизациях. «Часы» по роману Майкла Каннингема подарили «Оскар» Николь Кидман, а фильм по книге Бернхарда Шлинка «Чтец» принес «Оскар» Кейт Уинслет. С актерами Стивен научился работать давно, поэтому неудивительно, что в его фильмах они показывают высший пилотаж. «Я, знаете ли, большую часть жизни провел в театре и давно выяснил, что самое важное для режиссера — научиться разговаривать с актерами. У каждого актера свой подход к работе, своя методика, — говорит Долдри в интервью Алеку Болдуину. — Обычно многие твои американские коллеги приходят с каким-то своим представлением об актерской работе или о том, что такое методика. В Европе проще. В Англии еще проще, потому что, как правило, у людей общие взгляды на методику. Иными словами, есть язык, который люди понимают, на котором ты можешь объяснить буквально, что тебе от человека требуется. Многие американские актеры путаются из-за идеи вживания в роль или из-за каких-то своих представлений о персонаже. Начинается: „Мой персонаж то, мой персонаж се“. А я им: „Вы вообще о чем? Откуда у вас такое представление о персонаже?“ В Европе проще, там люди обученные».

За всю историю „Оскаров“ „Жутко громко и запредельно близко“ — фильм, получивший наихудшую критику

Что же касается его основной профессии, то подход Стивена к режиссуре очень четкий: «Задача режиссера заключается в том, чтобы все участники труппы играли один и тот же спектакль. Иногда бывает у тебя на руках отличная пьеса или классный фильм, то есть актеры по идее играют в одном спектакле или фильме, но у каждого свое видение происходящего. Каждый из них по-своему великолепен, но они находятся в разных пространствах. Самое сложное — собрать их в одно пространство».

«Жутко громко» стал первым цифровым фильмом Долдри. Ностальгия по пленке — это не к нему. «Благодаря цифре можно снимать бесконечно! Тебе не нужно больше кричать „Мотор!“ или „Снято!“ — камера продолжает работать». Для режиссера, который любит снимать во время репетиций сцен, цифра стала хорошим подспорьем: Долдри мог спокойно, не заботясь о дорогущей пленке, снимать актеров, пока те работали над сценой, чтобы в монтажной выбрать нужные дубли. «Я вообще не люблю кричать „Мотор!“, — размышляет Стивен. — Это как-то странно. Актеры вздрагивают. „Мотор! Поехали! Давай! Покажи, на что ты способен!“ Какое-то покушение на личность».

Любимая часть кинопроцесса Стивена Долдри — монтаж. «Фильм пишется трижды. Сначала сценарий. Потом ты переписываешь его в процессе съемок. И затем ты переписываешь его начисто, когда собираешь во время монтажа. И это как собирать пазл. Если вам нравится собирать пазлы, то вы полюбите снимать кино. Здесь главное собрать все части вместе, найти ритм фильма».

Шерше ля мальчик!

Главной головной болью продюсеров и режиссера стали поиски исполнителя роли Оскара. Рудин уже получил согласие Тома Хэнкса играть отца Оскара, Сандра Буллок и Макс фон Сюдов подписали контракты, в ролях второго плана появились Виола Дэвис, Джеффри Райт и Джон Гудмен, но мальчика все не было.

Искали везде. В школах Америки и Европы, среди простых ребят и уже известных юных актеров. Но тщетно. Долдри просмотрел порядка 3000 проб. «В какой-то момент я начал ныть, что ничего не получится и фильм можно закрывать, — вспоминает режиссер. — И тут Скотт вспомнил какого-то парнишку из игры Kid Jeopardy. Он знал четыре языка, выиграл почти 32 000 долларов. Его звали Томас Хорн».

Киношному Оскару, в отличие от книжного, одиннадцать лет. На момент съемок Томасу было тринадцать. «Когда нам позвонил какой-то продюсер из Голливуда и пригласил на пробы, мои родители сильно удивились, но всем стало любопытно, — говорит Хорн. — Мы ничего не знали об особенностях индустрии развлечений. Я не умел играть и вообще не могу назвать себя большим любителем кино». Долдри комментирует: «Томас был полной противоположностью Оскара. В его жизни не было никаких потерь, он рос счастливым ребенком, у него отличная семья. Очень умный мальчик, очень эмоциональный, смелый и настойчивый. Я записал пробу с ним, отнес ее на студию Warner и сказал, что это тот самый мальчик, который мне нужен. И если они не согласны, то можно сворачивать лавочку. Джефф (Робинов, президент Warner) смотрел запись вместе со мной и сказал: „Да, пожалуй, этот пацан подходит. Иди, снимай свое кино“».

Брать на главную роль неизвестного актера — большой риск для продюсеров. Брать на главную роль мальчика без актерского опыта — риск для режиссера и для продюсеров. Но чутье не подвело Долдри. «Томас обожал учиться актерскому мастерству и прекрасно понял всю методику игры. Прошло немного времени, и вся наша группа относилась к нему как к главной звезде фильма, а не как к простому мальчику из телека. Томас великолепно показал себя».

Великий шведский актер Макс фон Сюдов, работавший с самим Ингмаром Бергманом, играет в фильме загадочного немого незнакомца, который становится другом Оскара. Юный мистер Хорн умудрился произвести впечатление на легенду кино. «Мы познакомились еще до начал съемок, на прослушивании, — вспоминает актер. — Томас отчитывал свои реплики абсолютно монотонно и отстраненно. Меня это, конечно, удивило. Что будет на площадке? Потом я улетел во Францию на полтора месяца, вернулся — и Томас был совсем другим! Очень точный, очень чувствительный. Идеальный. Мне ни разу не хотелось сказать: „Поди-ка сюда, малец, давай я тебя научу, как играть“. Ему не нужны были мои советы».

Две башни

«Жутко громко и запредельно близко» затрагивает очень болезненную для американцев тему — теракт 11 сентября 2001 года. Стивен Долдри признается, что ему не хотелось показывать горящие башни-близнецы. «Эти кадры впечатаны в сетчатки наших глаз. Надо очень аккуратно показывать их или вообще не показывать». В итоге режиссер принял решение: башни TWC появляются в кадре издалека — на них смотрит героиня Сандры Буллок, пока разговаривает с героем Тома Хэнкса, который находится в одном из обреченных небоскребов. «Мы могли бы показать, как Том прячется под столом, пытаясь говорить с супругой, как все вокруг объято пламенем, но решили предоставить все воображению зрителя, — говорит оператор Крис Менгис. — Конечно, со стороны это смотрелось бы весьма волнительно, но такие кадры предали бы сценарий».

Когда герой Хэнкса выбрасывается из башни, это происходит лишь в голове у Оскара. «Он не знает, как именно погиб отец, — говорит Долдри. — И поэтому представляет все, что могло произойти. Сколько времени длился весь этот кошмар? Что чувствует при этом человек? Каковы ощущения от падения вниз? Теряешь ли ты сознание? И если да, то в какой момент? Мне казалось, все эти вопросы могут проноситься в голове ребенка. И мы сняли разные варианты».

И все же самый драматически напряженный момент приходится не на взрыв в башнях, а на эмоциональный взрыв, который испытывает Оскар, проигрывая на автоответчике сообщения своего отца из горящего здания.

Задача режиссера в том, чтобы все участники труппы играли один и тот же спектакль

Поскольку тема «найн-элевен» для американцев была и остается очень болезненной, продюсеры провели тест-просмотры фильма Долдри для групп, состоящих из людей, переживших теракт. Были тест-просмотры для детей с синдромом Аспергера и для экспертов. Для жителей Нью-Йорка и простых американцев. Мнения принимались во внимание. «Не забывайте, что я люблю тест-просмотры», — говорит Стивен Долдри.

Таким образом, в фильме сохранилась сцена с падением отца Оскара, но была удалена сцена романа матери мальчика с мужчиной (Джеймс Гандольфини), которого она встречает в группе поддержки родственников жертв теракта 11 сентября. Оригинальная музыка, написанная композитором Нико Мьюли, заменил новый трек Александра Деспла. За неделю до релиза фильма Долдри кое-что переснимал и доснимал.

Релиз «Жутко громко и запредельно близко» поначалу планировался к десятилетию со дня теракта в Нью-Йорке. Но в итоге картину передвинули на 25 декабря, в конец оскаровского сезона. Критики приняли фильм прохладно, разделившись напополам. Кто-то считает фильм Долдри жутко милым, а для кого-то он запредельно сентиментальный. «Грубый». «Скучный». «Приторный». Эпитеты были самыми разнообразными. Сам режиссер к критике относится философски: «Кино снимается не для наград. Что случилось, то и случилось. А мнение критиков надо воспринимать с улыбкой и делить на сто».

У Долдри это четвертый фильм по счету, но первый, который не принес ему номинацию за режиссуру. Зато картина внезапно ворвалась в гонку за «Оскар» в категории «Лучший фильм». Поговаривают, что за всю историю награды Американской киноакадемии «Жутко громко» — фильм, получивший наихудшую критику. При этом, что самое забавное, большинство «аналитиков», рассуждающих, почему картина получила номинацию, фильм еще не видели.

Возможно, это сбой в оскаровской системе голосования. Возможно, киноакадемики не смогли пройти мимо фильма про 11 сентября. Есть, конечно, шанс, что американские критики предвзяты, и в Европе фильм примут лучше. Об этом мы узнаем очень скоро — европейская премьера «Жутко громко и запредельно близко» состоится на Берлинском кинофестивале 10 февраля.

Смотрите также

Томас Хорн из «Жутко громко» продолжит кинокарьеру

20 марта 2012

Берлин-2012: Как мальчик из «Жутко громко» стал героем дня

10 февраля 2012

150 фильмов 2012-го. Сага. Часть 4

2 января 2012

Главное сегодня

Как Вонг Кар-Вай пишет кино светом

Сегодня

Любовники, детективы и подводники: Что смотреть дома в выходные

Вчера

Тест: Какая вы личность в фильме «Стекло»?

Вчера

Сериал «Половое воспитание» посмотрели 40 млн пользователей Netflix

Вчера

Эпизод «Маши и Медведя» внесли в Книгу рекордов Гиннесса

Вчера

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

Вчера

Трейлеры недели: Черная Земля, вдова и код «Красный»

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт