«Железный человек 2»: Интервью с Джоном Фавро

Обсудить0

Я очень заинтересован работать в 3D, я думаю, что этот формат задержится в нашем кино, я думаю, что это фантастически интересный способ рассказа истории, который дает тебе возможность влиять на людей почти как во сне. Ты контактируешь со зрителем совершенно на другом уровне. Мне очень нравится эта идея.

Джона Фавро, наверное, никому не надо представлять. Он хорошо знаком зрителям как актер, чаще всего комедийный, и зарекомендовал себя как интересный (и кассовый) режиссер. Сперва «Эльфом», а потом (и в основном) «Железным Человеком». Самой большой удачей (как считают многие кинокритики «гениальной идеей») Фавро стал его выбор главного героя — Роберта Дауни Мл., которого студия согласилась утвердить далеко не сразу, очень уж плохая была у актера репутация. Но Фавро не сдался и после шестимесячного «бодания» с инвесторами, Роберт Дауни стал Тони Старком. Остальное — дело техники, как говорится. Опыта работы в кино у Фавро было достаточно, желания снимать больше чем может вместить один человек, к тому же кино — процесс коллективный, а в сотрудниках и соратниках недостатка не было. Первый «Железный Человек» прошел на «ура», и Джон сделал нам продолжение…

Разговор с ним мы начали с поздравлений, это уж как водится, и ему и Роберту, на что Джон отреагировал так:

Когда ты общаешься с Робертом Дауни, ты словно садишься на быстро идущий поезд. Это не самый плохой поезд, скажу я вам честно, только он движется очень быстро. Иногда кажется, настолько быстро, что вот-вот слетит с рельс. Но это, несомненно, будет замечательная поездка. И думаю, все зависит от того над каким проектом ты работаешь. Если это проект вроде «Железного человека», где, как мне кажется, ловушка заключается в том, что он может оказаться предсказуемым, посредственным и обыкновенным, или таким же как другие фильмы о супергероях, а их множество. Но если иметь в нем такого человека как Роберт Дауни мл., то можно быть уверенным, что будут весьма непредсказуемые моменты. Это здорово, и у него огромное сердце и прекрасная душа, он — очень, очень хороший мужик.

Кто повлиял на решение пригласить Микки Рурка в этот фильм?

Частично это был Роберт. Присутствие Роберта решает очень много, и его участие в выборе героев играет огромную роль. Я не хотел полфильма объяснять откуда взялся наш злодей, а Микки обладает таким магнетизмом и энергией, он держит экран с невероятной интенсивностью и сразу видно, что у парня серьезные проблемы. Мы не хотели как-то отделять его героя от истории Роберта-Тони, поэтому вы видите как он практически делает все то же самое, что и Роберт в первом фильме — чертежи, работа в помещении, похожем на пещеру… Трюк таких фильмов заключается в том, насколько хорош злодей. И кого я поставлю против Роберта? 28-летнего мальчишку из популярного телесериала? Мне нужен был актер равный по силе Роберту. То есть мне пришлось приложить усилия, чтобы представить себе образ антагониста, я подумал, что мне нужен человек такого же типа как Вигго Мортенсен в фильме «Порок на экспорт»: татуированный, явной прошедший тюрьму и не одну потасовку. Идея попробовать Микки появилась практически сразу, он был у всех на виду после «Оскара» с номинацией на лучшую роль. Роберт мгновенно подключился к этому и начал собственную кампанию по привлечению Рурка в наш проект. Он ведь был довольно занят, когда мы начали кастинг, ездил по миру с пресс-туром к «Рестлеру». Он и в России был, в тюрьме, где задавал вопросы заключенным о быте и нравах. У него был учитель по акценту и русскому языку, Елена… не вспомню фамилии. Она ему подарила и тот Георгиевский крест, который он носил в фильме. Он отнесся к роли очень серьезно, как и положено профессионалу, конечно. Я был очень доволен своим выбором. А тебе понравился его русский акцент в английском?

Блестяще. Не утрирован, не пережат, просто в точку.

Ух! (словно отряхивая пот со лба в облегчении) Здорово! Мне очень хотелось узнать, как это воспримут русские, говорящие на английском. А русский его как тебе?

Как тебе сказать, чтоб не обидеть…

(Хохот) Ладно, не надо, не говори, у вас его все равно дублировать будут ведь, да?

Скорее всего. А ты думал о том, чтобы сделать этот фильм в 3D?

Думал. Мне нравится 3D, я проделал довольно серьезную «домашнюю работу» по 3D формату. Я думаю, что не так далеко будущее, когда люди оглянутся назад на наше время и будут воспринимать наше кино, как мы воспринимаем черно-белое кино, которое пытались раскрашивать. Я думаю, что если я соберусь снимать в 3D, я буду делать это в стерео, и я собираюсь дать зрителю ощущения, которые могут быть только в 3D. Я думаю, что делать что-то в 3D после того, как фильм уже снят обычным способом, используя современные технологии, не особо круто, это меня не привлекает. Но я очень заинтересован в работе в 3D. Полагаю, что этот формат задержится в нашем кино. Я думаю, что это фантастически интересный способ рассказа истории, который дает тебе возможность влиять на людей почти как во сне. Ты контактируешь со зрителем совершенно на другом уровне. Мне очень нравится эта идея.

А студия тебя не пыталась принудить сделать фильм в 3D или конвертировать в 3D?

Нет, не пыталась. В Марвел сидят очень умные люди, и они отлично понимают, что нужно делать. И не каждый фильм должен быть в этом формате, если подумать. Говоря о ЖЧ2, то если бы он был «зачат» в 3D, тогда одно дело, но о конвертации его даже речи не шло. Я думаю, что самая лучшая версия этого фильма именно та, которую мы сделали. Они делали тесты на первом фильме, чтобы показать нам как это может выглядеть. Но тут дело в том, что пока нет стандарта для такой конвертации, в итоге все упирается в то, сколько студия может потратить денег и времени на это и насколько эти затраты могут окупиться. Чтобы учитывать это, я должен лучше понимать процесс и все его составляющие. На сегодняшний день лучшее, что я видел, было снято в стерео, в этой технологии я бы чувствовал себя комфортно, потому что я могу уже на площадке во время съемки видеть на мониторе то, что снято, в 3D. Мы обсуждали этот вопрос в самом начале, но очень быстро пришли к выводу, что нам пока это не нужно. И конвертировать свой фильм я не согласился бы ни при каких условиях. В будущем я, разумеется, не против рассмотреть возможность работы над трехмерным проектом, но это пока отдаленное будущее для меня, сейчас я работаю над «Ковбоями против Чужих».

Насколько сложно для тебя соединять две твои страсти: актерскую и режиссерскую?

Ты знаешь, я думаю, что я буду играть все меньше и меньше, хотя я очень люблю это дело, но сейчас мне нужно сохранить фокус на том, что для меня наиболее важно. Наверное, я больше получаю удовольствия все-таки от режиссуры. И я не хочу «сгореть на работе», как ты понимаешь. Мне бы все-таки хотелось сконцентрировать свое внимание на чем-то одном.

Кто направлял тебя, когда ты был в кадре? Роберт?

(смеется) Иногда Роберт, иногда я сам, иногда Кевин (Фейдж), Скарлетт, Гвинет, они все постарались, никто не упустил возможности (смеется). Это было исключительно интересно, я получил дополнительное огромное удовольствие от участия не только в процессе съемки, но и в самой истории. У меня даже есть маленькая моя собственная миниатюрная action-figure, где я в образе Хэппи Хогана. Мой сын мною очень гордится. У меня есть собственный мини-ми с чемоданом, в котором костюм Железного Человека. Надо было с собой принести, похвастать…

Когда ты наблюдаешь за актерами будучи режиссером, тебе все-таки хочется туда, к ним?

Очень хочется. Это очень особенная

профессия — актер. И я могу сравнить мои чувства режиссера с чувствами тренера команды в каком-то спорте, который начинал как игрок и какая-то часть его всегда стремится на площадку. Но это очень трудно сочетать, как ты заметила. Мои лучшие работы были в тех фильмах, где у меня не было другой ответственности, кроме актерской. Когда ты един в двух лицах, твое сознание расщепляется. Если ты актер, то ты не должен во время работы использовать свое левое полушарие, не должен ничего оценивать, можешь расслабиться и вести свою роль, получая от этого удовольствие, так что я люблю работать в фильмах других режиссеров. Когда я играю в своем фильме, я всегда оттягиваю этот момент, ведь надо проходить через костюмерную, через гримеров, отвлекаясь от основного дела. Я помню, слышал, как Сидни Поллак говорил, что он значительно хуже, как актер в своих собственных фильмах, и я считал, что он просто скромничает, а теперь я знаю точно по собственному опыту, что, если ты хочешь делать что-то хорошо, концентрируйся на чем-то одном. Хотя, с другой стороны я вижу, как это делает Клинт Иствуд и Мэл Гибсон в их фильмах, они просто великолепны и как актеры и как режиссеры. Но лично для меня это сложно, я испытываю какой-то внутренний разлад. Может быть это дело времени и опыта, а может быть зависит от индивидуальности человека, иначе я собран… (смеется)

Ты обсуждал с другими кинематографистами, если можно так сказать, работающими на материале Вселенной Марвел, какое количество времени уделить на экране Avengers (Мстителям) и как их представить?

У меня есть некоторая исполнительная привилегия в отношении Avengers, так как я делал ЖЧ — первый фильм студии Марвел. И индивидуальность всей вселенной Марвел в кино во многом близка к тому, что мы делали в ЖЧ, поэтому я был уверен, что если для фильма какая-то идея покажется верной и нужной, то Марвел не будет возражать. Мне позволят сделать в общем-то практически все, что я посчитаю нужным для фильма. Так что я не упустил возможности поиграть ожиданиями зрителей, чтобы потом то, чем мы дразнили зрителей в первых двух фильмах, предъявило себя в следующих фильмах. То есть мы стараемся дать что-то особенное фанатам комиксов, что только они смогут понять и оценить.

По сравнению с первым фильмом, что-то тебе хотелось сделать по-новому, усилить…

Ты знаешь, с Робертом всегда выглядит так: (хлопает в ладоши и потирая их спрашивает, копируя Роберта) «Что мы дальше будем делать с костюмом?!» Особенно, когда речь зашла о костюме «Машины войны», это почти стало шуткой: «сколько пулеметов мы сможем расположить на нем? Нас очень вдохновляла манга, японская анимация, где умеют нагрузить героев выше крыши, и мы думали, как сделать все более реалистичным. «Яблочное зернышко» — классический анимационный фильм, который нам особенно импонировал. И, конечно, когда речь заходит о Тони, он ведь Железный человек, он должен быть круче «Машины войны». Я работал с Геннадием Тартаковским, который сделал «Самурая Джека», он режиссер-аниматор, и он помог нам с огромным количеством разных идей. Нам с ним очень повезло. Столько замечательных людей работали над этим проектом. Да, мы хотели сделать оружие больше и совершенней, чем в первом фильме, и если мы придумывали что-то интересное и занятное, мы просто делали это не раздумывая слишком много, так что у нас костюм Железного Человека приобрел новые качества, которых не было в первом фильме. Тони его совершенствует. Изменила вид основная эмблема ЖЧ, из круга став треугольником, и зритель поймет почему, посмотрев фильм. Мы хотели так же сделать что-то интересное с чемоданом, который есть и в комиксе, но там он такой, скажем, условный, даже нелепый: он надел перчатку и сразу стал Железным Человеком, а мы хотели приблизить его к реальности, где он превращается в полный бронированный костюм Тони. И была идея сделать ролики, выходящие из его башмаков, глупая, но смешная, может быть мы ее и воплотим в какой-то момент (смеется).

Какое место в вашем первом туре оказалось самым запоминающимся?

Ты знаешь, Корея, Южная Корея. Мы тогда поехали в мировое турне с фильмом. Мы побывали в Австралии, где зрители нас очень удивили. Они такие вежливые в кино, просто странно. В барах они шумные, а в кино вежливые, спокойные, если сравнивать с Америкой, где возможны и крики, и свист, и аплодисменты. А в Корее в процессе тура я был поражен насколько там дружелюбные люди. И в какой-то момент нам предложили сделать сюрприз с нашим фильмом на одной из баз корейских вооруженных сил. Роберт был страшно уставший и вредный, ворчал, что не хочет никуда ехать, но я его уговорил. Нас сначала, конечно, никто не видел, мы смотрели фильм вместе со зрителями, военными и их семьями, которые реагировали на него с таким энтузиазмом, что Роберт повернулся и сказал мне: «А ведь мы сделали неплохой фильм, а?!»

Плохого настроения у него, как ни бывало. Это было исключительно приятное впечатление. Мы впервые за все время тура почувствовали связь со зрителем. И это было особенно важно для нас, потому что мы были так далеко от дома, от привычной обстановки, проскочив через какое-то количество стран. Можно сказать, по два максимум дня в каждой, затосковав по привычному нам зрителю, вдруг попали в атмосферу, где фильм был принят с таким теплом и энтузиазмом, что мы опять как-то встрепенулись и уже бодрее продолжали тур. И Роберт, который ныл перед поездкой, оставался на базе до тех пор каждый постер и каждая игрушка были подписаны и розданы.

На прошлогоднем Comic-Con, помнишь, было много разговоров о ЖЧ2, как все его ждали. Я помню, ты говорил, что тебе нравится это время, проведенное в Сан Диего…

Comic-Con стал культурным событием, это уже не настолько связано собственно с комиксами. Я давно уже не читаю комиксы, разве только, когда изучал материал к фильму. Особенность комиксов в том, что они представляют очень понятных героев. Когда ты работаешь над таким фильмом, как ЖЧ, ты имеешь дело с мифологией. Тебе нужно знать всю историю твоего героя, его мифологию, так сказать. Иногда мы обращаемся к древней мифологии, иногда к вымышленной мифологии, как Джордж Лукас, например, или «Аватар» Кэмерона, и я заметил, что люди во всем мире любят мифические истории, потому, что к тому что в них происходит мы все так или иначе имеем отношение. Они близки всем народам, говорят о знакомых всем вещах. Комиксы это своего рода западная мифология, преимущественно американская, с возрастающей ролью героя, побеждающего злодея. Какую бы книжку комиксов ты не взял, перед тобой простые и ясные конфликты и персонажи. Поэтому дети так любят комиксы. Им понятно почему Супермен сражается с Лексом Лютером, все просто: хороший парень — плохой парень. И история рассказывает о лучшем и худшем в человеческой природе.

Для кинематографиста сложность обращения к комиксу заключается в том, чтобы не слишком удаляться от реальности и понять какой из персонажей будет «смотреться» с экрана органично и наиболее реалистично. И Comic-Con — это праздник для всех любителей комиксов, это общение и возможность встреч. С ним связано много интересных художников, сейчас так же и целые компании, специализирующиеся на выпуске разнообразной продукцией, так или иначе связанной с комиксами: костюмами, игрушками и прочими вещами… Comic-Con не разобщает людей, как многие считают, потому что многие комиксы перешли в видеоформат и «живут» в сети. Comic-Con скорее объединяет людей, которые наряжаются в костюмы любимых героев, готовят эти костюмы, приезжают семьями, это целое общественное событие в среде людей, увлеченных миром комикса. Почему они важны для кинематографистов? Потому что эти люди очень много говорят о своем увлечении и обо всем, что связано с комиксами в Интернете, поэтому для нас появиться на этом мероприятии и вызвать интерес очень важно. Новость разлетится мгновенно по всему миру, даже и без прессы, в этом специфика человеческого общения: обмениваться новостями. В свое время кинофестивали обладали такой силой. Если ты был замечен на фестивале, тебя подхватит пресса, самые известные издания, и о тебе знают. Сейчас интернет выполняют эту функцию, причем со значительно большей эффективностью, у каждого есть блог, мы все в Твиттере и Facebook. И это здорово, скажу я вам.

И все-таки почему, на твой взгляд, ЖЧ имеет такой успех не только в Штатах, но и по всему миру… ведь в нем очень много специфически американского…

Ты знаешь, мы не стараемся быть интересными для всех на планете. Когда выпускали «Джи Ай Джо. Бросок Кобры», то обсуждали идеи о том, чтобы сделать героев более интернациональными, без специфической принадлежности одной стране, чтобы получить интерес к фильму везде. Мы не задумывались об этом вообще. Железный Человек приземляется и за его спиной американский флаг во всю ширь. Мы не говорим хорошо это или плохо. Высокомерие Тони в итоге начинается преследовать его… Я думаю, что хорошо или плохо в Тони, точно также хорошо или плохо собственно в Америке. Он энергичен, иногда делает ошибки, а порой просто незрелый подросток, но иногда он очень смел и обладает хорошими качествами. Мне нравится этот баланс. Я не хотел бы принять какую-то политическую позицию, чтобы зрители смогли выбрать свою сторону сами.

Именно это мне очень нравилось в первом ЖЧ, то, что люди разных политических взглядов говорили мне, что я сделал отличное кино. Этот фильм не говорит никому что думать, он просто пародирует обе стороны. Ты видишь, мы показываем журналистов Кристиану Аманпур и Билла О'Рейли. Мы все знаем что хорошо и что плохо, а в фильме мы показываем то из чего состоит наша культура. Для меня самый главный враг, может быть и не во всем мире, но точно в Америке, это то, что стороны разделяются все больше. И по-моему тот же процесс происходит и во всем мире. Если же мы находим что-то общее и можем вместе смеяться над этим, найти ценности, которые близки всем нам, тогда все в обществе меняется: экономика развивается стабильно, нет войн, все становится лучше. И, к сожалению, в Америке сейчас разделение сторон наиболее заметно, когда одна сторона не желает видеть и понимать позицию другой стороны, абсолютная взаимная слепота. Наш фильм дает зрителям возможность посмеяться над этим. Если мы не проповедуем что-то своим фильмом, а просто показываем как мы нелепы в своей разделенности и слепоте, то это может послужить залогом успеха.

Смех имеет силу уменьшать напряжение между людьми. И это сложно, потому что Железный Человек — интернациональный герой и если представить его неправильно, то он будет выглядеть таким господствующим над всеми парнем, который не только останавливает грабителей, но и меняет власть в разных странах… Ты не хочешь представить его там. И вот после первого фильма — вот его броня и что происходит через полгода, с момента как он этот бронированный костюм придумал? Мир. Вот оно — новое оружие. И Тони, каким бы сумасшедшим он не представлялся нам, знает как им управлять. В начале фильма вы видите заголовки: «Восток-Запад в беспрецедентном мире»! Это время сконцентрировать внимание на прогрессе, а не на уничтожении друг друга, использовать технологии на разрешение социальных проблем, а не для войн друг с другом. Мы установили в первом фильме позицию Тони: «Я не буду больше производить оружие». И теперь вы сможете увидеть, что он собирается делать. И когда откуда ни возьмись появляется Микки Рурк с его хлыстами, правительство хочет костюм Железного Человека, использовать эту технологию для войны, и Тони не согласен, он сам может разобраться. И он как Цезарь, поднимающийся против Сената, любимый среди людей герой.

Он отказывается продать технологию костюма. И я подумал, что может быть героем не взывая и уничтожая все вокруг, а объединяя, продвигая идею… Поэтому мы и начинаем фильм с Экспо — встречи технических гениев со всего мира. Поэтому и начали мы с представления отцом Тони будущего, каким он его видел с новыми технологиями. Это то представление о будущем, с которым я рос, а не то, что дается новым поколениям с описанием графического и живописного конца света, дней после ядерной войны и так далее. И именно это делает Тони героем, попытка показать его видение нового мира с новым видом энергии. И это очень своевременно для нас, разве нет? Обама был избран президентом, когда мы снимали фильм. Все были полны надежд на перемены, и я хотел как-то отразить это настроение, не для того, чтобы сделать какой-то политический комментарий относительно моих собственных представлений, но только то, что чувствовал весь мир. И Тони Старк тоже очень популярный среди людей парень, хоть и полон чувства собственной значимости он вешает свой «Обама» постер, где изображен он сам. И я думал, что это хоть и неожиданно, но ответственно с его стороны. Когда ты настолько знаменит, ты не можешь оставаться неуязвимым долго. В этом заключалось наше своеобразное исследования уровня популярности и известности, которые в состоянии контролировать мир. И Тони хоть и говорит, что он, как Железный Человек может разобраться с проблемами сам, но явно переоценивает себя, в этом его ошибка.

Джон мог бы говорить дольше. Он явно доволен результатом своей работы. Но пресс-агент практически за рукав вытянула его из комнаты. Мы пожелали ему удачи в следующих интервью и выразили надежду на встречу и третьего «Железного Человека» или, по крайней мере истории, где Тони будет занимать не последнее место…

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

21 декабря 202351
12 декабря 2023105
19 апреля 202325

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня, 10:569
Сегодня2
Сегодня3
Сегодня, 14:521
Вчера0
Вчера9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Талантливый человек - талантлив во всем. Сумел же все таки такой талант увидеть в Дауни, и помог ему раскрыться как актеру. Желаю ему успехов. И ждем 3 Чела и Мстителей!

3