«Последний урок»: интервью с режиссером Жан-Полем Лилиенфелдом

Обсудить0

Кинематографическая школа стран Восточной Европы имеет очень хорошую репутацию в западных странах. Французы изобрели кино. Русские изобрели монтаж. Думаю, вместе мы сможем что-то снять

Американские критики к последней ленте малоизвестного в России (но не во Франции) режиссера Жан-Поля Лилиенфелда отнеслись очень положительно, особо отметив первое за последние несколько лет появление на большом экране актрисы Изабель Аджани. По своему сюжету «Последний урок», можно сказать, расположился между классической картиной Сидни Люмета «Собачий полдень» и прошлогодним каннским лауреатом, лентой «Класс» Лорана Канте: в центре повествования учительница, уставшая от бесконечных насмешек своих учеников и по воле случая взявшая в руки пистолет.

В связи с тем, что в прошлом году гран-при Каннского фестиваля получил «Класс» - картина тоже на школьную тему — в голову приходит мысль, что во Франции довольно актуальна и интересна тема молодежно-школьных проблем. Как обстоит положение дел во французских школах?

Что касается фильма «Класс», то я узнал о его существовании как раз во время фестиваля, что на самом деле говорит о том, что это тема популярна. Но положение во французских школах везде очень отличается друг от друга. Наши картины — это не отражение действительности, а ее концентрация. В школах, например, может быть один такой класс и десять нормальных. А есть такие, где вообще никаких проблем нет. Так как места проживания людей очень разделены, то те жители, что живут в других кварталах, о подобных проблемах и понятия не имеют. Так как эти ситуации не очень приятны, то о них никто не говорит, все закрывают глаза и делают вид, что все хорошо. Кроме учеников из этих заведений и преподавателей. Система все время одинакова. Есть какая-то группа (один-два, четыре-пять человек), которые мешают остальным нормально жить и учиться.

Насколько я знаю ребята, игравшие школьников — непрофессиональные актеры. Каково было с ними работать?

Не так уж и трудно. У нас был очень маленький бюджет, так что не было возможности подготовить их профессионально в течение нескольких месяцев. И я считал правильным, что во время съемок нужно зафиксироваться на моменте наивысшей искренности, чтобы все происходило, как в жизни. Ни до, ни после, а именно во время. У каждого из них было по несколько часов подготовки в день с специальным тренером, и я попросил их, чтобы они обратили внимание на недостатки ребят. Некоторые говорили слишком быстро, некоторые не могли усидеть на месте. И для многих было характерно то, что они не доверяли окружающим. То есть им было необходимо преподать даже самые начальные, базовые актёрские навыки и умения. Но ребята очень быстро прогрессировали. Когда я их выбрал, то почувствовал, что у них уже были определенные задатки. А потом с каждым я уже общался в соответствии с их психологическими особенностями, чтобы добиться нужного результата на экране.

А было ли такое, что самим актерам какие-то ситуации были ближе, и они лучше себе представляли, как действие разворачивалось бы в школе на самом деле? Советовали вам что-нибудь?

Чем я горжусь, так это тем, что никто из них не сказал подобного. Никто не посчитал, что сценарий выглядит каким-то устаревшим. Значит, я точно угадал и показал ситуацию, какой она есть на самом деле.

У российского и французского кинематографа есть такая, не очень частая, но приятная традиция — заниматься совместными проектами. Самым известным из них стал фильм «Восток-Запад» Режиса Варнье. А вот сейчас на фестивале представлена картина «Концерт»...

Да! Я знаю, что такое нередко случается...

А была ли у вас мысль заняться подобным проектом? И вот кто бы из российских актеров мог заинтересовать?

Я очень плохо знаю русских актеров. Российских фильмов во Франции очень мало. Из ваших кинематографистов, которых я хорошо знаю, один уже умер — это, конечно, Тарковский. А второй, как мне кажется, не очень хорошо себя чувствует — это Никита Михалков...

А вот у нас, в России, есть такая, довольно популярная точка зрения, что русский кинематограф и кинобизнес должны в чем-то походить на французский. Причиной тому можно считать некоторое чувство зависти, которое мы к вам испытываем. Ведь вашему кино на своей территории удается более чем успешно конкурировать с американским. И французский кинематограф, несмотря на какие-то неудачи, все равно пользуется очень и очень большой любовью публики. Как вы думаете, могут ли наши кинематографисты чему-то научиться у французских? И должны ли?

Вовсе нет, я так не думаю. Русская школа кинематографа хорошо себя зарекомендовала, как и, например, польское кино. Да и вообще кинематографическая школа стран Восточной Европы имеет очень хорошую репутацию в западных странах. Будет ли это Полански, о котором сейчас все говорят, или Милош Форман — мы знаем, что они получили свое образование в киношколах стран Восточной Европы, и относимся к тем с уважением.

Французы изобрели кино... Русские изобрели монтаж... Думаю, вместе мы сможем снять что-то хорошее.

Смотрите также

Мелани Лоран побывала в Москве и рассказала о «Родных»

27 ноября 2012

Интервью с президентом «Французского кино сегодня» Кароль Буке

16 ноября 2010

«Шахматистка»: Интервью с Каролин Боттаро

16 ноября 2010

«Французское кино сегодня» приехало в Красноярск

14 ноября 2010

Главное сегодня

Эпизод «Маши и Медведя» внесли в Книгу рекордов Гиннесса

Сегодня

Тест: Какая вы личность в фильме «Стекло»?

Сегодня

Сериал «Ханна» представят на «Берлинале-2019»

Сегодня

Трейлеры недели: Черная Земля, вдова и код «Красный»

Сегодня

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

Сегодня

Билл Скарсгард поразил Джеймса МакЭвоя на съемках «Оно 2»

Сегодня

Сериал «Половое воспитание» посмотрели 40 млн пользователей Netflix

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт