Две стороны Стивена Содерберга

Обсудить0

13 октября в российском прокате стартует фильм Стивена Содерберга „Заражение“. КиноПоиск решил рассмотреть кое-какие предыдущие работы этого очень деятельного постановщика, творящего в самых разных жанрах и стилистиках.

Каноническая фраза всеохватного Орсона Уэллса «Не правда ли странно, что вас так мало, а меня так много» очень ярко говорила о масштабе ее автора. Цитата вполне применима и к другому известному американцу — режиссеру Стивену Содербергу, чьи фильмы выходят часто, а жанрово столь разнообразны, что иногда трудно поверить в создание их одним и тем же человеком. В начале своей карьеры постановщик отделывался одной картиной в два года, но в конце 1990-х поток его работ стал столь стремительным, что уследить за ним было все сложнее.

Причем Содерберг, возможно, единственный режиссер, одинаково встроенный и в независимую киносреду, и в крупную голливудскую систему. Он чередует странные экспериментальные постановки с потенциальными блокбастерами, снимает на черно-белую пленку и на цифру, в разных цветовых гаммах (даже в рамках одного фильма), создает яркие жанровые истории и драматические высказывания — в общем, многогранен так, как мало кто еще другой сегодня. И в этом он схож с голливудскими классиками прошлого вроде Джона Хьюстона и Роберта Уайза, которые были универсалами и брали на себя любой сюжет, в каком-то фильме ярко обозначив свою художественную индивидуальность, в другом же отступив в тень обезличенности.

В карьере Содерберга полно успехов, но присутствуют и провалы, правда, в основном коммерческие. Главным образом его фильмография очень разнообразна и включает в себя одновременно масштабнейшую пятичасовую эпопею («Че»), стилизованные драмы («Хороший немец») и такие суперхиты, как трилогия о Дэнни Оушене и его друзьях.

К выходу новой картины постановщика «Заражение» КиноПоиск предлагает рассмотреть две стороны уже фактически выдающегося режиссера — более авторскую и неоднозначную, а также масштабную и нередко коммерческую (это не говоря о его некоторых документальных опусах, посвященных актеру Сполдингу Грею, но из-за их формата мы к ним обращаться не будем).

СЕМЬ НЕ СТОЛЬ ОЧЕВИДНЫХ ФИЛЬМОВ СТИВЕНА СОДЕРБЕРГА

«КАФКА» (1991)

После триумфального дебюта «Секс, ложь и видео» Содерберг снял свою наиболее техничную картину. «Кафка» — блестящая стилизация одновременно под шедевры немецкого экспрессионизма и в то же время под европейское кино 1960–1970-х годов. В ней переплетаются реальные факты биографии самого Франца Кафки (довольно утрированные) и элементы его текстов, среди которых с ходу угадываются «Процесс», «Замок» и «В исправительной колонии». В подворотне рядовому работнику пражской конторы обезображенный человек насильно сует в рот тряпку, тем самым останавливая дыхание клерка. Последнего не видят в конторе два дня, что не ускользает от внимания коллеги покойного — Франца Кафки (луноликий Джереми Айронс). Увлекшись произошедшим, этот страховой агент и писатель-любитель (впрочем, настолько известный, что с его произведениями знаком, похоже, чуть ли не каждый встречный) узнает о существовании подпольной организации, террористическими методами ведущей борьбу против всемогущего оплота местной власти — Замка, где Кафкой уже вовсю интересуются.

«ЦАРЬ ГОРЫ» (1993)

За пугающим и европейским «Кафкой» Содерберг снял чисто американскую историю взросления. Сент-Луис 1930-х годов. Юный Аарон Курландер живет с родителями и братом в дешевой гостинице, ожидая пока нерадивый папаша найдет вменяемую работу, что, учитывая его патологическое невезение, уже начинает казаться несбыточной мечтой. Позже от семьи начнут откалываться все составляющие (разъезжая работа для отца найдена, мать в санатории, брат — на попечении дяди), и мальца ждет одинокое жилье в номере, постепенно остающемся чуть ли не последним оплотом жизни в этом некрополе рухнувших надежд. Автор книги и прототип героя Э. И. Хотчнер в основном известен журналисткой деятельностью и близкой дружбой с Хемингуэем, персоне которого он посвятил популярную биографическую книгу. Ностальгический и очень аккуратно снятый «Царь горы» и ныне выглядит убедительной, хоть и несколько приторной семейной лентой, выигрывающей в сравнении со многими современными образцами жанра.

«ТАМ ВНУТРИ» (1995)

Первый ремейк в творчестве Содерберга и его стартовый неонуар, коих впоследствии будет еще два. Оригиналом была лента «Крест-накрест» Роберта Сьодмака, снятая по роману Дона Трейси. Сюжет в ней настолько стандартный для криминального кино, что в принципе является даже второстепенным в этом рассказе о пагубных страстях. Содерберг ловко перетасовывает временные пласты: прошлое забегает вперед настоящего, будущее оказывается позади прошлого. Но большая часть истории прослеживается без всякого затруднения. Майкл Чемберс (отлично справившийся с ролью Питер Галлахер) возвращается в родной город, чтобы поприсутствовать на свадьбе матери. Уехать его вынудила страсть к азартным играм и долговые обязательства, но одним из приятных мотивов камбэка стала бывшая пассия Рейчел, втягивающая Майкла в опасную игру с ограблением инкассаторской машины.

«ШИЗОПОЛИС» (1996)

Абсурдистская комедия «Шизополис» построена на постоянных импровизациях, откровенных алогизмах и странных персонажах. Содерберг играет две роли — спичрайтера Флетчера Мэнсона, работающего в фирме, где царит корпоративная паранойя, и стоматолога Джеффри Корчека. Обоих связывает страсть к одной женщине (играет ее бывшая жена Содерберга Бетси Брэнтли), помимо прочего, являющейся супругой первого из них, что лишь подчеркивает двойственность содержания фильма, заложенную еще в названии. Маленькую роль здесь играет британский классик Ричард Лестер, в 1960-е прославившийся авангардными комедиями «Вечер тяжелого дня», «Сноровка» и «Жилая комната».

«АНГЛИЧАНИН» (1999)

Еще один ревизионистский неонуар от Содерберга, снова переставляющего повествовательные куски в различные стороны. Матерый британский уголовник Уилсон (Теренс Стэмп) после девяти лет тюрьмы летит в США, чтобы отомстить убийцам дочери. След ведет к воротиле Терри Валентайну (Питер Фонда). В 1960-е тот был продюсером передовых калифорнийских гаражных групп, после же ничего выдающегося не сделал, но привык к сладкой жизни. На этом его ловят местные наркоторговцы, использующие Валентайна в своем бизнесе. Содерберг рассказывает историю попеременно от двух действующих лиц, ярко демонстрируя, что, в общем-то говоря, как такового злодея в фильме просто нет, к тому же забавно интерпретируя статус Питера Фонды как контркультурной иконы 1960-х. Для сцен флешбэков с участием Теренса Стэмпа используются эпизоды ленты Кена Лоуча «Бедная корова».

«ВО ВСЕЙ КРАСЕ» (2002)

«Во всей красе» — это одновременно фильм-эксперимент (с беспрестанными заимствованиями из французской «новой волны»), синема-верите и в той же мере издевательство над зрителем. Большую часть фильма на экране происходят совершенно будничные вещи, чьим общим итогом будет праздничная вечеринка продюсера Гаса (Дэвид Духовны), куда приглашено большинство героев. Забавно, как фильм зарифмован с упомянутым «Англичанином», когда в одной сцен неожиданно возникает Теренс Стэмп, повторяющий свои реплики из этой картины Содерберга.

«ПУЗЫРЬ» (2005)

Независимая драма «Пузырь» похожа на образчики так называемого мамблкора — инертного американского любительского кино последних лет. Снятый на цифровую камеру и с непрофессиональными актерами, частично сымпровизированный фильм рассказывает о провинциальном городке, где функционирует фабрика по изготовлению резиновых пупсов. Два работника, щуплый паренек Кайл и полная рыжуха Марта, крепко дружат (да больше и не с кем). Вскоре в их компанию вливается новый человек — девушка Роза, с которой у Кайла намечается свидание. Марта соглашается понянчиться с дочкой Розы Джесси. По возвращении матери в квартиру врывается отец девочки, требующий у бывшей подруги украденные деньги. На утро в жилище находят труп. Содерберг заявлял, что при съемках вполне мог бы обойтись десятью тысячами долларов, но ведь «необходимо платить людям, а такие траты возможны, когда все работают за идею», так что бюджет неожиданно для всех разросся до суммы в полтора миллиона. Саундтрек к ленте записал любимчик режиссера и гуру американского инди-рока Роберт Поллард.

СЕМЬ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ СТИВЕНА СОДЕРБЕРГА*

«СЕКС, ЛОЖЬ И ВИДЕО» (1989)

Несмотря на свой независимый характер, картина «Секс, ложь и видео» стала крупным хитом в национальном прокате, обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского смотра и вдобавок утрамбовала эстетику американского авторского кино того времени.

«ВНЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ» (1998)

Смелый неонуар, снятый по роману Элмора Леонарда, был первой крупной работой Содерберга и понаделал немало шуму в год выхода. В прокате он несколько не добрал до формальной окупаемости, зато заработал две номинации на «Оскар». Да и в целом подобные непростые ленты (Содерберг опять в фильме играет с нарративной частью, хоть и сама по себе фабула достаточно традиционна для жанра) на американские экраны и тогда выходили редко.

«ЭРИН БРОКОВИЧ» (2000)

Рубеж веков для режиссера оказался чрезвычайно плодотворным. «Эрин Брокович» — первая его лента, перешедшая кассовую планку в сто миллионов долларов. Кроме того, она обеспечила Содербергу оскаровскую номинацию, а заветная статуэтка киноакадемии наконец-то досталась Джулии Робертс.

«ТРАФФИК» (2000)

Эта многофигурная антинаркотическая драма снята по мотивам одноименного британского сериала. Так получилось, что в один год она конкурировала на «Оскаре» с содерберговской же «Эрин Брокович», победив по количеству завоеванных статуэток, в том числе за режиссерскую работу.

«ОДИННАДЦАТЬ ДРУЗЕЙ ОУШЕНА» (2001) + СИКВЕЛЫ

Ремейк классики Льюиса Майлстоуна вопреки предубеждениям получился достойной версией истории изобретательных грабителей. Правда, бывшие вояки здесь перевоплотились в просто талантливых воров, да и поп-артовый налет из ремейка выветрился окончательно. В наличии внушительный звездный состав (Клуни, Дэймон, Питт, Берни Мак, Кейси Аффлек, Энди Гарсия, Эллиот Гулд, Робертс, Чидл и другие), кассовые сборы в 450 миллионов долларов и два успешных сиквела, также вытянувших из зрителей не одну сотню миллионов.

«СОЛЯРИС» (2002)

Экранизация канонического романа Станислава Лема, уже очень ярко интерпретированного Андреем Тарковским в 1972 году. Продюсером американской версии выступил Джеймс Кэмерон, правда, фильм получил средние отклики и провалился в прокате, да и сравнения с Тарковским оказались не в пользу голливудской картины.

«ИНФОРМАТОР!» (2009)

Трагикомедия по роману Курта Айхенвальда, умащенная ретростилистикой. Усатый герой Мэтта Дэймона решил устроить вымогательство у своей же компании, однако там подключили к делу ФБР, так что протагонисту приходится вести двойную игру, запутывая начальство, следователей, себя и зрителя.

Новая картина Стивена Содерберга «Заражение» выходит в российский прокат 13 октября.

* По результатам кассовых сборов, но без соотнесения с затратами; порядок хронологический.

Смотрите также

Netflix выпустит политический триллер Стивена Содерберга

10 октября 2018

Netflix покажет баскетбольную драму Стивена Содерберга

12 сентября 2018

Ответный монтаж: Как и зачем фанаты переделывают популярные фильмы

14 августа 2018

Новые голые: Зачем нужна киноэротика в эпоху порно и MeToo

19 июля 2018

Главное сегодня

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

Сегодня

Энди Серкис спел «Bohemian Rhapsody» в образе премьер-министра Терезы Мэй

Сегодня

Фильм об авторе «Властелина колец» выйдет 10 мая

Сегодня

«Черное зеркало: Брандашмыг»: Какие хлопья зрители выбирали чаще всего?

Сегодня

Марго Робби и Сирша Ронан — о себе и королевах

Вчера

Кевин Харт снимется в экранизации «Монополии»

Сегодня

«Власть» и новый фильм Чжан Имоу вошли в программу «Берлинале-2019»

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт