Статьи

«Расплата»: Интервью с Хелен Миррен

Для съемок в «Расплате» пришлось не только проникнуться образом мыслей главной героини, но еще и поехать в Израиль. Было важно побывать там, чтобы понять ее мотивацию, историю и роль в жизни самого Израиля
«Расплата»: Интервью с Хелен Миррен

На следующий день после торжественного вручения Хелен Миррен премии имени К. С. Станиславского на церемонии завершения Московского международного кинофестиваля, КиноПоиск в составе группы из нескольких журналистов встретился с актрисой, чтобы поговорить о фильме закрытия «Расплата», который 14 июля выходит в российский прокат.

В «Расплате» Миррен играет уже немолодую бывшую агентессу МОССАДа Рахель (Рейчел), которая вдруг сталкивается с призраком из прошлого — нацистским садистом-врачом, который едва не покалечил ее жизнь 30 лет назад, из-за чего ей и еще двум агентам пришлось скрыть от всех один досадный рабочий эпизод. И вот теперь он снова готов испортить все, что ей дорого.

— Насколько сложно или легко оказалось работать с Джессикой Честейн, исполняющей роль вашей героини, но на 30 лет моложе?

— Ну, тут больше сложностей было не у нас, а у режиссера, потому что, как бы очевидно это ни было, чрезвычайно трудно заставить двух совершенно разных людей играть одного и того же человека в разные моменты его жизни. Ему постоянно нужно оглядываться на аудиторию, которая на киносеансе будет видеть все отличия, но при этом нужно как-то суметь развеять все зрительские сомнения в том, что на экране два разных человека. Аудитория должна сразу поверить и принять эту условность. Так что прежде всего одна из главных сложностей — найти подходящих актеров. С Джоном Мэдденом мы уже работали, поэтому первой он пригласил меня, а затем пытался найти актрису, подходящую на роль моей героини в юности, и, я знаю, ее было найти безмерно трудно. Ни одна актриса не производила на него впечатления юной меня. Порой приходится искать актеров с редкими качествами… Но в какой-то момент он нашел Джессику и был невероятно рад такой удаче. И потом уже я увидела, чему он так радовался. И дело тут даже не в том, что она похожа на меня в молодости, вовсе нет. У нее довольно резкие черты лица, при этом она не смазлива. Она красива из-за своих ярких черт. Я прекрасно понимаю, что я не красавица. Но у меня тоже сильное, характерное лицо. Но большую роль в ее работе сыграло то, как она изображала персонажа изнутри, и ее подход к прочувствованию своей героини, то, как она работала. В этом мы оказались очень похожи, потому что в ее возрасте я была такой же. Она крайне серьезна, работает с чрезвычайной самоотдачей, она играет не для того, чтобы стать знаменитой, напротив, она работает как художник, и ее актерская работа действительно выглядит как актерское искусство.

Мне кажется, Джон сразу понял, что Джессика похожа на меня внутренне. А потом мы провели с ней какое-то время за обсуждением того, как нам обеим стоит изображать одну и ту же героиню. И я знаю, что Джессика провела огромную работу, изучая то, как работала я в других фильмах, чтобы найти какие-то детали, которые можно было бы воспроизвести.

— И, на ваш взгляд, ей удалось достоверно изобразить вас?

— Ну, как я уже упомянула, она оказалась намного красивее меня. Признаюсь, в мечтах я бы с радостью побыла такой красавицей, как она сейчас.

— Что было самым сложным в работе над «Расплатой»?

— Наверное, изобразить израильскую часть моего персонажа так, чтобы было понятно, что вся эта история могла бы значить для израильтянина. Несмотря на то, что наш фильм — триллер, он не просто развлекательная приключенческая история. Израильтяне воспринимают ее по-особенному, и она для них значит больше, чем для всех остальных. И мне в этом плане весьма помог фильм-оригинал, ремейком которого является наша картина. И женщина, которая играла мою роль в том израильском фильме, была одной из лучших израильских актрис, что-то вроде израильской Мэрил Стрип или Хелен Миррен, которая также играет и в театре, и в кино. И, разумеется, ее исполнение было на недостижимой высоте. Так что я смотрела фильм в целом больше для того, чтобы посмотреть на нее. И главное, что я вынесла для себя, — чрезвычайная тяжесть значимости этой роли. Она играла очень, очень серьезно, очень глубоко. И я это поняла и попробовала перенять для своего исполнения.

— Большинство ваших ролей, которые приходят на ум, — роли сильных персонажей. А кого играть труднее — сильных или слабых героев?

— Ну, вы знаете, самый лучший вариант — это найти дихотомию персонажа, например, слабость сильного героя или хотя бы его уязвимые места и, наоборот, силу в том, кто должен казаться слабым. Так что в исполнении всегда приходится искать противоположности тому, что из себя представляет роль. Мне не нравится играть сильных героев, потому что чаще всего они слишком поверхностные и одномерные, так что в каком-то смысле лучше играть слабых, потому что они чаще всего либо запутаны, либо сложны, и приходится искать причины их слабости и уязвимости. Персонаж с сильным характером просто сильный по умолчанию. Это в каком-то смысле даже скучно. Так что если вдруг мне и приходится играть сильных героев, то я всякий раз пытаюсь найти их слабости.

— В этом плане какая ваша роль любимая?

— Трудно сказать. У меня нет любимых ролей. Мне всегда кажется, что моя любимая роль следующая, потому что я о ней пока ничего не знаю. А потом твоей любимой ролью становится та, над которой приходится работать в данный момент. А потом она проходит, и ты про нее забываешь. И все прошлые роли в прошлом.

— В комедии «Артур. Идеальный миллионер» у вас была комедийная роль. Каково работать в этом жанре?

— Это адская работа. Эти комедианты трудятся как проклятые. Я в жизни никогда так не выматывалась, как на этих съемках. У нас были какие-то бесконечные рабочие дни, и одну сцену мы делали по нескольку раз: первый раз прогоняли диалоги, затем в той же сцене пытались импровизировать и делали это какое-то бесконечное количество раз. Очень трудно было работать. Но, с другой стороны, было очень весело. Комедия — очень трудный жанр, но опыт в результате оказался потрясающим. Я никогда прежде не снималась в комедиях такого типа, похожие фильмы у меня были вроде «Девочек из календаря». Сами фильмы были довольно смешные, но никогда они не были тем, что называется «большим комедийным кино». Процесс оказался весьма интересным.

— Недавно Кэмерон Диаз призналась, что считает карьеру Хелен Миррен идеальной для голливудской актрисы. Что по этому поводу думает сама Хелен Миррен?

— На протяжении всей карьеры мне невероятно везло, потому что ни разу не приходилось испытывать боль, страдания, борьбу за выживание или разочарования. Так, со стороны я могу посмотреть на карьеру Кэмерон и сказать, что у нее тоже фантастическая карьера. И еще я бы душу продала за такие ноги, как у нее. Моя карьера и ноги Кэмерон — вот был бы идеальный пример голливудской актерской карьеры. Но вы же понимаете, совершенства в мире нет, так что приходится бороться с несовершенством. Но мне всегда, определенно, везло. Но, пожалуй, не стоит говорить о «совершенной карьере», потому что ничто не совершенно. Ты никогда не защищен от сомнений, чувства уязвимости, комплексов. Для меня пример для подражания — Анна Маньяни. И если бы я мечтала об идеальной карьере, то, без сомнения, выбрала бы ее. Ну, или хотя бы ее талант. Когда я ищу вдохновения, я всегда смотрю на Анну Маньяни.

— Но ведь в личной жизни она была крайне несчастна...

— Вероятно, да. Наверно, она была и несчастна. Но она была потрясающей актрисой. И, думаю, счастье она тоже повидала. Не бывает же чего-то одного.

— Ваша героиня — агент МОССАДа. Вам пришлось изучать крав-магу?

— О, я бы с удовольствием, но нет. Джессика изучала, потому что ей нужно было сниматься в боевых сценах. У меня, конечно, тоже есть боевая сцена, но моя героиня уже немолода, она уже 30 лет не тренировалась… У нас был потрясающий режиссер по боям. Мы хотели, чтобы все выглядело достоверно, даже драка очень старого человека и немолодой женщины. Дрались мы сами, но сцена была блестяще выстроена нашим режиссером по боям. В общем, не изучала я крав-магу, к сожалению. Вот русский мне пришлось учить. Это оказалось намного сложнее, чем драться. Этого я больше всего боялась, на самом деле все время боялась, что что-нибудь не так скажу по-русски, и вообще была в ужасе от языка! У нас было несколько сцен только на русском! Я говорю: не могу я так, так нельзя, я же не говорю на русском! К сожалению, конечно… Мой отец был русским, но воспитывали меня на английском, потому что он полагал, что мне никогда не придется возвращаться в Россию. Так что пришлось заучивать свои реплики как попугай. Но я очень боялась говорить. На русском-то я правильно говорила?

— Да!

— Спасибо! На церемонии закрытия ММКФ я ужасно нервничала: Боже мой, люди будут наблюдать, как я говорю на русском! Но, к счастью, фильм будет дублирован, и в таком случае мой русский будет идеальным.

— Насколько вы эмоционально сближаетесь с вашими героями?

— Все зависит от персонажа. Например, когда мне нужно было играть королеву, я старалась чисто технически постичь ее образ жизни, образ мыслей, мировосприятие, так что приходилось серьезно вживаться в ее образ — по крайней мере в течение съемочного дня. Некоторые роли просто на тебя снисходят, и приходится долго изучать их, проникаться, постигать их психологию, глубоко погружаться в образ. И потом этого персонажа не так-то просто из себя изгнать — в начале съемок ты принимаешь его, и не всегда удается от него избавиться к концу. Но большинство ролей все-таки больше похожи на развлечение, и про них не приходится, к счастью, много думать. Для съемок в «Расплате» пришлось не только проникнуться образом мыслей главной героини, но еще и в Израиль поехать. Я там уже когда-то прежде была — работала в кибуце. Но в этот раз было важно побывать в Израиле, чтобы понять всю серьезность мотивации моей героини, ее истории, ее роли в истории самого Израиля, а еще чтобы понимать проблемы израильтян с их же позиции. Однако хочу заметить, что как бы серьезно я ни относилась к роли, она не повлияла на мои политические убеждения. Но в целом не могу не отметить, что возможность побыть израильтянином может многому научить. Моя героиня Рахель живет с постоянным чувством вины — и перед собой, и перед страной, и перед любимыми. И без понимания сути этого ощущения сыграть эту роль только по представлениям о ней невозможно. Так что пришлось глубоко погружаться в психологию героини и довольно долго с этим существовать. Еще пришлось изображать легкий израильский акцент, и с ним нужно было жить на протяжении всех съемок, потому что, если ты настроился на определенный тип речи, его лучше не менять.

— И вот вы так ходили в магазин и разговаривали там с израильским акцентом?

— Ну, когда снимаешься, тут не до магазинов, но да, приходилось с ним буквально жить. Буквально с утра и до вечера — от грима до грима. Ну, вы можете себе представить, каково это...

Читайте также
Новости Иэн МакКеллен сыграет главную роль в триллере «Хороший лжец» Режиссер «Мистера Холмса» поставит экранизацию одноименного остросюжетного романа Николаса Сирла.
Статьи А теперь нечто совершенно иное: Джордж Харрисон как кинопродюсер Как «молчаливый битл» Джордж Харрисон, которому 25 февраля могло бы исполниться 75 лет, спас английское кино и помог появлению на свет «Жития Брайана» и «Долгой Страстной пятницы».
Новости Хелен Миррен перевоплотится в Екатерину Великую Актрисе предстоит сыграть одну из самых могущественных женщин в российской истории.
Новости Хелен Миррен и Люк Эванс присоединились к новому фильму Люка Бессона Актеры сыграют в боевике «Анна», в котором также будет задействован Киллиан Мёрфи.
Комментарии (7)

Новый комментарий...

  • 2

    will42 14 июля 2011, 10:51 пожаловаться

    #

    Великая актриса! Рад за нее, Оскар действительно помог ее карьере и теперь роли дам 50+ не только Мерил Стрип достаются.

    ответить

  • 3

    belek10lsch 14 июля 2011, 15:05 пожаловаться

    #

    Отличное интервью. Очень интересное и весёлое. Сразу многое говорить о Хелен, впрочем как и всякое интерьвью всякого актёра:)

    ответить

  • LP24 17 июля 2011, 07:41 пожаловаться

    #

    Думаю, здоровское будет кино! Хелен Миррен вместе с Уортингтоном интригуют! Тем более, что Миррен почти русская :)

    ответить

  • METAL_NYMPHE 18 июля 2011, 20:38 пожаловаться

    #

    сегодня чисто случайно попала на фильм «Расплата» в кино. Была приятно удивлена, фильм оказался очень интересным. Понравились все актёры, исполнившие главные роли.
    Спасибо за интервью! Интересно, каково это, брать интервью у актрисы такого величины?! Меня бы наверное в дрожь бросало)
    Теперь буду знать, что у Хелен Миррен отец русский. Чего только не узнаешь в интервью)

    ответить

  • whoisyodiller 18 июля 2011, 22:22 пожаловаться

    #

    будете удивлены, но не бросало:) нас было несколько человек — мы просто по очереди задавали вопросы, но сама Миррен была очень дружелюбной — сначала отвечала довольно чопорно, потом «расслабилась». сюда ещё не всё из её интервью вошло, к сожалению.

    вообще, чем круче человек — актёр, режиссёр, продюсер — тем проще с ними общаться. они не рисуются, не питаются тобой, а просто работают.

    почему-то на интервью face-to-face очень легко себя чувствуешь — иногда, конечно волнуешься ДО, но во время самого процесса как-то сосредотачиваешься. по крайней мере, мне так кажется:)

    круче всего, когда получается диалог — тогда собеседники вообще начинают себя по-человечески, естественно вести. Вот очень жалею, что сюда не повесили интервью с полом уокером, в котором он не только про пятый «форсаж» рассказывал, но и говорил о том, что на самом деле они с его персонажем очень похожи и т. д. 

    самая подстава, когда волнуешься по-настоящему — телефонные интервью, вот тут реально нервничаешь, потому что может возникнуть какой-нибудь дополнительный шум, но больше всего боишься, что либо вопросы дурацкие, либо что ты неправильно поймёшь собеседника или не то услышишь. ещё боишься, что техника может отказать. у меня два раза после интервью зависал телефон/диктофон — один раз это было не страшно, а второй раз меня спасло только то, что я записи по ходу разговора зачем-то делал. не буду говорить, что за интервью это было, чтобы не палиться, но потрудиться пришлось изрядно, чтобы его восстановить…

    ответить

  • METAL_NYMPHE 18 июля 2011, 22:50 пожаловаться

    #

    Благодарю за столь развернутый ответ.
    Странно, но я бы никогда не предположила, что люди, у которых уже есть статус, ведут себя намного проще во время интервью.
    Много интересного скрывает ваша работа, оказывается. Мы-то, читатели, видим только конечный результат, а во время процесса по-видимому бывает немало интересных ситуаций.
    Спасибо за информацию:)

    ответить

  • whoisyodiller 19 июля 2011, 12:08 пожаловаться

    #

    Ну, это как правило. Заносчивых, высокомерных или просто неприятных людей — везде хватает:)

    ответить

 
Добавить комментарий...