Статьи

«Шахматистка»: Интервью с Каролин Боттаро

Мой фильм — экранизация романа Бертины Хенрикс, который так и называется — «Шахматистка», поэтому тема выбрана не мной, а писательницей. Именно она написала роман о женщине, которая увлекается шахматами. Мне же посчастливилось стать первым читателем этого романа, потому что Бертина жила со мной на одной лестничной клетке. Меня заинтересовало то, как женщина довольно скромного положения — а героиня работает горничной в отеле — может изменить свою судьбу благодаря увлечению.
«Шахматистка»: Интервью с Каролин Боттаро

«Шахматистка» — первый полнометражный фильм Каролин Боттаро. Как можно снять фильм о шахматах, так и не научившись в них играть, и чего можно добиться благодаря настоящему увлечению, режиссер рассказала КиноПоиску в эксклюзивном интервью.

— Это история женщины, которая один раз увидела пару, играющую в шахматы, и увлеклась этой игрой. Вам самой интересны шахматы, или история была выбрана совсем по другим причинам?

— Мой фильм — экранизация романа Бертины Хенрикс, который так и называется — «Шахматистка», поэтому тема выбрана не мной, а писательницей. Именно она написала роман о женщине, которая увлекается шахматами. Мне же посчастливилось стать первым читателем этого романа, потому что Бертина жила со мной на одной лестничной клетке. Меня заинтересовало то, как женщина довольно скромного положения — а героиня работает горничной в отеле — может изменить свою судьбу благодаря увлечению. — А в шахматы вы не играете? — Нет, я не играю в шахматы. Но, конечно, в процессе работы над фильмом я встречалась с шахматистами, в том числе представителями французской шахматной федерации. Мне было довольно сложно понять, как шахматы могут увлечь зрителя, для этого пришлось постараться. — Шахматы — не самый зрелищный вид спорта! В процессе подготовки к фильму чему вы научились, что узнали нового о шахматном мире? — Самое главное, что я поняла, шахматисты — это люди очень увлеченные. Во Франции шахматы являются элитарным занятием, это далеко не широко популярная игра. К тому же это игра скорее мужская. В моем фильме в шахматы играет женщина, но в жизни ни я, ни Сандрин Боннэр в шахматы играть не умела, ее партнер по фильму тоже не имел никакого представления об этой игре. Поэтому во время съемок на площадке всегда присутствовал кто-то, кто расставлял фигуры, придумывал партии и следил за достоверностью происходящего. И этот фильм уже видели несколько шахматистов, они подтвердили, что придраться не к чему. Но, помимо правильно расставленных фигур, есть еще и жесты игрока, мы над этим очень много работали. Например, в начале фильма Сандрин передвигает пешку, как начинающий игрок, постепенно ее движения становятся все увереннее и увереннее. Это серьезная работа! — Но к концу съемок она просто обязана была научиться играть!

— У нее было огромное желание, но, к сожалению, не было времени. — Очень иронично. Сняться в фильме о шахматах и так не научиться в них играть. — У нее очень много времени уходило на заучивание партий, ведь ей приходилось запоминать последовательность ходов и передвижений фигур. Ей немного помогала визажист, которая играет в шахматы, но у самой Сандрин не было времени учиться играть. Съемки проходили на Корсике, в довольно уединенном уголке этого острова. В конце съемочного дня вся команда собиралась в холле отеля, и те, кто умел, играли в шахматы. Только трое так и не научились: Сандрин, Кевин Клайн и я. — Шахматы — это все-таки мужская игра, вы сами упомянули это. Есть ли в фильме некая идея эмансипации, и как вы ее раскрываете? — Конечно, идея эмансипации в фильме присутствует, но он ни в коем случае не феминистский. Я уж точно не являюсь феминисткой, в моем фильме главная героиня — женщина, но с тем же успехом это мог быть и герой-мужчина. Речь идет о шахматах, но это могла быть любая другая игра или любое другое увлечение. Это неважно, самое главное — это то, каким образом человек может изменить свою жизнь, свою судьбу благодаря такому страстному увлечению. — Для вас кинематограф является таким увлечением? — Да, можно сказать так. Для меня кино — это такое увлечение. — Оно изменило вашу жизнь? Каким образом? — Наверное, я изменилась в какой-то степени, но я все еще в пути, это не конец моей истории. Как персонаж я делаю только первые шаги. И я буду продолжать двигаться в этом направлении, по крайней мере у меня есть такое желание. — То есть фильм в некоторой степени отражает то, что происходит с вами?

— Это не автобиографичный фильм, но персонаж мне достаточно близок, и тот путь, который проходит героиня, тоже мне близок и понятен. Этот фильм достаточно оптимистичный, я и сама стараюсь быть оптимисткой. — А с какими трудностями приходится сталкиваться человеку, который на самом деле чем-то увлечен? Или когда ты одержим какой-то идеей, все проблемы решаются сами собой? — Всегда есть какие-то препятствия, которые приходится преодолевать, в частности, в моем фильме героиня сталкивается с тем, что ее семья и все окружение против этого увлечения. Они не понимают, зачем ей нужны шахматы, и ей приходится бороться с этим. И в конце концов благодаря ее страсти, ее искренности окружение тоже меняется. Но ничто не падает сверху просто так. Если ты хочешь добиться какой-то цели, нужно бороться, работать, преодолевать какие-то препятствия. — Вы действительно верите в то, что если человек чем-то увлечен, он может изменить мир? — Я верю в это, но не в больших масштабах, в больших масштабах это может быть опасно. Я считаю, что, если каждый человек будет жить в гармонии со своим миром, ничто не будет препятствовать достижению его целей. И, как бы наивно это ни звучало, я верю в то, что каждый человек может найти свое место в этом мире и быть счастлив. — А для вас лично в чем заключается гармония с миром?

— Она именно в этом и заключается — найти свое место в этом мире, найти свой способ самовыражения. — Над чем вы сейчас работаете, какие планы и мечты? — Быть счастливой.

Читайте также
Новости Мелани Лоран побывала в Москве и рассказала о «Родных» Мелани Лоран, одна из самых известных молодых актрис Франции, побывала в Москве. Новая муза Квентина Тарантино, исполнившая главную женскую роль в фильме «Бесславные ублюдки», привезла в российскую столицу первый полнометражный фильм, где она оказалась по другую сторону камеры.
Статьи Интервью с президентом «Французского кино сегодня» Кароль Буке Я никогда не говорила себе: «Хочу поработать с тем-то или с тем-то», это просто случай. У меня есть единственное правило: я встретилась с человеком и мне захотелось с ним поработать. Только так. Но я могу и ошибаться, разумеется. Хотя мне повезло в том плане, что проектов и предложений всегда было достаточно, всегда был выбор, и я легко могла сказать «нет» тем фильмам, которые не были мне интересны.
Новости «Французское кино сегодня» приехало в Красноярск Вчера завершилась новосибирская часть французского кинофестиваля. В последний день были показаны фильмы «Обыкновенная казнь» о некоторых моментах жизни Сталина, «Последний полет» с Гийомом Кане и Марион Котийяр, «Я счастлив, что моя мать жива» Натана Миллера, «Злодей» и «Фильм-социализм» Годара.
Статьи «Сутенер»: Интервью с Паскалем Бюрдо Меня интересует даже не то, насколько обстоятельства меняют человека, а как человек реагирует на эти обстоятельства, что происходит с ним, когда он попадает во враждебную среду. Мне, например, было бы очень интересно, как я повел бы себя, оказавшись в той же ситуации, что и герой фильма.
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии