• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

Александр Пэйн: Правила съемок

В Лондоне, Александр Пэйн представлял свой, сейчас уже пятикратно номинированный на „Оскар“, фильм „Потомки“ с Джорджем Клуни в главной роли, режиссер поделился своими „правилами съемок“.
Александр Пэйн: Правила съемок

26 января на российские экраны выходит фильм «Потомки» с Джорджем Клуни в роли отца двух дочерей, узнающего, что у его жены был любовник. Супруга в этот момент находится в коме и умрет со дня на день. 24 января стало известно, что картина пятикратно номинирована на «Оскар» — в категориях «Лучшая мужская роль», «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший монтаж».

Если имя Джорджа Клуни, уже получившего за роль в «Потомках» «Золотой глобус», знакомо широкому российскому зрителю, то персона Александра Пэйна куда менее известна. Хотя у него в активе есть даже награда Американской киноакадемии.

Представитель поколения режиссеров-индивидуалистов начала 1990-х, Александр Пэйн умудряется на протяжении всей своей карьеры работать в рамках студийной системы и делать при этом независимое по духу кино. Пэйн почти всегда сам пишет сценарии к своим фильмам, а его герои — детально прорисованные, живые, трогательные, узнаваемые и в то же время оригинальные — входят в пантеон самых характерных персонажей американского кино. Это активистка-отличница Трейси — героиня Риз Уизерспун из фильма «Выскочка», сломленный смертью жены и выходом на пенсию герой Джека Николсона в «О Шмидте» и ценитель вина Майлс, застрявший в бесконечном поиске себя и кризисе среднего возраста и великолепно сыгранный Полом Джаматти в картине «На обочине».

Дебютный фильм Пэйна «Гражданка Рут» победил на трех фестивалях, последующие работы неизменно получали призы критиков и номинации на престижные награды. Два «Золотых глобуса» за «О Шмидте» и «Оскар» за сценарий к «На обочине» — закономерное продолжение успешной карьеры. На экране Пэйн тоже однажды появился. Вы видели его в роли Оскара Уайльда на кладбище Пер-Лашез в одной из новелл сборника «Париж, я люблю тебя», для которого режиссер сам снял эпизод про американку, приехавшую во французскую столицу на несколько дней, чтобы осуществить свою мечту.

В Лондоне, где Александр Пэйн представлял фильм «Потомки» с Джорджем Клуни в главной роли, постановщик поделился своими «правилами съемок». КиноПоиск отобрал самые интересные моменты беседы с оскароносным режиссером и сценаристом.


О кастинге к «Потомкам»

В «Потомках» драматические роли достались комикам — Мэттью Лилларду и Джуди Грир. Они просто хорошо прошли пробы. Просто так совпало, что те актеры, которые прошли пробы, оказались с развитым комическим талантом. Кстати, Джуди Грир соглашается на роль только после проб. Она мне сказала, что не примет предложение сразу и ее не устроит просто встреча, ей необходимо обязательно пройти пробы. Я удивился, спросил: почему? Она ответила, что только после того, как она будет читать сценарий перед режиссером, она поймет, подходит ли она сама на эту роль. Мне кажется, это очень элегантно.


О «Потомках»

Я делаю комедии. Возможно, этот фильм грустнее, чем остальные, в нем больше эмоций, но я все равно подхожу к нему как комедийный режиссер. Мне кажется, людям важно, чтобы кино развлекало их, но без фальшивых эмоций, не в дешевом ключе.


О Джордже Клуни в «Потомках»

Да, он в этом фильме не гламурный, но он все равно Джордж Клуни, все равно он хорошо выглядит. И почему именно он подошел на эту роль: все эти парни, выросшие на Гавайях, они ходили в одну школу с Бараком Обамой, они все ездят в один гольф-клуб, все они очень хорошо выглядят. Да, для этой роли он чуть отпустил волосы, набрал вес, но не слишком много. Мне и нужен был кто-то, по кому видно, что он увлечен работой, а не фитнесом.


О начале карьеры

Когда я заканчивал киношколу UCLA в 1990-м, у меня был настоящий сценарий мечты для выпускного фильма. После его показа мне поступило около 40 звонков и сообщений от агентов, продюсеров, инвесторов. В течение месяца у меня уже был агент в Голливуде и подписанный контракт со студией Universal. Они давали мне 125 тысяч долларов, чтобы я написал что угодно и сам же это снял. Я сделал черновик того, что 11 лет спустя стало фильмом «О Шмидте». Тогда они его не сняли. И в итоге свой первый полнометражный проект я выпустил только через пять лет после окончания, а думал-то, что сниму в тот же год. Но мой пыл быстро охладили. Мне пришлось начинать с нуля — никто не хотел делать «О Шмидте». Тогда мой друг Джим Тейлор предложил простой выход — комедию об аборте.


О «Гражданке Рут»

Комедию об абортах взялась делать студия Харви Вайнштейна Miramax. Знаете, мне повезло, у меня был «хороший Харви», у многих есть опыт общения с «плохим Харви». Были только проблемы с названием. Рабочее название было «Дьявол внутри», и мне казалось, что оно лучше всего подходит фильму. Но все говорили, что оно звучит как название ужастика. Не знаю. По-моему, нет. А так, несмотря на щекотливую тему, проблем не было.


О дисциплине и экономии

Сейчас молодые режиссеры снимают за 28–32 дня. Я снимал «Гражданку Рут» 42 дня со всеми людьми на площадке. Я дисциплинированный режиссер, но для меня главное, чтобы не пострадал фильм. Понимаю, что нужно экономить, но ведь главное — произвести продукт, которым потом все останутся довольны.


О работе с Джимом Тейлором

Я знал Джима, когда еще учился в киношколе. Мы снимали вместе квартиру — я нашел его через друзей. Я расстался тогда с девушкой, она съехала, и мне нужно было срочно найти соседа. Появился Джим, и мы подружились. Когда мы с ним стали писать сценарии, у нас появилась система «один монитор — две клавиатуры». Да, мы просто сидим рядом, разговариваем о том, что случится дальше, и пишем прямо по ходу рождения мыслей. Мы абсолютно равные партнеры, но в сценарии, который пишем вместе, всегда есть фокус на Пэйна-режиссера.


О важности монтажа

Я отвожу большое количество времени на монтаж. Многие этого не делают, и это видно по их картинам. Конечно, ты не можешь знать, с каким исходным материалом они имели дело, но я часто замечаю, что монтаж плохой, фильм мог бы быть лучше.


О сотрудничестве

Я никогда не пишу один. То есть можно сказать, что сценарий «Потомков» я написал в одиночку, но тут я считаю создателя книги Кауи Харт Хеммингз своим соавтором. И очень благодарен ей.


О неживых актерах

Когда я писал «О Шмидте» и думал, кого пригласить на главную роль, у меня перед глазами стоял образ Уильяма Холдена, но он к тому времени уже умер. Поэтому, когда меня спрашивают, пишу ли я роли в сценарии под конкретных актеров, я говорю: «Да, но необязательно под ныне живущих».


О работе со звездами мирового масштаба

Работать с Джеком Николсоном было невероятной честью. Какой милый парень! Как для молодого режиссера для меня это был просто подарок. У меня было ощущение, что я ездил на «Рено» и вдруг оказался за рулем «Мазерати». Он сделал меня гораздо лучшим режиссером, чем я был. Поэтому я люблю работать с такими опытными звездами, как Клуни или Николсон. Они были на стольких съемочных площадках, на скольких мне за всю жизнь не побывать. И я могу у них учиться. Николсон настолько тонко настроен, что идеально делает то, что ты ему говоришь. И если ты не так выразился, это тут же отражается в его игре. И приходилось с дрожью в коленках подходить к нему и говорить: «Мистер Николсон, я сказал вам сыграть так, и вы сделали это великолепно, но на самом деле я имел в виду вот это».


О своем стиле

Я делаю комедии из достаточно драматических ситуаций. Как фламандский художник, который сначала закрашивает холст черной краской, а потом добавляет цвет, так и я начинаю с печальных обстоятельств, а потом добавляю света. Просто это мой стиль.


О «Выскочке»

«Выскочка» — фильм, по поводу которого мне до сих пор чаще всего говорят комплименты. Слава богу, я сделал хоть одну хорошую картину. А вам как кажется, почему она хорошая? Мне кажется, ее успех заключается в том, что это единственный из моих фильмов, который не слишком длинный. Я имею в виду, его ритм очень точен, у него хороший, почти как у метронома, ритм. И это опять к вопросу о том, как важен монтаж. Мы провели больше года, монтируя его, два Рождества отметили в монтажной.


О закадровом голосе

Несколько закадровых голосов в «Выскочке» — это причина, по которой я вообще за него взялся, дело даже было не в содержании. Мне было очень интересно делать это многоголосье.


Об Америке

Да, действие всех моих фильмов происходит в Америке. Но я просто «высадился» на территории Америки, когда родился. И теперь я американский режиссер, снимающий американское коммерческое кино. Родись я в другой стране, мои фильмы казались бы вам отражением той другой страны. Мы все разговариваем на языке той страны, в которой родились, мы становимся локальной версией самих себя. Хотя было бы интересно снять что-то где-нибудь за пределами Штатов. Вопрос в том, позволю ли я себе это сделать. В кино, в творчестве вопрос ведь часто стоит не в достижении чего-то, а в дозволении себе того или иного.


О Париже

Моя новелла из «Париж, я люблю тебя» — единственный мой фильм, который я бы рекомендовал зрителям. Он длится всего 6 минут! Это был 2005 год, я только получил «Оскар» за «На обочине» и в тот же месяц начал бракоразводный процесс, у меня была операция на колене, и я два раза переезжал. И все в один год. И вот я получаю письмо от кого-то в Париже: «Дорогой Александр Пэйн, мы делаем альманах. Не хотите ли приехать в Париж и снять 5-минутный фильм?» «Да!» — сразу же ответил я. Подошел к новелле так же серьезно, как готовлюсь к своим полнометражным фильмам, и написал ее специально для прекрасной актрисы Марго Мартиндейл, которой просто восхищаюсь. Получился настоящий трэвелог. Мы тщательно изучили округ, про который снимали. Как и в «Потомках», пейзаж постоянно присутствует на фоне, обрамляет историю.


О критиках

Мне кажется, очень часто критики проецируют свои собственные переживания и комплексы на фильмы. Например, критики резко отзывались о «Фарго» братьев Коэн, осуждая их за то, как показаны в нем жители Миннесоты. Я знаю людей из Миннесоты, и они говорили, что это самый смешной фильм, который они только видели. Да, жители этого штата именно такие. Где ваше чувство юмора? Что за черт? А вот «На обочине» критикам понравился, мне кажется, тоже потому, что они узнали себя — неудачников-писателей с кризисом среднего возраста.


О вине

У меня есть винный погребок, и я любитель белого, но не эксперт. Поэтому я так хотел сделать «На обочине», потому что я смог узнать больше о вине. Я всегда делаю фильмы только о том, что мне интересно. Мне было интересно узнать о Гавайях — я снял «Потомков».


О головной боли звукорежиссеров

Я очень часто смеюсь на съемках, потом при сведении звука им приходится убирать мой смех. И знаете что? В некоторых фильмах я смеюсь во время диалогов, и тогда можно даже услышать мой смех в фильме. Это правда. Ведь на съемках моя главная работа — видеть фильм таким, каким он будет, и понимать, верю ли я ему. Я единственный человек на площадке, который видит финальный продукт.


О кумирах

Я люблю Кубрика и Скорсезе. Вы можете не воспринимать их как комедийных режиссеров, а я их только так и рассматриваю. Да, правда. Разве есть комедия лучше, чем «Стрейнджлав»? «Заводной апельсин», «Таксист» — тоже очень смешные фильмы.


О кастинге и открытии молодых дарований

Это старое клише, но оно работает: 90 процентов работы режиссера — это хороший кастинг. Я знал по работе над «Выскочкой», что на поиск хороших молодых актеров уйдет много времени, а поэтому перед съемками «Потомков» попросил у студии возможность начать кастинг как можно раньше. Сложно найти молодых актеров с опытом, но при этом выглядящих на свой возраст. Обычно, если у них уже есть актерское прошлое, в свои семнадцать они выглядят на тридцать. А хочется найти свежее лицо. И еще вырастить человека за время фильма, самому провести его через роль. Девочка, игравшая в «Потомках» младшую дочь Мэтта, она вообще никогда не стояла перед камерой, даже в школьном спектакле не играла. Настоящее свежее «мясо». И ей отлично удавалось просто быть самой собой. После «Выскочки» мне говорили, что я открыл Риз Уизерспун, но я просто дал ей нужную роль в нужное время, а так она бы и без этого фильма стала отличной актрисой. И я уверен, что Шэйлин Вудли, сыгравшая старшую девочку, тоже станет. Эта роль лишь даст толчок ее карьере.


О Миссии

Я стараюсь делать среднебюджетное человечное кино для взрослых — драмой это назовите или комедией, неважно. Мне кажется, этот жанр почти совсем исчез. А аудитория для него по-прежнему существует. Фильмы, вызывающие теплые чувства, как ленты Уайлдера, Вуди Аллена. Фильм с бюджетом в 15–25 миллионов долларов сейчас не представляет особого коммерческого интереса, но надеюсь, это изменится.


О бесполезности сценарных учебников

Я стараюсь не думать о структуре, когда пишу сценарий. Мне кажется, трехактная структура настолько засела в нас с рождения, что если хочешь делать новое кино, то не нужно думать о ней. Один из моих учителей говорил, что три акта можно вообще разглядеть в любом фильме. «8 с половиной», «Внутренняя империя», «Малхолланд Драйв» — он говорил, что и в них он ее видит. Ну, окей. Скорсезе говорил, что у фильма 5–6 эпизодов. Куросава вообще иногда отрицал наличие драмы, считал, что фильм — это чередование определенных ритмов. Я всегда говорю, что не нужно читать сценарные учебники, чтобы делать новые фильмы. Разве можно по учебнику написать «8 с половиной»?


О номинации „Потомков“ на „Оскар“

Не буду отрицать, что столько номинаций «Оскар» за один фильм меня взволновали, но настоящей радостью для меня будет, если награду вручат всем, кто так упорно работал над картиной. И, конечно, я счастлив, что Академия признала заслуги моего монтажера Кевина Тента, с которым мы работает очень давно. Он действительно заслужил это признание.


О новых проектах

У меня в очереди пока два проекта. В мае я надеюсь начать снимать скромную комедию о путешествии отца вместе с сыном из Монтаны в Небраску. Они едут в маленький городок в штате Небраска, где вырос отец. Я уже потратил несколько недель, проводя пробы. Я этот фильм хочу сделать черно-белым. Ну разве можно за карьеру не снять черно-белое кино? Иногда смотришь на такие фильмы, и аж слюнки текут, как это красиво.

А потом — рано или поздно — я буду снимать адаптацию графического романа «Уилсон» Дэниэла Клоуса, написавшего «Мир призраков». Собственно, сценарий написал сам Клоус, и это будет первый чужой текст, который я буду ставить. Так что это будет новый опыт. Есть еще наш с Джимом Тейлором проект, над которым мы работали два с половиной года после «На обочине», но он пока спокойно себе вызревает в дубовой бочке. Он потребует большого бюджета и значительного количества спецэффектов, а это то, о чем я почти ничего не знаю. Мне придется все подобное изучить. Поэтому пока он лежит на полке, ведь технологии так быстро меняются. А сейчас из-за большого перерыва после «На обочине» мне хочется снимать и снимать. Я хочу сделать как минимум две «обычных» картины до того, как займусь фильмом, который потребует месяцев превизуализации и подготовки.

Читайте также
Интервью Мэтт Дэймон: «Мне живется гораздо проще, чем Бену Аффлеку» Актер сыграл злодея в «Субурбиконе» Клуни и маленького человека в «Короче» Пэйна. Об этом, а заодно о Борне, Вайнштейне и Де Ниро — в интервью КиноПоиску.
Новости Трейлер «Короче»: Мэтт Дэймон попадает в страну лилипутов Вышел первый большой ролик нового фильма Александра Пэйна.
Новости Венецианский кинофестиваль откроет «Короче» Александра Пэйна Один из главных мировых киносмотров начнется черной комедией с Мэттом Дэймоном.
Комментарии (12)

Новый комментарий...

  • 12

    City 17 24 января 2012, 19:10 пожаловаться

    #

    Люблю когда знающие люди рассказывают о своей работе. Причём с точки зрения своего личного опыта, а не сухого перечисления фактов. Это всегда интересно! Хорошая статья)

    ответить

  • 8

    bond89 24 января 2012, 19:12 пожаловаться

    #

    Обалденный материал Большущее Спасибо!

    ответить

  • 8

    mickyy 24 января 2012, 19:14 пожаловаться

    #

    Очень интересная статья.
    Понравилось как Пейн отозвался о учебниках по сценарному мастерству.

    ответить

  • 2

    Jedi Aragorn 24 января 2012, 19:46 пожаловаться

    #

    Спасибо большое за статью! Так емко, кратко и интересно разделили. Мне тоже понравилось про учебники по сценарному мастерству. Вообще я наслышан про этого режиссера. Знаю, что у него и «Оскар», и «Золотой глобус» в активе. Но, как ни странно, ни одного фильма еще не смотрел, к стыду своему. Надо теперь раздобыть «О Шмидте», «На обочине», «Потомки». Даешь Александра Пэйна!

    ответить

  • 3

    Ray-n-Bow 24 января 2012, 19:51 пожаловаться Правила съема: метод Пэйна.

    #

    Годная статья.
    Спасибо.

    ответить

  • 2

    Temito Yusupovski 25 января 2012, 13:13 пожаловаться

    #

    Шикарная статья!

    ответить

  • 1

    MovieKid 26 января 2012, 10:26 пожаловаться

    #

    Обожаю «На обочине»! Сейчас пойду на «Потомков», а потом остальные его фильмы посмотрю, ибо отличный он сценарист, а в последнее время я всё чаще убеждаюсь, что сценарий — это очень важно, а может и важнее всего остального в производстве фильма!

    ответить

  • 2

    Голливудец 26 января 2012, 14:52 пожаловаться

    #

    его картины, это высший пилотаж!

    ответить

  • 1

    Hayden_Ani 26 января 2012, 16:24 пожаловаться

    #

    Очень интересная статья! Все еще нахожусь под впечатлением от его «Потомков»,на улице зима, а я в мыслях на Гавайях, перед глазами то и дело возникают прелестные пейзажи из фильма. Действительно, у Пэйна удалось привнести в эту драму ненавязчивый, естественный комедийный тон. До просмотра думала, что основными претендатами на «Оскар» будут «Хранитель времени» и «Артист»,теперь думаю, что это будут «Потомки» и «Артист».

    ответить

  • ILoveYouHoneyBunny 2 февраля 2012, 01:30 пожаловаться

    #

    Чёткие у Пейна ответы, как у солдата.

    ответить

  • Grenadin Be 2 февраля 2012, 13:27 пожаловаться

    #

    очень интересно. как-то он душевно говорит, здорово.

    ответить

  • vovan meloman 3 февраля 2012, 21:03 пожаловаться

    #

    Он гений по определению — во-первых, он мастер, во-вторых, у него своя коллея.

    ответить

 
Добавить комментарий...