Статьи

Фестиваль ASTANA: Тимур Бекмамбетов о кино и не только

Новые технологии должны рождать новую культуру, иначе мы все плохо кончим. Надо осторожно относиться к компьютеру, интернет-зависимости, беспорядочным связям, которые возникают в виртуальном пространстве. Раньше коммуникация требовала больших усилий, теперь же мы достаточно интенсивно и неорганизованно общаемся, и это порождает информационный мусор. Общение теряет то напряжение и волнительность, которые были до интернета.
Фестиваль ASTANA: Тимур Бекмамбетов о кино и не только

27 июня стартовал первый международный фестиваль экшн-фильмов ASTANA. Во время пресс-конференции с организаторами на президента смотра Тимура Бекмамбетова обрушился шквал вопросов, пожеланий и идей. Спрашивали о планах, о Голливуде, о Борате, кто—то решил проверить, не забыл ли уроженец Атырау родной язык, а кто-то попытался выпросить ручку от известного режиссера «наудачу».

О главном

Фестиваль внесет существенный вклад в популяризацию Астаны и Казахстана в целом. Наша столица — город замечательный, но далеко не самый известный в мире, поэтому приглашать сюда людей крайне сложно. Никто не знает, что это за город, где он находится. Дорога для кинозвезд еще не проторена. Но первые шаги уже сделаны: в этом году к нам приехали Майк Тайсон, Дольф Лундгрен, Микки Рурк, Хилари Суэнк, Харви Вайнштейн, Ву-Пин Юэнь.

Мы планируем сделать это мероприятие ежегодным, хотелось бы, чтобы в Астане собирались интересные кинематографисты и находили новые пути развития индустрии.

О нескучном кино и очередях за билетами

Наш фестиваль — это фестиваль нескучного кино. Он построен по принципу «все, что мы делаем, мы делаем для зрителя». Не для жюри, критиков и, прошу прощения, журналистов. Фильмы, которые мы отбираем, призваны стать событиями, причем такими, на которые люди стремились бы попасть: стояли в очередях, спрашивали билетики. Поэтому мы проводим допремьерные показы картин, выходящих в широкий прокат по всему миру через месяц или два. Например, в этом году мы будем демонстрировать ленту «Карате-пацан», спродюсированную Уиллом Смитом и Джеки Чаном. Это идеальный фильм для семейного просмотра, рассказывающий о том, как дети, занимаясь карате, учатся светлому-доброму-вечному. Харви Вайнштейн представит ленту «Шанхай» с Джоном Кьюсаком в главной роли. Прекрасный пример того, как молодые режиссеры вне системы, вне привычных форм могут создавать уникальное киноискусство — картина «Монстры» молодого британского режиссера Гарета Эдвардса. Фильм научно-фантастический, но жанровые особенности уходят на второй план, а на первый выведена история любви. Также в программе «Тайсон» — документальная лента о человеке, который олицетворяет собой action, ретроспектива картин Харви Вайнштейна и многое другое.

Мы стараемся познакомить казахстанцев не только с работами американских и европейских кинематографистов, но и с азиатской киноиндустрией. Уже прибыл на фестиваль один из лучших мастеров постановки трюков в современном кино Ву-Пин. Это человек, который ставил сцены схваток в моих любимых фильмах «Матрица» и «Убить Билла». Он привезет свою новую картину «Настоящая легенда». В программе есть и корейские ленты, ведь корейское кино сейчас переживает свой подъем и является прекрасным образцом для подражания.

О фестивале будущего

Уникальность концепции нашего фестиваля в том, что это фестиваль будущего. У нас нет и никогда не будет конкурса фильмов, потому что оценивать фильмы имеет право только зритель. Зато будет конкурс идей и сценариев. Представители различных киношкол и просто любители кино представят свои концепции нашему жюри. Мы пригласили продюсеров американских киностудий: Мишель Волков из компании Universal,

Майка Симпсона, который хорошо знает, как презентовать идеи студиям так, чтобы из них получились фильмы. Жюри выберет наиболее перспективный проект, и уже в следующем году на экраны выйдет кино, рожденное здесь. Также в планах перенести в Астану один из кинорынков, существующих в мире. Если параллельно с фестивалем будет функционировать площадка, где студии представляют свои фильмы прокатчикам, то наш проект выйдет на новый уровень.

О картинках перед экраном

Сейчас технологии движутся навстречу создателям, мы можем реализовывать все более интересные фантазии, превращать картинку на экране в картинку перед экраном, картинку на голове у соседа. Мы, кинематографисты, пока сами не понимаем, что дают нам эти возможности, мы ищем новый киноязык и выразительные средства, которые будут интересны не только нам, но и зрителю.

Этот процесс неразрывно связан с компьютерной графикой и возможностью выйти за границы экрана в зрительный зал. Над этим сейчас работают все передовые кинематографисты в мире, и успех «Аватара» показал, что будущее кинематографа — за технологиями. Зритель проголосовал своими деньгами и признанием.

Поэтому одной из идей, которая будет обсуждаться на фестивале, является создание в России и Казахстане компании по производству компьютерной графики. Это новый бизнес, начинать приходится практически с нуля, так что у всех равные возможности.

О современных технологиях и 24-часовом рабочем дне

С одной стороны, благодаря современным технологиям мы можем работать вместе, находясь в разных частях света, с другой стороны, я от них страдаю. Я живу в Лос-Анджелесе, компания Bazelevs располагается в России. Мне приходится работать по местному времени с 9 утра до 9 вечера, но как только заканчивается рабочий день в Америке, начинается рабочий день в России. Так что современные технологии обеспечивают мне 24-часовую рабочую смену.

Новые технологии должны рождать новую культуру, иначе мы все плохо кончим. Надо осторожно относится к компьютеру, к интернет-зависимости, беспорядочным связям, которые возникают в виртуальном пространстве.

Раньше коммуникация требовала больших усилий, теперь же мы достаточно интенсивно и неорганизованно общаемся, и это порождаем информационный мусор. Ты звонишь кому-то по скайпу, по ходу вспоминаешь, что хотел сказать, тратишь свое время и время человека. Общение теряет то напряжение и волнительность, которые были до интернета.

О Голливуде и трудностях произношения

Нет универсального рецепта и однозначного ответа на вопрос, как пробиться в Голливуд. У каждого свой путь. Самое главное — это быть искренним, оставаться самим собой и много работать.

Америка — великая страна именно потому, что там у людей не возникает проблем из-за их цвета кожи и национальной принадлежности. Человека оценивают по тому, что он может дать другим, и настолько успешным он может стать. Так что быть казахом в Голливуде несложно, разве что возникают трудности с произнесением моей фамилии, и приходится прилагать много усилий, чтобы ее запомнили. Но я привык к этому с детства, в России была та же проблема. Пришлось добиться успеха для того, чтобы мою фамилию произносили правильно. Это оказалось прекрасным стимулом.

О профессии режиссера

В принципе режиссер ничего не делает на съемочной площадке: актер играет, оператор снимает, сценарий пишет сценарист, а режиссер просто сидит и смотрит, как все это происходит. Главное, что нужно режиссеру — уметь собрать правильную команду, поставить правильную цель и следить за атмосферой в коллективе. Надо уметь общаться с людьми и помогать им реализовывать себя, режиссер выполняет функцию менеджера в коллективе. Научиться этому трудно, режиссер — это не профессия, а свойство характера. Знания, конечно, нужны, но учиться можно по-разному: можно сидеть и читать книжки, а можно начинать что-то делать и учиться в процессе.

О кино в Казахстане

Мне всю жизнь задают один и тот же вопрос: когда я буду снимать фильмы в Казахстане и что это будут за фильмы. У нас есть в планах проект с «Казахфильмом» — «Золотой воин». Конечно же, хотелось бы рассказать зрителям о Тамерлане и Чингисхане — людях со сложной судьбой, которые пытались организовать мир по своим законам. Уверен, что такое кино будет пользоваться популярностью, киноиндустрия интересуется яркими личностями.

Проблема в том, что писатель может просто сесть и написать книгу, художник — нарисовать картину, но нельзя вот так запросто снять фильм. В производстве киноленты участвует 200 человек, огромное количество техники. Кино — это не только искусство, но и индустрия и, к сожалению, в Казахстане сейчас этой индустрии нет, соответственно, нет возможности снимать современное и актуальное кино.

Но это не значит, что я не снимаю в Казахстане. На «Казахфильме» вышла моя первая картина, в 1990-х я снимал здесь рекламные ролики про Тамерлана и Чингисхана, в Алматы мы снимали начало «Дневного дозора». Я всегда нахожу способ вернуться сюда на неделю или хотя бы на день, но говорить о системном присутствии на рынке кино в Казахстане пока не могу, потому что здесь не создана среда для съемок большого кино. А фестиваль — это решение этой проблемы, он позволит привлечь внимание бизнесменов, политиков и кинематографистов всего мира к Казахстану, его возможностям, талантливым людям, которые здесь живут.

Комментарии (49)

Новый комментарий...

  • 10

    nurlanm 30 июня 2010, 15:42 пожаловаться

    #

    Круто, я очень рад!!! Надеюсь, благодаря этому фестивалю, прозойдет дальнейшее развитие казахстанских фильмов.)))

    ответить

  • 4

    Hellbent 30 июня 2010, 15:43 пожаловаться

    #

    Суда по количеству product placement в фильмах самого Тимура, на принцип «все, что мы делаем, мы делаем для зрителя» он плевал с высокой юрты… «Всё ради бабок, друзья мои! Бабки — наша целевая аудитория!» — так было бы честнее.

    ответить

  • 5

    Синобит 30 июня 2010, 15:49 пожаловаться

    #

    А, что в современной действительности не ради них? Тимур наиболее адиозный режессер этой самой современности, его как любят, так и мягко говоря не долюбливают, но то, что след в Российском кинематографе он уже оставил — это однозначно.

    ответить

  • Hellbent 30 июня 2010, 15:58 пожаловаться

    #

    Про искусство мы кагбэ забыли? Ну да ладно. А рекламы Тимура и вправду были хороши! Уж что-что, а деньги он умел вытягивать завсегда! Такой талант не утаишь и не пропьёшь!

    ответить

  • 4

    kamila_1989 30 июня 2010, 16:23 пожаловаться

    #

    та ладно
    как был рекламомейкером, так и остался… а если продолжит в том же дехе… так и останется… вот и весь след

    ответить

  • 2

    City 17 30 июня 2010, 15:58 пожаловаться

    #

    Да, кому как не ему заявлять, что Америка — великая страна)))

    ответить

  • 8

    wing-chun master 30 июня 2010, 16:03 пожаловаться

    #

    На всем постсоветском пространстве, Тимур самый такскать «ликвидный» режиссер, его фильмы можно не любить, но этот факт нельзя не признавать, настоящий профи, которых в нашем кино катастрофически нехватает. Ну и вдвойне приятно, что он из нашего города)

    ответить

  • 3

    kamila_1989 30 июня 2010, 16:22 пожаловаться

    #

    «Золотой войн«… это было бы очень интересно, если грамотно снять.. столько красивых легенд ходит в народе и литературе о Золотом человеке, те кто из КЗ поймут

    и о Тамерлане хотелось бы, чтоб сняли что-то достойное, только не по аналогии с Кочевниками, где непонятно кому в карман ушли 30 лимонов долларов… чем тратиться на оплату голливудским актерам не первой свежести и востребованности, лучше б направили эти деньги на улучшение спецэффектов и более грамотный кастинг, а так в фильме (особенно главные герои) это был полный катастрофичный мисткаст.. что за смазливая американская мордаха в роли Мансура… тихий ужОс… а эта девушка.. зоопарк.. все я молчу

    насчет «Позоров», «Дозоров»… неужели Бекмамбетов решил снимать дальше? ужОс, еще одна большая кака в его фильмографии ИМХО

    ответить

  • ruslan_alterego 30 июня 2010, 16:58 пожаловаться

    #

    нескучное кино? это как понимать? так же и фестивали для массового зрителя… кино деградирует

    ответить

  • 7

    wing-chun master 30 июня 2010, 17:19 пожаловаться

    #

    Уж лучше массовое, чем якобы «авторское» кино, которое интересно только критикам, да и то не всем.

    ответить

  • 2

    ruslan_alterego 30 июня 2010, 17:23 пожаловаться

    #

    что значит «якобы авторское»?

    и интересно авторское кино не только критикам, но всем тем кто любит искусство, которым массовое кино зачастую и не пахнет

    ответить

  • 8

    wing-chun master 30 июня 2010, 17:30 пожаловаться

    #

    Скажем почти весь российский арт-хаус, это же бредятина полная, недоученные актеры, нелепые диалоги и НИКАКОГО отношения все это к искусству не имеет, имхо.
    Просьба не путать с подлинным «фестивальным» кино а-ля Кар-Вай, Альмадовар и т. д., которое и впрямь интереснее блокбастеров.

    ответить

  • 1

    ruslan_alterego 30 июня 2010, 17:43 пожаловаться

    #

    я бы никогда не смог ассоциировать арт-хаус и новое русское кино, по моему эти вещи диаметрально противоположные. странно почему именно Россия прошла вам на ум?

    Насчет фестивального кина я именно Кар Вая, Альмадовара и т. д имел ввиду. людей действительно любящих десятую музу и умеющих снимать правильное кино

    ответить

  • 1

    wing-chun master 30 июня 2010, 17:46 пожаловаться

    #

    Почему Россия… ближе все-таки)

    ответить

  • 1

    ruslan_alterego 30 июня 2010, 17:49 пожаловаться

    #

    искусство не имеет границ

    ответить

  • all arthouse films are about «gay cowboys eating pudding.»©

    ответить

  • ruslan_alterego 30 июня 2010, 17:48 пожаловаться

    #

    откуда цитата?

    ответить

  • http://www.southparkstudios.com/episodes/103816

    ответить

  • Just Noboby 30 июня 2010, 18:13 пожаловаться

    #

    Забавно, но пока он не сказал, я как-то даже не обращал внимание, что он казах. Конечно это очевидно, но для меня он просто поп-режиссёр, я с трудом пережил несколько его фильмов и решил, что это не тот тип рассказчика, который мне импонирует. Всё, больше я ничего от него и не ждал.
    Но он так говорит, как будто ему было тяжело быть казахом в России. Разве ж его кто-то обижал? Разве урезали бюджет или отказывали в чём?

    ответить

  • 4

    wing-chun master 30 июня 2010, 18:25 пожаловаться

    #

    Вряд ли доходило до такой дискриминации, но на первых порах, его национальность значение думаю имела.

    ответить

  • 2

    Just Noboby 30 июня 2010, 18:52 пожаловаться

    #

    На первых порах дискриминации подвергаются все. Никто, никому, ничего не даст просто так. Любое живое существо вечно обречено, что-то, кому-то доказать. Но если бы было просто, то было бы не интересно. Разве нет?
    Но о какой дискриминации может идти речь в принципе, когда именно ему доверили снимать продолжение святая-святых советского кинематографа «Иронию судьбы» с довольно пристойным бюджетом?
    Ведь одно дело, если бы ни с того, ни с сего, на горизонте Голливуда взошла звезда никому не известного Тимура Бекмамбетова, которого отвергли на российском кино рынке и который подвергался гонениям из-за своей национальности. Но тут, этот самый Голливуд открылся ему благодаря успешной карьере в России, где увидели в нём коммерчески успешного режиссёра.

    ответить

  • 1

    wing-chun master 1 июля 2010, 14:10 пожаловаться

    #

    Почему же все? Далеко не все, уверяю)
    Причем тут «Ирония судьбы», я говорил «на первых порах», когда до съемок Иронии было еще пахать и пахать.

    ответить

  • Just Noboby 1 июля 2010, 14:32 пожаловаться

    #

    Немного не в той последовательности — я в начале заметил, что ему дали возможность утвердится, а уж потом заметил, что в его коммерческом потенциале никто не сомневался, раз доверили «Иронию» (и как раз коммерческая сторона этого фильма — безупречна).
    Любой человек делающий первые шаги в любом деле и не имеющий связей (а кто их имеет уже не «любой»))), терпит огромное давление и унизительную зависимость от людей, которые имеют в этом деле определённый вес.

    ответить

  • 1

    wing-chun master 1 июля 2010, 14:45 пожаловаться

    #

    Так откуда взялся то этот самый «коммерческий потенциал», сколько ему пришлось идти к этому, ну да снимал он отличную рекламу, возможно лучшую на то время, но перед съемками все тех же «дозоров» я уверен, у заказчиков возникали мысли — мол кто это такой, какой то казахский рекламщик, может дать этот бюджет нашим кончаловским да бондарчукам… вполне вероятный сценарий, по-моему)

    ответить

  • Just Noboby 1 июля 2010, 16:38 пожаловаться

    #

    Нууу, это уже гадания на хрустальном шаре.)
    Думали, не думали — важно, что всё же доверили не Кончаловскому и не Бондарчуку, а Бекмамбетову.
    Может, у голливудских заказчиков тоже возникала мысль вроде «Who at hell is this russian director? Maybe he will be drunk all the time? Maybe, we should give this project to Peter Berg or Michael Bay?», но «Особо опасного» всё равно доверили ему.

    ответить

  • Но это голливуд, юса, где как ни крути а уровень толерантности все же выше… ладно, развивать эту тему вряд ли надо, наши позиции мы уже обозначили)

    ответить

  • sottile 2 июля 2010, 21:38 пожаловаться

    #

    Он говорит, что в России столкнулся с проблемой неправильного произношения его фамилии, больше ни о каких трудностях речи не идет.

    ответить

  • 1

    Saulet Radu 30 июня 2010, 20:59 пожаловаться

    #

    Если кто и будет в ближайшем будущем снимать масштабное казахстанское кино, так это Тимур. Больше и не кому, в принципе. Его тяготение к истокам заметно по некоторым моментам в его картинах. Дай бог, чтобы фестиваль имел продолжение, и чтобы Тимура поддерживали здесь наши денежные мешки не только в организации следующих фестивалей, но и в будущих его проектах, которые Тимур думает здесь снимать. Главное, теперь, чтобы «наши» не ступили и поддержали его в этом, а не расстрачивались на бездники с бритни и джейло.

    ответить

  • 2

    ДанДаныч 1 июля 2010, 00:43 пожаловаться

    #

    Эх… нет… Молодец он!!! столько вложений, столько всего!!! Он честон отрабатыввает свою славу!!! МОЛОДЦОМ!!!

    ответить

  • 5

    Armanio 1 июля 2010, 02:26 пожаловаться

    #

    Хочется сказать ему уже спасибо!
    Хотя бы за это — в этом году к нам приехали Майк Тайсон, Дольф Лундгрен, Микки Рурк, Хилари Суэнк, Харви Вайнштейн, Ву-Пин Юэнь.

    ответить

  • alliam 1 июля 2010, 19:53 пожаловаться

    #

    И главное Шарлто Копли

    ответить

  • yulchataj 3 июля 2010, 13:02 пожаловаться

    #

    а вот он, к большооому сожалению, так и не появился(
    а так хотелось…

    ответить

  • 1

    sottile 7 июля 2010, 14:18 пожаловаться

    #

    появился, даже фильм свой представил.

    ответить

  • yulchataj 7 июля 2010, 16:51 пожаловаться

    #

    Да, я уже сама пробила этот момент :)
    Сильно извиняюсь за дезинформацию :)

    ответить

  • 1

    sottile 7 июля 2010, 16:54 пожаловаться

    #

    Ничего страшного, на фестивале правда прошел слух, что его не будет, но в конце концов явился-таки.
    Сегодня сдаю материал про него. Хоть почитаете)))

    ответить

  • alliam 1 июля 2010, 19:53 пожаловаться

    #

    Тупой фестиваль. Полный фейл. Церемония открытия засрана. Изображение как с камрипа. Звук прыгает. Субтитры не совпадают с тем, что говорится на сцене. Больше половины обещанных звезд не приехало.

    ответить

  • 1

    sottile 7 июля 2010, 16:59 пожаловаться

    #

    Фейлы бывают на всех фестивалях, тут их тоже хватало. Но все зависит от отношения — можно ходить какашки считать, а можно провести время с пользой, пообщаться с людьми и кино посмотреть.
    Про звезд: завяленные организаторами люди приехали. А если вы начитались про Шварцнегера и Белуччи где-то на просторах инета, но советую вам изучать достоверные источники в следующий раз.

    ответить

  • 1

    arshatkz 2 июля 2010, 00:59 пожаловаться

    #

    Тимур Бекмамбетов молодец!!! интересно знает ли он казахский язык, умеет ли говорить?

    ответить

  • 1

    sottile 7 июля 2010, 16:56 пожаловаться

    #

    Тимур говорит по-казахски и по-английски. «Но нормально я знаю только русский язык» — его слова.

    ответить

  • arshatkz 7 июля 2010, 22:58 пожаловаться

    #

    Спасибо за информацию теперь буду спать спокойно!

    ответить

  • 1

    sottile 7 июля 2010, 23:02 пожаловаться

    #

    Ну, сладких снов, что ли?)

    ответить

  • 1

    Magneto 27 2 июля 2010, 11:45 пожаловаться

    #

    New Magneto

    Бекмамбетову большой привет! Мужик !!!

    ответить

  • rijikday 2 июля 2010, 20:15 пожаловаться

    #

    Алга Казахстан!

    ответить

  • 1

    ela220 2 июля 2010, 21:45 пожаловаться

    #

    Из-за него узнали про Казахстан больше))!!!

    ответить

  • 1

    AleSSSandro 4 июля 2010, 19:48 пожаловаться

    #

    Н-да, а у нас кроме Кинотавра и ММКФ ни хрена и нету… А тут за первый год и такая шумиха! Браво, Тимур! Молодцом!

    ответить

  • lpjandr 12 июля 2010, 22:40 пожаловаться

    #

    Тима красавчик!!
    горжусь тобой!! такую ответственность взять на себя.. успехов в будущих фестивалях!!

    ответить

  • максимка92 30 августа 2010, 20:07 пожаловаться

    #

    Определённо Тимур Бекманбетов лучший русский режисёр экшн плана последних лет. Спасибо за интервью

    ответить

 
Добавить комментарий...