«Коллекционер»: Интервью с режиссером Маркусом Данстэном

Обсудить0

Практически в любом хорроре есть некий элемент магии, которая рождается благодаря тому, что ты, даже как зритель, не можешь наблюдать за всем происходящим в реальности фильма, и это часто играет с тобой злую шутку - тебя запутывают и пугают совершенно невинные и безобидные вещи

История «Коллекционера» началась в 2001 году, когда Маркус Данстэн и Патрик Мелтон обсуждали идеи для короткометражки. Они быстро сошлись на коллизии жанра ограбления и классического хоррора.

«А что, если вор проникает в дом серийного убийцы, кого-нибудь вроде Майкла Майерса из «Хэллоуина», и Майкл Майерс вдруг возвращается домой? — говорит Мелтон. — Это и было изначальной идеей. Маркус и я питаем слабость к персонажам с червоточинкой: когда их ставишь в экстремальные обстоятельства, они вынуждены выбирать, хорошими им быть или плохими. Вот и в этом случае господин Зло встречает господина Ужасное Зло».

«Нас всегда преследовала идея триллера, идущего дальше, нежели было принято уже годов с 1970-х — начала 1980-х, — говорит Данстен. — В те годы, если ты шел смотреть триллер, ты мог увидеть кое-что действительно шокирующее и страшное. И если хоррор — это чистая резня, то в триллере была экспозиция персонажей, после которой ты уже начинал врубаться в то, что происходит на экране».

Будучи фанатом итальянских хорроров — джалло, Данстен точно знал, куда он хочет двигаться стилистически. Среди признанных штампов жанра — необычно растянутые сцены убиения, кровь, почти оперная партитура музыкального оформления и виртуозная работа оператора.

«В этом стиле камера и есть главный рассказчик, меньше всего идет упор на монтаж или элементы, разрывающие действие, — рассказывает Данстен. — Мы хотели сделать кино почти без диалогов, и, начиная с середины, так оно и есть. Мы хотели держать зрителя на краешке стула; даже если кому-то очень захочется отвлечься, погружение в происходящее на экране настолько убедительно, что он попросту не сможет себе этого позволить».

Собрав бюджет в 10 000 долларов, Данстен и Мелтон были близки к реализации своей идеи короткометражки, как вдруг судьба постучалась в дверь в форме документального сериала — конкурса для новых сценаристов и режиссеров для канала HBO — Project Greenlight. Затем, увидев трейлер новой работа Данстена и Мелтона, с ними пожелал сотрудничать Боб Вайнштейн, выделив на новый триллер 3 млн долларов.

Когда монтаж подходил к концу, пришли новости, что Боб Вайнштейн и его компания Dimention не смогут быть дистрибьюторами фильма, поскольку у них началась корпоративная консолидация. После стольких лет Данстен и Мелтон столкнулись с реальной возможностью никогда не увидеть свое кино на экране. «Слава богу, мы решили показать фильм Микки Лайделлу. Он просто взял и купил его для дистрибьюции через свою компанию Lidell Entertainment».

«Маркус и Патрик придумали интересный ход в жанре триллера, и в итоге, мне кажется, зрители будут хвататься за кресла. Это прекрасная стилизация, построенная на смеси хоррора и экшна, и она работает на всех уровнях. Для меня честь работать с людьми, питающими такую страсть к своему делу, и, конечно, замечательно иметь возможность выпускать картину, раскрывающую такой огромный творческий потенциал в области рекламной кампании», — рассказывает Лайделл.

Когда Маркус рассказывает о фильме, он говорит «Horror tale», то есть сказка, fairy tale, наоборот. Для жанрового триллера, где если сказка и есть, то исключительно самая страшная, — это исключительно показательный термин.

Что бы ты сам хотел рассказать зрителям про фильм?

В «Коллекционере» мы попробовали рассказать совершенно больную, грязную и кошмарную историю, которая должна зацепить зрителя и выдать ему столько адреналина, сколько его вообще можно выжать из тех ужасов, а фильм ими просто нашпигован. По-моему, у нас получилось сделать из него неплохой трибьют хоррорам конца 1970-х — начала 1980-х, которые, сформировали жанр в том виде, в котором он сейчас существует. Думаю, тебе должно понравиться.

Я вот сейчас подумал, что рассказываю тут тебе, какой страшный фильм мы сделали, а сам не могу поверить, что у нас по-настоящему получилось запустить проект, снять его, вытащить это чудовище на большие экраны. По-моему, нам страшно повезло, что появился шанс снять такое кино. Меня на самом деле сейчас просто разрывает, я и страшно радуюсь, что у нас получилось сделать то кино, какое мы хотели, и жутко волнуюсь за его прокатную судьбу, но, надеюсь, у вас в России он много народу попугает!

А как вообще вышло, что ты стал таким фанатом хорроров?

Ну, наверное, стоит начать с того, что в хоррорах очень много воспитательного материала для взрослеющих организмов (смеется). Если серьезно, то практически в любом хорроре есть некий элемент магии, которая рождается благодаря тому, что ты, даже как зритель, не можешь наблюдать за всем происходящим в реальности фильма, и это часто играет с тобой злую шутку — тебя запутывают и пугают совершенно невинные и безобидные вещи. Кстати, этот прием хорроров мы попробовали использовать и в нашем фильме, помимо остальных крутых спецэффектов, разумеется. Так вот, когда я был маленьким, мне всякие ужастики было страшно смотреть, я натурально боялся и со временем стал задумываться: а что в этих фильмах такого, что заставляет меня так бояться и иногда получать удовольствие от этого страха? В чем тут трюк? И я стал искать разгадки. В общем, получалось так, что даже борьба с какими-то смертельными или потусторонними кошмарами в кино создавалась исключительно художественными приемами, гримом и спецэффектами, то есть все наши ощущения и игры воображения, будто мы видим на экране что-то ужасно запретное, что мы видеть не должны, было результатом мастерской манипуляции в общем-то простыми средствами. И вот эта охота за магией и насилием меня захватила. Вот так я влился в мир кинохорроров и, надо сказать, отлично провожу время.

То есть ты хочешь сказать, что для создателя кровавого хоррора вся эта кровища — просто художественное развлечение, а не попытка высвободить из себя что-то темное или страхи переосмыслить?

Конечно! Именно так. Лично я точно хотел поиграть с гримом и сделать из него что-то пугающее, с тех пор как увидел Джина Симмонса из Kiss, огнедышащего и кровохаркающего, страшного, как черта. Боже ж мой, как это было круто! И это правда было прикольно. Тогда все смотрели концерты Kiss, потому что они были как гром среди ясного неба — яркие и необычные. При этом их шоу были очень талантливо и зрелищно сделаны — настоящие театрализованные представления. Ну, и грим классный.

Маркус, я слышал, что на твое видение изображения насилия оказали большое влияние джалло.

О, да! Я их страшно люблю. Скажу больше: в «Коллекционере» мы специально сделали кучу отсылок к тем фильмам в конкретных деталях, в некоторых приемах. Например, сверхкрупный план руки убийцы в перчатке или черные пятна запекшейся крови, движения камеры в сцене убийства слабого персонажа… Я даже вставил в фильм несколько цитат и звуковых эффектов из пары-тройки любимых фильмов Ардженто: есть прямая отсылка к «Кроваво-красному», в саундтреке есть несколько фрагментов из «ведьмовской трилогии» (в трилогию «Трех матерей — так на самом деле ее называют — входят фильмы «Суспирия», «Преисподняя» и «Мать слез» — Прим. ред.), характерный цвет кожи, выдающий природу персонажа и, самое главное, то, как движется камера. И в джалло-фильмах, и в нашем «Коллекционере» камера — это хищник, поэтому даже интересные кадры — это не просто интересные визуальные находки, а часть повествовательного метода, когда ракурсом ты можешь сказать больше, чем словами. И мне страшно нравится элегантность движения камеры, позаимствованная из джалло-фильмов — там потрясающая композиция!

А джалло не слишком старомодная тема для нынешнего кино?

По-моему, совсем нет. У нас же получилось ее развить. (Смеется.)

Как думаешь, в чем главный секрет триллера как жанра?

Ну, в нашем случае это чувство страха, которое можно вытянуть из любой ситуации, в которой ты ощущаешь себя или своего героя уязвимым. Часто людям нравятся линии убийств — кто-то из персонажей должен умереть, и в этом может быть смысл всей сюжетной линии или сцены. Потом то, как будут развиваться линии главных и второстепенных героев, вплоть до того, кто куда пошел, кто что сделал, взаимозависимы с тем, как разрешается сюжетная линия или как происходит развитие персонажей. Суть всей этой движухи в том, чтобы вывести все развитие всех линий либо на ударную сцену с кровавой резней, либо эффектно напугать зрителя, чтобы он с кресла упал, либо на неожиданную и, если получится, сенсационную кульминацию главной сюжетной линии. Для такого рода кино это основная задача, сильно привязанная к хронометражу картины.

В нашем фильме мы хотели создать сорок пять минут непрерывного саспенса, который бы и вовлекал зрителей в сюжет, и помогал им лучше узнать персонажа. Главный герой — по крайней мере при расписывании первых сцен — у нас был один, но он вполне должен был справиться со всеми вопросами мотивации и эмоциональным вовлечением зрителя в то, как ему приходится бороться за выживание. И у нас, кажется, это получилось. Для Джоша Стюарта роль такого формата оказалась удивительно подходящей. Ну, он, конечно, и актер замечательный, совершенно улетно свою роль исполнил. По-моему, у нас получилось сделать так, что зрители с начала фильма невольно начинают сочувствовать его персонажу, а затем, когда он оказывается в непредвиденной ситуации, на кресле, зрительское сопереживание ему оказывается на пике. Это оказалось идеальной ситуацией, для того чтобы как полагается погрузить нашего героя в самые мрачные приключения, которые могло придумать наше воображение, и заставить вас, ребятки, весь фильм сидеть открывши рот.

Кроме сериала «Пила», какие современные триллеры ты бы особо отметил?

Ой, вот французское кино меня очень вдохновляет — они отличные жанровые фильмы делают. Вот, например, мне «Месть нерожденному» очень понравился. «Спуск» отличный. Нил Маршалл просто здорово справился, фильм был классно стилизован, хорошо снят, и в нем были отличные боевые сцены. Вышедшая этим летом «Химера» мне понравилась. Короче, да, назову вот эти: «Месть нерожденному» как пример свежего режиссерского подхода к материалу, «Спуск» как пример фильма про загадочных существ, «Химера» как универсальный фильм про монстров. Знаешь, он был похож на новый фильм Кроненберга — по-моему, это шикарно.

Ага, Душку.

Шикарный. Я его три раза смотрел. И каждый раз, когда смотрел, думал: ну какой же классный фильм. Еще один похвальный эпитет про него — он простой. Но в простоте нет ничего, прости, простого, потому что на самом деле простую историю со всеми необходимыми для жанра атрибутами рассказать безумно сложно. Когда ты смотришь фильмы ужасов, ты, понятное дело, ожидаешь, саспенса и каких-нибудь кровавых кошмаров. В «Повороте не туда» отличный саспенс, герои смешные, злодеи такие отвратительные, и в целом фильм великолепный. Один из лучших в жанре.

Маркус, а вот скажи свое профессиональное мнение. Возможно ли сейчас покорить сердца зрителей и сделать фильм ужасов без крови, с одним только саспенсом?

По-моему, да. Вполне. Это офигительно сложно, но иногда это у кого-нибудь да получается. Я знаю точно: то, чего ты не видишь, может быть в два раза страшнее самой страшной хрени, которую ты можешь увидеть. Потому что твое воображение персонализирует твой страх, исходя из твоего опыта. К примеру, если мы с тобой оба боимся темноты, то вовсе необязательно, что в темноте действительно есть что-то ужасное, но наше воображение рисует себе всевозможные образы самого ужасного, что там может оказаться. И то, что ты и я увидим в этой пустоте, будет различаться, как небо и земля. Так что во всех этих хоррорах и триллерах главная фишка — запереть героя (и тебя вместе с ним) наедине с его (и твоим) воображением и получить богатейший источник для страхов. И вот мне кажется, что это как раз основа для той самой магии, о которой я говорил вначале.

А помнишь случай с Тарантино, когда его одна критикесса обвинила в излишней увлеченности насилием на экране, мол, зря ты так, Квентин, дети же увидят, а он ей в ответ: ну и что, что увидят, это же прикольно — фонтаны крови.

Да-да-да. Ничего не имею против, конечно, прикольно. Хотя, надо сказать, когда ты специально пытаешься убедить зрителя, что на экране кровь, тут уже по-другому начинаешь воспринимать экранное волшебство и потихоньку начинаешь относиться ко всему, что видишь во время просмотра кинофильма, как к чему-то настоящему. Это уже не круто. Это вовлечение, но, с другой стороны, и тут много прикольного.

Чуть не забыл: а продолжение будет?

Должно быть. Заявка на сиквел уже есть. Если повезет, то скоро начнем снимать. Может быть, даже в этом году.

А вообще сложно получить деньги на ужастик?

Вообще не сложно.

То есть если я напишу неплохой сценарий, то его вот прям так могут взять в работу?

Ну, придется немного с ним побегать, но если сценарий действительно хороший, то шанс точно есть.

Еще такой момент. Как думаешь, помогают ли хоррор-триллеры как-то расслабиться в наше непростое время? Обладают ли они каким-нибудь облегчающим психотерапевтическим эффектом?

Да! Да, чувак, да!

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Главное сегодня

Вчера23
Сегодня3
Сегодня1
Сегодня, 10:251
Сегодня4
Сегодня0
Сегодня0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Какой сюжет ? И стоит ли вообще смотреть ?

0

Сегодня в кино на него пойду. Выиграл билеты на Кинопоиске. Когда приду, напишу, стоит идти, или нет :)

0
Kub 5atlant02

ОК

0

Ну вот я и сходил. Фильм не плохой. На Кинопоиске поставил 7. Если честно, то думал, что он в фильме будет коллекционировать органы, но это не совсем так, говорить не буду, а то спойлер. Есть небольшая атмосфера, страшных моментов практически нету, актеры нормально играют. После фильма остались вопросы. Видно, нужно ждать вторую часть. В кино все-таки не советую идти, дома можно посмотреть.

1
Kub 5atlant02

Благодарю

0