КиноПоиск уполномочен заявить: Лучшие шпионские фильмы

Обсудить0

Шпионское кино, похоже, снова в моде: то „Шпион, выйди вон!“ вышел, то новая „Миссия невыполнима“. Обе ленты демонстрируют разный подход к отображению действий разведывательных структур — серьезный и развлекательный. КиноПоиск вспомнил пятнадцать наиболее приближенных к реальности картин на эту тематику, а также десяток легких по настрою.

В мировом кино снова актуальна шпионская тема. Шведским режиссером Томасом Альфредсоном экранизирован роман Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!», в то же время лауреат «Оскара» Брэд Бёрд поставил новую часть боевика «Миссия невыполнима». Несмотря на общую профессию, у действующих лиц «Шпиона» и агента Итана Ханта совершенно разные методы. Первые — реалистичные персонажи, не хватающиеся за пистолет, а оперирующие в основном интриганскими схемами. Хант же — герой экшна, выполняющий опасные трюки и противостоящий безумцам, планирующим погрузить мир в хаос.

КиноПоиск выделил 25 занимательных шпионских картин — пятнадцать серьезного, почти что реалистического типа, а остальные десять — более легкомысленных и часто комичных. Посмотрим, какие еще шпионы действовали на экранах, помимо Джеймса Бонда, полковника Исаева и того же Итана Ханта.

СЕРЬЕЗНЫЕ

1) «39 СТУПЕНЕЙ» (1935)

Молодой человек покупает билет в мюзик-холл, где выступает удивительный Мистер Память, который, кажется, помнит все, что только можно. После завязавшейся там потасовки герой встречает девушку Анабеллу. Ночью та вваливается к нему в комнату с ножом в спине. Подозрение падает на парня, а у покойной оказывается шпионское прошлое.

2) «МИНИСТЕРСТВО СТРАХА» (1943)

Безобидный мужчина Стивен (лауреат «Оскара» Рэй Милланд, в то время находившийся на пике популярности) после двух лет лечения выходит из психиатрической клиники. Пытаясь хоть как-то социализироваться, он заходит на благотворительный праздник, где по наущению гадалки, явно что-то напутавшей, выигрывает большой кекс. Приз тут же у него пытаются отобрать, но Стив непреклонен и с выпечкой отправляется на вокзал. В купе к герою подсаживается слепой, ведущий себя очень странно и в итоге разламывающий о спину соседа трость. После гибели слепца во время бомбежки Стив в ходе изысканий понимает, что имеет дело со шпионским заговором, направленным против него, случайно оказавшегося не в том месте и не в то время.

3) «ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ» (1952)

Режиссер Джозеф Манкевич с «Пятью пальцами» взялся за полноценный шпионский триллер, поначалу не очень расторопный, но постепенно наращивающий напряжение до уровня лучших образцов жанра. Обслуга британского посольства Улисс (Джеймс Мэйсон) занимается продажей снимков секретных документов для немецкой разведки (и каждый раз при съемке заботливо меняет лампочку в абажуре на ту что помощнее, чем чуть себя не выдает). Необходимые бумаги лежат в сейфе, к которому предатель имеет тайный доступ. Только как шпиону придется исполнять необходимые обязательства, когда к сейфу подведут сигнализацию?

4) «МАНЧЖУРСКИЙ КАНДИДАТ» (1962)

В этом знаковом и впечатляюще снятом (благодаря умелой операторской работе пространство фильма временами кажется причудливо выпуклым) триллере Джона Франкенхаймера действуют не столько агенты разведки, сколько вполне открытый для общественности майор (Фрэнк Синатра), ведущий собственное расследование пропажи во время корейской войны нескольких американских солдат, один из которых, Реймонд Шоу (Лоуренс Харви), вернулся домой живым, а теперь в основном мучается кошмарами. Дело не в счастливом случае: Шоу промыли мозг коммунистические агенты, нацелившие солдата на убийство. Будто бомба замедленного действия, он готов в любой момент схватить в руки ружье. Его жертва — кандидат в президенты США.

5) «ШПИОН, ПРИШЕДШИЙ С ХОЛОДА» (1965)

После смерти одного из своих агентов оперативник британской разведки Алек Лимас (Ричард Бёртон) вынужден покинуть Германию и снова начать работу в Лондоне, пока ему не предлагают расквитаться с теми, кто обрушил его агентурную сеть. Алеку придется уволиться, устроиться в библиотеку и симулировать моральное падение, окончившееся арестом. По выходе из заключения к Лимасу на улице подходит слишком настойчивый чиновник, обустраивающий заключенных, согласие на встречу с коллегой которого оборачивается приглашением в ту же Германию. Безусловно, не имеющим ничего общего с предпринимательскими или туристическими интересами.


Вышедшая через два года после триумфа одноименного (весьма жесткого и реалистичного) романа Джона Ле Карре, позволившего его автору бросить работу в разведке и полностью сосредоточиться на литературе, эта адаптация голливудского классика Мартина Ритта является одним из самых томных и жестких шпионских фильмов эпохи. Черно-белая гамма подчеркивает отчуждение, окружающее Лимаса по ходу действия, когда он вынужден сначала стать чужим среди своих, а после, отправившись на враждебную территорию, попытаться стать своим среди чужих. Только роль Алека в этой хитроумной комбинации куда более неоднозначная, чем ему кажется.

6) «ЗЕРКАЛЬНАЯ ВОЙНА» (1969)

Сейчас «Зеркальную войну» вспоминают разве что в связи с участием в ней Энтони Хопкинса. Это безупречно напряженная история беглого поляка, ради британского гражданства вынужденного отправиться в тыл врага. Исполнитель главной роли Кристофер Джонс тогда подавал надежды как восходящая голливудская звезда, но после смерти актрисы Шарон Тейт, с которой его вроде как связывали любовные отношения, отошел от кино. Квентин Тарантино зазывал его в свое «Криминальное чтиво», от чего Джонс отказался, правда, через пару лет появившись в одной из ролей в куда менее значительном проекте «Время бешеных псов».

7) «ОШИБКА РЕЗИДЕНТА» (1968)

Первая часть известной тетралогии о судьбе разведчика Тульева в исполнении Георгия Жженова. В «Ошибке» он еще перебежчик, пытающийся обосноваться на советской территории, что по-своему примечательно, так как зрителям большую часть времени придется наблюдать за действиями, по сути, отрицательного героя. Тульев приезжает на поезде в провинциальный городок, где снимает комнату у бывшего немецкого агента и устраивается водителем. Но он еще не знает, что вор, ехавший с ним в одном купе и укравший соседский чемодан, на самом деле агент советской контрразведки.

8) «ТРИ ДНЯ КОНДОРА» (1975)

«Три дня Кондора» ломают стереотип. Джозеф Тернер (Роберт Редфорд) не является хичкоковским «не тем человеком», случайно оказавшимся в эпицентре заговора, а пребывает рядовым бюрократом из разведывательного управления. Совершенно не придав значения некоторым документам, герой попадает в поле зрения киллеров, от которых его спасает сущая случайность: планируя пообедать, но оказавшись лицом к лицу с уличным дождем, он выходит через черный ход конторы, когда туда направляются убийцы, не оставляющие в живых никого. Теперь Джозеф совершенно отрезан от любых связей с прежним руководством, а каждый его шаг может быть прослежен.

9) «ФИЛБИ, БЕРДЖЕСС И МАКЛИН» (1977)

Биззарная лента, снятая по заказу Granada Television и рассказывающая историю «кембриджской пятерки» — группы солидных британских чиновников, согласившихся на сотрудничество с советской разведкой. Среди самых удивительных сцен фильма — истерика одного из них, Кима Филби (Энтони Бейт), устроенная тем в ванной комнате: в рапиде отшвыриваются парфюмерные принадлежности, брошенный в зеркало крем рифмуется с кадрами ядерного взрыва, и все означенное разворачивается на наших глазах под синтезаторный саундтрек.

10) «ШПИОН, ВЫЙДИ ВОН!» (1979)

«Шпион, выйди вон!» — путаная шпионская головоломка, задействующая с десяток различных фигур — от высшего руководства разведки до оперативного агента, ввязавшегося в интрижку с русской шпионкой. Каждый из них — звено в цепи, ведущей к предателю, окопавшемуся где-то в управлении и уже не первый год переправляющему ценную информацию российскому разведчику Карле. На след информатора пытается выйти заместитель уволенного начальника управления Джордж Смайли (Алек Гиннесс).

11) «УШКО ИГОЛКИ» (1980)

Игла — это прозвище немецкого агента Генри Фабера (Дональд Сазерленд), расправляющегося с неугодными специальным ножом. Спасаясь от преследования, в шторм он терпит крушение и оказывается на малолюдном острове, где живут супруги Люси и Дэвид, за четыре года до того попавшие в автокатастрофу, обездвижившую ноги мужа. Пока островитяне пребывают в неведении о его настоящей личности, Фабер очаровывает Люси.

12) «ТАСС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ» (1984)

Подробная сериальная экранизация канонического романа Юлиана Семенова, чье действие происходит в вымышленной африканской стране и в СССР, где действует майор Константин Константинов (Вячеслав Тихонов), занимающийся розыском двойного агента по кличке Трианон. Благодаря предателю в руках ЦРУ оказывается важная информация, способная повлиять на зоны воздействия агентур в Африке.

13) «ДВОЙНИК» (1997)

Примерный моряк и семьянин, он как две капли воды похож на террориста Карлоса Санчеса по прозвищу Шакал. Рамирезу придется полностью примерить на себя личину экстремиста: забыть о моральных препонах, ходить, говорить, думать ровно так, как это делает его антипод. Это нужно для изощренного плана американской и израильской спецслужб, решивших опорочить Шакала перед его советскими союзниками.

14) «ШПИОНСКИЕ ИГРЫ» (2001)

1991 год. В Китае под арест попадает агент ЦРУ Том Бишоп (Брэд Питт). Для того чтобы осмыслить ситуацию по переговорам, руководство вызывает на допрос ветерана разведки Натана Мьюира (Роберт Редфорд). Именно он когда-то завербовал самого Бишопа, служившего снайпером во Вьетнаме. Череда флешбэков позволяет проследить становление Бишопа и лучше раскрывает характер Мьюира — человека хитрого и жесткого, однако дальновидного и ловко лавирующего в паутине интриг своего руководства. Коммерчески провальная картина Тони Скотта похожа на сверхскоростной поезд, мечущийся между прошлым и будущим: Вьетнам сменяет Берлин, а итоговой точкой становится Вашингтон.

15) «ЛОЖНОЕ ИСКУШЕНИЕ» (2006)

Неоднозначно воспринятая картина Роберта Де Ниро — биография одного из основателей ЦРУ Эдварда Уилсона (Мэтт Дэймон). Действие начинается, когда Уилсон является уже немолодым и опытным бюрократом, однако важный рейд в кубинском заливе Свиней оказывается сорванным из-за присутствия в управлении «крота». В предательстве подозревают и Уилсона, заново прокручивающего моменты роста на разведовательном поприще, когда он еще студентом вступил в тайное общество «Череп и кости».

МЕНЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ

1) «НА СЕВЕР ЧЕРЕЗ СЕВЕРО-ЗАПАД» (1959)

Пока двери автобуса захлопываются перед нерасторопным прохожим (камео самого Хичкока), из отеля вместе с секретаршей выходит рекламист Роджер Торнхилл (Кэри Грант). Спустя некоторое время обед в ресторане обернется для него ужасной ошибкой вражеских разведчиков, принявших Торнхилла за шпиона Джорджа Каплана, который лишь выдумка американских спецслужб, при помощи этого мифического персонажа водящих за нос врагов национальной безопасности. Так как нелепица закручивается все сильнее, для Роджера не остается другого выбора, как разоблачить вражеских агентов, пускай для этого и придется рисковать жизнью. Эталонный триллер Альфреда Хичкока открыто иронизирует над многими штампами шпионского жанра. Герой Кэри Гранта здесь не столько боится риска, сколько тяготится свалившимися неприятностями и временами открыто насмехается над ситуацией. Хотя даже при таком полукомедийном тоне повествования Хичкок находит место для интригующих моментов вроде знакового эпизода с самолетом, впоследствии растиражированного поп-культурой.

2) «НАШ ЧЕЛОВЕК В ГАВАНЕ» (1959)

Место действия — кубинская столица, где живет располагающий к себе продавец пылесосов Уормолд (Алек Гиннесс). Его решил рекрутировать британский разведчик, которому было бы удобно иметь под контролем англоязычного гаванца. Осложняется все тем, что Уормолд, человек скромный, ни в какую не может завербовать хотя бы одного кубинца. Зато он решает придумать агентурную сеть, вытягивая из англичан деньги, так необходимые ему, чтобы разделаться с долгами и оплачивать счета престижного загородного клуба, где его очаровательная дочь может содержать лошадь.

3) «МСТИТЕЛИ» (1961–1969)

Шпионы Джон Стид (Патрик Макни) и Эмма Пилл (Диана Ригг) не без доли юмора расследуют интригующие и часто поначалу совершенно таинственные преступления. Примечательно, что Пилл, один из самых известных персонажей телесаги, появилась в ней только в четвертом сезоне. В 1998 году приключения «Мстителей» перекочевали на большой экран. Снятая Джеремайей Чечиком адаптация вышла настолько вызывающе кэмповой (полный режиссерский вариант длился два с половиной часа вместо итоговых 86 минут), что с треском провалилась в прокате и изрядно удивила критиков.

4) «ЧЕЛОВЕК ИЗ U.N.C.L.E.» (1964–1968)

Агенты Наполеон Соло и Илья Курякин вхожи в организацию U.N.C.L.E., занимающуюся проблемами национальной безопасности. Правда, задания у обоих часто бывают неординарные: тайные сообщества, секретные формулы, злодеи, готовящие планы мирового господства и прочие шпионские радости. «Человек из U.N.C.L.E.» в той же степени несерьезен, что и «Мстители», только стилистически эта эпопея, может быть, несколько менее изящна, зато в ровно той же степени обаятельна. Одно время полноценным ремейком старого сюжета пытался заняться Стивен Содерберг, но сейчас судьба новой широкоэкранной версии «Человека из U.N.C.L.E.» находится в подвешенном состоянии.

5) «НАШ ЧЕЛОВЕК ФЛИНТ» (1965)

Шестидесятническая пародия на фильмы о Джеймсе Бонде. Джеймс Кобурн в роли Дерека Флинта — секретного агента (безусловно, любимца женщин и мастера боевых искусств) настолько всесильного, что собственное начальство (Ли Джей Кобб в на удивление несерьезной для себя роли) перед ним пресмыкается, а среди способностей самого героя значится даже замедление собственного пульса. В ленте Дэниэла Манна ему придется бороться со злодеями, разрушившими плотину и уничтожающими агента за агентом.

6) «МОЗГ ЦЕНОЙ В МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ» (1969)

Буйная шпионская фантазия Кена Рассела. Когда-то серия лент об агенте Гарри Палмере начиналась вполне серьезно, противопоставляя себя совсем фантазийному Джеймсу Бонду. Палмер, бывало, попадал впросак и к тому же боролся за каждый фунт прибавки к зарплате. Впоследствии серия начала постепенно терять серьезность, достигнув апогея в предельно кэмповом «Мозге ценой в миллиард долларов».

7) «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО!» (1984)

После «Аэроплана» известные пересмешники — братья Цукер и их соратник Джим Абрахамс пародировали шпионское кино, одновременно ссылаясь на классическую голливудскую комедийную традицию и потоковые ленты с Элвисом Пресли. Певца Ника Риверса (Вэл Килмер), исполняющего нечто похожее на The Beach Boys, отчего все серферы пускаются в раж, и повадками копирующий будто бы Элвиса (при этом на афише с его выступлениями соседствуют имена артистов, которые, мягко говоря, начали выступать гораздо позже, чем происходит действие фильма), приезжает в Германию на фиктивный культурный фестиваль, но вынужден вступить в борьбу с нацистскими агентами.

8) «ШПИОНЫ КАК МЫ» (1985)

Два неряшливых агента Эммет Фитц-Хьюм (Чеви Чейз) и Остин Миллбэрдж (Дэн Эйкройд) выбраны руководством в качестве подсадных уток, которых можно заслать на территорию врага, чтобы отвлечь внимание, в то время как настоящие шпионы будут делать свою работу. Вопреки ожиданиям Фитц-Хьюм и Миллбрэдж не только остаются в живых, но и вполне продвигаются в выполнении задания.

Комедия тогда находившегося в расцвете карьеры Джона Лэндиса. Лента «Шпионы как мы» пользовалась немалым успехом в прокате, закрепив серию хитов с участием Дэна Эйкройда и Чеви Чейза. Занимательно, что в камео здесь появились режиссеры Фрэнк Оз, Терри Гиллиам, Коста-Гаврас, Майкл Эптид, Ларри Коэн, Мартин Брест и даже тогда мало кому известные братья Коэн.

9) «АГЕНТ 117» (2006)

Французский шпион Юбер Бониссёр де ля Бат, он же агент 117 (Жан Дюжарден), ловко обезвреживает противников и соблазняет женщин. Новое задание связано с его старым другом, пропавшим в Египте, где он заведовал прикрытием — фирмой по продаже кур. Там агента, конечно, ожидают крайне пристальная слежка, предательства и симпатичная напарница (Беренис Бежо). Режиссер Мишель Хазанавичус снял любопытную ретрокомедию, высмеивающую основные стереотипы шпионского кино, и одновременно тем самым воскресил агента 117 — культового французского героя, протагониста романов Жана Брюса. После сиквела «Миссия в Рио» Хазанавичус и Дюжарден продолжили свои опыты со стилизацией под старину в своем «Артисте», уже номинированном на шесть премий «Золотой глобус».

10) «ИЗ ПАРИЖА С ЛЮБОВЬЮ» (2009)

Работник посольства в Париже Джеймс (Джонатан Риз Мейерс) делает первые шаги в серьезной шпионской деятельности, но однажды ночью звонок прерывает наметившийся у него ужин с подружкой. Джеймсу придется ехать в аэропорт, где нужно вызволить у таможенников специального агента Чарли Уэкса (Джон Траволта) — коренастого, похабного и не стесняющегося пускать в ход пистолет.

А какие шпионские фильмы нравятся вам?

Смотрите также

Дома и стены убивают: Как архитектура становится хоррором

17 марта

Разбираем сцену: «Окно во двор» Альфреда Хичкока

22 февраля 2018

Как создавали «Доктора Ноу»

25 октября 2012

Главное сегодня

В роли президента: «Слуга народа» и еще 5 главных сериалов Украины

20 апреля

Что общего у Вестероса и СССР: Историк отвечает на вопросы об «Игре престолов»

20 апреля

Джинн с Соником: 25 самых интересных проектов кинорынка

20 апреля

Что смотреть дома: «Отверженные», «Любовницы», «Власть» и «Стекло»

20 апреля

Кит Харингтон: «Джон Сноу почти что эмо»

19 апреля

ММКФ-2019: Звезды на красной дорожке

19 апреля

Создатель «Игры престолов» проиграл Джейсону Момоа в хлопки

19 апреля
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт