• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

«Высоцкий. Спасибо, что живой»: Секреты создания

КиноПоиск побеседовал с участниками съемочной группы фильма „Высоцкий. Спасибо, что живой“ о том, чем работа пластического гримера отличается от работы пластического хирурга, куда проваливаются брюки и рубашки, если актер не подходит на роль, и почему к современной камере, которой снимали картину, приладили старые советские объективы...
«Высоцкий. Спасибо, что живой»: Секреты создания

КиноПоиск побеседовал с участниками съемочной группы фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», который выходит на экраны 1 декабря, о том, чем работа пластического гримера отличается от работы пластического хирурга, куда проваливаются брюки и рубашки, если актер не подходит на роль, и почему к современной камере, которой снимали картину, приладили старые советские объективы.

Петр Горшенин, создавший специальный грим для исполнителя главной роли, до этого уже сотрудничал с «Дирекцией кино» на «Дозорах» и «Турецком гамбите». С продюсерским составом компании у Горшенина хорошие отношения, однако от предложения работать над гримом в «Высоцком» он поначалу отказывался самым решительным образом.


Секреты грима

Гример Петр Горшенин рассказал, чем работа пластичского гримера отличается от работы пластического хирурга

. Почему? Потому что это сложно? Потому что большая ответственность? Потому что идея безумная и это в принципе невозможно?

Потому что это действительно архисложно. Потому что это безумная идея. Потому что это вообще невозможно. Я оценил масштаб съемочного процесса: главный герой, около шестидесяти съемочных дней… Плюс огромная ответственность. Ведь Высоцкого многие знали лично, и многие еще живы.

А почему в конце концов все-таки согласились?

Потому что у нас очень настойчивая продюсерская компания.

Грим Высоцкого — это ноу-хау? Или подобные технологии известны и используются — если не у нас, то на Западе?

В технологическом процессе есть и наши собственные разработки, которые являются абсолютным ноу-хау, и те, что используются передовыми художниками Голливуда.

С какими сложностями сталкивается художник по гриму, воссоздавая лицо реального человека?

Это сложно априори. Очень трудно создать образ реального человека, тем более человека, которого знает вся страна, которого многие знали лично. Чтобы добиться нужного результата на стадии подготовки, мне лично пришлось производить все этапы скульптурно-формовочных работ 9 раз. По времени это заняло полгода, с октября по март.

Расскажите, как вообще происходит работа по созданию такого грима? Делали ли вы эскизы? Использовали ли посмертный слепок лица?

Слепок с мертвого человека ничем не может помочь в создании образа человека живого. Я видел посмертный слепок. Это совершенно другое лицо — оплывшее, застывшее. Поэтому мы работали только с фотографиями. Никита Владимирович очень помог нам, дав из архива несколько сотен снимков, на которых Высоцкий представлен во всех ракурсах. Эти фотографии — всего около пятисот — заменяли нам эскизы.

Работа происходит следующим образом: мы делаем точную копию лица актера (который совершенно не похож на нашего персонажа). На этой же модели делается тончайшая скульптура из скульптурной массы — воска, пластилина, другого скульптурного материала — и воссоздается лицо, другое по антропологии. Когда скульптура готова, ее можно посмотреть в разных ракурсах, в 3D для глаза, понять, как это будет смотреться. Но, создавая скульптуру, необходимо учесть, насколько органично в последствии эта пластическая деталь будет улыбаться, двигаться, щуриться, станет ли она органичным и естественным продолжением того объема, которого нет у актера. Нам нужно было соблюсти все нюансы мимики пластически, заложить поры, морщинки… Под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами делалась каждая пора. Проверялась толщина скульптурного слоя — для этого используется специальная игла с рисочками. Когда игла упирается, я смотрю на эти рисочки, вижу, что вот в этом месте толщина скульптуры составляет один миллиметр, и, зная материалы, понимаю, как будет тянуться кожа, как она будет сокращаться.

Когда скульптура готова, с нее снимается форма, заливается специальным составом. Получается негативная и позитивная часть формы. Форма вскрывается, сама скульптура вычищается, вымывается и уничтожается. А в форму заливается сложный многокомпонентный силиконовый состав. И после этого получается комплект пластических деталей. Грим нашего героя — это ведь не маска. Таких форм, таких деталей несколько: нижняя часть, нос, лоб — все отдельно.

Когда первый комплект деталей изготовлен, мы устраиваем пробы. Приглашается актер, мы его гримируем, снимаем, отсматриваем материал. Когда актер начинает мимировать, мы понимаем, где и что надо доработать. И каждый раз, когда мы это понимаем, надо лепить новую скульптуру. У нас таких разов было девять.

При этом, когда приступаешь к очередной скульптуре, не факт, что ты повторишь удачные моменты, которые у тебя были в прошлый раз. Поэтому все от начала до конца исправлялось буквально микрон за микроном. Нам была важна не только точность, не только схожесть, но и чтобы на актере все это выглядело гармонично, естественно, чтобы человеку, стоящему с ним рядом, и в голову не приходило, что это грим.

Занимались ли вы подобной работой раньше, на других проектах?

То, что мы делали на этой картине, не делал никто и никогда. В моем личном опыте было достаточно эпизодов работы над образами известных людей — например, над Сталиным в двух картинах. Но это совершенно другое. Сталина из ныне живущих мало кто видел, он больше ушел в переплетение истории, да и задача добиться идеального сходства не стояла. Это была некая приближенная стилизация. С уверенностью могу сказать: и по объему работы, и по кропотливости, и по точности в мировой практике ничего подобного не было. Реальные исторические персонажи в американских картинах — это тоже ведь в основном стилизация, как наш Сталин. Это, как правило, один-два съемочных дня, это не главный герой. У нас же стояла совершенно эксклюзивная задача — главный герой, который постоянно в кадре, из-за которого и о котором вся эта история.

Какие вы испытывали ощущения, создавая образ народного кумира?

Что касается ощущений от воссоздания образа, то я и мечтать не мог, что прикоснусь так близко к Высоцкому. Я был в девятом классе, когда он умер. Было такое жуткое чувство, что мы потеряли что-то серьезное. Что вот он был — необыкновенный, единственный, неповторимый. И такого никогда больше не будет. Я думаю, им невозможно не восхищаться, невозможно не любить его. Я эту работу пропускал через пальцы, через сердце, через мозг, иногда по ночам вскакивал и в мастерскую бежал. В процессе работы мы для себя открыли Высоцкого заново. Мы купили все его диски, полное собрание, и всю работу делали под его песни, под его музыку.

Сколько времени ежедневно занимал грим главного героя?

Каждый день мы гримировали актера ровно 4 часа. По международным стандартам это очень быстро. Голливудские мастера могут по 8 часов делать какой-нибудь шрам на лице главного героя. Все операции по нанесению грима были отработаны поминутно, работа эта требует полной концентрации и предельной точности: одно неверное движение — и деталь можно приклеить с искажениями, потому что она сразу прихватывается на специальный клей. И тогда придется все переделывать. На такой случай мы всегда держали запасной комплект. Слава Богу, он ни разу не понадобился.

Нанося грим, мы чувствовали себя пластическими хирургами. Актер гримируется лежа, на специальной технологической кушетке — такая полузубоврачебная-полумассажная. Наше отличие от пластических хирургов было в том, что в конце дня мы лицо актера возвращали в исходное состояние.

А сколько времени требуется, чтобы снять грим?

Поначалу снимали по полтора часа, потом дошли до совершенства и справлялись за 45 минут. Такой сложный пластический грим трудно делать одному, требовались ассистенты. Минимум трое, максимум — четверо. Причем имейте в виду, что образ Высоцкого — это не только пластический грим. Это и постижерские изделия — бакенбарды, небритость, брови. У нас на каждый съемочный день был новый комплект бровей. Сначала наносится пластический грим, а затем все эти волоски втапливают в силикон.

Велика ли разница между работой пластического гримера и гримера обычного?

Разница огромная. Обычный гример меняет внешность с помощью живописной техники, постижерских изделий, накладок. Можно приклеить герою бороду, проявить морщинки, сделать шрамик. Пластический гример меняет объем, форму, пропорции лица — с помощью красок и накладной бороды добиться этого невозможно. Специалист по пластическому гриму должен быть и скульптором (я по образованию архитектор, но у нас преподавались все направления искусства, так что у меня академическое художественное образование), и ювелиром, и художником, и химиком (важно знать материалы, с которыми работаешь), разбираться в свете, в драматургии и с режиссером на одном языке говорить, знать антропологию, анатомию, знать движение мышц, быть физиономистом. Пластический гример создает актеру новое лицо. Но вот сможет ли актер перевоплотиться внутренне — это вопрос. Грим — ползадачи. Нужно, чтобы сошлись все звезды, чтобы человек отвечал внутренним актерским потенциалом тому образу, к созданию которого мы стремимся. По сути, мы даем актеру уникальную возможность получить новый инструмент, которым он должен овладеть.


Во что одевали Высоцкого

Художник по костюмам Екатерина Шапкайц рассказала, как создавались костюмы и образы героев картины

.

Художник по костюмам Екатерина Шапкайц в профессии уже 30 лет. Почти сразу после института ей повезло попасть ассистентом в картину Германа «Мой друг Иван Лапшин». После «Лапшина» — проект за проектом, и очень быстро Екатерина из ассистентов перешла в художники. Было это в 1983-м. С тех пор она «одела» не один десяток лент, в том числе «Тараса Бульбу» и германовские фильмы «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть богом».

Когда делаешь такие масштабные картины, появляется опыт именно организационной работы. В первый раз это страсти господни. А потом уже представляешь, как сделать, чтобы легче работать было. Но что касается самого смысла работы, то это каждый раз как первый, каждый раз мучения.

А с чем были самые большие мучения?

Со сказкой о Снежной королеве. Самые большие мучения в моей жизни. Я ее делала для молодежного театра на Фонтанке и чуть с ума не сошла, ночами не спала, думала, как этих Кая и Герду сделать.

С чего начинается работа над костюмами?

Тебя приглашают, высылают сценарий. Ты читаешь и думаешь: пойдешь или нет. Если соглашаешься — встречаешься с режиссером, с продюсером, вы беседуете о настроении, стиле, задаче, о главных вещах, которые авторы фильма хотят донести до зрителя. Потом дается время на сбор материала, на изготовление эскизов или в данном случае фотографии. На этом проекте я не рисовала карандашами и красками, а просто подбирала по теме документальные фото, которые, на мой взгляд, годились под того или иного героя. Затем происходят обсуждения с режиссером и продюсером — кому что больше нравится, в какую сторону двигаться. Постепенно все приходят к общему результату, после чего выдаются деньги, и художник со своей командой приступает непосредственно к пошиву и покупке костюмов. Поскольку «Высоцкий» — это не глубоко историческая картина, часть костюмов мы шили, а часть — брали напрокат, покупали у населения или в магазинах.

При работе над «Высоцким» какие были сложности с воссозданием именно этой эпохи?

Сложности возникают каждый раз — как ни крути, какую эпоху ни бери. В данном случае, слава Богу, не так много времени прошло, сохранилось много настоящих вещей. Так что на 90 процентов у нас в картине подлинные вещи того времени. Костюмы на главных героев мы покупали и шили целенаправленно, каждую сцену разбирали, какого цвета и какого типа вещи в ней должны быть. Кожаные куртки, например, мы шили — копировали вещи конца 70-х. Некоторые рубашки Высоцкого тоже копировали с фотографий. Некоторые вещи — обувь, джинсы классического кроя — покупали. 70-е сейчас в моде, и какие-то вещи удалось купить практически аутентичные. Скажем, рубашки (поло) или мокасины — это вещи классические. Если ты покупаешь в хорошем месте, они точно такие же, какими были 30 лет назад. Но в основном сегодняшние вещи в стиле 70-х все-таки отличаются от аутентичных. Чуть-чуть другой крой, материалы… А потом ведь там был как бы такой живой запах эпохи. Вот джинсы. Казалось бы, классическая линия, высокая посадка, клеш — то, что доктор прописал. Есть полная документация, что это аутентичная вещь, крой не менялся, фирма отвечает. Но мне кажется, что джинсы моей юности все равно были какие-то другие. Может, потому что тогда джинсы были знаковой вещью, круче джинсов вообще ничего не было. Роль джинсов в жизни советского человека сложно переоценить.

Я, чтобы купить свои первые джинсы, а они стоили 220 рублей, четыре месяца художником в кинотеатре работала. Надевала их потом в мокром виде, лежа — чтобы садились по фигуре как влитые. Это целый ритуал был. В общем, я считаю, что, когда делаешь, например, вещь 70-х, лучше настоящую вещь распороть и потом такую же сшить, чем изготавливать похожую.

Вещи Высоцкого не распарывали?

Нет, конечно. Мы работали с музеем, там много фотографий, много настоящих вещей, можно было найти очень точные. В основном мы его вещи не копировали, не занимались обмерами. Посмотрели на фотографии, и в принципе после этого уже понятно было, как кроить и шить.

Сколько времени у вас заняла подготовка костюмов?

На «Высоцкого» времени дали очень мало. Обычно дают минимум два-три месяца. Здесь у нас был месяц на все. Но график съемок оказался для нас благоприятным, так что справились без особого убийства. Съемки начинались только с главными героями, а там их всего пять человек. Костюмы главных героев на все сцены были уже утверждены, так что один ассистент сидел и одевал их, а я с другим ассистентом доделывала то, что мы не успели в подготовительный период. У нас была возможность подготовить костюмы для таких объектов, как аэропорт или концертный зал, где большая массовка.

Сколько народу было в массовке?

В зале было 400 человек. Мы всех одевали с ног до головы. Существовал аэропорт и обслуга аэропорта. Всем нужна была форма: таможенникам, летчикам, стюардессам, кассирам… Для съемок в Узбекистане мы покупали платья характерного узбекского рисунка, платки, тюбетейки, халаты, ичиги. Старики там как ходили в халатах, так и до сих пор ходят, а молодежь одевается уже по-другому. И мы как на настоящем историческом фильме массовку каждый раз одевали по-разному. Была интеллигентная массовка, очередь в ОВИР — это одни костюмы, люди по-городскому одеты. Была массовка, которая называлась «Вавилон» — в аэропорту представители всех видов населения. Там были цыгане, солдаты, был патруль, были разодетые дембеля, была команда спортсменов — спортивные костюмы того времени мы восстанавливали по фотографиям. Пионеры были — слава Богу, форма сохранились, и мы просто дошивали кое-что по образцу. Солдат одевали для сцены в самолете — слава Богу, нашли форму уже ношеную, ее не надо было фактурить.

Наверное, для некоторых сцен делается несколько комплектов костюмов?

Это называется дублями. Ну вот у нас есть сцена смерти. Там было 10 дублей рубашек. У главного героя был дублер всегда. То есть полностью все костюмы были продублированы.

Сейчас 70-е снова в моде…

Да, многие вещи, которые вы увидите на экране, близки современному зрителю. Особенно в женской моде есть созвучные вещи — те же джинсы, марлевки. Главная героиня у нас одета вообще очень актуально. Хотя, что касается героини, это немного специально сделанный поддавок, чтобы она не была цитатой из того времени, чтобы была немножко вне времени. Если ты делаешь картину серьезно, то эту нитку между современным зрителем и тем, что происходит на экране, непременно надо протянуть. Такая задача стоит всегда, что бы ни снимали — Средневековье, войну, чуму. И это чаще всего стараешься сделать через какие-то женские образы, через лирических героинь. В данном случае очень удачно, что виток моды пошел на сближение с 70-ми годами, что эту нить так легко удалось протянуть. Как-то все сразу легло, и Акиньшина мне очень понравилась. Я думаю, чем актер более профессионален, тем больше он думает об образе, о роли, тем меньше — о мишуре. Я видела, что Акиньшина страдает, что она проживает роль, что она вся вовлечена в процесс. Она вся там, затрачивается на сто процентов, при этом она непритязательна абсолютно. Ей все равно где одеваться, не нужен какой-то суперавтобус — у нее голова другим занята.

Как у вас складывались отношения с режиссером картины?

Очень хорошо. Вначале Петя меня немножко боялся, мне кажется. И я его боялась. Потом мы поняли друг друга, подружились и работали с удовольствием. Он объясняет очень эмоционально, энергично, коротко и очень понятно. Мне понравилось — хорошо, легко. Вообще было легко. Тяжело было только в самом начале, когда мучились, искали, чтобы попасть в образы, во время. А как прошло первое одевание, я поняла, что попали, и успокоилась. Первое одевание — это самый ужас. Все мрачные, все молчат, не глядят друг на друга, ожидая ужаса провала. В таком настроении начинается одевание. Потом этот одетый человек, артист, совершенно дико озирается, оправляется, робеет смотреть на себя в зеркало. В общем, первое одевание — совершенный кошмар. Потом, когда оно проходит, начинается одно сплошное удовольствие. А на «Высоцком» вообще все легко оделись. Знаете, я давно заметила: когда артист выбран удачно, когда он попадает на роль, его очень легко одевать, он практически сам одевается. К нему сразу прыгают брюки, а рубашки надеваются сами собой. То, что на этой картине проблем с одеванием не было, — это в первую очередь правильный выбор артистов на роли, я считаю. Если есть какой-то зазор между человеком и ролью, то вот тут все и начинается. Все штаны и рубашки проваливаются в этот зазор, и, как ни старайся, все бесполезно, потому что нету главного. Если артиста сложно одевать, то это первый признак, что артист на роль не годится. Такое правило.

Есть ли у вас постоянная команда? Или на каждую картину вы приглашаете новых людей?

У меня команда, с которой я работаю многие годы. Все люди профессиональные, очень ответственные, я всегда знаю, что не одна и что у меня есть поддержка, если что-то надо срочно перешить, срочно перекрасить, срочно помчаться на край света и добыть вещь. Такие нештатные ситуации бывают всегда, на любой картине. С моим костюмером Маргаритой Юрьевой мы встретились на совместной советско-японской ленте «Сны о России» где-то в 1990 году. У нас там, кстати, Марина Влади играла Екатерину II. Так что я с ней знакома, даже в гостях была. Она очень много рассказывала о Высоцком. Все время, которое мы провели в костюмерной — у нее, по-моему, было три костюма, корсетные платья, и она специально ездила из Франции на промежуточные примерки, — говорила только о нем. На следующей картине мы приезжали в Париж на закупку, позвонили, и вдруг она нас пригласила. Посвятила нам полдня, провела по городу, где у нее дом, показала нам кабинет Высоцкого — там все осталось так же, как было при нем. А потом меня пригласили работать на «Высоцком». Такие интересные пересечения.


Раритетные объективы

Оператор Игорь Гринякин рассказал, почему к современной камере приладили старые советские объективы

.

Раритетные объективы советских времен для съемок «Высоцкого» оператор Игорь Гринякин собирал чуть ли не по всему бывшему Союзу. Пригласил его в проект Александр Митта, но снимал Гринякин уже с другим режиссером, Петром Бусловым.

Как у вас строились отношения с новым режиссером?

Петя — мой друг, мы знакомы с самого детства, можно сказать, творческого. Сняли семь картин, я практически на всех его картинах работал. Поэтому как-то особо выстраивать отношения нам не было нужды.

Чем вас проект заинтересовал в первую очередь?

Во-первых, я, как и все, наверное, люблю Владимира Семеновича, творчество его. Во- вторых, когда тебе делает предложение такая крупная компания, как «Дирекция кино», ни один молодой оператор, думаю, не откажется. Плюс проект обещал быть масштабным, с большим количеством революционных решений, глупо было бы отказываться. Так что я согласился, конечно. Мы начали подготовку, ездили с художником отбирать объекты. Потом нас заморозили. Потом разморозили.

Говорят, камера, на которую снят фильм, — это чуть ли не музейный экспонат весом в тридцать килограммов.

Камера современная, но раритетные объективы. Дело в том, что мировой кинематограф снимает качественное кино на анаморфот — это определенная система линз, определенная система построения широкоэкранного изображения, которая позволяет получать широкий экран без компьютерной графики. У нас в СССР была школа анаморфота, Россия эту школу утратила, и в последние десять лет мы снимали, оцифровывали негатив и получали широкий экран. В отличие от наших коллег за рубежом. Зритель смотрит западные картины и не может понять, почему картинка, снятая там, выглядит гораздо лучше, ярче, сочнее и выразительнее. Вроде у нас и техника иностранная, а выглядит все гораздо хуже. Ответ прост: они все снимают на анаморфот. Так же, как снимали когда-то наше советское кино.

Так вот. Была предложена идея: если мы все помним Владимира Семеновича на экране, а мы все его помним, надо снимать картину на анаморфот. Мы решили попробовать оттестировать старые объективы, найти подходящие и попасть, во-первых, во время, во-вторых, поддержать эту нашу зрелищность и красочность в большой постановке. Мы нашли старые объективы, оттестировали, как свет ложится на лицо, как реагируют линзы и так далее…

И старую оптику приладили к современным камерам?

Да. Приладили к современным камерам старые объективы. Сперва мы посчитали, во что обойдется новый анаморфот. Но это невероятные деньги, к тому же мы теряли атмосферу советского кино. Тогда через друзей стали искать старые объективы. Нашли несколько — у кого-то дома один объектив лежал, у кого-то — другой. Еще, слава Богу, у нас существует компания «Элит», бывшая «ЛОМО», которая известна во всем мире и единственная в нашей стране производит анаморфотные объективы. Делаются они под заказ, продаются за рубеж и куплены на десять лет вперед. В «Элите» эти линзы вытачивают вручную — это очень высококвалифицированный и кропотливый труд, как производство хорошего вина. Поэтому объективов делают мало. Но о них знают во всем мире. Я, например, встречался с Янушем Камински — это оператор Спилберга. Так он знает в России только водку, матрешку и «Элит». Ну вот компания нам и дала на съемки два объектива.

Сколько вы всего нашли объективов?

Нашли десять, из них выбрали пять, и на них картина и снята. Знаете, старые советские объективы невероятно красивы. Это произведение искусства. Вообще парадокс в том, что в Союзе снимали на анаморфот, снимали 70 мм, мы были первыми, передовыми… У нас было все то, что сейчас нам продают за огромные деньги, а мы не можем купить. Так что, работая на «Высоцком», мы фактически использовали вклад отцов. Вообще говоря, я считаю, если снимать кино, то только на анаморфот. Разница — как если сравнивать настоящую женщину и ненастоящую.

Что было самым тяжелым во время съемок? Говорят, очень сложно снимать в пустыне, в Узбекистане: жара, песок может попасть в кассету и испортить всю пленку...

Самое тяжелое — это не съемки в пустыне, а съемки в павильоне. Вы если выйдете в интернет и наберете «Москва», то там будет порог температур. Самая высокая температура в истории Москвы — 25 июля 2010 года. Это ровно наши даты павильонных съемок. У нас было 400 киловатт света. В момент, когда включали рубильник, температура за минуту возрастала на 15 градусов. Было 60 — стало 75.

75 градусов?

Да. На улице было 41,5 градуса. В павильоне — 75. Можете представить, что такое 75 градусов, плюс на тебя светят приборы, а артисты еще и в гриме… Страшнее я себе ничего представить не могу. У нас были трехнедельные съемки в павильоне, без выходных, с участием десяти артистов в кадре — это не локальные истории, к которым мы привыкли, с которыми наши картины завоевывают международные призы, где у нас один артист в кадре. Это 10 человек, которые друг с другом взаимодействуют. Это только на какой-то волевой ноте наших людей можно выдержать. Ни один западный человек не смог бы существовать в таких условиях. Вы в баню заходили когда-нибудь? В парную? Ну вот это и была парная. Только вы в одежде, в гриме, а еще надо работать. После павильона Узбекистан был вообще не очень-то страшен. Мы специально приехали туда снимать в конце октября, без жары. Подготовка длилась три года, ездили мы туда много раз, знали все температурные режимы, все состояния природы. Вообще по подготовке мы одна из немногих картин, где все было отработано и рассчитано от и до. У нас было поминутно все расписано, мы снимали огромное количество кадров, у нас съемка была быстрая, шустрая. Я думаю, сейчас вряд ли кто так снимает. Я после этого отработал три картины и могу сказать: нигде такого нет.

Так вот, мы приехали в октябре. Это бархатный сезон, арбузы дешевые, жары нету никакой. Но объекты у нас были колоссальные. Все — труднодосягаемые. Думаю, ни одна из российских кинокомпаний не тратит столько усилий, чтобы доехать до объекта съемок. Но «Дирекция кино» на это пошла, и мы получили все объекты, которые хотели. Даже если надо было потратить сутки, чтобы до объекта по пустыне доехать, мы ехали и снимали его. И я вот что хочу еще сказать: посмотрев огромное количество разных объектов — и в Москве, и в Минске, и в Бресте, и в Казахстане, и в Узбекистане, — перебрав массу старых фотографий, мы увидели, какие мы строили аэропорты, мосты, дороги, какие были у нас красивые кафе — все выдержаны в едином стиле, ничто не выбивается. А автомобили? Какие «Волги» у нас были! Этот стиль, эта мощная школа — оно было во всем: в музыке, кино, в архитектуре, в налаживании всей жизни государственной. В этом была наша идея — показать всю эту мощь, всю красоту, эту эпоху расцвета советской государственности. Когда сегодня снимают советскую эпоху, то что мы видим на экране? Какие-то старые телевизоры, некрасивые обои и маленькие квартиры. А у нас была великая страна, мы все ее любили, мы в ней выросли. Наша идея была в том, чтобы показать, что она красивая, что на самом деле у нас были крутые автомобили, крутая архитектура, у нас была страна, у нас был народ, у нас все было хорошо. Изначально именно такой была позиция. Мне кажется, нам удалось отобразить это на экране. Мы не прятались от действительности, старались более развернуто показать каждый объект, каждую сцену, заставляли ее двигаться, она бежала. Сцена никогда не стояла на месте. Мы пытались снять каждый уголок объекта, мы любили эту эпоху, мы ею наслаждались. Длиннее панорамы, шире объективы, много света — все по максимуму. Сильнее, выше, быстрее. Это кайф.

Вы так прониклись советской эпохой?

Не то чтоб проникся — я влюблен в нее. И я, и Петя Буслов. Мы поняли, какая это была страна. СССР не было страшно ничего. Мы могли существовать в любые катаклизмы — пусть трясет весь мир, а нам было все равно. Мы были просто невероятными.

Люди старшего поколения узнают в фильме страну, в которой они жили?

Думаю, да. Мы были честными.

На съемках было два лагеря: старшее поколение — продюсеры, младшее — вы, режиссер, другие участники группы. В чем были основные разногласия между вами?

Никита Высоцкий снимал фильм про своего отца. Мы снимали про человека, которого мы все помним, и свое ощущение подчеркивали в этой картине. Изначально у Никиты свой взгляд на отца и на его путь, а у нас — свой. Наверное, в этом и есть ключевое различие. Но к финалу картины, мне кажется, оно как-то сгладилось, потому что сняли мы именно так, как хотели, по-моему, мы все. А так, конечно, разногласия были чуть не до драк.

Никита Высоцкий говорил, что одно из главных ощущений от отца — это ощущение скорости, стремительности. В вашей картине в чем эта стремительность выражается?

Мы снимали по 10 минут в день. Я думаю, что наша стремительность именно в этом. Для сравнения: на последней картине я минуту в день снимал.

Тяжело в таком темпе работать?

Очень.

Какие сцены было снимать сложнее всего?

Те, где задействовано больше трех-четырех артистов. Особенно если сцена снимается несколько дней. Все должно быть в одном энергетическом градусе, и сложность в том, что надо каждый раз, после каждой перестановки три дня подряд людей вводить в состояние стресса. Если не быть в напряжении, нельзя снимать, сцена получится никакая.

Кому вы посвятили свою работу? От кого хотели бы получить оценку? Чье мнение для вас значимо?

Посвятил работу я Владимиру Семеновичу, можно так сказать. Я работал в коллективе людей, которые невероятно влюблены в его творчество, мы все очень честно отдавались нашей работе. А главная награда для меня будет, если мы состоимся как прокатный фильм. Если зритель за нас проголосует, как у нас говорят, билетом, я буду счастлив.

Для своего поколения Высоцкий был героем. Может ли он стать таким же героем для сегодняшней молодежи, как вы считаете?

Думаю, да. Хотя, мне кажется, Высоцкий — это даже не герой. Это такое большое событие, которое пережила страна. И переживает до сих пор. Это наша история. А герой он, наверное, в том смысле, что не жалеет себя, полностью отдается тому, что он любит, что делает.

Читайте также
Новости «Золотой орел» может прилететь к «Шпиону» и «Темному рыцарю» Объявлены номинанты на премию Национальной академии кинематографических искусств и наук России. «Золотой орел» за лучший игровой фильм могут, помимо прочих, получить «Шпион» и «Высоцкий. Спасибо, что живой», а в категории «Лучший зарубежный фильм в российском прокате» соревнуются «Артист», «Шпион, выйди вон!» и «Темный рыцарь: Возрождение легенды».
Новости Премьеры России — 1 декабря В России стартует один из самых ожидаемых проектов нынешнего года — лента «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова, интерес к которой подогревался задолго до релиза и с максимальным напором. Даже имя исполнителя главной роли так до сих пор и осталось неизвестным. Среди анимационных картин в прокат выходят сиквел хита 2006 года «Делай ноги» и датская пародия «Ронал-варвар». За криминальную тематику отвечает «Однажды в Ирландии» с Бренданом Глисоном.
Статьи «Высоцкий»: Особенности национального «автогрипа» Дирекция кино“, которая занималась производством картины „Высоцкий. Спасибо, что живой“, поделилась с КиноПоиском фотографиями со съемок. А мы снабдили их комментариями. Первая порция — об особенностях передвижения, коварной пустыне и советской оптике...
Комментарии (64)

Новый комментарий...

  • 22

    Word69 27 октября 2011, 13:54 пожаловаться

    #

    Спасибо за интересное интервью… А вот фильм жду не дождусь! Хорошее у меня ощущение насчёт «Высоцкого» !!!

    ответить

  • 13

    Beatle 27 октября 2011, 14:42 пожаловаться USSR-forever!

    #

    Очень толковое интервью, вопросы к участникам съемок интересные. Хотелось бы только еще узнать какие песни звучат в фильме. Что касается СССР — абсолютно согласен с Игорем Гринякиным! Ностальгия не дает покоя! С нетерпением жду премьеры у нас, в Казахстане.

    ответить

  • 13

    wayine 27 октября 2011, 15:17 пожаловаться Золотые Слова

    #

    Вообще парадокс в том, что в Союзе снимали на анаморфот, снимали 70 мм, мы были первыми, передовыми… У нас было все то, что сейчас нам продают за огромные деньги, а мы не можем купить.

    ответить

  • 6

    wayine 27 октября 2011, 15:21 пожаловаться Слава ЕврАзС!

    #

    И я вот что хочу еще сказать: посмотрев огромное количество разных объектов — и в Москве, и в Минске, и в Бресте, и в Казахстане, и в Узбекистане, — перебрав массу старых фотографий, мы увидели, какие мы строили аэропорты, мосты, дороги, какие были у нас красивые кафе — все выдержаны в едином стиле, ничто не выбивается. А автомобили? Какие «Волги» у нас были! Этот стиль, эта мощная школа — оно было во всем: в музыке, кино, в архитектуре, в налаживании всей жизни государственной. В этом была наша идея — показать всю эту мощь, всю красоту, эту эпоху расцвета советской государственности. Когда сегодня снимают советскую эпоху, то что мы видим на экране? Какие-то старые телевизоры, некрасивые обои и маленькие квартиры. А у нас была великая страна, мы все ее любили, мы в ней выросли. Наша идея была в том, чтобы показать, что она красивая, что на самом деле у нас были крутые автомобили, крутая архитектура, у нас была страна, у нас был народ, у нас все было хорошо.

    ответить

  • 2

    020263 1 ноября 2011, 14:34 пожаловаться

    #

    Безусловно, такое восприятие периода расцвета СССР, когда все было маштабным, мощным по своей красоте и размаху не может не волновать. Но выражать восхищение этим я бы остереглась. Да, мы ничего не боялись в СССР, весь мир трясло, а нам было до лампочки… У нас были грандиозные мосты и строения, машины и самолеты… народ… Только очень больно представлять как жил этот самый народ. О, нет, я не об отсутствии свободы (во многих ее смыслах). Мне как женщине правоборство не так интересно. Меня больше интересует условия проживания населения. Жилье, предметы обихода, быта… Простите, но у нас до сих пор все делается не так, чтобы было комфортнее пользователю, а так чтобы было комформнее произодителю… Качество, конечно, окупает многое, но не все. Есть еще такое понятие как эстетика… Мясорубку помните? А что ее вспоминать? Этим шедевром до сих пор пользуются многие семьи. А почему выключатели находились на уровне головы? А почему отопление и газоснабжение проходит не ВНУТРИ стены, а открытым способом? Понятие безопасности, скажете вы. А почему нельзя понятие безопасности совместить с понятием эстетики? Как на Западе это удается? Почему машины («Волги») были шикарные, а могли иметь их единицы? Грусно улыбаюсь — вот такая вот страна СССР, всё не для людей. Восхищатся безусловно есть чем, но никакие достижения страны не затмят того, что к своему народу она относилась (да и относится) как к свиньям…

    ответить

  • восхищайся тем что есть сейчас. заедь в какую нибудь глухую деревню и узнай как там живется. посмотри какая щас «эпоха». и не забудь спросить, как при том государственном устройстве жилось. деревня — это одно, что она пропадает, вымирает, УНИЧТОЖАЕТСЯ. А город? Одни тунеядцы и алкоголики, бичи, дорог нет, все куда-то несутся, торопятся. Готовы поубивать друг друга за копейку и убивают. На этих дорогах опять же сбив кого нибудь или врезавшись куда нибудь. Или опять же по синьке за пузырь водки или ещё за что-то режут друг друга. Эстетика, запад, чего тогда ты сидишь здесь? Дуй на свой запад и восхищайся. А советского времени ты просто не знаешь. Или забыла. Или тебе уже вбили в голову эту чушь, что ты пишешь. Или ты слепа, глуха, не видишь что вокруг. Или просто живешь очень обеспеченно, не бываешь в россии нигде, где можно увидеть к чему привел этот капитализм. Мясорубка, выключатели, отопление — а ты сломай их попробуй те советские, а то что нам продают сегодня всё сыпется.

    ответить

  • 4

    Vadim Bobkovsky 30 ноября 2011, 11:39 пожаловаться

    #

    А чего ваш пост так активно минусуют. Хомячкам правда глаза колет?

    ответить

  • 5

    Семён Будин 27 октября 2011, 19:35 пожаловаться

    #

    Полезное интервью. Спасибо =)

    ответить

  • 5

    davul 27 октября 2011, 22:52 пожаловаться

    #

    ооочееень интересное интервью, спасибо КИНОПОИСК

    ответить

  • Mixa_k89 27 октября 2011, 23:23 пожаловаться wayine

    #

    Ты прям красавчик! В тему сказал по поводу страны! Тогда о народе беспокоились!!! Сколько всего построили! Это было прекрасное государство! А сейчас не делают ничего! Только нефть москали качают и не парятся!

    ответить

  • 4

    wayine 27 октября 2011, 23:33 пожаловаться

    #

    Называй их Нерезиновцы — от имени их города Нерезиновска=)

    ответить

  • 3

    LEX627 29 октября 2011, 15:25 пожаловаться

    #

    Блин да кто этот актёр ?! Сильно хочется узнать.

    ответить

  • 2

    wayine 30 октября 2011, 00:09 пожаловаться

    #

    Это Безруков… все давно уже знают…

    ответить

  • 1

    rixx 31 октября 2011, 09:21 пожаловаться

    #

    я бы сказал предполагают. Ведь не подтверждения ни опровержения нигде не было. Мне лично кажется, что это Вдовиченков

    ответить

  • 1

    wayine 31 октября 2011, 09:26 пожаловаться

    #

    полистайте в прошлых темах, там есть фото «Высоцкого» и Безрукова — его выдала родинка!!!

    ответить

  • 2

    rixx 31 октября 2011, 18:42 пожаловаться

    #

    родинка на лице? при том, что у актера полностью все лицо загримировано в несколько слоев

    ответить

  • wayine 31 октября 2011, 18:59 пожаловаться

    #

    на руке…

    ответить

  • вэлс 25 ноября 2011, 21:02 пожаловаться

    #

    Знакомая актриса знакомая с Безруковым сказала что это он! И поет тоже.

    ответить

  • OGGRANT60 30 октября 2011, 05:14 пожаловаться

    #

    Безруков, последние сомнения (если такие были) отпали после трейлера, где он не указан в списке актеров (хотя играет там ещё одну роль).

    ответить

  • rixx 31 октября 2011, 09:22 пожаловаться

    #

    а не задумывались, что это мог быть такой ход, чтобы подумали, что это безруков

    ответить

  • OGGRANT60 31 октября 2011, 09:50 пожаловаться

    #

    Они бы ни стали удалять из списка актеров его ради десятка тысяч пользователей КП. Вдовиченков высокий, а там много планов, где персонаж будет с Акиньшиной и другими в полный рост, да и гримеры говорят, о том как гримировали совершенно непохожего актера и т. д.

    ответить

  • Vilmorq 31 октября 2011, 14:37 пожаловаться

    #

    ну есть новости вроде http://www.radiovest…s/2011-08-23/fm/8969) ну Безруков не похож вовсе… и глазами, что сразу бы с потрохами его выдавало)

    ответить

  • rixx 31 октября 2011, 18:42 пожаловаться

    #

    а Вдовиченков разве похож?

    ответить

  • 1

    OGGRANT60 31 октября 2011, 18:47 пожаловаться

    #

    Ну определенно больше чем Безруков, да и явно с хриплым голосом у него получше, но высоковат он, а исполнитель главной роли уже появлялся на официальных мероприятиях и было заметно, что он явно не 185см, на любительской камере телефона не сделаешь актера настолько ниже.

    ответить

  • 2

    benzopila 9 ноября 2011, 01:31 пожаловаться

    #

    Вдовиченков вообще то не высокого роста примерно 170-173 см.

    ответить

  • OGGRANT60 9 ноября 2011, 02:04 пожаловаться

    #

    185см, на страничку зайдите, зачем гадать.

    ответить

  • benzopila 9 ноября 2011, 02:42 пожаловаться

    #

    да я и не гадаю, я сам был удивлен его ростом, когда его встретил в ночном клубе в качестве вип гостя несколько лет назад в нашем городе.

    ответить

  • 1

    OGGRANT60 9 ноября 2011, 03:24 пожаловаться

    #

    Ну если только пиарщики совсем крышей не двинулись и не начали менять данные на странице актеров, клеить Вдовиченкову родинки Безрукова и т. д., чтобы в итоге 3-5 тысяч пользователей КП и пары других ресурсов спорили, а те кто реально понесут основную массу денег в кино ещё только смотрят трейлеры по ТВ и им вообще по барабану)))

    ответить

  • LEX627 30 октября 2011, 19:03 пожаловаться

    #

    Спасибо

    ответить

  • Antasy 2 ноября 2011, 11:32 пожаловаться

    #

    Безруков совершенно не похож, и трудно сделать из него Высоцкого, я думаю… Вдовиченков хорошая кандидатура, но слишком просто) Я почти уверена, что это Андрей Смоляков. Приглядитесь, получается очень даже хороший Высоцкий.
    А вообще вся эта интрига — глупость какая-то) Какая разница кто? Главное ведь, чтобы фильм вышел достойный.

    ответить

  • 1

    Ejick_krut 6 ноября 2011, 05:00 пожаловаться

    #

    Ну на счет, достойный фильм или нет, это мы узнаем после премьеры…

    ответить

  • да какие там безруковы и смоляковы. это игорь черневич играет высоцкого.

    ответить

  • 1

    sofoklius 2 ноября 2011, 23:24 пожаловаться

    #

    на самом деле с интригой по поводу главного исполнителя роли съемочная группа загнула. не вижу смысла скрывать все это. а если на счет картины и интервью, то да, оно, безусловно толковое и интересное, но главное чтобы мы увидели это на экране. скажу честно, трейлер меня не впечатлил.

    ответить

  • 2

    Мария Калинкина 15 ноября 2011, 14:28 пожаловаться Кто играет Высоцкого

    #

    Ставлю на Алексея Кравченко

    ответить

  • 1

    Inside 90 17 ноября 2011, 20:46 пожаловаться

    #

    Высоцкого играет Безруков! Инфа 100%

    ответить

  • Malsara 20 ноября 2011, 16:42 пожаловаться

    #

    Большое спасибо за интервью!
    Жду не дождусь фильма, поскольку очень нравятся произведения Высоцкого. Уверена, что фильм будет потрясающим. А уж эта интрига, по поводу актера… я даже предположить не могу, кто сыграл Высоцкого)

    ответить

  • 8

    LiaX 21 ноября 2011, 03:06 пожаловаться )))

    #

    Ну, надеюсь не Джигурда будет, хотя посмотрим)

    ответить

  • Malsara 21 ноября 2011, 16:35 пожаловаться

    #

    XDDD Да уж))) Но сомневаюсь, комплекция не та)

    ответить

  • 1

    copsland 21 ноября 2011, 17:45 пожаловаться

    #

    Это Вдовиченков, сначала думал тоже Смоляков, но и он есть в трейлере, сегодня купил журнал с постером премьеры, присмотрелся, эго черты лица)

    ответить

  • 2

    copsland 21 ноября 2011, 17:45 пожаловаться

    #

    Даже по глазам видно

    ответить

  • 1

    garrysmoll.net 21 ноября 2011, 18:43 пожаловаться

    #

    Алексей Кравченко

    ответить

  • Malsara 22 ноября 2011, 20:02 пожаловаться

    #

    Тут в сегодняшнем выпуске новостей было небольшое интервью с создателями: они сказали, что имя актера даже в титрах не указано. Так что, похоже, его имя останется в тайне.

    ответить

  • konsim 24 ноября 2011, 14:49 пожаловаться

    #

    Еще месяца 3 назад в TotalDvd со съемок писали, что Высоцкого играет Безруков

    ответить

  • Malsara 24 ноября 2011, 15:58 пожаловаться

    #

    Вполне возможно

    ответить

  • 1

    copsland 26 ноября 2011, 00:37 пожаловаться

    #

    А это плохо. Правда, кто хотел, тот узнал.

    ответить

  • Antasy 22 ноября 2011, 20:03 пожаловаться

    #

    погодите, но ведь совсем не обязательно, что тот, кто уже есть в трейлере не может сыграть роль высоцкого… я пригляделась получше… и всё таки остановлюсь на безрукове. и пусть он уже заявлен как исполнитель другой роли. Если подумать, то кто у нас настолько талантлив, харизматичен, глубок и обладает чем-то таким, что даёт ему право сыграть роль Владимир Семёновича?

    ответить

  • 3

    copsland 22 ноября 2011, 21:53 пожаловаться

    #

    вы не правы

    ответить

  • 2

    Antasy 23 ноября 2011, 11:11 пожаловаться

    #

    увидим)

    ответить

  • 3

    copsland 23 ноября 2011, 13:59 пожаловаться

    #

    договорились)ждемс

    ответить

  • IG07 23 ноября 2011, 18:32 пожаловаться

    #

    Посмотрел внимательно всё видео по фильму. Роль Высоцкого играет Безруков. Даже нет сомнений.

    ответить

  • 3

    copsland 26 ноября 2011, 00:30 пожаловаться

    #

    http://imglink.ru/pi…4ddb79a0a4c0bf79.jpg

    http://imglink.ru/pi…964d1ff0f2f34c0e.jpg

    Несомненно.

    ответить

  • ZheludOK 13 декабря 2011, 12:18 пожаловаться

    #

    Сарказм?
    А ты что, слишком зазнавшийся, что не признаешь такое слово как «монтаж»? Сейчас такие чудеса творят, что могут тебе 20 Безруковых в кадр запихнуть, и каждый будет делать что угодно. Возьми хороший пример: фильм «Области тьмы», и вспомни, где главный герой решил сделать уборку в доме — и кадр движется, и «сам себе» помогает диван двигать и прочее.
    Ну и приглядись теперь на свои скриншоты: на них даже отчетливо видно, что а) Рост один и тот же, б) телосложение идеинтично, в) никто… НИКТО не может, как Безруков, рассказывать/читать/произносить произведения с такими чувствами, будто у него последняя минута жизни всегда.
    Я не хвалю Безрукова. Уважаю просто как актёра. Ничего плохого не вижу в том, что даже вдруг и он сыграл Владимира Семёновича.

    ответить

  • copsland 13 декабря 2011, 13:15 пожаловаться

    #

    Да, Шелдон, это был сарказм.
    Конечно признаю, но не в этом случае, не слишком ли это для русских.

    ответить

  • copsland 13 декабря 2011, 13:17 пожаловаться

    #

    Это скорее ты слишком увлекся.

    ответить

  • Vera Zephir 24 ноября 2011, 16:47 пожаловаться

    #

    такая чудесная статья, интервью, уже давно хочется иметь отношение к кинематографу, после прочтения — вдвойне, с нетерпением жду премьеры. Трейлер фильма очень впечатлил — съемки, монтаж; теперь знаю, что это снималась на советскую оптику, мне как фотографу этот факт безумно интересен. Сам подход к фильму — такой сложный грим для исполнителя главной роли, и сама идея полного перевоплощения в Высоцкого, это совершенно другой уровень, осталось увидеть это на экране.

    ответить

  • Hogus 25 ноября 2011, 22:24 пожаловаться

    #

    Режисер Бумера, мог подтянуть Вдовиченкова, а так Безруков тоже вариант.

    ответить

  • 1

    copsland 26 ноября 2011, 02:53 пожаловаться

    #

    http://imglink.ru/pi…2db5f6312079c1e0.jpg

    http://imglink.ru/pi…7edb2bb2d0871a87.jpg

    ответить

  • 6

    Проходимец 26 ноября 2011, 18:26 пожаловаться :-

    #

    Андрей Смоляков
    Оксана Акиньшина
    Иван Ургант
    Максим Леонидов
    Андрей Панин
    Владимир Ильин
    Дмитрий Астрахан
    Сергей Безруков
    Анна Ардова
    Владимир Меньшов

    Я устал от этих ребят… Они мне надоели.

    ответить

  • Бетанкорт 3 декабря 2011, 07:18 пожаловаться

    #

    Да, мне было интересно про грим узнать, наверное, многим тоже.

    ответить

  • dina-2010 6 декабря 2011, 14:21 пожаловаться Я в восторге от фильма!!!

    #

    Фильм выворачивает чувства изнутри. Я раза 3 плакала, меня он поразил всем, игрой актера, его эмоциями и его показанной любовью к своим близким и друзьям…

    ответить

  • copsland 6 декабря 2011, 19:04 пожаловаться

    #

    О, отлично, этого я и ждал, даж трейлеры зацепили.

    ответить

  • dina-2010 7 декабря 2011, 10:06 пожаловаться

    #

    вообще-то я написала про САМ ФИЛЬМ!!!Трейлер конечно тоже цепляет-но посмотрев фильм все становится человеку понятно, что от куда взялось!!!

    ответить

  • copsland 7 декабря 2011, 22:06 пожаловаться

    #

    Да я в курсе, просто я еще не смотрел фильма.

    ответить

  • microCD 22 декабря 2011, 01:09 пожаловаться

    #

    Алексей Кравченко Идеальная кандидатура, очень уж похож на Высоцкого

    ответить

 
Добавить комментарий...